СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П.А. СТОЛЫПИНА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ
|
Введение
Глава I. ИДЕИ П.А. СТОЛЫПИНА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКО¬
ПРАВОВОЙ МЫСЛИ НАЧАЛА XX В 16
§1.1 Становление и развитие политико-правовых взглядов П.А.
Столыпина 16
§1.2 Оценки деятельности П.А. Столыпина в отечественной историографии 50
Глава II. ГОСУДАРСТВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ В
ПРЕДСТАВЛЕНИИ П.А. СТОЛЫПИНА 72
§2.1 П.А. Столыпин о сущности и назначении государственной власти 72
§2.2 Проблема взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти 93
Глава III. Особенность и роль правовых взглядов П.А. Столыпина: теоретический и практический подходы 137
§3.1 Деятельность П.А. Столыпина и ее роль в социальном регулировании 137
§3.2 Концептуальность идей П.А. Столыпина в рамках реализации
реформ государственного управления 150
§3.3 Классификация и трактовка правого государства по концепции
развития П.А. Столыпина 156
Заключение
Список литературы О
Глава I. ИДЕИ П.А. СТОЛЫПИНА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКО¬
ПРАВОВОЙ МЫСЛИ НАЧАЛА XX В 16
§1.1 Становление и развитие политико-правовых взглядов П.А.
Столыпина 16
§1.2 Оценки деятельности П.А. Столыпина в отечественной историографии 50
Глава II. ГОСУДАРСТВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ В
ПРЕДСТАВЛЕНИИ П.А. СТОЛЫПИНА 72
§2.1 П.А. Столыпин о сущности и назначении государственной власти 72
§2.2 Проблема взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти 93
Глава III. Особенность и роль правовых взглядов П.А. Столыпина: теоретический и практический подходы 137
§3.1 Деятельность П.А. Столыпина и ее роль в социальном регулировании 137
§3.2 Концептуальность идей П.А. Столыпина в рамках реализации
реформ государственного управления 150
§3.3 Классификация и трактовка правого государства по концепции
развития П.А. Столыпина 156
Заключение
Список литературы О
Актуальность диссертационного исследования. Кардинальные перемены, произошедшие в государственно-правовом строе России в 90-е годы XX в., вызвали живой интерес к личности П.А. Столыпина - выдающегося государственного деятеля, реформатора, с именем которого связаны масштабные преобразования в эпоху «надлома». Однако освободившаяся от идеологических установок советского периода, современная историография нашла в образе П.А. Столыпина воплощение идеи национального героя, о котором можно писать только в восторженном тоне.
Наблюдаемая на протяжении ряда лет «популяризация личности» привела к необоснованным интерпретациям деятельности П.А. Столыпина, порой проецирующим современные правовые «фетиши» на реформы, связанные с его именем. Складывается впечатление, что российская наука создает новый образ премьер-министра, применяя суждения по аналогии, приписывая ему те идеи и замыслы, которых не было и в помине. И если результатом «мифотворчества» советского периода стало представление о П.А. Столыпине, как о «деятеле царского режима», реакционере и «вешателе», чье имя связано лишь с военно-полевыми судами и крестьянским переселением и отражено в таких ярлыках, как «столыпинский вагон» и «столыпинский галстук», то современной историографией создается новый миф о Столыпине - демократе и либерале, внесшем весомый вклад в развитие правового государства.
Актуальность обращения к анализу государственно-правовых воззрений П.А. Столыпина вызвана следующими обстоятельствами:
Во-первых, масштабом личности и значимостью государственно-правовых преобразований, связанных с его именем. Нельзя не согласиться с Президентом РФ В.В. Путиным, что «жизненный и профессиональный путь Петра Аркадьевича Столыпина - настоящего патриота и гражданина - всегда будет примером бескорыстного служения делу, людям, России».
Во-вторых, историографическим пробелом. Несмотря на обилие прежде всего исторических работ, посвященных личности П.А. Столыпина, ряд аспектов его жизни и деятельности остается недостаточно изученным. В частности, в юридической науке отсутствуют работы, посвященные анализу эволюции политико-правовых взглядов политика. Правоведы обращались к исследованию его деятельности лишь в аспекте его реформаторской деятельности, чаще всего с целью анализа аграрной реформы.
В-третьих, наблюдаемой в последнее время тенденцией новой «мифологизации» деятельности П.А. Столыпина, как реформатора, идеалом которого выступало правовое государство.
Степень научной разработанности темы. Жизнь и деятельность П.А. Столыпина неоднократно становилась предметом научного поиска. Проводятся международные конференции, посвященные этого государственному деятелю; исследовательская работа активизировалась в связи с празднованием 150-летия со дня его рождения. И.В. Лукояновым, П.А. Пожигайло, С.В. Шелохаевым и другими авторами были подготовлены различного рода сборники писем, речей и текстов законопроектов П.А. Столыпина. Фондом изучения наследия П.А. Столыпина был впервые опубликован комплекс законодательных документов и материалов, раскрывающий основные направления реформаторского курса, осуществлено издание масштабной энциклопедии, среди авторов которой А.А. Данилов, К.А. Соловьев, В.В. Шелохаев и др.
Государственной деятельности П.А. Столыпина посвящены публицистические и исторические труды. Среди них работы, появившиеся при жизни премьер-министра или сразу после его смерти (Е.В. Варпаховская, А. Изгоев, П.И. Кречетов, В.А. Скрипицын), исследования ученых советского периода (А.Я. Аврех, П.Н. Зырянов), а также издания, подготовленные современными авторами (П.С. Кабытов, С.Г. Кара-Мурза, А.П. Корелин, С.Ю. Рыбас, Г.П. Сидоровнин, Б.Г. Федоров и др.)
Отечественные и зарубежные авторы (преимущественно историки и экономисты) уделяют пристальное внимание столыпинской аграрной реформе (А.Я. Аврех, П.Н. Ефимов, Л.И. Зайцева, Н.Л. Рогалина, С.М. Сидельников, В.Г. Тюкавкин). Оригинальный взгляд на проблемы реформирования России в начале XX в. и преобразовательную деятельность П.А. Столыпина представлен в иностранных изданиях (A. Ascher, M.S. Conroy, G.A. Hosking, H.Rogger, P. Waldron, Stephen F. Williams и др.). Взаимоотношения П.А. Столыпина и императора Николая II анализируются в работах +П.В. Мультатули, М.Ф. Флоринского.
