ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ 6
1.1 Теоретические аспекты активного туризма 6
1.2 Анализ проблем, препятствующих развитию активного туризма в Российской Федерации 9
1.3 Особенности развития активных видов туризма в арктической зоне зарубежных стран на примере Аляски, Норвегии, Финляндии, Канады и Исландии 15
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО ТУРИЗМА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 22
2.1 Территории Мурманской области для развития регламентированной рекреационной деятельности 22
2.2 Текущее положение туризма в Мурманской области 38
2.3 Анализ проблем, препятствующих развитию активного туризма в Мурманской области: на
примере ТРТ «Хибинская» 44
2.4 Перспективы развития активных видов туризма на территории Мурманской области 48
3.1 Разработка проектов: проведение социологического исследования 52
3.2 Разработка проектов: анализ конкурентов 59
3.3 Реализация проектов в пределах ТРТ «Хибинская» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время туристическая деятельность играет важную роль в экономике страны: она дает дополнительные рабочие места, развивает предпринимательскую активность, улучшает имидж государства на мировой арене, создает новую инфраструктуру, пополняет государственную казну.
В 21 веке в туризме происходят качественные изменения: развиваются новые виды туризма и появляются уникальные направления отдыха. Одним из таких новых направлений стал активный туризм на арктических территориях. Зарубежные страны, такие как Норвегия, Канада, США, Финляндия, Дания и Исландия, в течение последних 20 лет развивают активные виды туризма на северных территориях, и они добились хороших результатов. Секрет их побед заключается в том, что управление туристической деятельностью происходит за счет равноправного взаимодействия государства, представителей бизнеса и местного коренного населения.
Благодаря опыту иностранных циркумполярных стран, сотрудничеству с ними, а также поддержке со стороны государства, арктические регионы России тоже стали представлять себя на международном и межрегиональном рынках туристических услуг. Хорошим примером служит Мурманская область, на территории которой реализуется один из уникальных проектов - арктический круиз на атомном ледоколе к Северному полюсу.
Актуальностью выбранной темы является то, что развитие активного туризма на арктических территориях России способствует благополучию всего региона в целом, так как улучшается инфраструктура, а тем самым качество жизни населения, территория становится привлекательной для российских и зарубежных инвестиционных проектов.
Цель диссертационной работы заключается в определении перспективных направлений развития активных видов туризма в арктических регионах России.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать задачи исследования:
1. раскрыть теоретические основы активного туризма;
2. проанализировать опыт развития активного туризма циркумполярных государств;
3. провести анализ проблем, препятствующих развитию активного туризма в Российской Федерации;
4. рассмотреть текущее положение, а также перспективы развития активных видов туризма в Мурманской области;
5. проанализировать проблемы, препятствующие развитию активного туризма на Кольском полуострове;
6. разработать и реализовать туристические проекты, направленные на развитие активного туризма в пределах ТРТ «Хибинская».
Объектом исследования является территория Мурманской области.
Предмет - туристическая деятельность, связанная с организацией активного туризма.
В написании работы использовались следующие информационные ресурсы: нормативно-правовые акты, федеральные целевые и государственные программы, статьи на тему туристической индустрии, научные труды отечественных эконом-географов.
В процессе написания исследования были применены следующие методы:
А системный,
А статистический,
А структурно-функциональный,
А описательный,
А методы прогнозирования, моделирования, типологий, сравнений и аналогий, анализа, оценки.
Как информационная база при написании выпускной квалификационной работы использовались научные труды отечественных (Севастьянов Д.В, Старостенко К. В., Тотонова Е.Е.) исследователей, периодические издания (журналы и газеты), сборники публикаций и статистические сборники, официальные издания законодательного и нормативного характера (Федеральные законы Российской Федерации, решения и постановления региональных и муниципальных органов власти, Программа и Стратегия социально-экономического развития и т.д.) , а также ресурсы сети Интернет.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в проработке теоретических основ активного туризма, анализе проблем, препятствующих развитию активного туризма в России и на исследуемой территории, в рассмотрении опыта иностранных циркумполярных государств в данной индустрии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- были полностью разработаны и реализованы два уникальных туристических проекта, направленных на развитие активного туризма Мурманской области;
- в дальнейшем разработанные туристические проекты могут реализовываться на региональном и межрегиональном рынках туристических услуг в качестве готового эксклюзивного продукта.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения; трёх глав, включающих 10 разделов; заключения; списка использованной литературы (53 источника); приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты активного туризма, анализируются работы в этой сфере отечественных исследователей. Большое внимание уделено проблемам развития активного туризма в Российской Федерации. Также приведен анализ опыта развития активных видов туризма циркумполярных государств.
Во второй главе дается описание рекреационно-привлекательных территорий Мурманской области, анализируются активные виды туризма. Осуществляется характеристика и оценка текущего положения туризма в регионе, рассматриваются наиболее значимые проблемы, влияющие на развитие активного туризма области. И наконец, перечисляются основные перспективные проекты, направленные на развитие туризма Мурманской области.
