ОБРАЗ ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОПТИМИЗМА
|
Введение 3
1 Теоретический анализ категорий «образ времени» и «оптимизм» 7
1.1 Время как психологическая категория 7
1.2 Образ времени и временная перспектива 14
1.3 Оптимизм в контексте исследований образа времени и временной
перспективы 26
2. Исследование образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма. 38
2.1 Методологическая база исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация результатов 42
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение А 71
Приложение Б 74
Приложение В 77
Приложение Г 78
Приложение Д 80
Приложение Е 82
Приложение Ж
1 Теоретический анализ категорий «образ времени» и «оптимизм» 7
1.1 Время как психологическая категория 7
1.2 Образ времени и временная перспектива 14
1.3 Оптимизм в контексте исследований образа времени и временной
перспективы 26
2. Исследование образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма. 38
2.1 Методологическая база исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация результатов 42
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение А 71
Приложение Б 74
Приложение В 77
Приложение Г 78
Приложение Д 80
Приложение Е 82
Приложение Ж
Проблема времени является одним из центральных вопросов философии, начиная с самых древних времен. Мыслителей интересовало то, существует ли время объективно или является только лишь иллюзией человеческого разума, имеет ли время собственное начало, или является производным от чего-либо. Так, на протяжении многих лет, время изучалось естественными науками и рассматривалось как форма существования бытия. Объектом исследования психологии время стало только с начала ХХ века и изучается как динамичная форма субъективного отражения окружающей действительности, на основе которого строится целостное отношение личности ко времени, как к части собственной жизни. Более того, время пронизывает практически все области психологии, поскольку формирование самой психики и, в частности, функционирования её компонентов происходит динамично, т. е. развивается во времени .
Однако, не смотря на тесную взаимосвязь времени со всеми компонентами жизни человека, исследований, связанных с изучением особенностей восприятия времени и отношения к нему, проводилось недостаточно. Причина этого заключается в том, что нет теоретического единства в подходе к проблеме, а также существует множество недостатков у инструментов для измерения: они либо сложны в анализе и интерпретации, либо не охватывают всех аспектов временной перспективы .
Образ времени субъективен и содержит целеполагание, связанное с ориентацией индивида на различные во времени цели. «Характерные для человека временные ориентации формируют определенный тип отношения к жизни, выражаясь в жизненных стратегиях» . Так, одни люди ориентируются на цели и достижения будущего, не замечая, что упускают «здесь и сейчас». Или же, наоборот, живя в настоящем, оказываются неготовыми к будущему, которое наступает неожиданно.
Такие временные децентрации можно считать, по сути, искажением восприятия времени. Однако в современном мире, с возрастанием темпов жизни, становится необходимой быстрая адаптация к переменам и более осмысленное отношение ко времени, что возможно достичь только после прекращения таких искажений. Таким образом, встает вопрос, о возможных причинах, лежащих в основе таких децентраций. Очевидно, это может быть связано с определенными внутриличностными характеристиками. Поэтому в данной работе было выдвинуто предположение о том, что такой характеристикой может быть уровень оптимизма, что в определении М. Селигмана является стилем объяснения неудач, как «... обусловленных внешними, временными и конкретными причинами, а успехов - как вызванных постоянными, универсальными и внутренними причинами».
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать образ времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Объект: образ времени.
Объект (эмпирический): студенты с разным уровнем оптимизма.
Предмет: образ времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Гипотеза данного исследования: существуют особенности образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть основные подходы к пониманию категории времени в психологии;
- провести теоретический анализ феноменов «образ времени» и
«временная перспектива» в психологии;
- проанализировать особенности высокого и низкого уровней
оптимизма в контексте образа времени и временной перспективы;
- подготовить и провести исследование образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Для достижения поставленной цели и решения выделенных задач использованы следующие методы исследования:
1. Общенаучные исследовательские методы:
- теоретический анализ психологической и философской литературы;
- сравнительно-аналитический метод.
