Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ЯЗЫКОВЫХ ГРУПП

Работа №76560

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
306
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования этнической идентичности и феномена языковых групп в психологии 9
1.1. Предметное феномена «этнической группы»: сравнительный анализ близких понятий 9
1.2. Понятие этнической идентичности в психологии и других гуманитарных науках .... 15
1.3. Предметное поле феномена «языковая группа» и его психологические особенности
1.4. Студенческий возраст как предмет исследования в психологии и его
психологические особенности 28
Выводы к главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей этнической идентичности у студентов разных языковых групп 33
2.1. Организация эмпирического исследования: цели, методы, характеристика выборки
2.2. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования особенностей этнической идентичности у представителей разных языковых групп 36
Выводы к главе 2 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения 51

В настоящее время вопросы в области исследования этноса и этнической принадлежности порождают интерес множества ученых-исследователей и приобретают одну из приоритетных проблем социальной идентичности личности. Язык, как явление социальное, является неотъемлемой частью социальной и этнической идентичности, это связано с тем, что каждый этнос имеет свой язык, благодаря которому представитель определенного этноса чувствует себя его частью. Актуальность исследований этноса, этничности и этнической идентичности, и значимости языка в определении данных структур личности в России особенно возросла во второй половине XX столетия. В 90-х гг. в нашей стране обозначились процессы, вызванные всплеском осознания этноидентичности. По мнению Руткевич М.Н., это обусловлено психологической реакцией граждан на социальную неопределенность. Деление по национальному признаку и расслоение общества на группы всё в большей степени стало происходить по этническим основаниям и становится одним из главных компонентов социальной принадлежности, а этноидентичность является частью центральных компонентов в самосознании индивида. Это позволило говорить о том, что этническая идентичность и толерантность стали одной из основных черт развития современного человечества [4, С.29]. Разнообразие культур и их взаимодействие формирует процессы идентификации и аффилиации, а также самоопределения и формирования этнической идентичности у студенческой молодежи, принимающей в этих процессах непосредственное участие.
Отнесение себя к определенной этнической группе позволяет человеку ощущать чувство вовлеченности в групповую культуру определенного этноса, способствует самоидентификации личности, кроме того, служит источником самовыражения и одним из основных регуляторов этнического поведения. Как считает Крысько В.Г., наиболее чувствительным к такого рода процессам, с точки зрения активного формирования ценности этнической идентичности, является период с 17 до 25 лет (Солдатова Г.В., 1998; Крысько В.Г., 2002; Собкин В.С., 2004; Стефаненко Т.Г., 2002; Гуриева
С.Д., 2008 и др.). В этот период молодежь выступает той возрастной группой, которая наиболее восприимчива к разногласиям, связанным с этническими вопросами, и к формированию представлений, направленных на развитие межэтнического взаимодействия. Таким образом, молодежь является наиболее значимой для исследования различных аспектов этнической идентичности.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что этническая идентичность - это сложное психологическое образование, связанное в своем становлении с множеством социальных и личностных факторов, результатом которого является чувство принадлежности к этнической общности. (Солдатова Г.В., 1998; Белинская Е.П., 2000; Хотинец В.Ю., 2002; Anderson B., 1983; Phinney J., 2003 и др.)
Еще в конце 90-х годов ряд отечественных психологов-исследователей (Солдатова Г.В., 2001; Стефаненко Т.Г., 2002; Рыжова С.В., 2008 и др.) в своих исследованиях по данной теме, отмечали, что этноидентичность следует рассматривать в контексте трех компонентов: когнитивного, аффективного (эмоционально-оценочного) и поведенческого.
Анализ литературы по теме взаимосвязи языка и этноса показал, что язык является неотъемлемым базисом для интеллектуального развития и саморазвития личности, определяющим звеном в готовности к продуктивной деятельности и одним из важнейших инструментов для получения информации и общения. [Антонова Н.С.,2012; Сусов И.,2006; Берри Дж., 1992 и др.]
