Социальные представления о групповой сплоченности у студентов
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения групповой сплоченности и социальных представлений 5
1.1 Определение и классификация групп 5
1.2 Определение групповой сплоченности 8
1.3 Основные подходы к изучению сплоченности 11
1.4 Концепция социальных представлений 14
1.5 Трехфакторная теория личности Г. Айзенка 21
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Программа и методы обработки исследования 26
2.1 Программа исследования 26
2.2 Характеристики методов исследования 29
2.3 Методы обработки и анализа данных в исследовании 33
Глава 3. Анализ данных эмпирического исследования 34
3.1 Контент-анализ социальных представлений о групповой сплоченности на
основании анкеты 34
3.1.1 Анализ показателей всей выборки 34
3.1.2 Анализ групповых показателей 37
3.2 Результаты исследования по методикам К.Э. Сишор и «Пульсар» 50
3.3 Результаты исследования по методикам Ф. Фидлера и О.С. Михалюк,
А.Ю. Шалыто 52
3.4 Результаты исследования по методике ЦОЕ Р.С. Немова 53
3.5 Корреляционный анализ полученных данных 54
3.5.1 Корреляционный анализ данных, полученных по всей выборке 54
3.5.2 Корреляционный анализ оценки сплоченности в разных коллективах . 59
Выводы 64
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения групповой сплоченности и социальных представлений 5
1.1 Определение и классификация групп 5
1.2 Определение групповой сплоченности 8
1.3 Основные подходы к изучению сплоченности 11
1.4 Концепция социальных представлений 14
1.5 Трехфакторная теория личности Г. Айзенка 21
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Программа и методы обработки исследования 26
2.1 Программа исследования 26
2.2 Характеристики методов исследования 29
2.3 Методы обработки и анализа данных в исследовании 33
Глава 3. Анализ данных эмпирического исследования 34
3.1 Контент-анализ социальных представлений о групповой сплоченности на
основании анкеты 34
3.1.1 Анализ показателей всей выборки 34
3.1.2 Анализ групповых показателей 37
3.2 Результаты исследования по методикам К.Э. Сишор и «Пульсар» 50
3.3 Результаты исследования по методикам Ф. Фидлера и О.С. Михалюк,
А.Ю. Шалыто 52
3.4 Результаты исследования по методике ЦОЕ Р.С. Немова 53
3.5 Корреляционный анализ полученных данных 54
3.5.1 Корреляционный анализ данных, полученных по всей выборке 54
3.5.2 Корреляционный анализ оценки сплоченности в разных коллективах . 59
Выводы 64
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения
Один из главных вопросов, которым задается любой руководитель коллектива: «Что сделать, чтобы группа работала наиболее эффективно?» И вне всяких сомнений то, что на эффективность работы группы в большинстве случаев влияет ее сплоченность. Поэтому изучение групповой сплоченности является актуальным в наши дни.
Целью исследования является изучение социальных представлений о групповой сплоченности у студентов и у работающих людей с последующей разработкой рекомендаций для руководителей коллективов.
Объект исследования: два студенческих коллектива общей численностью 45 человек, а также два рабочих коллектива общей численностью 33 человека.
Задачи исследования:
1. Измерить групповую сплоченность каждого коллектива;
2. Изучить социальные представления о групповой сплоченности у респондентов;
3. Сравнить социальные представления о групповой сплоченности, индивидуальные и групповые показатели сплоченности;
4. Разработать рекомендации для руководителей данных коллективов.
Гипотеза исследования:
1. Психологические особенности личности связаны с ее социальными представлениями о групповой сплоченности.
2. Существуют различия между мужчинами и женщинами в оценке уровня сплоченности и в их социальных представлениях о групповой сплоченности.
3. Социальные представления и оценка уровня сплоченности и возраст испытуемого взаимосвязаны.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложений. Список литературы содержит 42 наименования.
Целью исследования является изучение социальных представлений о групповой сплоченности у студентов и у работающих людей с последующей разработкой рекомендаций для руководителей коллективов.
Объект исследования: два студенческих коллектива общей численностью 45 человек, а также два рабочих коллектива общей численностью 33 человека.
Задачи исследования:
1. Измерить групповую сплоченность каждого коллектива;
2. Изучить социальные представления о групповой сплоченности у респондентов;
3. Сравнить социальные представления о групповой сплоченности, индивидуальные и групповые показатели сплоченности;
4. Разработать рекомендации для руководителей данных коллективов.
Гипотеза исследования:
1. Психологические особенности личности связаны с ее социальными представлениями о групповой сплоченности.