Некоторые исследователи сосредотачивают свое внимание на изучении характера П.А. Столыпина, социально-психологической мотивации его действий, стремятся едва ли не поминутно восстановить события его жизни. К личности П.А. Столыпина обращаются и в связи с исследованием проблемы политического лидерства (В.В. Шелохаев).
Столыпинским реформам в оценке российского общественного мнения посвящена работа Л.Ю. Казаниной, деятельность П.А. Столыпина на посту саратовского губернатора стала предметом диссертации А.И. Пиреева. Региональную специфику реализации столыпинских преобразований избрали предметом своих исследований Н.Н. Зоркова, О.Г. Карапкова, К.А. Пожарская. Ряд направлений законопроектной работы правительства П.А. Столыпина подвергнут анализу А.С. Тумановой.
Представители исторической науки, располагая богатейшей фактологической базой, не владеют юридической терминологией, допускают погрешности в трактовке отдельных категорий (право, гражданское общество, правовое государство и проч.). В ряде случаев исследовательский поиск подчинен магистральной идее создания образа великого реформатора, демократа.
Исследователями-юристами имеющийся массив достоверных данных о жизни и деятельности П.А. Столыпина востребован не в полной мере. Они демонстрируют способность работать с текстом нормативного акта, законопроектом, при этом оставляют без учета общественно-политическую обстановку, борьбу различных сил в парламенте и правительстве и многие другие моменты. Фразы из выступлений П.А. Столыпина в Государственной думе и Государственном совете, выхваченные из контекста, рассматриваемые в отрыве от общественно-политической ситуации в России, подвергаются произвольному истолкованию.
Несмотря на определенный интерес, демонстрируемый представителями юридической науки, их цель в основном сводится к изучению правового обеспечения столыпинских преобразований в сельском хозяйстве. На уровне диссертационных исследований к изучению указанной проблематики обращались В.Ю. Дерюгин (СПб., 2007), Ф.П. Румянцев (Н. Новгород, 2004).
Специальные комплексные исследования государственно-правовых взглядов П.А. Столыпина до настоящего времени отсутствуют. Вне исследовательского поля по-прежнему остается вопрос об идейных влияниях, определивших мировоззрение П.А. Столыпина, формировании и эволюции его политико-правовых взглядов, незаслуженно оказались обойдены вниманием его представления о гражданском обществе и правовом государстве, проблемах взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти.
Те исследователи, внимание которых было направлено на изучение правовой составляющей столыпинских преобразований, не ставят задачей уяснение представлений их автора о социальных регуляторах, законе, правоотношениях, правосознании. Единственным исключением можно считать статью Е.С. Лапина . Однако в ней основной акцент сделан на изложении биографических данных П.А. Столыпина, его идей о развитии юридического образования, приведены выдержки из его речей. При этом собственно правовые взгляды П.А. Столыпина представлены фрагментарно.
Полагаем, что одной из актуальных задач юридической науки является адекватная интерпретация и переосмысление политико-правовых взглядов П.А. Столыпина. Историографический пробел, а также масштабность творческого наследия Петра Аркадьевича Столыпина и значимость его вклада в развитие представлений о государстве и праве обосновывают необходимость обращения к данной проблематике.
Объект исследования - история развития теоретических знаний о государстве и праве.
Предметом исследования явилась политическая деятельность П.А. Столыпина в разрезе анализа исторического и правового начал.
Цель исследования заключалась в комплексном анализе государственно-правовых взглядов П.А. Столыпина.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- определены идейно-теоретические истоки формирования государственно-правовых взглядов П.А. Столыпина;
- проанализирована система политико-правовых взглядов
П.А. Столыпина;
- исследованы воззрения П.А.Столыпина в контексте социально-политических и основных государственно-правовых тенденций, наметившихся в России конца XIX - начала XX вв;
- раскрыты представления П.А. Столыпина об основах взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти;
- исследована концепция государственных преобразований П.А. Столыпина;
- определен вклад П.А. Столыпина в формирование правовой политики в сфере межконфессиональных отношений;
- установлена ценность политико-правовых воззрений П.А. Столыпина для теоретической и практической юриспруденции.
Источниковая база исследования. П.А. Столыпин не оставил после себя каких-либо трудов, в которых нашли бы полное отражение его взгляды на государство и право. Благодаря работе Фонда изучения наследия П.А. Столыпина был впервые опубликован комплекс законодательных документов и материалов, раскрывающий основные направления его реформаторского курса.
Источники, на основе которых осуществлялось настоящее исследование, могут быть разделены на четыре группы.
Первую группу источников составили тексты выступлений П.А. Столыпина в Государственной думе и Государственном совете. В своих речах премьер-министр не только освещал текущие вопросы, но обосновывал необходимость проведения преобразований, представлял свое видение специфики государственно-правового развития России, определял его дальнейшие перспективы.
Вторую группу источников составили законопроекты, подготовленные и внесенные на рассмотрение Государственной думы по инициативе П.А. Столыпина, а также законодательные акты, явившиеся результатом правотворческой деятельности.
Третья группа источников - это документы личного происхождения, переписка П.А. Столыпина с О.Б. Столыпиной, Николаем II, общественными и политическими деятелями, а также воспоминания современников. Изучение эпистолярного наследия позволяет конкретизировать представление о взглядах П.А. Столыпина на государство и наблюдаемые им политические процессы. В мемуарах М.П. Бок, С.Ю. Витте, А.И. Гучкова, А.П. Извольского, В.А. Маклакова, П.Н. Милюкова, А.Ф. Редигера, В.Н. Коковцева не только содержатся интересные оценки реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Они позволяют проследить процесс формирования мировоззрения, эволюцию политико-правовых взглядов П.А. Столыпина.
Четвертая группа использованных источников представлена периодическими изданиями («Русское богатство», «Мир Божий», «Русская мысль»), на страницах которых оппозиционно настроенные деятели выражали свои общественно-политические позиции, характеризовали намеченные П.А. Столыпиным преобразования и ход их реализации. Исследование позиций авторов, принадлежащих к различным политическим силам, позволяет более объективно оценить взгляды и практическую деятельность премьер-министра.
Совокупность использованных источников позволяет осветить политико-правовые взгляды П.А. Столыпина и успешно решить задачи данного исследования.
