Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стрессоустойчивость как фактор профилактики профессионального выгорания у спортсменов

Работа №75755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
257
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1. Понятие «синдром профессионального выгорания»
1.2. Понятие о стрессоустойчивости
1.3. Проявления синдрома профессионального выгорания
1.4. Влияние специфики деятельности спортсменов на формирование
симптомов синдрома профессионального выгорания
1.5. Формирование стрессоустойчивости и оказание помощи в стрессовой ситуации.
Глава 2. Методы и организация исследования.
2.1. Цель, задачи, методика исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Результаты теста самооценки стрессоустойчивости.
3.2. Методика определения психического выгорания Рукавишникова
3.3. Способы совладеющего поведения Лазаруса
3.4.Описание взаимосвязей изучаемых показателей
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения

Исследование всевозможных форм стресса и их влияния на здоровье и профессиональную деятельность человека остается предметом многочисленных научных исследований отраслей психологии последних десятилетий. Широкое внимание уделяется проблематике стресса в профессионально деятельности, он имеет многофакторную природу, и отрицательно влияет не только на соматическое и психическое здоровье человека, но и на всю внутреннюю среду организации в целом (Бодров В. А., 2006).
Одной из актуальных задач исследования синдрома профессионального выгорания является изучение его природы, а точнее тех внутренних факторов, которые могут способствовать его появлению. Большинство исследователей предполагают, что существуют определенные личностные характеристики человека, способствующие развитию симптомов выгорания. К ним относятся самооценка, тревожность, самоуважение, предпочитаемые человеком стратегии преодоления стресса, локус контроля, эмпатия, эмоциональный интеллект, мотивация (Водопьянова Н.Е., 2005).
Спорт - один из видов профессиональной деятельности человека, весомой особенностью которого является ориентация на высокий уровень достижений и демонстрация их в стрессовых условиях. Для профессионального спорта характерна высокая интенсивность соревновательной деятельности спортсменов. В большинстве видов спорта существуют многоэтапные кубковые соревнования, которые могут проходить практически в течение всего года. Это, конечно же, приводит к росту физических и психических нагрузок, вследствие этого, к выгоранию проявляют интерес не только спортивные психологи и тренеры, но и высококвалифицированные спортсмены.
Основными симптомами профессионального выгорания в спорте являются: отсутствие желания выступать, отсутствие интереса к спорту в целом, бессонница, физическое и психическое истощение, низкий уровень самооценки, нарушение настроения, злоупотребление препаратами, переоценка ценностей, эмоциональная изоляция, высокая тревожность, сниженный уровень физической активности, трудности в межличностных отношениях, ригидное поведение, личностное отдаление.
Здоровье спортсменов и их достижения в современных мире во многом зависит от наличия ресурсов преодоления всевозможных стрессовых ситуаций, данными ресурсами могут являться личностные особенности спортсменов (Гринь Е.И., 2008). В связи с этим необходимо обратить особое внимание на создание системы профилактики и обеспечению психогигиены.
Актуальность проблемы исследования обусловлена значимостью социально-психологических, психолого-акмеологических и организационно-управленческих факторов, связанных с проблемой профессионального выгорания спортсменов и недостаточной изученностью данной про блемы именно спортсменов, занимающихся греблей. Профессиональное выгорание спортсменов влияет на эффективность тренировочного процесса и достижения результатов, повышают конфликтность во взаимоотношениях тренером, товарищами по команде, способствуют появлению и закреплению в структур е характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье (Дубиницкая К. А., 2009).
Целью констатирующего исследования является изучение уровней стрессоустойчивости и психического выгорания гребцов сборной России.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень стрессоустойчивости и психического выгорания у мужчин и женщин, занимающихся академической греблей.
2. Выявить применяемые спортсменами копинг-стратеги для совладания со стрессом.
3. Сравнить изучаемые характеристики у мужчин и женщин.
4. Проверить наличие взаимосвязей между стрессоустойчивостью, выгоранием и копинг-стратегиями.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза 1: предполагается, что у мужчин и женщин, занимающихся греблей, уровни психического выгорания и степень стрессоустойчивости будут отличаться.
Гипотеза 2: предполагается, что при повышении уровня психического выгорания гребцы чаще используют стратегию «избегания».
Объектом исследования является психическое выгорание и стрессоустойчивость спортсменов.
Предметом исследования выступают стратегии совладания со стрессом при психическое выгорании.
Методы исследования:
1) Опросные методы:
• библиографическая анкета;
• тест самооценки стрессоустойчивости (С.Коухена и Г.Виллиансона);
• методика определения психического выгорания Рукавишникова А. А., адаптированной под спортивную деятельность;
• опросник “способы совладающего поведения” Лазаруса.
2) Метод математической статистики:
• проверка нормальности распределения: тест Колмогорова-Смирнова;
• сравнение средних: тест Стьюдента. (Гипотеза 1);
• коэффициент корреляции Пирсона. (Гипотеза 2).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение можно сказать, что особенности современного спорта содержат предпосылки для развития профессионального выгорания и возрастания значимости психологических факторов успешной деятельности спортсменов. Это, безусловно, приводит к росту психических нагрузок, вследствие этого, к проблеме профессионального выгорания проявляют интерес не только спортивные психологи, но и высококлассные спортсмены, поэтому исследование причин, механизмов и последствий профессионального выгорания поможет разработать стратегии его преодоления. Главной особенностью данного исследования является участие в нем спортсменов-гребцов с высоким уровнем психического выгорания, у которых явно прослеживается преимущественное применение стратегии «избегания» в трудных жизненных ситуациях.
Важной проблемой в спорте остается завершение карьеры спортсменами в связи с высокими стрессовыми нагрузками и, как следствие риском появления профессионального выгорания. При чем «уход из спорта» можно расценивать, как копинг-стратегию «избегания», которая ярко проявляется при данном синдроме. Как я думаю, формирование высокой стрессоустойчивости поможет гребцам из бежать риска появления профессионального выгорания и соответственно продлить спортивную карьеру. Но так же важно помнить о профилактике и коррекции непосредственно профессионального стресса. Спортсменам можно посоветовать узнать о ряде способов: социальная и эмоциональная поддержка, тренинги, методики релаксации, психологическое консультирование, работа по снижению предстартового напряжения, правильная организация тренировочного процесса. Таким образом, существует необходимость в психологическом сопровождении подготовки спортсменов и активного действия психологической службы, которая бы его осуществляла.