2. Существуют различия между мужчинами и женщинами в оценке уровня сплоченности и в их социальных представлениях о групповой сплоченности.
3. Социальные представления и оценка уровня сплоченности и возраст испытуемого взаимосвязаны.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложений. Список литературы содержит 42 наименования.
От психологического климата и сплоченности коллектива во многом зависит эффективность его работы. Для многих работников хорошие взаимоотношения с коллегами и положительные эмоции оказываются важнее перспектив карьерного роста и большего материального вознаграждения за труд. Поэтому руководитель не должен забывать о таких понятиях, как групповая сплоченность и благоприятный социально-психологический климат.
В качестве рекомендаций для руководителей исследуемых коллективов стоит посоветовать устраивать совместный отдых, создавать дружескую атмосферу, обеспечивая необходимые условия, а также обращать внимание на каждого члена группы отдельно и на весь коллектив целиком.
Мы увидели, как себе представляют сплоченность члены разных коллективов, а также их оценку сплоченности и психологического климата в своей команде. Далее руководители должны понять, как сотрудники представляют себе сплоченный коллектив, а также, чего не хватает им для того, чтобы стать таковым.
В связи с тем, что сотрудники выделили факторы, влияющие на развитие групповой сплоченности, руководители должны обеспечивать хорошие взаимоотношения между членами группы, решать все возникающие вопросы, не позволять сплетням портить отношения между сотрудниками, нужно говорить обо всем открыто.
Руководители, понимающие, что главный ресурс в достижении целей - это люди, уделяют внимание развитию групповой сплоченности. Существует множество тренингов, направленных на развитие данной характеристики группы. Сплоченность относится к групповым состояниям, которые в свою очередь являются свойствами групповой динамики. Сплоченность появляется в связи с развитием группы и влияет на взаимодействие в ней ее членов. Говоря о групповой сплоченности, мы всегда связываем ее с деятельностью, члены группы не могут быть сплочены в отношении к чему- то или кому-то.
Сплоченный коллектив быстрее справляется как с текущими задачами, так и с новыми, воспринимает поставленные цели и задачи лояльнее и прилагает больше усилий для их достижения. Сплоченный коллектив также дает возможность руководителю сконцентрироваться на бизнес-задачах и во многом освобождает его время, что положительно сказывается на психологическом состоянии самого руководителя и позволяет ему не выгорать и быть эффективным продолжительное время.
В качестве рекомендаций для руководителей исследуемых коллективов стоит посоветовать устраивать совместный отдых, создавать дружескую атмосферу, обеспечивая необходимые условия, а также обращать внимание на каждого члена группы отдельно и на весь коллектив целиком.
Мы увидели, как себе представляют сплоченность члены разных коллективов, а также их оценку сплоченности и психологического климата в своей команде. Далее руководители должны понять, как сотрудники представляют себе сплоченный коллектив, а также, чего не хватает им для того, чтобы стать таковым.
В связи с тем, что сотрудники выделили факторы, влияющие на развитие групповой сплоченности, руководители должны обеспечивать хорошие взаимоотношения между членами группы, решать все возникающие вопросы, не позволять сплетням портить отношения между сотрудниками, нужно говорить обо всем открыто.
Руководители, понимающие, что главный ресурс в достижении целей - это люди, уделяют внимание развитию групповой сплоченности. Существует множество тренингов, направленных на развитие данной характеристики группы. Сплоченность относится к групповым состояниям, которые в свою очередь являются свойствами групповой динамики. Сплоченность появляется в связи с развитием группы и влияет на взаимодействие в ней ее членов. Говоря о групповой сплоченности, мы всегда связываем ее с деятельностью, члены группы не могут быть сплочены в отношении к чему- то или кому-то.
Сплоченный коллектив быстрее справляется как с текущими задачами, так и с новыми, воспринимает поставленные цели и задачи лояльнее и прилагает больше усилий для их достижения. Сплоченный коллектив также дает возможность руководителю сконцентрироваться на бизнес-задачах и во многом освобождает его время, что положительно сказывается на психологическом состоянии самого руководителя и позволяет ему не выгорать и быть эффективным продолжительное время.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 17-18 ЛЕТ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ 14 - 16 ЛЕТ В ЖЕНСКОЙ КОМАНДЕ ПО ЧИРЛИДИНГУ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ТРУДА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ (на примере ПАО «Сбербанк»)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ДРУЖБЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Исследование групповой сплоченности в командных выступлениях по эстетической гимнастике (Балтийский Федеральный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020



