Сохранение и использование объектов культурного наследия в г. Уссурийске
|
Введение 3
Глава 1.Культурное наследие: нормативно-правовой и социально-экономический аспект 11
1.1 Современное законодательство Российской Федерации об объектах культурного наследия 11
1.2 Памятник истории и культуры как инструмент развития территории 23
Глава 2. Объекты культурного наследия в г. Уссурийске 37
2.Памятники архитектуры и градостроительства г. Уссурийска: анализ ситуации 37
2.2 Объекты культурного наследия в г. Уссурийске: возможность ревитализации 50
Заключение 71
Список литературы 75
Глава 1.Культурное наследие: нормативно-правовой и социально-экономический аспект 11
1.1 Современное законодательство Российской Федерации об объектах культурного наследия 11
1.2 Памятник истории и культуры как инструмент развития территории 23
Глава 2. Объекты культурного наследия в г. Уссурийске 37
2.Памятники архитектуры и градостроительства г. Уссурийска: анализ ситуации 37
2.2 Объекты культурного наследия в г. Уссурийске: возможность ревитализации 50
Заключение 71
Список литературы 75
В пространстве современных городов - экономическом, социальном, культурном - объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) занимают важное место. Они являются подлинными свидетелями исторических событий, воплощают в себе знания и умения своих создателей и их эстетические предпочтения, обладают неоспоримой значимостью для развития общества в целом (используются в культурно-просветительских и образовательных целях), а также выступают в качестве объектов многочисленных научных исследований.
Но говоря об объектах культурного наследия, не стоит забывать, что деятельность, связанная с ними, не ограничивается только сохранением и исследованием. Памятники истории и культуры в настоящий момент достаточно широко вовлечены в систему хозяйственных и производственных связей и отношений современного общества: по информации на 2005 г., 95% строений и зданий, наделенных статусом объекта культурного наследия, используются в качестве объектов недвижимости 1. По отношению к ним реализуются права собственности, а также возможность извлекать доходы от их эксплуатации.
К сожалению, ситуация такова, что не всегда экономические интересы как собственников, так и пользователей объектов культурного наследия (если рассматривать объекты недвижимого имущества, то есть памятники архитектуры и градостроительства) согласуются с необходимостью их сохранения, зачастую и в интересах общества в целом. Однако, в целях наилучшего сохранения объекта, полностью выводить его из экономической жизни нельзя, поскольку это постепенно приведет к его разрушению и утрате. Следовательно, следует решить определенный ряд проблем, 1Овсянникова, Т.Ю., Скуридина, Ю.Б. особенности недвижимых объектов культурного наследия как экономических благ//Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 312. - С. 139.
связанных с обеспечением оптимального функционирования в пространстве города (как экономическом, так и социокультурном). Выбор верного решения данных проблем повысил бы эффективность использования, а также обеспечил сохранение объекта для последующих поколений.
В настоящий момент представления о том, какова роль культуры в обществе, какие управленческие технологии обеспечивают эффективное использование и сохранение культурного наследия заметно меняются. По мнению В.Ю.Музычук, культура долгое время рассматривалась как некое «самоценное» явление, то есть как сфера, которая постоянно нуждается в поддержке, требующая серьезных затрат с экономической точки зрения 1. Традиционным считается мнение, что менеджмент сферы культуры - это нечто особенное, поскольку культурное наследие - это явление «вечное» и «высокое», то, что нужно сохранить для будущих поколений2. Однако, современная ситуация такова, что бюджетная, а также спонсорская поддержка сферы культуры уменьшается, а следовательно, необходимо пересмотреть место культурного наследия в обществе, а также выбрать наиболее подходящее управленческое решение для обеспечения его наилучшего сохранения и использования. Необходимо определить, почему культура и культурное наследие важно для общества в целом, а также чем они может быть полезным для экономики и социального развития региона, какой вклад могут внести в развитие городов.
Следует отметить, что зачастую проблема сохранения объектов культурного наследия более остро стоит в небольших сообществах, в регионах, удаленных от центральной части страны. Да и в целом, практика сохранения культурного наследия имеет по преимуществу отрицательный
1Музычук, В.Ю. Государственная поддержка культуры: ресурсы, механизмы, институты. — М.: СПб.: Нестор-История, 2013. С.6.
