ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК НОВЫЙ ШАГ В РАЗВИТИИ
ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕСТВА ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ 8
§1. Travel 2.0. Развитие социальных медиа в индустрии туризма 8
§2. Система онлайн-коммуникации “Из уст в уста” 13
§3. Концепция совместного потребления P2P 19
ГЛАВА II. ВОЗДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТРЭВЕЛ-РЕСУРСОВ НА
ИНДУСТРИЮ ТУРИЗМА 26
§1. Влияние на туристический бизнес и работу организаций по маркетингу дестинаций 26
§2. Возможности и преимущества для путешественников 39
§3. Ответственный туризм 48
ГЛАВА III. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОНЛАЙН-
РЕСУРСОВ ПО ПУТЕШЕСТВИЯМ 55
§1. Эра мобильных технологий 55
§2. Поглощение и слияние трэвел-ресурсов 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Вместе с естественным делением на сегменты человеческих интересов в информационном поле образовалось множество виртуальных сообществ, объединяющих людей по их увлечениям и потребностям. Группы людей, которые, возможно, никогда бы не встретились в реальном, физическом мире, имеют шансы не только получать информацию в этих сообществах, но и влиять на форму поведения и решения других интернет-пользователей.
Виртуализация социальных и бизнес-структур затронула все сферы человеческой жизни, в том числе и одну из самых популярных и экономически развитых во всем мире - сферу путешествий и туризма. В эпоху инноваций и технологий Интернет стал форумом путешественников, где главным органом управления их маркетинговой мотивацией являются туристические социальные медиа. Эти онлайн- платформы предоставляют путешественникам условия для интерактивного общения: передачи информации, комментариев, мнений, обзоров и оценок - всего, что может помочь в принятии тех или иных туристических решений. Кроме того, пользователи обрели возможность делиться информацией в режиме реального времени, что значительно увеличило качество туристических поездок.
Благодаря подобным ресурсам доверие многих пользователей к мнениям таких же незаинтересованных в коммерческой выгоде путешественников стало превалировать над доверием к традиционным туристическим организациям и агентам. Услуги и продукты компаний индустрии туризма - отелей, ресторанов и прочих общественных
заведений - стали напрямую зависеть от мнения людей. Осознание перспективности проведения маркетинговых операций в Интернете привело во Всемирную паутину не только потребителей, но и корпорации и предпринимателей с целью построения и интенсификации онлайн- бизнеса. На арену международного рынка новых медиа вышли такие социальные трэвел-ресурсы, как TripAdvisor, с помощью которых путешественники получили возможность стать не просто пассивными потребителями информации, но и активными ее создателями.
С ростом популярности подобных сообществ в индустрии туризма, темой влияния пользовательского контента на маркетинговые решения потребителей заинтересовались многие зарубежные исследователи. Специфику работы и эффективность воздействия социальных онлайн- ресурсов по путешествиям на их участников в своих работах рассматривают профессор Квинслендского университета Ульрике Грецель, член международной федерации по информационным технологиям в путешествиях и туризме Чжэн Сянцзян, профессор университета Сарагосы Мигель Гиналиу, президент немецкого общества исследований туризма доктор Роланд Конради и многие другие. Кроме того, исследуется процесс влияния социальных ресурсов на интерактивность путешественников и местных жителей - этот вопрос анализируют профессоры Джин Юнг (Техасский университет A&M, США), Димитриос Бухалис Dimitrios Buhalis (Борнмутский университет, Великобритания) и другие.
Процесс развития наиболее перспективных социальных трэвел- ресурсов освещают ведущие мировые информационные агентства и СМИ - Reuters, New York Times, Wall Street Journal, Independent, Forbes, Techcrunch и другие.
Появление подобных ресурсов на рынке онлайн-туризма стало новым трендом, затронувшим основные социальные и экономические аспекты индустрии путешествий. Это направление находится в стадии непрерывного развития, регулярно предоставляя пользователям усовершенствованные технологические модели и сервисы для путешествий - соответственно, очевидна актуальность данной работы.
Объектом исследования является развитие туристических интернет-изданий с пользовательским контентом. Кроме того, рассматривается специфика интеграции пользовательского контента в социальные туристические ресурсы и основы взаимодействия участников виртуальных сообществ. Предметом исследования являются популярные международные ресурсы по путешествиям в формате социальных медиа TripAdvisor, Thorn Tree Forum, Airbnb и Couchsurfing, а также инструменты их влияния на мнения потребителей и рынок индустрии туризма.
