Уголовная ссылка в Западную Сибирь занимала видное место в политике российского самодержавия на протяжении нескольких столетий. Сегодня актуальность данной темы не вызывает сомнений на фоне растущего интереса научного сообщества к региональной истории государства, в связи с формированием новых подходов к изучению Российской империи. Становление уголовно-процессуальной системы современной России также требует осмысления исторического пенитенциарного опыта, в рамках которого уголовная ссылка долгое время играла роль основного инструмента наказания.
Изучение уголовной ссылки как одного из важных направлений имперской политики позволяет, с одной стороны, выявить её влияние на социально-экономическое, административное и культурное развитие Западной Сибири, а с другой - обратить внимание на то, как имперские власти искали механизмы приспособления к специфическим условиям региона. На определённых этапах своего развития уголовная ссылка не только выступала в роли наказания, но и играла заметную роль в освоении Сибири, снабжая рабочими руками различные сектора местной экономики. Внутри огромного региона данные процессы протекали неодинаково, что, в свою очередь, заставляет нас обратиться к специальному изучению ссыльной политики и её результатов в отдельных областях Сибири, в нашем случае её западной части. Обращение к исследованию вопроса применительно к XIX столетию обусловлено необходимостью рассмотрения происходившей в данный период трансформации уголовной ссылки от систематизации её элементов в начале века до ограничения ссылки в конце столетия.
Степень изученности проблемы. Внимание историков было обращено преимущественно на сам институт уголовной ссылки либо на социально-экономическое положение и материально-бытовые условия жизни сибирских ссыльных. Однако собственно политика самодержавия по отношению к уголовной ссылке в Западной Сибири и её эволюция на протяжении XIX в. ещё не становилась специальным предметом исследования.