Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования этнической идентичности
§ 1. Современные подходы к изучению этничности 26
§ 2. Этническая идентичность как вид социальной
идентичности 49
§ 3. Этническая идентичность в структуре этнического самосознания 63
Глава II. Особенности этнической идентичности современных башкир
§ 1. Методология и методика исследования 70
§ 2.Когнитивный аспект этнической идентичности современных башкир 80
§ 3. Этническая идентичность современных башкир в структуре социальной идентичности. Эмоционально-ценностное восприятие 101 этничности и стратегии межэтнического поведения современных башкир
Заключение 132
Список использованной литературы 138
Приложение 155
Актуальность темы исследования. Конец 80-х-начало 90-х годов XX века в России стало временем стремительного роста этнического самосознания её народов. Подавляемая в течение длительного времени этническая составляющая стала играть важную роль в политической и культурной жизни общества. В этот период активно проходят процессы суверенизации республик, политика по возрождению национальных культур, возвращение к своим истокам, языку. Для российского общества конца XX - начала XXI вв. характерны значительные изменения в смене идентичностей, и этническая идентичность, наравне с другими, выходит на первый план. Это отмечают и многие исследователи. «Пи одна из форм идентичностей,- как справедливо замечает М.Н.Губогло,- не приковывала
* к себе такого внимания, как этническая. В начале XXI века вновь, как и
век или полтора века тому назад, этническая идентичность заняла едва ли не центральное место в спорах между славянофилами и западниками, а в нынешней терминологии - между приморд иалистами и конструктивистами»1.
Категория этническая идентичность, по мнению ряда исследователей, обладает значительным методологическим потенциалом для научного анализа российского общества, переживающего период социальных трансформаций и кризисов, период «кризиса и смены идентичностей». По мнению МН.Губогло, «если мы не поймем менталитета граждан исторически сложившегося государства с полиэтническим составом, мы рискуем не понять ни сущности двух
*
1 Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003. С.198.
разновекторных мировых тенденций - глобализации и индивидуализации, ни тенденций смещения этничности из сферы материальной в сферу духовной культуры и далее - в сферу политики и права, ни, наконец, огромной значимости того или иного баланса идентичностей в самопознании, самовыражении и самоопределении отдельного человека и целых народов»1.
В эпоху глобализации актуализируются вопросы, порождаемые временем - поиски своей идентичности; поиски себя в системе сложившихся новых структур в эпоху технологических, социальных и культурных изменений; восприятие «других» и себя другими; формирование своего «Я» и актуализация концепции «мы» и «они». Семантическое поле термина «идентичность» расширяется. Как пишет российский ученый Л.МДробижева: «Все человечество столкнулось с проблемой сочетания глобализации, универсализма и актуализации различий, в том числе национальных, этнических, расовых, религиозных. Для обществ, в которых происходят быстрые трансформации одновременно во всех сферах жизни, она стала особенно болезненной и, естественно, привлекла к себе внимание»2.
Постиндустриальная эпоха привела к перестройке своих основных принципов, меняются индустриальные универсалии, на смену стандартизации приходит многообразие и плюрализм, что порождает новые соотношения этнических элементов, идет процесс децентрализации структурных связей, что ведет к построению новых связей и нового поля духовных принципов. Поворот к «многомерному человеку» - новому типу
1 Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003. С.198.
2 Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость//Россия реформирующаяся. М., 2002. С.213-244.
человека эпохи новых культурных изменений - ведет к порождению новых форм идентичностей1.
В эпоху глобализации растет интерес и необходимость в толерантном обществе, который невозможен без понятия причин тех или иных процессов, происходящих в нашем обществе, без понятия того, какой потенциал несет в себе современное общество, невозможно предвидеть и ситуацию в целом.