Рабочей гипотезой данного исследования стало утверждение о том, что с ростом значимости Интернета онлайн-ресурсы о путешествиях в формате социальных медиа стали важной частью индустрии туризма, способной конкурировать с традиционными формами маркетинговых коммуникаций.
Цель данной дипломной работы состоит в представлении общей картины рынка международных трэвел-ресурсов и в выявлении специфики их работы и тенденций развития на примере наиболее популярных сообществ TripAdvisor, Thorn Tree Forum, Airbnb и Couchsurfing. Для ее достижения поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические структуры и характерные особенности социальных-трэвел ресурсов
• Выявить основной методологический инструментарий ресурсов в достижении доверия пользователей.
• Выявить и проанализировать причины влияния ресурсов на индустрию туризма: их воздействие на путешественников, экономику и туристические дестинации.
• Определить специфику влияния ресурсов на сегмент ответственного туризма.
• Проанализировать тенденции развития социальных ресурсов и их перспективность на международном рынке туризма.
Для осуществления данного исследования были выбраны методы: типологизации, контент-анализа, системного анализа, сравнительного анализа, наблюдения.
Основная часть данной дипломной работы состоит из трех глав.
В первой главе исследования рассматривается рынок онлайн- индустрии путешествий, представляются основные модели и концепции социальных трэвел-ресурсов на примерах наиболее успешных и специфика их работы. Также приводятся примеры нишевых трэвел- ресурсов, ориентированных на различные сегменты индустрии туризма и потребителей с соответствующими интересами.
Во второй главе данной работы анализируется влияние международных онлайн-сообществ по путешествиям - TripAdvisor, Thorn Tree Forum, Airbnb и Couchsurfing и им подобных - на работу традиционных туристических компаний, их воздействие на местную экономику и ответственный туризм. Также в этой главе описываются интрументы влияния на мнения потребителей, анализируются преимущества и недостатки использования таких ресурсов путешественниками при планировании и организации поездок.
В третьей главе исследования рассматриваются тенденции развития социальных трэвел-ресурсов, примеры их адаптации к мобильным технологиям и способы привлечения и удержания ими большего количества пользователей.
В конце данного исследования подведены заключительные итоги работы.
Анализ теоретических структур и характерных особенностей социальных трэвел-ресурсов, приводит к выводу о том, что подобные онлайн-платформы - совершенно новый пласт в секторе туристических электронных медиа, являющийся не только источником информации, но и напрямую влияющий на туристические организации и экономику стран. Популярность сообществ Travel 2.0 подтверждает продуктивность системы пользовательского контента - наделяя путешественников возможностью создавать и распространять информацию, а также напрямую влиять на мнения и решения друг друга посредством обзоров и комментариев, ресурсы с каждым годом привлекают все больше пользователей.
С помощью типологизации трэвел-ресурсов были определены две основные модели их организации - концепция передачи информации “из уст в уста” и экономическая идея совместного потребления.
Контент-анализ наиболее популярных международных трэвел- сообществ первой модели (TripAdvisor, Thorn Tree Forum) показал, что такие ресурсы становятся основным инструментом в планировании и организации поездок - подобное предпочтение наблюдается как среди обычных, так и среди бизнес-путешественников. Также увеличивается и количество пользователей, желающих поделиться своим опытом онлайн с целью помочь другим в планировании маршрутов. Люди доверяют информации от других путешественников больше, чем от коммерчески заинтересованных компаний. Исследования Nielson (мировой эксперт в области маркетинговой информации), Google, TripAdvisor, Airbnb подтверждают ежегодный рост числа путешественников,
предпочитающих самостоятельно организовывать поездки, что, в свою очередь, доказывает сокращение количества клиентов туристических компаний. Однако было бы неверным утверждение о том, что социальные трэвел-ресурсы со временем вытеснят традиционные туристические агентства. Последние будут актуальны всегда, так как являются незаменимым способом организации путешествия для клиентов, предпочитающих планировать поездки с максимальным комфортом и экономией времени.
