ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ 8
1.1 Градостроительное решение 8
1.2 Объёмно-планировочное решение 14
1.3 Архитектурно-художественное решение 18
ГЛАВА 2. КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 21
ГЛАВА 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Приложение А 34
Приложение Б 35
Приложение В
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в необходимости реорганизации территории долины Второй Речки, в частности в районе автовокзала. Застройка общественно-деловой зоны в настоящий момент представляет собой хаотично расположенные торгово-развлекательные центры и неэффективные промышленные объекты Сложившуюся проблему нужно решать комплексно в структуре общей градостроительной ситуации с учётом перспективного развития города. Одним из методов оживления затухающих и неорганизованных зон города является внедрение узлов общественной активности. Наличие благоустроенных многофункциональных пространств во многом определяет качество городской жизни и повышает рейтинг города.
Также г. Владивосток имеет ряд проблем в транспортной сфере, а именно:
- неравномерная загрузка сети автомобильных дорог;
- неэффективное функционирование общественного транспорта;
- бессистемность маршрутов внутригородского общественного транспорта;
- отсутствие организованных транспортно-пересадочных узлов с перехватывающими парковками.
Таким образом, разработка транспортно-пересадочного узла в районе Второй Речки затрагивает проблемы различных сфер жизни города.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в реорганизации объёмно-планировочного и градостроительного комплекса транспортного узла Автовокзал - ж/д станция «Вторая речка» в г. Владивостоке.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- выявить характерные особенности проектирования современных транспортно-пересадочных узлов как общественных центров на основе опыта отечественной и зарубежной практики;
- выполнить предпроектный анализ выбранной территории и на основе его определить пути совершенствования реорганизации транспортно-пересадочного узла, научно обосновать возможные варианты проектного решения;
- разработать экспериментальный проект транспортно-пересадочного узла в районе Второй речки г. Владивостока; в том числе: выбрать оптимальную модель ТПУ для данного района и потребностей г. Владивостока, подобрать конструктивное решение в соответствии с требованиями и условиями строительства, рассчитать технико-экономические показатели.
Методологические принципы и методы исследования. Работа включает эмпирические методы (натурное исследование существующей ситуации, сравнения), теоретические (предпроектный анализ и структуризация знаний по данной теме), метод экспериментального проектирования.
Эмпирической основой исследования послужили архитектурных объектов, исследования отечественных архитекторов в области социологии архитектуры, российских и зарубежных специалистов в области городского транспорта.
Организация единой системы транспортно-пересадочных узлов в городе позволит сократить время передвижения на общественном транспорте, повысит уровень комфорта и безопасности и как следствие внутригородской общественный транспорт составит конкуренцию индивидуальному.
Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) - узловой элемент планировочной структуры города транспортно-общественного назначения, в котором осуществляется пересадка пассажиров между различными видами городского пассажирского и внешнего транспорта или между различными линиями одного вида транспорта, а также попутное обслуживание пассажиров объектами социальной инфраструктуры.
Транспортно-пересадочные узлы играют важную роль в формировании удобной для жизни населения и функционирования общественной среды. Основной целью оптимизации транспортной системы является популяризация городского общественного транспорта и формирование благоприятных условий для отказа от личного автомобиля [1].
С развитием городов и других населённых пунктов становится всё важнее передвигаться из одной точки в другую быстрее и качественнее. Несмотря на то, что рынок услуг и инфраструктура стали хорошо развиваться и на периферии, качество обслуживания и возможность реализовать себя в профессиональном плане остаются на более высоком уровне. С этим связаны постоянные миграции пригородного населения в центры ближайших крупных городов, а значит и потребность в высококачественном транспортном обслуживании.
Численность населения увеличивается, растёт и уровень автомобилизации. С одной стороны, повышается мобильность населения, но с другой высокая плотность транспортного потока оказывает негативное влияние на загруженность улично-дорожной сети. Каждый день множество трудоспособных жителей города перемещаются из одного района города в другой, чаще всего, из периферийных спальных районов в центр. Результатом таких маятниковых миграций являются пробки, перегруженные улицы и потеря времени. Качество жизни населения падает и возрастает социальная напряжённость, снижается экологический уровень. Система транспортно-пересадочных узлов позволяет создать каркас безопасных, удобных и оптимальных зон для накопления и перераспределения потоков в транспортной схеме города. Узлы размещаются как неподалёку от общегородского центра, в самом центре, так и в срединной или периферийной городских зонах, где располагаются вокзалы различных видов внешнего транспорта.
