Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПЕТРОГРАДСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ СОБЫТИЙ 1917 ГОДА (НА МАТЕРИАЛАХ ДНЕВНИКОВ И МЕМУАРОВ)

Работа №76290

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы233
Год сдачи2016
Стоимость5790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Характеристика дневников и мемуаров, имеющих несколько редакций 13
1.1. Дневник З.Н. Гиппиус 14
1.2. Дневник О.В. Синакевич 20
1.3. Воспоминания Б.А. Энгельгардта 29
1.3.1. Внешняя характеристика мемуаров разного времени 30
1.3.2. Особенности изменения текста с течением времени 40
Глава 2. Отражение политических событий 1917 года 48
2.1. Февральская революция и первые недели новой власти 49
2.2. Период кризисов Временного правительства 63
2.3. Октябрьский переворот и конец 1917 года 75
Глава 3. Социальный аспект жизни в столице в 1917 году 87
3.1. Описание политических деятелей 88
3.2. События на фронте в дневниках и мемуарах 1917 года 98
3.3. Быт Петрограда в 1917 году 107
Заключение 122
Приложения


Одной из наиболее популярных тем, занимающих общественное сознание, является тема российской интеллигенции. В трудах отечественных и зарубежных историков анализируются как определение понятия интеллигенции, так и роль интеллигенции в историческом процессе. В основе данного исследования лежит изучение дневников и мемуаров, написанных представителями петроградской интеллигенции, часть из которых не опубликованы и доступны лишь узкому кругу специалистов. На основе этих источников выстраивается динамика революционного процесса, позволяющая взглянуть глазами очевидцев на развитие исторических событий.
Хронологические рамки исследования охватывают период с февраля 1917 года по конец октября 1917 года.
В ходе исследования автор доказывает, что в 1917 году шел непрерывный революционный процесс, начавшийся февральским переворотом и завершившийся в октябре 1917 года приходом к власти Советов, которые смогли удержать ее в своих руках.
В развитии революционной ситуации в 1917 г. следует выделить 3 периода:
1. Первый этап революции (февраль - март 1917) характеризуется, во-первых, сменой режима - свержением монархии, последующим отречением царя и установлением сначала власти Временного комитета Г осударственной думы, а затем формирования двоевластия. Во-вторых, к этому периоду относятся первые действия власти, попытка наведения порядка в столице, издание Приказа №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и приказа Военной комиссии Временного комитета Государственной Думы.
2. Второй этап (апрель - август 1917) - период политических кризисов. Речь идет об апрельском кризисе и создании в связи с этим коалиционного правительства, кризисе июня и июля и очередной смены правительственных кабинетов. К этому же этапу следует относить корниловский мятеж.
3. Третий период (сентябрь - октябрь 1917) включает в себя новый кризис власти, создание ответственного министерства и предпарламента, а также октябрьский переворот, приведший к власти Советы.
Географические рамки исследования охватывают лишь столичный регион. В ходе исследования были использованы дневники и воспоминания интеллигентов, которые в момент революционных событий находились в Петрограде или пригородах столицы.
Цель и задачи исследования - анализ источников мемуарного характера для рассмотрения взглядов представителей интеллигенции на внутриполитическую ситуацию в Петрограде в 1917 году. Были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать дневники и воспоминания некоторых представителей интеллигенции, не принадлежащей к рабочему классу.
2) Провести археографический анализ дневников и мемуаров, которые имеют несколько редакций и выявить особенности и характер внесенных изменений
3) Сопоставить взгляды разных представителей интеллигенции на одни и те же события
4) Рассмотреть отношение интеллигенции к смене власти в феврале 1917 года и степень ее участия в революционных событиях.
5) Проследить изменение настроений к власти среди интеллигенции в ходе политических кризисов с апреля по сентябрь 1917 года.
6) Охарактеризовать настроения петроградской интеллигенции накануне революционного выступления ВРК и его сторонников 25 октября.
7) Рассмотреть отношение представителей интеллигенции к новой власти, в целом, и к наиболее ярким ее представителям в частности.