Этническая идентичность в числе других идентичностей (гражданская, конфессиональная, семейная, политическая, профессиональная, гендерная и др.) в большинстве случаев в более-менее спокойной социально-политической обстановке не является доминирующей. Как правило, этническая категория составляла в наборе всех самоопределений высокий уровень в 90-е годы (когда воспоминания о национальных движениях, конфликтах, национальном самоопределении были еще очень остры). В связи с этим представляется необходимым исследование этнической идентичности башкир, проживающих в Республике Башкортостан в современный период (в начале XXI в.), и выявить степень значимости этнической идентичности в данном субъекте Российской Федерации. Республика Башкортостан является полиэтничным и поликонфессиональным регионом РФ. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Республике Башкортостан коренное население - башкиры составляют 29,75%, другими наиболее многочисленными этническими группами, проживающими в республике, являются русские (36,32%) и татары (24,13%).2
Анализ ситуации с формированием новых представлений о себе, о своем месте в современном мире показал, что проблема этнической идентичности продолжает оставаться наиболее значимой в постсоветской России. Интенсивные социально-политические и экономические трансформации в стране породили новую этнополитическую и социально-психологическую реальность. Произошли изменения этнополитических статусов этнических групп в республиках России, происходят процессы поиска новой этнической идентификации у представителей титульных этносов, рост этнических миграций, процессы формирования общегражданской идентичности, процессы изменения ценностной структуры индивидуальной и групповой этнической идентичности.
*' Происходит смена идентичностей (этнической, социальной, культурной).
В результате исследования этнической идентичности современных башкир мы пришли к следующим выводам:
1. Этническая идентичность, развиваясь в определенном историческом контексте, напрямую зависит от особенностей политической, экономической и культурной жизни общества. Актуализация этнической идентичности происходит в периоды «особых ситуаций» (как было в начале 90-х годов, в период принятия Декларации о суверенитете Республики Башкортостан в 1990 г., при принятии закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» в 1999 г., во время Всероссийской переписи населения 2002 г., период реформ по построению вертикали власти, президентские выборы, парламентские выборы и т.д.).
• Этничность является динамичным, подверженным изменениям
феноменом, которой характерна особая пластичность её компонентов.
Анализ динамики этнической идентичности башкир позволил определить наиболее подвижные её элементы. Наиболее подверженной изменениям и лабильной представилась эмоционально-оценочная компонента этничности. В первую очередь речь идёт о значимости этнического фактора в самосознании людей. Если в повседневной жизни можно наблюдать снижение роли этничности, преобладающими стали общечеловеческие ценности (семья, профессия), то в системе этнополитических категорий этническая идентичность укрепила свои позиции. Причем национальная или республиканская идентичность (гражданин Республики Башкортостан) была лидирующей, заменив собой общероссийскую гражданскую идентичность (гражданин Российской Федерации).
Доминирование в идентификационных матрицах категорий частной жизни отражает озабоченность людей проблемами повседневной жизни. Включение в доминантные позиции категории «профессия» объясняется рядом факторов. Как отмечали многие ученые, опираясь на результаты общероссийских исследований постсоветского периода, наблюдается тенденция у россиян к ориентации на семью и на адаптацию к экономическим реалиям. Этот период обозначен, по В.А.Ядову, как «период восстановления идентификационных побуждений, связанный с началом формирования нового политического и социального пространства», где «интересы большинства все больше актуализируются в сфере повседневных материальных забот».
Немаловажным фактором стал и рост миграционных потоков (как внутренних, так и внешних) в республику, следствием которого является увеличение конкуренции на рынке труда.
2. Как показало исследование, башкиры стали ближе к своему этносу, проявляют больше обеспокоенности за его судьбу. Несколько
134
усилились этноаффилиативные тенденции, что свидетельствует о росте привлекательности своего этноса, стремление подчеркнуть свое членство в определенной этнической группе.
3. Подтвердилась гипотеза о ведущей роли духовной культуры народа в формировании и сохранении этнической идентичности. Традиционные народные праздники и семейные обрядовые праздники доминируют и выступают в качестве значимых. Ориентация на семейную идентичность, как отмечено выше, подтвердилась и в тестировании по социальной идентичности.
