Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка стратегических направлений развития Орловской области на основе комплексных маркетинговых исследований

Работа №76583

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы103
Год сдачи2020
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
МАРКЕТИНГА 10
1.1 Содержание и задачи стратегического управления региональным
развитием 10
1.2 Региональный маркетинг как интегрированная функция стратегического
управления развитием территории 16
1.3 Государственное правовое регулирование стратегического управления
региональным развитием 22
2 СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 29
2.1 Анализ особенностей и тенденций социально -экономического развития
Орловской области 29
2.2 Комплексное маркетинговое исследование территориального развития
Орловского региона 38
2.3 Проблемы и перспективы развития Орловской области в условиях
глобализации и перехода на новый технологический
уклад 46
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ 55
3.1 Обоснование стратегических направлений развития Орловской области с
использованием инструментов маркетинга территорий 55
3.2 Формирование программы развития сферы туризма и маркетингового
плана реализации выбранного стратегического направления 62
3.3 Оценка эффективности реализации программы развития сферы туризма в Орловской области как стратегического направления развития региона 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ

Необходимым условием достижения взаимопонимания, а также социального согласия между различными слоями населения является определение стратегии развития конкретной территории. Стратегия нужна для реализации конкретных целей развития территории каждого региона. Она помогает стабилизировать обстановку в регионе, как социальную, политическую, так и экономическую, определяя различные направления совершенствования для повышения качества жизни населения и обеспечения для всех субъектов хозяйствования благоприятных условий функционирования и развития в пределах страны. Данные обстоятельства предопределяют значимость проблемы формирования стратегии регионального развития и актуальность исследования.
Проблемам формирования, а также реализации стратегии развития региона на сегодняшний день посвящено достаточно много научных исследований и трудов по этой теме. Несмотря на это, данная проблема все равно требует дополнительного комплексного изучения и научного осмысления, так как в экономике происходит много изменений, перед органами управления в России стоят принципиально новые задачи.
Так, например, Д.С. Львов и А.Г. Гранберг считают, что цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников эффективности и повышения социально -экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан. Действительно, разработка стратегического плана развития региона является сложной научно-практической задачей, которая может быть решена только совместными усилиями органов государственной власти и крупных ученых в области регионального управления.
Актуальность темы исследования отображается также в том, что эффективная стратегия, отвечающая сегодня отвечает на все вызовы, которые стоят перед тем или иным регионом и содержит различные проекты и мероприятия, направленные на устойчивое социально-экономическое развитие и повышение благосостояния жителей - это неотъемлемый инструмент регионального управления и формирования экономики.
На сегодняшний день в Российской Федерации уровень использования потенциала регионального маркетинга для развития региона недостаточно высок. Маркетинг территории представляет собой системообразующее звено в процессах формирования и реализации стратегии развития территории, обеспечения инвестиционной привлекательности, а также создания перспективных рынков будущего, отбора и поддержки инвестиционных проектов, которые в наибольшей степени отвечают текущим и будущим потребностям региона. Следует отметить, что основой территориального маркетинга является планомерное системное изучение состояния и тенденций развития региона, которое преследует своей целью принятие рационального решения. Отдельные цели и стратегии должны быть объединены всеобщей философией регионального менеджмента, они должны опираться на изучение различных точек зрения развития территории и практические решения, которые были приняты ранее органами государственной власти.
Таким образом, предпринимаемое исследование является актуальным не только в силу практической значимости затронутых проблем, но и по причине недостаточности их научно-практической проработки.
Цель исследования состоит в изучении теории и методов формирования стратегических направлений развития региона на основе концепции маркетинга территорий.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- выполнить теоретико-методическое обоснование стратегического управления региональным развитием на основе использования инструментов регионального маркетинга;
- проанализировать и оценить состояние, тенденции и проблемы стратегического управления социально-экономическим развитием Орловской области;
- разработать стратегические направления развития Орловской области с применением маркетинговых инструментов.
Объектом исследования являются стратегические направления развития Орловской области, являющиеся элементом целостного социально-экономического управления развитием региона.
