Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологический подход в системе художественного образования бакалавров направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство (профиль) «Художественная обработка металлов»

Работа №114098

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ
1.1 Исторические аспекты и особенности организации обучения в высшем художественном учебном заведении 15
1.2 Состояние проблемы формирования профессиональных компетенций у бакалавров в области художественной обработки металлов 19
Выводы по I главе 22
ГЛАВА II ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (ПРОФИЛЬ) «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ»
2.1 Сущность понятий педагогическая технология и технологический подход в системе ювелирного образования 24
2.2 Технологический подход в процессе реализации дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство» бакалавров направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство (профиль) Художественная обработка металлов 28
2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 43
Выводы по II главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

Образование, как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим, политическим и культурным условиям. В настоящее время на рынке труда востребованы высокопрофессиональные, конкурентоспособные и коммуникабельные специалисты, обладающие способностью креативного мышления, находить и применять полученную информацию для реализации поставленных профессиональных и творческих задач.
Как и на протяжении многих веков, и в наше время художественное образование являются актуальным объектом исследования. Одним таким ярким средством выражения профессиональных знаний, умений и навыков человека в материальном объекте, созданном из металла, является профессия ювелира. Многообразие форм современного ювелирного искусства заставляет рассматривать его как своего рода «синтезированный» жанр родственный монументальному искусству, скульптуре и керамическим рельефам, дизайнерскому проектированию и сценографическим решениям. Такое существование искусства художественной обработки металла на стыке разных жанров отображает современное общество, в котором востребованы высокопрофессиональные и коммуникабельные специалисты, обладающие способностью креативного, образного мышления, к саморазвитию, самореализации, к действиям в нестандартных ситуациях.
Подготовка ювелиров представляет многогранный и многофакторный процесс. Данная профессия на протяжении столетий формовалась как занятие, объединявшее в одном лице ремесленника и художника и требующая значительных практических умений и навыков, получаемых на протяжении многих лет в процессе общения с мастером - наставником. Однако, в настоящее время возникает необходимость изменения и модернизации системы обучения ювелиров, чтобы в итоге получился многофункциональный профессионал ювелирного дела.
В области художественного образования бакалавров направления подготовки 54.03.02 Декоративно - прикладное искусство (профиль) Художественный металл к одной из важных профессиональных дисциплин является «Проектирование, технология и производственное мастерство». Основной задачей, которой является формирование профессиональных компетенций будущего специалиста в области художественной обработки металла, т.е. специалиста способного на основе гармоничного сочетания художественно-оформительской, проектной и технологической подготовки вести художественную, проектную, производственно-технологическую, организационно - управленческую, научно - исследовательскую, исполнительскую деятельность. В данном ключе министерством образования Российской предложено руководство федеральным образовательным стандартом, в котором перечислены компетенции, которыми должен обладать будущий выпускник. Образовательный стандарт не диктует чёткого правила реализации дисциплин, а создает определенные требования к выпускнику, представленных в виде набора из общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций. На данный момент существует огромное количество инструментов в виде педагогических технологий, которые может использовать преподаватель в своей работе, однако отсутствует их четкая система взаимосвязи к перечисленным компетенциям. Отсутствие четкой системы взаимоотношений педагогических технологий к компетенциям, делает работу преподавателя зависящей от его личных предпочтений, что порой, не позволяет эффективно осуществлять обучающий процесс. Имея определенный алгоритм действий, набора современных и традиционных технологий, возможно, создавать разнообразные обучающие программы, ориентированные на определенную группу студентов, тем самым увеличивая возможность эффективного достижения целей обучения.
1. Таким образом, современная система профессионального образования обладает рядом противоречий:
2. Увеличивающимися потребностями рынка в грамотных, конкурентоспособных профессионалах.
3. Огромным количеством разработанных педагогических технологий, методов и форм обучения и отсутствием четкой системы их использования.
Несмотря на созданные ранее модели обучения, происходит нарушение их использования, как студентами, так и преподавателями, спонтанность их действий приводит к низкому уровню эффективности или отсутствию результата.
Актуальность и обоснование выбора темы исследования
Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей- новаторов, результаты психолого-педагогических исследований демонстрируют огромный интерес к сфере художественного образования.