2. Частные психологические методы:
1) Опросник временной перспективы личности Ф. Зимбардо (Zimbardo Time Perspective Inventory);
2) Семантический дифференциал времени;
3) Опросник оптимизма - ШОСТО (М. Селигман; русская адаптация Т.О. Гордеевой, В.Ю. Шевяховой);
4) Проективная рисуночная методика «циклический тест времени Коттла»;
5) Групповой ассоциативный эксперимент.
Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе проводится теоретический анализ категорий «образ времени» и «оптимизм». Вторая глава содержит описание и результаты исследования образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Апробация работы. Основные результаты обсуждались на научно-практических конференциях: VI Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук" (Владивосток, 2017 г.); VII Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук» (Владивосток, 2018 г.).
Результаты исследования представлены в научной статье:
Постникова Д.М. Особенности временой перспективы у студентов с разным уровнем оптимизма / Д.М. Постникова // VI Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук" - Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2017. - С. 180-186.
Однако, не смотря на тесную взаимосвязь времени со всеми компонентами жизни человека, исследований, связанных с изучением особенностей восприятия времени и отношения к нему, проводилось недостаточно. Причина этого заключается в том, что нет теоретического единства в подходе к проблеме, а также существует множество недостатков у инструментов для измерения: они либо сложны в анализе и интерпретации, либо не охватывают всех аспектов временной перспективы .
Образ времени субъективен и содержит целеполагание, связанное с ориентацией индивида на различные во времени цели. «Характерные для человека временные ориентации формируют определенный тип отношения к жизни, выражаясь в жизненных стратегиях» . Так, одни люди ориентируются на цели и достижения будущего, не замечая, что упускают «здесь и сейчас». Или же, наоборот, живя в настоящем, оказываются неготовыми к будущему, которое наступает неожиданно.
Такие временные децентрации можно считать, по сути, искажением восприятия времени. Однако в современном мире, с возрастанием темпов жизни, становится необходимой быстрая адаптация к переменам и более осмысленное отношение ко времени, что возможно достичь только после прекращения таких искажений. Таким образом, встает вопрос, о возможных причинах, лежащих в основе таких децентраций. Очевидно, это может быть связано с определенными внутриличностными характеристиками. Поэтому в данной работе было выдвинуто предположение о том, что такой характеристикой может быть уровень оптимизма, что в определении М. Селигмана является стилем объяснения неудач, как «... обусловленных внешними, временными и конкретными причинами, а успехов - как вызванных постоянными, универсальными и внутренними причинами».
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать образ времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Объект: образ времени.
Объект (эмпирический): студенты с разным уровнем оптимизма.
Предмет: образ времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Гипотеза данного исследования: существуют особенности образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть основные подходы к пониманию категории времени в психологии;
- провести теоретический анализ феноменов «образ времени» и
«временная перспектива» в психологии;
- проанализировать особенности высокого и низкого уровней
оптимизма в контексте образа времени и временной перспективы;
- подготовить и провести исследование образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Для достижения поставленной цели и решения выделенных задач использованы следующие методы исследования:
1. Общенаучные исследовательские методы:
- теоретический анализ психологической и философской литературы;
- сравнительно-аналитический метод.
2. Частные психологические методы:
1) Опросник временной перспективы личности Ф. Зимбардо (Zimbardo Time Perspective Inventory);
2) Семантический дифференциал времени;
3) Опросник оптимизма - ШОСТО (М. Селигман; русская адаптация Т.О. Гордеевой, В.Ю. Шевяховой);
4) Проективная рисуночная методика «циклический тест времени Коттла»;
5) Групповой ассоциативный эксперимент.
Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе проводится теоретический анализ категорий «образ времени» и «оптимизм». Вторая глава содержит описание и результаты исследования образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Апробация работы. Основные результаты обсуждались на научно-практических конференциях: VI Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук" (Владивосток, 2017 г.); VII Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук» (Владивосток, 2018 г.).