Системный анализ работы показал, что трэвел-ресурсы, основанные на модели передачи информации “из уст в уста” способствуют решению проблемы обеспечения надлежащих стандартов для клиентов туристических организаций. Анализируя содержание трэвел-сообществ, компании могут понять требования своих клиентов, учесть их недовольства и предпринять соответствующие действия для улучшения своих услуг. Также с помощью подобных ресурсов туристические организации могут повысить узнаваемость бренда и, соответственно, лояльность клиентов.
При сравнительном анализе социальных ресурсов модели совместного потребления, Aibnb и Couchsurfing, выяснилось, что несмотря на опциональные различия, эти платформы способствуют успешному развитию новейшей концепции в индустрии туризма, увеличивая доверие потребителей друг к другу во всем мире. Эти и многие другие Р2Р-ресурсы не только помогают людям заработать, но и вносят существенный вклад в городскую экономику и развитие локальных бизнесов, тем самым составляя немалую конкуренцию традиционным туристическим корпорациям. Также, продвигая популярный туристический тренд «путешествуй как местный» и поддерживая ответственный туризм, социальные трэвел-ресурсы, способствуют интеркультурному обмену и актуализации экологических поездок.
Важно отметить, что преимущества ресурсов (наличие разнообразной релевантной информации, экономия средств, возможность приобретения аутентичного опыта, услуга открытого бронирования и многие другие) значительно превалируют в глазах потребителей над некоторыми недочетами. Разработчики ресурсов непрерывно совершенствуют интсрументарий достижения доверия пользователей, устраняя существующие и предотвращяя потенциальные изъяны в работе платформ.
Нельзя не заметить, что виртуальные сообщества стимулируют социальную конвергенцию - разрабатывая разнообразные туристические приложения, они увеличивают социальность пользователей, позволяя им обмениваться информацией в режиме реального времени. Также тенденции развития показывают, что наиболее популярные и крупные платформы, вроде TripAdvisor, склонны расширять свой бизнес, приобретая стартап-проекты по планированию и организации поездок - таким образом, с помощью разработки разнообразного спектра услуг для пользователей, ресурсы стремятся занять вертикальный рынок туристического сектора и стать первичными источниками информации для путешественников.
Суммировав вышеперечисленные выводы, можно утверждать, что данная работа вносит свой вклад в понимание специфики работы и значимости трэвел-ресурсов на рынке туристических онлайн-медиа, подтверждая гипотезу о влиянии этих платформ на индустрию туризма и их способности конкурировать с традиционными формами маркетинговых коммуникаций.
Тенденции развития подобных платформ предполагают разработку новых подходов и инновационных идей по обслуживанию путешественников, но уже сейчас можно оценить вклад их работы в различные жизненные аспекты: туристические сообщества строят бизнес, но, что не менее важно, открывают новые возможности для взаимоотношения людей со всего мира - рост взаимного доверия пользователей является не только прорывом в экономике туризма, но и эволюционным сдвигом в социальной среде современного общества.
1. A model of consumer choice of the Internet as an information source, International Journal of Electronic Commerce // Ratchford, B.T., Talukdar, D. and Lee, M.-S. (2001), Vol. 5 No. 3, cmp. 7-22.
2. Hennig-Thurau, T., Qwinner, K.P., Walsh, G., Gremler, D.D. (2004), "Electronic word-of-mouth via consumer-opinion platforms: what motivates consumers to articulate themselves on the Internet?", Journal of Interactive Marketing, Vol. 18 No.1, стр. 38-52.
3. McGrath, G.M., 2008. Employing “Social Network Analysis” to influence Tourism Events Decision Making: A Pilot Study // O’Connor, P., Hopken, W. and Gretzel, 2008
4. Wang, Y. C. & Fesenmaier, D. R. (2004b). Modeling participation in an online travel community // Journal of Travel Research, 42 (3), стр. 261-270
5. Xiang, Z., & Gretzel, U. (2010). Role of social media in online travel information search. Tourism Management, 31(2), стр. 179-188.
