Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние психотипологических, гендерных и конституциональных-континуальных особенностей личности студентов на представления о нравственности человека

Работа №7033

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы177стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
688
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Проблема изучения конституционально-континуального пространства личности в современной
психологии 11
1.1. Конституционально-биологические основы развития личности 11
1.2. Изучение конституционально-типологической аномальной личностной
изменчивости в отечественной и зарубежной психологии
.16
1.2.1. Определение границ психической и психологической нормы и патологии
1.2.2. Конституционально-континуальная концепция личностной изменчивости
1.3. Конституционально-типологическая характеристика основных психотипов в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности (ПАЛ).26
ГЛАВА 2. Психолого-философский аспект изучения нравственности 34
2.1. Анализ философских концепций нравственности 34
2.2. Изучение проблемы нравственности в зарубежной психологии 46
2.3. Изучение проблемы нравственности в отечественной психологии 60
2.3.1. Основные подходы к исследованию нравственности 60
2.3.2. Развитие нравственной сферы личности 72
2.4. Роль экспериментальной психосемантики в изучении представлений о нравственном человеке 76
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование представлений о нравственном человеке у студентов с различными психотипологическими, гендерными и конституционально-континуальными особенностями личности
78
3.1. Организация и методы исследования 78
3.2. Исследование влияния психотипологических особенностей личности испытуемых на представления о нравственном человеке 88
3.2.1. Факторный анализ результатов выборки шизоидного психотипа
личности
.... 88
3.2.2. Факторный анализ результатов выборки циклоидного психотипа
личности
92
3.2.3. Факторный анализ результатов выборки эпилептоидного психотипа личности 95
3.2.4. Факторный анализ результатов выборки истероидного психотипа личности
... 99
3.2.5. Обсуждение результатов 103
3.3. Анализ результатов исследования гендерных различий в представлениях о нравственном человеке 111
3.3.1. Факторный анализ результатов мужской выборки испытуемых 111
3.3.2. Факторный анализ результатов женской выборки испытуемых 114
3.3.3. Обсуждение результатов 117
3.4. Исследование влияния на представления о нравственном человеке конституционально-континуальных особенностей личности испытуемых, принадлежащих к основным четырем
психотипам 119
3.4.1. Факторный анализ результатов выборки испытуемых шизоидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности
(ПАЛ) 122
3.4.2. Факторный анализ результатов выборки испытуемых циклоидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности
(ПАЛ) 127
3.4.3. Факторный анализ результатов выборки испытуемых эпилептоидного
психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности
(ПАЛ) 132
3.4.4. Факторный анализ результатов выборки испытуемых истероидного психотипа в континууме от акцентуантов до пограничной аномальной личности
(ПАЛ) 137
3.4.5. Обсуждение результатов 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
ЛИТЕРАТУРА 158
ПРИЛОЖЕНИЯ 173




Актуальность исследования. Проблема изучения нравственности как системы социальных требований, регулирующих поведение человека, а также как интегративного личностного образования, включающего в себя когнитивную, эмоционально-чувственную, волевую сферы, является одной из сложнейших и актуальных в большинстве современных психологических, педагогических и философских исследований (Апресян Р.Г, 1993; Корниенко
Н.А., 1997; Антилогова Л.Н., 1999; Дикевич Л.Л., 1999; Светлова Н.В., 2003 и
др.).
Одним из показателей зрелой, активной и самостоятельной личности является ее устойчивая нравственная позиция, отражающаяся в индивидуальном нравственном самосознании (Столин В.В., 1983; Братусь Б.С., 1985; Якобсон С.Г., Морева Г.И., 1989; Чудновский В.Э., 1990; Кон И.С., 1999). Через формирование нравственной позиции человека, через становление системы личностных смыслов строится индивидуальное бытие и мировоззрение личности.
По мнению многих отечественных психологов (Выготский Л.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1985 и др.), системный анализ человеческого сознания требует изучения значения как единицы сознания. Система значений может быть организована в некие повествовательные структуры, вызывающие в сознании субъекта целостный контекст ассоциативных связей. Метод исследования данной проблемы «не может быть иным, чем метод семантического анализа смысловой стороны речи, метод изучения словесного значения» (Выготский Л.С., 1982).
В современном обществе на фоне полиморфно-нестабильных ценностных ориентаций формирование зрелой и высоконравственной личности, обладающей нравственным самосознанием, становится весьма затруднительным. Способность к адекватному решению нравственных задач, совершению нравственного выбора в современных российских условиях,
5

