Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ МЕДИАСТАРТАПОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОНЛАЙН-РЕСУРСА

Работа №125054

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы120
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Образовательные онлайн-ресурсы как разновидность медиастартапа 11
§ 1.1. Медиастартап как вид инновационного предприятия 18
§ 1.2. Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды 27
§ 1.3. Основные тенденции на рынке электронного образования 48
Выводы к главе I 53
Глава II. Проектный менеджмент в управлении стартапами 57
§ 2.1. Проектный менеджмент как вид управления предприятием 57
§ 2.2. Традиционные подходы к управлению проектами 64
§ 2.3. Гибкие методологии проектного менеджмента в управлении стартапами 72
Выводы к главе II 81
Глава III. Применение методологий проектного менеджмента в управлении образовательным онлайн-ресурсом 84
§ 3.1. Анализ организационной структуры и деятельности предприятия 85
§ 3.2. Внедрение системы гибких методологий 93
Выводы к главе III 101
Заключение 104
Список источников и литературы 108
Приложения 116

В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью жизни человека и общества. Ни для кого не секрет, что влияние Интернета распространилось на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на сферу образования. В 2016 году, по данным исследовательской фирмы Metaari в в образовательные онлайн-проекты было инвестировано рекордное количество средств, а именно 7,33 миллиардов долларов.1 Каждый год появляются все новые технологии, которые открывают уникальные возможности для обучения, например, искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности, мобильное обучение и многие другие.
В то время как на Западе самыми привлекательными для инвесторов сегодня являются проекты на основе искусственного интеллекта и игрового обучения, то в России наиболее популярными остаются онлайн-курсы, обеспечивающие связь педагога с учеником, а также мобильные развивающие игры для детей. Рост количества компаний в этой сфере неуклонно растет, и большинство из них являются стартапами, то есть «вновь созданными организациями, которые занимаются разработкой новых товаров и услуг в условиях чрезвычайной неопределенности».2
Вместе с этим, мы наблюдаем еще один интересный феномен: распространение высоких технологий привело к появлению новых подходов в сфере управления. Сегодня для управления инновационными предприятиями - такими как образовательные онлайн-ресурсы - традиционных средств проектного менеджмента оказывается недостаточно, и руководители компаний часто обращаются к методологиям, изначально созданным для эффективной разработки программного обеспечения.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена изменением основных подходов к управлению стартапами на фоне роста глобального рынка электронного обучения и онлайн-ресурсов в частности.
Объектом данного исследования являются образовательные онлайн-ресурсы. Предметом исследования стало применение гибких методологий в управлении медиастартапом образовательного онлайн-ресурса.
Цель диссертационной работы - выявить основные особенности применения гибких методологий в управлении медиастартапом образовательного онлайн-ресурса.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Изучить основные подходы к определению термина «медиастартап»;
2. Рассмотреть существующие классификации образовательных онлайн-ресурсов;
3. Проанализировать мировые тенденции на рынке электронного образования;
4. Изучить существующие традиционные и гибкие методологии управления проектами;
5. Обосновать целесообразность применения гибких методологий в управлении стартапами;
6. Определить критерии эффективности управления образовательным онлайн-ресурсом;
7. Проанализировать влияние традиционных и гибких методологий на процесс управления образовательным онлайн-ресурсом на примере Lectoroom.ru
Гипотеза исследования: использование гибких методологии целесообразно в управлении медиастартапом образовательного онлайн-ресурса.
Хронологические рамки исследования. Нижняя граница хронологических рамок исследования приходится на 1991-й год - дату изобретения межсетевого канала обмена коммерческой информацией, благодаря которой Всемирная сеть Интернет стала общедоступной, а значит стали появляться первые интернет-стартапы. Рубеж XX и XXI веков ознаменовался так называемым «бумом доткомов» - обвалом акций большинства интернет-компаний, в результате чего стало очевидна необходимость пересматривать подходы к управлению стартапами. Параллельно рассматриваются процессы развития онлайн-образования, которые начались приблизительно в тот же период. На сегодняшний день онлайн-образование находится в наивысшей точке своего развития, поэтому рамки исследования ограничены настоящим моментом.