2Абанкина, Т.В., Деркачев, П.В. Стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 4. - С. 46. опыт, поскольку взаимоотношения государственных и муниципальных властей, общественности и бизнеса зачастую конфликтны 1. Объекты культурного наследия разрушаются и утрачиваются в результате того, что эффективных решений сохранения и использования не удается найти, памятники передаются в руки недобросовестных арендаторов.
Объекты культурного наследия - это важный актив современных городов. Наличие такого объекта может являться существенным источником прибыли, а также влиять на экономическую и социокультурную жизнь региона. Наиболее предпочтительным способом использования памятников истории и культуры будет являться включение их в хозяйственную жизнь города путем развития туризма - культурного и познавательного, а также создания туристических продуктов и брендов.
Туризм, как явление социально-экономическое, включает в себя несколько компонентов, основными из которых являются рекреационные ресурсы и инфраструктура, которая понадобится для их использования . Одним из типов рекреационных ресурсов в городской среде являются объекты культурного наследия, а именно архитектурные объекты. Сохранности данных памятников истории и культуры уделяется значительное внимание на уровне как федерального, так и регионального законодательства, также этими проблемами занимаются и различные общественные организации (например, ВООПИК). Сохранение культурного наследия и рациональное включение его в жизнь города гарантирует не только возможность будущим поколениям познакомиться с культурой прошлого, но и увеличение туристических потоков. Туризм - это катализатор регионального развития.
Проблему включения объекта культурного наследия в жизнь общества зачастую решают через приспособление объекта под музейные нужды, рассматривая памятник градостроительства и архитектуры как место расположения культурных ценностей. Более 80% музеев, согласно данным ЮНЕСКО, располагается в помещениях, являющимися объектами культурного наследия и изначально служившим другим целям, то есть в замках, дворцах, монастырях, соборах, общественных зданиях1.
В настоящее время подобная практика уже не столь эффективна, поскольку зачастую речь идет о полном преобразовании памятника, о реконструкции его как внутреннего, так и внешнего облика, то есть не о приспособлении здания под музей, а о абсолютном изменении изначального вида сооружения. Подобная ситуация наиболее широко встречалась на рубеже XX-XXI веков и стала одной из характерных особенностей современного этапа развития культуры. В этот же период произошло и изменение понимания культурного наследия и его роли в общественной жизни.
Следует отметить, что для того, чтобы сооружение стало притягательным как для туристов, так и для местного населения, необходимо проводить не только различные мероприятия, связанные с сохранением объекта культурного наследия, но и сочетать их с реконструкцией, переустройством. Частичная перепланировка - это вынужденная мера, которая может включать в себя увеличение помещений, надстройку, изменение фасадов зданий. Первоначальный образ памятника истории и культуры должен трансформироваться с целью стать более современным и понятным.
Разумеется, примеры подобных решений зачастую являются достаточно спорными и приводят к противоречивым реакциям общественности. Несмотря на это, прием частичной реконструкции уже прочно укрепился в строительной практике не только заграницей, но ив России .
В настоящее время достаточно активно используется идея создания так называемых креативных кластеров - культурно-исторических пространств, которые, обладая определенной тематикой - как футуристического, так и ретроспективного характера - органично встроены в городскую среду. Особенно актуальным данный способ является для городов, на территории которых можно выделить целые пространства, объединенные общим историческим или культурным значениям - кварталы, районы, «исторические центры». В результате создания подобных кластеров оживляется территория, происходит развитие туризма, а также, это достаточно выгодные с точки зрения экономики проекты.
Данный вид ревитализации пространства особенно актуален для заброшенных зданий, в том числе и промышленного назначения, которые представляют культурно-историческую ценность для города. По действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему сферу сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), снос архитектурных объектов наследия запрещен, равно как и не разрешено проведение работ, изменяющих облик здания. Создание креативного кластера - это способ, решающий проблему использования объекта, а также органического включения в хозяйственную деятельность города.
Г.Уссурийск - это второй по величине город Приморского края, основанный в 1866 г . На территории города находится значительное количество памятников истории и культуры, основную часть которых представляют именно памятники архитектуры и градостроительства. Особый интерес представляет так называемый «исторический центр» города, объединение общественно-торговых зданий, построенных еще в начале XIX столетия .
