Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИМВОЛИКА В ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Работа №76092

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Этническая культура как символическая среда 12
1.1 Этническая культура: генезис и специфика 12
1.2 Знаково-символические основы развития этнической культуры 23
1.3 Типология символов этнической культуры 35
2 Народное искусство как выражение символики этнической культуры
мордвы 44
2.1 Символическое пространство в народном искусстве мордовского
этноса 44
2.2 Выразительность символической системы мордовской
традиционной вышивки 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное)

Актуальность исследования определяется важной ролью, которую играет этническая культура в современном обществе. Во-первых, этническая культура является формой утверждения самобытности народа и основой его духовного развития. Во-вторых, возрастающий интерес к этнической культуре ставит задачи выявления основных приоритетов на пути культурно-исторического развития этноса сегодня. И. О. Костина замечает, что «именно мощный этнический идентификационный потенциал востребован в настоящий период существенных сдвигов в культуре, происходящих на всех ее уровнях и во всех ее подсистемах» [44, с. 71]. Современное гуманитарное знание рассматривает этническую культуру как многозначную систему символов, которые требуют объяснения и интерпретации. Широкий диапазон употребления символов в различных сферах этнической культуры является объективным обоснованием для исследования закономерностей их функционирования. В связи с этим интерес к символическому потенциалу этнической культуры представляется востребованным и своевременным.
Этническая специфика концентрируется в сфере культуры, а этническая идентификация в условиях модернизации общества становится системообразующим фактором этнической общности . В современном социуме символические контексты этнических культур играют существенную роль в процессе индивидуальной и коллективной самоидентификации и реализуются через формы культурного проявления. Именно символика, связанная с семантическим и семиотическим кодированием культурно-ценностной, особо значимой для этноса информации имеет возможность, минимальными средствами, аккумулировать, фиксировать и транслировать культурно-исторический и адаптивный опыт этноса. Семантико-символические основания этнической культуры сегодня актуализируются, т.к. этническая идентичность часто оказывается важным фактором проявления гражданской активности членов этнической общности.
Устойчивая тенденция изучения этнической культуры, в том числе и культуры мордовского народа, выводит на первый план изучение символики, в которой воплощен существенный пласт наследия этноса. Мордовская символическая система обладает отчетливой спецификой и представлена широким диапазоном кодификационных обозначений сакрально-магических представлений, архаического мировосприятия, ритуально-обрядовых практик и пр., которые объясняют и интерпретируют многие явления культуры мордовского этноса. Накоплен существенный материал по бытованию вышивки в культурном пространстве мордовского этноса, однако она еще не рассматривалась как целостная символическая система, не выявлены особенности ее выразительности.
Выбранный теоретико-культурный ракурс делает проблему символики в этнической культуре методологически важной для понимания современных социально-культурных процессов.
Степень научной разработанности проблемы. Разработка научных проблем, связанных с этнической культурой, вызывала и вызывает немалый научный интерес в среде отечественных и зарубежных исследователей.
Типология культуры, как одна из ключевых проблем формирования культурно-исторического мировоззрения, затрагивается в трудах известных мыслителей Г. Г. Гадамера, В. Ф. Гегеля, О. Шпенглера и др.
Среди работ отечественных исследователей можно выделить фундаментальные труды Л. Н. Гумилева, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева и др.
Проблема культуры рассмотрена в трудах философов и культурологов. Среди них - А. М. Арнольдов, П. С. Гуревич, Г. В. Драч, В. М. Межуев, и др.
Особую роль в исследованиях типологии культуры играют работы Ю. М. Лотмана, в которых культура рассмотрена с позиции информационного подхода. Вопросы взаимодействие и взаимовлияние культур стали предметом трудов С. А. Арутюнова.
Являющееся традиционным для современной этнологии понимание сущности понятия «этнос» связано с фундаментальными трудами Ю. В. Бромлея и Л. Н. Гумилева и др.
Идеи становления, развития и трансформации национальной и этнической культур содержатся в работах А. В. Костиной, А. Я. Флиера и др.
К символу и мифу как культурным феноменам обращалось огромное количество исследователей. Определяющие подходы к мифу проложены такими учеными, как Р. Барт, К. Леви-Строс, Э. Кассирер, Ц. Тодоров. Дж. Фрэзер, 3. Фрейд, К. Юнг. В отечественной философии проблема символа и мифа освещены в работах А. Ф. Лосева, М. К. Мамардашвили и т.д. Культурологический аспект данной проблематики представлен в трудах Л. Н. Воеводиной, А. А. Коржухина, Ю. М. Лотмана. Культурно-психологическому обоснованию культуры посвящены исследования 3. Фрейда и К. Г. Юнга.