Посадочный терминал ТПУ предназначен для: оптимизации пешеходных потоков пассажиров, совершающих пересадку, с возможностью посещения ими объектов обслуживания или минуя их; размещения необходимой протяжённости фронта посадки на наземные виды транспорта; создания комфортных условий для пассажиров, ожидающих наземный транспорт; разделения потоков пассажиров, пользующихся муниципальным и коммерческим транспортом.
Транспортно-пересадочные узлы не стоит рассматривать как объект сугубо промышленной архитектуры, специфика подобных общественных мест состоит в предоставлении альтернативы использования пространства. При росте численности населения увеличивается и социальное разнообразие, и количество интересов с потребностями. Так, стоит учитывать разнообразные варианты использования общественных сервисов (Urban cervices) в пределах ТПУ, а также возможность развития их в будущем.
ТПУ также является источником получения дополнительных доходов за счёт интеграции различного назначения объектов, например, магазинов, парковок, офисов, апартаментов и т.д., что повышает их устойчивость и инвестиционную привлекательность по созданию их проектов [2].
Результатом проведённой работы стало проектное предложение по разработке реорганизации объёмно-планировочного, градостроительного и художественно-образного решения транспортно-пересадочного узла в районе Второй речки в г. Владивостоке.
Проект транспортно-пересадочного узла в районе Второй речки г. Владивостока является уникальным, поскольку все его подсистемы объединены в целостном архитектурном решении, предназначенном для конкретных градостроительных условий.
Проектирование транспортно-пересадочного узла в существующей градостроительной ситуации довольно сложная задача. В процессе нужно учитывать различные факторы, которые оказывают огромное влияние и даже полностью формируют композицию и общую конфигурацию объекта. К таким факторам относятся, например, существующая улично-дорожная сеть, расположение и взаимодействие ядер социальной активности, высотность и массивность окружающей застройки, удалённость остановочных пунктов общественного транспорта, визуальные и пешеходные связи, ориентиры, природно-климатические факторы и другие. На основе изученных теоретических материалов, проведённого анализа территории, изученных аналогов и опыте специалистов в транспортной, социологической, архитектурной сферах была разработана выпускная квалификационная работа транспортно-пересадочного узла в районе Второй речки в г. Владивостоке. При этом учитывалась существующая градостроительная ситуация, её возможности развития и принятые в ходе проектирования решения по поводу преобразований на градостроительном уровне.
Опыт проектирования и строительства транспортно-пересадочных узлов как в России, так и за рубежом даёт широкий спектр различных объёмно-пространственных, планировочных, технологических решений. Но объекты транспортной инфраструктуры в большей степени зависят от нормативных показателей и конкретных показателей по пассажиропотокам, количеству машино-мест, красных линий, скорости передвижения автомобилей, категории дорог и другого. Поэтому важным критерием были расчётные показатели исследуемого объекта, прилежащей территории.
Основной функцией транспортно-пересадочного узла является посадка- пересадка-высадка пассажиров в наиболее благоприятных условиях и с наименьшей потерей времени. Но у ТПУ есть и ряд дополнительных функций, таких как перехватывающая парковка, места торговли, общественного питания, культурно-развлекательный объект, гостиница. Разнообразие и возможность взаимодействия альтернативных функциональных зон делает привлекательным транспортно-пересадочный узел как для инвестиций, так и для дальнейшего посещения и развития.
При решении поставленных целей и задач возникал ряд трудностей. Одними из основных являются связность объекта транспортной инфраструктуры с пролегающими рядом магистралями и железной дорогой, а также формирование объемно-пространственного комплекса, вписывающегося в существующий природно-ландшафтный и градостроительный контекст.
В архитектурно-художественном решении была предпринята попытка создать лаконичную и динамичную композицию, которая вызывала ассоциации с объектами советской, азиатской архитектуры, а также с движением, постоянным развитием и стремлением.
