ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития креативного мышления учащихся 10
1.1. Сущность понятий «креативность» и «творчество» 10
1.2. Особенности развития креативности учащихся
общеобразовательных школ 17
1.3. Особенности диагностики сформированности
креативного мышления учащихся 26
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Практические рекомендации по развитию креативного мышления школьников на уроках математике в старших классах .... 37
2.1. Комплекс математических заданий на развитие
креативного мышления старшеклассников 37
2.2. Методические особенности использования
математических заданий на развитие креативного мышления учащихся в школьной практике 53
2.3. Ход и результаты педагогического эксперимента 62
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список используемой литературы
Глава 1. Теоретические основы развития креативного мышления учащихся 10
1.1. Сущность понятий «креативность» и «творчество» 10
1.2. Особенности развития креативности учащихся
общеобразовательных школ 17
1.3. Особенности диагностики сформированности
креативного мышления учащихся 26
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Практические рекомендации по развитию креативного мышления школьников на уроках математике в старших классах .... 37
2.1. Комплекс математических заданий на развитие
креативного мышления старшеклассников 37
2.2. Методические особенности использования
математических заданий на развитие креативного мышления учащихся в школьной практике 53
2.3. Ход и результаты педагогического эксперимента 62
Выводы по главе 2 67
Заключение 68
Список используемой литературы
Актуальность. Мышление является высшей ступенью человеческого познания. В свою очередь, креативное мышление представляет собой новый тип мышления, который относится к одной из разновидности творческого мышления.
В современных условиях развития социума к выпускникам школ предъявляют высокие требования: приспособление к различным условиям среды, принятие смелых и оригинальных решений для решения той или иной проблемы, умение формулировать новые идеи и т.п. Всё это указывает на то, что современный старшеклассник должен креативно мыслить, творчески реагировать в неопределённой ситуации. Проблема организации творческой деятельности учащихся, формирование её основных элементов, поиск и создание методического обеспечения данного процесса на сегодняшний день является одной из актуальных и современных проблем в педагогической науке. Кроме того, в большинстве детей с раннего детства заложена предрасположенность к творчеству, однако не каждый со временем сохраняет потребность и интерес к созиданию своих идей. Поэтому современная система образования ставит перед собой задачу сохранить, приумножить интерес к познанию и закрепить его знаниям об окружающем мире с помощью уже известного человеческого опыта, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования от 17.05.2012 г. указано, что образование должно быть направлено на становление креативной и критически мыслящей личности, активно и целенаправленно познающей мир («портрет выпускника»). Согласно ФГОС, старшеклассник - это учащийся, «мотивированный на творчество и инновационную деятельность» [39]. Однако, как показывает практика, не каждый учитель предприимчив, креативен и готов к разным рискам в своей деятельности. Считается, что важнейшую задачу современной инновационно мыслящий современный учитель, так как именно он в большей степени обладает наиболее существенной и необходимой характеристикой - креативность.
Современный учитель - учитель, педагогическая деятельность которого отличается высокой социальной значимостью и неповторимостью сформированности индивидуально своеобразной личности ученика, отсутствием стандарта и шаблона во взаимодействии учителя и ученика, решении творческих задач, в содержании, методах и формах обучения[33].
Креативность - значимое условие педагогической деятельности, объективная профессиональная необходимость учительского труда.
Анализ исследований теоретических основ рассматриваемой проблемы показывает, что под креативностью или креативным мышлением понимается способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклонятся от традиционных схем решения.
Изучением креативности занималось множество учёных, как отечественных (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Л.К. Веретенникова и др.), так и зарубежных (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Р. Стернберг, А. Маслоу и др.). Но, не смотря на многообразие исследований креативности человека, само понятие «креативность» в полной мере не изучено, недостаточно точно представлено в словарях и не имеет однозначной научной интерпретации. Этот факт усложняет изучение данной темы и является проблемой.
Ещё одной проблемой является употребление слов «креативность» и «творчество» как синонимы. Однако, при обращении к словарям, можно увидеть, что термины характеризуются как разные, хотя и тесно между собой связаны. Важность понимания теоретического обоснования понятий «креативность» и «творчество» позволяет современному учителю эффективно использовать в своей практической деятельности основные направления в создании новизны: неповторимости, оригинальности, уникальности результата образовательного процесса [38].