Результаты исследования представлены в научной статье:
Постникова Д.М. Особенности временой перспективы у студентов с разным уровнем оптимизма / Д.М. Постникова // VI Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук" - Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2017. - С. 180-186.
В соответствии с поставленными задачами, в данной работе были проанализированы основные подходы к пониманию категории времени в психологии, а так же проведен теоретический анализ феноменов «образ времени» и «временная перспектива» в психологии; проанализированы особенности высокого и низкого уровней оптимизма в контексте образа времени и временной перспективы.
В результате теоретического анализа литературы актуальность была подтверждена, была достигнута цель исследования и выполнены поставленные задачи. В целом, можно сказать, что «время» - это весьма сложный и противоречивый конструкт, понятие которого в психологии до сих пор не определено однозначно и существует множество подходов к его пониманию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество теорий исследования категории «время», и не создана еще единая концептуальная модель, раскрывающая соотношение биологического, психологического, социального и культурного времени.
В данной работе образ времени понимается как результат отражения субъектом физического времени, его протяженности, эмоциональной наполненности, линейности, и последовательности событий и явлений. Образ не является статичным образованием, а формируется в ходе развития человека и в дальнейшем способен видоизменяться, по мере накопления опыта. Существует множество и других факторов, помимо возраста, так или иначе влияющих на восприятие и отражение времени человеком. Проведено множество исследований, направленных на изучение взаимосвязи восприятия времени и различных внутриличностных характеристик, таких как: локус контроля, адаптационная готовность, уровень субъектности и др.
Однако, все еще недостаточно изученной является взаимосвязь образа времени и личностных особенностей, которая, тем не менее, может иметь высокую практическую значимость для деятельности психолога, что открывает перспективы для дальнейших исследований по данной тематике.
В современной зарубежной литературе на данном этапе сложилось два основных подхода к пониманию оптимизма. Наибольшую популярность в России получила теория объяснения оптимизма как атрибутивного стиля, разработанная М. Селигманом и К. Петерсоном, и менее популярная, но не менее разработанная теория диспозиционного оптимизма Ч. Карвера и М. Шейера. Эти подходы имеют достаточно общих положений и вполне являются непротиворечивыми, а напротив, дополняющими друг друга. Если М. Шейер и Ч. Карвер при определении данных понятий основное значение придают положительным или отрицательным ожиданиям, то М. Селигман смещает акцент на причины тех или иных ожиданий, которые, следует искать в особенностях атрибутивного стиля.
В соответствии с поставленной задачей было подготовлено и проведено исследование образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма. Исследование проводилось в ноябре 2017 г., выборку составили 54 студента, обучающихся в ДВФУ, которые были поделены на две группы по уровню оптимизма и условно названы «оптимисты» и «пессимисты».
Выдвинутая гипотеза о существовании особенностей образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма, подтвердилась частично: были установлены значимые различия у «оптимистов» и «пессимистов» по факторам негативное прошлое (u=220,5, р<0,01) и фаталистическое настоящее (u=158,5, р<0,01) на 1% уровне значимости. Следовательно, для «пессимистов» более характерно восприятие прошлого, как наполненного негативными или травматичными событиями, а также будущего, как независимого от человека и предопределенного, на что нельзя повлиять.
Для студентов с высоким уровнем оптимизма прошлое представляется как более логически выстроенное, упорядоченное и ясное, тогда как для «пессимистов» характерно некоторое безучастие, отстраненность и отсутствие эмоциональной включенности в события прошлого и его логической структуры. Настоящее для «оптимистов» имеет более выраженную смысловую наполненность и насыщенность, более «весомые масштабы» в отношении глубины и объема, что не характерно для другой группы. И для «оптимистов», и для «пессимистов» характерно отношение ко времени с точки зрения положительной аффективной окраски. И в целом характеристики достаточно схожи, однако у студентов с высоким уровнем оптимизма более выражены факторы «величина» и «структура», что может быть связано с более дифференцированным и продуманным образом будущего, более конкретными ожиданиями и целями.
