Введение
1 часть
I. Карильон: слово, понятие, термин
II. Карильон и куранты. История возникновения инструмента.
III. История карильонной традиции в России
IV. Новая история карильонов в России
2 часть - Школа игры на карильоне
I. Европейские карильонные школы
II. Методики игры на карильоне в Европе и Америке.
• А. Данжевиль «Recueil de carillons pour deux, trous, quatre et cinq
cloches»
• Анджело Балладори «I Sacri Bronzi»
• Фердинанд Фарнье «Nouveau Recueil de Carillons pour deux, trous, quatre
et cinq cloches»
Виллем Креман «Elementary exercises for the art of carillon playing» Леэн т’ Харт «Campanology. A Handbook for the Carillonneurs» Джон Гоувенс «Playing the Carillon - An introductory Method»
Кун ван Эссель «Method of Carillon Playing with “contact-technique”» Метод и карильонная школа Й. В. Хаазена
Заключение
Список литературы на русском языке
Список зарубежной литературы
Актуальность данной работы заключается в том, что русской карильонной школе необходимо создавать теоретическую базу для исполнительской и педагогической деятельности. На данный момент не существует литературы на русском языке, которая бы подробно освещала методику обучения игре на инструменте и историю исполнительского искусства в России. Работа прослеживает взаимосвязь между карильонной историей мира и формированием собственной исполнительской традиции в России. Необходимость изучения данного вопроса исходит из потребности исполнителей и педагогов в системном методе обучения искусству игры на карильоне и обусловлена отсутствием методики обучения карильонному искусству (включающей в равном соотношении теоретические знания и практические рекомендации).
Работа очерчивает ряд вопросов и проблем, актуальных для русской карильонной школы. Автор не ставит перед собой задачу однозначно ответить на вопросы и найти решение всех обозначенных проблем. Но при этом данная работа позволяет наметить траекторию дальнейшего развития карильонного искусства в России.
Объектом исследования является методология карильонного искусства, а предметом исследования — становление самостоятельной карильонной школы в России.
Цель работы: определить основные направления изучения методологии карильона в России. Задачи: структурировать и обобщить опыт европейских и американских карильонных школ, определить круг литературы, необходимой для изучения, оценить существующие на данный момент наработки.
Методология данного исследования включает в себя анализ литературы и источников и обобщение полученных знаний, сравнительную характеристику и классификацию европейских и американских методических пособий, синтез педагогических методов европейских и американской карильонных школ, дедуктивный анализ педагогических принципов, лежащих в основе русской карильонной школы.
Научная новизна работы заключается в ракурсе постановки вопроса, а именно - в создании первого на русском языке исследования, посвященного методологии искусства игры на карильоне. Впервые студенты смогут ознакомиться с европейскими пособиями и методиками, разработанными ведущими карильонистами Европы и Америки в разные исторические периоды, с XIK века — до нашего времени. В данном исследовании эти методики впервые описаны и систематизированы, также они позволяют проследить формирование педагогических принципов, лежащих в основе педагогического метода Й.В. Хаазена, основателя современной русской карильонной школы. Знание методики обучения инструменту необходимо для хорошего уровня профессионализма карильонистов-учащихся Санкт- Петербургского государственного университета — единственного в России высшего учебного заведения, выпускающего специалистов по данному профилю.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается расширении, углублении и систематизации знаний по методологии карильонного искусства в России, а также в том, что материалы данной работы могут быть использованы для подготовки учебных пособий, программ и лекционных курсов по методологии карильонного искусства, по предмету карильон.