Однако не все объекты культурного наследия включены в хозяйственную жизнь города, не все находятся в удовлетворительном состоянии. Часть используется не в соответствии со своим туристическим потенциалом, в том числе и уже упомянутый «исторический центр». Поскольку многие объекты культурного наследия (как используемые, так и исключенные из хозяйственной деятельности) в масштабах города располагаются достаточно компактно, то было бы логичным предположить уместность создания культурно-исторического кластера, позволившего бы наиболее полно использовать культурно-просветительский и туристический потенциал памятников истории и культуры, расположенных в г.Уссурийске, а также ввести в эксплуатацию не используемые и находящиеся в процессе саморазрушения объекты.
Степень научной разработанности проблемы
Проблемой сохранения, а также наиболее рационального использования объектов культурного наследия, занимались А.М.Кулемзин в таких работах, как «Охрана памятников в России как историко -культурное явление» , Е.В. Михайловский в своих работах «Общественное значение памятников архитектуры» , «Основы современного подхода к реставрации памятников культуры» , А.В. Иконников в работе «Старое и новое в системе города» .
Однако следует отметить, что подробных публикаций и исследований, рассматривающих данную проблему на региональном уровне, на данный момент практически нет, что обусловлено историческими, а также социокультурными особенностями образования и развития Дальнего Востока (Приморского края в частности), поэтому основными источниками информации, связанной с культурным наследием, являются своды и реестры.
Объектом данного исследования являются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).
Предметом данного исследования являются объекты культурного наследия г. Уссурийска, исключенные из экономической и социокультурной жизни города.
Цель данного исследования - рассмотреть существующую ситуацию в г. Уссурийске в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия, а также выявить недвижимые памятники истории и культуры, нуждающиеся в ревитализации, как потенциально популярные объекты туризма и оценить возможность создания на территории г.Уссурийска культурно-исторического кластера.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1. Определить понятие «объект культурного наследия (памятник истории и культуры)», рассмотреть законодательство, определяющее сферу сохранения и использования данных объектов в Российской Федерации и основы культурной политики Российской Федерации;
2. Рассмотреть понятие «объект культурного наследия (памятник истории и культуры)» с точки зрения значимости для социокультурной и экономической жизни региона, определить понятие «культурно-исторического креативного кластера»;
3. Провести анализ деятельности в области сохранения и использования объектов культурного наследия в г. Уссурийске;
4. Выявить объекты культурного наследия, являющиеся потенциально популярными объектами туризма, нуждающиеся в ревитализации, оценить возможность включения их в хозяйственную деятельности и создания на территории г. Уссурийска культурно-исторического кластера.
Но говоря об объектах культурного наследия, не стоит забывать, что деятельность, связанная с ними, не ограничивается только сохранением и исследованием. Памятники истории и культуры в настоящий момент достаточно широко вовлечены в систему хозяйственных и производственных связей и отношений современного общества: по информации на 2005 г., 95% строений и зданий, наделенных статусом объекта культурного наследия, используются в качестве объектов недвижимости 1. По отношению к ним реализуются права собственности, а также возможность извлекать доходы от их эксплуатации.
К сожалению, ситуация такова, что не всегда экономические интересы как собственников, так и пользователей объектов культурного наследия (если рассматривать объекты недвижимого имущества, то есть памятники архитектуры и градостроительства) согласуются с необходимостью их сохранения, зачастую и в интересах общества в целом. Однако, в целях наилучшего сохранения объекта, полностью выводить его из экономической жизни нельзя, поскольку это постепенно приведет к его разрушению и утрате. Следовательно, следует решить определенный ряд проблем, 1Овсянникова, Т.Ю., Скуридина, Ю.Б. особенности недвижимых объектов культурного наследия как экономических благ//Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 312. - С. 139.
связанных с обеспечением оптимального функционирования в пространстве города (как экономическом, так и социокультурном). Выбор верного решения данных проблем повысил бы эффективность использования, а также обеспечил сохранение объекта для последующих поколений.
В настоящий момент представления о том, какова роль культуры в обществе, какие управленческие технологии обеспечивают эффективное использование и сохранение культурного наследия заметно меняются. По мнению В.Ю.Музычук, культура долгое время рассматривалась как некое «самоценное» явление, то есть как сфера, которая постоянно нуждается в поддержке, требующая серьезных затрат с экономической точки зрения 1. Традиционным считается мнение, что менеджмент сферы культуры - это нечто особенное, поскольку культурное наследие - это явление «вечное» и «высокое», то, что нужно сохранить для будущих поколений2. Однако, современная ситуация такова, что бюджетная, а также спонсорская поддержка сферы культуры уменьшается, а следовательно, необходимо пересмотреть место культурного наследия в обществе, а также выбрать наиболее подходящее управленческое решение для обеспечения его наилучшего сохранения и использования. Необходимо определить, почему культура и культурное наследие важно для общества в целом, а также чем они может быть полезным для экономики и социального развития региона, какой вклад могут внести в развитие городов.
