Повышение конкурентоспособности торгового предприятия (на примере ООО «РусДом»)
|
Введение 3
1. Теоретико-методические основы конкурентоспособности организации ....6
1.1. Сущность и значение конкурентоспособности предприятия 6
1.2. Внешние и внутренние факторы,
определяющие уровень конкурентоспособности организации 13
1.3. Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия 19
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «РусДом» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Анализ финансового состояния организации 39
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия 45
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложения
1. Теоретико-методические основы конкурентоспособности организации ....6
1.1. Сущность и значение конкурентоспособности предприятия 6
1.2. Внешние и внутренние факторы,
определяющие уровень конкурентоспособности организации 13
1.3. Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия 19
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «РусДом» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Анализ финансового состояния организации 39
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия 45
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложения
В основе рыночной экономики лежит понятие конкуренции, которую следует рассматривать как главную движущую силу эволюции взаимоотношений субъектов, осуществляющих функционирование в данной среде. При этом более успешным участником такого соперничества является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов. В связи с этим следует выделять различные направления в решении этой задачи.
В существующих условиях для выживания в конкурентной борьбе, предприятиями и организациями производится освоение новых видов услуг, новых форм бизнеса, выдвигая на первое место не только своих сотрудников, но и привлекая новых клиентов, а также стараясь удержать существующих. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.
Основу сферы торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Организации, стремящиеся к успеху, должны знать желания и предпочтения покупателей, предоставляя товары и услуги, удовлетворяющие в полной мере их потребности. При этом процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом, отслеживая возникновение новых потребностей, конкурентов и технологий.
Развитие торгового предприятия возможно в успешном сочетании конкуренции, тенденций развития внешней среды, а именно демографические показатели, стиль жизни потребителей и технологические открытия, потребности, желания потребителей.
В последние десятилетия термину «конкурентоспособность» все большим количеством исследователей уделяется внимание. При этом данная проблема рассматривается с различных сторон - конкурентоспособность продукции, компаний, городов, регионов, стран, технологий, работников.
Конкурентоспособность предприятия и его экономическая устойчивость - это сложные и взаимосвязанные категории.
Во-первых, повышение конкурентоспособности предприятия выступает в качестве необходимого и обязательного условия обеспечения и поддержания на должном уровне экономической устойчивости.
Во-вторых, по причине неустойчивого экономического состояния предприятия отсутствует возможность успешного решения проблем конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и экономической устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития.
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В этой связи особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов в определении и оценке конкурентоспособности торгового предприятия. Более детальная проработка этих вопросов будет способствовать определению приоритетов при повышении конкурентоспособности предприятия в условиях стремительного изменения сферы конкурентных отношений.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации.
Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:
- изучить сущность и значение конкурентоспособности предприятия;
- выявить внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности организации;
- исследовать методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «РусДом»;
- осуществить оценку конкурентоспособности предприятия;
- разработать проект сервисного центра для развития организации;
- экономически обосновать проектные мероприятия.
Объектом исследования является ООО «РусДом». Предмет исследования - конкурентоспособность торгового предприятия на рынке г. Белгород.
Теоретико-методологической основой работы послужили законодательные акты, а также работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкуренции и конкурентоспособности, среди которых Портер М., Котлер Ф., Дэй Дж., Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж., Фатхутдинов Р. А., Шкардун В. Д., Нагапетьянц Н. А., Багиев Г. Л., Николаева Т. И. и др.
В рамках системного подхода к исследованию были применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, моделирования, использовались расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа.
Практическая значимость работы состоит в том, что она содержит рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия, имеющей огромное значение для дальнейшей деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов. В связи с этим следует выделять различные направления в решении этой задачи.
В существующих условиях для выживания в конкурентной борьбе, предприятиями и организациями производится освоение новых видов услуг, новых форм бизнеса, выдвигая на первое место не только своих сотрудников, но и привлекая новых клиентов, а также стараясь удержать существующих. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.
Основу сферы торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Организации, стремящиеся к успеху, должны знать желания и предпочтения покупателей, предоставляя товары и услуги, удовлетворяющие в полной мере их потребности. При этом процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом, отслеживая возникновение новых потребностей, конкурентов и технологий.
Развитие торгового предприятия возможно в успешном сочетании конкуренции, тенденций развития внешней среды, а именно демографические показатели, стиль жизни потребителей и технологические открытия, потребности, желания потребителей.
В последние десятилетия термину «конкурентоспособность» все большим количеством исследователей уделяется внимание. При этом данная проблема рассматривается с различных сторон - конкурентоспособность продукции, компаний, городов, регионов, стран, технологий, работников.