Изучив теоретические источники и опыт практической деятельности учителей, излагающих способы развития креативного мышления, мы выяснили, что учителю потребуется:
• формировать креативную образовательную среду,
представляющую возможность каждому учащемуся развивать творческий потенциал, самопознание и саморазвитие;
• учитывать интересы и склонности каждого учащегося;
• мотивировать учащихся и обеспечивать их самомотивацию;
• учитывать возрастные особенности ребят;
• организовывать безопасное творческое пространство;
• развивать собственную креативность;
• обеспечивать технологическую составляющую (технологии, методы, приёмы, средства, формы осуществления разрешения поставленных задач).
На сегодняшний день так же имеются разногласия между исследователями в вопросе: какой возрастной период более благоприятен для развития креативности. Однако, опираясь на теоретические работы Л. И. Божович, В. В. Давыдова, Н. С. Лейтеса, Е. А. Шумилина и др. и экспериментальные исследования Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Дж. Рензулли, Р. Стернберга и др., мы видим, что одним из благоприятных возрастных периодов развития креативности считается старший школьный возраст. Мышление в этом возрасте приобретает абстрактный характер, наглядно-образный тип мышления сменяется теоретическим, начинает формироваться способность к дивергентному мышлению, что и является основой креативности. Воображение в старшем подростковом возрасте становится частью его субъективного внутреннего мира. Подростку легче оперировать действиями воображения, устанавливать новые связи между объектами, переосмысливать события и явления реальной действительности [21].
Необходимой основой для развития креативности является эмоциональная сфера. Так, подростки отличаются повышенной эмоциональностью, проявляющейся не только во взаимоотношениях со сверстниками, но и по отношению к учебной и другим видам деятельности, в частности, к творческой [21].
Остаётся открытым вопрос: зависит ли креативное мышление от интеллектуальных способностей учащегося? Так, по мнению Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др., высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень креативности и наоборот. Иную точку зрения имеют исследователи Д. Гилфорд, К. Тейлор, Э.Торренс, Г. Трубер и др., которые утверждают, что креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта[19].
Мы будем придерживаться второй точки зрения и считать, что креативность не зависит от интеллекта человека, что даёт возможность работать с учащимися разного интеллектуального развития.
Проблема креативности далека от разрешения, однако учителя (как одни из представителей способных развивать в личности творческие способности) при помощи опыта исследователей, занимающихся данной темой, и собственных методов, основанных, чаще всего, на методе «проб и ошибок», разрабатывают самостоятельно собственные комплексы заданий, способствующих развитию креативности учащихся.
Изучение проблемы привело нас к необходимости разработки комплекса математических заданий и упражнений по развитию креативного мышления на старшей ступени школьного образования.
Цель исследования: разработать и экспериментальным путём проверить комплекс математических заданий, направленных на развитие креативного мышления школьников в старших классах.
Объект исследования: процесс развития креативного мышления у школьников на уроках математики в старших классах.
Предмет исследования: комплекс заданий и упражнений по развитию креативного мышления на уроках математики в старших классах.
Гипотеза исследования: систематическое использование заданий и упражнений на уроках математики, требующих от учащихся нестандартных подходов к решению, поиск новых приёмов решения, а также воображения, фантазии, дивергентного мышления, способствует развитию креативности (креативного мышления) старшеклассников.
Задачи исследования:
1. На основе психологической, педагогической и философской, научной и методической литературы раскрыть понятие «креативность», и произвести дефиницию понятий «креативность» и «творчество».
2. Рассмотреть подходы, приёмы, средства, способы, аспекты, способствующие развитию креативности учащихся.
3. Выявить особенности методик, диагностирующих уровень сформированности креативного мышления.
4. Разработать комплекс математических заданий и упражнений, направленный на развитие креативного мышления учащихся в старших классах.
5. Экспериментальным путём выяснить эффективность
разработанного комплекса.
Методологической основой исследования послужили:
Психологические основы развития учащихся (Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, А. Маслоу и др.); теоретические основы особенностей развития математического мышления (О.А. Акачутина, И.С. Кон, Б.Б. Косова, И.С. Якиманская и др.); теоретические основы организации процесса обучения на уроках математики (Н.Л. Стефанова, А.А. Темербекова, В.В. Козлов и др.); теоретические основы развития креативности старшеклассников (Д.Б. Богоявленская, Т.И. Грицай и др).
Основные методы исследования:
1. Теоретический - анализ психологической, педагогической и философской, научной и методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирический - проведение педагогического эксперимента.
3. Экспертная оценка - анализ педагогического опыта учителей математики.
