ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснование формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Сущность понятия «социальная уверенность» в современных
условиях 7
1.2 Особенности формирования социальной уверенности у детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3 Педагогические условия формирования социальной уверенности у детей
старшего дошкольного возраста 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию социальной
уверенности у детей старшего дошкольного возраста 32
2.1 Определение уровня сформированности социальной уверенности
детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Реализация педагогических условий по формированию социальной
уверенности детей старшего дошкольного возраста 40
2.3 Анализ полученных результатов 47
Заключение 51
Библиографический список 55
Приложение
Глава 1. Теоретические обоснование формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Сущность понятия «социальная уверенность» в современных
условиях 7
1.2 Особенности формирования социальной уверенности у детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3 Педагогические условия формирования социальной уверенности у детей
старшего дошкольного возраста 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию социальной
уверенности у детей старшего дошкольного возраста 32
2.1 Определение уровня сформированности социальной уверенности
детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Реализация педагогических условий по формированию социальной
уверенности детей старшего дошкольного возраста 40
2.3 Анализ полученных результатов 47
Заключение 51
Библиографический список 55
Приложение
Основные качества личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность за адаптацию личности в жизни обществе, ее успешную социализацию.
Процесс социализации личности дошкольника происходит под воздействием комплекса различных факторов, которые выступают как детерминанты данного процесса. К числу таких факторов в первую очередь относятся взрослые, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь ребенка.
Первичной ячейкой социализации дошкольника, содействующей его приобщению к сложному миру взрослых, как правило, является семья. На формирование личностных качеств ребенка влияют сознательные воспитательные воздействия родителей, общий тонус семейной жизни.
В последнее время в обществе наметился своеобразный «кризис детства», связанный с разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, с потерей смысловой связи. Конфликтная ситуация в семейных отношениях, отражаясь в психике ребенка, является фактором его негативной личностной динамики, выражающейся в повышении тревожности, неуверенности, низкой и нестабильной самооценке. Такое явление, как социальная неуверенность отмечается у детей уже в дошкольном возрасте. В связи с этим проблема формирования социальной уверенности ребёнка становится особо актуальной на данном современном этапе.
Важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с социальными институтами и организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующую функцию параллельно со своими основными функциями (для ребенка это ясли, дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения дополнительного образования). Здесь происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации такого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Поэтому столь важна организация психолого-педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость, повышая тем самым свою социальную уверенность. Существенное влияние на становление и развитие личности как субъекта познания и общения оказывают и другие взрослые, а также сверстники.
Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости расширения фонда научных знаний о различных общественных институтах, выявления их педагогических возможностей, осмыслении способов социализирующего влияния на личность старшего дошкольника.
Теоретическую основу исследования составили философские и психолого-педагогические концепции социализации личности (Коган Л.Н., Кольберг Л., Кон Ю.С., Лебедев Ю.А., Мудрик А.В., Орлов В.В., Филиппова Л.В., Фельдштейн Д.И. и др.); психолого-педагогические исследования в области семейного воспитания, педагогики детства, семьи и семейных отношений (Азаров Ю.П., Бестужев-Лада И.В., Бочарова В.Г., Гребенников И.В., Дементьева И.Ф., Спиваковская А.С. и др.); положения социологии, общей и специальной педагогики о сущности и факторах социального становления личности, социальном воспитании и социализации человека на разных возрастных этапах (Андреева Г.М., Буева Л.П., Вульфов Б.З., Макаренко А.С., Мудрик А.В., Филиппова Л.В. и др.).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования - выявить и апробировать педагогические условия формирования социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формированию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие условия:
- приобщение ребенка к социальному миру на основе реализации задач телесно-двигательного, социально-эмоционального и когнитивного развития;
- развитие у старших дошкольников социально-коммуникативных способностей.
- оптимизация детско-родительских отношений с использованием формы семейного клуба.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «социальная уверенность» в современных условиях.
2. Охарактеризовать особенности формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностики для определения уровня сформированности социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать педагогические условия по формированию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
6. Изучить динамику сформированности социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент; качественный и количественный, анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Процесс социализации личности дошкольника происходит под воздействием комплекса различных факторов, которые выступают как детерминанты данного процесса. К числу таких факторов в первую очередь относятся взрослые, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь ребенка.