8) Выявить степень заинтересованности интеллигенции в состоянии фронта и особенности отражения военных действий в их дневниках и мемуарах.
9) Сопоставить описания жизни столицы в 1917 году в записях интеллигенции, в нормативных документах и в современных исследованиях по экономике Петрограда.
Методология. При написании данной работы автор стремился избежать инверсионной логики мышления, согласно которой то, что ранее оценивалось как положительное, в последующее время представляется отрицательным, и наоборот. Применение общенаучных (исторический, логический и метод классификации) и специально-исторических (сравнительно-исторический, системно - структурный) методов помогло избежать подобных крайностей. Использование принципов историзма и научной объективности позволило проанализировать основные тенденции складывания отношения интеллигенции к новой власти. Метод классификации позволил сгруппировать имеющиеся у исследователей воспоминания в несколько групп в зависимости от известности и материальной обеспеченности их авторов, а также степени их участия в событиях 1917 года.
В работе использовались специально-исторические методы. Системно¬структурный метод способствовал выявлению и анализу основных фактов революционных событий, происходивших в Петрограде, записанных в воспоминаниях и дневниках очевидцев. Сравнительно-исторический метод позволил сопоставить взгляды разных людей на одни и те же события и установить истинное прошлое. Комплексное использование различных методов способствовало решению задач исследования.
Историография.
Позиция интеллигенции по отношению к Февральской революции изучалась историками ранее. Но «неприятие Октябрьской революции значительными слоями интеллигенции привлекало первоначально к тенденциозно-неприязненному освещению ее позиции в работах 1920-1950х годах, а затем и к умолчанию фактов, требовавших анализа». До середины 1960х годов в России не появлялось объективных исследований по данному вопросу.
В 1920е годы на историков большое влияние оказывали работы партийно-государственных деятелей, таких как В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская. В.И. Ленин указывал, что демократическая интеллигенция являлась союзником рабочего класса в борьбе с самодержавием. Основная же масса интеллигенции, считал лидер большевиков, угнеталась не только царским правительством, но и терпела нередко эксплуатацию со стороны капиталиста и известное социальное принижение. Поэтому она могла стать «при условии сближения с народом» крупной силой в борьбе с царизмом. Ленин считал, что сражаясь под руководством пролетариата против царизма, интеллигенция несла наряду с рабочими «все неимоверные тягости революционной борьбы».
«Для В.И. Ленина и его соратников по партии, проблема “революции и интеллигенции” включала решение двух взаимосвязанных вопросов: о возможности и желательности участия интеллигенции в пролетарской революции для ее победы и об объективной заинтересованности интеллигенции как общественного слоя в революционном преобразовании общества», - отмечали в своем исследовании новосибирские историки.
«Показательно, что события, непосредственно связанные с революционным 1917 годом (от февраля к октябрю), рассматривались либо крайне поверхностно, либо вовсе исключались. ... Учительство стало практически единственным отрядом российской интеллигенции, жизнь и деятельность которого нашла отражение в отечественной историографии», - подчеркивал исследователь проблемы.
Характеризуя развитие историографии, Н.Н. Смирнов отмечал: «временем перелома в развитии советской исторической науке стала вторая половина 1950х годов. ... Он продолжался практически до конца 80х годов». «В эти годы исследователи обращаются к изучению таких частных вопросов, „ „ 4
как революционные традиции учительства».
В обзоре историографии Н.Н. Смирнов констатировал: «в 1960-1980е годы отечественная историография совершила прорыв в комплексном исследовании российской интеллигенции. Появляются многочисленные публикации , в которых анализируются материальное и бытовое положение интеллигенции, определяется ее численность, место в структуре общества. .Однако по-прежнему основное внимание уделяется лишь тем из интеллигентов, кто связывал себя с большевиками, позиции же прочих расценивались как антидемократические, контрреволюционные».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поскольку в основе работы лежит исследование дневников и мемуаров интеллигенции, охватывающих в своем содержании 1917 год, автор использовала материалы, написанные представителями интеллигенции разных профессий и материального достатка. В ходе исследования, используемые источники были разделены на три группы: дневники, отредактированные мемуарные источники и воспоминания.
