Введение 4
1 Проектный метод в системе мотивации образования 9
1.1 Проектный метод: понятие, роль и место в систем школьного образования 9
1.2. Опыт применения проектного метода в российском гуманитарном и
художественном образовании 23
2 Образовательные модели и практики мотивирования школьников на уроках МХК 39
2.1 Практика применения проектного метода в МБОУ Гимназия №29 в городе
Уссурийске 39
2.2. Разработка краеведческого проекта на тему «Влияние стиля импрессионизма на
творчество приморских художников отражающих своеобразие природы Дальнего Востока» 49
Заключение 60
Список литературы 64
Приложение А Учебно-тематическое планирование по МХК, 11 класс. 34 часа, 1 час в неделю (предложенный учителем методистом) 70
Приложение Б Пример проекта на тему: «Влияние стиля импрессионизма на творчество приморских художников отражающих своеобразие природы Дальнего Востока» 76
Приложение В Классификация мотивов А.К. Марковой
В современной российской системе образования происходят существенные реформы, связанные с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. В статье №66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говориться, что образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Главной задачей современной школы является воспитать творческую и всесторонне развитую личность.
В системе школьного образования существует множество проблем, но проблема низкой мотивации является традиционной для педагогов. Причинами низкой мотивации может быть: слабая воспитательная работа с учениками, недостаточная работа с родителями, отсутствие выраженной направленности на развитие ребенка, отсутствие самоорганизации, отсутствие должной связи между учеником и учителем, а также нивелирование индивидуальности детей. Безусловно, проблема не является новой, но современные дети отличаются тем, что не обращают внимания на внешнюю мотивацию, а это говорит о том, что отметки и похвала со стороны родителей и учителей становятся наименее важным фактором при формировании интереса к учебе. Важность решения этой проблемы заключается в том, что мотивация подразумевает под собой определяющий фактор эффективности учебного процесса.
С целью развития творческих способностей учеников и для повышения мотивации в школьную практику внедряют новые инновационные технологии и методы обучения. Нельзя сказать, что традиционные методы потеряли свою значимость в современной образовательной среде, но в связи с инновационным прогрессом одних традиционных методов обучения становится недостаточно. Современные школьники показывают свое пассивное отношение к усвоению знаний, в связи с отсутствием навыков самостоятельной работы, нежеланием и неумением работать с первоисточниками и научными текстами. Во многом это объясняется отсутствием мотивации в получении необходимых знаний. Новейшие методы обучения позволяют прекрасно сочетать теоретический материал с практикой. Именно, поэтому, так важен вопрос применения новых методик в образовании.
Проблема повышения мотивации к обучению при помощи проектного метода рассматривается в работах Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, А.К. Марковой, Д. Мыльникова, где раскрывается педагогический потенциал проектной деятельности школьников. А.К. Киселева, А.Г. Кутузов предлагают различные подходы в оценивании проектной деятельности. Г.В. Нарыкова, Е.А. Гилева, Ю.С. Егоров, Е.В. Клоков предлагают характеристику этапам учебного проекта и оценивают роль учителя на каждом из этапов.
Вопросы, связанные с мотивацией в школьном образовании, детально рассматриваются в работе Щукиной Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении». Автор знакомит с аспектами проблем интереса в обучении, которые выдвинутые современным состоянием практики, поставленные жизнью. Все вопросы рассматриваются в тесной взаимосвязи с проблемами совершенствования урока, преодоления неуспеваемости.
Вопросам мотивации в образовании посвящена статья Рязановой Л.А. «Проектная деятельность как способ повышения учебной мотивации на уроках МХК», в которой рассматривается внедрение проектной деятельности как особой формы творческого обучения для повышения учебной мотивации на уроках мировой художественной культуры
Проблема повышения учебной мотивации является актуальной для современной школы. Множество педагогов рассматривали эту проблему, но не все аспекты были раскрыты с достаточной полнотой. В связи с этим был сделан выбор данной темы в качестве предмета исследования данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: формирование мотивации в процессе художественного образования учащихся.
