Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДВОДНЫМИ БУКСИРОВЩИКАМИ

Работа №76716

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

автоматика и управление

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К СИНТЕЗУ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ НЕОБИТАЕМЫХ ПОДВОДНЫХ
АППАРАТОВ 11
1.1 Анализ математических моделей движения НПА 11
1.2 Обзор существующих методов синтеза систем управления
необитаемыми подводными аппаратами 13
1.2.1 Обзор существующих линейных СУ движением НПА 13
1.2.2 Обзор существующих адаптивных СУ движением НПА 14
1.2.3 Обзор существующих робастных СУ движением НПА 15
1.2.4 СУ НПА, синтезированные с использованием принципа
виртуальной траектории 16
1.3 Постановка задачи 17
2 ПОСТРОЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ НПА С ПЕРЕМЕННЫМИ
ПАРАМЕТРАМИ 18
2.1 Математическая модель пространственного движения НПА 18
2.2 Синтез СУ движением НПА в горизонтальной плоскости на основе
принципа виртуальной траектории 21
2.3 Исследование движения НПА в горизонтальной плоскости при
изменении его параметров 26
3 РАЗРАБОТКА МЕТОДА СИНТЕЗА АДАПТИВНОЙ СУ НПА,
УЧИТЫВАЮЩЕЙ ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ПАРАМЕТРОВ 39
3.1 Синтез адаптивного регулятора, учитывающего изменение динамических характеристик НПА 39
3.2 Исследование работы адаптивной СУ НПА при изменении параметров
аппарата 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

В настоящее время для работы в мировом океане широко используются необитаемые подводные аппараты (НПА). Они могут использоваться в научных целях для картографирования рельефа донной поверхности, для получения гидрографических измерений и экологических исследований, для археологических исследований [1], а также разведки и исследования запасов углеводородов в шельфовых зонах [2]. С помощью НПА может выполняться целый класс задач, связанный с осмотром и обслуживанием подводной добывающей инфраструктуры: подводных добывающих комплексов, трубопроводов, кабельных линий и других гидросооружений [3]. На сегодняшний день уровень технологии разработки нефтяных шельфовых месторождений достиг уровня, когда участие водолаза не требуется, а все монтажные и осмотровые работы выполняются с помощью телеуправляемых НПА [4]. Также, НПА используются в рыбохозяйственной отрасли и в развлекательных целях.
Среди НПА можно выделить класс автономных НПА, которые сегодня выполняют простейшие осмотровые операции. Как правило, эти аппараты перемещаются по простейшим пространственным траекториям, однако для осмотровых задач, связанных с работой вблизи объектов подводной инфраструктуры [5], от НПА требуется двигаться вдоль сложных пространственных траекторий с высокой точностью во избежание столкновения с подводными конструкциями.
Также, в настоящее время существуют системы управления (СУ) движением НПА, позволяющие им перемещаться как по простейшим пространственным траекториям, так и по сложным криволинейным траекториям [6]. Эти СУ были спроектированы для задач, в которых параметры НПА по умолчанию остаются неизменны в процессе всего движения. Однако уже сейчас возникают задачи управления НПА, параметры которых меняются в процессе движения, что может быть следствием размещения груза.
Задача движения аппарата с грузом заключается в его доставке груза из начальной точки к заданной. В ситуациях, когда груз должен быть транспортирован вблизи объектов подводной инфраструктуры, необходимыми являются требования к точности движения вдоль заданных сложных пространственных траекторий в процессе всего движения.
Предварительный анализ показал, что эти задачи могут быть решены существующими методами только в тех случаях, в которых влиянием груза на динамику аппарата с грузом можно пренебречь либо в случаях, где с изменением динамических свойств аппарата справляются робастные системы в случае их использования. Другими словами, груз должен быть незначителен по сравнению с несущим его аппаратом, как и изменения параметров аппарата вследствие присоединения груза должны быть незначительны. Этими параметрами являются масса НПА, его форма, его плавучесть и посадка.
Добавление груза к аппарату увеличивает инерцию всей системы. Помимо сил инерции на аппарат с грузом действуют другие силы, влияние которых на движение имеет смысл рассматривать вместе с основными способами расположения грузов относительно аппарата. Груз может располагаться внутри самого аппарата. В этом случае габариты аппарата с грузом не меняются, то есть не меняется объем погруженного в жидкость тела. НПА проектируются таким образом, чтобы обеспечивалась их остойчивость и нейтральная (или незначительно положительная) плавучесть. Остойчивость обеспечивается несовпадением центра водоизмещения и центра масс аппарата, что приводит к существованию положения устойчивого равновесия НПА в водной среде. Добавление груза внутрь аппарата увеличивает массу всей системы без изменения погруженного в жидкость объема, что неминуемо приводит к уменьшению плавучести. Помимо этого, неизбежное смещение центра масс изменит остойчивость. В совокупности все эти факторы могут изменить динамику аппарата настолько, что качество движения аппарата с настроенной при исходной динамике СУ значительно снизится.