Третья глава посвящена разработке и реализации двух туристических проектов, направленных на развитие активного туризма в Мурманской области. Было осуществлено социологическое исследование туристического рынка г. Кировска и его окрестностей, а также проведен анализ компаний, предлагающих похожий туристический продукт.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были определены перспективные направления развития активных видов туризма на территории Мурманской области, к которым относятся горнолыжный, маршрутный, экстремальный, круизный, этнографический туризм, а также рекреационное рыболовство.
По результатам проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Изучив теоретические основы активного туризма, необходимо отметить, что при определении активного туризма наиболее удачным является вариант «вид путешествия, связанный с активными способами передвижения по маршруту и совершаемый человеком в рекреационных и спортивных целях».
2. В России существует большое количество проблем, которые препятствуют развитию активного туризма. К ним относятся:
- отсутствие нормативно-правовой базы развития активного туризма;
- отсутствие системы управления развитием активного туризма;
- неразвитая система транспортного сообщения, низкое качество дорожного покрытия, недостаточный уровень безопасности при передвижении;
- отсутствие или недостаток соответствующей инфраструктуры;
- отсутствие или нехватка финансовой поддержки развития предпринимательства в сфере активного туризма;
- отсутствие или нехватка квалифицированных кадров для работы в сфере активного туризма;
- отсутствие развитой сети информационных ресурсов;
- отсутствие образа, имиджа регионов;
- отсутствие или недостаток туристических маршрутов, включающих реализацию нескольких видов активного туризма, а не монопродукт.
Для решения данных проблем Правительством РФ реализуется федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)", целью которой является повышение конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации.
3. Проанализировав опыт циркумполярных стран, автор пришел к выводу, что важное место в развитии активного туризма на арктических территориях играет государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Кроме того, арктические территории необходимо сохранять больше как особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки), а не как регионы промышленного освоения.
4. Рассмотрев текущее состояние туристической индустрии Мурманской области, а также масштабные проекты, направленные на развитие активного туризма, было выявлено, что регион обладает хорошими перспективами развития как внутреннего, так и въездного туризма с упором на активный отдых. Определенный потенциал связан с развитием таких проектов, как «Арктик Экспо Центр, Атомный ледокол «Ленин», «Арктическая гавань» и развитие горнолыжных склонов горы Айкуайвенчорр.
5. В ходе работы была проанализирована проблема, связанная с созданием национального парка Хибины. Изучив необходимые материалы, автор пришел к выводу, что решением проблемы может стать утверждение границ НП, предложенных природоохранными организациями. Только в этом случае национальный парк «Хибины» будет выполнять свои функции и сохранится уникальная природа этого горного массива.
6. На основании проведенного социологического исследования и анализа деятельности компаний были созданы и реализованы два уникальных проекта, направленных на развитие активных видов туризма на территории Мурманской области. Прибыль от реализованных проектов составила 272000 рублей. Кроме того, данные проекты могут быть предложены в качестве полноценного продукта различным туристическим компаниям, которые занимаются реализацией активных туров по Мурманской области
1. Александрова А.Ю. Статистика туризма. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014, с. 325-329.
2. Артёмова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма. Орёл: ОрёлГТУ, 2005, с. 15.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский дом "Герда", 2000, с. 26.
4. Евсеев А.В., Красовская Т.М., Мироненко Н.С., Тикунов В.С., Шабалина Н.В. Оценка рекреационного потенциала Севера России. Смоленск: Смоленский гос. ун - т., 1996, 62 с.
5. Зимелева М.В. Туризм за Полярным кругом (Кольский полуостров). М.: Московский дом ученых КСУ при СНК СССР, 1934, 27 с.
6. Квартальянов В. А. Туризм. М.: Издательство «Финансы и статистика», 2003. С. 79
7. Кондратович И.И., Макарова О.А., Никонов В.В., Харитонова Г.Н. Рекреационные ресурсы Мурманской области. Информационный материал. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 1996, 67 с.
8. Кучинский М.В., Лихачев В.И, Петров В.М., Зайцева И.О. Ловозерский район: проблемы природопользования и сохранения природного и культурного наследия. М.: центр охраны дикой природы, Кольский центр охраны дикой природы, 2008, с. 16.
9. Морозов М.А., Морозова Н.С., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика туризма. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014, с. 72.
10. Писаревский Е.Л. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014, с. 12.
11. Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма. М.:
Издательский центр «Академия», 2008, с. 8.
12. Чудновский А.Д., Королев Н.В., Гаврилова Е.А. Менеджмент туризма. М.:
Федеральное агентство по туризму, 2014, 237 с.
Статьи в журналах и сборниках:
1. Алейникова Г.М. Условия и особенности развития устойчивого природноориентированного туризма // Донецкий институт туристического бизнеса. 2008. №12. С.83-93.
