Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Работа №76163

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
285
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Профильное обучение в среднем общем образовании в РФ 7
1.2 Элективные курсы в профильном обучении 10
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 17
2.1. Определение понятий «компетенция / компетентность» 17
2.2. Содержание ключевых компетенций 18
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ПАРАМЕТРАМИ» 25
3.1 Программа элективного курса «Уравнения и неравенства с
параметрами» 25
3.2 Методика оценивания уровня развития образовательных компетенций
учащихся 36
3.3. Результаты эксперимента по выявлению уровня развития
образовательных компетенций на примере элективного курса «Уравнения и
неравенства с параметрами» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа по математике, базирующаяся на основе концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, предполагает обеспечение функциональной грамотности, а также социальную адаптацию обучающихся, то есть формирование социально грамотной и мобильной личности, ясно представляющей свои потенциальные возможности.
Получение более высоких результатов обучения возможно при профилизации обучения и, как следствие этого, введения элективных курсов по математике. Переход к профильному обучению в старшей школе позволяет:
- Построение персональных образовательной траектории обучения, использование дифференцированного подхода в обучении;
- Более глубокое изучение некоторых учебных предметов согласно выбранному профилю;
- Сделать образовательную среду доступной различным категориям обучающихся, расширяя возможности их социализации;
- Обеспечивать преемственность между разными ступенями образования, тем самым укрепляя межпредметные связи [1].
Одним из главных положений организации школьного математического образования является разделение обучения в старших классах на базовое и профильное. Такой подход оставляет обучающемуся выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности составят его индивидуальную траекторию обучения и развития.
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что профильное обучения ставит учащегося перед выбором направления профиля собственного обучения.
Элективные курсы - курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения.
Таким образом, при введении профильного обучения в старшей школе обучающемуся предлагается сделать выбор двух уровней: выбрать профиль, а также набор предметов, уровень их изучения, а затем - элективные курсы, предлагаемые школой [2].
Работы по методике проведения факультативных занятий по математике велись: [3], [14], [28], [30] и др.; методика создания элективных курсов подробно описаны в работах [9], [18], [23], [32] и др.
Сейчас одно из ведущих направлений образования - компетентностный подход в обучении ([9], [14], [33], [37] и др). Он позволяет повысить уровень качества образования, которое представляет собой систему ключевых компетентностей.
В настоящее время объем знаний, необходимый обучающемуся для полного усвоения школьной программы, все больше увеличивается, тогда как количество учебных часов, отводимых для занятий, остается на прежнем уровне.
Таким образом, выпускник, в условиях современного информационного общества, должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Деятельность учителя, безусловно, меняется при использовании компетентностного подхода. Приоритетным направлением деятельности теперь являются: мотивация учащихся на проявление инициативы, самостоятельности, организация самостоятельной, творческой деятельности, при которой охват учащихся будет максимальным, и в тоже время каждый сможет показать уровень развития компетенций и реализовать свои интеллектуальные способности, интересы, приложить усилия в обучении при достижении поставленных целей, а также принимать ответственность за полученный результат.
Проблема исследования: разрешение противоречий между возможностями элективного курса для учащихся старших классов в развитии образовательных компетенций и недостаточном использовании этих возможностей.
Целью исследования является выявление уровня развития образовательных компетенций с помощью элективного курса по математике.
Объект исследования - процесс обучения математике в старших классах школы.
Предметом исследования служит процесс изучения уровня развития образовательных компетенций в результате введения в учебный план 11 класса элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами».
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогические и методические особенности проведения элективных курсов по математике в старших классах.
2. Исследовать понятия «компетенция/компетентность», а также методы и приемы развития их в предлагаемом элективном курсе.
3. Провести эксперимент с целью выявления уровня сформированности компетенций при изучении элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами».
Теоретико-методологическая основа исследования опыт в области профильной дифференциации обучения математике ([3], [6], [22] и др.); исследования методики факультативных и элективных курсов по математике ([3], [7], [13] и др.).
Методы исследования:
1. Изучение литературы по методике математики и математического образования.
2. Анализ психолого-педагогической, учебно-методической и специальной литературы по теме исследования.
3. Изучение и обобщение опыта работы учителей по методике проведения математических факультативов и элективов.
4. Методика Вербицкого оценивания уровня развития образовательных компетенций учащихся.
Научная новизна исследования в выявлении особенностей и возможностей элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами».
База исследования: МБОУ СОШ №19 г. Белгорода им. В.Казанцева
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование ставило целью выявление уровня развития образовательных компетенций с помощью элективного курса по математике. В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с поставленной целью были решены поставленные задачи:
1. Определены психолого-педагогические и методические особенности проведения элективных курсов по математике в старших классах.
2. Были исследованы понятия «компетенция/компетентность», а также методы и приемы развития их в предлагаемом элективном курсе.
3. Проведен эксперимент с целью выявления уровня развития компетенций при изучении элективного курса «Уравнения и неравенства с параметрами».
В ходе теоретического и практического исследования были получены следующие выводы:
1. Математические элективные курсы содействуют всестороннему развитию личности школьника, учитывая его индивидуальные особенности, способности, потребности, желания и т.д. Учащимся, планирующих выбор профессии, необходимо обладать определенными навыками, способами действий, иметь опыт практической деятельности в какой-либо сфере, а значит быть компетентным и обладать компетентностью.
2. Выявлено, что элективный курс по математике «Уравнения и неравенства с параметрами» способствует развитию нового качества, сочетающее познания и навыки обучающегося со способностью использовать их в решении вопросов, возникающих в повседневной жизни.
3. Результат проведенного эксперимента можно рассматривать как показатель эффективности применяемой методики и элективного курса в целом. Таким образом, цель проводимого исследования достигнута, задачи решены.