Следует отметить, что зачастую проблема сохранения объектов культурного наследия более остро стоит в небольших сообществах, в регионах, удаленных от центральной части страны. Да и в целом, практика сохранения культурного наследия имеет по преимуществу отрицательный
1Музычук, В.Ю. Государственная поддержка культуры: ресурсы, механизмы, институты. — М.: СПб.: Нестор-История, 2013. С.6.
2Абанкина, Т.В., Деркачев, П.В. Стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 4. - С. 46. опыт, поскольку взаимоотношения государственных и муниципальных властей, общественности и бизнеса зачастую конфликтны 1. Объекты культурного наследия разрушаются и утрачиваются в результате того, что эффективных решений сохранения и использования не удается найти, памятники передаются в руки недобросовестных арендаторов.
Объекты культурного наследия - это важный актив современных городов. Наличие такого объекта может являться существенным источником прибыли, а также влиять на экономическую и социокультурную жизнь региона. Наиболее предпочтительным способом использования памятников истории и культуры будет являться включение их в хозяйственную жизнь города путем развития туризма - культурного и познавательного, а также создания туристических продуктов и брендов.
Туризм, как явление социально-экономическое, включает в себя несколько компонентов, основными из которых являются рекреационные ресурсы и инфраструктура, которая понадобится для их использования . Одним из типов рекреационных ресурсов в городской среде являются объекты культурного наследия, а именно архитектурные объекты. Сохранности данных памятников истории и культуры уделяется значительное внимание на уровне как федерального, так и регионального законодательства, также этими проблемами занимаются и различные общественные организации (например, ВООПИК). Сохранение культурного наследия и рациональное включение его в жизнь города гарантирует не только возможность будущим поколениям познакомиться с культурой прошлого, но и увеличение туристических потоков. Туризм - это катализатор регионального развития.
Проблему включения объекта культурного наследия в жизнь общества зачастую решают через приспособление объекта под музейные нужды, рассматривая памятник градостроительства и архитектуры как место расположения культурных ценностей. Более 80% музеев, согласно данным ЮНЕСКО, располагается в помещениях, являющимися объектами культурного наследия и изначально служившим другим целям, то есть в замках, дворцах, монастырях, соборах, общественных зданиях1.
В настоящее время подобная практика уже не столь эффективна, поскольку зачастую речь идет о полном преобразовании памятника, о реконструкции его как внутреннего, так и внешнего облика, то есть не о приспособлении здания под музей, а о абсолютном изменении изначального вида сооружения. Подобная ситуация наиболее широко встречалась на рубеже XX-XXI веков и стала одной из характерных особенностей современного этапа развития культуры. В этот же период произошло и изменение понимания культурного наследия и его роли в общественной жизни.
Следует отметить, что для того, чтобы сооружение стало притягательным как для туристов, так и для местного населения, необходимо проводить не только различные мероприятия, связанные с сохранением объекта культурного наследия, но и сочетать их с реконструкцией, переустройством. Частичная перепланировка - это вынужденная мера, которая может включать в себя увеличение помещений, надстройку, изменение фасадов зданий. Первоначальный образ памятника истории и культуры должен трансформироваться с целью стать более современным и понятным.
Разумеется, примеры подобных решений зачастую являются достаточно спорными и приводят к противоречивым реакциям общественности. Несмотря на это, прием частичной реконструкции уже прочно укрепился в строительной практике не только заграницей, но ив России .
В настоящее время достаточно активно используется идея создания так называемых креативных кластеров - культурно-исторических пространств, которые, обладая определенной тематикой - как футуристического, так и ретроспективного характера - органично встроены в городскую среду. Особенно актуальным данный способ является для городов, на территории которых можно выделить целые пространства, объединенные общим историческим или культурным значениям - кварталы, районы, «исторические центры». В результате создания подобных кластеров оживляется территория, происходит развитие туризма, а также, это достаточно выгодные с точки зрения экономики проекты.