Для «пессимистов» характерно наличие отрицательных дескрипторов в отношении всех трех времен, что не наблюдается среди «оптимистов». Следовательно, студентам с низким уровнем оптимизма свойственно обращать внимание на негативные аспекты жизни чаще. Противоположная ситуация наблюдается относительно целеполагания: по результатам ассоциативного эксперимента оно встречается только у студентов с высоким уровнем оптимизма, и отсутствует у студентов второй группы, что соотносится с результатами опросника Ф. Зимбардо и отражает фактор «фаталистическое настоящее»: не имеет смысла ставить цели, если все уже предрешено.
Кроме того, по результатам ассоциативного эксперимента, можно сделать вывод о том, что «жизнь» у «оптимистов» находится в настоящем, у «пессимистов» - в будущем. Таким образом, «оптимисты» как бы живут в настоящем, а «пессимисты» в будущем. Однако это не означает, что «пессимисты» направлены в будущее, а «оптимисты» в настоящее. это подтверждается методикой «циклический тест времени Коттла».
Для студентов с высоким уровнем оптимизма характерна более сформированная временная перспектива, которая выражается в достаточной преемственности всех трех времен, их эмоциональной наполненности и субъективной значимости, с характерным акцентированием будущего времени как наиболее значимого. Для студентов с низким уровнем оптимизма больше характерно застревание на прошлом или настоящем, что выражено в их символичном отрыве от будущего и субъективной значимости и наполненности. При этом менее выражена значимость будущего времени в отличии от первой группы, но тем не менее является ведущей.
В целом, можно говорить о том, что у студентов и с высоким и с низким уровнем оптимизма выражена сформированная временная перспектива, однако существуют особенности в возможной склонности к децентрации: у студентов с высоким уровнем оптимизма к прошлому и настоящему, у студентов с низким уровнем оптимизма к будущему.
Для дополнительной проверки полученных данных имеет место увеличение объема выборки, с целью повышения ее репрезентативности и получения наиболее достоверных результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке различных тренинговых программ, направленных на развитие позитивного отношения ко времени и жизни в целом.
В результате теоретического анализа литературы актуальность была подтверждена, была достигнута цель исследования и выполнены поставленные задачи. В целом, можно сказать, что «время» - это весьма сложный и противоречивый конструкт, понятие которого в психологии до сих пор не определено однозначно и существует множество подходов к его пониманию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество теорий исследования категории «время», и не создана еще единая концептуальная модель, раскрывающая соотношение биологического, психологического, социального и культурного времени.
В данной работе образ времени понимается как результат отражения субъектом физического времени, его протяженности, эмоциональной наполненности, линейности, и последовательности событий и явлений. Образ не является статичным образованием, а формируется в ходе развития человека и в дальнейшем способен видоизменяться, по мере накопления опыта. Существует множество и других факторов, помимо возраста, так или иначе влияющих на восприятие и отражение времени человеком. Проведено множество исследований, направленных на изучение взаимосвязи восприятия времени и различных внутриличностных характеристик, таких как: локус контроля, адаптационная готовность, уровень субъектности и др.
Однако, все еще недостаточно изученной является взаимосвязь образа времени и личностных особенностей, которая, тем не менее, может иметь высокую практическую значимость для деятельности психолога, что открывает перспективы для дальнейших исследований по данной тематике.
В современной зарубежной литературе на данном этапе сложилось два основных подхода к пониманию оптимизма. Наибольшую популярность в России получила теория объяснения оптимизма как атрибутивного стиля, разработанная М. Селигманом и К. Петерсоном, и менее популярная, но не менее разработанная теория диспозиционного оптимизма Ч. Карвера и М. Шейера. Эти подходы имеют достаточно общих положений и вполне являются непротиворечивыми, а напротив, дополняющими друг друга. Если М. Шейер и Ч. Карвер при определении данных понятий основное значение придают положительным или отрицательным ожиданиям, то М. Селигман смещает акцент на причины тех или иных ожиданий, которые, следует искать в особенностях атрибутивного стиля.