Методологическую основу диссертационной работы составили: во-первых, всеобщий метод диалектики, в рамках которого применялись такие общелогические приемы, как анализ и синтез. Во-вторых, историко-юридический характер работы позволил использовать общенаучные методы: формально-логический, системный, исторический. В-третьих, направленность исследования предопределила необходимость использования специальных методов истории политических и правовых учений, в частности: биографического, теоретико-правовой интерпретации и оценки государственно-правовых идей; структурного, предполагающего изучение составных частей концепции; компаративного, основанного на сопоставительном анализе различных идей. Освещение материала проводилось на основе сочетания проблемно-категориального и хронологического способов и приемов изложения.
Теоретическую основу исследования составили работы по теории права и государства, истории политических и правовых учений, философии права С.С. Алексеева, В.А. Бачинина, А.Б. Венгерова, В.Г. Графского,
И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, Д.А. Керимова, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, А.В. Малько, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой,
В.Л. Нерсесянца, В.М. Сырых, В.А. Томсинова, А.С. Тумановой и др.
Научная новизна работы заключается в том, что на основании выполненных соискателем исследований:
- разработана новая научная концепция государственно-правовых воззрений П.А. Столыпина, отражающая его вклад в развитие отечественной политико-правовой мысли;
- предложены трактовки П.А. Столыпиным концепции государственных преобразований; сущности и назначении государственной власти, взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной ее ветвей; права, закона, «надправовых» решений и их соотношения и роли в социальном регулировании;
- доказан вклад П.А. Столыпина в формирование правовой политики в сфере межконфессиональных отношений;
- введена в научный оборот авторская трактовка использовавшихся П.А. Столыпиным государственно-правовых и теоретико-правовых конструкций.
На защиту выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны:
1. Автором высказано предположение, что на формирование идеологии государственных преобразований, проводимых под руководством П.А. Столыпина, оказала влияние этико-правовая концепция русского консерватизма (Л.А. Тихомиров, П.Е. Казанский, Н.А. Захаров) и либерально-охранительное направление в государственно-правовой доктрине (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин).
2. Установлено, что проводимые П.А. Столыпиным реформы носили концептуальный характер. Ключевым принципом охранительного либерализма П.А. Столыпина (по терминологии Б.Н. Чичерина) выступало наличие сильной централизованной власти, гарантирующей государственное единство, общественный порядок и законность, и постепенные либеральные преобразования с целью устранения пережитков сословного строя, развития институтов местного самоуправления и обеспечения гражданских прав и свобод.
3. Доказано, что во многом либеральная направленность государственных преобразований, проводимых П.А. Столыпиным, была вызвана не доктринальной составляющей и личными мировоззренческими установками политика, а историческим контекстом - конституционными преобразованиями 1905-1906 гг. и практической целесообразностью. Исторический период, в котором находилась Россия, П.А. Столыпин определял как «время великого исторического перелома, во время переустройства всех государственных, законодательных устоев». Успокоение и возрождение России П.А. Столыпин связывал с «обдуманным и твердым проведением в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя». При принятии государственно важных решений П.А. Столыпин всегда руководствовался национальными интересами - наиболее значимыми целями, направленными на обеспечение устойчивого функционирования и развития российского государства как единого целого.
4. Установлено, что в лексиконе политика термины «государство» и «государственность» использовались как синонимичные. В представлении П.Е. Столыпина было два основных подхода к определению государства. Согласно первому, государство - это совокупность отдельных лиц, «соединенных одним общим законодательством, общей администрацией». Целью такого государства выступает гарантия «соотношения сил». Такой сугубо либеральный подход политиком не разделялся, ему было близко консервативное определение государства как союза, базирующегося на исторических началах и объединенного общей идеей. Такое государство, - отмечал он, «осуществляя народные заветы, обладает волей, имеет силу и власть принуждения, такое государство преклоняет права отдельных лиц, отдельных групп к правам целого». При этом историческими началами государственности - «русскими национальными началами» - политик признавал православие, верховную самодержавную власть - как охранительницу «идеи русского государства», олицетворяющую собой ее силу и цельность, и земщину - крепких людей земли, связанных с государственной властью.
5. Выявлено, что ключевым признаком государства П.А. Столыпин считал власть, в которой видел высшее благо для общества. Основной целью власти считал обеспечение государственного порядка, общественного спокойствия и социального компромисса. Власть не должна превращаться в самоцель, это средство для охраны «жизни, спокойствия и порядка». Бездействие власти ведет к анархии и бесправию. Являясь сторонником принципа разделения властей, в практической деятельности П.А. Столыпин направлял свои усилия на создание устойчивого механизма взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти. Цель совместной работы законодательных и исполнительных учреждений П.А. Столыпин видел в принятии тех актов, которые будут способствовать укреплению «правового уклада». Указывая место Совета министров в государственном механизме, П.А. Столыпин заявлял: правительство - это «аппарат власти, опирающейся на законы», «выразитель и исполнитель предначертаний Верховной воли». Результатом его реформаторской деятельности стали определенные изменения в политической сфере, организации и функционировании государственного аппарата, однако оснований для утверждений о последовательном разделении властей нет.
6. Доказано, что сложившийся в результате конституционных преобразований 1905-1906 гг., государственный строй П.А. Столыпин определял как конституционный. При этом он не раз подчеркивал, что изменения в государственном строе были октроированы монархом. Предназначение парламента видел в придании новой силы и блеска верховной власти. Премьер-министр связывал «успокоение и возрождение» России с необходимостью обдуманного и твердого проведения в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя. Миссия правительства виделась ему в том, чтобы оказывать парламенту необходимую помощь и содействие. Он заявлял о стремлении к согласованной плодотворной работе, залог успеха преобразований видел во взаимном детальном и практическом обсуждении предположений Правительства и Думы. При этом обновление существующего строя не предполагало ревизии основ российской государственности.
7. Определено, что взгляды П.А. Столыпина на право не обладают концептуальной завершенностью. Государственного деятеля интересовал не системный анализ правовых категорий, а реально действующие юридические установления. Право политик признавал важнейшим способом регулирования социальных отношений. Нормальное течение общественной жизни требовало безусловного соблюдения закона, однако он допускал возможность принятия «надправовых» решений, разграничивая понятия «законность» и «целесообразность». В ситуации, когда существование государства поставлено под угрозу, когда «государственный организм потрясен до корней», никакие юридические нормы не могут препятствовать верховной власти «приостанавливать течение закона». Возможность принятия «надправовых» решений обосновывал правом необходимой обороны. Состояние необходимой обороны в кризисных ситуациях оправдывает не только применение репрессивных мер в отношении отдельных категорий лиц, но и другие действия, направленные на сохранение государственного порядка и общественной безопасности. В эти «роковые моменты в жизни государства», государственная необходимость стоит выше права и выбор между «целостью теорий» и «целостью отечества» для П.А. Столыпина был очевиден.