Предмет исследования: проектный метод как средство формирования учебной мотивации учеников на курсе «Мировая художественная культура»
Цель исследования - изучить условия и формы использования проектного метода как средства повышения мотивации на уроках мировой художественной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть смысл и содержание понятия «проектный метод», показать его роль и место в системе современного школьного образования.
2. Рассмотреть основные формы и методы практического применения «проектного метода» в гуманитарном и художественного образовании.
3. Проанализировать педагогический опыт применения «проектного метода» в МБОУ Гимназии №29 города Уссурийска.
4. Разработать проект «Влияние стиля импрессионизма на творчество приморских художников отражающих своеобразие природы Дальнего Востока».
Методы исследования:
Общенаучные методы: принцип историзма, системный подход, сравнительный анализ.
Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос.
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование различных вариантов проектной деятельности повышает мотивацию к изучению курса «Мировая художественная культура», так как позволяет соединять теоретические знания с их практическим воплощением.
2. Разнообразные формы проектной деятельности способствуют развитию творческих способностей учащихся, путем воплощения замыслов в жизнь и позволяют всесторонне развиваться.
Научная новизна: Впервые выявлены и систематизированы, формы и методы проектной деятельности, направленные на повышение мотивации учащихся в курсе изучения мировой художественной культуры.
Источниками исследования выступают: Федеральный закон «Об образовании», ФГОС, Календарно-тематический план предложенный учителем МБОУ Гимназии №29 на 2017-18 год.
Практическая значимость: создание проекта на тему «Влияние стиля импрессионизма на творчество приморских художников отражающее своеобразие природы Дальнего Востока», который направлен на воспитание духовно-нравственных, эстетических чувств у учеников и любви к своей малой родине. Основные выводы Выпускной Квалификационной Работы могут послужить для дальнейшего совершенствования учебно-тематического плана в курсе «Мировая художественная культура».
Апробация работы: по теме выпускной квалификационной работы был предоставлен доклад на тему «Мотивация школьников в работе над проектами по предмету Мировая Художественная Культура» (по материалам МБОУ Гимназия №29 города Уссурийска) в рамках студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук - 2018 года», проходившей в Школе педагогики ДВФУ (город Уссурийск) 10 апреля 2018 года.
Структура исследования:
Исходя из вышеизложенных целей и задач данного исследования, предлагается следующая структура: введение, в котором были рассмотрены: проблема, цель и задачи работы; работа состоит из двух глав и заключения.
В первой главе - рассматривается проектный метод, его понятие, роль и место в системе школьного образования, практика применения проектного метода в гуманитарном и художественном образовании. Вторая глава посвящена анализу МБОУ Гимназии №29 города Уссурийска и создание проекта «Влияние стиля импрессионизма на творчество приморских художников отражающее своеобразие природы Дальнего Востока».
В связи с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики в современной российской системе образования происходят существенные реформы. Главная задача, которая стоит перед современной высшей и средней школой состоит в воспитании творческой и всесторонне развитой личности.
Тема ВКР посвящена изучению опыта применения проектного метода в художественном образовании, который служит одним из главных способов развития творческих способностей учащейся молодежи в процессе претворения теоретических знаний в практическую деятельность.
Одним из недостатков современной школьной системы образования является недостаточный интерес части школьников в процессе изучения мирового и культурного наследия. Это проявляется, в частности, в отсутствии навыков самостоятельной работы у учащихся. В связи с этими обстоятельствами проблема мотивации стала одной из главных в процессе реформирования школьного образования.
В ходе проведенного исследования в выпускной квалификационной работе был дан содержательный анализ понятия «проектный метод» в мировой и отечественной педагогической науке и раскрыта его роль и место в системе современного школьного образования. Большое внимание в данной выпускной квалификационной работе уделено анализу различных практических вариантов использования проектного метода в гуманитарном и художественном образовании. Кроме того, в данной работе всесторонне проанализирован накопленный практический опыт педагогического коллектива МБОУ Гимназии №29 города Уссурийска в области использования применения проектного метода в процессе изучения различных дисциплин, в том числе и в курсе «Мировая художественная культура». В процессе подготовки данной ВКР подготовлен проект «Влияние стиля импрессионизма на творчество приморских художников отражающее своеобразие природы Дальнего Востока».