К первой группе материалов относятся дневники С.П. Каблукова, Д.И. Мушкетова, Д.В. Философова, А.Ф. Пешехоновой, К.И. Чуковского, Л.Н. Андреева, А.А. Блока, Ю.В. Ломоносова и Г.А. Князева. Наиболее полными и содержательными из них являются дневники Д.И. Мушкетова, С.П. Каблукова, А.А. Блока и Г.А. Князева.
Ко второй группе источников мы отнесли дневник З.Н. Гиппиус, дневник О.В. Синакевич и мемуары Б.А. Энгельгардта. Авторы этих мемуарных свидетельств не однократно возвращались к своим текстам, редактировали их, убирая не нужные, по их мнению, для потомков, фрагменты.
К последней же группе источников автор исследования относит Д.А. Лутохина, И.Ф. Любицкого, В.Б. Лопухина, А.Л. Ротач и В.Д. Семеновой- Тян-Шанской.
В ходе анализа самой сложной группы источников, отредактированных мемуарных свидетельств выяснилось, что при редактуре дневников и мемуаров интеллигенция прибегала к схожим изменениям в тексте. Во всех мемуарах вычеркивались имена, будь то друзья, близкие или соратники. Во всех мемуарах пересматривалось отношение к происходившим событиям. З.Н. Гиппиус смягчала свои оценки деятельности Временного правительства и А.Ф. Керенского; О.В. Синакевич убирала пессимизм в записях, характеризующих октябрьский переворот: Б.А. Энгельгардт убирал
компрометирующие подробности его деятельности в ходе переворота.
У каждого на то были свои причины. Зинаида Николаевна не хотела навредить своим друзьям, оставшимся в России и проходившим по «делу Мейера» в 1929 году. Ольге Викторовне не хотелось оставлять записи, напоминающие ей умершую подругу, а также компрометирующие ее в глазах власти. Энгельгардт в своих воспоминаниях старался оправдаться перед всеми, то вставляя цитаты И.В. Сталина, то обезличивая свой текст, стараясь скрыть собственные оценки за суждениями других.
Так или иначе, дневники и мемуары являются важным свидетельством прошлого, описывающие произошедшие события в ярком, эмоциональном ключе.
Февральская революция коренным образом изменила существующий строй в Российской Империи. Империя, как монархическое государство, прекратила свое существование. В дневниковых записях интеллигенция выражала беспокойство по поводу начинающегося революционного движения, не понимая, что происходит в городе и каков размах демонстраций. В основном описание революционных событий начинается уже в разгар народных выступлений - 26-27 февраля. В каждом из дневников по-своему описывается увиденное. С.П. Каблуков прикладывает газетные вырезки, письма и листовки, Д.И. Мушкетов и О.В. Синакевич радостно приветствуют новый режим, описывая события в нескольких восторженных фразах. Д.В. Философов и Г.А. Князев настороженно отнеслись к переменам в правительстве, ожидая каждый день новой волны революции. Если же оценивать позиции Б.А. Энгельгардта, самого активного участника первых дней революции, то он поддерживал переворот и переход к республике, но видел необходимость остановить на определенном этапе победоносное шествие революции, т.к. она заходила много дальше, чем он себе представлял.
Мы не видим участия беспартийной интеллигенции в непосредственном революционном движении. Но она следила за изменениями в политической ситуации в столице, отражая свои мысли в дневниковых записях.
После свержения самодержавия, как показано в исследовании, на первый план выходят вопрос организации новой власти и вопрос войны. Интеллигенция активно следила за изменениями в столице, старалась принять участие в организации власти на местах. По мере приведения жизни страны в обыденное русло записи в дневниках становятся скуднее и изменяют свой характер. Так, З.Н. Гиппиус начинает обобщать события и реже писать о ситуации в столице, уделяя внимание личностям. Г.А. Князев оставляет обширные записи всего раз в месяц, а О.В. Синакевич перестает отмечать события в принципе, описывая жизнь в Княжегубье и ее летние приключения.