6. Consumer Trust In Online, Social And Mobile Advertising Grows // Nielsen Research. URL: http://www.nielsen.com/us/en/newswire/2012/consumer-trust-in- online-social-and-mobile-advertising-grows.html
7. Frequent Business Travelers Want Online Communities // A Social Computing Report. URL: http://www.forrester.com/Frequent+Business+Travelers+Want+Online+Communitie s/fulltext/-/E-RES53251
8. German Society of Tourism Research. URL: http://www.aguweb.de/
9. Google Research “The 2013 Traveler”. URL:
http://sete.gr/ fileuploads/entries/Online%20library/GR/131126 The%202013%20T raveler.pdf
10. Measuring the Impacts of Online Word-of-Mouth on Tourists’ Attitude and Intentions to Visit Jordan: An Empirical Study // Abbas N. Albarq. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ibr/article/viewFile/32866/19029
11. The Case for Responsible Travel: Trends and Statistics // Center for Responsible Travel Research. URL: http://www.responsibletravel.org/resources/documents/reports/Crest RTI TrendStat s email1 4%20(2 Small).pdf
12. The collaborative Economy// Altimeter Research. URL: http://www.slideshare.net/Altimeter/the-collaborative-economy
13. The Economic Impact of Travel and Tourism 2013 // World Travel & Tourism Council, стр 1. URL:
http://www.wttc.org/site media/uploads/downloads/world2013 1.pdf
14. The impact of online social networks on consumers purchasing decision - The study of food retailers // Ayda Darban, Wei Li, 2013. URL: https://www.academia.edu/5991475/The impact of online social networks on co nsumers purchasing decision --The study of food retailers
15. The Influence Of Elecetronic Word Of Mouth In An Online Travel Community On Travel Decisions: A Case Study // Irem Arsal, August 2008. URL: http://www.e- fortrade.com/project eseune/archivos hitos/2350/THE%20INELUENCE%20OF%2 0ELECETRONIC%20WORD%20OF%20MOUTH%20IN%20AN%20ONLINE%2 0TRAVEL%20COMMUNITY%20ON%20TRAVEL%20DECISIONS- %20A%20CASE%20STUDY.pdf
16. The influence of elecetronic word of mouth in an online Travel community on travel decisions: a case study // Irem Arsal, 2008. URL: http://www.e- fortrade.com/project eseune/archivos hitos/2350/THE%20INFLUENCE%20OF%2 0ELECETRONIC%20WORD%20OF%20MOUTH%20IN%20AN%20ONLINE%2 0TRAVEL%20COMMUNITY%20ON%20TRAVEL%20DECISIONS- %20A%20CASE%20STUDY.pdf
17. Social media in tourism behavior, Irene Lucena Rodriguez // MA in European Tourism Management Bournemouth University Universitd de Savoie, 2009. URL: http://du.se/PageFiles/18846/RodrguezIreneLucena.pdf
18. Thorn Tree member survey results // November/December 2013. URL: http://www.lonelyplanet.com/blog/wordpress uploads/2013/12/ThornTreeSurveyLP Dec2013.pdf
19. Understanding and Managing Electronic Word of Mouth // Jan Kietzmann, Ana Canhoto, 2013. URL: http://www.slideshare.net/JanKietzmann/2013-e-wom-jpa
20. UNWTO Practicum. Tourism Communications and Social Media // Madrid: 2012. URL: http://www.eujournal.org/index.php/esj/article/viewFile/1565/1571
21. User-Generated Brands and Social Media: Couchsurfing and AirBnb // Contemporary Management Research, Vol. 9, No. 1, 2013, стр. 85-90
22. Virtual Travel Community bridging between travellers and locals. URL: https://www.academia.edu/191293/Virtual Travel Community bridging between t ravellers and locals
23. “Y. Benkler, Peer Production and Cooperation”, forthcoming in J. M. Bauer & M. Latzer (eds.) // Handbook on the Economics of the Internet, Cheltenham and Northampton, Edward Elgar. 2002. URL: http://www.benkler.Org/Peer%20production%20and%20cooperation%2009.p df
24. Инвесторы оценили Airbnb в $10 млрд // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/tech/news/25603411/airbnb-stoit-10-mlrd