8. Обосновано, что приписываемая П.А. Столыпину роль в развитии идеи правого государства, мало доказательна. При определении цели законопроектной деятельности правительства, П.А. Столыпин указывал, что «преобразованное по воле Монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое». Эта фраза, рассматриваемая вне контекста, стала основанием для современных исследователей видеть в П.А. Столыпине сторонника данной политико-правовой идеи. Премьер-министр вкладывал в свою фразу вполне конкретный смысл. Он говорил о государстве, в котором писаным законом будут определены обязанности и ограждены права русских подданных, так как только в этом случае они окажутся вне зависимости от толкования и воли отдельных лиц. С одной стороны, П.А. Столыпин заявлял о необходимости принятия новых норм, с другой - настаивал на восстановлении порядка и укреплении правового уклада, соответствующего «русскому народному самосознанию». Именно соображениями регламентации «твердых устоев» государственной жизни предварял внесение в парламент подготовленных законопроектов.
Теоретическая значимость диссертационного исследования обоснована тем, что:
- доказаны положения, что реформаторская деятельность П.А.
Столыпина во многом определялась историческим контекстом - конституционными преобразованиями 1905 - 1906 гг. и практической целесообразностью;
- изложены концептуальные положения плана государственных преобразований П.А. Столыпина, идейную основу которого можно охарактеризовать как охранительный либерализм;
- раскрыты детерминанты формирования политико-правовых
воззрений П.А. Столыпина и их истоки;
- изучены представления П.А. Столыпина о государстве вообще и правовом государстве в частности; раскрыты взгляды на основы взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти;
- проведена модернизация подхода к трактовке правовых взглядов П.А. Столыпина, раскрыты представления политика о понятиях «законность» и «целесообразность», их соотношении, возможности принятия «надправовых» решений.
Практическая значимость работы заключается в том, что научные положения, оценки и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной деятельности, связанной с развитием институтов гражданского общества и совершенствованием основ межконфессиональных отношений.
Положения диссертации расширяют теоретико-методологическую основу для дальнейших исследований в данной области, могут быть использованы при преподавании спецкурсов по истории политических и правовых учений второй половины XIX - начала XX вв.; при подготовке программ, учебных курсов и написании учебников по «Истории политических и правовых учений», «Истории отечественного государства и права», «Теории государства и права».
Степень достоверности проведенного исследования политической деятельности П.А. Столыпина опосредована использованием научных трудов и применением апробированных методов и методик, соблюдением научно-методологических требований, анализом опубликованных и архивных источников, нормативных актов и их проектов, обобщением использованной научной литературы.
Апробация результатов исследования.
Основные результаты и положения исследования отражены в опубликованных научных статьях и были представлены в докладах и сообщениях, сделанных автором в процессе участия в научно-практических мероприятиях.
Структура работы обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Наблюдаемая на протяжении ряда лет «популяризация личности» привела к необоснованным интерпретациям деятельности П.А. Столыпина, порой проецирующим современные правовые «фетиши» на реформы, связанные с его именем. Складывается впечатление, что российская наука создает новый образ премьер-министра, применяя суждения по аналогии, приписывая ему те идеи и замыслы, которых не было и в помине. И если результатом «мифотворчества» советского периода стало представление о П.А. Столыпине, как о «деятеле царского режима», реакционере и «вешателе», чье имя связано лишь с военно-полевыми судами и крестьянским переселением и отражено в таких ярлыках, как «столыпинский вагон» и «столыпинский галстук», то современной историографией создается новый миф о Столыпине - демократе и либерале, внесшем весомый вклад в развитие правового государства.
Актуальность обращения к анализу государственно-правовых воззрений П.А. Столыпина вызвана следующими обстоятельствами:
Во-первых, масштабом личности и значимостью государственно-правовых преобразований, связанных с его именем. Нельзя не согласиться с Президентом РФ В.В. Путиным, что «жизненный и профессиональный путь Петра Аркадьевича Столыпина - настоящего патриота и гражданина - всегда будет примером бескорыстного служения делу, людям, России».
Во-вторых, историографическим пробелом. Несмотря на обилие прежде всего исторических работ, посвященных личности П.А. Столыпина, ряд аспектов его жизни и деятельности остается недостаточно изученным. В частности, в юридической науке отсутствуют работы, посвященные анализу эволюции политико-правовых взглядов политика. Правоведы обращались к исследованию его деятельности лишь в аспекте его реформаторской деятельности, чаще всего с целью анализа аграрной реформы.
В-третьих, наблюдаемой в последнее время тенденцией новой «мифологизации» деятельности П.А. Столыпина, как реформатора, идеалом которого выступало правовое государство.
Степень научной разработанности темы. Жизнь и деятельность П.А. Столыпина неоднократно становилась предметом научного поиска. Проводятся международные конференции, посвященные этого государственному деятелю; исследовательская работа активизировалась в связи с празднованием 150-летия со дня его рождения. И.В. Лукояновым, П.А. Пожигайло, С.В. Шелохаевым и другими авторами были подготовлены различного рода сборники писем, речей и текстов законопроектов П.А. Столыпина. Фондом изучения наследия П.А. Столыпина был впервые опубликован комплекс законодательных документов и материалов, раскрывающий основные направления реформаторского курса, осуществлено издание масштабной энциклопедии, среди авторов которой А.А. Данилов, К.А. Соловьев, В.В. Шелохаев и др.
Государственной деятельности П.А. Столыпина посвящены публицистические и исторические труды. Среди них работы, появившиеся при жизни премьер-министра или сразу после его смерти (Е.В. Варпаховская, А. Изгоев, П.И. Кречетов, В.А. Скрипицын), исследования ученых советского периода (А.Я. Аврех, П.Н. Зырянов), а также издания, подготовленные современными авторами (П.С. Кабытов, С.Г. Кара-Мурза, А.П. Корелин, С.Ю. Рыбас, Г.П. Сидоровнин, Б.Г. Федоров и др.)
Отечественные и зарубежные авторы (преимущественно историки и экономисты) уделяют пристальное внимание столыпинской аграрной реформе (А.Я. Аврех, П.Н. Ефимов, Л.И. Зайцева, Н.Л. Рогалина, С.М. Сидельников, В.Г. Тюкавкин). Оригинальный взгляд на проблемы реформирования России в начале XX в. и преобразовательную деятельность П.А. Столыпина представлен в иностранных изданиях (A. Ascher, M.S. Conroy, G.A. Hosking, H.Rogger, P. Waldron, Stephen F. Williams и др.). Взаимоотношения П.А. Столыпина и императора Николая II анализируются в работах +П.В. Мультатули, М.Ф. Флоринского.