В результате проведенного анализа развития и применения проектного метода в мировой педагогике мы пришли к выводу, что проектный метод - это способ достижения цели на основе детальной разработки учебно-познавательной проблемы, включающий в себя ряд этапов (постановка проблемы, тема проекта, цели, задачи, гипотеза, план работы, продукт проекта и его защита).
История проектного метода в художественном образовании начинается в далеком прошлом. На сегодняшний день этот метод является одним из самых эффективных подходов, позволяющий рационально сочетать теоретические знания и их практические применения для решения конкретных проблем и задач в художественном образовании учащихся. Существенное отличие проектного метода от традиционных педагогических методов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения различных практических задач и проблем в области художественного образования.
Соотношение теоретических вопросов художественного образования и практической реализации полученных знаний и обуславливает действенность и эффективность проектной деятельности учащихся.
Обучение учеников различным способам и методам проектной деятельности на уроках мировой художественной культуры позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей. Именно проектная деятельность, помогает сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Все это способствует, в конечном счете, формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
На основе анализа деятельности образовательного учреждения МБОУ Гимназия №29 в городе Уссурийске был сделан вывод, что данное образовательное учреждение полностью отвечает требованиям современной школы.
Современная школа - это высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.
В школе накоплен большой опыт применения инновационных методов обучения за последнее десятилетие. В школе проводятся различные конкурсные проекты, геокешинги, олимпиады по различным предметам, секции и кружки.
В ФГОС нового поколения отводится большое значение проектному методу и учителя в МБОУ Гимназия №29 в городе Уссурийске работают с учениками на уровне Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). Учителя применяют на своих уроках различные методики обучения. Занятия проводятся в формате лекций, игр, дебатов и других современных методов обучения.
На основе проведенного опроса учащихся 11 классов МБОУ Гимназии №29 был сделан вывод, что ученики недостаточно заинтересованы в изучении предмета мировая художественная культура. Исходя из этого, одной из практических мер, направленной на преодоление слабой заинтересованности учащихся и повышения мотивации учащихся в данной работе был разработан проект на тему «Влияние стиля импрессионизма на творчество приморских художников, отражающее своеобразие природы Дальнего Востока». Был проанализирован учебно-тематический план предложенный учителем МХК МБОУ Гимназии №29 и предложены некоторые корректировки. На основе предложенных корректировок предложено провести среди учеников 11 классов краеведческий проект на тему «Влияние стиля импрессионизма на творчество приморских художников отражающих своеобразие природы Дальнего Востока» нацеленный на воспитание патриотизма и духовно-нравственных чувств учеников.
Главным источником, определяющим самосознание учащихся, их мотивацию и поведение являются высшие смыслы и традиционные духовно-нравственные ценности отечественной культуры. Именно приобщение к отечественной культурной традиции формирует национальную, цивилизационную идентичность учащихся. В связи с этим, проблема патриотического воспитания учеников является одной из самых социально- значимых проблем в образовании, и воспитании подрастающего поколения.
Обобщая все вышесказанное можно сказать, что в связи с недостаточной мотивацией учеников (у которых не развита ценностно-смысловой уровень сознания) пропадает интерес к изучению предмета мировая художественная культура, что подтверждает проведенный мини опрос среди учеников 11 классов МБОУ Гимназии №29 в городе Уссурийске.
Исходным условием высокой мотивации и ответственности учащихся в процессе обучения является национальная, культурная и цивилизационная самоидентификация школьников на основе усвоения ими лучших достижений отечественной культуры. Мотивация является ключевым моментом успешного образования (мотивация держится на понимании высших духовных ценностей). Для успешного повышения познавательного интереса у учеников необходимы новые методы обучения, которые способствуют развитию личностных компетенций учеников, которые, в свою очередь и помогают развивать тот самый познавательный интерес. Детально изучив работу проектного метода можно сказать, что данный метод является важным способом для повышения учебной мотивации в курсе мировой художественной культуры.
