Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОПТИМИЗМА

Работа №75522

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретический анализ категорий «образ времени» и «оптимизм» 7
1.1 Время как психологическая категория 7
1.2 Образ времени и временная перспектива 14
1.3 Оптимизм в контексте исследований образа времени и временной
перспективы 26
2. Исследование образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма. 38
2.1 Методологическая база исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация результатов 42
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение А 71
Приложение Б 74
Приложение В 77
Приложение Г 78
Приложение Д 80
Приложение Е 82
Приложение Ж

Проблема времени является одним из центральных вопросов философии, начиная с самых древних времен. Мыслителей интересовало то, существует ли время объективно или является только лишь иллюзией человеческого разума, имеет ли время собственное начало, или является производным от чего-либо. Так, на протяжении многих лет, время изучалось естественными науками и рассматривалось как форма существования бытия. Объектом исследования психологии время стало только с начала ХХ века и изучается как динамичная форма субъективного отражения окружающей действительности, на основе которого строится целостное отношение личности ко времени, как к части собственной жизни. Более того, время пронизывает практически все области психологии, поскольку формирование самой психики и, в частности, функционирования её компонентов происходит динамично, т. е. развивается во времени .
Однако, не смотря на тесную взаимосвязь времени со всеми компонентами жизни человека, исследований, связанных с изучением особенностей восприятия времени и отношения к нему, проводилось недостаточно. Причина этого заключается в том, что нет теоретического единства в подходе к проблеме, а также существует множество недостатков у инструментов для измерения: они либо сложны в анализе и интерпретации, либо не охватывают всех аспектов временной перспективы .
Образ времени субъективен и содержит целеполагание, связанное с ориентацией индивида на различные во времени цели. «Характерные для человека временные ориентации формируют определенный тип отношения к жизни, выражаясь в жизненных стратегиях» . Так, одни люди ориентируются на цели и достижения будущего, не замечая, что упускают «здесь и сейчас». Или же, наоборот, живя в настоящем, оказываются неготовыми к будущему, которое наступает неожиданно.
Такие временные децентрации можно считать, по сути, искажением восприятия времени. Однако в современном мире, с возрастанием темпов жизни, становится необходимой быстрая адаптация к переменам и более осмысленное отношение ко времени, что возможно достичь только после прекращения таких искажений. Таким образом, встает вопрос, о возможных причинах, лежащих в основе таких децентраций. Очевидно, это может быть связано с определенными внутриличностными характеристиками. Поэтому в данной работе было выдвинуто предположение о том, что такой характеристикой может быть уровень оптимизма, что в определении М. Селигмана является стилем объяснения неудач, как «... обусловленных внешними, временными и конкретными причинами, а успехов - как вызванных постоянными, универсальными и внутренними причинами».
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать образ времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Объект: образ времени.
Объект (эмпирический): студенты с разным уровнем оптимизма.
Предмет: образ времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Гипотеза данного исследования: существуют особенности образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть основные подходы к пониманию категории времени в психологии;
- провести теоретический анализ феноменов «образ времени» и
«временная перспектива» в психологии;
- проанализировать особенности высокого и низкого уровней
оптимизма в контексте образа времени и временной перспективы;
- подготовить и провести исследование образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Для достижения поставленной цели и решения выделенных задач использованы следующие методы исследования:
1. Общенаучные исследовательские методы:
- теоретический анализ психологической и философской литературы;
- сравнительно-аналитический метод.
2. Частные психологические методы:
1) Опросник временной перспективы личности Ф. Зимбардо (Zimbardo Time Perspective Inventory);
2) Семантический дифференциал времени;
3) Опросник оптимизма - ШОСТО (М. Селигман; русская адаптация Т.О. Гордеевой, В.Ю. Шевяховой);
4) Проективная рисуночная методика «циклический тест времени Коттла»;
5) Групповой ассоциативный эксперимент.
Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе проводится теоретический анализ категорий «образ времени» и «оптимизм». Вторая глава содержит описание и результаты исследования образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма.
