Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разрешения конфликтов руководителями разного пола 5
1.1. Понятие, структура и динамика конфликта 5
1.2. Гендерные различия поведения в конфликтах 8
1.3 Особенности разрешения конфликтов руководителями разного пола
Глава 2. Исследование особенностей разрешения конфликтов руководителями разного пола 16
2.1 Организация и методика исследования 16
2.2. Результаты исследования особенностей разрешения конфликтов руководителями разного пола 18
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложения 34
В условиях сложной экономической ситуации, которая характерна для нашего государства, разрешать производственные конфликты становится всё более сложной задачей. Высокий уровень конкуренции, необходимость внедрения инноваций, знание особенностей сотрудников требуют от руководителей определённых личностных качеств. Как правило, в различных сферах предпринимательства необходимы разные качества, однако некоторые психологические особенности являются желательными для будущего предпринимателя независимо от специфики его деятельности. К таким особенностям можно отнести готовность принимать на себя ответственность, развитые интеллектуальные способности, трудолюбие, решительность. Именно эти качества составляют основу конструктивного управления, а соответственно определяют умения эффективно разрешать конфликты.
Кто из ученых занимался этой проблемой перечислите
Основные психологические особенности личности руководителя оказывают как положительное, так и негативное влияние на его деятельность. Анализ влияния личностных качеств мужчин и женщин на специфику разрешения производственных конфликтов будет способствовать оптимизации будущего бизнеса, в связи с чем данная работа является актуальной. Где проблема опишите ее
В связи с актуальностью была выбрана тема КР пропишите ее Специфика разрешения конфликтов руководителями разного пола
Объект исследования –руководители организаций
Предмет исследования – выявление психологических особенностей разрешения конфликтов руководителями разного пола.
Цель исследования: определить специфику разрешения конфликтов руководителями разного пола.
В задачи исследования входило:
1. Определить сущность и особенности конфликтов
2. Рассмотреть основные психологические особенности руководителя
3. Охарактеризовать специфику гендерных стереотипов в разрешения конфликтов
4. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей руководителей разного пола, оказывающих влияние на их особенности разрешения конфликтов
5. Провести анализ полученных результатов исследования
Гипотеза исследования: существует предположение, что психологические особенности руководителей разного пола оказывают влияние на их особенности разрешения производственных конфликтов.
(Существуют различия в разрешения конфликтов руководителями разного пола)
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анкетирование, методы математической статистики.
Методики, используемые в процессе исследования: перечислить
Теоретическая значимость исследования связана с обобщением сведений о психологических особенностях мужчин и женщин, которые занимают руководящие должности, а также с их особенностями разрешения производственных конфликтов.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования результатов в практической деятельности организационного психолога.
В психологической науке дано следующее определение конфликта - это столкновение несовместимых, противоположно-направленных друг с другом тенденций отдельно эпизода в сознании в межличностных отношениях или взаимодействиях индивидов, групп людей, которые связаны с негативными эмоциональными переживаниями.
Детерминантами производственного конфликта выступают материальные, эмоциональные и социально культурные противоречия сотрудников одной организации.
На возможность регулирования производственных конфликтов оказывают влияние различные качества руководителей компаний. В ходе проведённого исследования установлено, что влияние основных характеристик личности имеют место во всех сферах бизнеса. В зависимости от конкретной ситуации одни и те же характеристики могут оказывать как положительное, так и негативное воздействие на деятельность руководителя. Однако в большинстве случаев позитивное влияние на личность руководителя оказывает интернальность, благодаря которой человек берёт на себя ответственность за свою жизнь, не перекладывая её на общество или «судьбу».
Стремление к интеллектуальному развитию и развитию способностей также является важным положительным фактором для руководителя практически во всех сферах бизнеса.
В свою очередь нейротизм негативно проявляет себя во всех сферах, поскольку блокирует личностное развитие, способствует снижению самооценки и стимулирует деструктивное психологическое состояние поэтому для руководителей он нежелателен.
В рамках данной работы проведено исследование специфики разрешения конфликтов руководителями разного пола. При этом установлено, что по всем компонентам конфликтности в группе мужчин-руководителей показаны более высокие значения, чем в группе женщин-руководителей. При этом при разрешении конфликтов мужчины действуют более радикально, агрессивно и жёстко.
Женщины-руководители, которые обладают значительно меньшей агрессивностью и тревожностью. При этом в разрешении производственных конфликтов они часто готовы к обдумыванию ситуаций и к компромиссным решениям.
1. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
2. Аликаева М.В. Асланова Л.О., Баженова Т.Ю. и др. «Стратегическое развитие малого бизнеса и формы поддержки малого предпринимательства» [Электронный ресурс]: монография. – Н.Новгород: НОО «Профессиональная наука». – 2018. – 302 с.(дата обращения: 08.03.2020)
3. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
4. Бариленко, В. И. Методология бизнес-анализа. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. – 190 с.
5. Басарева В.Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепции государственного регулирования: монография. / Под.ред. А.С. Новоселова. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. – 2013. – 296 с.
6. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
7. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
8. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: тенденции и развитие [Электронный ресурс] - URL: https://bgscience.ru/lib/9306/(дата обращения: 08.03.2020)
9. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
10. Крюков А.Ф. Гордеев С.С., Коваль О.С., Семенов В.В. Предпринимательство и устойчивость крупных организаций в условиях экономических циклов: монография. – Красноярск: Сибирский федеральный университет. – 2013. – 310 с.
11. Курышева, О.В. Возраст как социально-психологический феномен. Монография / Волгоград, 2012.
12. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
13. Небылицин В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицин. Воронеж: НПО МОДЭК, 2015. 688 с.
14. Паттурина, Н.П. Проблема зрелости в современной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 7. № 17. С. 113-126Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
15. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
16. Сулейманова. Э.Д. психологические особенности личности женщин зрелого возраста, склонных к избыточному весу // Теория и практика современной науки 2018. № 5 (35). С. 806-812
17. Царегородцев, С.Н. Социальные компетенции как маркер социальной зрелости современного общества // В мире научных открытий. 2015. № 3-6 (63). С. 2998-3005.
18. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
19. Черкевич. Е.А. Смысложизненные ориентации и рефлексия мужчин и женщин в зрелом возрасте: современное состояние и особенности // Психолого-педагогические исследования в Сибири. сборник трудов преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. Омск, 2016. С. 40-43.
20. Шевелев С.Ю., Шевелева Е.А., Кропотова Л.А. Развитие предпринимательства в России: организационные, правовые и экономические аспекты: монография. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. – 138 с.
21. Шеремет А.Д, А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учеб.пособие; М.: Инфра-М - Москва, 2014. - 480 c
22. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. И.П.Николаевой. — М.: Дашков и К. — 2013. — 448 с.
23. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. М.А. Сажина, Г.Г. Чибрикова. — М.: Форум: ИНФРА-М. – 2012.
24. Яницкий М. С., Серый А. В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник КемГУКИ, 2012. С. 82 – 97.
25. Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.
26. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.
27. Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.
28. Murray, H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press. 1938.
29. Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment. Learning and Individual Differencies, Vol. 19(1), 80–90. 2009.
30. Steers, R.M., and Porter, L. W. Motivation and work behavior. New York: McGraw-Hill. Inc. Lincoln. 1991.
31. Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage, 1992.
32. Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation/ In W/ Damon and R. M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook/ New York: Wiley, 2009.