У С.П. Каблукова записи носят характер комментариев к газетным вырезкам, но постепенно газеты отходят на второй план, и летом мы наблюдаем больше авторских размышлений, нежели газетных вклеек. Д.В. Философов погружается в литературную деятельность, а Б.А. Энгельгардт постоянно пытается проанализировать ситуацию в среде военных.
Анализируя свидетельства современников, мы пришли к выводу, что для интеллигенции кризис власти начался сразу после организации Временного Правительства и издания Ноты Милюкова. Неспособность власти решить внешние проблемы провоцировала разногласия внутри комитета, что сказывалось на населении.
Несогласие с нотой правительства, призывающего к войне до победного конца, вызвало недовольство масс и выступление граждан к Мариинскому Дворцу. Еще в начале лета, свидетельствуют авторы анализируемых источников, народ верил Правительству, надеясь на скорейшее завершение войны. К концу августа подобных настроений уже не наблюдалось.
В дневниках подробно описано выступление большевиков 3-5 июля. С.П. Каблуков предоставил широкую подборку газет, из которых можно сложить картину восстания. З.Н. Гиппиус же, напротив, дает достаточно сумбурное описание тех дней. Учитывая пребывание ее в этот момент в Кисловодске заметим, что она менее подробно была знакома с ситуацией в столице.
Проведенный анализ доказывает, что одно из главных мест в воспоминаниях современников отведено Корниловскому мятежу. Выступление генерала получило неоднозначную оценку. С одной стороны, интеллигенция восприняла его действия как попытку волевого человека, движимого чувством патриотизма, навести порядок в стране. С другой стороны, его действия были расценены как неудачная попытка захвата власти, обернувшаяся отстранением народа от правительства.
Уже к началу сентября, свидетельствуют источники, в народе не осталось веры в существующую власть. Постоянно сменяющиеся министры во Временном Правительстве, разлагающийся Совет рабочих и солдатских депутатов, бездействующая Государственная Дума, все органы власти не внушали доверия из-за своей неустойчивости. Обстановка перед новым революционным выступлением осложнялась продовольственным кризисом и наступлением немцев. В воздухе повисла надвигающаяся опасность катастрофы, которую ждали со дня на день.
В обстановке глубокого кризиса Правительства и укрепления влияния большевиков на массы становится понятно, что Октябрьский переворот был не случайным стечением обстоятельств. Ему также способствовала ситуация в стране.
Затянувшийся кризис власти в конце сентября - начале октября 1917 года был очевиден. Интеллигенция понимала, что эта ситуация вскоре должна разрешиться переворотом. Его ждали, по городу ходили слухи о готовящемся восстании еще в первой половине октября. Захват власти большевиками не был неожиданностью. Позже, в своих воспоминаниях об этом писали И.Ф. Любицкий и В.Б. Лопухин.
Сам переворот уже не был столь многочисленным, как в феврале 1917 года. Очевидцы отмечали не-многолюдность на улицах, свободное движение трамваев даже по Невскому проспекту. И сопротивление, оказанное в первые дни Советской власти ее противниками, было слабым. Городская Дума, получив отпор, отказалась вести переговоры между Правительством и восставшими. Она продолжила обсуждать создавшееся положение, но ни к каким решениям не пришла. Следовательно, митинги и забастовки депутатов были лишь словами, а не делом.
Наряду с фиксацией политических событий 1917 года в дневниках и мемуарах приводятся описания первых лиц нового правительства. В первые дни марта новая власть воспринималась скептически представителями интеллигенции. Непонятна была сама система двоевластия, в которой явно лидирующую позицию занимал Совет рабочих и солдатских депутатов. Министры, вошедшие во Временное правительство, были известными деятелями, однако на слуху были фамилии лишь некоторых из них: П.Н. Милюкова, А.И. Гучкова, М.И. Терещенко и конечно же А.Ф. Керенского. В Совете рабочих и солдатских депутатов, напротив, известно было всего несколько лиц. И те описывались интеллигентами, сплошь евреями и немецкими шпионами.
Что же до министров Временного правительства, то интеллигенция считала их людьми умными, но не способными на решительные поступки. А.Ф. Керенский, на которого возлагались большие надежды, не оправдал их и привел Временное правительство к краху.