Апробация работы. Основные результаты обсуждались на научно-практических конференциях: VI Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук" (Владивосток, 2017 г.); VII Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук» (Владивосток, 2018 г.).
Результаты исследования представлены в научной статье:
Постникова Д.М. Особенности временой перспективы у студентов с разным уровнем оптимизма / Д.М. Постникова // VI Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук" - Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2017. - С. 180-186.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленными задачами, в данной работе были проанализированы основные подходы к пониманию категории времени в психологии, а так же проведен теоретический анализ феноменов «образ времени» и «временная перспектива» в психологии; проанализированы особенности высокого и низкого уровней оптимизма в контексте образа времени и временной перспективы.
В результате теоретического анализа литературы актуальность была подтверждена, была достигнута цель исследования и выполнены поставленные задачи. В целом, можно сказать, что «время» - это весьма сложный и противоречивый конструкт, понятие которого в психологии до сих пор не определено однозначно и существует множество подходов к его пониманию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество теорий исследования категории «время», и не создана еще единая концептуальная модель, раскрывающая соотношение биологического, психологического, социального и культурного времени.
В данной работе образ времени понимается как результат отражения субъектом физического времени, его протяженности, эмоциональной наполненности, линейности, и последовательности событий и явлений. Образ не является статичным образованием, а формируется в ходе развития человека и в дальнейшем способен видоизменяться, по мере накопления опыта. Существует множество и других факторов, помимо возраста, так или иначе влияющих на восприятие и отражение времени человеком. Проведено множество исследований, направленных на изучение взаимосвязи восприятия времени и различных внутриличностных характеристик, таких как: локус контроля, адаптационная готовность, уровень субъектности и др.
Однако, все еще недостаточно изученной является взаимосвязь образа времени и личностных особенностей, которая, тем не менее, может иметь высокую практическую значимость для деятельности психолога, что открывает перспективы для дальнейших исследований по данной тематике.
В современной зарубежной литературе на данном этапе сложилось два основных подхода к пониманию оптимизма. Наибольшую популярность в России получила теория объяснения оптимизма как атрибутивного стиля, разработанная М. Селигманом и К. Петерсоном, и менее популярная, но не менее разработанная теория диспозиционного оптимизма Ч. Карвера и М. Шейера. Эти подходы имеют достаточно общих положений и вполне являются непротиворечивыми, а напротив, дополняющими друг друга. Если М. Шейер и Ч. Карвер при определении данных понятий основное значение придают положительным или отрицательным ожиданиям, то М. Селигман смещает акцент на причины тех или иных ожиданий, которые, следует искать в особенностях атрибутивного стиля.
В соответствии с поставленной задачей было подготовлено и проведено исследование образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма. Исследование проводилось в ноябре 2017 г., выборку составили 54 студента, обучающихся в ДВФУ, которые были поделены на две группы по уровню оптимизма и условно названы «оптимисты» и «пессимисты».
Выдвинутая гипотеза о существовании особенностей образа времени у студентов с разным уровнем оптимизма, подтвердилась частично: были установлены значимые различия у «оптимистов» и «пессимистов» по факторам негативное прошлое (u=220,5, р<0,01) и фаталистическое настоящее (u=158,5, р<0,01) на 1% уровне значимости. Следовательно, для «пессимистов» более характерно восприятие прошлого, как наполненного негативными или травматичными событиями, а также будущего, как независимого от человека и предопределенного, на что нельзя повлиять.
Для студентов с высоким уровнем оптимизма прошлое представляется как более логически выстроенное, упорядоченное и ясное, тогда как для «пессимистов» характерно некоторое безучастие, отстраненность и отсутствие эмоциональной включенности в события прошлого и его логической структуры. Настоящее для «оптимистов» имеет более выраженную смысловую наполненность и насыщенность, более «весомые масштабы» в отношении глубины и объема, что не характерно для другой группы. И для «оптимистов», и для «пессимистов» характерно отношение ко времени с точки зрения положительной аффективной окраски. И в целом характеристики достаточно схожи, однако у студентов с высоким уровнем оптимизма более выражены факторы «величина» и «структура», что может быть связано с более дифференцированным и продуманным образом будущего, более конкретными ожиданиями и целями.