Приступая к обзору литературы и источников следует отметить, что большая часть материалов, используемых в данном исследовании, написана на иностранных языках. Это обусловлено обширной географией распространения карильонов. В связи с этим возникают определённые трудности, поскольку необходимо знание английского, немецкого, французского, итальянского и фламандского языков. Более того, часть материалов написана на языках XVIII и XIX века, которые значительно отличаются от современных языков. Материалы, на которые опирается данная работа, можно разделить на два типа: методические пособия по игре на карильоне и работы по истории карильонного искусства и кампанологии. К первой группе относятся работы карильонистов и теоретиков Европы и Америки Эрнеста Клоссона, А. Данженвилля, Анджело Балладори, Дж. П. А. Фишера, Уэнделла Уэсткота, Виллема Кремана, Леэна т’Харта, Джона Гоувенса и Куна ван Эсселя. Они относятся к разным историческим периодам и национальным школам, но все в разной степени ставят перед собой следующие цели:
— повысить уровень профессионализма исполнителей - с помощью упражнений и рекомендаций обеспечить грамотное и свободное владение инструментом;
— научить музыканта правилам аранжировки для карильона;
— расширить знания исполнителя об истории инструмента,
— дать исполнителю необходимых знания о специфике колоколов и процессе их производства;
— сформировать хороший музыкальный вкус в выборе репертуара.
Ко второй группе относятся труды Андрэ Лера, Люка Ромбоутса, Персиваля Прайса, Уильяма Горхэма Райса, Гилберта Хоубенса, выдающихся кампанологов и историков карильона. В совокупности они составляют масштабную панораму колокольного и карильонного искусства в мире с древнейших времён до наших дней. В неё входит история возникновения колоколов и появления карильонов, этапы развития карильонного искусства, карта распространения карильонов по миру и характеристика инструментов, имена карильонистов и колокололитейщиков Европы и Америки, база иллюстраций произведений искусства, связанных с колоколами и карильоном.
Литература о карильоне на русском языке существует в ограниченном объёме. Тем не менее она позволяет получить достаточно полную информацию о истории становления карильонного искусства в России, о традиции игры на карильоне в Европе и об исполнительских аспектах, важных для карильонистов.
Одним из старейших и наиболее авторитетных трудов, в которых можно найти материалы о карильонах и курантах в России является книга представителя династии колокололитейщиков из города Ярославля Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», впервые изданная в 1912 году. В 2003 году она была переиздана Русским историческим обществом в серии книг «Возвращённое наследие: памятники исторической мысли» под редакцией А.Ф. Бондаренко, автора ряда работ по вопросам кампанологии. В ней подробно описаны куранты, существовавшие в различных городах, и их история; даны сведения по истории появления карильонов с опорой на труд G. van Doorslaer «Le Carillon son origine et son developpment» [Происхождение и развитие карильона] 1911 года.
Важным историческим источником является «Книга штифтов для валика карильона», представляющая собой публикацию материалов из архива Государственного музея истории Санкт-Петербурга Петропавловская крепость, собранных и обработанных старшим научным сотрудником музея, Н.Ю. Павловой в 1994 году. Книга была издана профессором СПбГУ Й.В. Хаазеном при поддержке Факультета филологии и искусств СПбГУ в процессе работы по установке нового карильона в башне Собора святых Петра и Павла.
Архивные материалы по истории карильонов в России, по колокольной терминологии XVIII века, относящейся к карильону, а также сведения о первых русских карильонистах мы находим в фундаментальном исследовании И.А. Чудиновой «Пение, звоны, ритуал: Топография музыкальных церковно-музыкальной культуры Петербурга.», изданную в 1994 году. Концентрированно эту информацию можно найти в статье «Колокольная «игральная музыка» и «игральные мастера» в Петербурге (XVIII век)» из сборника исследований и материалов «Музыка колоколов» под редакцией А.Б. Никанорова, опубликованном в 1999 году.
В этом же сборнике опубликована статья берлинского карильониста Джеффри Боссина «Карильон сегодня. Взгляд карильонера на формы распространения этого инструмента и на его будущее в России» (в переводе Т.Л. Коростелкиной). В ней изложена краткая история инструмента, даны сведения о колокололитейных фабриках и карильонах в мире, а также предложены рекомендации по распространению инструмента в России и о возможных путях развития карильонного искусства нашей стране.
