Введение 3
1. Теоретико-методические основы конкурентоспособности организации ....6
1.1. Сущность и значение конкурентоспособности предприятия 6
1.2. Внешние и внутренние факторы,
определяющие уровень конкурентоспособности организации 13
1.3. Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия 19
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «РусДом» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Анализ финансового состояния организации 39
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия 45
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложения
В основе рыночной экономики лежит понятие конкуренции, которую следует рассматривать как главную движущую силу эволюции взаимоотношений субъектов, осуществляющих функционирование в данной среде. При этом более успешным участником такого соперничества является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов. В связи с этим следует выделять различные направления в решении этой задачи.
В существующих условиях для выживания в конкурентной борьбе, предприятиями и организациями производится освоение новых видов услуг, новых форм бизнеса, выдвигая на первое место не только своих сотрудников, но и привлекая новых клиентов, а также стараясь удержать существующих. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.
Основу сферы торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Организации, стремящиеся к успеху, должны знать желания и предпочтения покупателей, предоставляя товары и услуги, удовлетворяющие в полной мере их потребности. При этом процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом, отслеживая возникновение новых потребностей, конкурентов и технологий.
Развитие торгового предприятия возможно в успешном сочетании конкуренции, тенденций развития внешней среды, а именно демографические показатели, стиль жизни потребителей и технологические открытия, потребности, желания потребителей.
В последние десятилетия термину «конкурентоспособность» все большим количеством исследователей уделяется внимание. При этом данная проблема рассматривается с различных сторон - конкурентоспособность продукции, компаний, городов, регионов, стран, технологий, работников.
Конкурентоспособность предприятия и его экономическая устойчивость - это сложные и взаимосвязанные категории.
Во-первых, повышение конкурентоспособности предприятия выступает в качестве необходимого и обязательного условия обеспечения и поддержания на должном уровне экономической устойчивости.
Во-вторых, по причине неустойчивого экономического состояния предприятия отсутствует возможность успешного решения проблем конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и экономической устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития.
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В этой связи особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов в определении и оценке конкурентоспособности торгового предприятия. Более детальная проработка этих вопросов будет способствовать определению приоритетов при повышении конкурентоспособности предприятия в условиях стремительного изменения сферы конкурентных отношений.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации.
Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:
- изучить сущность и значение конкурентоспособности предприятия;
- выявить внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности организации;
- исследовать методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «РусДом»;
- осуществить оценку конкурентоспособности предприятия;
- разработать проект сервисного центра для развития организации;
- экономически обосновать проектные мероприятия.
Объектом исследования является ООО «РусДом». Предмет исследования - конкурентоспособность торгового предприятия на рынке г. Белгород.
Теоретико-методологической основой работы послужили законодательные акты, а также работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкуренции и конкурентоспособности, среди которых Портер М., Котлер Ф., Дэй Дж., Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж., Фатхутдинов Р. А., Шкардун В. Д., Нагапетьянц Н. А., Багиев Г. Л., Николаева Т. И. и др.
В рамках системного подхода к исследованию были применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, моделирования, использовались расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа.
Практическая значимость работы состоит в том, что она содержит рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия, имеющей огромное значение для дальнейшей деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В Российской Федерации рыночная экономика набирает всё большую силу, а вместе с ней и конкуренция. Современные экономические условия отражают ситуацию, когда деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, имеющих интересы в результатах его функционирования. Этим и обуславливается актуальность конкурентоспособности предприятия, что в конечном итоге определяет ее выживаемость.
В зависимости от целей и возможностей фирма может выбрать один из нескольких вариантов конкурентного поведения:
- создание новых продуктов, технологий, методов сбыта, сервиса и рекламы;
- копирование в минимальные сроки и с минимальными затратами результатов тех, кто создает что-то новое;
- сохранение достигнутых позиций в течение максимально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и прочих мер.
Конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы и является многоплановой экономической категорией, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, фирм, отраслей, страны.
Среди отраслей, изготовляющих товары для населения, ведущее место занимает легкая промышленность, которая производит различную одежду на предприятиях, включенных в состав новых организационных структур: концернов, ассоциаций, акционерных обществ и т.д.
Технология швейного производства становится механизированной, ее эффективность обуславливается применением специальных машин и оборудования. Изменяются организационные формы производства, повышается уровень автоматизации предприятий, особенно, при разработке моделей, подготовке производства, раскрое, пошиве и на отделочных операциях.
ООО «РусДом» на региональном рынке работает с 2010 года, осуществляя реализацию оборудования, запасных частей, расходных материалов, швейных игл, приспособлений малой механизации, дополнительных устройств для швейного производства.
Анализ основных экономических показателей за 2014 - 2016 гг. свидетельствует о снижении эффективности использования основных фондов предприятия. Предприятие является финансово независимым. Тем не менее, наблюдается сокращение эффективности использования имущества организации.
ООО «РусДом» работает в качестве успешного предприятия, что подтверждается устойчивым потоком клиентов. Основными поставщиками являются компании г. Москва и Московская область, представляя на рынок продукцию фирм «Jack», «Siruba», «Juki», «Bieffe», «Comel», «Rotondi», «Hoffman», «Ozbilim», «Barudan».