4. Математический - вторичная статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Теоретическая значимость: уточнение понятия «креативность» и его соотнесение с понятием «творчество», выделение основных методов, приёмов, способов развития креативности и её диагностики.
Практическая значимость: разработка комплекса математических заданий и упражнений для развития креативного мышления учащихся в старших классах. Полученные результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителями школ для развития креативности учащихся на уроках математики и других предметов.
Новизна исследования: впервые проблема развития креативности учащихся старших классов перенесена в предметную область «математика», считающуюся в высокой степени алгоритмизированной и малотворческой.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов проявляются в: методологической и теоретической обоснованности методов исследования, адекватных поставленным задачам, проведении педагогического эксперимента, положительных результатах экспериментальной работы и их вторичной статистической обработке.
Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась нами в личном опыте работы с учащимися 10 класса МАОУ СОШ №31 города Ишима в период второй четверти 2018-2019 учебного года, а также через участие в научно - практических конференциях:
1. Всероссийская научно-практическая конференция «Методика преподавания математических дисциплин: современные проблемы и тенденции развития» (г. Омск, 2018)
2. Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Студенты вузов - школе и производству» (г. Ишим, 2019)
Кроме того, основные результаты проведённого исследования были опубликованы в научно-методическом электронном журнале «Концепт», рекомендованном ВАК РФ (г. Москва, 2018)
Этапы исследования:
На этапе констатирующего эксперимента (1 семестр 2017-2018 учебного года) с целью выявления состояния исследуемой проблемы в теории и практике обучения проанализированы психолого-педагогические, научные, философские и учебно-методические исследования, опыт учителей математики, кандидатов педагогических наук и психологов. В результате были выявлены: проблема, цель, задачи, гипотеза, новизна и направления дальнейшего исследования.
В ходе поискового эксперимента (2 семестр 2017-2018 учебного года) осуществлялись: методический анализ учебного материала, изучение опыта работы учителей и исследователей занимающихся данной проблемой, изучение психолого - возрастных особенностей, учёт интересов учащихся, разработка собственного комплекса математических заданий и упражнений, требующий от учащихся проявления креативности, выбор наиболее творческих методов, форм и средств обучения.
На заключительном - обучающем и контрольном этапе (1-2 семестры 2018-2019 учебного года) проведена проверка эффективности разработанного комплекса математических заданий и упражнений направленного на развитие креативного мышления, сделаны выводы, оформлены результаты исследования.
Структура выпускной квалификационной работы определена логикой исследования и решением поставленных задач. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы (44 наименований). Общий объем работы составляет 75 страниц, включающих 24 рисунка и 11 таблиц.
В современных условиях развития социума к выпускникам школ предъявляют высокие требования: приспособление к различным условиям среды, принятие смелых и оригинальных решений для решения той или иной проблемы, умение формулировать новые идеи и т.п. Всё это указывает на то, что современный старшеклассник должен креативно мыслить, творчески реагировать в неопределённой ситуации. Проблема организации творческой деятельности учащихся, формирование её основных элементов, поиск и создание методического обеспечения данного процесса на сегодняшний день является одной из актуальных и современных проблем в педагогической науке. Кроме того, в большинстве детей с раннего детства заложена предрасположенность к творчеству, однако не каждый со временем сохраняет потребность и интерес к созиданию своих идей. Поэтому современная система образования ставит перед собой задачу сохранить, приумножить интерес к познанию и закрепить его знаниям об окружающем мире с помощью уже известного человеческого опыта, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования от 17.05.2012 г. указано, что образование должно быть направлено на становление креативной и критически мыслящей личности, активно и целенаправленно познающей мир («портрет выпускника»). Согласно ФГОС, старшеклассник - это учащийся, «мотивированный на творчество и инновационную деятельность» [39]. Однако, как показывает практика, не каждый учитель предприимчив, креативен и готов к разным рискам в своей деятельности. Считается, что важнейшую задачу современной инновационно мыслящий современный учитель, так как именно он в большей степени обладает наиболее существенной и необходимой характеристикой - креативность.
Современный учитель - учитель, педагогическая деятельность которого отличается высокой социальной значимостью и неповторимостью сформированности индивидуально своеобразной личности ученика, отсутствием стандарта и шаблона во взаимодействии учителя и ученика, решении творческих задач, в содержании, методах и формах обучения[33].
Креативность - значимое условие педагогической деятельности, объективная профессиональная необходимость учительского труда.