Проблемы этнокультурной традиции освещены в исследованиях Б. М. Бернштейна, А. А. Каменского, Г. А. Праздникова и др.
Многозначный мир символики народном искусства и фольклора, исследован в работах П. Г. Богатырева, В. М. Василенко, В. М. Вишневской, М. А. Некрасовой, Б. А. Рыбакова, З. Р. Тараян, В. Н. Торопова и др.
Орнаменту с разных позиций уделено внимание в работах В. И. Бибиковой, Л. А. Буткевич, Ю. Я. Герчука, С. А Ивлиева, A. П. Окладникова.
Формообразование орнамента рассмотрено в работах В. Я. Бересневой, Н. В. Романовой и Г. Вейля.
К исследованию мордовского народного искусства обращались B. Н. Белицер, Т. А. Крюкова, А. С. Лузгин, В. Н. Мартьянов, В. И. Рогачев, Н. В. Рябов, Н. Г. Юрчёнкова и А. Гейкель и др.
Несмотря на наличие обширных научных материалов по проблеме этнической культуры, многие вопросы не нашли должного уточнения. Центральное понятие нашего исследования - символика этнической культуры, также недостаточно полно определено в литературе. Таким образом, поиск новых подходов к решению данных вопросов послужил отправной точкой для исследования символики этнической культуры, а также обоснованием его теоретической важности и практической значимости.
Гипотеза исследования. Обращение к изучению символического потенциала этнической культуры может быть связано не только с осмыслением его как формы проявления самобытности народа, но как одного из новых приоритетов на пути сохранения и развития этнокультуры. Символика этнической культуры мордовского этноса может обладать широким диапазоном форм выразительности. Наибольшее количество символов сосредоточено в народном искусстве мордовского этноса, особенно в орнаментальных знаках вышивки традиционного мордовского костюма.
Объект исследования - символика в этнической культуре.
Предметом исследования являются закономерности функционирования символики и ее типология в этнической культуре.
Цель исследования - проанализировать выразительность символической системы этнической культуры на примере традиционного мордовского орнамента.
Цель определила задачи исследования:
- проанализировать специфику этнической культуры;
- исследовать знаково-символический контекст развития этнической культуры;
- выявить типологию символов в этнической культуре;
- определить роль народного искусства в символическом
пространстве культуры мордовского этноса;
- охарактеризовать специфику выразительности традиционного
мордовского орнамента;
- проанализировать знаково-символическую систему мордовской
орнаментальной вышивки.
Положения, выносимые на защиту:
1. Этническая культура существует в рамках этнической общности, связанной кровным происхождением и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Специфика этнической культуры заключается в силе традиции, аккумулирующей в себе символический круг ментальных смыслов, архетипов, отношений.
2. Уникальность символики как продукта первобытного мифологического сознания заключается в том, что ее можно рассматривать как всеобъемлющую категорию культуры. Знаково-символический контекст культуры предопределяет закономерности существования символики в этнической культуре. Символы всегда являются знаками и объединяются в классы и системы.
3. Первые этнические символы сложились вместе с началом этногенеза. Этнические символы как элементы единой системы могут быть рассмотрены с позиции их генезиса, содержания и функций.
4. Народное искусство мордовского народа формировалось через традицию сначала языческого, а затем православного мировоззрения. Народное творчество органично связано с метафорическим языком символики. Ее можно обнаружить в традиционном хозяйственном комплексе, предметном окружении, одежде и пр.
5. Традиционный мордовский костюм обладает системой символов и знаков широкого диапазона информативности, включенных в орнаментальную вышивку. Основой выразительности ее символики является геометрический принцип. Он представляет собой систему методов обобщения и синтезирования символических образов, подгонки под технологию вышивания орнамента на поверхность ткани.
6. Символика орнамента вышивки находится в пограничной области между эстетическими, коммуникативными и семантическими функциями традиционного костюма. Орнамент, несмотря на эстетическую сущность, включает в себя значения неотделимые от древних символов мордовского этноса. Во взаимодействии они составляют символический язык, в котором заложена традиционная «картина мира» мордвы.
Методологической основой и научно-теоретической базой исследования стали труды философов, культурологов, этнологов. Характер предмета исследования предопределил применение комплексного междисциплинарного подхода. Методология исследования опирается на культурно-исторический, структуралистский подходы.