4. По данным исследования, межэтнические установки башкир носят толерантный характер и являются благоприятными. Выявлена позитивная этническая идентичность («норма»), которая предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Наряду с этим произошло увеличение и доли гиперидентичных тенденций, в основном, этноизоляционных, скорее всего вызванных большей обеспокоенностью за сохранность своего народа.
Выявленная позитивная этническая идентичность способствует формированию этнической толерантности, что подтверждается и данными изучения межэтнических установок, которые характеризуются в целом как благоприятные.
5. Зафиксировано увеличение социальной дистанции в сфере семейно-брачных отношениях. В целом, закрытость сферы семейно¬брачных отношений, представляется закономерной и подтверждает тенденцию к сохранению самобытности народа, выявленную по другим показателям.
6. Выявлено наличие ориентаций Л-образа (по Дж.Де Восу): ориентация не только на прошлое, но и на настоящее и будущее, что дает
позитивную направленность будущего развития этноса.
По данным экспертных интервью были даны архетипы как исторических личностей, так и современных деятелей (представители культуры, науки, общественные и политические деятели). В числе основных архетипов современного периода всеми экспертами был назван первый и ныне действующий президент Республики Башкортостан Муртаза Губайдуллович Рахимов, который воспринимается, прежде всего, как фигура символическая, несущая в себе образ башкирского народа
7. Этнообъединяющими символами башкирского народа в современный период выступают культура, язык, земля, черты характера и историческое прошлое, что подтверждается как данными экспертных интервью с представителями элиты, так и результатами контент-анализа республиканской прессы.
Анализ материалов исследования показал значимость традиционной культуры башкир, которая выступает одной из важных этноконсолидирующей компонентой на современном этапе. Вопросы, связанные с языком, актуальные для всего постсоветского периода, остаются значимыми и для настоящего времени. Все эксперты отметили значимость принятия закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» в феврале 1999 г., ставшее, наряду с другими событиями современного периода, значимым для республики и для башкирского народа (в ряде значимых событий были названы - принятие Декларации о государственном суверенитете Башкортостана от 11 октября 1990 г., принятие Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами властей республики в составе РФ и Приложение к Федеративного договору от РБ от 31 марта 1992 г., выборы Президента Республики Башкортостан в 1993, 1998, 2003 гг.). Необходимо отметить,
что всеми экспертами были отмечены эти события в логической последовательности и значимые события современного периода предваряли события прошлых столетий, сыгравших важную роль в истории башкирского народа: присоединение Башкирии к Русскому государству в 1557 г., национально-освободительные движения башкирского народа - башкирские восстания XVII-XVIII вв., в том числе Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева; провозглашение Башкирской автономной республики в ноябре 1917 г. и двухлетняя борьба как с Красной армией, так и с белогвардейцами до подписания «Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии»).
1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.:МГУ, 1983.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально¬психологические проблемы.- М.: МГУ, 1990. -240 с.
3. Аклаев А.Р. Проблема насилия в межнациональных конфликтах // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Выпуск 3. Ч.П.М., 1993.
4. Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.
5. Асмолов А.Г., Е.И.Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа/ЯТсихологические
* проблемы индивидуальности. Вып.2. М., Л., 1984.
6. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 1-8. Уфа, 1990-1999.
7. Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. - Уфа: Китап, 2001.-712 с.
8. Башкортостан: Краткая энциклопедия.//Гл. ред. Р.З.Шакуров. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.- 672с.
9. Башкортостан в политическом пространстве России: зарубежная политология о тенденциях современного развития республики/под общей редакцией ки.н.И.В.Кучумова, Уфа, 2004.
10. Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. М. 1993.
11. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка, М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2000.
12. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Этнографический очерк. Уфа, 1995.
13. Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. - 248 с.