Проблему этноса изучались такими зарубежными учеными как Вундт В., Линней К., Блюменбах И.Ф., Бернье Ф. и др. Среди отечественных исследователей изучение этноса представлены работами Бромлея Ю.В., ГумилеваЛ.Н., Широкогорова С.М., Крысько В.Г. и др. Проблема этнической идентичности рассматривалась в работах отечественных психологов и социологов Солдатовой Г.В., Шайгеровой Л.А., Белинской Е.П., Стефаненко Т.Г., Рыжовой С.В. и др. За рубежом вопросы этнической идентичности рассматривались Налчаджаном А.А., Леви-Строс К., Тэшфел А., Пиаже Ж., Мюррей Г.А. и др. Кроме того, вопросы взаимосвязи языка и этноса в рамках гуманистических наук интересовали Антонову Н.С., Донцова А.И., Уталиева Ж.Т., Ларцуса М., Штейнталя Г., Потребня А.А., Берри Дж., Джойса Г., Боургиза Р., Тейлора Д., Реформатского А.А. и др.
Целью исследования является изучение особенностей этнической идентичности студентов - представителей разных языковых групп.
Объект исследования составили студенты - представители разных языковых групп. Предметом исследования являются особенности этнической идентичности студентов - представителей разных языковых групп.
Гипотеза исследования: существуют различия в типах и содержании этнической идентичности студентов - представителей разных языковых групп.
В соответствии с целью работы были сформулированы задачи исследования:
- проанализировать фундаментальные исследования понятий этнос, народ, нация, национальность, раса;
- изучить теоретико-эмпирические исследования этнической идентичности в психологии;
- проанализировать исследования по тематике психологических особенностей языковых групп;
- изучить исследования взаимосвязи особенностей языковых групп с этнической идентичностью;
- изучить психологические особенности студенческого возраста;
- подобрать методы и эмпирический инструментарий к исследуемой проблеме, адекватные целям и объекту исследования;
- провести исследование особенностей этнической идентичности у студентов - представителей разных языковых групп;
- провести количественно-качественный и статистический анализ результатов исследования.
Методологическая основа исследования:
- представления об этносе Бромлея Ю.В., Широкогорова С.М.,
Стефаненко Т.Г., Гумилева Л.Н., Налчаджана А.А..
- представления о феномене «этническая группа» Крысько В.Г., Примуша М.В., Терешковича П.В., Арутюнян Ю.В., Тэшфела А.
- представления об этнической идентичности Солдатовой Г.В., Романовой О.Л., Леви-Строса К., Стефаненко Т.Г., Пиаже Ж., Фрейда З., Суколова А.А.
- представления о феномене «языковых групп» Антоновой Н.С., Донцовым А.И., Уталиевой Ж.Т., Ларцусом М., Штейнталем Г., Потребня А.А., Берри Дж., Джойс Г., Боургиз Р., Тейлор Д., Реформатский А.А.
- представления о возрастных рамках студенческого возраста раскрывается в работах Эриксона Э., Стьюпера Д., Мухиной В.С., Климова Е.А., Ананьева Б.Г.
Методы исследования: теоретический анализ отечественных и зарубежных научно-исследовательских работ по теме исследования; были использованы такие эмпирические методы как: опрос, статистический анализ, статистические анализ результатов (Н - критерий Краскела-Уоллиса, Х2 - критерий для сравнения теоретических распределений, описательные статистики), количественно-качественный анализ результатов, метод сравнительного анализа полученных в ходе исследования результатов.
Методический инструментарий исследования составили:
1. Тест «Кто Я?» (Кун М., Макпартленд Т.; модификация Румянцевой Т.В.).
2. Типы этнической идентичности (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.);
База исследования: студенты Ростовского государственного медицинского университета г. Ростов-на-Дону. В исследовании приняли участие 83 студента в возрасте 17-23 лет, из них 30% составили юноши и 70% девушки, представители языковых групп: славянской (56%), тюркской (24%) и армянской (20%).
Теоретическая значимость исследования заключается в подробном изучении и анализе теоретического материала по проблеме этнической идентичности и взаимосвязи данного вида идентичности с языковым компонентом личности, изучение особенностей и характеристик студенческого возраста, анализ научных работ по тематике психологические особенности языковых групп, выявление особенностей этнической идентичности студентов - представителей разных языковых групп.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования можно использовать: в практике образовательных учреждений и общественных организаций при построении и реализации программ по профилактике межнациональных и межэтнических конфликтов; при консультировании молодежи в условиях образовательного процесса; так же, гармонизации взаимоотношений людей с разным типом этнической идентичности.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящий из 44 источников. Работа проиллюстрирована таблицами и схемами. Изложена на 68 страницах машинописного текста.