В качестве основных потребителей продукции и услуг выступают торговые предприятия, а также швейные мастерские. При этом для компании характерен достаточно узкий ассортимент дополнительных услуг.
С целью повышения конкурентоспособности торгового предприятия целесообразно открытие фирменного центра сервисного обслуживания, что обусловлено тем, что компания является официальным представителем различных фирм.
К услугам сервисного центра будет относиться гарантийное, послегарантийное техническое обслуживание и ремонт оборудования по причине поломки, модернизация и замена, а также монтажные и пусконаладочные работы.
В результате осуществления финансового планирования проведен прогноз первоначальных затрат (254,90 тыс. рублей), включающих ремонтные расходы пункта приема и непосредственно ремонтной мастерской, а также оснащение рабочих мест, приобретение оборудования и стеллажей для хранения инструментов и техники. Для полноценной работы сервиса понадобятся паяльное оборудование, измерительное оборудование, ручной инструмент, источники питания, оптические устройства.
Текущие расходы при реализации проекта распределились по таким направлениям, как заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, материалы и комплектующие, амортизация оборудования, транспортные расходы, электроэнергия, приобретение униформы, реклама. Планируется ежегодное их увеличение на 10%.
Общий объем выручки определен в 1138,00 тыс. рублей, а в последующие периоды рост составит 12% в год, и зависит от стоимости и количества выполненных работ, в том числе:
- гарантийное техническое обслуживание - 1,00 тыс. рублей;
- послегарантийное техническое обслуживание - 1,50 тыс. рублей;
- ремонт оборудования по причине поломки - 2,00 тыс. рублей;
- ремонт оборудования по причине модернизации и замены - 1,80 тыс. рублей;
- монтажные и пусконаладочные работы - 1,30 тыс. рублей
Оценка показателей эффективности также подтверждает целесообразность реализации проекта и повышение конкурентоспособности предприятия, а именно чистая современная стоимость составит 329,73 тыс. рублей, срок окупаемости - три года, индекс рентабельности - 2,29.
1. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / М. С. Абрютина. - М. : Дело и сервис, 2012. - 322 с.
2. Азоев, Г. Л. Конкуренция : анализ, стратегия и практика [Текст] / Г. Л. Азоев. - / М. : Центр экономики и маркетинга, 2014. - 321 с.
3. Ансофф, С. Стратегическое управление [Текст] / С. Ансофф. - М. : Экономика, 2012. - 473 с.
4. Аристов, О. В. Конкуренция и конкурентоспособность [Текст] : учеб. пособие / О. В. Аристов. - М. : Финстатинфорум, 2012. - 142 с.
5. Баканов, М. И. Теория экономического анализа [Текст] : учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 465 с.
6. Баранчеев, В. Маркетинговые цепочки ценностей и конкурентных преимуществ компании [Текст] / В. Баранчеев // Маркетинг. - 2013. - № 4. - С. 23 - 31.
7. Баумгартен, Л. В. Анализ методов определения
конкурентоспособности организаций и продукций [Текст] / Л. В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 4. - С. 85.
8. Белковский, А. Н. Конкурентная стратегия современных компаний [Текст] / А. Н. Белковский // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 3 - 8.
9. Белоусов, В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы [Текст] / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 28 - 31.
10. Белоусов, В. Л. Методика оценки конкурентоспособности
предприятия [Текст] / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. -
№ 8. - С. 33 - 41.
11. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 205 с.
12. Бланк, И. А. Торговый менеджмент [Текст] / И. А. Бланк. - Киев : Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2015. - 408 с.
13. Бланк, И. А. Управление активами [Текст] / И. А. Бланк. - Киев : Ника-Центр, Эльга, 2014. - 785с.
14. Бланк, И. А. Управление использованием капитала [Текст] /
И. А. Бланк. - Киев : Ника-Центр, Эльга, 2014. - 656 с.
15. Бланк, И. А. Управление торговым предприятием [Текст] /
И. А. Бланк. - М. : Тандем, ЭКМОС, 2016. - 456 с.
16. Большой экономический словарь [Текст] / авт.-сост. А. Б. Борисов. - М. : Кн. мир, 2012. - 892 с.
17. Валевич Р. П. Экономика торгового предприятия [Текст] : учеб. пособие / Р. П. Валевич, Г. А. Давыдова. - Мн. : 2015. - 208 с.
18. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса [Текст] : учеб. пособие / М. В. Виноградова, З. И. Панина. - М. : Дашков и К, 2015. - 446 с.
19. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность [Текст] : учеб. пособие / С. Н. Виноградова. - Мн. : Высш. шк., 2014. - 176 с.
20. Винокуров, В. А. Организация стратегического управления на предприятии [Текст] / В. А. Винокуров. - М. : Центр экономики и маркетинга, 2012. - 324 с.
21. Галенко, В. П. Бизнес-планирование : Создание успешного бизнес- плана на предприятии [Текст] / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - СПб. : Герда, 2014. - 348 с.