1. Акимов, Ю.Н. Проектный метод в развитии гуманитарной
составляющей обучения математики [Электронный ресурс] // Cyberleninka: электронный журнал. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-v-razvitn-gumanitarnoy-sostavlyayuschey-obucheniya-matematike
2. Алиев, Ш.М. О совершенствовании современной парадигмы образования // СГЗ. - 2011. - №3. - С. 150-156.
3. Арсеньева, П.А. История художественного образования / П.А. Арсеньева. - Спб. : Петербург, 2007. - 216 с.
4. Артюхина, М.Г. Ценности и приоритеты в современной
парадигме образования // СГЗ. - 2012. - No 1. - С. 320-326.
5. Баженова, Л.М. Азбука кино. Программы дополнительного художественного образования детей: учебное пособие / Л.М. Баженова. - М.: Просвещение, 2005. - С.152-166.
6. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. - Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. - 329 с.
7. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса: учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высшая школа, 1989. - 344 с.
8. Бирженюк, Г.М. Образование в условиях нового типа культуры: Материалы круглого стола / Г.М. Бирженюк. - Спб.: Гуманитарный университет профсоюзов, 2003. - 215с.
9. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: учебное пособие / Л.И. Божович. - М.: 1972. - 349 с.
10. Бондаренко, Е.А. Художественная культура как основа реализации творческого потенциала учащихся // Элективные курсы по предметам художественно-эстетического цикла в рамках основного и дополнительного образования: к проблеме вариативности обучения. - 2005. - №1. - С.5-9.
11. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н.В. Бордовская. - М.: КНОРУС, 2010. - 138 с.
12. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе: учебное пособие / А.В. Бычков.- М.: Просвещение, 2000. - 47 с.
13. Вербицкий, А.А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. Известия УральскогоРАО.
- 2012. - №6. - С. 5-19.
14. Воронина, С.А. Современный учитель: личность и деятельность [Электронный реурс]: электронный учебник / С.А. Воронина. - Режим доступа:https://goo.gl/BCnwqq
15. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в российской школе / Е.А. Гилева // Наука и школа. 2007. - №4. - С. 13 -14.
16. Гилева, Е.А. Метод проектов эффективный способ повышения качества образования / Е.А. Гилева, Е.С. Егоров // Школа. - 2001. - №2. - С. 69 - 74.
17. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000.
- 198с.
18. Гуськова, М.В. Эволюция процесса и результатов внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в практику высшего профессионального образования // Высшее образование сегодня. - 2011. - №9. - С. 10-14.
19. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - М. Просвещение, 2000. - 154 с.
20. Евдакимова, Е.С. Проект как мотивация к познанию / Е.С. Евдакимова // Школьное образование. - 2003. - №3. - С. 45-49.
21. Жесткова, Е.А. Изучение профессионального самоопределения школьников // Акмеология. - 2014. - №3. - С. 80-81.
22. Жуков, В.А. Педагогическое проектирование / В.А. Жуков. - СПб.: СПбГТУ, 1993. - 346 с.
23. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Знание, 1985. - 186 с.
24. Катаева, Т.М. Проектный подход в образовании [Электронный ресурс] : электронный учебник / Т.М. Катаева. - Режим доступа: http://kataeva.ru/published/art/328-2/
25. Компанейцева, Г.А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности [Электронный ресурс] // Концепт : электронный журнал. - Режим доступа:https://e-koncept.ru/2016/46249.htm
26. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.:
Просвещение, 1982. - 167 с.
27. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2011. - 96 с.
28. Кутузов, А.Г. В мире литературы: учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева. - М. : Дрофа, 2006. - 350 с.
29. Лазарев, В.С. Новое понимание методов проектов в образовании // Педагогика. - 2011. - №10. - С. 3-12.