25. Экономика будущего: как сервисы вроде Airbnb меняют потребительские привычки // Forbes. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/internet-i-svyaz/233876- ekonomika-budushchego-kak-servisy-vrode-airbnb-menyayut-potrebite
26. 3 Reasons to Still Deal With a Travel Agent in 2013 // socialmediatoday.com. URL: http://socialmediatoday.com/gonzogonzo/1801621/3-reasons-still-deal-travel-agent- 2013
27. 6 Amazing Stats That Prove Word-of-Mouth Marketing Is Here to Stay. URL: http://blog.getambassador.com/6-amazing-stats-that-prove-word-of-mouth- marketing-is-here-to-stay/
28. Airbnb And The Unstoppable Rise Of The Share Economy // Forbes. URL: http://www.forbes.com/sites/tomiogeron/2013/01/23/airbnb-and-the-unstoppable- rise-of-the-share-economy/
29. Airbnb Expands Its Cleaning Service To Los Angeles // TechCrunch. URL: http://techcrunch.com/2014/04/09/airbnb-expands-its-cleaning-service-to-los- angeles/
30. Airbnb Could Soon Do $1 Billion A Year In Revenues // Business Insider. URL: http://www.businessinsider.com/airbnb-billion-revenues-2013-1
31. Airbnb And The Unstoppable Rise Of The Share Economy // Forbes http://www.forbes.com/sites/tomiogeron/2013/01/23/airbnb-and-the-unstoppable- rise-of-the-share-economy/
32. Airbnb Launches New Mobile Apps, Introduces ‘Host Home’ To Provide Smarter Tools For Managing Listings // TechCrunch. URL: http://techcrunch.com/2013/11/12/airbnb-ios-android-apps/
33. Airbnb Will Probably Get You Evicted and Priced Out of the City // Vice News.
URL: https://news.vice.com/articles/why-airbnb-will-probably-get-you-evicted-and- priced-out-of-the-city
34. Can Social Networks Contribute To Responsible Tourism? // Fredericgonzalo.Com. Url: http://fredericgonzalo.com/en/2013/09/29/can-social-networks-contribute-to- responsible-tourism/
35. Collaborative Economy In Travel: The Big Disruptor // fredericgonzalo.com. URL: http://fredericgonzalo.com/en/2013/07/27/collaborative-economy-in-travel-the-big- disruptor/
36. Developing a Model for Online Social Travel Networks in the Tourism Industry // wbiworldconpro.com. URL: http://www.wbiworldconpro.com/uploads/melbourne- conference-2013-november/marketing/1384596854 509-Roshnee.pdf
37. Four Tips for Mobile Marketing Success from Shel Holtz // vocus.com. URL: http://www.vocus.com/blog/shel-holtz-mobile-marketing-webinar-recap/
38. How Your Travels Will Affect Local Communities // i-o-i.com. URL: http://www.i- to-i.com/eco-tourism/local communities.html
39. Interview: TripAdvisor founder Steve Kaufer // Telegraph. URL: http://www.telegraph.co.uk/technology/social-media/9960224/Interview- TripAdvi sor-founder- Steve-Kaufer.html
40. It’s Easy Being Green // airbnb.com. URL: https://www.airbnb.com/wishlists/eco- friendly-accommodations-vacation-rentals
41. New Valley Trend: Sharing for Profit // Wall Street Journal. URL: http://online.wsj.com/news/articles/SB1000142405297020461250457660757365508 3688
42. Online reviews can help grow a business // ABC News. URL: http://abcnews.go.com/Technology/story?id=4897447&page=2
43. Responsible travel // lonelyplanet.com. URL: http://www.lonelyplanet.com/about/responsible-travel/#ixzz301opqbRx
44. 'Sharing economy' companies go mainstream // Reuters. URL: http://www.reuters.com/article/2013/06/21/us-summit-sharingeconomy- idUSBRE95K0X920130621
45. Social networks target business travelers // New York Times. URL: http://www.nytimes.com/2008/07/07/technology/07iht- network4.14301965.html? r=0
46. Social networking tools: help or hindrance? // buyingbusinesstravel.com. URL: http://buyingbusinesstravel.com/feature/0121969-social-networking-tools-help-or- hindrance
47. Travel 2.0: Social networking takes a useful turn // USA Today. URL: http://usatoday30.usatoday.com/travel/columnist/grossman/2007-01-26- grossman x.htm