С лета 1917 года все чаще и чаще в дневниках и мемуарах интеллигенции появляются записи о событиях на фронте. Они внимательно следили за июньским наступлением, а с началом катастрофического отступления в городе началась паника. Все ждали со дня на день прихода немцев, что еще больше сеяло отчаяние в умах людей.
Неустойчивость власти, наступление врага и разраставшийся продовольственный кризис - вот условия, в которых жили люди в конце 1917 года. Поэтому вполне закономерно увеличение в дневниках отчаянных записей о надвигающейся катастрофе и бедствии.
После октябрьских событий в Петрограде ухудшились условия жизни. Разрастался продовольственный кризис, постепенно снижалась норма хлебного пайка, а другие товары первой необходимости было просто не достать - они стоили очень дорого. Снижение норм пайка было обусловлено проблемами на транспорте, а так же в поставках хлеба деревеней. Крестьяне не хотели отдавать продовольствие. Острейшей проблемой в середины 1917 года была не только реквизиция хлеба, но и просто его учет. Многочисленные карательные отряды, направленные в уезды и волости с целью усмирения крестьян, своими жестокими действиями нередко добивались лишь обратного результата.
Изученные нами источники подтверждают, что в Петрограде царил голод, что уже в начале зимы 1917 г. начались проблемы с поставкой топлива. Ситуация осложнялась увеличением преступности по всей России. В столице разгул шаек был особенно ярко выражен в связи с амнистией заключенных, дезертирством с фронта, безработицей. Интеллигенция, получающая паек меньший, чем рабочие, также подвергалась грабежам.
Если «рядовые интеллигенты» продолжали работать в школах, вузах, то «обеспеченная» интеллигенция часто оставалась без средств к существованию. Они не могли применить свои знания в новом обществе. Часть из них верила в недолговечность режима большевиков, поэтому и не старалась найти место работы, ожидая нового режима. Часть же не могла нигде устроиться: коммерческие заведения закрывались, иностранные предприниматели уезжали, а новые органы власти не принимали их и не хотели слушать их советов, как специалистов.
Оказавшись в таких тяжелых условиях, изменились взгляды интеллигенции на саму власть. Вместе с тем, свидетельствуют источники, интеллигенты понимали, что вести войну такой армией нельзя, осознавали, что в войне против обманутых союзников Россия проиграет. Внутриполитическая ситуация вселяла безысходность и ощущение «последнего дня». Именно под воздействием этих факторов взгляды на революцию у интеллигенции изменились. И те, кто радостно встречал
Февральский переворот, в октябре смотрели на Россию, как на
разграбленную страну.
Это наглядно прослеживается в дневнике С.П. Каблукова: «Во внутренней моей жизни перемены обозначились ясно. Причина этому одна: февральский переворот, политика Временного Правительства повлекла за собой переворот октябрьский. Прежде всего я осознал правоту православия и свою органическую связь с ним. Это изменило мое отношение к Мережковском и повело к знакомству с митрополитом Владимирским Сергием, еп. Серафимом финляндским, епископом Прокопием, настоятелем А.Н. Лавры и дружескому сближению с архим. Неофитом Осиповым, человеком глубокого ума, высоких христианских взглядов и подлинной духовной жизни. Затем переменилось и мое политическое мировоззрение. Из радикал демократа я стал приверженцем самодержавия царского. 10 месяцев русской революции, уничтожившей Россию как государство, опозорившей ее, внесшей чудовищную разруху в хозяйственную, промышленную и бытовую жизнь страны и давшей торжество Хаму - мужику, рабочему, солдату и предателям жидам из интеллигенции, не могли сделать из меня



1. Ленин В.И. Полн. собр. соч.- в 55т. - М.: Изд-во политической литературы, 1967.