Груз также может быть жестко прикреплен к аппарату снаружи. В этом случае форма НПА изменяется, его габариты увеличиваются, что приводит к увеличению сил сопротивления жидкости. Кроме того, может быть нарушена симметрия аппарата, а обтекаемость ухудшена. При проектировании аппаратов их форма делается симметричной для того, чтобы воздействие жидкости было также симметричным и не приводило к появлению дополнительных моментных воздействий при движении [7, 8]. Как правило форма аппаратов также является обтекаемой для снижения действующих сил гидродинамического сопротивления [7, 8]. Однако при креплении груза снаружи аппарата форма аппарата с грузом может перестать быть как обтекаемой, так и симметричной, что приводит к дополнительным силовым и моментным воздействиям [8-10], которые ухудшат качество движения НПА.
Также, прикрепление груза снаружи к аппарату смещает его центр масс и центр водоизмещения и приводит к изменению посадки аппарата. В случае, если транспортируемый груз обладает плавучестью отличной от нейтральной, то и плавучесть аппарата с грузом также меняется. Как и в случае размещения груза внутри аппарата, из-за указанных факторов качество работы СУ может значительно снизиться.
Из описанного выше можно сделать вывод, что актуальной является разработка такой СУ, которая бы при изменении всех указанных выше параметров, учитывая их, не приводила к ухудшению качества движения НПА вдоль пространственных траекторий.
В соответствии с описанной задачей была определена структура диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе были рассмотрены подходы к моделированию движения НПА, а также проводится анализ существующих способов синтеза СУ движением НПА.
В процессе анализа было выявлено, что все существующие системы управления синтезируются с учетом того, что параметры НПА либо остаются неизменны в процессе движения, либо их изменения происходят в пределах десятков процентов от их номинального значения. Это не позволяет использовать существующие методы синтеза СУ движением НПА с переменными параметрами.
Во второй главе выполняется построение и исследование модели НПА с переменными параметрами. Исследование модели НПА показали, что как при использовании линейной СУ, так и при использовании высокоточной СУ, изменение параметров модели приводит к ухудшению точности движения.
В третьей главе производится разработка метода синтеза адаптивной СУ НПА, обеспечивающей сохранение качества движения НПА в случае значительного изменения его параметров. Результаты математического моделирования подтвердили работоспособность и эффективность разработанного метода синтеза адаптивной СУ НПА.
В заключении описаны основные результаты, полученные в диссертационной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертации были получены следующие новые результаты:
1. Исследована модель НПА на предмет изменения качества движения вдоль криволинейных траекторий при кратном изменении параметров аппарата. Исследование проводилось на известных СУ: на линейной СУ и на СУ, синтезированной с помощью принципа виртуальной траектории. Определено качественное и количественное влияние изменения массы аппарата, присоединённых масс жидкости, коэффициентов вязкого трения и смещения центра масс.
2. Разработан метод синтеза адаптивных СУ, обеспечивающих сохранение требуемых качеств управления при изменении всех параметров НПА. Результаты проведенного моделирования подтвердили работоспособность и эффективность системы при изменении всех параметров, в том числе и тех, изменение которых приводило к ухудшению качества движения для СУ без адаптивной коррекции.



1. Irion J., Ball D., Horrell E. The US Government’s Role in Deepwater Archaeology: The Deep Gulf Wrecks Project // International Journal of Historical Archeology. - 2008. - No.12. - P. 75-81.
2. Fjellstad O.E., Fossen T.I., Egeland O. Adaptive Control of ROVs with Actuator Dynamics and Saturation // Proc. of the 2nd International Offshore and Polar Engineering Conference. San Francisco, USA. - 1992. - Р. 513-519.
3. Chakrabarti S. Handbook of Offshore Engineering (2-volume set). - Elsevier, 2005.
4. Preedy J., Certificate in Subsea Engineering. Module 5. Underwater Operations, Subsea Maintenance and New Technologies // Azur Offshore Ltd, 2017.
5. Yuh J., Marani G., Blidberg R. Applications of marine robotic vehicles // Intel¬legent Service Robotics. - 2011. - No.2. - P. 221-231.