Актуальность исследования заключается в решении части проблем художественного образования, не только как процесса усвоения увеличения объема знаний или ориентирование в потоке информации, получении профессиональных компетенций, но и с точки зрения взаимоотношений преподаватель - обучающийся, обменена информацией с окружающими людьми, предполагающее объедение и передачу информации в обмен на получаемую. Актуальность исследования направлена на теоретическую и практическую разработку вопросов, связанных с формированием содержания образования в условиях действия образовательных стандартов, определением педагогических технологий и подходов, способствующих организации системы образования и становлению профессиональных компетенций. Новый вид мышления будет базироваться на убеждении: образование производит новые знания и информацию, а не только тиражирует и потребляет их, позволят преодолеть психологические барьеры мышления, развить способность мыслить абстрактно и в процессе обучения формировать продуктивные знания. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход и применение понятия «технология» к сфере образования и педагогическим процессам (В.П. Беспалько, Г.А. Бордовскийи и зарубежные ученые Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум и многие другие).
Технологическая революция, начавшаяся с середины XX, обусловила проникновение технологизации в сферу социальных процессов и явлений, зародив, тем самым, надежду на возможность управлять сложными социальными, педагогическими системами и процессами. Применение термина технология и технологический подход к социальным процессам, к образованию в целом, так и в области духовного производства, культуре, для социальной действительности нашей страны достаточно ново.
Многоаспектный характер технологизации предлагает рассматривать значение педагогической технологии одновременно с нескольких точек зрения (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас):
1. Разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (Б.Т. Лихачёв, С.А. Смирнов, Р. де Киффер, М. Мейер).
2. Процесс коммуникации, способ выполнения учебной задачи, включающий системный анализ для улучшения обучения (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото).
3. Обширную область знания, занимающуюся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д. Эли, С. Ведемейер).
В данном контексте, автор понимает технологический подход, как некую систему педагогических технологий, выстроенных в определённой логической связи для восполнения социальной потребности в новом качестве образования. Что также проявилось и в психолого-педагогической потребности целенаправленного влияния на формирование и развитие личности, методической потребности выбора наиболее эффективных методов обучения, как средства повышения качества образования бакалавров направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство (профиль) Художественная обработка металлов»
Объект исследования:
Процесс художественной профессиональной подготовки бакалавров направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство (профиль) Художественная обработка металлов».
Предмет исследования:
Определить совокупность методов и средств, обеспечивающих успешность реализации технологического подхода в процессе обучения, как средства повышения качества образования бакалавров направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство (профиль) Художественная обработка металлов при освоении дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство».
Цель исследования:
На основе принципов технологического подхода, разработать педагогическую модель, направленную на профессиональные компетенции студентов - ювелиров.
Задачи исследования:
1. Изучить, проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Раскрыть сущность понятия «педагогическая технология».
3. Рассмотреть понятие «технологический подход» в аспектах реализации дисциплин «Проектирование, технология и производственное мастерство», определить его структуру и соподчиненность компонентов.
4. Определить роль технологического подхода к процессу обучения «Проектирование, технология и производственное мастерство», как средства повышения качества образования школьников.
5. Подобрать, определить комплекс заданий и упражнений, направленных на достижение профессиональных навыков и умений.
6. Разработать модель методической системы развития профессиональных компетенций обучающихся художественной обработке металла.
7. Раскрыть содержание методической системы ее основные компоненты, способствующие организации учебного процесса, направленного на развитие профессиональных компетенций.
8. Разработать уровни и критерии оценки работ обучающихся художественной обработке металлов на предмет сформированности знаний, умений, навыков.
9. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой модели методической системы в образовательном пространстве высшего учебного заведения.
Гипотеза:
Реализация педагогической модели профессионального образования в области ювелирного искусства способствует успешному развитию компетенций бакалавров в условиях применения технологического подхода если:
1. Раскрыта сущность понятия «педагогическая технология».
2. Рассмотрено понятие «технологический подход» в аспектах реализации дисциплин «Проектирование, технология и производственное мастерство», определена структура и соподчиненность его компонентов.
3. Определена роль технологического подхода к процессу обучения «Проектирование, технология и производственное мастерство», как средства повышения качества образования школьников.