требует от современного человека значительных личностных ресурсов, включающих конституционально-психотипологические составляющие. Ответные психологические и поведенческие реакции человека на социальные требования выполнения нравственных норм зависят и от конституционально¬психотипологической предиспозиции, которая обусловливает целостный ответ личности как интегральной индивидуальности (Мерлин В.С., 1986; Белоус В.В., 1999; Боев И.В.; 2000, Волоскова Н.Н., 2002).
В связи с этим, следует считать актуальным исследование представлений о нравственном человеке, исходящее из концептуального подхода к конституционально обусловленной личностной изменчивости (Боев И.В., 1999; Ахвердова О.А., 2000), который подразумевает континуальную непрерывность распределения личностно-характерологических особенностей юношей и девушек в диапазоне от крайнего варианта психологической нормы - акцентуации - к пограничной аномальной личности (ПАЛ), занимающей промежуточное положение между психологической нормой и патологической психической конституцией (психопатиями). Правомерно предположить, что у лиц с признаками аномальной личностной изменчивости, под влиянием неблагоприятных факторов социальной среды легче и быстрее могут возникать деструктивные проявления нравственного сознания, отражающиеся на представлениях о нравственном человеке.
Исходя из этого, исследование представлений о нравственности, требует изучения не только социокультурных факторов, как источников формирования смысловой сферы личности, но и конституционально-типологических основ личности, гендерных особенностей, оказывающих влияние на обыденное сознание человека. Возникает проблема исследования: каким образом психотипологические, гендерные особенности личности обусловливают формирование представлений о нравственном человеке.
Цель исследования - построение семантических пространств, отражающих представления испытуемых о нравственном человеке, с
6

выделением базисных категорий этого пространства для анализа отношения субъектов к нравственному человеку.
Объект исследования - человек как целостное системное образование в условиях современного социума.
Предмет исследования - представления о нравственности как интегративном личностном образовании, зависящем от психотипологических, гендерных особенностей респондентов.
Теоретическая гипотеза исследования основана на допущении представлений о нравственности в обыденном сознании, детерминированных социальными и/ или природными факторами.
Эмпирическая гипотеза исследования - при нахождении в одинаковых социальных условиях на представления о нравственном человеке оказывают влияние психотипологические и гендерные особенности испытуемых.
Задачи исследования:
1) Провести анализ теоретических основ по проблеме нравственности в отечественной и зарубежной психологии;
2) Сравнить категориальные структуры воспринимаемых личностных качеств как системообразующие факторы, отражающие особенности представлений о нравственном человеке, представить феноменологию стереотипа «нравственный человек»;
3) Разработать экспериментально-психологическую, дифференциально-семантическую модель, позволяющую проанализировать представления о нравственном человеке в обыденном сознании с учетом пола и структуры личностного психотипа;
4) Проследить особенности идентификации испытуемых с предложенными ролевыми позициями с целью определения области личностно значимой и психологически близкой для испытуемых.
Методологические и теоретические основы исследования составляют концепции отечественных психологов о сущности личности и ее психологической структуре, преемственности между биологическим и
7

социальным в психическом развитии, единстве сознания и деятельности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Петровский
А.В., Асмолов А.Г.); концепция системного подхода в психологии (Ломов Б.Ф., Шадриков В. Д.); континуально-генетическая концепция (Брушлинский А.В.); генетическая теория типов (Конрад К., Кречмер Э., Шелдон У., Лазурский
А. Ф.); учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (Личко А.Е., Леонгард К., Ушаков Г.К.); представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Белоус В.В., Братусь Б.С., Дружинин В.Н., Мерлин В.С., Слободчиков В.И.); концепция пограничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конституционально¬континуального пространства (Боев И.В., Ахвердова О. А.); идеи психосемантического подхода к изучению обыденного сознания (Артемьева Е.Ю., Лурия А.Р., Петренко В.Ф., Шмелев А.Г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Выявлено, что на представления о «нравственном человеке» существенное влияние оказывают психотипологические особенности личности респондентов:
- в обыденном сознании испытуемых четырех основных психотипов личности (шизоидного, циклоидного, эпилептоидного, истероидного) существует бинарное восприятие нравственности, которое отражено в противопоставлении обобщенного образа «нравственного человека», «высоконравственного мужчины», «высоконравственной женщины», как обладающих позитивными и общественно одобряемыми характеристиками, образу «безнравственного человека», «безнравственного мужчины» и «безнравственной женщины», отмеченных отрицательными характеристиками и негативным эмоциональным отношением испытуемых;
- для испытуемых каждого из четырех психотипов личности выделены базисные конструкты обыденного сознания, через которые происходит восприятие и оценка «нравственного человека»: шизоидный тип - «враждебность - доброжелательность»; циклоидный тип - «фальшь - искренность»; эпилептоидный тип - «жадность - щедрость»; истероидный тип - «эгоизм - альтруизм»; и общий конструкт для четырех психотипов личности - «Слабость Я и социальная нереализованность - сила Я и социальная реализованность»;
- выявлена высокая степень идентификации с образом «нравственного человека» у испытуемых с истероидным психотипом личности; в отличие от представителей эпилептоидного и шизоидного психотипа личности испытуемые истероидного и циклоидного психотипа личности в будущем
160