14. Бороноев А.О., Павленко В.Н.Этническая психология. СПб., 1994, - 165 с.
15. Бромлей Ю.В. Этнос и география. М., 1972.
16. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
17. Винер Б.Е. Этничность в поисках парадигмы изучения//Этническое обозрение, №4,1998.
18. Всесоюзная перепись населения 1926 г., т.4., М., 1928.
19. Второй Всемирный Курултай башкир (14-15 июня 2002). Документальные материалы. Стенографический отчет.- Уфа: Китап, 2002, -840 с.
20. Габдрафиков И.М. Республика Башкортостан: Модель этнологического мониторинга. М., 1998.
21. Габдрафиков И.М., Баймухаметова Г.Р. Республика Башкортостан //На пути к переписи. М., 2003.
22. Габдрафиков И.М. Перепись населения в Башкирии: материалы полевой этнографииЮтнография переписи-2002, М., 2003.
23. Галлямов P.P. Политическая элита. Этничность. Гражданственность. Уфа, 2004. - 138с.
24. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1992.
25. Г еллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь.
26. Гревингхольт Й. Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму/научный ред. И.В.Кучумов, Уфа, 2004, пер. с нем.: Gravingholt Jom. Regionale Autonomie und postsowjetischer Autoritarismus: Die Republik Baschortostan. Koln, 1999, Т. I-
II.
27. Грушкин Д.В. Башкирия в «параде суверенитетов»: эволюция представлений этнополитических элит о национальной государственности. М., 2000.
28. Губогло М.Н. (ред.). Развивающийся электорат России. М.. 1996.
29. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003.-764 с.
30. Данзанова Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса): Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 1997.
31. Доннелли А. С. Завоевание Башкирии Россией: 1552-1740. Страницы истории империализма/Науч.ред. Р.Г.Кузеев, И.Г.Акманов. Пер. с англ. Уфа, 1995. -288 с.
32. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981.
33. Дробижева Л.М.Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития//Советская этнография. 1985. №5.С.5-23.
34. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология (конец 80-х—начало 90-х гг.) // Россия сегодня: трудные поиски свободы/Отв. ред. Л.Ф.Шевцова. М.: ИЭАРАН, 1993.
35. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996.
36. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость//Россия реформирующаяся, М., 2002, С.213-244.
37. Дробижева Л.М. Этническое самосознание и межэтнические установки: сложности взаимодействий в постсоветских условиях//в кн.: Социология межэтнических отношений, М., 2003, С.42-47.
38. Дробижева Л.М. Этническая идентичность: советское наследие и современные подходы//Бюллетень «Население и общество», № 143-144
26 января - 8 февраля 2004.
39. Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и этническое самосознание. Уфа: Гилем, 2000.
40. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян. // Социс, 1996, №12, сс .23-33.
41. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект- Пресс, 1997.
42. Иванов В. Н. Межнациональные отношения и массовое сознание. М., 1996.
43. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М.: Союз, 1997.
44. Иванов В.Н. Российская Федерация (национальные и региональные проблемы). М., 1997.
45. Иванов В.Н. Россия: социальная ситуация и федеративные отношения (по материалам социологических исследований). М., 1998.
46. Иванов В.Н. Россия Федеративная (кризис и пути его преодоления). М., 1999.
47. Иванов В.Н., Козина А.В. Социология межнациональных отношений в цифрах. М., 1999.
48. Иванов В.Н., Яровой О.А. Российский федерализм: становление и развитие. М: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.
49. Иванов В.Н. Россия: социально-политическая ситуация. Национальный и региональный аспекты, М., 2000.
50. Иванов В.Н. Россия: варианты выбора. М., 2003.
51. Идентичность и толерантность/отв.ред.Н.М.Лебедева. М., 2002.
52. Карыбаева М. Этническая идентичность в условиях социальных трансформаций//Этнический мир (Информационно-аналитический бюллетень), 1998, №2.