А.Б. Никаноровым было произведено описание старинных колоколов от карильона времён Елизаветы Петровны, но найти в печатном виде его не удалось.
Приведённые выше материалы освещают историю карильона с XVIII до ХХ века. В связи с возрождением карильонной традиции в России с 2001 года появилась необходимость в обучающих пособиях, методической литературе и хрестоматиях по карильону. В этот сегмент карильонной литературы на русском языке большой вклад внёс Й.В. Хаазен, профессор СПбГУ, выдающийся карильонист, который издал карильонную методику из 5 частей с предисловиями на русском языке. В предисловиях он объясняет основные принципы игры на инструменте, посадки за инструментом, расстановку аппликатуры и правила аранжировки для карильона. Сборники издавались с 2008 по 2014 год. Они представляют собой хрестоматии для карильона, — подборку упражнений, оригинальных произведений, аранжировок, расположенных по принципу усложнения.
Кроме методики им была изданы произведения Жефа Денейна и Якоба ван Эйка, аранжированные (адаптированные во втором случае) для карильона с небольшими предисловиями, рассказывающим об этих выдающихся карильонистах.
Была издана брошюра «От колокольной игры к обучению карильону», в которой Йозеф Виллем Хаазен сделал обзор методических пособий и важных исторических вех в истории формирования карильонного образования и свои взгляды на качество игры, формирование репертуара.
Следует отметить магистерскую диссертацию Олеси Ростовской «Исполнительское искусство в области колокольной музыки. Сравнительный анализ двух традиций», первой выпускницы-карильонистки кафедры органа, клавесина и карильона. В ней она сравнивает две колокольные исполнительские традиции - русскую и европейскую. Важно, что в работе не только рассказана история появления карильона, но и (по специфике работы) подробно описана техника игры на инструменте. Ценным материалом является перевод статьи Жефа Денейна. Олеся обучалась искусству карильонной игры не только в России, но и в знаменитой карильонной школе.
На основании вышеприведённого обзора литературы можно сделать следующие выводы: — круг литературы о карильоне на русском языке ограничен и до сих пор не появились переводы специализированной литературы по истории карильона, о выдающихся исполнителях и композиторах, об исторических инструментах;
— методика обучения игры на карильоне в России написана Й.В. Хаазеном и, за исключением карильонных учебников и пособий, изданных профессором, не существует альтернативных методов, включающих опыт традиционного русского звона;
— очевидна необходимость создания корпуса карильонной литературы на русском языке, а также теоретической и методической базы для преподавания и изучения карильонного мастерства с привлечением опыта русских звонарей с целью создания собственной русской школы карильона.
Карильонная традиция, заложенная Петром Великим в 1720 году, продолженная Елизаветой Петровной, продолжает жить в России и переживает очередной этап развития, начиная с 2001 года. За это время, благодаря усилиям Й.В. Хаазена появилось 3 инструмента в Петербурге и один в Белгороде. Все они звучат и привлекают внимание слушателей. Карильонные концерты и фестивали являются неотъемлемой частью культурной панорамы в Санкт-Петербурге и Белгороде.
Сформирован круг профессиональных дипломированных музыкантов- карильонистов, наследующих и развивающих высокую культуру игры, полученную от Й.В. Хаазена. Благодаря этому становится возможной мысль о профессии карильонера в России.
На карильоне звучат русские народные мелодии, русская и зарубежная классика. Появляются новые обработки для карильона, петербургские композиторы пишут сочинения специально для этого инструмента, поскольку их привлекают тембровые и выразительные возможности карильона.
Сложив воедино вышеперечисленные факты можно смело утверждать, что в России существует собственная карильонная школа. Используя опыт европейских и американских национальных карильонных школ, а также методические и педагогические наработки профессора Й.В. Хаазена, русские карильонисты получили возможность выйти на общемировой уровень.