Теоретическая база исследования. В качестве теоретической основы исследования были использованы стандарты Института управления проектами PMI, а также работы учёных Новикова А.М, Холодной М.А, Высоцкого Р. К., А. В. Алешина, В. М. Аньшина, К. А. Багратиони и др. Теория организации предприятия была рассмотрена на примере монографии Д.В. Олянича. Традиционные подходы к управлению проектами были представлены в работах Ройса У. и Винстона Д, Арчибальда Д.Р, Детмера У, а также за основу исследования брались концепции, описанные в докладах NORAD. Изучая гибкие методологии проектного управления, мы обращались к работам Э. Риса, Д. Хайсмита, С. Палмкиста, К. Швабера. Среди работ, посвященных дистанционному образованию и электронному обучению, можно выделить статьи Соколова В.И, Лазаревой О.Ю, Абызовой Е. В, Ибpaгимoва И. М. А также многочисленные публикации в статьи журналах Forbes, Business Insider, Fortune, «Ведомости».
Эмпирическая база исследования. При написании данной работы были использованы различные первичные источники, как то:
• Данные отчётов исследовательской фирмы Metaari, специализирующейся на изучении тенденций рынка электронного образования;
• Данные, предоставленные образовательной платформой UNESCO;
• Нормативно-правовые акты РФ (Закон об образовании РФ, Закон о СМИ); национальные доклады (Национальный доклад об инновациях в России 2016);
• Официальные руководства по использованию различных методологий управления проектами (The Scrum Guide, Canban, P2M, PMBOK и др.);
• Материалы официальных сайтов компаний - стартапов;
• Материалы официальных сайтов общественных и правительственных организаций;
• Внутренние документы компании Lectoroom.ru.
Методы и методология исследования. С целью решения поставленных задач в процессе исследования использовались методы системного и сравнительного анализа, анализа организационной структуры и деятельности предприятия, наблюдения и интерпретации данных. В третьей главе диссертации приводится описание реализованного проекта по внедрению гибких методологий в работу медиастартапа образовательного онлайн-ресурса.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются понятия «медиастартап», «электронное обучение», «онлайн-обучение», «образовательный онлайн-ресурс», а также приводятся классификации образовательных онлайн-ресурсов и анализируются основные тенденции на рынке онлайн-образования в России и в мире.
Во второй главе рассматриваются традиционные и гибкие подходы к управлению проектами и обосновывается целесообразность использования последних применительно к управлению медиастартапами.
В третьей главе приводится описание реализованного проекта по внедрению гибких методологий в компании, представляющей собой медиастартап образовательного онлайн-ресурса. На основании данных, полученных по завершению проекта, были сделаны выводы об особенностях и целесообразности применения гибких подходов к управлению такого рода предприятиями.
Новизна исследования. Несмотря на то, что тема данного исследования является весьма актуальной, степень ее научной разработанности нельзя назвать высокой. Проблематика исследования рассматривается в основном в работах зарубежных, а точнее американских авторов, в то время как отечественные ученые уделяют этим вопросам мало внимания.
В диссертации сформулированы и обоснованы следующие положения, содержащие элементы научной новизны:
1. Выявлены тенденции глобального рынка онлайн-образования, а также основные особенности рынка российского онлайн-образования;
2. Подробно изучены существующие классификации электронного обучения;
3. Обосновано применение гибких методологий проектного менеджмента не только в разработке программного обеспечения, но и для создания образовательного контента;
4. Выявлены и охарактеризованы основные черты традиционных и гибких подходов к управлению проектами;
5. Обоснована целесообразность применения гибких методологий для управления стартапом образовательного онлайн-ресурса.