Анализ исследований теоретических основ рассматриваемой проблемы показывает, что под креативностью или креативным мышлением понимается способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклонятся от традиционных схем решения.
Изучением креативности занималось множество учёных, как отечественных (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Л.К. Веретенникова и др.), так и зарубежных (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Р. Стернберг, А. Маслоу и др.). Но, не смотря на многообразие исследований креативности человека, само понятие «креативность» в полной мере не изучено, недостаточно точно представлено в словарях и не имеет однозначной научной интерпретации. Этот факт усложняет изучение данной темы и является проблемой.
Ещё одной проблемой является употребление слов «креативность» и «творчество» как синонимы. Однако, при обращении к словарям, можно увидеть, что термины характеризуются как разные, хотя и тесно между собой связаны. Важность понимания теоретического обоснования понятий «креативность» и «творчество» позволяет современному учителю эффективно использовать в своей практической деятельности основные направления в создании новизны: неповторимости, оригинальности, уникальности результата образовательного процесса [38].
Изучив теоретические источники и опыт практической деятельности учителей, излагающих способы развития креативного мышления, мы выяснили, что учителю потребуется:
• формировать креативную образовательную среду,
представляющую возможность каждому учащемуся развивать творческий потенциал, самопознание и саморазвитие;
• учитывать интересы и склонности каждого учащегося;
• мотивировать учащихся и обеспечивать их самомотивацию;
• учитывать возрастные особенности ребят;
• организовывать безопасное творческое пространство;
• развивать собственную креативность;
• обеспечивать технологическую составляющую (технологии, методы, приёмы, средства, формы осуществления разрешения поставленных задач).
На сегодняшний день так же имеются разногласия между исследователями в вопросе: какой возрастной период более благоприятен для развития креативности. Однако, опираясь на теоретические работы Л. И. Божович, В. В. Давыдова, Н. С. Лейтеса, Е. А. Шумилина и др. и экспериментальные исследования Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Дж. Рензулли, Р. Стернберга и др., мы видим, что одним из благоприятных возрастных периодов развития креативности считается старший школьный возраст. Мышление в этом возрасте приобретает абстрактный характер, наглядно-образный тип мышления сменяется теоретическим, начинает формироваться способность к дивергентному мышлению, что и является основой креативности. Воображение в старшем подростковом возрасте становится частью его субъективного внутреннего мира. Подростку легче оперировать действиями воображения, устанавливать новые связи между объектами, переосмысливать события и явления реальной действительности [21].
Необходимой основой для развития креативности является эмоциональная сфера. Так, подростки отличаются повышенной эмоциональностью, проявляющейся не только во взаимоотношениях со сверстниками, но и по отношению к учебной и другим видам деятельности, в частности, к творческой [21].
Остаётся открытым вопрос: зависит ли креативное мышление от интеллектуальных способностей учащегося? Так, по мнению Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др., высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень креативности и наоборот. Иную точку зрения имеют исследователи Д. Гилфорд, К. Тейлор, Э.Торренс, Г. Трубер и др., которые утверждают, что креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта[19].
Мы будем придерживаться второй точки зрения и считать, что креативность не зависит от интеллекта человека, что даёт возможность работать с учащимися разного интеллектуального развития.
Проблема креативности далека от разрешения, однако учителя (как одни из представителей способных развивать в личности творческие способности) при помощи опыта исследователей, занимающихся данной темой, и собственных методов, основанных, чаще всего, на методе «проб и ошибок», разрабатывают самостоятельно собственные комплексы заданий, способствующих развитию креативности учащихся.
Изучение проблемы привело нас к необходимости разработки комплекса математических заданий и упражнений по развитию креативного мышления на старшей ступени школьного образования.
Цель исследования: разработать и экспериментальным путём проверить комплекс математических заданий, направленных на развитие креативного мышления школьников в старших классах.
Объект исследования: процесс развития креативного мышления у школьников на уроках математики в старших классах.
Предмет исследования: комплекс заданий и упражнений по развитию креативного мышления на уроках математики в старших классах.
Гипотеза исследования: систематическое использование заданий и упражнений на уроках математики, требующих от учащихся нестандартных подходов к решению, поиск новых приёмов решения, а также воображения, фантазии, дивергентного мышления, способствует развитию креативности (креативного мышления) старшеклассников.
Задачи исследования:
1. На основе психологической, педагогической и философской, научной и методической литературы раскрыть понятие «креативность», и произвести дефиницию понятий «креативность» и «творчество».