Некоторые исследователи сосредотачивают свое внимание на изучении характера П.А. Столыпина, социально-психологической мотивации его действий, стремятся едва ли не поминутно восстановить события его жизни. К личности П.А. Столыпина обращаются и в связи с исследованием проблемы политического лидерства (В.В. Шелохаев).
Столыпинским реформам в оценке российского общественного мнения посвящена работа Л.Ю. Казаниной, деятельность П.А. Столыпина на посту саратовского губернатора стала предметом диссертации А.И. Пиреева. Региональную специфику реализации столыпинских преобразований избрали предметом своих исследований Н.Н. Зоркова, О.Г. Карапкова, К.А. Пожарская. Ряд направлений законопроектной работы правительства П.А. Столыпина подвергнут анализу А.С. Тумановой.
Представители исторической науки, располагая богатейшей фактологической базой, не владеют юридической терминологией, допускают погрешности в трактовке отдельных категорий (право, гражданское общество, правовое государство и проч.). В ряде случаев исследовательский поиск подчинен магистральной идее создания образа великого реформатора, демократа.
Исследователями-юристами имеющийся массив достоверных данных о жизни и деятельности П.А. Столыпина востребован не в полной мере. Они демонстрируют способность работать с текстом нормативного акта, законопроектом, при этом оставляют без учета общественно-политическую обстановку, борьбу различных сил в парламенте и правительстве и многие другие моменты. Фразы из выступлений П.А. Столыпина в Государственной думе и Государственном совете, выхваченные из контекста, рассматриваемые в отрыве от общественно-политической ситуации в России, подвергаются произвольному истолкованию.
Несмотря на определенный интерес, демонстрируемый представителями юридической науки, их цель в основном сводится к изучению правового обеспечения столыпинских преобразований в сельском хозяйстве. На уровне диссертационных исследований к изучению указанной проблематики обращались В.Ю. Дерюгин (СПб., 2007), Ф.П. Румянцев (Н. Новгород, 2004).
Специальные комплексные исследования государственно-правовых взглядов П.А. Столыпина до настоящего времени отсутствуют. Вне исследовательского поля по-прежнему остается вопрос об идейных влияниях, определивших мировоззрение П.А. Столыпина, формировании и эволюции его политико-правовых взглядов, незаслуженно оказались обойдены вниманием его представления о гражданском обществе и правовом государстве, проблемах взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти.
Те исследователи, внимание которых было направлено на изучение правовой составляющей столыпинских преобразований, не ставят задачей уяснение представлений их автора о социальных регуляторах, законе, правоотношениях, правосознании. Единственным исключением можно считать статью Е.С. Лапина . Однако в ней основной акцент сделан на изложении биографических данных П.А. Столыпина, его идей о развитии юридического образования, приведены выдержки из его речей. При этом собственно правовые взгляды П.А. Столыпина представлены фрагментарно.
Полагаем, что одной из актуальных задач юридической науки является адекватная интерпретация и переосмысление политико-правовых взглядов П.А. Столыпина. Историографический пробел, а также масштабность творческого наследия Петра Аркадьевича Столыпина и значимость его вклада в развитие представлений о государстве и праве обосновывают необходимость обращения к данной проблематике.
Объект исследования - история развития теоретических знаний о государстве и праве.
Предметом исследования явилась политическая деятельность П.А. Столыпина в разрезе анализа исторического и правового начал.
Цель исследования заключалась в комплексном анализе государственно-правовых взглядов П.А. Столыпина.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- определены идейно-теоретические истоки формирования государственно-правовых взглядов П.А. Столыпина;
- проанализирована система политико-правовых взглядов
П.А. Столыпина;
- исследованы воззрения П.А.Столыпина в контексте социально-политических и основных государственно-правовых тенденций, наметившихся в России конца XIX - начала XX вв;
- раскрыты представления П.А. Столыпина об основах взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти;
- исследована концепция государственных преобразований П.А. Столыпина;
- определен вклад П.А. Столыпина в формирование правовой политики в сфере межконфессиональных отношений;
- установлена ценность политико-правовых воззрений П.А. Столыпина для теоретической и практической юриспруденции.
Источниковая база исследования. П.А. Столыпин не оставил после себя каких-либо трудов, в которых нашли бы полное отражение его взгляды на государство и право. Благодаря работе Фонда изучения наследия П.А. Столыпина был впервые опубликован комплекс законодательных документов и материалов, раскрывающий основные направления его реформаторского курса.
Источники, на основе которых осуществлялось настоящее исследование, могут быть разделены на четыре группы.
Первую группу источников составили тексты выступлений П.А. Столыпина в Государственной думе и Государственном совете. В своих речах премьер-министр не только освещал текущие вопросы, но обосновывал необходимость проведения преобразований, представлял свое видение специфики государственно-правового развития России, определял его дальнейшие перспективы.
Вторую группу источников составили законопроекты, подготовленные и внесенные на рассмотрение Государственной думы по инициативе П.А. Столыпина, а также законодательные акты, явившиеся результатом правотворческой деятельности.
Третья группа источников - это документы личного происхождения, переписка П.А. Столыпина с О.Б. Столыпиной, Николаем II, общественными и политическими деятелями, а также воспоминания современников. Изучение эпистолярного наследия позволяет конкретизировать представление о взглядах П.А. Столыпина на государство и наблюдаемые им политические процессы. В мемуарах М.П. Бок, С.Ю. Витте, А.И. Гучкова, А.П. Извольского, В.А. Маклакова, П.Н. Милюкова, А.Ф. Редигера, В.Н. Коковцева не только содержатся интересные оценки реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Они позволяют проследить процесс формирования мировоззрения, эволюцию политико-правовых взглядов П.А. Столыпина.
Четвертая группа использованных источников представлена периодическими изданиями («Русское богатство», «Мир Божий», «Русская мысль»), на страницах которых оппозиционно настроенные деятели выражали свои общественно-политические позиции, характеризовали намеченные П.А. Столыпиным преобразования и ход их реализации. Исследование позиций авторов, принадлежащих к различным политическим силам, позволяет более объективно оценить взгляды и практическую деятельность премьер-министра.
Совокупность использованных источников позволяет осветить политико-правовые взгляды П.А. Столыпина и успешно решить задачи данного исследования.