Предмет исследования - экономические и управленческие отношения, которые складываются в регионе по поводу формирования и реализации стратегии развития региона на основе территориального маркетинга.
Теоретико-методологической основой послужили труды ведущих отечественных ученых, а также материалы представленные на официальных сайтах государственной власти в сети Интернет, материалы полученные при прохождении преддипломной практики в ОГУ имени И.С. Тургенева.
В ходе выполнения ВКР были получены следующие результаты:
1. Определена роль и значение стратегического управления
региональным развитием с применением инструментов маркетинга;
2. Проведен анализ стратегического управления социально-экономическим развитием Орловской области, позволивший определить стратегические направления развития региона;
3. Разработана региональная программа «Развитие спортивного туризма в Орловской области на период до 2025 года».
Результаты проведённого исследования были апробированы на международных научно-практических конференциях и опубликованы в сборниках, включенных в РИНЦ [51,52].
При выполнении работы применялись методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования - наблюдение, анализ статистических данных, рейтингов региона, синтез полученной информации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день одним из возможных инструментов преодоления проблем развития региона, которые обусловлены глобализацией, является территориальный маркетинг, который может служить основой совершенствования региональной социально -экономической политики и быть инструментарием для ее реализации, так как значимость устойчивого развития достаточно возросла.
Разработка программ регионального маркетинга является актуальной задачей экономического развития всех субъектов РФ, в том числе и Орловской области. Региональный маркетинг, прежде всего, создает базу для экономической деятельности региональных предприятий, позволяет реализовать эффективные рыночные механизмы на макро- и микроэкономическом уровнях, дает ответ на большинство вопросов, касающихся выделения первоочередных целей и задач развития региона. Применение маркетинга территорий, в частности, маркетинга привлекательности и его инструментов способствует наиболее эффективному развитию и может ликвидировать имеющиеся недостатки региона, также способствует формированию и выделению потенциалов территории для ее дальнейшего устойчивого развития.
Перспективное видение устойчивого развития региона, его миссия и роль в социально-экономическом развитии России позволяют сформулировать основные цели и приоритеты дальнейшего развития региона, которые учитываются в процессе разработки комплексной стратегии его устойчивого развития.
В рамках исследования были проанализированы соответствующие данные социально-экономического развития Орловской области в период с 2016 по 2019 годы. Мы выявили, что многие отрасли экономики активно развиваются, например, сельское хозяйство, машиностроение, что было выявлено на основе матрицы БКГ. Кроме того наблюдается рост некоторых показателей социально-экономического развития: так валовой региональный продукт (ВРП) в Орловской области за исследуемый период имел тенденцию к увеличению, с 2016 по 2019 года данный показатель вырос на 11,5%, в то время как ВРП на душу населения варьировался. Инвестиции в основной капитал увеличились на 18,9% согласно данным Росстата.
Нужно сказать, что Орловская область имеет аграрный потенциал, природно-ресурсный, а также туристский потенциал, причем не только культурно-познавательный, но и экологический, сельский туризм, спортивный туризм.
На основе исследования сферы туризма можно сказать, что спортивный туризм занимает на сегодняшний день незначительную долю в экономике, но тем не менее Орловская область имеет потенциал к развитию и продвижению данного вида туризма в рамках региона. В большей степени на территории области активно развивается культурно-познавательный и природно¬экологический туризм.
Выбирая маркетинговую стратегию для реализации программы необходимо сделать акцент на маркетинг привлекательности, так как имидж в Орловской области достаточно устоялся, а для создания привлекательности благодаря спортивному туризму есть необходимые условия, несмотря на то, что доля данного вида туризма мала.
Наличие программы развития спортивного туризма, ее актуальность подтверждают нормативные документы, среди которых Стратегия социально-экономического развития Орловской области до 2035 года, Указ Президента РФ от 7.05.2018 года № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах РФ на период до 2024 года», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2024 года, а также Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.
Разработка программы предусматривает эффективное решение проблем спортивной подготовки, физического воспитания и оздоровления различных групп граждан Российской Федерации и Орловской области в первую очередь путем целенаправленного развития вида спорта, предполагает разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых заинтересованными федеральными, региональными и муниципальными органами власти, общественными и коммерческими организациями в рамках целостной нормативно-правовой системы. Предполагается регулярный контроль выполнения мероприятий программы на всех этапах ее реализации.
