Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Понятие «синдром профессионального выгорания»
1.2. Понятие о стрессоустойчивости
1.3. Проявления синдрома профессионального выгорания
1.4. Влияние специфики деятельности спортсменов на формирование
симптомов синдрома профессионального выгорания
1.5. Формирование стрессоустойчивости и оказание помощи в стрессовой ситуации.
Глава 2. Методы и организация исследования.
2.1. Цель, задачи, методика исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Результаты теста самооценки стрессоустойчивости.
3.2. Методика определения психического выгорания Рукавишникова
3.3. Способы совладеющего поведения Лазаруса
3.4.Описание взаимосвязей изучаемых показателей
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения
Исследование всевозможных форм стресса и их влияния на здоровье и профессиональную деятельность человека остается предметом многочисленных научных исследований отраслей психологии последних десятилетий. Широкое внимание уделяется проблематике стресса в профессионально деятельности, он имеет многофакторную природу, и отрицательно влияет не только на соматическое и психическое здоровье человека, но и на всю внутреннюю среду организации в целом (Бодров В. А., 2006).
Одной из актуальных задач исследования синдрома профессионального выгорания является изучение его природы, а точнее тех внутренних факторов, которые могут способствовать его появлению. Большинство исследователей предполагают, что существуют определенные личностные характеристики человека, способствующие развитию симптомов выгорания. К ним относятся самооценка, тревожность, самоуважение, предпочитаемые человеком стратегии преодоления стресса, локус контроля, эмпатия, эмоциональный интеллект, мотивация (Водопьянова Н.Е., 2005).
Спорт - один из видов профессиональной деятельности человека, весомой особенностью которого является ориентация на высокий уровень достижений и демонстрация их в стрессовых условиях. Для профессионального спорта характерна высокая интенсивность соревновательной деятельности спортсменов. В большинстве видов спорта существуют многоэтапные кубковые соревнования, которые могут проходить практически в течение всего года. Это, конечно же, приводит к росту физических и психических нагрузок, вследствие этого, к выгоранию проявляют интерес не только спортивные психологи и тренеры, но и высококвалифицированные спортсмены.
Основными симптомами профессионального выгорания в спорте являются: отсутствие желания выступать, отсутствие интереса к спорту в целом, бессонница, физическое и психическое истощение, низкий уровень самооценки, нарушение настроения, злоупотребление препаратами, переоценка ценностей, эмоциональная изоляция, высокая тревожность, сниженный уровень физической активности, трудности в межличностных отношениях, ригидное поведение, личностное отдаление.
Здоровье спортсменов и их достижения в современных мире во многом зависит от наличия ресурсов преодоления всевозможных стрессовых ситуаций, данными ресурсами могут являться личностные особенности спортсменов (Гринь Е.И., 2008). В связи с этим необходимо обратить особое внимание на создание системы профилактики и обеспечению психогигиены.
Актуальность проблемы исследования обусловлена значимостью социально-психологических, психолого-акмеологических и организационно-управленческих факторов, связанных с проблемой профессионального выгорания спортсменов и недостаточной изученностью данной про блемы именно спортсменов, занимающихся греблей. Профессиональное выгорание спортсменов влияет на эффективность тренировочного процесса и достижения результатов, повышают конфликтность во взаимоотношениях тренером, товарищами по команде, способствуют появлению и закреплению в структур е характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье (Дубиницкая К. А., 2009).
Целью констатирующего исследования является изучение уровней стрессоустойчивости и психического выгорания гребцов сборной России.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень стрессоустойчивости и психического выгорания у мужчин и женщин, занимающихся академической греблей.
2. Выявить применяемые спортсменами копинг-стратеги для совладания со стрессом.
3. Сравнить изучаемые характеристики у мужчин и женщин.
4. Проверить наличие взаимосвязей между стрессоустойчивостью, выгоранием и копинг-стратегиями.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза 1: предполагается, что у мужчин и женщин, занимающихся греблей, уровни психического выгорания и степень стрессоустойчивости будут отличаться.
Гипотеза 2: предполагается, что при повышении уровня психического выгорания гребцы чаще используют стратегию «избегания».
Объектом исследования является психическое выгорание и стрессоустойчивость спортсменов.
Предметом исследования выступают стратегии совладания со стрессом при психическое выгорании.
Методы исследования:
1) Опросные методы:
• библиографическая анкета;
• тест самооценки стрессоустойчивости (С.Коухена и Г.Виллиансона);
• методика определения психического выгорания Рукавишникова А. А., адаптированной под спортивную деятельность;
• опросник “способы совладающего поведения” Лазаруса.
2) Метод математической статистики:
• проверка нормальности распределения: тест Колмогорова-Смирнова;
• сравнение средних: тест Стьюдента. (Гипотеза 1);
• коэффициент корреляции Пирсона. (Гипотеза 2).
