Актуальность исследования. Проблема научного исследования конфликта в социальном взаимодействии имеет междисциплинарный характер и не теряет свою актуальность на протяжении нескольких десятилетий.
В работе анализируются особенности педагогических конфликтов.
Цель исследования – рассмотреть особенности причин педагогических конфликтов, их возникновение и способы разрешения.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать педагогические конфликты.
2. Рассмотреть причины возникновения педагогических конфликтов.
3. Проанализировать способы устранения педагогических конфликтов.
В современной литературе педагогический конфликт трактуется, как взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе.
Существует специфика педагогического конфликта между учителем и учениками: условия происхождения конфликта (в учебной деятельности), временные и пространственные рамки ограничены, существует статусное определение социальной роли участников конфликта.
Можно выделить следующие особенности педагогических конфликтов:
ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них - об этом всегда приходится помнить учителю;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика;
всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие ученики.
1. Анцупов А.Я. Конфликтология Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2015. - 528 с
2. Битянова М.Р. Учимся решать проблемы.Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2011. – 96 с.
3. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е.В. Гребенкин. - М.: Феникс, 2013. - 176 с.
4. Конради Т. А. Психологический анализ педагогического конфликта [Текст] / Т. А. Конради // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (9). — С. 102–104.
5. Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология. Учебное пособие / И.А. Курочкина. - Екатеринбург: РГППУ, 2013. - 229 с.