Важным моментом является то, что при реализации программы может возникнуть ряд рисков, которые будут затормаживать развитие сферы. В рамках разработки программы предполагается привлечение туристов не только из всех населенных пунктов Орловской области и, непосредственно, города Орла, но и привлечение туристов из соседних и дальних регионов, также иностранных туристов, основной поток которых состоит из студентов высших учебных заведений области. В регионе развит как внутренний, так и въездной туризм.
Нужно сказать, что программа обладает различным эффектом, как социальным, так и экономическим и политическим эффектом, направлена на духовное развитие личности в рамках целевой аудитории.
Таким образом, реализация программы по продвижению спортивного туризма является актуальным вопросом и может способствовать улучшению социально-экономического положения Орловской области.



1 Конституция РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/59863
4 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от
28.09.2018) Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
5 Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р «О
Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72074066/
6 Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р «О
Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72074066/
7 Распоряжение Правительства Орловской области от 25 февраля 2019 года
№ 83-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:// docs. cntd.ru/document/553210819
8 Распоряжение Правительства Орловской области от 13 декабря 2018 года № 594-р «Об утверждении Прогноза социально-экономического развития
Орловской области на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://docs. cntd.ru/document/550287225
9 Распоряжение Правительства Орловской области от 17 марта 2017 года № 107-р «Об утверждении бюджетного прогноза Орловской области на долгосрочный период до 2028 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/45056760/
10 Постановление Правительства РФ от 8 августа 2015 года № 822 «Об
утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития
макрорегионов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71062862/
11 Постановление Правительства РФ от 8 октября 2012 года № 353 Об
утверждении государственной программы Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/473704275
12 Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 153 Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473701451
13 Постановление Правительства РФ от 24 октября 2016 года № 418 Об
утверждении государственной программы Орловской области «Развитие промышленности Орловской области» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://base.garant.ru/45054270/
14 Постановление Правительства от 31 октября 2016 года № 427 Об
утверждении государственной программы Орловской области «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/441797436
15 Постановление Правительства РФ от 8 августа 2015 года № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и
корректировки стратегий социально-экономического развития
макрорегионов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71062862/
16 Постановление Правительства Орловской области от 8 апреля 2011 года
№ 107 «Об утверждении Схемы территориального планирования Орловской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/550204181
17 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
18 Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно¬
технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/
19 Указ Президента РФ от 25.04.2019 N 193 «Об оценке эффективности
деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323451/
20 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
21 Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на
период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_157978/
22 «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/
23 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2024 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_321443/
24 Постановление от 21 декабря 2018 года № 31/823-ОС «Об утверждении
Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/550304579
25 Стратегия социально-экономического развития Орловской области
на период до 2035 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://orel- region.ru/ index.php?head=6&part=73 &unit=291&op=8&in=64
26 План мероприятий по реализации «Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://docs. cntd.ru/document/553210819
27 Прогноз социально-экономического развития Орловской области
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://orel-
region.ru/index.php?head=20&part=21&in=119
28 Анцупов А. Я. Стратегическое управление [Электронный ресурс] / А. Я. Анцупов. - Электрон.текстовые данные. - М. :Техносфера, 2015. - 344 c. - 978-5-94836-406-3. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58867.html
29 Архипова Л. С. Государственное регулирование регионального развития. Приоритеты и механизмы [Электронный ресурс] : монография / Л. С. Архипова, Н. А. Барменкова, И. В. Биткина [и др.] ; под ред. Н. Л. Красюкова, И. В. Биткина, Н. А Барменкова. - Электрон.текстовые данные. - М. : Научный консультант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2017. - 250 c. - 978-5-6040243-5-5. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7 5451.html
30 Ведяева Е. С. Государственное и муниципальное управление [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова.