В исследовании общенаучные методы: феноменологический, интегративный.
Имеют место описательный и объяснительный методы, системный анализ и сравнение.
Исследование проблем символики мордовской вышивки, определение роли орнаментики в традиционном искусстве, - все эти вопросы ставят не только задачи, связанные с историей, этнографией и культурой, но заставляют обращаться к специфическим вопросам теории и истории народного искусства .
Особое научное значение имеет труд финского ученого А. Гейкеля (Хейкеля), в котором содержится богатый материал по орнаменту и народному мордовскому костюму, собранный автором в конце XIX в. во время поездок в районы Поволжья, в котором автор наглядно демонстрирует развитие орнаментальных мотивов. Фундаментальное исследование В. Н. Белицер посвящено изучению одежды мордовского этноса, попыткам раскрыть семантику орнаментальных мотивов традиционного костюма. Неоценимым вкладом в исследование мордовской вышивки послужили исследования В. Н. Мартьянова, в которых он исследует разновидности и систематизирует основные типы орнаментальных комплексов вышивки.
Эмпирическими основами исследования стали музейные коллекции народного мордовского костюма, образцы традиционной вышивки.
Научная новизна работы заключается в обобщении исследований по проблемам символики в этнической культуре, выявлении специфики символического поля этнической культуры; обозначении основных типов символов этнической культуры; анализе выразительности символического языка мордовской культуры на примере орнаментальной вышивки традиционного мордовского костюма.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении и анализе символического языка орнаментальной вышивки традиционного мордовского костюма. Основные выводы могут быть использованы при подготовке пособий по мордовскому орнаменту. Некоторые положения исследования могут быть применены в качестве вспомогательной базы для мастеров прикладного искусства.
Апробация результатов исследования осуществлялась в двух публикациях научного содержания.
Структура и объем работы определяются поставленной целью, задачами и логикой исследования. Основной текст содержит 91 страницу и имеет следующую структуру: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список использованных источников, включающий 98 наименования, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования можно сделать следующие выводы:
1. Этнос существует как целостная система, в которой сочетание генетической памяти с исторической последовательностью сохраняет причинно-следственную закономерность этногенеза. В самом общем виде под этнической культурой понимается система определенных стереотипов, норм поведения членов этноса. Культура представляется одной из главных этнообразующих и этносохраняющих компонентов. В таком ракурсе этнос следует понимать как социокультурную общность, являющуюся носителем определенной культуры. В этнической культуре выделяются два уровня: традиционно-бытовой и профессиональный. Традиционно-бытовая культура, с ее установкой на традицию объединяет этнос. Она представляет собой своеобразный «каркас», на который могут прикрепляться заимствования и нововведения. Этническая культура существует в рамках этнической общности, связанной кровным происхождением и хозяйственной деятельности. В ней господствует сила традиции, аккумулирующая в себе символический круг ментальных смыслов, архетипов, отношений, которые во многом связаны со способами невербальной коммуникации.
2. Этнокультурные практики, транслирующие из поколения к поколению всю совокупность ценностей этноса, сформировали особую знаково-символическую систему. Знаково-символические компоненты культуры призваны обеспечить взаимное понимание и информационное поле для членов этнической общности. В этнической культуре знаково-символическая среда пронизывает все предметно-пространственное окружение человека и выступает в качестве структурообразующей основы, обеспечивающей целостность и способность к развитию всего этноса
3. Можно выделить основные характеристики символа: изоморфизм, выразительность, многозначность, посредничество, условность, синтетичность, универсальность. Символы всегда являются знаками и объединены в определенные классы и системы. В среде этнической культуры существуют как общемировые символы, так и специфические, характерные только для данной культуры.
4. Символика на основе мифологических представлений для этнической культуры имеет наиболее существенное значение. Миф является первым историческим типом мировоззрения, вместе с ним развивалась и символика. Этнические символы проявляются в различных формах: в традиционных комплексах костюма, музыкальном и словестном фольклоре, в обрядовых практиках, в этническом искусстве и ремеслах и т. д.
5. Интерес к самобытной мордовской культуре объясняется желанием вывести на новый уровень ее символический потенциал, с целью репрезентации его в пространстве поликультурных миров. Закон традиции делает народное искусство носителем этнического ядра художественной культуры мордвы. Эстетический консерватизм народного искусства формировался через традицию сначала языческого, а затем православного мировоззрения. Символизм этих периодов представляет собой уникальную энциклопедию мифа, ритуала, веры, сложившихся в соревновании привнесенного православия с развившимся язычеством. Народное искусство в структуре знаково-символической системы мордовского этноса занимает важное место.