6. Филаретов В.Ф., Юхимец Д.А. Особенности синтеза высокоточных систем управления скоростным движением и стабилизацией подводных аппаратов в пространстве - Владивосток: Дальнаука, 2016. - 400 с.
7. Агеев М.Д. Автономные необитаемые подводные аппараты. - Владивосток: Дальнаука, 2000. - 272 с.
8. Пантов Е.Н., Махин Е.Е., Шереметов Б.Б. Основы теории движения под¬водных аппаратов. - Л.:Судостроение, 1973. - 209 с.
9. Fossen T. I. Handbook of marine craft hydrodynamics and motion control. - John Wiley & Sons, 2011.
10. Antonelly G. Underwater Robots. Motion and Force Control of Vehicle-Manipulator Systems - Springer-Verlag, 2006.
11. Пельпор Д.С., Михалев И.А., Бауман В.А. Гироскопические приборы и системы: Учеб. для вузов по спец. «Гироскоп. приборы и устройства», 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1988. - 424 с.
12. Ястребов В.С., Игнатьев М.Б., Кулаков Ф.М. и др. Подводные роботы. - Л.:Судостроение, 1977. - 367 с.
13. Автономные подводные роботы: системы и технологии/ под ред. М.Д. Агеева. - М.: Наука, 2005. - 398 с.
14. Трупов А.Н. Математическая модель подводного аппарата с учетом динамических свойств управляющих систем // Проектирование подводных аппаратов. Сборник научных трудов. - 1990. - С. 35-40.
15. Whitcom L.L., Yoerger D.R. Preliminary Experiments in the Model-Based Dy¬namic Control of Marine Thrusters // Proc. of the IEEE International Conference on Robotics and Automation. - 1996. - Р. 467-472.
16. Yoerger D.R., Cooke J.G., Slotine J.-J.E. The Influence of Thruster Dynamics on Underwater Vehicle Behavior and Their Incorporation into Control System Design // IEEE Journal of Oceanic Engineering. - 1990. - Vol. 15. - No.3. - P. 167-178.
17. Агеев М.Д. Упрощенная методика расчета движителей для АПА. Подводные роботы и их системы / Отв. ред. Л.В. Киселев. Под общ. ред. М.Д. Агеева. - Владивосток: Дальнаука, 1995. - C. 33-49.
18. Healey A.J., Rock S.M., Cody S., Miles D., Brown J.P. Toward an Improved Understanding of Thruster Dynamics for Underwater Vehicles // IEEE Journal of Oceanic Engineering. - 1995. - Vol. 20. - P. 354-361.
19. Kim J. Thruster Modeling and Controller Design for Unmanned Underwater Vehicles (UUVs) // Underwater Vehicles. - Rijeka, Croatia, Springer Verlag, 2009. - P. 235-251.
20. Kim J., Han J., Chung W.K., Yuh J. Accurate Thruster Modeling with Non¬Parallel Ambient Flow for Underwater Vehicles // Proc. of IEEE/RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems. Edmonton, Canada. - 2005. - P. 1737-1742.
21. Kato N., Ito Y., Kojima J., S. Takagi, Asakawa K., Shirasaki Y. Control Performance of AUV AE 1000 for Inspection Underwater Cables // Proc. of OCEANS’94. - 1994. - P. 1135-1140.
22. Goheen K.R. Modeling Methods for Underwater Robotic Vehicle Dynamics // Journal of Robotic Systems. - 1991 - Vol .8. - No.3. - P. 295-317.
23. Goheen K.R., Jefferys E.R. System Identification of ROV Dynamics // Proc. of the 8th Conf, on OMAE. Hague. - 1989. - P. 87-98.
24. Khosla P., Kanade T. Parameter Identification of Robot Dynamics // Proc. of IEEE Conf, on decision and Control. Fort Lauderdale, USA. - 1985. - P. 1754-1760.
25. Lee P.M., Lee J.S., Hong S.W. Experimental Study of a Position Control System for ROV // Proc. of the 2nd International Offshore and Polar Engineering Conf. San Fran-cisco, USA. - 1992. - P. 533-539.
26. Ramadorai A.K., Tarn T.J. On Modeling and Adaptive Control of Underwater Robots // Journal of Robotics Systems. - 1993. - Vol. 5. - No.1. - P. 47-60.
27. Smith N.S., Crane J.W., Summey D.C. SDV Simulator Hydrodynamic Coefficients // NCSC Report, №TM-231-78. - 1978. - P. 82-96.