Конкурентоспособность предприятия и его экономическая устойчивость - это сложные и взаимосвязанные категории.
Во-первых, повышение конкурентоспособности предприятия выступает в качестве необходимого и обязательного условия обеспечения и поддержания на должном уровне экономической устойчивости.
Во-вторых, по причине неустойчивого экономического состояния предприятия отсутствует возможность успешного решения проблем конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и экономической устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития.
Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В этой связи особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов в определении и оценке конкурентоспособности торгового предприятия. Более детальная проработка этих вопросов будет способствовать определению приоритетов при повышении конкурентоспособности предприятия в условиях стремительного изменения сферы конкурентных отношений.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации.
Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:
- изучить сущность и значение конкурентоспособности предприятия;
- выявить внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности организации;
- исследовать методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «РусДом»;
- осуществить оценку конкурентоспособности предприятия;
- разработать проект сервисного центра для развития организации;
- экономически обосновать проектные мероприятия.
Объектом исследования является ООО «РусДом». Предмет исследования - конкурентоспособность торгового предприятия на рынке г. Белгород.
Теоретико-методологической основой работы послужили законодательные акты, а также работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкуренции и конкурентоспособности, среди которых Портер М., Котлер Ф., Дэй Дж., Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж., Фатхутдинов Р. А., Шкардун В. Д., Нагапетьянц Н. А., Багиев Г. Л., Николаева Т. И. и др.
В рамках системного подхода к исследованию были применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, моделирования, использовались расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа.
Практическая значимость работы состоит в том, что она содержит рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия, имеющей огромное значение для дальнейшей деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В Российской Федерации рыночная экономика набирает всё большую силу, а вместе с ней и конкуренция. Современные экономические условия отражают ситуацию, когда деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, имеющих интересы в результатах его функционирования. Этим и обуславливается актуальность конкурентоспособности предприятия, что в конечном итоге определяет ее выживаемость.
В зависимости от целей и возможностей фирма может выбрать один из нескольких вариантов конкурентного поведения:
- создание новых продуктов, технологий, методов сбыта, сервиса и рекламы;
- копирование в минимальные сроки и с минимальными затратами результатов тех, кто создает что-то новое;
- сохранение достигнутых позиций в течение максимально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и прочих мер.
Конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы и является многоплановой экономической категорией, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, фирм, отраслей, страны.
Среди отраслей, изготовляющих товары для населения, ведущее место занимает легкая промышленность, которая производит различную одежду на предприятиях, включенных в состав новых организационных структур: концернов, ассоциаций, акционерных обществ и т.д.
Технология швейного производства становится механизированной, ее эффективность обуславливается применением специальных машин и оборудования. Изменяются организационные формы производства, повышается уровень автоматизации предприятий, особенно, при разработке моделей, подготовке производства, раскрое, пошиве и на отделочных операциях.
ООО «РусДом» на региональном рынке работает с 2010 года, осуществляя реализацию оборудования, запасных частей, расходных материалов, швейных игл, приспособлений малой механизации, дополнительных устройств для швейного производства.
Анализ основных экономических показателей за 2014 - 2016 гг. свидетельствует о снижении эффективности использования основных фондов предприятия. Предприятие является финансово независимым. Тем не менее, наблюдается сокращение эффективности использования имущества организации.
ООО «РусДом» работает в качестве успешного предприятия, что подтверждается устойчивым потоком клиентов. Основными поставщиками являются компании г. Москва и Московская область, представляя на рынок продукцию фирм «Jack», «Siruba», «Juki», «Bieffe», «Comel», «Rotondi», «Hoffman», «Ozbilim», «Barudan».
В качестве основных потребителей продукции и услуг выступают торговые предприятия, а также швейные мастерские. При этом для компании характерен достаточно узкий ассортимент дополнительных услуг.
С целью повышения конкурентоспособности торгового предприятия целесообразно открытие фирменного центра сервисного обслуживания, что обусловлено тем, что компания является официальным представителем различных фирм.
К услугам сервисного центра будет относиться гарантийное, послегарантийное техническое обслуживание и ремонт оборудования по причине поломки, модернизация и замена, а также монтажные и пусконаладочные работы.
В результате осуществления финансового планирования проведен прогноз первоначальных затрат (254,90 тыс. рублей), включающих ремонтные расходы пункта приема и непосредственно ремонтной мастерской, а также оснащение рабочих мест, приобретение оборудования и стеллажей для хранения инструментов и техники. Для полноценной работы сервиса понадобятся паяльное оборудование, измерительное оборудование, ручной инструмент, источники питания, оптические устройства.