Апробация исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены в виде тезисов на 16-й международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи», а также нашли отражение в научной статье, опубликованной в 19-ом номере журнала «Молодой ученый».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения полученных выводов в практической деятельности стартапа образовательного онлайн-ресурса.
Материалы и выводы исследования могут использоваться в дальнейшем в образовательном процессе для профессиональной подготовки медиаменеджеров.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе была сделана попытка выявить основные особенности применения гибких методологий в управлении медиастартапом образовательного онлайн-ресурса.
Для достижения цели исследования был поставлен и выполнен ряд задач. Так в первой главе были изучены основные подходы к определению термина «медиастартап»; подробно изучены существующие классификации электронного обучения; выявлены тенденции глобального рынка онлайн-образования, а также основные особенности рынка российского онлайн-образования. Так было выявлено, что мировые инвестиции в онлайн-образование повышаются, несмотря на снижение прибыли в этой сфере, а наибольший интерес западных инвесторов вызывают проекты мобильного и когнитивного обучения, а также другие продукты нового поколения (мобильное обучение, когнитивное и игровое обучение, технологии виртуальной и дополненной реальности, обучающие программы на основе искусственного интеллекта, роботизированные системы). Безусловными лидерами по количеству успешных образовательных онлайн-проектов остаются Китай и Соединенные Штаты Америки. В России самыми популярными являются обучающие игры для дошкольников, особенно в сфере языкознания, программирования и индивидуальные курсы для взрослых, в том числе по творчеству и саморазвитию. При этом едва ли не обязательным условием является общение с педагогом и проверка заданий - такой формат обучения сильнее мотивирует учеников проходить курсы и позволяет продавать информационный продукт по более высоким ценам, чем без проверки педагога.
Во второй главе были рассмотрены теоретические основы проектного менеджмента, а именно традиционные и гибкие подходы к управлению проектами; выявлены их основные особенности, преимущества и недостатки. Был сделан вывод, что на реализацию проектов неизбежно оказывают влияние такие факторы как корпоративная культура, правила, процедуры, миссия, часы работы и расположение предприятия. Крайне важным фактором является организационная структура предприятия. Если планируется, что проектная деятельность будет занимать основной процент трудового времени предприятия, то тогда предпочтение отдается проектному типу. Помимо этого, во второй главе была обоснована целесообразность использования гибких методологий проектного менеджмента применительно не только к разработке программного обеспечения, но и создания образовательного контента, главным образом из-за толерантности к изменениям, так характерным внутренней среде медиастартапов.
В третьей главе был подробно описан проект по внедрению гибких методологий на предприятие - медиастартап образовательного онлайн-ресурса Lectoroom. Первоначально был проведен анализ организационной структуры и деятельности предприятия, который выявил ряд проблем в управлении. Далее были выработаны критерии целесообразности использования методологий для управления проектами, а именно: средняя длина жизненного цикла курса и средняя рентабельность видеокурсов. В целом результаты внедрения гибких методологий показали целесообразность их применения. Использование системы SCRUM командой Lectoroom привело к сокращению срока выхода курсов при сохранении их показателя рентабельности. Однако, было выявлено некоторое ухудшение отношений среди коллег, что негативно сказалось на реализации креативной части задач. Кроме того, начиная с третьего спринта строгий распорядок активностей SCRUM методологии начал расшатываться, стало очевидно, что команда не справляется с темпом спринта в 7 рабочих дней, в следствии чего он был увеличен до 10 рабочих дней. При этом организационная структура предприятия модифицировалась и стала проектной. В итоге было решено отказаться от дальнейшего строгого следования методологии SCRUM при сохранении основных ее черт: итеративности и краткосрочного целеполагания, а также некоторых элементов (ежедневного обсуждения задач внутри команды, промежуточных демонстраций результата потенциальным пользователям). Кроме того, было принято решение разработать ряд мер по повышению кроссфункциональность команды (обучение за счет компании, мотивация развития сотрудников).