22. Глухов, А. Л. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения [Текст] / А. Л. Глухов // Маркетинг. - 2011. - № 2. - С. 56.
23. Голубков, Е. П. Основы маркетинговой деятельности [Текст] : учебник / Е. П. Голубков. - М. : Фин-Пресс, 2012. - 688 с.
24. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли [Текст] : учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - М. : Маркетинг, 2015. - 596 с.
25. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Джанджугазова. - М. : Academia, 2015. - 224 с.
26. Дзахмишева, И. Ш. Методика оценка конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети [Текст] / И. Ш. Дзахмишева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 3. - С. 8 - 11.
27. Дородников, В. Н. Основы коммерческой деятельности [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Дородников. - Нск. : НГАЭиХ, 2014. - 78 с.
28. Дородников, В. Н. Управление запасами на предприятии [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Дородников. - Нск. : НГАЭиХ, 2014. - 64 с.
29. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке [Текст] : учеб. пособие / П. Друкер. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2016. - 454 с.
30. Ефремов, В. С. Стратегия бизнеса [Текст] : учеб пособие / В. С. Ефремов. - М. : Финпресс, 2012. - 192 с.
31. Замятина, Н. В. Маркетинг в деятельности предприятий [Текст] / Н. В. Замятина // Маркетинг. - 2016. - № 1 (3). - С. 93 - 95.
32. Зулькарнаев, И. У. Метод расчета интегральной
конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий [Текст] /
И. У. Зулькарнаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. -
2012. - № 4. - С. 18 - 21.
33. Инвестиционное проектирование [Текст] : практическое
руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / под ред. С. И. Шумилина. - М. : Финстатинформ, 2015. - 401 с.
34. Карпенко, В. А. Экономика отрасли. Торговля и общественное питание [Текст] : учеб. пособие / В. А. Карпенко. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 221 с.
35. Котлер, Ф. Маркетинг. [Текст] : учеб. для студентов ВУЗов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз ; [пер. с англ. В. Н. Егорова]. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 1063 с.
36. Кревенс, Д. В. Стратегический менеджмент [Текст] / Дэвид В. Кревенс. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2013. - 647 с.
37. Купер, К. Экономика : теория и практика [Текст] : учеб. пособие / К. Купер, Д. Флетчер, Д. Гильберт, С. Ванхилл, Е. Богданов. - СПб. : Изд-во «Омега», 2015. - 200 с.
38. Лифиц, И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг [Текст] : учеб. пособие / И. М. Лифиц. - М. : Юрайт-М, 2013. - 222 с.
39. Лихачева, О. Н. Финансовое планирование на предприятии [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Лихачева. - М. : ЗАО «ТК Велби», 2015. - 264 с.
40. Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров [Текст] : учеб. пособие / Ш. Ш. Магомедов. - М. : Дашков и К, 2012. - 294 с.
41. Максимов, И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия [Текст] / И. Максимов // Маркетинг в России и за рубежом. -
2013. - № 3. - С. 11 - 14.
42. Манько, А. В. Коммерция [Текст] / А. В. Манько. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 256 с.
43. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент [Текст] / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 320 с.
44. Моисеева, Н. К. Современное предприятие конкурентоспособность, маркетинг, обновление [Текст] : учеб. пособие / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин. - М. : Внешторгиздат, 2013. - 254 с.
45. Наумова, С. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе [Текст] : учеб. пособие / С. А. Наумова. - Томск : Изд. ТПУ, 2015. - 127 с.
46. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность [Текст] : учеб.
пособие / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. - М. : ИВЦ, «Маркетинг», 2016. - 328с.
47. Портер, М. Э. Международная конкуренция [Текст] : учеб. пособие / М. Э. Портер, под. ред. Е.Д. Щетининой. - М. : Международные отношения, 2013. - 451 с.
48. Портер, М. Э. Конкуренция [Текст] : учеб. пособие / М. Э. Портер. - М. : Вильямс, 2012. - 495 с.
49. Разумовская, А. Стратегия продвижения услуги формирования долгосрочных отношений с потребителями [Текст] / А. Разумовская // Бизнес-партнеры. - 2010. - № 4. - С. 34 - 35.
50. Раицкий, К. А. Экономика организации (предприятия) [Текст] : учебник / К. А. Раицкий. - М. : Дашков и Ко, 2015. - 1012 с.
51. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 478 с.
52. Томпсон-мл., Артур А. Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа [Текст] / Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2013. - 567 с.
53. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст] / Р. А. Фатхутдинов. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 312 с.
54. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент [Текст] / Р. А. Фатхутдинов. - М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2013. - 456 с.
55. Федько, В. П. Основы маркетинга [Текст] / В. П. Федько, Н. Г. Федько. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 480 с.
56. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа [Текст] : учеб. пособие / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
57. Юданов, А. Ю. Конкуренция : теория и практика[Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Юданов. - М. : Тандем, 2014. - 457 с.
58. Kotler, P. Marketing management [Text] / Р. Kotler. - NJ : Prentice Hall, 2013. - 760 p.