28. Smith R.N., Chyba M., Wilkens G.R., Catone C. A Geometrical Approach to the Motion Planning Problem for a Submerged Rigid Body // Int. Journal of Control. - 2009. - Vol. - 82. - No.9. - P. 1641-1656.
29. Craven P., Sutton R., Burns R. Control strategies for unmanned underwater vehicles // The Journal of Navigation. - 1998. - Vol. 51. - No.1. - P. 79-105.
30. Roberts G., Sutton R. Advanced in unmanned marine vessels. - Institute of Engeneering and Technology, Cornwall, UK, 2006. - 461 p.
31. Киселев Л.В. О точности стабилизации автономного подводного аппарата. Подводные роботы и их системы/ Отв. ред. Л.В. Киселев. Под общ. ред. М.Д. Агеева. - Владивосток: Дальнаука, 1995. - С. 84-93.
32. Hsu L., Costa R.R., Lizarralde F. ets. Underwater vehicle dynamic positioning based on a passive arm measurement system // Proc. of the Second International Advanced Robotics Programme Workshop on Mobile Robots for Subsea. Monterey, USA. - 1994.
33. Mahesh H., Yuh J., Kakshmi R. A Coordinated Control of an Underwater Vehicle and Robotic Manipulator // Journal of Robotic Systems. - 1991. - Vol.
8. - No.3. - P. 339-370.
34. Perrier M., Canudas-de-Wit C. Experimental Comparison of PID vs. PID Plus Nonlinear Controller for Subsea Robots // Autonomous Robots. - 1996. - No.3. - P. 195-212.
35. Egeskov P., Bjerrum A., Pascoal A., Silvestre C., Aage C., Wagner Smitt L. De-sign, construction and hydrodynamic testing of the AUV MARIUS // Proceedings of the AUV Conference. Cambridge, Massachusetts. - 1994. - P. 199-207.
36. Куропаткин П.В. Оптимальные и адаптивные системы. - М.: Высшая школа, 1980. - 287 с.
37. Фомин В.Н., Фрадков А. Л., Якубович В.А. Адаптивное управление динами-ческими объектами. - М.: Наука, 1981. - 447 с.
38. Narenda K., Annaswamy A. Stable adaptive systems. - Prenice-Hall, 1989. - 495 p.
39. Kooa M.-S., Choi H.-L., Lima J.-T. Universal control of nonlinear systems with unknown nonlinearity and growth rate by adaptive output feedback // Automatica. - 2011. - Vol. 47. - P. 2211-2217.
40. Lin W.-S., Yang P.-Ch. Adaptive critic motion control design of autonomous wheeled mobile robot by dual heuristic programming // Automatica. - 2008. - Vol. 44. - P. 2716-2723.
41. Rutkovsky V.Yu., Zemlyakov S.D., Sukhanov V.M., Glumov V.M. Modeling and adaptive attitude control of observation spacecrafts in view of flexible structure // Proc. of 17th IFAC Congress. Seoul, Korea. - 2008. - P. 3440¬3445.
42. Slotine J.-J.E., Li W. On the Adaptive Control of Robot Manipulators // The Int. Journal of Robotics Research. - 1987. - Vol. 6. - No.3. - P. 49-59.
43. Cao J., Su Y., Zhao J. Design of an Adaptive Controller for Diveplane Control of a Torpedo-shaped AUV // Journal of Marine Science and Applications. - 2011 - Vol. 33. - P. 333-339.
44. Sun Y.C., Cheah C.C. Adaptive control schemes for autonomous underwater vehicle // Robotica. - 2008. - Vol. 27. - P. 119-129.
45. Громыко В.Д., Санковский Е.А. Самонастраивающиеся системы с моделью. - М.: Энергия, 1974. - 80 с.
46. Tao G. Adaptive control design and analysis - John Wiley & Sons, Virginia, USA, 2003. - 640 p.
47. Крутько П.Д. Алгоритмы адаптивного управления исполнительными системами манипуляторов // Изв. АН СССР. Техническая кибернетика. - 1988. - №4. - С. 3-13.
48. Santhakumar M., Kim J. Modelling, simulation and model reference adaptive control of autonomous underwater vehicle-manipulator systems // Proc. of 11th International Conference on Control, Automation and Systems. South Korea, KINTEX. - 2011. - P. 643-648.
49. Баландин Д.В., Коган М.М. Синтез законов управления на основе линейных матричных неравенств. - Нижний Новгород: НГУ, 2006. - 93 с.