Методологическую основу диссертационной работы составили: во-первых, всеобщий метод диалектики, в рамках которого применялись такие общелогические приемы, как анализ и синтез. Во-вторых, историко-юридический характер работы позволил использовать общенаучные методы: формально-логический, системный, исторический. В-третьих, направленность исследования предопределила необходимость использования специальных методов истории политических и правовых учений, в частности: биографического, теоретико-правовой интерпретации и оценки государственно-правовых идей; структурного, предполагающего изучение составных частей концепции; компаративного, основанного на сопоставительном анализе различных идей. Освещение материала проводилось на основе сочетания проблемно-категориального и хронологического способов и приемов изложения.
Теоретическую основу исследования составили работы по теории права и государства, истории политических и правовых учений, философии права С.С. Алексеева, В.А. Бачинина, А.Б. Венгерова, В.Г. Графского,
И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, Д.А. Керимова, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, А.В. Малько, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой,
В.Л. Нерсесянца, В.М. Сырых, В.А. Томсинова, А.С. Тумановой и др.
Научная новизна работы заключается в том, что на основании выполненных соискателем исследований:
- разработана новая научная концепция государственно-правовых воззрений П.А. Столыпина, отражающая его вклад в развитие отечественной политико-правовой мысли;
- предложены трактовки П.А. Столыпиным концепции государственных преобразований; сущности и назначении государственной власти, взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной ее ветвей; права, закона, «надправовых» решений и их соотношения и роли в социальном регулировании;
- доказан вклад П.А. Столыпина в формирование правовой политики в сфере межконфессиональных отношений;
- введена в научный оборот авторская трактовка использовавшихся П.А. Столыпиным государственно-правовых и теоретико-правовых конструкций.
На защиту выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны:
1. Автором высказано предположение, что на формирование идеологии государственных преобразований, проводимых под руководством П.А. Столыпина, оказала влияние этико-правовая концепция русского консерватизма (Л.А. Тихомиров, П.Е. Казанский, Н.А. Захаров) и либерально-охранительное направление в государственно-правовой доктрине (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин).
2. Установлено, что проводимые П.А. Столыпиным реформы носили концептуальный характер. Ключевым принципом охранительного либерализма П.А. Столыпина (по терминологии Б.Н. Чичерина) выступало наличие сильной централизованной власти, гарантирующей государственное единство, общественный порядок и законность, и постепенные либеральные преобразования с целью устранения пережитков сословного строя, развития институтов местного самоуправления и обеспечения гражданских прав и свобод.
3. Доказано, что во многом либеральная направленность государственных преобразований, проводимых П.А. Столыпиным, была вызвана не доктринальной составляющей и личными мировоззренческими установками политика, а историческим контекстом - конституционными преобразованиями 1905-1906 гг. и практической целесообразностью. Исторический период, в котором находилась Россия, П.А. Столыпин определял как «время великого исторического перелома, во время переустройства всех государственных, законодательных устоев». Успокоение и возрождение России П.А. Столыпин связывал с «обдуманным и твердым проведением в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя». При принятии государственно важных решений П.А. Столыпин всегда руководствовался национальными интересами - наиболее значимыми целями, направленными на обеспечение устойчивого функционирования и развития российского государства как единого целого.
4. Установлено, что в лексиконе политика термины «государство» и «государственность» использовались как синонимичные. В представлении П.Е. Столыпина было два основных подхода к определению государства. Согласно первому, государство - это совокупность отдельных лиц, «соединенных одним общим законодательством, общей администрацией». Целью такого государства выступает гарантия «соотношения сил». Такой сугубо либеральный подход политиком не разделялся, ему было близко консервативное определение государства как союза, базирующегося на исторических началах и объединенного общей идеей. Такое государство, - отмечал он, «осуществляя народные заветы, обладает волей, имеет силу и власть принуждения, такое государство преклоняет права отдельных лиц, отдельных групп к правам целого». При этом историческими началами государственности - «русскими национальными началами» - политик признавал православие, верховную самодержавную власть - как охранительницу «идеи русского государства», олицетворяющую собой ее силу и цельность, и земщину - крепких людей земли, связанных с государственной властью.
5. Выявлено, что ключевым признаком государства П.А. Столыпин считал власть, в которой видел высшее благо для общества. Основной целью власти считал обеспечение государственного порядка, общественного спокойствия и социального компромисса. Власть не должна превращаться в самоцель, это средство для охраны «жизни, спокойствия и порядка». Бездействие власти ведет к анархии и бесправию. Являясь сторонником принципа разделения властей, в практической деятельности П.А. Столыпин направлял свои усилия на создание устойчивого механизма взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти. Цель совместной работы законодательных и исполнительных учреждений П.А. Столыпин видел в принятии тех актов, которые будут способствовать укреплению «правового уклада». Указывая место Совета министров в государственном механизме, П.А. Столыпин заявлял: правительство - это «аппарат власти, опирающейся на законы», «выразитель и исполнитель предначертаний Верховной воли». Результатом его реформаторской деятельности стали определенные изменения в политической сфере, организации и функционировании государственного аппарата, однако оснований для утверждений о последовательном разделении властей нет.
6. Доказано, что сложившийся в результате конституционных преобразований 1905-1906 гг., государственный строй П.А. Столыпин определял как конституционный. При этом он не раз подчеркивал, что изменения в государственном строе были октроированы монархом. Предназначение парламента видел в придании новой силы и блеска верховной власти. Премьер-министр связывал «успокоение и возрождение» России с необходимостью обдуманного и твердого проведения в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя. Миссия правительства виделась ему в том, чтобы оказывать парламенту необходимую помощь и содействие. Он заявлял о стремлении к согласованной плодотворной работе, залог успеха преобразований видел во взаимном детальном и практическом обсуждении предположений Правительства и Думы. При этом обновление существующего строя не предполагало ревизии основ российской государственности.
7. Определено, что взгляды П.А. Столыпина на право не обладают концептуальной завершенностью. Государственного деятеля интересовал не системный анализ правовых категорий, а реально действующие юридические установления. Право политик признавал важнейшим способом регулирования социальных отношений. Нормальное течение общественной жизни требовало безусловного соблюдения закона, однако он допускал возможность принятия «надправовых» решений, разграничивая понятия «законность» и «целесообразность». В ситуации, когда существование государства поставлено под угрозу, когда «государственный организм потрясен до корней», никакие юридические нормы не могут препятствовать верховной власти «приостанавливать течение закона». Возможность принятия «надправовых» решений обосновывал правом необходимой обороны. Состояние необходимой обороны в кризисных ситуациях оправдывает не только применение репрессивных мер в отношении отдельных категорий лиц, но и другие действия, направленные на сохранение государственного порядка и общественной безопасности. В эти «роковые моменты в жизни государства», государственная необходимость стоит выше права и выбор между «целостью теорий» и «целостью отечества» для П.А. Столыпина был очевиден.