В данной работе тема раскрыта следующим образом: в первой главе изучены предметное поле феноменов «этнос», «этническая группа» и «этническая идентичность», изучены психологические особенности языковых групп; рассмотрены работы по изучению студенческого возраста в психологических науках; во второй главе на основе указанного выше теоретического материала проведено исследование по выявлению особенностей этнической идентичности студентов - представителей разных языковых групп. Проведен качественный и количественный, статистический анализ результатов, полученных в ходе исследования. Дополнительный материал представлен в приложении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования являлось изучение особенностей этнической идентичности у представителей разных языковых групп. В ходе реализации поставленных задач были сделаны следующие выводы:
Обилие теорий по проблеме этнической идентичности дает возможность понять, что этническая идентичность - является неотъемлемой и составной частью социальной идентичности личности, которая характеризуется соотнесением личности с каким-либо этносом, осознанием себя представителем данного этноса.
Повышенный интерес отечественных и зарубежных авторов в социальных науках свидетельствует о необходимости многогранно исследовать данный процесс и выделить неоспоримое сходство теорий, которое заключается в признании факта того, что этническая идентичность приобретается в процессе взаимодействия с представителями разных этносов.
Осознание и принятие того, что для каждого народа существует своя среда, ограниченная «психологической границей», в рамках которой существуют свои культурные стандарты, которые помогают сохранить свою этническую неповторимость. Толерантно сформированная этническая идентичность является важной характеристикой современного человека.
Этническая идентичность связана, главным образом, с ролью языка в формировании чувства принадлежности определенного индивида к его этнической общности.
На огромное разнообразие этносов и наций в мире существует еще большее количество языков, каждый из которых индивидуален и присущ каждой этнической группе по отдельности со своими диалектами и культурой. Речь и язык является неотъемлемой и важной частью этнического сознания и самосознания человека, воспитывающегося в обществе.
Периодом формирования устойчивых свойств личности является студенческий возраст. В этот период усиленно усваиваются нормы отношений между людьми, формируются профессионально необходимые умения и навыки, формируются устойчивые ценности и интересы, которые в дальнейшем человек не только усваивает в его социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
Исследование такой категории социальной идентичности как этническая идентичность показывает, что у представителей славянской, тюркской и армянской языковых групп имеет не равно выраженную тенденцию. У представителей славянской и тюркской категория этнической идентичности четко не выражена среди других категорий идентичности. Однако у армянской языковой группы этническая идентичность четко выражена в структуре ответов.
В результате сравнительного анализа по результатам методики типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой можно говорить о высокой выраженности позитивной этнической идентичности и этнической индифферентности, которая одинаково выражена у славянской, тюркской и армянской языковых групп, что представляет взаимоисключающие тенденции. Статистически подтвержденные различия обнаружены в типах этнической идентичности этноэгоизм и этнофанатизм. В большей мере обе тенденции представлены у армянской языковой группы, чем у славянской и тюркской. Сравнение двух последних показывает, что у славянской языковой группы преобладает этноэгоизм, у тюркской - этнофанатизм.
Таким образом, гипотеза о существовании различий в типах и содержании этнической идентичности у представителей разных языковых групп подтвердилась.



1. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1. М., 1990г. — С.12-38.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста//современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева и Н.В. Кузьминой. Л., 1974г. Вып. 2. — С.11-20.
3. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2002г. — С.416.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2004г. С.375.
5. Антонова Н.С. Язык как социализирующий фактор личности в процессе активного диалога культур. — cyberleninka.ru/гуманитарный вектор.2012г. №3(31).
6. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. этносоциология - учебное пособие для вузов. Москва: Аспект пресс, 2009г. — С.270.
7. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О.А. социальная психология личности, М.: Аспект-Пресс, 2001г. — С.300.
8. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 4-издание, 2012г. - С.440.