В соответствии с поставленной задачей было подготовлено и проведено исследование образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма. Исследование проводилось в ноябре 2017 г., выборку составили 54 студента, обучающихся в ДВФУ, которые были поделены на две группы по уровню оптимизма и условно названы «оптимисты» и «пессимисты».
Выдвинутая гипотеза о существовании особенностей образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма, подтвердилась частично: были установлены значимые различия у «оптимистов» и «пессимистов» по факторам негативное прошлое (u=220,5, р<0,01) и фаталистическое настоящее (u=158,5, р<0,01) на 1% уровне значимости. Следовательно, для «пессимистов» более характерно восприятие прошлого, как наполненного негативными или травматичными событиями, а также будущего, как независимого от человека и предопределенного, на что нельзя повлиять.
Для студентов с высоким уровнем оптимизма прошлое представляется как более логически выстроенное, упорядоченное и ясное, тогда как для «пессимистов» характерно некоторое безучастие, отстраненность и отсутствие эмоциональной включенности в события прошлого и его логической структуры. Настоящее для «оптимистов» имеет более выраженную смысловую наполненность и насыщенность, более «весомые масштабы» в отношении глубины и объема, что не характерно для другой группы. И для «оптимистов», и для «пессимистов» характерно отношение ко времени с точки зрения положительной аффективной окраски. И в целом характеристики достаточно схожи, однако у студентов с высоким уровнем оптимизма более выражены факторы «величина» и «структура», что может быть связано с более дифференцированным и продуманным образом будущего, более конкретными ожиданиями и целями.
Для «пессимистов» характерно наличие отрицательных дескрипторов в отношении всех трех времен, что не наблюдается среди «оптимистов». Следовательно, студентам с низким уровнем оптимизма свойственно обращать внимание на негативные аспекты жизни чаще. Противоположная ситуация наблюдается относительно целеполагания: по результатам ассоциативного эксперимента оно встречается только у студентов с высоким уровнем оптимизма, и отсутствует у студентов второй группы, что соотносится с результатами опросника Ф. Зимбардо и отражает фактор «фаталистическое настоящее»: не имеет смысла ставить цели, если все уже предрешено.
Кроме того, по результатам ассоциативного эксперимента, можно сделать вывод о том, что «жизнь» у «оптимистов» находится в настоящем, у «пессимистов» - в будущем. Таким образом, «оптимисты» как бы живут в настоящем, а «пессимисты» в будущем. Однако это не означает, что «пессимисты» направлены в будущее, а «оптимисты» в настоящее. это подтверждается методикой «циклический тест времени Коттла».
Для студентов с высоким уровнем оптимизма характерна более сформированная временная перспектива, которая выражается в достаточной преемственности всех трех времен, их эмоциональной наполненности и субъективной значимости, с характерным акцентированием будущего времени как наиболее значимого. Для студентов с низким уровнем оптимизма больше характерно застревание на прошлом или настоящем, что выражено в их символичном отрыве от будущего и субъективной значимости и наполненности. При этом менее выражена значимость будущего времени в отличии от первой группы, но тем не менее является ведущей.
В целом, можно говорить о том, что у студентов и с высоким и с низким уровнем оптимизма выражена сформированная временная перспектива, однако существуют особенности в возможной склонности к децентрации: у студентов с высоким уровнем оптимизма к прошлому и настоящему, у студентов с низким уровнем оптимизма к будущему.
Для дополнительной проверки полученных данных имеет место увеличение объема выборки, с целью повышения ее репрезентативности и получения наиболее достоверных результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке различных тренинговых программ, направленных на развитие позитивного отношения ко времени и жизни в целом.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Представление о будущей профессии психолога у студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Образ будущего Я в контексте присвоенности жизненного выбора
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - Представление студентов СФУ о стрессе
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРЕВОГИ И СТРАХА У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АКТИВА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(на примере ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий»)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2022