6. Выполняя первоначально обрядовую магическую роль, символика мордовского орнамента отражала фольклорно-поэтическое восприятие народом окружающего мира. Со временем древние образы утратили первоначальный смысл, уступив место декоративной выразительности. Орнамент вышивки традиционного костюма представляет собой своеобразный банк знаково- символических накоплений, который сохраняет свою ценность и воспринимается как актуальная культурная ценность, значимая для современного человека.



1. Албакова Ф. Ю. Роль символов в национально -этническом сознании : дис. ...д-ра филос. наук / Ф. Ю. Албакова. - М.,2000. - 358 с.
2. Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ (ромб с крючком) / А. К. Амброз // Советская археология. - 1965. - № 3. - С. 11-22.
3. Арнольдов А. И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. - М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 19 93. - 300 с.
4. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. - М. : Наука, 1989. - 247 с.
5. Арутюнов С. А. Этногенез, его формы и закономерности /
С. А. Арутюнов // Этнополис. - 1993. - № 1. - С. 87-99.
6. Асаул А. Н. Этнополитическая мозаичность антропосферы
/ А. Н. Асаул, М. А. Джаман. - СПб. : СПбГАСУ, 2010. - 167 с.
7. Байбурин А. К. Ритуал в системе знаковых средств культуры /
А. К. Байбурин // Этнознаковые функции культуры. - М. : Наука, 1991. - С. 23-42.
8. Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей / А. К. Байбурин // Этнознаковые функции культуры. - М. : Наука, 1991. - С. 63-87.
9. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: традиции и
современность / В. А. Балашов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 252 с.
10. Барт Р. Мифологии / Ролан Барт; перевод с фр. вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - М. : Академический проект, 2010. - 351 с.
11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1896. - 445 с.
12. Белицер В. Н. Народная одежда мордвы / В. Н. Белицер. - М. : Наука, 1973. - 216 с.
13. Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. - М. : Ресбублика, 1994. - 528 с.
14. Бердяев Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. - СПб. Азбука- классика, 2016.- 416 с.
15. Береснева В. Я. Симметрия и искусство орнамент /
В. Я. Береснева, И. М. Яглом // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - С. 274-289.
16. Бернштейн Б. М. Традиция и социокультурные структуры / Б. М. Бернштейн // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 107-109.
17. Бернштейн Б. М. Несколько соображений в связи с проблемой «искусство» и «этнос» / Б. М. Берштейн // Критерии и суждения в искусствознании : сб. статей. - М. : Советский художник, 1986. - С. 125-144.
18. Билялова Г. Н. Этнические символы как психологическая основа современной личности / Г. Н. Билялова // Весник Иссыкульского университета. - 2007. - № 18, ч. 2. - С. 82-89.
19. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. - М. : Искусство, 1971. - 544 с.
20. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей ; послесл. Н. Я. Бромлей. - М. : Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. - 440 с.
21. Буткевич Л. А. История орнамента / Л. А. Буткевич. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
22. Вавилин В. Ф. Оценка факторов и условий функционирования
компонент этнической культуры / В. Ф. Вавилин // Демография. - 1993. -
№ 4. - С. 93-97.
23. Василенко В.М. Русское народное искусство: Содержание стиль развитие / В. М. Василенко. - М. : РГГУ, 2011. - 168 с.
24. Вейль Г. Симметрия / Герман Вейль ; пер. с англ.
Б. В. Бирюкова, Ю. А. Данилова ; под ред. Б. А. Розенфельда. - М. : Наука, 1968. - 192 с.
25. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н. Н. Велецкая. - М. : Наука, 1978. - 105 с.
26. Вишневская В. М. Многозначность символов народного творчества
/ В. М. Вишневская // Декоративное искусство СССР. - 1974. - № 9. -
С. 30-31.
27. Воеводина Л. Н. Мифология и культура / Л. Н. Воеводина. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 356 с.
28. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер; пер с нем: редколл. Я. Я. Зись [и др.] - М. : Искусство, 1991. - 367 с.
29. Гачев Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 432 с.
30. Гегель Г. Эстетика: в 4 т. / Г. Гегель. - М. : Искусство, 1971. -
т. 3. - 578 с.
31. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл
орнаментального образа / Ю. Я. Герчук. - М. : Галарт, 1998. - 328 с.
32. Голан А. Миф и символ / А. Голан. - М. : Русслит, 1993. - 376 с.
33. Гумилев Л. Н. Искусство и этнос / Л. Н. Гумилев // Декоративное искусство СССР. - 1972. - № 1. - С. 33-40.
34. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы / Л. Н. Гумилев. - М. : Экопрос, 1993. - 544 с.
35. Драч Г. В. Культура как форма трансляции социального опыта / Г. В. Драч. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 304 с.
36. Иванов B. B. Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний / В. В. Иванов // Советская археология. - 1968. - № 4. - С. 276-278.
37. Ивлиев С. А. Искусство орнамента / В. А. Ивлиев // Художественная культура XIX-нач. XX в. - М. : Искусство, 2001. - С. 172-197.
38. Ионин Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. - М. : - Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 427 с.
39. Каменский А. А. О смысле художественной традиции / А. А. Каменский // Советское искусствознание. - М. : Советский художник, 1983. - С. 202-244.
40. Канцедикас А. С. Искусство и ремесло. К вопросу о природе народного искусства / А. С. Канцедикас. - М. : Изобраз. искусство, 1977. - 87 с.
41. Кассирер Э. Философия символических форм : в 3-х т. - Т. 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер ; пер. с нем. С. Ромашко. - М. : Академический проект, 2011. - 280 с.
42. Кожин П. М. О древних орнаментальных системах Евразии / П. М. Кожин // Этнознаковые функции культуры. - М. : Наука, 1991. - С. 129-152.
43. Корнишина Г. А. Знаковые функции народной одежды мордвы; учебное пособие / Г. А. Корнишина. - Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2002. - 80 с.
44. Корнишина Г. А. Календарная обрядность мордвы как фактор укрепления этнической идентичности / Г. А. Корнишина // Этнографическое обозрение. - 2011. - № 4. - С. 23-28.
45. Костина А. В. Национальная культура - этническая культура - массовая культура / А. В. Костина. - М. : Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. - 216 с.
46. Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1968. - 210 с.
47. Латынин Л. А. Образы народного искусства / Л. А. Латынин. - М. : 1983. - 144 с.
48. Леви-Строс К. Структурная антропология : пер. с фр. В.И. Иванова / Клод Леви-Строс. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.
49. Лосев А. Ф. Бытие - имя - космос / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1993. - 958 с.
50. Лосев А. Ф. Знак . Символ. Миф / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 2001. - 558 с.
51. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. - М. : Искуссво, 1995. - 320 с.
52. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман // Избранные статьи . - СПб. : Академический проект, 2002. - С. 191-199 с.
53. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман // Ученые записки Тартуского государственного университета. Труды по знаковым системам. Вып. 21. - Тарту : 1987. - С. 10-22.
54. Лузгин А. С. Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы: учеб. пособие / А. С. Лузгин, В. И. Рогачев. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 88 с.
55. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов / С. В. Лурье. - М. : Академический Проект: Гаудеамус, 2004. - 624 с.
56. Маковский М. М. Маковский М. М. У истоков человеческого языка / М. М. Маковский. - М. : Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2011. - 176 с.
57. Мамардашвили М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили,
A. М. Пятигорский. - М. : Школа «языки русской культуры», 1997. - 224 с.
58. Мартьянов В. Н. Памятники прикладного искусства
мордвы / В. Н. Мартьянов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1971. - 121 с.
59. Мартьянов В. Н. Мордовская народная вышивка /
B. Н. Мартьянов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 116 с.
60. Межуев В. М. Идея национального государства в исторической перспективе / В. М. Межуев // Полис. - 1992. - № 5-6. - С. 6.
61. Мириманов В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. - М. : Согласие, 1997. - 328 с.
62. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие : пер. с фр. / А. Моль. - М. : Мир, 1966. - 351 с.
63. Мордовский народный костюм : альбом / Сост. и авт. текста : Т. Н. Прокина, М. И. Сурина; редколл. Н. Ф. Мокшин [и др.]. - Саранск. : Мордов. кн. изд-во, 1990. - 384 с.
64. Налчаджян А. А. Этнопсихология / А.А.Налчаджан. - СПб.: Питер,
2004. - 381 с.
65. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. - М. : Изобразит. искусство, 1983. - 344 с.
66. Окладников А. П. Утро искусства / А. П. Окладников. - Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1967. - 135 с.