Таким образом, на практике оказалось, что использование гибких методологий для управления медиастартапом образовательного онлайн-ресурса является целесообразным. Этот вывод подтверждает гипотезу, положенную в основе исследования.
Кроме того, были выявлены следующие особенности использования гибких методологий:
• Управление стартапом с помощью гибких методологий подразумевает активное участие всей команды в их реализации в независимости от направления деятельности; в случае образовательного онлайн -ресурса список задач на спринт будет включать действия по: написанию сценария, поиска авторов и партнеров, разработке контента, маркетингу и PR, поддержке пользователей и другие;
• Одно из главных свойств гибких методологии - итеративность - предполагает, что в конце каждой итерации возможно внесение изменений в продукт, что не всегда актуально в рамках образовательного ресурса, однако безусловно, является преимуществом для него как для стартапа;
• Как правило, деятельность образовательного онлайн-ресурса подразумевает отсутствие заказчика. С одной стороны, это упрощает процесс, поскольку команде становиться легче принимать решения, согласовывая их только с коллегами, но не с третьей стороной. С другой стороны, ответственность за решения также ложиться на команду;
• Из-за отсутствия заказчика промежуточные демонстрации необходимо устраивать друг для друга, для партнеров или для пользователей. В последнем случае результаты могут прийти позже, есть вероятность растягивания процесса;
• В управлении образовательным онлайн-ресурсом часто приходится иметь дело с техническими работниками и с интернет-технологиями, а гибкие методологии изначально были предназначены именно для этой сферы деятельности, что, безусловно, является преимуществом при переходе на новую систему.
Данную работу можно продолжить в нескольких направлениях. Так, актуальным остается изучение современных тенденций глобального рынка электронного образования, поиск новых форм и способов электронного обучения, развитие и применение достижений педагогического дизайна в российских реалиях. Кроме того, следует проверить на практике применение других гибких методологий к управлению образовательными ресурсами и выработать наиболее оптимальную систему, учитывая особенности, описанные в данной работе.


1. Отчёт о рентабельности видеокурсов за 2016 год // Lectoroom. Январь 2017
2. Отчет о доходах январь-февраль // Lectoroom. Февраль 2017
3. Пресс-релиз Mail.ru, 21.06.2016 URL:https://corp.mail.ru/ru/press/releases/9642/ (дата обращения 05.04.2017)
4. Руководство к своду знаний по управлению проектами PMBOK. Четвертое издание // Pennsylvania: Project Management Institute, Inc, 2008. 241 P.
5. Федеральный закон N 97-ФЗ от 5 мая 2014 года
6. Федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012
7. Agile-манифест разработки программного обеспечения URL:http://agilemanifesto.org/iso/ru/manifesto.html (дата обращения 09.04.2017)
8. Facebook Reports Fourth Quarter and Full Year 2016 Results // MENLO PARK, Calif., Feb. 1, 2017
9. Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Developement. Analytical Survey // UNESCO Institute for Information Technologies in Education: Moscow, 2000, 87 p.
10. Metaari's Learning Technology Research Taxonomy // Metaari advanced learning technology research, Jan. 2017, 60 p.
11. Sam S. Adkins.The 2016 Global Learning Technology Investment Patterns // Metaari advanced learning technology research, Jan. 2017, 43 p.
12. Sam S. Adkins.The 2016-2021 Worldwide Self-paced eLearning Market // Ambient Inside, August 2016, 90 p.
13. Startup America is a White House // Obama Whitehouse URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/economy/business/startup-america (дата обращения 02.04.2017)
14. The 2016 Global Learning Technology Investment Patterns // Metaari. January, 2017
15. The Scrum Guide // Scrum Guides, 2013 URL: http://www.scrumguides.org/scrum-guide.html (дата обращения 01.11.2016)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