представляют себя как более нравственных, что говорит о возможности развития нравственного потенциала респондентов;
- в представлениях испытуемых четырех психотипов личности типичный представитель нашего общества характеризуется негативно: как безнравственный, враждебный или эгоистичный, жадный или фальшивый; подобное негативное восприятие характерно больше для представителей шизоидного и циклоидного психотипа личности;
- в представлениях испытуемых шизоидного и циклоидного психотипа личности наиболее социально успешным и обладающим силой «Я» является образ «высоконравственного мужчины»; эпилептоидного - обобщенный образ «нравственного человека»; истероидного - общественный идеал; представители шизоидного психотипа личности склонны воспринимать себя как слабых, социально нереализованных и неуспешных, в отличие от представителей других психотипов личности.
2. Установлены гендерные различия в восприятии «нравственного человека»:
- девушки при оценке образа «нравственного человека» выделяют, главным образом, эмоциональную составляющую нравственной сферы личности, нравственные чувства и характеризуют нравственного человека как эмоционально принимающего, отзывчивого, эмпатичного, искреннего;
- юноши при оценке образа «нравственного человека» основной акцент ставят на когнитивном и рациональном плане межличностных отношений и выделяют среди основных качеств нравственного человека ответственность, порядочность, честность, принципиальность, надежность;
- у девушек по сравнению с юношами выявлена большая степень идентификации с образом «нравственного человека», как в настоящем, так и в будущем времени;
- девушки склонны воспринимать образ «высоконравственного мужчины» как более социально реализованного, сильного, успешного в отличие от восприятия своего «Я», что, возможно, отражает существующий в обществе стереотип взаимосвязи между мужской позицией и социальным успехом; и
161

юноши, и девушки склонны представлять себя в будущем как более социально успешных, нравственных и соответствующих общественному идеалу, что говорит об их адаптационном потенциале.
3. Обнаружено влияние на представление о «нравственном человеке» конституционально-континуальных особенностей личности респондентов:
- представления о «нравственном человеке» у испытуемых четырех психотипов личности диапазона нормы - акцентуации характера более целостно и непротиворечиво по сравнению с представлениями испытуемых диапазона пограничной аномальной личности (ПАЛ);
- высокая идентификация с образом «нравственного человека» выявлена у представителей диапазона нормы - акцентуации характера циклоидного и шизоидного психотипа личности и у представителей диапазона ПАЛ эпилептоидного и истероидного психотипа личности;
- базисные конструкты обыденного сознания, через которые происходит восприятие «нравственного человека» у представителей диапазона ПАЛ шизоидного, эпилептоидного и циклоидного психотипов личности отличаются особой аффективностью и малой дифферециацией - «опасность
- безопасность в отношениях», «враждебность - доброжелательность»;
- в представлениях испытуемых четырех психотипов личности диапазона нормы - акцентуации характера образ «нравственного человека» тесно связан с представлениями о социальной успешности, реализованности и силе, представлениях испытуемых диапазона ПАЛ успешным и сильным может быть как нравственный, так и безнравственный человек.



1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 38 - 45.
2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. № 4. С. 39-55.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: «Мысль», 1991. - 299 с.
162

4. Адлер А.О. О нервическом характере. СПб. - М.: «Университетская книга»,
1997. - 382 с.
5. Айке Д. Сверх-Я: инстанция, задающая направение нашим поступкам // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 520-532.
6. Айрапетянц М.Г., Вейн А.М. Неврозы в эксперименте и клинике. М.: «Наука», 1982.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 Т. М., 1980. - 512 с.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001.- 272 с.
9. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997. - 239 с.
10. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.,1985.
11. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека / В кн. Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. - С. 301.
12. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999. - 434 с.
13. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Кольберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 3.
14. Апресян Р.Г. Идея морали. М.: «Мысль», 1985.
15. Аристотель Никомахова этика//Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1984. Т. 4.С.54-77
16. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977. С. 30-59.
17. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980. - 128 с.
18. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. / Под ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.
19. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: «Мысль»,
1976.
20. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. - 104 с.
163

21. Асмолов А.Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоритические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой М.,
1977. С. 143-163.
22. Ахвердова О.А., Боев И.В., Коваленко А.П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков: учебно-методическое пособие. Ставрополь, 1997. - 50 с.
23. Ахвердова О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. - 43 с.
24. Ахвердова О. А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков. // Монография. М., 1998. - 154 с.
25. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 274 с.
26. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
27. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 - 1985. М., 1986.
28. Белашева И.В. Личностно - типологические конституциональные особенности подростков // Тезисы научных работ. Окружающая среда и человек. Ставрополь, 1996. С. 18 -19.
29. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.,
1998.
30. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
31. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: «Канон», 1994.
32. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. С.310.
33. Богданов Е.Н. Воспитание нравственных чувств старших подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, М., 1983. - 20 с.
34. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Ставрополь: изд-во СГУ,
1998. - 362 с.
164

35. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
36. Борисова Е.М., Валеев Р.Ф. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 76-81.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