48. Top Tips for the Ultimate Road Trip // blog.apothic.com. URL: http://blog.apothic.com/top-tips-for-the-ultimate-road-
trip/?utm medium=social&utm source=Facebook&utm campaign=RAApr1514Fac ebook3&ism=RAApr1514Facebook3
49. TripAdvisor, Inc. Announces The Acquisition Of CruiseWise // TripAdvisor Press Center. URL: http://www.tripadvisor.com/PressCenter-i5931-c1-
Press Releases.html
50. TripAdvisor Continues Acquisition Spree, Buys GateGuru Mobile App For Real¬Time Travel Info // TechCrunch. URL:
http://techcrunch.com/2013/06/19/tripadvisor-continues-its-acquisition-spree-buys- gateguru-mobile-app-for-real-time-travel-information/
51. TripAdvisor Review Express Service Lets Businesses Bulk Email Visitors To Ask For Reviews // TechCrunch. URL: http://techcrunch.com/2013/05/07/tripadvisor- review-express/
52. The Wealth of Networks How Social Production Transforms Markets and Freedom // Yochai Benkler, Yale University Press New Haven and London, 2006. URL: http://www.benkler.org/Benkler Wealth Of Networks Chapter 3.pdf
53. Web 2.0 And The Its Influence In The Tourism Sector // eujournal.com. URL: http://www.eujournal.org/index.php/esj/article/viewFile/1565/1571
54. Will Airbnb Ever Be "The Airbnb For X"? // TechCrunch. URL: http://techcrunch.com/2011/06/05/will-airbnb-ever-be-the-airbnb-for-x/
55. Yochai Benkler explains how collaborative projects like Wikipedia and Linux represent the next stage of human organization // ted.com. URL: http://www.ted.com/talks/yochai benkler on the new open source economics?lan guage=en
56. Airbnb. URL: www.airbnb.com
57. Biziker. URL: https://www.biziker.com/
58. Bootsnall.URL: www.bootsnall.com
59. CanaryHop. URL: http://canaryhop.com/
60. Cookening. URL: https://www.cookening.com/
61. Couchsurfing. URL: www.couchsurfing.org
62. DogVacay. URL: http://dogvacay.com/
63. Dragonman. URL: http://www.dragoman.com/community/social-media
64. Expedia. URL: www.expedia.com
65. Everplaces. URL: https://everplaces.com/
66. Feastly. URL: https://www.eatfeastly.com/
67. FlipKey. URL: http://www.flipkey.com/
68. Gogobot. URL: www.gogobot.com
69. Groople. URL: http://www.groople.com/
70. HolidaySettings. URL: http://www.holidaylettings.co.uk/
71. HomeExchange. URL: https://www.homeexchange.com/en/
72. HomeAway. URL: http://www.homeaway.com/
73. HomeJoy. URL: https://www.homejoy.com/
74. HotelTonight. URL: http://www.hoteltonight.com/
75. HouseTrip. URL: http://www.housetrip.com/
76. Indie Travel. URL: www.bootsnall.com
77. InterHome. URL: http://www.interhome.ru/
78. JetSetter. URL: http://www.jetsetter.com/
79. Lonely Planet. URL: www.lonelyplanet.com
80. Parkatmyhouse. URL: https://www.parkatmyhouse.com/
81. RelayRides. URL: https://relayrides.com/
82. Responsible Tourism Networking. URL: http://responsibletourismnetworking.com/
83. Responsible Travel. URL: http://www.responsibletravel.com/
84. TaskRabbit. URL: https://www.taskrabbit.com/
85. The International Ecotourism Society, TIES. URL: www.ecotouri sm .org
86. Thorn Tree Forum. URL: https://www.lonelyplanet.com/thorntree/
87. ToursByLocals. URL: http://www.toursbylocals.com/
88. Traveller’s Pub. URL: wikitravel.org/en/Wikitravel:Travellers%27 pub
89. TripAdvisor. URL: www.tripadvisor.com
90. Triphub. URL: http://advisor.triphub.com/
91. Tripit. URL: www.tripit.com
92. Triplife. URL: http://www.triplife.com
93. Triplink. URL: http://www.triplink.ca/
94. Vayable. URL: www.vayable.com
95. WAYN. URL: www.wayn.com
96. Wikipedia. URL: http://ru.wikipedia.org/
97. Wikitravel. URL: wikitravel.org/en/Main Page
98. Yelp. URL: http://www.yelp.com
99. Zimride. URL: http://www.zimride.com/
100. Zipcar. URL: http://www.zipcar.com/