4. Создан комплекс заданий и упражнений, направленных на достижение профессиональных навыков и умений.
5. Разработана модель методической системы художественного образования бакалавров подготовки 54.03.02.
6. Определено содержание методической системы ее основные компоненты, способствующие организации учебного процесса, направленного на развитие профессиональных компетенций бакалавров
7. Разработаны уровни и критерии оценки работ, обучающихся на предмет сформированных знаний, умений, навыков.
8. Экспериментально проверена эффективность предлагаемой модели методической системы в системе художественного образовательного пространства.
Методы исследования:
Всестороннее изучение исследуемой проблемы, ее аспектов и параметров возможно за счёт использования ряда методов:
1. Теоретического изучения, анализа, синтеза и обобщения философской, педагогической и методической, психологической, социальной, культурологической литературы зарубежных и российских авторов согласно теме научного исследования.
2. Эмпирического исследования, включающее в себя разработку заданий, проведение педагогического эксперимента, анализ этапов экспериментов его результатов по разработанным оценочным критериям.
Теоретико-методологическая база исследования:
Методологической базой исследования является основные положения и подходы к процессу художественного обучения, подразумевающие точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей. Проблемами в области образования и технологизации обучения занимались такие отечественные учёные, как В.П. Беспалько, Г.А. Бордовскийи и зарубежные ученые Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум. Методические аспекты технологического подхода рассматривались Е.Ф. Глебовой, В.М. Монаховой, Т.А. Суртаевой, и др. Концепции обучения в области традиционного декоративно-прикладного искусства были вниманием Б.И. Арватового, и др. Исследования в области истории развития ювелирного искусства интересовали И.И. Гончарова, Т.Н. Мунтян и др. Исследовательские работы по теории и практике ювелирного дела были созданы А.И. Андрющенко, Э. Бреполем и др.
Научная новизна исследования:
1. Определение роли технологического подхода к процессу обучения, как средства повышения качества образования бакалавров.
2. Разработке, раскрытии и научном обосновании модели методической системы, организовывающей, корректирующей и направляющей процесс обучения, а также способствующей формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся.
3. Определение наиболее эффективных технологий и модели для решения педагогических проблем в области ювелирного образования.
Теоретическая значимость исследования:
1. Технологический подход, как одно из средств решения проблемы структурирования системы образования, и как следствие растущего опыта педагогических инноваций.
2. Определение значимости технологического подхода в процессе обучения, как одно из средств повышения мотивации, самоорганизации, самостоятельности обучающихся, и как следствие увеличение уровня качества образования.
3. Определены основные методологические ориентиры технологического подхода в процессе обучения художественной обработке металла.
4. Построена, раскрыта и научно аргументирована модель методической системы, которая способна организовать, скорректировать и направить процесс обучения, а также способствующая формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся.
5. Определены методы и задания по теме «Карнавальная маска», активизирующие учебно-творческую деятельность обучающихся и способствующие формированию знаний, умений, навыков, компетенций в области художественной обработки металла.
Практическая значимость исследования:
Практическая значимость исследования заключается в разработке модели методической системы, основанной на технологическом подходе ее организации, использовании которой позволит повысить качество образования, мотивацию и самостоятельность в процессе учебно - творческой деятельности бакалавров направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство (профиль) «Художественная обработка металлов».
Предложенная структура методической системы позволяет управлять процессом обучения, прогнозировать результаты, системно решать образовательные и социально-воспитательные задачи, подбирать более результативные педагогические технологии и модели для решения образующихся социально-педагогических проблем.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Использование технологического подхода, как главного структурообразующего средства в обучении, повышает эффективность и логичность в ее построении, способствует реализации педагогических задач обучения. Включение интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении в содержание процесса образования, способствует формированию у студентов профессиональных компетенций.
2. Создание методической модели, позволит осуществить выбор образовательных задач и педагогических технологий, средств и форм обучения, направленных на формирование компетентностных характеристик будущего выпускника.
3. Разработка системы управления, основанной на принципах организации, направлении и управлении образовательным процессом по освоению профессиональных ЗУН в области художественной обработки металла.
4. Разработанный комплекс заданий и упражнений, будет способствовать достижению навыков проектирования, знаний технологии металлов, производственного мастерства изготовления изделия из металла.