Данный вид ревитализации пространства особенно актуален для заброшенных зданий, в том числе и промышленного назначения, которые представляют культурно-историческую ценность для города. По действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему сферу сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), снос архитектурных объектов наследия запрещен, равно как и не разрешено проведение работ, изменяющих облик здания. Создание креативного кластера - это способ, решающий проблему использования объекта, а также органического включения в хозяйственную деятельность города.
Г.Уссурийск - это второй по величине город Приморского края, основанный в 1866 г . На территории города находится значительное количество памятников истории и культуры, основную часть которых представляют именно памятники архитектуры и градостроительства. Особый интерес представляет так называемый «исторический центр» города, объединение общественно-торговых зданий, построенных еще в начале XIX столетия .
Однако не все объекты культурного наследия включены в хозяйственную жизнь города, не все находятся в удовлетворительном состоянии. Часть используется не в соответствии со своим туристическим потенциалом, в том числе и уже упомянутый «исторический центр». Поскольку многие объекты культурного наследия (как используемые, так и исключенные из хозяйственной деятельности) в масштабах города располагаются достаточно компактно, то было бы логичным предположить уместность создания культурно-исторического кластера, позволившего бы наиболее полно использовать культурно-просветительский и туристический потенциал памятников истории и культуры, расположенных в г.Уссурийске, а также ввести в эксплуатацию не используемые и находящиеся в процессе саморазрушения объекты.
Степень научной разработанности проблемы
Проблемой сохранения, а также наиболее рационального использования объектов культурного наследия, занимались А.М.Кулемзин в таких работах, как «Охрана памятников в России как историко -культурное явление» , Е.В. Михайловский в своих работах «Общественное значение памятников архитектуры» , «Основы современного подхода к реставрации памятников культуры» , А.В. Иконников в работе «Старое и новое в системе города» .
Однако следует отметить, что подробных публикаций и исследований, рассматривающих данную проблему на региональном уровне, на данный момент практически нет, что обусловлено историческими, а также социокультурными особенностями образования и развития Дальнего Востока (Приморского края в частности), поэтому основными источниками информации, связанной с культурным наследием, являются своды и реестры.
Объектом данного исследования являются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).
Предметом данного исследования являются объекты культурного наследия г. Уссурийска, исключенные из экономической и социокультурной жизни города.
Цель данного исследования - рассмотреть существующую ситуацию в г. Уссурийске в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия, а также выявить недвижимые памятники истории и культуры, нуждающиеся в ревитализации, как потенциально популярные объекты туризма и оценить возможность создания на территории г.Уссурийска культурно-исторического кластера.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1. Определить понятие «объект культурного наследия (памятник истории и культуры)», рассмотреть законодательство, определяющее сферу сохранения и использования данных объектов в Российской Федерации и основы культурной политики Российской Федерации;
2. Рассмотреть понятие «объект культурного наследия (памятник истории и культуры)» с точки зрения значимости для социокультурной и экономической жизни региона, определить понятие «культурно-исторического креативного кластера»;
3. Провести анализ деятельности в области сохранения и использования объектов культурного наследия в г. Уссурийске;
4. Выявить объекты культурного наследия, являющиеся потенциально популярными объектами туризма, нуждающиеся в ревитализации, оценить возможность включения их в хозяйственную деятельности и создания на территории г. Уссурийска культурно-исторического кластера.
На территории г.Уссурийска, второго по величине города Приморского края, на данный момент располагается 157 объектов культурного наследия регионального уровня, что позволяет говорить о его культурно-исторической значимости. Большинство памятников истории и культуры являются объектами градостроительства и архитектуры и сохранились в неизмененном виде, благодаря чему г.Уссурийск имеет особый облик и обладает стилевым единством.
Однако, следует отметить, что ситуацию в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия можно оценить как не в полной мере удовлетворительную, поскольку на территории города находятся объекты, полностью исключенные из эксплуатации (и часть из них находятся в полуразрушенном виде), некоторым объектам требуется реставрация, в целом, они не в полной мере реализуют свой культурно-просветительский и туристический потенциал. На данный момент отсутствует четко разработанная идея, позволяющая наиболее рационально использовать памятники истории и культуры (архитектуры и градостроительства). Для того чтобы содержание культурного наследия, его сохранение не превратилось в убыточное с экономической точки зрения, необходимо, чтобы объекты использовались наиболее рациональным способом, были максимально включены в социокультурную и экономическую жизнь города.