30. Левина, Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании
[Электронный ресурс] // Развитие интеллектуальной активности : электронный журнал. - Режим доступа:
http://ced.perm.ru/schools/web/school26/metod/brosh/st9.html
31. Леонтьев, А.А. История образования в России от Древней Руси
до конца XX века [Электронный ресурс] : электронный учебник / А.А. Леонтьев. - Режим доступа:
http://www.ateismy.net/index.php?option=com content&view=article&id=459:2010-12-17-16-53-33&catid=36:history&Itemid=105
32. Лукьянчук, Г.В. Новые педагогические технологии при
внедрении ФГОС [Электронный ресурс] // Инновационные технологии при внедрении ФГОС : электронный журнал. - Режим доступа:
https://www.dvfu.ru/admission/pre-university-
education/lyceum of information technologies/pedagog/att-2014npt.doc
33. Макаров, А.А. Метод проектов в образовательной области «Технология» [Электронный ресурс] // Nsportal : электронный журнал. - https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/02/12/kursovaya-rabota-metod-proektov-v-obrazovatelnoy-oblasti
34. Маркова, А.К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопросы психологии, 1978. - № 3. - С. 11-13.
35. Маркова, А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников : учебное пособие для учителей / А.К. Маркова. - М., Просвещение. - 1983. - 274 с.
36. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : учебное пособие для учителей / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 246 с.
37. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у учащихся : учебное пособие для учителей / А.К. Маркова. - М.: Просещение, 1983. - 96 с.
38. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М. : Знание, 1979. - 48 с.
39. Мыльников, Д.Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. - 2002. - № 9. - С. 123 -130.
40. Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - №7. - С. 151-157.
41. Орлова, П. Проектный подход - что это на самом деле [Электронный ресурс] : электронный учебник / П. Орлова. - Режим доступа: https://mel.fm/blog/polina-orlova/93481-proyektny-podkhod—chto-zhe-eto-na-samom-dele
42. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С.7-9.
43. Полат, Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - № 9. - С.9-17.
44. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С Полат. - М.: Академия, 2000. - 271 с.
45. Прибора, И. Проектный подход [Электронный ресурс] // Мел : электронный журнал. - Режим доступа:https://mel.fm/blog/obrazovatelnyye-proyekty/81093-proyektny-podkhod-pochemu-studentov-nuzhno-propuskat-cherez-ogon-vodu-i-vorkshop
46. Романовская, М.Б. Метод проекта в образовательном процессе / М.Б. Романовская. - М. : Педагогический поиск, 2006. - 160 с.
47. Свечников, К.Л. Метод проектов в истории советской школы / К.Л. Свечников // Казанский педагогический журнал. - 2007. - №1. - С.109¬115.
48. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. -127 с.
49. Сластенин, В.А. Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведений / В. А. Сластенин, А.В. Шиянов, И.Ф. Исаев. - М. : Академия, 2002. - 576
50. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010. - 44 с.
51. Суходимцева, А.П. Проектный подход к реализации метапредметного содержания образования в школе [Электронный ресурс] // Научный диалог : электронный журнал. - Режим доступа:http://nauka-dialog.ru/arxiv/2017/nauchnyij-dialog-2017-9/13-00-00-pedagogicheskie-nauki/proektnyij-podxod-k-realizaczii-metapredmetnogo-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkole.html
52. Устьянцева, В.Н. Проектная деятельность учащихся: конструирование сюжетных математических задач с исторической фабулой : учебно-методическое пособие / В.Н. Устьянцева. - Волгоград. : Лицей, 2013. - 30 с.
53. Цветкова, Г.В. Проектная деятельность учащихся. 6-11 классы : учебное пособие / Г.В.Цветкова. - Волгоград, 2009. - 49 с.
54. Чумакова, О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов // Компетентностно - ориентированный подход к образованию: образовательные технологии. - 2002. - №1. - С. 67¬76.
55. Шкуркин, В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность / В.И. Шкуркин. - М. : Наука, 2003. - 172 с.
56. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М. : Академия, 2000. - 195 с.
57. Щукина, Г.И Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М. : Академия, 1995. - 134 с.
58. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М. : Академия, 1999. - 294 с.