Для «пессимистов» характерно наличие отрицательных дескрипторов в отношении всех трех времен, что не наблюдается среди «оптимистов». Следовательно, студентам с низким уровнем оптимизма свойственно обращать внимание на негативные аспекты жизни чаще. Противоположная ситуация наблюдается относительно целеполагания: по результатам ассоциативного эксперимента оно встречается только у студентов с высоким уровнем оптимизма, и отсутствует у студентов второй группы, что соотносится с результатами опросника Ф. Зимбардо и отражает фактор «фаталистическое настоящее»: не имеет смысла ставить цели, если все уже предрешено.
Кроме того, по результатам ассоциативного эксперимента, можно сделать вывод о том, что «жизнь» у «оптимистов» находится в настоящем, у «пессимистов» - в будущем. Таким образом, «оптимисты» как бы живут в настоящем, а «пессимисты» в будущем. Однако это не означает, что «пессимисты» направлены в будущее, а «оптимисты» в настоящее. это подтверждается методикой «циклический тест времени Коттла».
Для студентов с высоким уровнем оптимизма характерна более сформированная временная перспектива, которая выражается в достаточной преемственности всех трех времен, их эмоциональной наполненности и субъективной значимости, с характерным акцентированием будущего времени как наиболее значимого. Для студентов с низким уровнем оптимизма больше характерно застревание на прошлом или настоящем, что выражено в их символичном отрыве от будущего и субъективной значимости и наполненности. При этом менее выражена значимость будущего времени в отличии от первой группы, но тем не менее является ведущей.
В целом, можно говорить о том, что у студентов и с высоким и с низким уровнем оптимизма выражена сформированная временная перспектива, однако существуют особенности в возможной склонности к децентрации: у студентов с высоким уровнем оптимизма к прошлому и настоящему, у студентов с низким уровнем оптимизма к будущему.
Для дополнительной проверки полученных данных имеет место увеличение объема выборки, с целью повышения ее репрезентативности и получения наиболее достоверных результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке различных тренинговых программ, направленных на развитие позитивного отношения ко времени и жизни в целом.



1. Абульханова, К.А., Время личности и время жизни/ К.А. Абульханова, Т.Н.Березина. — СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
2. Белинская Е.П., Давыдова И.С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы/ Психологическая наука и образование, - 2007. - №5. - С. 28-37.
3. Болотова, А.К. Психология организации времени: Учеб. пособие для вузов / А. К. Болотова. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 254 с.
4. Бочарова Е.Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности/ Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, - Т.3, вып. 1(9). - 2014 г. - С. 57-63.
5. Васерман Л.И. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии: Учеб. пособие. - СПб: СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2009. - 44 с.
6. Виничук Н.В. Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов: дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук (19.00.01)/ Виничук Наталья Владимировна; Дальневосточный гос. университет путей сообщения. - Хабарорвск, 2008. - 173 с.
7. Воробьева К.И. Временная транспектива как моделирование жизненного пути // Социальные и гуманитарные науки на дальнем Востоке - 2012. - №2(34). - С. 23-26.
8. Головаха Е.И. Психологическое время личности// Е.И. Головаха, А.А. Кроник - Киев: Наукова думка, 1984. - 130 с.
9. Енькова Л.П. Диагностика психологического времени: Учеб. пособие. - Владивосток: Мор. гос. Ун-т, 2005. - 48 с.
10. Жукова, Е.В., Нестик Т.А. Управленческое видение и временная перспектива руководителей // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 28-31.
11. Забелина Е.В, Смирнов М.Г., Честюнина Ю.В. Психолоическое время личности в условиях глобализации: постановка проблемы // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. - 2016. - № 9 (27). URL: http://7universum.eom/ru/psy/archive/item/3607
12. Ильинская Е.А. Эволюция психологического восприятия времени // Человек и образование - 2011. - № 4 (29). - С. 144-148.