2. Белоусов Д.С. Туризм и глобальный экономический кризис в зеркале СМИ // Материалы I международной научной конференции «Глобализация и туризм: проблемы взаимодействия». Саратов. 2009.
3. Бурлина М.В. Развитие туризма как фактор формирования имиджа территории // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. 2007. № 2. С. 7.
4. Кещян В.Г., Кугушева А.Н. Анализ проблем, препятствующих развитию активного туризма в России // Экономический анализ: теория и практика, 2013. № 2(305). С. 29-36.
5. Кугушева А.Н. Теоретические аспекты активного туризма // ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва. 2011.
6. Кугушева А. Н. Исследование потребительских предпочтений в сфере активного
туризма. Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: материалы всероссийской научно-практ. конференции. Вып. 12. М.: Ваш
полиграфический партнер, 2011.
7. Лабзина О.Г. Туристское образование в России: необходимость или обязанность? // Турбизнес. 2004. № 3. С. 5.
8. Ландо Е.Ю., Евстафьева О.А. Развитие туризма в Мурманской области // Кольский филиал Петрозаводского государственного университета. 2009.
9. Назина Н.Е. О состоянии дел и развитии горнолыжного туризма в России // Горнолыжная индустрия России. 2010, № 5, с. 10-12.
10. Нефедова О.В. Туризм и культурное наследие: проблемы взаимодействия // Материалы I международной научной конференции «Глобализация и туризм: проблемы взаимодействия». Саратов. 2009.
11. Старостенко К. В. Развитие активного туризма в России: проблемы и перспективы // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 2.
12. Тотонова Е.Е. Модели управления региональным туризмом на примере северных территорий Канады // Проблемы современной экономики. 2010. №3. С. 383-386.
13. Ecklund L. Tourism Potential in Canada’s North // Report on survey results. 2008. P. 40.
14. Fay G., Karlsdottir A. Developing an Arctic Tourism Observation System // Arctic Observing Network - Social Indicators Project. 2010. P. 6.
15. Odd I., Nina E. Managing visitor sites in Svalbard: from a precautionary approach towards knowledge-based management // Polar Research. 2012. P. 5.
16. Steiner A., Sollitt D. Tourism in The Polar regions. The Sustainability Challenge. 2007. P. 38.
17. Stewart E, Howell S. Sea Ice in Canada’s Arctic: Implications for Cruise Tourism // Arctic. № 4. 2007. P. 372.
18. Tomczyk A., Ewertowski M. Changes of arctic landscape due to human impact // Quaestiones geographicae. № 29/1. 2010. P. 82.
19. Vuoristo K. Regional and structural patterns of tourism in Finland // Fennia. № 180. 2002. P. 257.
Фондовые материалы:
1. Инвестиционный паспорт. Муниципальное образование городской округ Ковдорский район. 2015 год.
2. Постановление Правительства Мурманской области «О долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009-2011 годы».
3. Программа развития туристско-рекреационного кластера Мурманской области на 2015-2017 гг.
4. Стратегия развития активного туризма, прикладных и экстремальных видах спорта в России до 2020 года.
5. Статистический ежегодник по Мурманской области. Мурманск. 2015.
6. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2016 годы)».
Ресурсы сети Интернет:
1. Официальный сайт Международной информационной Группы «Интерфакс». www.interfax.ru,13 октября 2015.
2. Журнал «Туристический вестник».www.tourvest.ru,21 октября 2015.
3. Туроператор по активному отдыху в России «Russia Discovery» http://www.russiadiscovery.ru,15 декабря 2015.
4. Официальный туристический портал Канады.http://uk-eepexploring.canada.travel,25 января 2016.
5. Официальный туристический портал Норвегии.http://www.visitnorway.ru,1 марта 2016.
6. Официальный туристический портал Финляндии.http://www.visitfinland.com, 18 января 2016.
7. Официальный портал. Государственный природный заповедник «Пасвик» http://pasvik51.ru,9 марта 2016.
8. Официальный информационный портал Мурманской области.
http://www.hibiny.com,23 января 2016.
9. Официальный портал. Центр охраны дикой природы.http://www.biodiversity.ru,13 февраля 2016.
10. Официальный туристический портал Мурманской области.
http://www.murmantourism.ru,29 января 2016.
11. Официальный портал. Туристическое агентство «Ловозеро Тур» http://lovozerotur.ru,23 марта 2016.
12. Официальный информационный портал г. Кандалакша.http://www.kandalaksha.org,15 марта 2016.
13. Официальный портал. Администрация Кольского района Мурманской области http://kola.murmansk.ru,18 февраля 2016.
14. Официальный портал. Правительство Мурманской области.https://www.gov- murman.ru,3 февраля 2016.
15. Официальный портал. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru,9 марта 2016.
16. Официальный портал. Национальный парк «Хибины».http://hibiny.info,5 марта 2016.