Одной из наиболее актуальных идей в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия является создание на их базе культурно-исторических креативных кластеров. В ходе исследования была предложена идея создания подобного кластера на территории г.Уссурийска, а именно:
1. Разработать проект и стратегию, опираясь на успешный опыт (как зарубежный, так и российский). Создать общую концепцию, объединяющую организации и объекты, расположенные на территории «старого центра»;
2. Превратить «старый центр» в креативное пространство, для чего необходимо открыть на его территории лекционно-выставочные залы, коворкинги и др., в том числе, используя для этого объекты, в настоящий момент не эксплуатирующиеся;
3. Разработать концепцию для наилучшей популяризации объектов культурного наследия, находящихся на территории г.Уссурийска, и в частности - включенных в культурно-исторический кластер.
На данный момент г.Уссурийск удовлетворяет всем параметрам, по которым оценивается возможность создания подобного пространства: наличие объектов культурного наследия, компактность их расположения, наличие предприятий малого и среднего бизнеса на рассматриваемой территории.
Предположительным результатом подобной деятельности станет создание привлекательного туристического облика города (в целом - создание туристического бренда), наиболее выгодное использование объектов культурного наследия, как с экономической точки зрения, так и с социокультурной, а также включение в хозяйственную деятельность объектов, находящихся в процессе саморазрушения, но имеющих богатый потенциал.
Разумеется, финансирование подобного проекта - это одна из наиболее его проблематичных сторон, однако, на данный момент в г.Уссурийске предпринимаются меры по привлечению инвесторов в сферу сохранения и использования памятников истории и культуры, например, было принято Положение «О Порядке продажи объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности Уссурийского городского округа, путем проведения конкурса» , и, если руководствоваться опытом других городов, то осуществление данной идеи представляется возможным.
Как уже было отмечено ранее, подобная стратегия позволяет и органично включить в жизнь города объекты, ранее не эксплуатирующиеся. В данном исследовании примерами таких объектов выступили: «Торговый дом Н.П.Хоменко» (дата постройки - конец XIX в.), «Жилой особняк» (дата постройки - начало XX в.), «Дом врача Фролова» (дата постройки - начало XX в.). Указанные здания обладают культурно-исторической значимостью, и, в случае создания соответствующих проектов, было бы логично перепрофилировать их тем или иным образом (создать лекционно¬выставочный зал, коворкинг, кафе и др.).
В ходе исследования также было обнаружено, что одной из проблем, связанных с культурным наследием в г.Уссурийске является отсутствие подробных публикаций, посвященных городским памятникам истории и культуры, что затрудняет его восприятие как исторического города, а также препятствует формированию туристического бренда. На данный момент одним из наиболее удачных проектов, популяризирующих объекты культурного наследия, можно назвать ряд передач местного телевизионного канала «Телемикс» - «Улицы нашего города», а также ежегодную городскую станционную игру среди учащихся школ «Тайны нашего города» .
Поскольку деятельность в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия напрямую связана с деятельностью по популяризации данных объектов, необходимо усилить информационную поддержку данной сферы, тем самым привлекая к проблеме внимание общественности, а также возможных инвесторов.
Для наиболее эффективного управления сферой сохранения и использования объектов культурного наследия помимо разработки маркетинговой стратегии, объединяющей объекты в единую систему, необходимо полностью проанализировать состояние объектов культурного наследия, а также создать базу заинтересованных представителей бизнеса, инвесторов, готовых участвовать в процессе сохранения памятников истории и культуры.
Однако, следует отметить, что ситуацию в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия можно оценить как не в полной мере удовлетворительную, поскольку на территории города находятся объекты, полностью исключенные из эксплуатации (и часть из них находятся в полуразрушенном виде), некоторым объектам требуется реставрация, в целом, они не в полной мере реализуют свой культурно-просветительский и туристический потенциал. На данный момент отсутствует четко разработанная идея, позволяющая наиболее рационально использовать памятники истории и культуры (архитектуры и градостроительства). Для того чтобы содержание культурного наследия, его сохранение не превратилось в убыточное с экономической точки зрения, необходимо, чтобы объекты использовались наиболее рациональным способом, были максимально включены в социокультурную и экономическую жизнь города.