- Электрон.текстовые данные. - Саратов : Вузовское образование, 2019. -
166 с. - 978-5-4487-0499-4. - Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/82669.html
31 Рудакова А.А. Возможности современного государственного и
муниципального управления [Электронный ресурс] : коллективная
монография / Е. Н. Рудакова, А. А. Сафронова, В. Ю. Дианова [и др.] ; под ред. Е. Н. Рудакова. - Электрон.текстовые данные. - М. : Научный консультант, 2018. - 294 c. - 978-5-907084-03-2. - Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/80790.html
32 Позднякова Ж. С. Маркетинг территорий [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ж. С. Позднякова, Л. В. Алферова. - 2-е изд. - Электрон.текстовые данные. - Челябинск, Саратов : Южно-Уральский институт управления и экономики, Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 235 c. - 978-5-4486-0675-5. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81483.html
33 Почекутова Е. Н. Государственное регулирование экономики. В 2 частях. Ч.1 [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Н. Почекутова, М. Б. Двинский. - Электрон.текстовые данные. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2018. - 238 c. - 978-5-7638-3893-0 (ч. 1), 978-5¬7638-3891-6. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84340.html
34 Самойлов В. Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В. Д. Самойлов. - Электрон.текстовые данные.
- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 271 c. - 978-5-238-02431-8. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66258.html
35 Черняк В. З. Бизнес планирование [Электронный ресурс] : учебное пособие - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 591 c. - ISBN 978-5-238-01812-6.
- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10492.html
36 Использование технологий маркетинга для разработки стратегии развития
региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologiy-marketinga-dlya- razrabotki-strategii-razvitiya-regiona
37 Маркетинговые аспекты формирования стратегии развития региона
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n7marketingovye-aspekty-formirovaniya-strategii- razvitiya-regiona
38 Проблемы стратегического управления социально-экономическим
развитием на региональном и муниципальном уровнях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nyproblemy-
strategicheskogo-upravleniya-sotsialno-ekonomicheskim-razvitiem-na- regionalnom-i-munitsipalnom-urovnyah
39 Региональный маркетинг и его роль в повышении инвестиционной
привлекательности территории и конкурентоспособности региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://studme.org/49733/ekonomika/regionalnyy_marketing_rol_povyshenii_inve stitsionnoy_privlekatelnosti_territorii
40 Рейтинговое агентство «Эксперт Ра» - рейтинги, исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.raexpert.ru
41 Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/
42 Совершенствование государственного менеджмента в условиях
инновационного развития экономики как фактор повышения социально - экономического уровня и качества жизни населения субъектов РФ [Электронный ресурс] : монография / Я. Я. Кайль, О. В. Максимчук, Т. А. Першина [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — Волгоград :
Волгоградский государственный университет, 2014. — 387 c. — 978-5-9669¬1348-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73616.html
43 Стратегия развития регионов: теория, практика, новые подходы
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.marketing.spb.ru/lib-
special/regions/new_strategy.htm
44 Стратегия социально-экономического развития Орловской области
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://orel-
region.ru/ index.php?head=6&part=73 &unit=291&op=8&in=64
45 Стратегическое маркетинговое планирование как инструмент
эффективного развития территории [Электронный ресурс]. -
https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-marketingovoe-planirovanie-kak- instrument-effektivnogo-razvitiya-territoriy
46 Стратегическое планирование на региональном уровне [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://kpfu.ru/docs/F1553168800/4_Bog_lek3.pdf
47 Территориальный маркетинг: новая идеология или адаптация
корпоративного опыта [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.cfin.ru/press/practical/2006-06/02.shtml
48 Турстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://turstat.com/tag/statistika
49 Туристический портал Орловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://visit-orel.ru/category
50 Федеральное агентство по туризму Стран [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/
51. Шибаева Н.А., Шипулина О.В. Маркетинг территории как инструмент развития региональных рынков туризма России // Интеграция туризма в экономическую систему региона: перспективы и барьеры. Материалы I международной научно-практической конференции. - Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2019. - С. 421-427.
52. Шипулина О.В., Шибаева Н.А. Современное состояние туристской
транспортной системы России и перспективы её развития // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма. Материалы VII международной Интернет-конференции. - Орел: Орловский
государственный университет имени И.С. Тургенева, 2018. - С. 409-412.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