Т.8: 09.1903-07.1904. - 666с - 309 -
Т.10: 03.1905-06.1905. - 578с. - 199 -
Т.11: 07.1905-10.1905. - 589с. - 195 -
• Делопроизводственные материалы государственных учреждений и общественных организаций:
1. Сведения о запасах и расходах топлива. // ЦГА СПБ, ф. Р-9410, д. 20
2. Сведения о погрузке и отправке хлеба, зернового фуража и топлива в магазины . // ЦГА СПБ, ф. Р-9410, д. 26
3. Донесения, записки и переписка о происшествиях в городе (3 января 1917 - 1 августа 1917) // ЦГА СПБ, ф. Р-131, д. 3
4. Рапорта о происшествиях по городу в октябрьские дни 1917 года // ЦГА СПб, ф. Р-131, д. 7
5. Рапорта районных комиссаров о действиях милиции и выступлениях народных масс в июльские и октябрьские дни 1917 г. // ЦГА СПБ, ф. Р-131, д. 8
6. Журналы полиции по Петрограду и пригородам за сентябрь-октябрь 1917 // ЦГА СПБ, ф. Р-131, д. 10
7. Журнал происшествий за декабрь 1917 года // ЦГА СПБ, ф. Р-131, д.
11
8. Донесения стола происшествий милиции о происшествиях по городу (апрель - июль 1917г.) // ЦГА СПБ, ф. Р-131, д. 12, л. 13-15
• Источники личного происхождения:
1. Андреев Л.Н. S.O.S.: Дневник (1914-1919); Письма (1917-1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918-1919) - М.; СПб: «Atheneum - Феникс», 1994. - 598 с.
2. Блок А.А. Дневники 1901-1921: Собр. соч в 8 т. - Т.7. М.; Л., 1963-544 с.
3. Гиппиус З.Н. Современная запись (1 августа 1914-7 ноября 1917) // ОР РНБ, ф.481, д.1
4. Гиппиус З.Н. Современная запись (1 августа 1914-7 ноября 1917) // ОР РНБ, ф.481, д.2
5. Гиппиус З.Н. Дневники: в 2 кн. Кн. 1 / Под общей ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 1999. - 736с.
6. Гиппиус З.Н. Дневники 1893 - 1919: Собр. соч. в 15 т. - Т. 8. - М.: Редкая книга, 2003. - 576 с.
7. Каблуков С.П. Дневник 1917 г. (с 1 февраля по 9 марта). //ОР РНБ, ф.322, д.43
8. Каблуков С.П. Дневник 1917 г. (с 10 марта по 31 апреля). //ОР РНБ, ф.322, д.44
9. Каблуков С.П. Дневник 1917 г. (с1 мая по 30 июня). //ОР РНБ, ф.322, д.45
10. Каблуков С.П. Дневник 1917 г. (с1 июля по 22 июля). //ОР РНБ, ф.322, д.46
11. Каблуков С.П. Дневник 1917 г. (с 23 июля по 16 сент.). //ОР РНБ, ф.322, д.47
12. Каблуков С.П. Дневник 1917г. (с 17 сент. по 21 нояб.) // ОР РНБ, ф. 322, д. 48
13. Каблуков С.П. Дневник (22 нояб. - 18 дек.) // ОР РНБ, ф. 322. д. 49
14. Каблуков С.П. Дневник (19 дек. - 31 дек.) // ОР РНБ, ф. 322. д. 50
15. Князев Г.А. Из записной книжки русского интеллигента за время войны и революции 1915-1922 гг. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://prozhito.org/persons/42 (16 апреля 2016)
16. Ломоносов Ю.В. Воспоминания о Мартовской революции 1917 г. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://prozhito.org/persons/334 (16 апреля 2016)
17. Лопухин В.Б. Приложение к запискам после 25 окт. 1917 // ОР РНБ, ф. 1000 собр. Отд. Пост. Оп. 2., д. 766
18. Лопухин В.Б. Записки бывшего директора департамента
министерства иностранных дел / отв. ред. С.В. Куликов. - СПб: Нестор - история, 2008. - 540с.
19. Лутохин Д.А. Итоги жизни. Воспоминания 1885-1922 // ОР РНБ, ф. 445, д. 3
20. Любицкий И.Ф. Кое-что из воспоминаний старика // ОР РНБ, ф. 447, д. 2
21. Мушкетов Д.И. Личный зимний дневник // ОР РНБ, ф. 503, д. 311
22. Пешехонов A.B. Первые недели (Из воспоминаний о революции) // На чужой стороне. Историко-литературный сборник. Берлин, 1923. Кн.1. С.255-319.