Одной из наиболее актуальных идей в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия является создание на их базе культурно-исторических креативных кластеров. В ходе исследования была предложена идея создания подобного кластера на территории г.Уссурийска, а именно:
1. Разработать проект и стратегию, опираясь на успешный опыт (как зарубежный, так и российский). Создать общую концепцию, объединяющую организации и объекты, расположенные на территории «старого центра»;
2. Превратить «старый центр» в креативное пространство, для чего необходимо открыть на его территории лекционно-выставочные залы, коворкинги и др., в том числе, используя для этого объекты, в настоящий момент не эксплуатирующиеся;
3. Разработать концепцию для наилучшей популяризации объектов культурного наследия, находящихся на территории г.Уссурийска, и в частности - включенных в культурно-исторический кластер.
На данный момент г.Уссурийск удовлетворяет всем параметрам, по которым оценивается возможность создания подобного пространства: наличие объектов культурного наследия, компактность их расположения, наличие предприятий малого и среднего бизнеса на рассматриваемой территории.
Предположительным результатом подобной деятельности станет создание привлекательного туристического облика города (в целом - создание туристического бренда), наиболее выгодное использование объектов культурного наследия, как с экономической точки зрения, так и с социокультурной, а также включение в хозяйственную деятельность объектов, находящихся в процессе саморазрушения, но имеющих богатый потенциал.
Разумеется, финансирование подобного проекта - это одна из наиболее его проблематичных сторон, однако, на данный момент в г.Уссурийске предпринимаются меры по привлечению инвесторов в сферу сохранения и использования памятников истории и культуры, например, было принято Положение «О Порядке продажи объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности Уссурийского городского округа, путем проведения конкурса» , и, если руководствоваться опытом других городов, то осуществление данной идеи представляется возможным.
Как уже было отмечено ранее, подобная стратегия позволяет и органично включить в жизнь города объекты, ранее не эксплуатирующиеся. В данном исследовании примерами таких объектов выступили: «Торговый дом Н.П.Хоменко» (дата постройки - конец XIX в.), «Жилой особняк» (дата постройки - начало XX в.), «Дом врача Фролова» (дата постройки - начало XX в.). Указанные здания обладают культурно-исторической значимостью, и, в случае создания соответствующих проектов, было бы логично перепрофилировать их тем или иным образом (создать лекционно¬выставочный зал, коворкинг, кафе и др.).
В ходе исследования также было обнаружено, что одной из проблем, связанных с культурным наследием в г.Уссурийске является отсутствие подробных публикаций, посвященных городским памятникам истории и культуры, что затрудняет его восприятие как исторического города, а также препятствует формированию туристического бренда. На данный момент одним из наиболее удачных проектов, популяризирующих объекты культурного наследия, можно назвать ряд передач местного телевизионного канала «Телемикс» - «Улицы нашего города», а также ежегодную городскую станционную игру среди учащихся школ «Тайны нашего города» .
Поскольку деятельность в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия напрямую связана с деятельностью по популяризации данных объектов, необходимо усилить информационную поддержку данной сферы, тем самым привлекая к проблеме внимание общественности, а также возможных инвесторов.
Для наиболее эффективного управления сферой сохранения и использования объектов культурного наследия помимо разработки маркетинговой стратегии, объединяющей объекты в единую систему, необходимо полностью проанализировать состояние объектов культурного наследия, а также создать базу заинтересованных представителей бизнеса, инвесторов, готовых участвовать в процессе сохранения памятников истории и культуры.
Подобные работы
- МАЛЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ: ХРОНОЛОГИЯ,
АТРИБУЦИЯ. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Магистерская диссертация, археология. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2018 - ПЕЩЕРЫ ПРИМОРЬЯ КАК ОБЪЕКТ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО И
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Дипломные работы, ВКР, археология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА -МУЗЕЯ КАК РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Г. ВЛАДИВОСТОКА 1880-1917 ГОДОВ (на примере коллекций ПГОМ имени В. К. Арсеньева)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ОТРАЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ИСКУССТВЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ ПЕТРОГЛИФОВ СИКАЧИ-АЛЯН)
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности корейских диаспор в межэтническом диалоге
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Роль цифровых СМИ в конфессиональной журналистике (Югорский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД С 1970 ПО 1990 ГОДЫ
(ПОМАТЕРИАЛАМПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ВАЛУЙСКОГО И
ВОЛОКОНОВСКОГО РАЙОНОВ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА НРАВСТВЕННУЮ ВОСПИТАННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018