5. Предложенная модель методической системы увеличивает педагогический потенциал раскрытия и формирования у студентов профессиональных компетенций.
Организация и этапы исследования:
Научное исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета, факультет Декоративно-прикладного искусства. В эксперименте принимало участие девять человек из группы ДПИ-1601, обучающиеся на первом курсе, в возрасте от 19 до 21 года, в дальнейшем прошедшие полный курс обучения по разработанной программе.
Первый этап - теоретико-поисковый (2015-2016г.) был ознаменован подбором, изучением, анализом тематической литературы, связанной с изучением различных педагогических подходов к процессу обучения художественной обработки металла, особенностях методики преподавания художественных дисциплин «Проектирование», «Технология» «Производственное мастерство».
Была обоснована целесообразность создания модели методической системы, использование которой позволит обеспечить реализацию технологического подхода к обучению, как средства повышения качества образования ювелиров. Определены критерии и уровни учебно-творческой деятельности обучающихся студентов.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2016-2017г.) обосновывалась актуальность исследования, формулировались гипотеза, цели, задачи и определились методы исследования; происходила теоретическая разработка педагогической модели, направленной на формирование профессиональных компетенций. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент с целью определения состояния проблемы по теме исследования. Формирующий и контрольный эксперимент, в ходе которых апробировалась методика обучения, предложенная автором система заданий, форм и методов организации обучения студентов, способствующих эффективному развитию профессиональных навыков у обучающихся в процессе их выполнения.
Третий этап - обобщающий - (2017г.) осуществлялись апробация, оценивание результатов этапов эксперимента, систематизация, обработка и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы, оформление материалов диссертации, создание отчета по проделанной работе.
Апробация и внедрение результатов:
На научно-практической конференции «Студенческие дни науки - 2016» ТГУ г. Тольятти (1-25 апреля 20016 г.).
В научно - практическом семинаре «Основы композиции -2016 ТГУ г. Тольятти (1-25 апреля 2016 г.).
На научно-практической конференции «Студенческие дни науки - 2017» ТГУ г. Тольятти (1-25 апреля 2017 г.).
Структура диссертации:
Диссертация содержит введение, первую главу с двумя параграфами и вторую главу с тремя параграфами, выводы после каждой главы и итоговое заключение, список используемой литературы и приложение, с представленным в нем материалом учебно-творческих работ экспериментальной группы, схемы, таблицы, диаграммы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги диссертационного исследования, на основе анализа литературы по смежным тематикам, накопленного педагогического и творческого опыта, а также опираясь на теоретические и практические результаты научного исследования, автор сформулировал следующие заключение. Общественные, государственные и личностные потребности обучающихся в повышении качества образования, а также развитие современной педагогической теории и образовательной практики в свете новой парадигмы образования, являются объективными предпосылками технологизации процесса обучения. Современные государственные образовательные стандарты за счет своей структуры и содержания, создают необходимые предпосылки для технологизации процесса обучения. Технологический подход к обучению художественной обработке металла - новый этап в развитии педагогической науки и практики. Приведенные в научных трудах формулировки термина технологический подход показали, что его содержание зависит от представленной авторами структуры образовательно-технологического процесса и его составляющих, а также обусловлено теми методологическими ориентирами, с позиций которых исследуется это явление. Концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость, установлены учеными, как основные критерии технологичности.
Сущность технологического подхода, как явление педагогической действительности, исследована автором с позиции системности, являющейся общенаучным и общепедагогическим методологическим принципом.
Итогом исследовательской работы было достижение поставленной цели - выявлено, научно обоснована и экспериментально проверена педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства, разработанная на основе технологического подхода к формированию содержания дисциплины, являющейся актуальной в условиях действия ФГОС. На этой основе создана технология проектирования содержания учебного курса, способствующая формированию общекультурных и профессиональных компетенций у студентов направления 54.03.02 Художественная обработка металла.
Решены следующие задачи исследования:
1. Рассмотрен термин «технологический подход», определены его задачи в системе художественного образования.
2. Разработана система методических средств и педагогических технологий, как способ увеличения показателя качества образования бакалавров, обеспечивающее развитие творческих навыков и формированию профессиональных компетенций.