9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Под ред.доктора геогр.наук. профессора Жекулина В.С. — 2 изд. испр. и доп. — Л.: Изд- во ЛГУ, 1989г. — С.496.
10. Гуриева С.Д. Этническая психология. СПб.: Балтийский институт экологии, политики и права. 2000г. - С.24.
11. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор
этнической идентичности — cyberleninka.ru/гуманитарный
вектор.2013г. №4(30).
12. Емельянова Е.В. Практикум по этнической психологии: учеб. пособие/ Е.В.Емельянова - Иркутск: ИГУ, 2015г. - С.158.
13. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. — М.: Флинта: Наука, 2003г. — С.432.
14. Кадыров Ш.Х.; Брусина О.И. Этнология и этнография. Собрание статей. — М.,1991г. — С.365.
15. Карпов В.А. Современная этнология. — М.,1990г. — С.458.
16. Карпова А. В. Психология труда— М.: Владос-Пресс, 2011г. — С.352.
17. Константинов В. Визит Папы: Духовная миссия. — Комсомольская правда от 29.06.2001г.
18. Крылов А.Г. этимологический словарь русского языка -
«Полиграфуслуги» М., 2005г.— С.432.
19. Крысько В.Г.- Этническая психология. 2002г.— С.165.
20. Майерс Д. социальная психология - СПб.: 2010г. — 784.
21. Михальченко В.Ю. Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. 2006г. — С.56.
22. Налчаджян А.А. Этнопсихология, Издательство: СПб: Питер; Издание 2-е, 2004г. — С.381.
23. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь современного русского языка.Издательство: ИТИ Технологии, 2008г.— С.944.
24.Оллпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М. Пресс. 2002г. — С.464.
25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды /Пер. с английского и фр. /вступ. статья В.А. Лекторского, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. М.: Медждунар. пед. Акад., 1994г. — С.660.
26. Примуш М.В. Общая социология: учебное пособие / М.В. Примуш. - М., 2004г.— С.589.
27. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /— 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009г. — С.530.
28. Реформатский А.А. Введение в языковедение /Дополнения — по 5-ому изд.: — М.: Аспект-Пресс, 2001г. — С.536.
29. Рождественский Ю.В., Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Очерки по
истории лингвистики. М., 2000г. — С.475. (Сусов И. История
языкознания. Глава 7.3. А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа.)
30. Русанова А. Г. Культурная идентификация студентов и проблемы высшего образования// Знание. Понимание. Умение. -2008г. -№11.
31. Рыжова С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности/ С.В. Рыжова. - М.: Альфа-М, 2011г. —С.280.
32. Слепко Ю.Н., Ледовская Т.В. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования/учебное пособие. Издательство: Издательство "Канцлер"— 2013г. — С. 136.
33. Собкин В.С., Глухова Т.В. Мутеперель С.В. Национальная идентичность и межнациональная толерантность в подростковом возрасте // Возрастные особенности формирования толерантности / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2003г. С.152-172.
34. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998г. — С.389.
35. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2009г.- С.369.
36. Терешкович П.В. Новейший философский словарь: Энциклопедия / Составитель: Грицанов А.А. — Минск: В.М. Скакун, 2002г. — С.896.
37. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В четырех томах.
- М. Прогресс. том II, пер. и доп. Трубачев О.Н., 2005г.— С.984.
38. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В четырех томах.
- М. Прогресс. том IV, пер. и доп. Трубачев О.Н., 2005г. — С.863.
39. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность/ —2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003г. — С.860.
40. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю. Хотинец. — СПб.: Алетейа, 2000г. - С.240.
41.Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] Детство и общество. СПб.: 1996г. — С.6-22.
42. Anderson В. Imagined Communities: Reflections on the Origins and Spread of Nationalism. L.-N.Y., 1983ye.
43. Berry J.W. et al. Crosscultural psychology: Research and applications. Cambridge, etc.: Cambr. Univ. Press, 1992уе.
44. Phinney J. Ethnic identity and acculturation // Acculturation: Advances in th
eory, measurement, and applied research / K. Chun, P. B. Organista,
& G. Marin (Eds). Washington, DC, 2003ye.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