2. Рассмотреть подходы, приёмы, средства, способы, аспекты, способствующие развитию креативности учащихся.
3. Выявить особенности методик, диагностирующих уровень сформированности креативного мышления.
4. Разработать комплекс математических заданий и упражнений, направленный на развитие креативного мышления учащихся в старших классах.
5. Экспериментальным путём выяснить эффективность
разработанного комплекса.
Методологической основой исследования послужили:
Психологические основы развития учащихся (Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, А. Маслоу и др.); теоретические основы особенностей развития математического мышления (О.А. Акачутина, И.С. Кон, Б.Б. Косова, И.С. Якиманская и др.); теоретические основы организации процесса обучения на уроках математики (Н.Л. Стефанова, А.А. Темербекова, В.В. Козлов и др.); теоретические основы развития креативности старшеклассников (Д.Б. Богоявленская, Т.И. Грицай и др).
Основные методы исследования:
1. Теоретический - анализ психологической, педагогической и философской, научной и методической литературы по теме исследования.
2. Эмпирический - проведение педагогического эксперимента.
3. Экспертная оценка - анализ педагогического опыта учителей математики.
4. Математический - вторичная статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Теоретическая значимость: уточнение понятия «креативность» и его соотнесение с понятием «творчество», выделение основных методов, приёмов, способов развития креативности и её диагностики.
Практическая значимость: разработка комплекса математических заданий и упражнений для развития креативного мышления учащихся в старших классах. Полученные результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителями школ для развития креативности учащихся на уроках математики и других предметов.
Новизна исследования: впервые проблема развития креативности учащихся старших классов перенесена в предметную область «математика», считающуюся в высокой степени алгоритмизированной и малотворческой.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов проявляются в: методологической и теоретической обоснованности методов исследования, адекватных поставленным задачам, проведении педагогического эксперимента, положительных результатах экспериментальной работы и их вторичной статистической обработке.
Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась нами в личном опыте работы с учащимися 10 класса МАОУ СОШ №31 города Ишима в период второй четверти 2018-2019 учебного года, а также через участие в научно - практических конференциях:
1. Всероссийская научно-практическая конференция «Методика преподавания математических дисциплин: современные проблемы и тенденции развития» (г. Омск, 2018)
2. Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Студенты вузов - школе и производству» (г. Ишим, 2019)
Кроме того, основные результаты проведённого исследования были опубликованы в научно-методическом электронном журнале «Концепт», рекомендованном ВАК РФ (г. Москва, 2018)
Этапы исследования:
На этапе констатирующего эксперимента (1 семестр 2017-2018 учебного года) с целью выявления состояния исследуемой проблемы в теории и практике обучения проанализированы психолого-педагогические, научные, философские и учебно-методические исследования, опыт учителей математики, кандидатов педагогических наук и психологов. В результате были выявлены: проблема, цель, задачи, гипотеза, новизна и направления дальнейшего исследования.
В ходе поискового эксперимента (2 семестр 2017-2018 учебного года) осуществлялись: методический анализ учебного материала, изучение опыта работы учителей и исследователей занимающихся данной проблемой, изучение психолого - возрастных особенностей, учёт интересов учащихся, разработка собственного комплекса математических заданий и упражнений, требующий от учащихся проявления креативности, выбор наиболее творческих методов, форм и средств обучения.
На заключительном - обучающем и контрольном этапе (1-2 семестры 2018-2019 учебного года) проведена проверка эффективности разработанного комплекса математических заданий и упражнений направленного на развитие креативного мышления, сделаны выводы, оформлены результаты исследования.
Структура выпускной квалификационной работы определена логикой исследования и решением поставленных задач. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы (44 наименований). Общий объем работы составляет 75 страниц, включающих 24 рисунка и 11 таблиц.
Развитие креативного мышления учащихся является актуальной проблемой в современном мире, так как обществу нужна личность: мобильная, творческая, креативная, способная быстро меняться в социальной среде. Однако, как показывает анализ исследований и проведённый эксперимент, уровень креативности учащихся не превышает среднего.
Несмотря на множество исследований при изучении темы мы столкнулись со следующими сложностями: отсутствие единого представления понятия креативности; отождествление креативности с творчеством; противоречивые черты характера креативной личности у разных исследователей; неоднозначные пики в развитии креативности в разные возрастные периоды; отсутствие методической копилки; множество различных методик, диагностирующих уровень креативности, не являющиеся совершенными. Все это привело нас к идее создания собственного комплекса математических заданий и упражнений для старших классов, который был внедрён в учебный процесс 10 класса МАОУ СОШ №31 города Ишима.
