Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения групповой сплоченности и социальных представлений 5
1.1 Определение и классификация групп 5
1.2 Определение групповой сплоченности 8
1.3 Основные подходы к изучению сплоченности 11
1.4 Концепция социальных представлений 14
1.5 Трехфакторная теория личности Г. Айзенка 21
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Программа и методы обработки исследования 26
2.1 Программа исследования 26
2.2 Характеристики методов исследования 29
2.3 Методы обработки и анализа данных в исследовании 33
Глава 3. Анализ данных эмпирического исследования 34
3.1 Контент-анализ социальных представлений о групповой сплоченности на
основании анкеты 34
3.1.1 Анализ показателей всей выборки 34
3.1.2 Анализ групповых показателей 37
3.2 Результаты исследования по методикам К.Э. Сишор и «Пульсар» 50
3.3 Результаты исследования по методикам Ф. Фидлера и О.С. Михалюк,
А.Ю. Шалыто 52
3.4 Результаты исследования по методике ЦОЕ Р.С. Немова 53
3.5 Корреляционный анализ полученных данных 54
3.5.1 Корреляционный анализ данных, полученных по всей выборке 54
3.5.2 Корреляционный анализ оценки сплоченности в разных коллективах . 59
Выводы 64
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения
Один из главных вопросов, которым задается любой руководитель коллектива: «Что сделать, чтобы группа работала наиболее эффективно?» И вне всяких сомнений то, что на эффективность работы группы в большинстве случаев влияет ее сплоченность. Поэтому изучение групповой сплоченности является актуальным в наши дни.
Целью исследования является изучение социальных представлений о групповой сплоченности у студентов и у работающих людей с последующей разработкой рекомендаций для руководителей коллективов.
Объект исследования: два студенческих коллектива общей численностью 45 человек, а также два рабочих коллектива общей численностью 33 человека.
Задачи исследования:
1. Измерить групповую сплоченность каждого коллектива;
2. Изучить социальные представления о групповой сплоченности у респондентов;
3. Сравнить социальные представления о групповой сплоченности, индивидуальные и групповые показатели сплоченности;
4. Разработать рекомендации для руководителей данных коллективов.
Гипотеза исследования:
1. Психологические особенности личности связаны с ее социальными представлениями о групповой сплоченности.
2. Существуют различия между мужчинами и женщинами в оценке уровня сплоченности и в их социальных представлениях о групповой сплоченности.
3. Социальные представления и оценка уровня сплоченности и возраст испытуемого взаимосвязаны.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованной литературы и приложений. Список литературы содержит 42 наименования.
От психологического климата и сплоченности коллектива во многом зависит эффективность его работы. Для многих работников хорошие взаимоотношения с коллегами и положительные эмоции оказываются важнее перспектив карьерного роста и большего материального вознаграждения за труд. Поэтому руководитель не должен забывать о таких понятиях, как групповая сплоченность и благоприятный социально-психологический климат.
В качестве рекомендаций для руководителей исследуемых коллективов стоит посоветовать устраивать совместный отдых, создавать дружескую атмосферу, обеспечивая необходимые условия, а также обращать внимание на каждого члена группы отдельно и на весь коллектив целиком.
Мы увидели, как себе представляют сплоченность члены разных коллективов, а также их оценку сплоченности и психологического климата в своей команде. Далее руководители должны понять, как сотрудники представляют себе сплоченный коллектив, а также, чего не хватает им для того, чтобы стать таковым.
В связи с тем, что сотрудники выделили факторы, влияющие на развитие групповой сплоченности, руководители должны обеспечивать хорошие взаимоотношения между членами группы, решать все возникающие вопросы, не позволять сплетням портить отношения между сотрудниками, нужно говорить обо всем открыто.
Руководители, понимающие, что главный ресурс в достижении целей - это люди, уделяют внимание развитию групповой сплоченности. Существует множество тренингов, направленных на развитие данной характеристики группы. Сплоченность относится к групповым состояниям, которые в свою очередь являются свойствами групповой динамики. Сплоченность появляется в связи с развитием группы и влияет на взаимодействие в ней ее членов. Говоря о групповой сплоченности, мы всегда связываем ее с деятельностью, члены группы не могут быть сплочены в отношении к чему- то или кому-то.