67. Першиц А. И. Традиции и культурно исторический процесс / А. И. Першиц // Народы Азии и Африки. - 1981. - № 4. - С. 88-95.
68. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. Пер с. анг. К. Голубович, К. Чухридзе, Т. Дмитриева / Ч. С. Пирс. - М. : Лгос, 2000. - 448 с.
69. Праздников Г. А. Традиция как диалог культур / Г. А. Праздников // Советская этнография. - 1981. - № 3. - С. 54-56.
70. Привалова В. М. Орнамент. Восприятие, оценка и понимание. Знаковый текст и контекст / В. М. Привалова. - Самара: Сам НЦ РАН-ПР ИРИ РАН, 2005. - 135 с.
71. Разина Т. М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства / Т. М. Разина. - М. : Изобразит. искусство, 1970. - 255 с.
72. Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. - М. : ИЦ «Россия молодая» - Экология, 1992. - 367 с.
73. Рогачев В. И. Семантика знаков ДПИ (на примере орнамента эрзи и мокши) / В. И. Рогачев. - Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2005. - 147 с.
74. Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства / А. Б. Рыбаков // Декоративное искусство СССР. - 1975. - № 3. - С. 30-33.
75. Рыбаков Б. А. Язычество Древних славян / Б. А. Рыбаков. - М. : Наука, 1981. - 608 с.
76. Рябов Н. В. Духовные традиции в художественной практике мордовского народа / Н. В. Рябов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2015. - 116 с.
77. Рябов Н. В. Этносимволические формы мордовской культуры: генезис и эволюция / Н. В. Рябов. - М. : ЗАО «Агросс», 2010. - 184 с.
78. Сагалаев М. А. Урало-алтайская мифология : Символ и архетип / М. А. Сагалаев. - Новосибирск : Сиб. отд-ние, 1991. - 152 с.
79. Семенова Т. С. Народное искусство и его проблемы : очерки /Т. С. Семенова. - М. : Сов. художник, 1977. - 552 с.
80. Солдадзе Л. Семантика древнего орнамента / Л. Солдадзе // Декоративное искусство СССР. - 1980. - № 9. - С. 17-22.
81. Соколов Э. В. Традиция и культурная преемственность /
Э. В. Соколов // Советская этнография. - 1981. - № 3. - С. 56-58.
82. Тодоров Ц. Теория символа : пер. Б. Нарумов / Ц. Тодоров. - М. : Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1988. - 408 с.
83. Топорков А. Л. Символика и ритуальные функции
предметов материальной культуры / А. Л. Топорков // Этнографическое изучение знаковых средств культуры ; сб. статей. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1989. - С. 98-101.
84. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ / В. Н. Топоров. - М. : Культура, 1995. - 624 с.
85. Успенский Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.
86. Федотов В. А. Традиции как социокультурное явление /
В. А. Федотов. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. - 136 с.
87. Флиер А. Я. Культурогенез / А. Я. Флиер. - М. : Российский институт культурологии, 1995. - 195 с.
88. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь / Дж. Дж. Фрезер. - М. : Политиздат, 1983. - 832 с.
89. Фролов Б. А. Предыстория символа / Б. А. Фролов // Этнознаковые функции культуры. - М. : Наука, 1991. - С. 86-129.
90. Чеснов Я. В. Этнический образ / Я. В. Чеснов // Этнознаковые функции культуры. - М. : Наука, 1999. - С. 58-86.
91. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории / К. В. Чистов. - Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1986. - 303 с.
92. Шигурова Т. А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы: монография / Т. А. Шигурова. - Саранск. : Изд-во Мордов. ун-та,
2012. - 156 с.
93. Широкогоров С. М. Избранные работы и материалы : Книга 1 / С. М. Широкогоров. - Владивосток : Издательство Дальневосточного университета, 2001. -
94. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. - Новосибирск : Наука : Сиб. изд. фирма, 1993. - 303 с.
95. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Умберто Эко. - СПб. : Симпозиум, 2004. - 544 с.
96. Юнг К. Архетип и символ / К. Юнг ; сост. А. М. Руткевич. - М. : Ренессанс, 1991. - 304 с.
97. Юрчёнкова Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н. Г. Юрчёнкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 156 с.
98. Heikel A. Mordvalaisten Pukujaja kuoseja. Trachter und muster der Mordvinen / A. Heikel. - Helsingissa : Suomalaisen kirjallsuuden seuran kirjapainon osokevhtio, 1899. - 312 s.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