1. Артемова, Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л.К. Артемова // [Электронный ресурс] «Профильное обучение в старшей школе», режим доступа: www.profile.edu.ru.
2. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И.С. Артюхова // Педагогика. - 2004. - № 2. - C. 28-33.
3. Атанасян, JI.C. Факультативный курс по математике для 9-10 классов / Л.С. Атанасян. - М.: НИИШМНО РСФСР, 1989. - 378 с.
4. Безденежных, Т Профильное обучение: реальный опыт и
сомнительные нововведения / Т. Безденежных, В. Шмелев // Директор школы. - 2003. - № 1. - C. 7-11.
5. Болотов, В.А. Перспективы перехода школы на профильное обучение / В. А. Болотов // Воспитание школьников. - 2004. - № 1. - С. 2-8.
6. Болтянский, В.Г., К проблеме дифференциации школьного образования / В.Г. Болтянский, Т.Д. Глейзер // Математика в школе. - 1988. - №3. -
C. 9-13.
7. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании / А.А. Вербицкий, О.Б. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
8. Гузеев, И.С. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / И.С. Гузеев // Нар.образование. - 2002. - № 9. - С. 113¬123.
9. Егорова, А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / А.М. Егорова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф.: г. Санкт-Петербург, февраль 2012 . - СПб.: Реноме, 2012. - С. 173-179.
10.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос», 5 мая 2006.
11. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А Иванов // Первое сентября. Сер. Воспитание. Образование. Педагогика. Вып. 6(12). - М.: Чистые пруды,
2007. - 32 с.
12. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: АПКиПРО, 2003. - 101 с.
13. Кабардин, О.Ф. Проблемы организации и методики проведения факультативных занятий. Методические указания для лекторов и методистов института усовершенствования учителей. / О.Ф. Кабардин. - М.: Б.И., 1977. - 24 с.
14. Колмогоров, А.Н. Математика наука и профессия. / А.Н. Колмогоров. - М.: Наука, 1988. -288 с.
15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Нормативные документы в образовании. - 2003. - №2. - С. 2-21.
16. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования / Министерство образования РФ, Российская академия образования. - М.: 2002. - 18 с.
17. Крутихина, М.В. Элективные курсы по математике: учеб.-метод. рекомендации / М.В.Крутилова, З.В. Шилова. - Киров.: Издательство ВятГГУ, 2006. - 40 с.
18. Кузнецов, А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание / А.А. Кузнецов // Педагогика. - 2004. - № 2. - С. 28-33.
19. Леднев, В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные
образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. / В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков. - М.: Наука, 2002. - 384 с.
20. Лернер, П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы / П.С. Лернер // Школьные технологии. - 2003 - №4. - С. 50-61.
21. Логинова, Г.П. Психологические аспекты профильного обучения
/ Г.П. Логинова // Психологическая наука и образование. - 2003 - №3. -
С.43-47.
22. Монахов, В.М. Проблемы дифференциации обучения в средней школе / В.М. Монахов, В.А. Орлов, В.В. Фирсов // Советская педагогика - 1990. - №8. - С. 42-47.
23. Орлов, В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения / В.А. Орлов //Интернет-журнал «Эйдос», 16 апреля 2003.
24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 марта 2010 г. № 03¬
413 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения». [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902306291. - Систем. требования: IBM;
Internet Explorer.
25. Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. N 14-51-277/13 «О
направлении информационного письма об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования». [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901889014. - Систем. требования: IBM;
Internet Explorer.
26. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений / Т.П. Афанасьева,
В. И. Ерошин, Н.В. Немова, Т.И. Пуденко. - М.: Классике Стиль, 2006. - 592 с.
27. Сабельникова-Бегашвили, Н.Н. Предпрофильная подготовка и
профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования (методические материалы) / Н.Н.
Сабельниковой-Бегашвили. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 176с.
28. Смирнова, И.М. Методические рекомендации по изучению курса: «Методика проведения факультативных занятий по геометрии с учащимися старших классов»: Спецкурс-спецсеминар для студентов V курса математического факультета / И.М. Смирнова. - М.: МГПИ, 1988.
- 94 с.
29. Смирнова, И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: дис. док. пед. наук / И.М. Смирнова. - М., 1994. - 404 с.
30. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалист Текст. / Ю.Г.Татур // Высшее образование. - 2004. - № 3. -С. 20-26.
31. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Д.Н. Ушаков. - М.: ОГИЗ «Сов.энциклопедия», 1934. - Т 1. - 1562 с.
32. Фирсов, В.В. Методы обучения на факультативных занятиях по математике / В.В. Фирсов, С.А. Боковнев // О совершенствовании методов обучения математике: Пособие для учителей: Сборник статей.- М.: Просвещение, 1978. - С. 75-82.
33. Хуторской, A.B. Возможности компетентностного подхода в
реализации современного качества содержания образования. Материалы к заседанию Ученого совета ИОСО РАО / А.В. Хуторской. - М., 2003
34. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А.В. Хуторской // Народное образование.
- 2003. - № 2. - С. 58-64.
35. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования /
А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.
Зб.Чистякова, С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки/ С.Н. Чистякова, П.С Лернер, Н.Ф. Родичев, О.В. Кузина, С.О. Крапивянская // Школьные технологии. - 2002. - № 1. - С. 101-108.
37.Эльконин, Д.Б. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Д.Б. Эльконин // Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию: материалы семинара. - Самара: Изд- во Профи, - 2001. - С. 4-8


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