Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению конституционально обусловленного континуума аномальной личностной изменчивости в отечественной и зарубежной литературе
1.1. Исследование конституционально-типологической аномальной личностной изменчивости в отечественной и зарубежной психологии 12
1.2. Типы и свойства нервной системы как основы индивидуально-психотипологических различий 30
1.3. Взаимовлияние факторов, формирующих аномальную личностную изменчивость 46
Глава 2. Собственный материал и методы исследования. Психологические проблемы детского возраста, обусловленные конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией ребенка
2.1. Методологические основы, принципы и методы исследования 62
2.2. Психологические проблемы, обусловленные конституционально-типологической недостаточностью высшей нервной деятельности и личности 83
2.3. Речевая патология как показатель биологически неполноценной почвы для формирования индивидуально-психологических особенностей ребенка 92
Глава 3. Экспериментальное исследование конституционально¬типологической недостаточности у дошкольников
3.1. Организация и методики исследования 106
3.2. Анализ анамнестических данных 118
3.3. Сравнительные данные анализа исследования индивидуально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции у дошкольников 122
3.4. Анализ результатов исследования тревожности у дошкольников контрольной и экспериментальной групп 132
Заключение 138
Литература 147
Приложение 163
На современном этапе среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста, которые в ближайшие несколько десятилетий будут определять стратегические приоритеты нашей страны.
По мнению многих теоретиков и исследователей в психологии (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Ф.Ломов, В. А.Пономаренко, Д.И.Фельдштейн, А.А.Деркач, А.И.Донцов, Б.А.Сосновский), социальные факторы, активно взаимодействуя с психолого-биологическими основами субъекта, часто оказывают деструктивное воздействие на конституционально-типологическую предиспозицию субъекта, результатом чего является срыв конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации. Психологическая устойчивость детей к неблагоприятным условиям микро- и макросоциума снижается, в связи с чем, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, приводя к нарушению функциональной активности индивидуального барьера психологической и психической адаптации.
Роль внутренних факторов длительное время недооценивалась в науке и большее внимание уделялось изучению неблагоприятного воздействия на человека внешних социальных факторов. Известно, что личность как интегральная индивидуальность целиком реагирует на социальные воздействия (В.С.Мерлин, 1986; А.А.Деркач и Н.В.Кузьмин, 1993; В.В.Белоус, 1999). Большая или меньшая адекватная ответная реакция зависит от конституционально-типологической и психотипологической личностной предиспозиции при взаимодействии с внешними факторами. Социально-стрессовые, экологические и иные экзогенные факторы направлены на личность в целом, являясь наиболее негативными для самых уязвимых членов общества - детей дошкольного возраста (С.В. Алешин,
3
1990; Б.С. Братусь, 1995; В.Н. Дружинин, 1995; Ю.А. Александровский, 1996; В.П. Зинченко, 1996; Е.М. Черепанова, 1995; В.С. Пуховский , 1998). Часто у этой категории детей формируется конституционально¬типологическая и психотипологическая изменчивость в конституционально¬континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до аномальной личностной изменчивости (О.А. Ахвердова, 1998; И.В. Боев, 2003; Н.Н. Волоскова, 2001).
Проявлениями конституционально-психотипологической предиспозиции у дошкольников может быть астеническая, тревожная, апатическая или иная декомпенсация (Э.Г. Абакарова, 2002); конституционально-типологической предиспозиции - дизонтогении (Г.Е. Сухарева, 1955; Г.Д. Смирнов, 1972;), расстройства поведения (В.В. Ковалев, 1955 и др.), стереотипность игр и нарушенное речевое развитие, приводящие к дезадаптации (А.И. Захаров, 1986; Н.Н. Волоскова, 2001).
В связи с этим возникает реальная необходимость выявления признаков конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности (ВНД) и психотипологической предиспозиции в дошкольном возрасте. Объективная регистрация закономерностей формирования конституционально-психотипологической изменчивости невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии (В.Д.Шадриков, 1982; Б.Ф.Ломов, 1994) лишь, после чего возможна постановка проблемы об адекватной специализированной психологической помощи детям и подросткам.
Цель исследования - разработка многоуровневой психодиагностики конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции органического происхождения у детей дошкольного возраста.
4
Объект исследования - ребенок дошкольного возраста как целостное системное образование в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования - конституционально-типологическая недостаточность ВНД и психотипологическая предиспозиция у дошкольников, требующие обоснования адекватной специализированной психологической помощи.
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что одинаковые социальные условия существования субъекта подразумевают взаимодействие последних с психолого-биологическими основами человека. Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с внутренними является или психологическая гармонизация субъекта, совершенствование конституционально-типологической структуры, или появление признаков аномальной конституциональной изменчивости. Неблагоприятное влияние социальных факторов может уменьшить или увеличить конституциональную детерминированность вероятностной психотипологической изменчивости.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-конституциональном и континуально-генетическом подходе к психотипологической индивидуальности, предполагая, что
конституционально-психотипологические основы индивида обуславливают психологическую, психическую, личностную и поведенческую изменчивость в случаях длительного взаимодействия с неблагоприятными факторами.