Под креативностью учащихся мы понимаем способность, которая порождает новые, оригинальные и уникальные способы (идеи, приёмы, подходы) для решения учебных проблем в учебных ситуациях.
При проведении исследовательской работы нами были реализованы следующие принципы:
1) положительная поддержка абсолютно всех мыслей и решений учащихся;
2) рассматривание своих ошибок и ошибок учащихся как
возможного варианта для решения имеющейся проблемы;
3) неограничивание учащихся в их высказываниях и действиях по поводу решения учебной задачи и т.д. (п.2.2).
Для заданий, направленных на развитие креативного мышления, представлены два разных характера: временной и оценочный. Мы также считаем, что нельзя оценивать математическую работу по критерию креативности, иначе оценка учителя становится субъективной. Такую возможность можно предоставить товарищам по учёбе при проведении урока, на котором класс будет разбит на группы. Однако такая форма урока не должна применятся часто и только после целенаправленной комплексной работы по развитию креативности.
Для проверки уровня креативности экспериментальной группы была выбрана методика «Тест С. Медника», так как она не имеет временных ограничений, в ней испытуемый может предлагать множество ответов, при инструктаже наводятся положительные, яркие эмоции, мотивированность к творчеству.
После внедрения нашего комплекса математических заданий и упражнений на развитие креативного мышления был проведён сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов. Данный анализ подтвердил высказанную нами гипотезу о том, что систематическое использование заданий и упражнений на уроках математики, требующих от учащихся нестандартных подходов к решению, поиска новых приёмов решения, а также воображения, фантазии, дивергентного мышления, способствует развитию креативности (креативного мышления) учащихся.
Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, задачи решены и гипотеза подтверждена экспериментально.
Несмотря на множество исследований при изучении темы мы столкнулись со следующими сложностями: отсутствие единого представления понятия креативности; отождествление креативности с творчеством; противоречивые черты характера креативной личности у разных исследователей; неоднозначные пики в развитии креативности в разные возрастные периоды; отсутствие методической копилки; множество различных методик, диагностирующих уровень креативности, не являющиеся совершенными. Все это привело нас к идее создания собственного комплекса математических заданий и упражнений для старших классов, который был внедрён в учебный процесс 10 класса МАОУ СОШ №31 города Ишима.
Под креативностью учащихся мы понимаем способность, которая порождает новые, оригинальные и уникальные способы (идеи, приёмы, подходы) для решения учебных проблем в учебных ситуациях.
При проведении исследовательской работы нами были реализованы следующие принципы:
1) положительная поддержка абсолютно всех мыслей и решений учащихся;
2) рассматривание своих ошибок и ошибок учащихся как
возможного варианта для решения имеющейся проблемы;
3) неограничивание учащихся в их высказываниях и действиях по поводу решения учебной задачи и т.д. (п.2.2).
Для заданий, направленных на развитие креативного мышления, представлены два разных характера: временной и оценочный. Мы также считаем, что нельзя оценивать математическую работу по критерию креативности, иначе оценка учителя становится субъективной. Такую возможность можно предоставить товарищам по учёбе при проведении урока, на котором класс будет разбит на группы. Однако такая форма урока не должна применятся часто и только после целенаправленной комплексной работы по развитию креативности.
Для проверки уровня креативности экспериментальной группы была выбрана методика «Тест С. Медника», так как она не имеет временных ограничений, в ней испытуемый может предлагать множество ответов, при инструктаже наводятся положительные, яркие эмоции, мотивированность к творчеству.
После внедрения нашего комплекса математических заданий и упражнений на развитие креативного мышления был проведён сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов. Данный анализ подтвердил высказанную нами гипотезу о том, что систематическое использование заданий и упражнений на уроках математики, требующих от учащихся нестандартных подходов к решению, поиска новых приёмов решения, а также воображения, фантазии, дивергентного мышления, способствует развитию креативности (креативного мышления) учащихся.
Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, задачи решены и гипотеза подтверждена экспериментально.
Подобные работы
- Развитие когнитивных компонент мышления
старшеклассников на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2020 - Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей на уроках литературы (Шадринский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Развитие дивергентного мышления младших школьников на уроках технологии
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - Социально - педагогические технологии развития критического мышления в современной школе
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА» В
ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