50. Поляк Б.Т., Щербаков П.С. Робастная устойчивость и управление. - М.: Наука, 2003. - 303 с.
51. Haddadin S., Weis M., Wolf S., Albu-Schaeffer A. Optimal Control for Maximizing Link Velocity of Robotic Variable Stiffness Joints // Proc. of 18-th IFAC Congress. Milan, Italy. - 2011. - P. 6863-6871.
52. Xilin Y., Matthew G. A Nonlinear Position Controller for Maritime Operations of Rotary-Wing UAVs // Proc. of 18-th IFAC Congress, Milan, Italy. - 2011. - P. 1510-1515.
53. Емельянов С.В. Системы автоматического управления с переменной структурой. - М.: Наука, 1967. - 336 с.
54. Slotine J.-J. Applied nonlinear control. - Prentice-Hall, 1991. - 461 p.
55. Дыда А.А. Синтез адаптивного и робастного управления исполнительными устройствами подводных роботов. Диссертационная работа на соискание ученой степени доктора технических наук. - Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 1998. - 346 с.
56. Filaretov V.F., Lebedev A.V. The Variable Structure System Synthesis for Autonomous Underwater Robot // Proc. of the 4th ECPD Int. Conf, on
Advanced Robotics, Intelligent Automation and Active Systems. Moscow, Russia. - 1998. - P. 417-421.
57. Guo J., Chiu F.-C., Huang C.-C. Design of a sliding mode fuzzy controller for the guidance and control of an autonomous underwater vehicle // Ocean Engineering. - 2003. - Vol. 30. - P. 2137-2155.
58. Lakhekar G.V. Tuning and Analysis of Sliding Mode Controller Based on Fuzzy Logic // International Journal of Control and Automation. - 2012 - Vol. 5. - No.3. - P. 93-110.
59. Xu L., Dong C., Chen Y. An Adaptive Fuzzy Sliding Mode Control for Networked Control Systems // Proc. of IEEE International Conference on Mechatronics and Automation. Harbin, China. - 2007. - P. 1190-1195.
60. Филаретов В.Ф., Юхимец Д.А. Синтез системы автоматического формирования программных сигналов управления движением подводного аппарата по сложным пространственным траекториям // Известия РАН. Теория и системы управления. - 2010. - №1. - С. 99-107.
61. Филаретов В.Ф., Юхимец Д.А. Способ формирования программного управ-ления скоростным режимом движения подводных аппаратов по произвольным пространственным траекториям с заданной динамической точностью // Известия РАН. Теория и системы управления. - 2011. - №4.
- С. 167-176.
62. Filaretov V., Yukhimets D. Synthesis of Automatic System for Correction of Program Signal of the Underwater vehicle’s Movement on Spatial Trajectory // CD-ROM Proc. of International Conference on Control, Automation and Systems ICCAS 2010. KINTEX, Korea. - 2010. - P. 126-131.
63. Filaretov V., Yukhimets D. The synthesis of AUV high-precision path following control system on the base of PD-controller //Computer, Control, Informatics and its Applications (IC3INA), 2016 International Conference on.
- IEEE, 2016. - С. 131-136.
64. Lamb H. Hydrodynamics //Hydrodynamics, by Horace Lamb and Foreword by Russ Caflisch, pp. 764. ISBN 0521458684. Cambridge, UK: Cambridge University Press, November 1993. - 1993. - С. 764.
65. Filaretov V. F., Lebedev A. V., Dyda A. A. The underwater robot thruster control system with non-linear correction and reference model self-adjustment //Control Conference (ECC), 1999 European. - IEEE, 1999. - С. 109-112.
66. Yukhimets D., Filaretov V. Some features of vectored thruster autonomous underwater vehicle control //Annals of DAAAM & Proceedings. - 2007. - С. 821-823.
67. Филаретов В.Ф., Юхимец Д.А., Щербатюк А.Ф., Мурсалимов Э.Ш., Туфа- нов И.Е. Синтез и исследование системы контурного управления движением подводного аппарата // Труды всероссийского совещания по проблемам управления. Москва. - 2014. - С. 3338-3350.
68. Лебедев А.В. Синтез алгоритма и устройства формирования траектории движения динамического объекта с учетом ограничений на управляющие сигналы // Матер. IX Междунар. Четаевской конф. “Аналитическая механика, устойчивость и управление движением”. Иркутск. - 2007. - Т. 4. - С. 137-145.
69. Филаретов В. Ф. Самонастраивающиеся системы управления приводами манипуляторов //Владивосток: Изд-во ДВГТУ. - 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