Сплоченный коллектив быстрее справляется как с текущими задачами, так и с новыми, воспринимает поставленные цели и задачи лояльнее и прилагает больше усилий для их достижения. Сплоченный коллектив также дает возможность руководителю сконцентрироваться на бизнес-задачах и во многом освобождает его время, что положительно сказывается на психологическом состоянии самого руководителя и позволяет ему не выгорать и быть эффективным продолжительное время.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1980
2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию - М.: Аспект-Пресс, 1998
3. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы - Спб.: Питер, 2003
4. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: Ключевые идеи,4-е издание - Спб.: Питер. 2003
5. Донцов А. И. Психология коллектива - М.: Издательство МГУ,1984
6. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности - М.: Издательство МГУ,1979
7. Дикарева А.Я., Мирская М.И. Социология труда - М, 1989
8. Журавлев, А.Л. Социальная психология: учебное пособие /А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова и др.; под ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002
9. Занковский А. Н. Организационная психология : учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М., 2000
10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2008
11. Коллектив, личность, общение: Словарь социально¬
психологических понятий/ под ред. Кузьмина Е.С. и Семенова В.Е. - М.:1987
12. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малых групп - М.: 2001
13. Крюков С. В. Организационное поведение: теория и практика. Ростов н/Д : Феникс, 2006
14. Майерс Дж. Социальная психология - Спб.: Питер, 2006
15. Мондрус А.Л. Деятельностная и социально-психологическая
сплоченность малой группы и неформальных подгрупп. // Известия Вузов.Северо-Кавказский регион./ Общественные науки №2, 2008
16. Макаров Ю.В. журнал Известия РГПУ им.Герцена, 1-й выпуск, 2010
17. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе - М.: Академический проект, 2004
18. Организационное поведение : учебник для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. СПб. : Питер, 2007.
19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив - М.:1982
20. Орлов С. В. Человек и его потребности : учебное пособие. СПб. : Питер, 2006.
21. Психологический журнал под ред. А.Л. Журавлева - М.:выпуск №1, 2006
22. Почебут Л.Г., Газогареева Е.Н. Социальные представления о лидерстве/Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, том 5, №1, 2014
23. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология - СПБ.: Питер, 2010
24. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология - СПб,2002
25. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. - М.: Проспект, 2003
26. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. - СПб.: Изд-во СПбГУ. 2009
27. Сидоренков А.В., Мондрус А.Л. Эмпирическое обоснование модели групповой сплоченности /Психологический журнал, том 33, №2, 2012
28. Социальная психология/ Под ред. С. Московичи. - М.: Питер, 2007
29. Социально-психологический практикум/ Под ред. Гриценко В.В., Балашов, 2004
30. Томпсон Л. Создание команды/ Пер.сангл.М.: Вершина, 2005
31. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования
социально-психологических феноменов// Методология и методы социальной психологии - М.: Наука, 1077
32. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Институт Психотерапии, 2002
ЗЗ.Ч.Кули Первичные группы //Американская социологическая мысль:
Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц: тексты / сост. Е.И. Кравченко; под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994
34.Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Агрессия. Лидерство. Альтруизм.
Конфликт. Группы - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002
35.Чалдини Р. Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! - СПб.:Прайм- Еврознак, 2002
Зб.Чанько А.Д. Командообразование в современных организациях: Междисциплинарный синтез психологии и менеджмента/Вестник СПБГУ, сер.8,вып.2, 2007
37.Чикер В.А. Методология и методы социально-психологических исследований - СПб.:Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2010
38. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов - Ростов н/Д.: Феникс, 2006
39. ШибутаниТ.Социальная психология - Ростов н/Д.: Феникс, 1998
40. Шпалинский,В. В. Экспериментальное изучение параметров малых групп // Вопросы психологии. 1972. № 5. С. 66—76.
41. Moscovici S. Notes toward a description of social representations // European Journal of Social Psychology. - 1988. - Vol. 3. - P. 211-250.
42. Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social Representations / R.M. Farr & S. Moscovici (eds.). Cambridge: Cambridge University Press. -1984. - P. 3-70.