Текущие расходы при реализации проекта распределились по таким направлениям, как заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, материалы и комплектующие, амортизация оборудования, транспортные расходы, электроэнергия, приобретение униформы, реклама. Планируется ежегодное их увеличение на 10%.
Общий объем выручки определен в 1138,00 тыс. рублей, а в последующие периоды рост составит 12% в год, и зависит от стоимости и количества выполненных работ, в том числе:
- гарантийное техническое обслуживание - 1,00 тыс. рублей;
- послегарантийное техническое обслуживание - 1,50 тыс. рублей;
- ремонт оборудования по причине поломки - 2,00 тыс. рублей;
- ремонт оборудования по причине модернизации и замены - 1,80 тыс. рублей;
- монтажные и пусконаладочные работы - 1,30 тыс. рублей
Оценка показателей эффективности также подтверждает целесообразность реализации проекта и повышение конкурентоспособности предприятия, а именно чистая современная стоимость составит 329,73 тыс. рублей, срок окупаемости - три года, индекс рентабельности - 2,29.
В зависимости от целей и возможностей фирма может выбрать один из нескольких вариантов конкурентного поведения:
- создание новых продуктов, технологий, методов сбыта, сервиса и рекламы;
- копирование в минимальные сроки и с минимальными затратами результатов тех, кто создает что-то новое;
- сохранение достигнутых позиций в течение максимально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и прочих мер.
Конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы и является многоплановой экономической категорией, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, фирм, отраслей, страны.
Среди отраслей, изготовляющих товары для населения, ведущее место занимает легкая промышленность, которая производит различную одежду на предприятиях, включенных в состав новых организационных структур: концернов, ассоциаций, акционерных обществ и т.д.
Технология швейного производства становится механизированной, ее эффективность обуславливается применением специальных машин и оборудования. Изменяются организационные формы производства, повышается уровень автоматизации предприятий, особенно, при разработке моделей, подготовке производства, раскрое, пошиве и на отделочных операциях.
ООО «РусДом» на региональном рынке работает с 2010 года, осуществляя реализацию оборудования, запасных частей, расходных материалов, швейных игл, приспособлений малой механизации, дополнительных устройств для швейного производства.
Анализ основных экономических показателей за 2014 - 2016 гг. свидетельствует о снижении эффективности использования основных фондов предприятия. Предприятие является финансово независимым. Тем не менее, наблюдается сокращение эффективности использования имущества организации.
ООО «РусДом» работает в качестве успешного предприятия, что подтверждается устойчивым потоком клиентов. Основными поставщиками являются компании г. Москва и Московская область, представляя на рынок продукцию фирм «Jack», «Siruba», «Juki», «Bieffe», «Comel», «Rotondi», «Hoffman», «Ozbilim», «Barudan».
В качестве основных потребителей продукции и услуг выступают торговые предприятия, а также швейные мастерские. При этом для компании характерен достаточно узкий ассортимент дополнительных услуг.
С целью повышения конкурентоспособности торгового предприятия целесообразно открытие фирменного центра сервисного обслуживания, что обусловлено тем, что компания является официальным представителем различных фирм.
К услугам сервисного центра будет относиться гарантийное, послегарантийное техническое обслуживание и ремонт оборудования по причине поломки, модернизация и замена, а также монтажные и пусконаладочные работы.
В результате осуществления финансового планирования проведен прогноз первоначальных затрат (254,90 тыс. рублей), включающих ремонтные расходы пункта приема и непосредственно ремонтной мастерской, а также оснащение рабочих мест, приобретение оборудования и стеллажей для хранения инструментов и техники. Для полноценной работы сервиса понадобятся паяльное оборудование, измерительное оборудование, ручной инструмент, источники питания, оптические устройства.
Текущие расходы при реализации проекта распределились по таким направлениям, как заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, материалы и комплектующие, амортизация оборудования, транспортные расходы, электроэнергия, приобретение униформы, реклама. Планируется ежегодное их увеличение на 10%.
Общий объем выручки определен в 1138,00 тыс. рублей, а в последующие периоды рост составит 12% в год, и зависит от стоимости и количества выполненных работ, в том числе:
- гарантийное техническое обслуживание - 1,00 тыс. рублей;
- послегарантийное техническое обслуживание - 1,50 тыс. рублей;
- ремонт оборудования по причине поломки - 2,00 тыс. рублей;
- ремонт оборудования по причине модернизации и замены - 1,80 тыс. рублей;
- монтажные и пусконаладочные работы - 1,30 тыс. рублей
Оценка показателей эффективности также подтверждает целесообразность реализации проекта и повышение конкурентоспособности предприятия, а именно чистая современная стоимость составит 329,73 тыс. рублей, срок окупаемости - три года, индекс рентабельности - 2,29.