13. Кильченко О.И. Метод контент-анализа в психологических исследованиях Уч.-метод. пособие. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. - 104с.
14. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие / К.В.Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.
15. Киреева, М.В. Проблема позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2014. - Вып. 4 (23). - С. 1-8.
16. Кошелева Ю.П. «Образ» в психологии: теория и практика // Вестник МГЛУ. - 2012. - Вып. 7 (640). - С. 39-51.
17. Крылова, Е.Д. Особенности временной перспективы подростков - воспитанников детских домов: Автореф. дис. Владивосток, 2015. - 19 с
18. Левченко А.В Временная перспектива самоактуализирующейся личности // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2011. - № 6(76)
- С. 97-101.
19. Медова, А.А. Понятие времени и его значение для модели сущности
человека. Сравнительный анализ концепций И.Канта и Мориса Мерло-Понти [электронный ресурс]: По материалам Международного конгресса,
посвященного 200-летию со дня смерти Иммануила Канта, М.: ИФ РАН, 2005.
- режим доступа: http://iphras.ru/page47501648.htm
20. Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология)/ Учебное пособие. - Москва, МПГУ, 2016. - 72 с.
21. Москвин, В.А. Философско-психологические аспекты исследования категории времени [Электронный ресурс] / В.А. Москвин - Режим доступа: http: //www.improvement.ru/bibliot/filos. shtm
22. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.
23. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (саногенное) мышление / Составитель А.В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 1. - 2-е изд., исправленное. - М.: Слайдинг, 2006. - 96 с.
24. Печерская С.А. психологическое время как психологический аспект здоровья личности// Вестник Университета - 2014. - № 21. - С. 292-297.
25. Петровский А.В. Основы теоретической психологии/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.
26. Посохова, С.Т. оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - Вып. 1 Ч. 1 - С. 5-16.
27. Постникова Д.М. Особенности временой перспективы у студентов с разным уровнем оптимизма / Д.М. Постникова // VI Научно -практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук" - Владивосток: изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2017. - С. 180-186.
28. Проконич О.А. Динамические характеристики временной перспективы личности студентов ВУЗа в процессе обучения // Современные исследования социальных проблем - 2015. - №1(45), С. 207-219.
29. Романова, Е. С Графические методы в психологической диагностике: учеб. пособие/ Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. - М.: «Дидакт», 1991. - 256 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие/ С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2015. - 718 с.
31. Сараева Н.М. Временная перспектива студентов с разным уровнем субъектности / Учёные записки ЗабГ У. - 2014. - № 5 (58). - С. 84-90.
32. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и
психосемантики: Учебное пособие для вузов / В. П. Серкин. — М.:
Издательство ПЧЕЛА, 2008. — 382 с.
33. Спиридонова И.А. Временная трансспектива субъекта: влияние
возраста и раннего предметного обучения [электронный ресурс]: диссертация / И.А. Спиридонова, Л.В. Бороздина, М: 2002 г. - URL:
http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19743.php
34. Сырцова, А., Соколова, Е.Т. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе// Психологическая диагностика. № 1. 2007. С. 85-106.
35. Сычев, О.А. Психология оптимизма: учебно-методическое пособие к спецкурсу/ О.А. Сычев. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 69 с.
36. Циринг, Д.А. Вопросы диагностики оптимизма и пессимизма в контексте теории диспозиционного оптимизма [Электронный ресурс]: Психологические исследования: электронный журнал - режим доступа: http://psystudy.ru/num/2013v6n31/887-tsiring31
37. Шакура К.В. К проблеме восприятия времени человеком // педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2017. -№ 1(10). - С. 323-327.
38. Шевяхова, В.Ю.Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН / В.Ю. Шевяхова —М: «Смысл», 2009.— 102 с.
39. Яничев, П.И. психология отражения и переживания времени: актуальные проблемы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Вып №45 - С. 7-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