23. Пешехонова А.Ф. Былое // ОР РНБ, ф. 581, д. 70
24. Ротач А.Л. Воспоминания о минувших событиях // ЦГАЛИ, ф. 598, д. 349, л. 2
25. Семенова-Тян-Шанская В.Д. Воспоминания // ЦГАЛИ, Ф. 116, Оп.
1., д. 13, л. 63
26. Синакевич О.В. Жили-были // ОР РНБ, ф. 163, д. 306
27. Синакевич О.В. Жили-были // ОР РНБ, ф. 163, д. 315
28. Синакевич О.В. Жили-были // ОР РНБ, ф. 163, д. 347(I+II)
29. Унковская С.А. Моя жизнь. Воспоминания учительницы // ОР РНБ,
ф. 1007, д. 6
30. Философов Д.В. Дневник (17 января - 30 марта 1917г.) //ОР РНБ, ф. 814, д. 2
31. Философов Д.В. Дневник (11 сент. 1917 - 9 янв. 1918г.) //ОР РНБ, ф. 814, д. 3
32. Философов Д.В. Дневник (17 января - 30 марта 1917г.) // Звезда, 1992, №1, №2,№3
33. Энгельгардт Б.А. Контрреволюция // НИОР РГБ, ф. 218, ед. хр. 384
34.Энгельгардт Б.А. Воспоминания о далеком прошлом. Часть 1 Потонувший мир. Введение. Гл1. Семья и среда // ОР РНБ, ф. 1052, д. 24
35.Энгельгардт Б.А. Воспоминания о далеком прошлом. Часть 2 Революция и контрреволюция. Канун революции // ОР РНБ, ф. 1052, д. 31
36.Энгельгардт Б.А. Энгельгардт Б.А. Воспоминания о далеком прошлом». Ч.2. Революция и контрреволюция. Гл. 3. Николай II. Временное правительство. Противоречия. Глава 4. Пути мирной контрреволюции. Глава 5. Нарастание контрреволюции. // ОР РНБ, ф. 1052, д. 33
37.Энгельгардт Б.А. Воспоминания о далеком прошлом. Часть II. Революция и контрреволюция. Глава 7. Выступление Корнилова // ОР РНБ, ф.1052, д. 35
38.Энгельгардт Б.А. Воспоминания о далеком прошлом». Ч.П. Революция и контрреволюция. Гл. 8. Конец 1917г. Гл. 9. Петроград зимою и летом 1918 // ОР РНБ, ф. 1052, д. 36
39. Энгельгардт Б.А. Развал власти 1915 г. // ОР РНБ, ф. 1052, д. 57
40. Энгельгардт Б.А. Родзянко провел меня в члены совещания. // ОР РНБ, ф. 1052, д. 58
41.Энгельгардт Б.А. Предреволюционные настроения // ОР РНБ, ф. 1052, д. 59
42. Энгельгардт Б.А. Февральская революция // ОР РНБ, ф. 1052, д. 61
43. Энгельгардт Б.А. Николай II // ОР РНБ, ф. 1052, д. 62
44. Энгельгардт Б.А. Послереволюционные настроения // ОР РНБ, ф. 1052, д. 63
45. Энгельгардт Б.А. Воспоминания 1917-19120 гг. // ОР РНБ, ф. 1052, д. 64
46. Энгельгардт Б.А. Наброски и оглавление ко 2 части Воспоминаний о далеком прошлом // ОР РНБ, ф. 1052, д. 65
47. Энгельгардт Б.А. Крушение империи. Бывший депутат Государственной думы рассказывает о падении царизма // Неделя. 1964. №51. 13-19 декабря. С.6-7 (Москва)
48. Энгельгардт Б.А. Потонувший мир // Воен.-ист. журн. 1964. №5. С. 71-83
49. Энгельгардт Б.А. Февральская революция / Подг. текст., вст. ст. и прмеч. А.Б. Николаев // Клио. Журнал для ученых. СПб: Изд-во «Нестор», 2003. №1 (20) С.180-197
Литература:
1. 1917г. в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. - М., 1998. - 510с.