8. Обосновано, что приписываемая П.А. Столыпину роль в развитии идеи правого государства, мало доказательна. При определении цели законопроектной деятельности правительства, П.А. Столыпин указывал, что «преобразованное по воле Монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое». Эта фраза, рассматриваемая вне контекста, стала основанием для современных исследователей видеть в П.А. Столыпине сторонника данной политико-правовой идеи. Премьер-министр вкладывал в свою фразу вполне конкретный смысл. Он говорил о государстве, в котором писаным законом будут определены обязанности и ограждены права русских подданных, так как только в этом случае они окажутся вне зависимости от толкования и воли отдельных лиц. С одной стороны, П.А. Столыпин заявлял о необходимости принятия новых норм, с другой - настаивал на восстановлении порядка и укреплении правового уклада, соответствующего «русскому народному самосознанию». Именно соображениями регламентации «твердых устоев» государственной жизни предварял внесение в парламент подготовленных законопроектов.
Теоретическая значимость диссертационного исследования обоснована тем, что:
- доказаны положения, что реформаторская деятельность П.А.
Столыпина во многом определялась историческим контекстом - конституционными преобразованиями 1905 - 1906 гг. и практической целесообразностью;
- изложены концептуальные положения плана государственных преобразований П.А. Столыпина, идейную основу которого можно охарактеризовать как охранительный либерализм;
- раскрыты детерминанты формирования политико-правовых
воззрений П.А. Столыпина и их истоки;
- изучены представления П.А. Столыпина о государстве вообще и правовом государстве в частности; раскрыты взгляды на основы взаимодействия верховной, законодательной и исполнительной власти;
- проведена модернизация подхода к трактовке правовых взглядов П.А. Столыпина, раскрыты представления политика о понятиях «законность» и «целесообразность», их соотношении, возможности принятия «надправовых» решений.
Практическая значимость работы заключается в том, что научные положения, оценки и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной деятельности, связанной с развитием институтов гражданского общества и совершенствованием основ межконфессиональных отношений.
Положения диссертации расширяют теоретико-методологическую основу для дальнейших исследований в данной области, могут быть использованы при преподавании спецкурсов по истории политических и правовых учений второй половины XIX - начала XX вв.; при подготовке программ, учебных курсов и написании учебников по «Истории политических и правовых учений», «Истории отечественного государства и права», «Теории государства и права».
Степень достоверности проведенного исследования политической деятельности П.А. Столыпина опосредована использованием научных трудов и применением апробированных методов и методик, соблюдением научно-методологических требований, анализом опубликованных и архивных источников, нормативных актов и их проектов, обобщением использованной научной литературы.
Апробация результатов исследования.
Основные результаты и положения исследования отражены в опубликованных научных статьях и были представлены в докладах и сообщениях, сделанных автором в процессе участия в научно-практических мероприятиях.
Структура работы обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Проведенное исследование позволило сделать следующие основные выводы.
Деятельность П.А. Столыпина на государство и право сформировались под влиянием ряда факторов. Предпринятый анализ выступлений, законопроектной и реформаторской деятельности убеждает нас в том, что представления премьер-министра во многом совпадали с идеями национально-консервативного направления государственно-правовой доктрины. Формирование воззрений П.А. Столыпина не произошло сиюминутно. Им был накоплен богатейший административный опыт в качестве предводителя дворянства, губернатора. Изучение трудов ведущих отечественных правоведов, анализ зарубежного законодательства и практики его применения, наблюдения за российской действительностью и происходящими в обществе процессами не могли не привести его к выводу о невозможности сохранения самодержавия в прежнем виде. Он органично сочетал либеральные идеи с убежденностью в особой значимости и самобытности русской государственности.
П.А. Столыпин отказывался признавать превосходство европейских стран над Российской Империей. Использование передового западного опыта, развитие концепций правового государства, гражданского общества, разделения властей, конституционализма не должно было идти вразрез с национальными интересами. Он отстаивал незыблемость абсолютных традиционных ценностей, полагал, что власть (правительство) несет не только правовую, но этическую ответственность за принимаемые решения, руководствовался идеей нравственного служения.
Премьер-министр имел четкое представление о сложившихся в юридической науке подходах к определению государства. Он отказывался развивать «теорию той или другой формы правления». Установившийся в России строй «весьма прогрессивным» и определял его как «представительный, дарованный самодержавным Монархом».
Вслед за представителями органической теории П.А. Столыпин видел в государстве «социальное целое», проводил параллели между процессами, протекающими в теле человека и в обществе. Он выражал уверенность в том, что государство должно защищать себя, иначе прекратит быть таковым, станет пособником собственного разрушения. В условиях, когда государственное здоровье пошатнулось, власть не только имела право, но обязана была применить чрезвычайные меры для «исцеления социального организма», восстановления нормальных условий функционирования государственного механизма. Отмечая опасность внешних угроз, премьер- министр делал акцент на том, что власть не должна сосредотачивать свои усилия только на решении важных внутренних дел, происходящие в мире события необходимо контролировать.
Взгляды П.А. Столыпина на право не обладают концептуальной завершенностью. Государственного деятеля интересовал не системный анализ правовых категорий, а реально действующие юридические институты.
П.А. Столыпин был сторонником широкого понимания права. Признавая право важнейшим средством регулирования социальных отношений, он не сводил его исключительно к тому, что создано и санкционировано официальными государственными органами, обращал внимание на те установления, которые вытекают из самой жизнедеятельности общества; в праве видел саму жизнь, а не ее формально-абстрактное отражение.
При определении целей законопроектной деятельности правительства, П.А. Столыпин указывал, что «преобразованное по воле монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое». Эта фраза нередко рассматривается вне контекста и подвергается буквальному толкованию. Современные исследователи видят в П.А. Столыпине сторонника данной политико-правовой идеи. Как политик и государственный деятель, П.А. Столыпин видел, что условий для утверждения в России либерального правового государства на тот момент еще не было. С одной стороны, он направлял свои реформаторские усилия на их создание и упрочение. С другой, обосновывал необходимость принятия «надправовых решений», разграничивал понятия «законность» и «целесообразность». Если нормальное течение общественной жизни требовало безусловного соблюдения закона, то в «роковые моменты в жизни государства» выбор между «целостью теорий» и «целостью отечества» очевиден, а государственная необходимость стоит выше права.