Поскольку карильон в некоторой мере соприкасается с русской колокольной традицией, идет поиск путей соприкосновения с русским звоном, использования опыта русских звонарей. Шаги в этом направлении были предприняты Олесей Ростовской, защитившей в 2008 году магистерскую диссертацию по теме «Исполнительское мастерство в области колокольной музыки. Сравнительный анализ двух традиций», а также опубликовавшей цикл «Звоны русской традиции» для карильона.
На данный момент существует мало научных публикаций на русском языке, посвященных карильону. Данная работа была написана с целью обобщить накопленный опыт, доказывающий, что карильонное искусство живет в России. Этот опыт уникален как культурное явление, которое нуждается в исследовании и научном осмыслении.
1. Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церковно-музыкальной культуры Санкт-Петербурга. СПб., 1994. — 254 с.
2. Музыка колоколов: Сборник исследований и материалов (серия "Традиционная инструментальная музыка Европы и Азии"), вып. 2/ Отв. ред. и сост. А.Б. Никаноров. - СПб., Российский институт истории искусств, 1999 г. - 220 с.
3. О. В. Ростовская магистерская диссертация «Исполнительское мастерство в области колокольной музыки. Сравнительный анализ двух традиций». СПб., 2008.
4. Фламандский карильон для Санкт-Петербурга. Международный проект. 1996-2001.
5. Карильон “300 лет Петергофу”. Международный проект. 2005.
6. «Книга штифтов для валика карильона». СПб, 1994. / Йо Хаазен, Павлова Н. Ю. — 62 с.
Список зарубежной литературы
1. [Balladori, A.] I sacri bronzi. Pratico incegnamento in tre lingue con note / Angelo Balladori, Milano: A. Bertarelli & C., Editori, 1906. — 80 p.
2. [Closson, E] Beginselen der Muzikale aesthetiek / Mechelen: St. Franciscus Drukkerij, 1947. — 88 p.
3. [Dangeville, A.] Recueil de carillons pour deux, trous, quatre et cinq
cloches: guide pratique du carillonneur / A. D. Dijon: Cathedrale de Dijon,
1897. — 41 p.
4. [Farnier, F] Nouveau recueil de carillons pour deux, trous, quatre et cinq cloches tries de differents auteurs: guide pratique du carillonneur / Ferdinand Farnier, Robercourt, 1911. — 64 p.
5. [Gouwensi, J.] Playing the: An Introductory Method / Culver, Indiana: GCNA, 2002. — 86 p.
6. Koen van Asshe. Method of Carillon Playing with “contact-technique”. — 78 p.
7. Leen 't Hart. Campanology. A Handbook for the Carillonneur. — The Univercity of Michigan Ann Arbor: Michigan, 1972. — 257 p.
8. Willem Creman. Elementary exercises for the art of carillon playing. — Mechelen: Marchap-Paap-Strooker, 1956. — 52 p.
9. Luc Rombouts. Singing Bronze. A History of Carillon Music. — Leuven:
Lipsius, 2014. — p. 269.
10. Persival Price. Bells and man — Oxford: Oxford University Press,1983. — p. 199.
11. [Rice, W G.] Carillons of Belgium and Holland — New York: Jone Lane
Company, 1915. — p. 232.
12. A Lehr. The art of the carillon in the Low Countries
13. William Gorham Rice. Carillon music and singing towers of the Old world and the New. —New York: Dodd, Mead and Company, 1925. — 397 p.
14. Beiaarden en torens in Belgie. / Red. G. Huybens. — Musea Nostra, Gemeentekrediet. — p.167.
15. [Lehr, A., dr.] Campanology: Een lehrboek over klank en toon van klokken en beiaarden / Dr. Andre Lehr ; Koninklijke Beiaardschool «Jef Denyn», Mechelen, Belgie. - Tweede, verbeterde en uitgebreide uitgabve. - Asten, Nederland: Nationaal Beiaardmuseum, 1997. — P 590.