2. Б.Э. Революционные дни (Воспоминания участника февральских дней 1917 г.) // Общее дело. 1921. 16, 17 и 18 марта (Париж)
3. Евгений Замятин и культура ХХ века. Исследования и публикации. - СПб, 2002. - 475
4. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль - октябрь 1917г.). - Л.: Наука, 1988.- 349с.
5. Интеллигенция и революция: ХХ век.- М., 1985.- 335 с.
6. Интеллигенция и российское общество в начале XX века. Сб. статей.- СПб, 1996.- 217с.
7. Историк и революция: сб. статей к 70-летию со дня рождения О.Н. Знаменского. - СПб,1996. - 241с.
8. Красильников С.А., Соскин В.Л. Интеллигенция Сибири в период борьбы за победу и утверждение Советской власти 1917 - лето 1918.- Новосибирск: Наука,1985. - 254с.
9. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и гражданской войны / отв. ред. чл. - корр. РАН В.А .Шишкин. - СПб: «Дмитрий Буланин», 2000. - 349с.
10. Протасова О.Л. Пешехонов А.В.: Человек и эпоха. - М.:
РОССПЭН,2004. - 240с. - (серия «Люди России»)
11. Российская интеллигенция на историческом переломе: первая треть XX в.: Тез. докл. и сообщ. науч. конф., СПб 19-20 марта 1997 г. - СПб: Изд. С.- Петерб. ун-та., 1996.- 252с.
12. Страна гибнет сегодня: Воспоминания о Февр. Революции 1917г.: Сб. статей / Сост., послесл., примеч. С.М. Исхакова. - М.: Книга, 1991. - 478с.
Электронные данные:
1. А.А. Блок - биография. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://to- name.ru/biography/aleksandr-blok.htm (19 апреля 2016)
2. Библиотека Якова Кротова. Ольга Викторовна Второва - Яфа. -
Электрон. дан. - Режим доступа:
http: //www.krotov.info/spravki/1 history bio/19 1890/1875yafa.htm (19
апреля 2016)
3. Биография Леонида Андреева. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.andreev.org.ru/biografia/index.html (19 апреля 2016)
4. Горбунов Ю.А. Писательницы России. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //book.uraic. ru/elib/Authors/Gorbunov/sl-15 .htm (19 апреля 2016)
5. Демченко С. Литературоведческий журнал № 24 (2009). - Электрон.
дан. - Режим доступа:
http://lit.1september.ru/view article.php?ID=200901517 (19 апреля 2016)
6. Дмитрий Мушкетов. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мушкетов, Дмитрий Иванович (19 апреля 2016)
7. Князев Г.А. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://bioslovhist.history.spbu.rU/component/fabrik/details/1/1037.html7Item id (19 апреля 2016)
8. Князей Георгий Алексеевич. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://library.syktsu.ru/index.php?option=com content&view=article&id=99 &Itemid=101 (19 апреля 2016)
9. Ломоносов Ю.В. - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.oiAwAi/J 1омо1 юсов, 1Орий Владимирович (19
апреля 2016)
10. Лутохин Далмат Александрович. - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/J 1утохи1 нДолмат Александрович (19
апреля 2016)
11.Осьмакова Н. «Единственность Зинаиды Гиппиус». - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //gippius.com/about/o smakova-edinstvennost-
gippius.html (19 апреля 2016)
12. Сафронов Ю.И. Александр Лукич Ротач. Петербургский художник, архитектор, писатель // История Петербурга. - 2003. - №т5 (15). - С. 43-47
13. Семенова-Тян-Шанская В.Д. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Семёнова-Тян-Шанская,Вера Дмитриевна (19 апреля 2016)
14. Толковый словарь Ожегова онлайн - версия. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ozhegov.org/ (19 апреля 2016)
15. Энгельгардт Борис Александрович.- Электрон. дан. - Режим доступа: www.belrussia.ru/page-id-1624.html (19 апреля 2016)
16. Чуковский К.И. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www.chukovskiy.ru/bio. html (19 апреля 2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