П.А. Столыпин выделял две составляющие своей работы: репрессивная деятельность, направленная на успокоение общества, находящегося в состоянии «политического хаоса», и работа созидательная, нацеленная на модернизацию и развитие. Созидательная работа была невозможна без надлежащих правовых оснований. Премьер-министр отказывался от насильственного, механического внедрения новых установлений в народное самосознание. Он полагал, что предложенные им реформы назрели, они не сочинены, а глубоко национальны, их истоки находил в «русских национальных началах».
Те проблемы, с которыми столкнулся П.А. Столыпин, были масштабными и имели комплексный характер. Действительно, им была предложена программа, которая носила системный характер. Однако, решение проблем, накапливавшихся десятилетиями и даже веками, оказалось в зависимости от работы народного представительства, находящегося на начальной стадии своего развития. При изложении концепции реформ П.А. Столыпина ключевыми словами являются «планировал», «рассчитывал», «ожидал», «обещал», но, к сожалению, большая часть намеченного не была реализована в силу объективных и субъективных причин.
Деятельность П.А. Столыпина на государство и право сформировались под влиянием ряда факторов. Предпринятый анализ выступлений, законопроектной и реформаторской деятельности убеждает нас в том, что представления премьер-министра во многом совпадали с идеями национально-консервативного направления государственно-правовой доктрины. Формирование воззрений П.А. Столыпина не произошло сиюминутно. Им был накоплен богатейший административный опыт в качестве предводителя дворянства, губернатора. Изучение трудов ведущих отечественных правоведов, анализ зарубежного законодательства и практики его применения, наблюдения за российской действительностью и происходящими в обществе процессами не могли не привести его к выводу о невозможности сохранения самодержавия в прежнем виде. Он органично сочетал либеральные идеи с убежденностью в особой значимости и самобытности русской государственности.
П.А. Столыпин отказывался признавать превосходство европейских стран над Российской Империей. Использование передового западного опыта, развитие концепций правового государства, гражданского общества, разделения властей, конституционализма не должно было идти вразрез с национальными интересами. Он отстаивал незыблемость абсолютных традиционных ценностей, полагал, что власть (правительство) несет не только правовую, но этическую ответственность за принимаемые решения, руководствовался идеей нравственного служения.
Премьер-министр имел четкое представление о сложившихся в юридической науке подходах к определению государства. Он отказывался развивать «теорию той или другой формы правления». Установившийся в России строй «весьма прогрессивным» и определял его как «представительный, дарованный самодержавным Монархом».
Вслед за представителями органической теории П.А. Столыпин видел в государстве «социальное целое», проводил параллели между процессами, протекающими в теле человека и в обществе. Он выражал уверенность в том, что государство должно защищать себя, иначе прекратит быть таковым, станет пособником собственного разрушения. В условиях, когда государственное здоровье пошатнулось, власть не только имела право, но обязана была применить чрезвычайные меры для «исцеления социального организма», восстановления нормальных условий функционирования государственного механизма. Отмечая опасность внешних угроз, премьер- министр делал акцент на том, что власть не должна сосредотачивать свои усилия только на решении важных внутренних дел, происходящие в мире события необходимо контролировать.
Взгляды П.А. Столыпина на право не обладают концептуальной завершенностью. Государственного деятеля интересовал не системный анализ правовых категорий, а реально действующие юридические институты.
П.А. Столыпин был сторонником широкого понимания права. Признавая право важнейшим средством регулирования социальных отношений, он не сводил его исключительно к тому, что создано и санкционировано официальными государственными органами, обращал внимание на те установления, которые вытекают из самой жизнедеятельности общества; в праве видел саму жизнь, а не ее формально-абстрактное отражение.
При определении целей законопроектной деятельности правительства, П.А. Столыпин указывал, что «преобразованное по воле монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое». Эта фраза нередко рассматривается вне контекста и подвергается буквальному толкованию. Современные исследователи видят в П.А. Столыпине сторонника данной политико-правовой идеи. Как политик и государственный деятель, П.А. Столыпин видел, что условий для утверждения в России либерального правового государства на тот момент еще не было. С одной стороны, он направлял свои реформаторские усилия на их создание и упрочение. С другой, обосновывал необходимость принятия «надправовых решений», разграничивал понятия «законность» и «целесообразность». Если нормальное течение общественной жизни требовало безусловного соблюдения закона, то в «роковые моменты в жизни государства» выбор между «целостью теорий» и «целостью отечества» очевиден, а государственная необходимость стоит выше права.
П.А. Столыпин выделял две составляющие своей работы: репрессивная деятельность, направленная на успокоение общества, находящегося в состоянии «политического хаоса», и работа созидательная, нацеленная на модернизацию и развитие. Созидательная работа была невозможна без надлежащих правовых оснований. Премьер-министр отказывался от насильственного, механического внедрения новых установлений в народное самосознание. Он полагал, что предложенные им реформы назрели, они не сочинены, а глубоко национальны, их истоки находил в «русских национальных началах».
Те проблемы, с которыми столкнулся П.А. Столыпин, были масштабными и имели комплексный характер. Действительно, им была предложена программа, которая носила системный характер. Однако, решение проблем, накапливавшихся десятилетиями и даже веками, оказалось в зависимости от работы народного представительства, находящегося на начальной стадии своего развития. При изложении концепции реформ П.А. Столыпина ключевыми словами являются «планировал», «рассчитывал», «ожидал», «обещал», но, к сожалению, большая часть намеченного не была реализована в силу объективных и субъективных причин.
Подобные работы
- ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - GR-деятельность НКО (на примере благотворительных фондов в сфере здравоохранения)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование сферы социального обеспечения
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Деятельность партийно-политических групп гласных Московской Городской Думы 1904 - февраль 1917 г.
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ П.А. СТОЛЫПИНА В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Политический дискурс и PR на президентских выборах во Франции в 2017 и 2022 гг
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Внутренняя колонизация Сибири в Российской империи (на примере реформ А.П.Столыпина (1906-1914 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Внутренняя колонизация Сибири в Российской империи ( на примере
реформ А. П. Столыпина (1906-1914 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Философский проект правового государства в культуре предреволюционной России
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



