Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержание и организация элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса

Работа №14689

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
714
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Элективные курсы по математике в профильном обучении 6
1.1. Психолого-педагогические особенности обучения математике 6
1.2. Элективные курсы в профильном обучении 12
1.3. Применение ИКТ в образовании 20
Глава 2. Разработка содержания элективного курса по теме «Нестандартные
методы решения уравнений и неравенств» 25
2.1. Программа элективного курса «Нестандартные методы решения
уравнений и неравенств» 25
2.2. Разработка план-конспектов уроков 30
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение 1. Презентации к урокам 66


Как и в прежние годы, современная школа призвана решать две тесно связанные друг с другом задачи: с одной стороны, обеспечить овладение учащимися твердо установленным и четко очерченным минимальным
объемом знаний и умений, необходимых каждому члену нашего общества, с
другой - создать условия для дополнительного изучения школьного курса математики для тех, кто проявляет интерес и склонность к данному предмету. Свой вклад в решение этих задач призваны сделать элективные
курсы [27].
Элективные курсы по математике - это обязательные для посещения старшеклассниками курсы по выбору, целями которых является развитие, дополнение, углубление содержания базового и профильного курсов математики, удовлетворение познавательных интересов школьников, развитие различных сторон математического мышления, воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углубленного изучения математики [3]. При разработке содержания, выборе форм и методов работы с учащимися различных профилей на занятиях элективного курса должны быть учтены психолого-педагогические особенности, типы мышления, склонности и способности школьников.
В настоящее время в материалах ЕГЭ предлагаются уравнения и неравенства, решаемые нестандартными методами. Незнание таких методов существенно уменьшает область успешно решаемых задач. Часто бывают задания, которые можно решить, не используя нестандартные методы, но при этом необходимо производить настолько большое количество различных преобразований и операций, что учащиеся либо получают неправильный ответ, либо теряют интерес к продолжению решения задания. Нестандартные подходы к решению уравнений и неравенств формируют целостный взгляд на курс математики [10]. Овладение этими способами решения задач позволяет развивать у старшеклассников новое, нешаблонное мышление, которое можно применять также и в других сферах человеческой деятельности. На обучение нестандартным методам решения уравнений и неравенств в школьном курсе математики уделяется недостаточно внимания: они либо просто не изучаются, либо изучение происходит в разрыве, не систематизировано [30]. В связи с этим изучение нестандартных методов решения уравнений и неравенств возможно реализовать с помощью элективного курса.
Вышесказанное позволяет говорить об актуальности темы дипломной работы в силу противоречия между необходимостью изучения курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» и отсутствием достаточного количества элективных курсов по данной теме.
Объектом исследования работы является процесс обучения математике учащихся 11 класса.
Предметом исследования является организация элективного курса по математике для учащихся 11 класса.
Цель исследования - разработать элективный курс «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме дипломной работы;
2. изучить учебно-методическую литературу, систематизировать и обобщить нестандартные методы решения уравнений и неравенств;
3. разработать программу элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»;
4. разработать содержание занятий элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств».
5. провести апробацию элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, изучение и обобщение накопленного опыта учителей и методистов по нестандартным методам решения школьных уравнений и неравенств, наблюдение за учебной деятельностью учащихся и беседы с учителями, тестирование.
Методическая новизна: разработан комплекс занятий по теме «Нестандартные методы решения школьных уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса.
Практическая значимость состоит в том, что разработанный материал может быть использован учителями математики при проведении элективных занятий и при подготовке к ЕГЭ, а также студентами при изучении курса элементарной математики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель, задачи, формулируется предположение, указываются методы исследования, отражается методическая новизна, практическая значимость и апробация.
В первой главе рассматривается концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, элективные курсы по математике в профильном обучении, психолого-педагогические особенности обучения математике в классах основных профилей, применение ИКТ в образовании.
Во второй главе нами была разработана программа элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса. Были представлены: учебно-тематический план, содержание занятий, возможные критерии оценок, а также план - конспекты уроков по некоторым
темам.