В заключение можно сказать, что особенности современного спорта содержат предпосылки для развития профессионального выгорания и возрастания значимости психологических факторов успешной деятельности спортсменов. Это, безусловно, приводит к росту психических нагрузок, вследствие этого, к проблеме профессионального выгорания проявляют интерес не только спортивные психологи, но и высококлассные спортсмены, поэтому исследование причин, механизмов и последствий профессионального выгорания поможет разработать стратегии его преодоления. Главной особенностью данного исследования является участие в нем спортсменов-гребцов с высоким уровнем психического выгорания, у которых явно прослеживается преимущественное применение стратегии «избегания» в трудных жизненных ситуациях.
Важной проблемой в спорте остается завершение карьеры спортсменами в связи с высокими стрессовыми нагрузками и, как следствие риском появления профессионального выгорания. При чем «уход из спорта» можно расценивать, как копинг-стратегию «избегания», которая ярко проявляется при данном синдроме. Как я думаю, формирование высокой стрессоустойчивости поможет гребцам из бежать риска появления профессионального выгорания и соответственно продлить спортивную карьеру. Но так же важно помнить о профилактике и коррекции непосредственно профессионального стресса. Спортсменам можно посоветовать узнать о ряде способов: социальная и эмоциональная поддержка, тренинги, методики релаксации, психологическое консультирование, работа по снижению предстартового напряжения, правильная организация тренировочного процесса. Таким образом, существует необходимость в психологическом сопровождении подготовки спортсменов и активного действия психологической службы, которая бы его осуществляла.
1. Алексеев А. В., Преодолей себя!, Ростов-на-Дону, 2006, с. 74.
2. Бадулин В.Д., Петкевич А. И. Аутомиокоррекция в реабилитации спортсменов, занимающихся академической греблей // Культура физическая и здоровье. - 2008. С. 78.
3. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие / М. В. Баробанова. - М.: Педагогика, 2005. - 527 с
4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М., 2006. - 528 с.
5. Бойко В.В. Психоэнергетика / В.В. Бойко . - СПб. : Питер, 2008. - 409 с.
6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер. - 2005. - 336 с.
7. Войлова С. С.Синдром «выгорания»: трактовки, подходы, результаты, перспективы/ С. С Войлова// Научные публикации ФРГСУ,- Красноярск, 2006. - С.23-28
8. Воробьева М.А. Психолого-педагогические условия преодоления синдрома эмоционального выгорания/ М.А. Воробьева. - М.,2009. - 65с.
9. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / под ред. А.Г Барабанова.-Краснодар,1995 г. - 178 с.
10. Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 345с.
11. Гринь Е.И. Личностные регуляторы эмоционального выгорания спортсменов разной квалификации / ЕИ. Гринь//Вестник Ко стромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 3. С. 163-168.
12. Гринь Е.И.Эмоциональный интеллект как ресурс преодоления эмоционального выгорания в спортивной деятельности/ Е.И. Гринь// Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 3. С. 84-86.
13. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы /Психологические проблемы самореализации личности. /Ред. А.А. Крылов, Л.А. Коростылёва. СПбГУ, 1997. С. 117.
14. Дубиницкая К. А. Особенности проявления феномена профессионального выгорания у // Материалы I всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. В. Петровского. / Отв. ред. М. Ю. Кондратьев. - М.:МГППУ, 2009. С. 268-269.
15.Златин П.А. Крекова М.М. Соколянский В.В. Организационное
поведение: Учеб. пособие для вузов. ИНФРА-М, 2004 - 400c.
16. Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально¬психологические аспекты стрессоустойчивости лично сти // Теоретические и прикладные вопросы психологии /Ред. А.А. Крылов. СПб., Вьп.1, Ч.2, 2005 - 156с.
17. Ильин Е. П. Психология спорта СПб.: Питер , 2008 - 352 с.
18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса - М.: Наука, 1983, с.-245
19. Кузьмин, Д. В. Особенности влияния механизмов психологической защиты на самооценку здоровья спортсменами, как компонент психологического благополучия / Н. М. Жаринов, С. Г. Круглов, Д. В. Кузьмин / Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура,
20. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач //Практикум по социальной психологии - СПб: «Питер», 2001. - 432 с.
21. Мицкевич М.А. Эмоциональное выгорание/ Мицкевич М.А.// Сборник сибирского федерального универитета.-№ 4, 2010. - С.14-18
22. Мищенко А.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов тренерского отделения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. Москва. С. 39.
23. Ножичкина Л.В. СЭВ педагогов: проблемы и способы коррекции/ Л.В. Ножичкина//Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. С. 66-68.
24. Нурисламов С.Н. Восстановление гребца между стартами.- 2010г. [электронный ресурс] http://www.seaexpo.ru/ru/miscellaneous/news/ kaleidoscope/1 7521.html
25. Ньюстром В. Кейт Дэвис Организационное поведение.- М., 2006.-465с.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.. М., 1999. С. 119.
27. Сидоров П.С. Синдром эмоционального выгорания/ П.С. Сидоров// Медицинская газета.- №43 - 2005. - С.21-29
28. Уэйнберг Р С., Д. Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев:«Олимпийская литература». - 1998. - С. 53-78,268-280.
29. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362
30. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. Спб.- С. 54.
31. Шойгу Ю. С., Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных, Москва, 2007, с 42-49.