1. Алексеев А. В., Преодолей себя!, Ростов-на-Дону, 2006, с. 74.
2. Бадулин В.Д., Петкевич А. И. Аутомиокоррекция в реабилитации спортсменов, занимающихся академической греблей // Культура физическая и здоровье. - 2008. С. 78.
3. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие / М. В. Баробанова. - М.: Педагогика, 2005. - 527 с
4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М., 2006. - 528 с.
5. Бойко В.В. Психоэнергетика / В.В. Бойко . - СПб. : Питер, 2008. - 409 с.
6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер. - 2005. - 336 с.
7. Войлова С. С.Синдром «выгорания»: трактовки, подходы, результаты, перспективы/ С. С Войлова// Научные публикации ФРГСУ,- Красноярск, 2006. - С.23-28
8. Воробьева М.А. Психолого-педагогические условия преодоления синдрома эмоционального выгорания/ М.А. Воробьева. - М.,2009. - 65с.
9. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / под ред. А.Г Барабанова.-Краснодар,1995 г. - 178 с.
10. Гринберг Дж. Управление стрессом. - СПб.: Питер, 2002. - 345с.
11. Гринь Е.И. Личностные регуляторы эмоционального выгорания спортсменов разной квалификации / ЕИ. Гринь//Вестник Ко стромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 3. С. 163-168.
12. Гринь Е.И.Эмоциональный интеллект как ресурс преодоления эмоционального выгорания в спортивной деятельности/ Е.И. Гринь// Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 3. С. 84-86.
13. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы /Психологические проблемы самореализации личности. /Ред. А.А. Крылов, Л.А. Коростылёва. СПбГУ, 1997. С. 117.
14. Дубиницкая К. А. Особенности проявления феномена профессионального выгорания у // Материалы I всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. В. Петровского. / Отв. ред. М. Ю. Кондратьев. - М.:МГППУ, 2009. С. 268-269.
15.Златин П.А. Крекова М.М. Соколянский В.В. Организационное
поведение: Учеб. пособие для вузов. ИНФРА-М, 2004 - 400c.
16. Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально¬психологические аспекты стрессоустойчивости лично сти // Теоретические и прикладные вопросы психологии /Ред. А.А. Крылов. СПб., Вьп.1, Ч.2, 2005 - 156с.
17. Ильин Е. П. Психология спорта СПб.: Питер , 2008 - 352 с.
18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса - М.: Наука, 1983, с.-245
19. Кузьмин, Д. В. Особенности влияния механизмов психологической защиты на самооценку здоровья спортсменами, как компонент психологического благополучия / Н. М. Жаринов, С. Г. Круглов, Д. В. Кузьмин / Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура,
20. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач //Практикум по социальной психологии - СПб: «Питер», 2001. - 432 с.
21. Мицкевич М.А. Эмоциональное выгорание/ Мицкевич М.А.// Сборник сибирского федерального универитета.-№ 4, 2010. - С.14-18
22. Мищенко А.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов тренерского отделения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. Москва. С. 39.
23. Ножичкина Л.В. СЭВ педагогов: проблемы и способы коррекции/ Л.В. Ножичкина//Среднее профессиональное образование. 2009. № 6. С. 66-68.
24. Нурисламов С.Н. Восстановление гребца между стартами.- 2010г. [электронный ресурс] http://www.seaexpo.ru/ru/miscellaneous/news/ kaleidoscope/1 7521.html
25. Ньюстром В. Кейт Дэвис Организационное поведение.- М., 2006.-465с.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.. М., 1999. С. 119.
27. Сидоров П.С. Синдром эмоционального выгорания/ П.С. Сидоров// Медицинская газета.- №43 - 2005. - С.21-29
28. Уэйнберг Р С., Д. Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев:«Олимпийская литература». - 1998. - С. 53-78,268-280.
29. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362
30. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. Спб.- С. 54.
31. Шойгу Ю. С., Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных, Москва, 2007, с 42-49.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