В заключении подводятся итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Суть концепции профильного обучения заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Возможность учебными учреждениями в полной мере осуществлять свои индивидуальные и профильные образовательные программы дает включение в них тех или иных элективных курсов. Органичное сочетание базовых профильных и элективных предметов (курсов) позволит достичь целей профильного обучения.
Изучение нестандартных методов расширяет полученные знания в школьном курсе математики, позволяет решить различные задания более рациональными способами, увидеть глубину возможностей решения уравнений и неравенств, увеличивает интерес к школьной программе, заставляет думать по-новому, не по шаблону, а также подготавливает к обучению в ВУЗе.
В процессе исследования цель дипломной работы в целом достигнута, полностью решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1. изучена психолого-педагогическая литература по теме дипломной работы;
2. изучена учебно-методическая литература с целью выделения, систематизации и обобщения нестандартных методов решения уравнений и неравенств, а также методики формирования их у учащихся;
3. разработана программа элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»;
4. разработано содержание занятий элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»;
5. проведена апробация элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств».
Материалы исследования были изложены в статье «Элективный курс «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств», она была представлена на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», которая состоялась 27 апреля 2018 года в городе Бийске.
Элективный курс «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса был апробирован в МБОУ «Кировская СОШ» Смоленского района Алтайского края. С учащимися было проведено 7 занятий. Темы занятий были выбраны учителем математики с учетом интересов и потребностей класса.



1. Артюхова, И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика. 2004. - №2. - с. 28-33.
2. Атанасян, С. Л. Элективные курсы по математике и организация самостоятельной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. - С. Л. Атанасян, Н. Н. Кузуб. - Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4. - Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-po-matematike-i- organizatsiya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya. Дата обращения: 03.03.2018.
3. Балаян, Э. Н. Репетитор по математике для поступающих в вузы [Текст]: учебное пособие / Э. Н. Балаян. - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс. 2016. - 743 с.
4. Боброва, И. И. Информационные технологии в образовании [Текст]: практический курс / И. И. Боброва, Е. Г. Трофимов. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 195с.
5. Болгова, И. Если вы решили создать авторский элективный курс [Электронный ресурс]. - Статья в газете Первое сентября. - Режим доступа: https: // ps.1september.ru/article.php?ID=201000917. Дата обращения: 05.11.2017.
6. Болотов, В. А. Перспективы перехода школы на профильное обучение [Текст] / В. А. Болотов // Воспитание школьников. - 2004. - №1. - М.: ООО Школьная пресса. С. 2-8.
7. Буренок, И. И. Психолого-педагогические аспекты урока математики [Текст]: учебно-методическое пособие / И. И. Буренок, Л. И. Тубаева, А. Д. Цедринский; под общей ред. проф. С. Г. Манвелова. Армавирский государственный педагогический институт, СФ АГПИ. - Славянск-на-Кубани, 2000. - 72 с.
8. Гольдич, В. А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Гольдич. - СПб.: Литера, 2004.
- 96 с.
9. Горнштейн, П. И. Экзамен по математике и его подводные рифы [Текст]: монография / П. И. Горнштейн, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. - М.: Илекса, 2004. - 236 с.
10. Гузеев, И. С. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе [Текст] / И. С. Гузеев // Народное образование. - 2002. - №9.
- С. 113-123.
11. Дзятковская, Е. Н. Учет индивидуальных особенностей школьников при подготовке к профильному обучению [Текст] / Е. Н. Дзятковская // Профильная школа. - 2003. - №2. - С. 24-26.
12. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.11. Дата обращения: 07.04.2018.
13. Жданкина, Е. М. Обучение математике: проблемы использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Е. М. Жданкина // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. - 2011. - С. 71-73.
14. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с.
15. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Текст]: Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с.
16. Ковалева, И. Г. Математика. Функции, уравнения, неравенства. Задания повышенной сложности. [Текст]: учебное пособие / И. Г. Ковалёва. - Волгоград: Учитель, 2010. - 200 с.
17. Колягин, Ю. М. Профильная дифференциация обучения математике [Текст] / Ю. М. Колягин. // Математика в школе. - 1990. - №4. - С. 21-27.
18. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего
образования (Министерство образования российской федерации и Российская академия образования) [Электронный ресурс]. - Научная библиотека КиберЛенинка. - Режим доступа: http: //
cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-profilnogo-obucheniya-na-starshey-stupeni- obschego-obrazovaniya-ministerstvo-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii-I. Дата
обращения: 12.02.2018.
19. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников [Текст]: книга для учителей и классных руководителей / В.
A. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1968. - 431 с.
20. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст]: книга для учителей и классных руководителей /
B. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
21. Крутихина, М. В. Элективные курсы по математике [Текст]: учебно-методические рекомендации. / М. В. Крутихина, З. В. Шилова. - Киров, ВятГГУ, 2006. - 40 с.
22. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] / Л. П. Крысин - М.: Русский язык, 1998. - 856 с.
23. Кузнецов, А. А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание [Текст] / А.А. Кузнецов // Педагогика. - 2004. - №2. - С. 28-33
24. Ларикова, И. Е. Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения [Электронный ресурс]. - Открытый урок. Первое сентября. - Режим доступа: http: // festival.1september.ru/articles/416613. 18.03.2018.
25. Литвиненко, В. Н. Практикум по элементарной математики [Текст] / В. Н. Литвиненко, А. Г. Мордкович. - М.: Просвещение, 1995. - 352 с.
26. Лускина, М. Г. Факультативные занятия по математике в школе [Текст]: методические рекомендации / М. Г. Лускина, В. И. Зубарева. - Киров ВГПУ, 1995. - 73 с.
27. Мордкович, А. Г. Алгебра. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П. В. Семенов. - М.: Мнемозина, 2014. - 309 с.
28. Нараленков, М. И. Вступительный экзамен по математике. Алгебра: как решать задачи [Текст]: учебно-практическое пособие / М. И. Нараленков. - М.: Изд-во Экзамен, 2003. - 448 с.
29. Олехник, С. Н. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения [Текст]: учебно-методическое пособие / С. Н. Олехник, М. К. Потапов, П. И. Пасиченко. - М.: Дрофа, 2001 - 219 с.
30. Письменский, Д. Т. Математика для старшеклассников [Текст]: учебно-методическиое пособие / Д. Т. Письменский. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 352 с.
31. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2006. — 365 с.
32. Потапов, М. К. Готовимся к экзаменам по математике [Текст]: учебное пособие для поступающих в вузы и старшеклассников / М. К. Потапов, С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко. - М.: Научно - технический центр «Университетский»: АСТ - Пресс, 1997. - 352 с.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
34. Сканави, М. И. Сборник задач по математике [Текст]: учебное пособие / М. И. Сканави. - М.: Просвещение, 2013. - 608 с.
35. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
36. Супрун, В. П. Нестандартные методы решения задач по математике [Текст]: учебное пособие / В. П. Супрун. - Минск: Полымя, 2000. - 176 с.
37. Черкасов, О. Ю. Математика [Текст]: методические указания для поступающих в вузы / О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. - М.: УНЦ ДО МГУ, 1996. - 368 с.
38. Черкасов, О. Ю. Математика. Скорая помощь абитуриентам [Текст]: методические указания для поступающих в вузы / О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. - М.: Учебный центр Московский лицей, 1995. - 348 с.
39. Черкасов, О.Ю. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы [Текст]: методические указания для поступающих в вузы / О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. - М.: Аст-пресс школа, 2002. - 576 с.
40. Шабунин, М. И. Пособие по математике для поступающих в вузы [Текст]: методическое пособие по математике для поступающих в вузы / М. И. Шабунин. - М.: Физматкнига, 2006. - 272 с.
41. Шарыгин, И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 кл. [Текст]: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин. - М.: Просвещение, 1991. - 384 с.
42. Шестакова, Л. Г. Математика в гуманитарных классах [Текст] / Л.Г. Шестакова // Математика в школе. - 1996. - №1. - С. 10-13.
43. Эрдниев, П. М. Преподавание математики в школе [Текст]: монография / П. М. Эрдниев. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