Транспортно-пересадочный узел в районе Второй речки - это одна из важных ступеней на пути к комплексному решению транспортных проблем города. Создание системы таких узлов в сети поможет создать альтернативу индивидуальному автомобилю, последующему сокращению их использования и ряд положительных последствий, которые способны сделать г. Владивосток наиболее комфортным, удобным и экологичным.
1. Вукан Р. Вучик. Транспорт в городах, удобных для жизни / Перевод:
А. Калинин, ред.: М. Блинкин. - М.: Территория будущего. Серия:
Университетская библиотека Александра Погорельского, 2011. - 576 с.
2. Власов Д.Н. Повышение эффективности функционирования
транспортно-пересадочных узлов в крупных городах [Электронный ресурс]/ Научная электронная библиотека. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=16352183. - Дата обращения 20.10.2017.
3. Историческая характеристика развития территории района Второй речки [Электронный ресурс] / ПримаМедиа. - Режим доступа: https://primamedia.ru/news/493214/. - Дата обращения 14.02.2018.
4. Особенности развития территории района Второй речки [Электронный ресурс] / Комсомольская правда. - Режим доступа: https://www.dv.kp.ru/daily/24508/659885/.- Дата обращения 07.03.2018.
5. Постановление администрации Приморского края №61-па от 12 февраля 2018 года «О внесении изменений в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края» [Электронный ресурс] / Владивосток. Официальный сайт администрации города. - Режим доступа:http://www.vlc.ru/life city/architecture and construction/general plan/.
- Дата обращения 13.03.2018.
6. Аникеев В.В. Владивосток вступил в XXI век: Градостроительные аспекты развития города. Владивосток: Дальнаука, 2011. - 200 с.;
7. Вильковский М.Б. Социология архитектуры. - М.: Фонд «Русский авангард», 2010. - 592 с.;
8. Пособие по проектированию автовокзалов и пассажирских автостанций. - Министерство автомобильного транспорта РСФСР. - М., 1988.
- 50 с.;
9. Опыт разработки концепций транспортного обслуживания
транспортно-пересадочных узлов [Электронный ресурс] / Лаборатория градопланирования им. М.Л. Петровича. - Режим доступа: http://labgrad.ru/d-/180205/d/opyt proyektirovaniya tpu labgrad.pdf. - Дата
обращения 20.10.2017.
10. Транспортно-пересадочные узлы как городские центры
активности [Электронный ресурс] / Досье. Результаты проектной сессии/ Документ №4. - Режим доступа: http://winteruni.com/wp-
content/uploads/2012/10/WU16 Doc4 rus web. pdf. - Дата обращения 13.03.2018.
11. Публичная кадастровая карта Приморского края [Электронный
ресурс] / Росреестр. - Режим доступа:http://pkk5.rosreestr.ru/. - Дата
обращения 11.03.2018.
12. Психологический фактор - как основа восприятия архитектурного пространства [Электронный ресурс] / Архитектон. Известия вузов. - Режим доступа:http://archvuz.ru/2011 22/55.- Дата обращения 11.03.2018.
13. Проект железнодорожной станции в США [Электронный ресурс]/ Информационная платформа, посвящённая архитектуре и дизайну. - Режим доступа:https://www.archdaily.com/511417/som-reveals-design-for-all-aboard-florida-train-station.- Дата обращения 07.05.2018.
14. Проект реконструкции железнодорожной станции в Барселоне [Электронный ресурс]/ Информационная платформа, посвящённая архитектуре и дизайну. - Режим доступа: https://www.archdaily.com/341551/redevelopment-of-the-rail-corridor-in-sants-sergi-godia-ana-molino-architect.- Дата обращения 07.05.2018.
15. Нюансы использования эксплуатируемой кровли [Электронный ресурс]/ Информационный консалтинговый ресурс. - Режим доступа: http://www.vashcottage.ru/journal/post/24.- Дата обращения 07.05.2018.
16. Каталог рулонных изоляционных материалов [Электронный ресурс]/ Строительные материалы, комплектующие ТЕХНОНИКОЛЬ. - Режим доступа:http: //www.tn.ru/catalo gue/krovelnye rulonnye/tehnoelast grin/. - Дата обращения 08.05.2018.