Задачи исследования:
1. Изучить существующую научную отечественную и зарубежную литературу, посвященную вопросам генетических и конституциональных основ детского психологического и психического здоровья.
2. Разработать и провести дифференцированную экспериментально-психологическую диагностику детей 6-7 лет в условиях детского сада,
5
выделив испытуемых с конституционально-типологической
недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией органического происхождения в дошкольном возрасте.
3. Провести сравнительный экспериментально-психологический анализ конституционально-типологической и психотипологической предиспозиций у дошкольников с их сверстниками, относящимися к условной норме психического развития.
4. Объективизировать вероятностный негативный конституционально-типологический и психотипологический дрейф в конституционально-континуальном пространстве от диапазона психологической и психической нормы - акцентуации до диапазона аномальной психотипологической изменчивости у детей дошкольного возраста.
Методологическую и теоретическую основы исследования составили концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом раз¬витии, психическом как процессе (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, К.К. Платонов, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Б.М. Теплов, Р.Л.Кричевский); представления об индивидуальных поведенческих сте¬реотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституцио¬нальных психических особенностей (Б.С. Братусь, В.Н. Дружинин, Е.А.Климов, В.В. Белоусов, В.П. Зинченко); концепция системного подхода в психологии (Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, В. А. Пономаренко); континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е. Личко, К.Леонгард, Г.К. Ушаков, Ю.В. Попов); концепция о пограничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конституционально¬континуального пространства (И.В. Боев, О.А. Ахвердова); концепция аномальной личностной изменчивости органического происхождения
6
(Н.Н.Волоскова); учение о конституции и иерархических уровнях человеческой индивидуальности (В.П. Казначеев, В. Д. Небылицин, Б.А.Никитюк, B.C. Мерлин, В.М. Русалов).
1. Предлагаемый комплекс методик заключает в себе возможности психологической экспресс-диагностики для раннего выявления признаков конституционально-типологической недостаточности ВНД и/или психотипологической предиспозиции органического происхождения у дошкольников, что обосновывает необходимость проведения своевременной специализированной психологической помощи.
2. Выявлены внешние условия, феноменологические признаки и экспериментально-психологические характеристики дошкольников, отражающие формирование конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции органического генеза у детей:
- дизонтогенез внутриутробного развития;
- искаженное онтогенетическое развитие: ускоренное или задержанное;
- прогностически неблагоприятное взаимосочетание речевых нарушений, структуры темперамента и проявлений тревожности;
- дезадаптивное поведение по комплексным психологическим показателям активности, адаптивности, интенсивности, настроения, ритмичности, приближения или контактности с окружающими;
- девиантный стереотип поведения с соответствующими психологическими переживаниями в дошкольном возрасте.
3. Степень функциональной утраты находится в прямо пропорциональной зависимости от выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции дошкольника:
- дети, имеющие в анамнезе незначительные вредности (легкие токсикозы беременности матери, частые соматические заболевания в первые три года жизни), достоверно отличаются от детей диапазона психологической нормы по трем аномально измененным показателям темперамента: ритмичности,
144
порогу чувствительности, незначительным снижением концентрации внимания;
- дети, в анамнезе которых присутствуют родовые травмы, асфиксия, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, вялотекущая неврологическая микросимптоматика, характеризуются вариантами патологии речи органического происхождения и отличаются от сверстников диапазона нормы по пяти и более характеристикам темперамента: ритмичности, снижению порога чувствительности к раздражителям умеренной силы, снижению концентрации внимания и адаптивности, повышению числа отрицательных реакций при появлении нового раздражителя, затрудненной контактности с окружающими, психологической уязвимостью.
4. Индивидуальное взаимосочетание показателей темперамента в пределах допустимой экспериментальной нормы у дошкольников в виде ритмичности, адаптивности, приближения, порога чувствительности, отражают устойчивость и стабильность конституциональных механизмов адаптации и компенсации. Если же показатели темперамента активности, интенсивности, отвлекаемости и концентрации внимания отклоняются от допустимых средневозрастных экспериментальных норм, то правомерно прогнозировать формирование негативного дрейфа к диапазону аномальной психотипологической изменчивости за счет слабости конституциональных механизмов защиты.
5. Отклонения показателей свойств темперамента от средневозрастной экспериментальной нормы больше, чем на два и более показателей (активности, адаптивности, приближения, интенсивности, настроения, ритмичности) достоверно является косвенным признаком сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции органического происхождения.
1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г.И. Турнера. Л., 1962.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
3. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. - Л.: ЛГУ.,1945.-215с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ,1968. - 339 с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.
6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.- М.: Медицина, 1968. - 287 с.
7. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., Медгиз., 1975.-320с.
8. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека.// Соотношение биологического и социального в человеке. - М., 1975. - 301 с.
9. Ахвердова О.А., Боев И.В., Коваленко А.П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 1997. - 50с.
10. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учебное пособие. - Ставрополь,2000. - 273 с.
11. Ахвердова О. А. Личностно-характерологический континуум современного подростка: Автореф. дис. д-ра психол. наук. - М., 1998. - 43 с.
12. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М., 1975.
147
13. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка // Методологические акспекты науке о мозге. М., 1983.
14. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.
15. Банщиков В.М., Новинский Г.Д., Эфендиев О.М. О темпераменте человека. - М.,1973.-280с.
16. Белоус В.В. Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов темперамента. - В: Типологические исследования по психологии личности. - М.: Медгиз, 1971. - 35-59 с.
17. Белоус В.В., Боязитов И.В. Место и роль темперамента в структуре интегральной индивидуальности // Психол. Журн. - 1989. - т.10, № 4. - 87-93 с.
18. Белоус В.В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента: Автореф. докт. Дис., - М., 1982. - 32 с.
19. Белоус В.В. Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов темперамента // Типологические исследования по психологии личности. - 1999.
20. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфологической индивидуальности. - Пятигорск, 2000. - 134 с.
21. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики: Монография/ Под ред. Л.И. Беляковой. - М., 1992. -148с.
22. Бехтерев В.М. Объективная психология. - М.: Наука, 1991г.
23. Бирюков С.Д. Психогенетическое исследование пластичности как
черты темперамента.// Психол. журн., т. 13 вып. 5, 1988, 64-71 с.
24. Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учебное пособие. - Ставрополь,2001.-382 с.
148
25. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. - Ставрополь, 1999. - 362с.
26. Боев И.В., Золотарев С.В. Психофизиологическая диагностика и дифференциальная диагностика конституционально-типологического личностного континуума подростков. - Ставрополь, 1999. - 57 с.
27. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.
28. Буторина Н.Е. Особенности нарушения психофизического развития детей от больных шизофренией родителей. Автореф. докт. дис. М., 1979.
29. Василенко Л.Д. О взаимодействии ортогональных симптомокомплексов при характеристики типа темперамента. // Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь, 1970. - 233-243 с.
30. Василенко И.Г. Особенности словесного мышления у взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990г.
31. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: Дис... канд. пед. наук. - М., 1996
32. Волоскова Н.Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 120с.
33. Волоскова Н.Н. Варианты аномальной конституционально-типологической изменчивости личности, детерминированной органической недостаточностью мозга, у современных подростков (психодиагностика, психокоррекционные технологии): Дис. д-ра психол. наук. - Ставрополь, 2001.
34. Вундт Основы физиологической психологии, 1880. Цит. по сбор. Текстов по общей психологии. М.: 1998.
35. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН, 1960. - 92 с.
149
36. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Просвещение, 1999.- 350 с.
37. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008 с.
38. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 656 с.
39. Вяткин Б.А. Управление психологическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М., 1981.
40. Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. - М.: Медицина,
1964. - 291с.
41. Геодакян В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации. // Проблемы передачи информации. - М.,1965. - т.1. - 105¬112 с.
42. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека. В кн.: Человек в системе наук. - М.: Наука,1989. - 171-189 с.
43. Гиляровский В.А. Психиатрия. М., 1954.
44. Гиндикин В.Я. Клиникостатистические материалы к сравнительной характеристике психопатий и психопатоподобных состояний шизофренического и органического генеза: Автореф. дис... д-ра мед. Наук. - М., 1973. - 44 с.
45. Гиппократ. Избранные труды. М.: 1936. Перевод с греческого проф. Руднева В.И. 736 с.
46. Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям.//Психологический журнал, 1995.-Вып. 16, №1.-64-74 с.
47. Гройсман А.Л. Медицинская психологи: Лекции для врачей - слушателей курсов последипломного образования. - М.: Издательство Магистр, 1998. - 360 с.
48. Гуго Глязер. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. М., 1956.
49. Гуревич К.М. Генезис индивидуально-психологических различий и их
150
классификация // Гуманизация образования. - 1995. - №1. -76-86 с.
50. Гуревич М.О. Психиатрия. М., 1949.
51. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. - М.: Медицина, 1980. - 272 с.
52. Давыдова А.Н. Опыт монографического изучения детей с чертами разных типов нервной системы «Известие АПК РСФСР» №52. 1954.
53. Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями. // Психологический журнал,1994. - Вып.15, №2. - 165-170с.
54. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966.
55. Жукова П.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973, 1998.
56. Журба Л.Г., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.
57. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.
58. Иванов-Смоленский А.Г. Об изучении типов высшей нервной деятельности животных и человека. Журнал ВНД., т.3., вып. 1., 1953.
59. Ильина А.И. Некоторые особенности проявления общительности у школьников в зависимости от подвижности нервных процессов // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М., 1956.