3. Разработан комплекс заданий и упражнений, направленных на достижение профессиональных навыков и умений.
4. Разработаны уровни критерии оценки результатов учебно-творческой деятельности студентов.
5. Экспериментально проверена эффективность модели методической системы в художественном образовании, разработанной на основе технологического подхода к формированию содержания дисциплины.
6. Выбраны и разработаны наиболее эффективные технологии и модели для решения возникших социально-педагогических проблем.
7. Новый вид мышления будет базироваться на убеждении: образование производит новые знания и информацию, а не только тиражирует и потребляет их, позволят преодолеть психологические барьеры мышления, развить способность мыслить абстрактно и в процессе обучения формировать продуктивные знания.
Выполненное автором исследование не претендует на исчерпывающее решение обозначенных в работе проблем, но является одной из альтернативных, вариативных моделей, позволяющих повысить эффективность подготовки студентов-ювелиров. Результаты исследования могут быть использованы в адаптированном виде для дальнейшего совершенствования существующих программ и методик.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях по проблеме исследования:
1. Осипова С.Ю. Критериальные показатели результатов учебно - творческой деятельности студентов на предмете «Проектирование, технология и производственное мастерство» / С.Ю. Осипова // Издательская деятельность. Сборник материалов 5 международной научно-практической конференции. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016 г.
2. Осипова С.Ю. «Критериальная система оценки базового уровня умений в начале обучения по дисциплине «Проектирование, технология и производственное мастерство» / С.Ю. Осипова // Научно-практическая конференции «Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла» ТулГУ, Тула. 2016 г.
3. Осипова С.Ю. «Аспекты контроля результатов творческой деятельности студентов на предмете «Проектирование, технология и приветственное мастерство» / С.Ю. Осипова // в публикации. 2017г.
4. Осипова С.Ю. «Взаимосвязь региональной художественной культуры и профессиональной подготовки бакалавров 54.03.02. Художественная обработка металла» / С.Ю. Осипова // Международный научный журнал «Символ наук.» №04/2017 В 3 частях, часть 2. Отпечатано в редакционно-издательском отделе ООО «Омега сайнс» 450076, г. Уфа, 2017 г. - 211с.


1. Алпатова, И. Ю., Современные требования к качеству образования. Рузаевка, 2012
2. Атутов, П.Р. Технология и современное образование. // Педагогика. - 1996. - № 2.
3. Афанасьева, О. В. Художественное образование в РФ и его проблемы на современном этапе.
4. Бордовский, Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии. // Педагогика. - 1993. - № 5.
5. Бурдакова, О. П. Технологический подход в управлении школой. Журнал Царскосельские чтения. Выпуск № XV / том II / 2011. http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tehnologicheskiy-podhod-v-upravlenii-shkoloy)
6. Гуляева, Е. Г. Интеграция подходов как условие развития культуры личности в системе художественно-эстетического образования / Е. Г. Гуляева // журнал Весшк адукацыь - 2009. - N1. - С. 3-13. - На рус. яз.
7. David Guile, Kaori Okumoto. Developing vocational practice in the jewelry sector through the incubation of a new ‘project-object.
8. Дмитриенко, Т.А. Педагогическая система: структура и законы функционирования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. вып. 2 - Екатеринбург, 1996. - С. 68-79.
9. Ефремичева, Н.В. Этапы формования профессиональной компетентности студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно - прикладному искусству. Вестник Орловского гос. Ун-та. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2012. №3 (23). С. 113-116
10. Ефремичева, Н.В. Методический аспект проектирования модели компетенций художника-педагога. Учен.зап. Орловского ун-та. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012.№1(45). С.354-361
11. Jennifer Railsback. Project-based. Instruction: Creating Excitement for Learning. 2002
12. Журавлев, В.И. Методология и методы педагогических исследований // Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. -С. 33-34.
13. Зимняя, И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования. Проблемы качества образования. Кн.2. М.: Уфа: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов. 2003.С.4-15
14. Итов, А.В. Построение системы понятий технологического образования как условие повышения качества знаний обучающихся. Ижевск - 2005 Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике
15. Kerry Meakin.How Can We Nurture and Develop Creativity in First Year Design Students. 2011.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