Первичной ячейкой социализации дошкольника, содействующей его приобщению к сложному миру взрослых, как правило, является семья. На формирование личностных качеств ребенка влияют сознательные воспитательные воздействия родителей, общий тонус семейной жизни.
В последнее время в обществе наметился своеобразный «кризис детства», связанный с разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, с потерей смысловой связи. Конфликтная ситуация в семейных отношениях, отражаясь в психике ребенка, является фактором его негативной личностной динамики, выражающейся в повышении тревожности, неуверенности, низкой и нестабильной самооценке. Такое явление, как социальная неуверенность отмечается у детей уже в дошкольном возрасте. В связи с этим проблема формирования социальной уверенности ребёнка становится особо актуальной на данном современном этапе.
Важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с социальными институтами и организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующую функцию параллельно со своими основными функциями (для ребенка это ясли, дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения дополнительного образования). Здесь происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации такого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Поэтому столь важна организация психолого-педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость, повышая тем самым свою социальную уверенность. Существенное влияние на становление и развитие личности как субъекта познания и общения оказывают и другие взрослые, а также сверстники.
Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости расширения фонда научных знаний о различных общественных институтах, выявления их педагогических возможностей, осмыслении способов социализирующего влияния на личность старшего дошкольника.
Теоретическую основу исследования составили философские и психолого-педагогические концепции социализации личности (Коган Л.Н., Кольберг Л., Кон Ю.С., Лебедев Ю.А., Мудрик А.В., Орлов В.В., Филиппова Л.В., Фельдштейн Д.И. и др.); психолого-педагогические исследования в области семейного воспитания, педагогики детства, семьи и семейных отношений (Азаров Ю.П., Бестужев-Лада И.В., Бочарова В.Г., Гребенников И.В., Дементьева И.Ф., Спиваковская А.С. и др.); положения социологии, общей и специальной педагогики о сущности и факторах социального становления личности, социальном воспитании и социализации человека на разных возрастных этапах (Андреева Г.М., Буева Л.П., Вульфов Б.З., Макаренко А.С., Мудрик А.В., Филиппова Л.В. и др.).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования - выявить и апробировать педагогические условия формирования социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формированию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие условия:
- приобщение ребенка к социальному миру на основе реализации задач телесно-двигательного, социально-эмоционального и когнитивного развития;
- развитие у старших дошкольников социально-коммуникативных способностей.
- оптимизация детско-родительских отношений с использованием формы семейного клуба.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «социальная уверенность» в современных условиях.
2. Охарактеризовать особенности формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностики для определения уровня сформированности социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать педагогические условия по формированию социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
6. Изучить динамику сформированности социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент; качественный и количественный, анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Дошкольный возраст - оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность. (17)
По мнению И.А Кудаевой, к которому присоединяемся мы, социальная уверенность - это «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». И.А Кудаева предлагает расценивать социальную уверенность дошкольника «как адаптационное явление», причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально- психологическая подготовленность. Иными словами, социальная уверенность дошкольника определяет уровень адаптации ребёнка к эффективному выполнению заданных социальных ролей. (40)
Исходя из этого, мы считаем, что социальная уверенность детей старшего дошкольного возраста предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. А приведенные определения, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что структуру социальной уверенности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры уверенности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.
Особенностями формирования социальной уверенности у старших дошкольников является: формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками - когнитивный компонент социальной уверенности; воспитание организованного поведения, у дошкольников формируется умение сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе - это поведенческий компонент; воспитание самостоятельности, которая является важной чертой социальной уверенности и формируется как нравственно-волевое качество, развивается чувство уважения к старшим, формируется привычка быть вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших - это мотивационный компонент.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были выделены следующие условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста:
- приобщение ребенка к социальному миру на основе реализации задач телесно-двигательного, социально-эмоционального и когнитивного развития;
- развитие у старших дошкольников социально-коммуникативных способностей;
- оптимизация детско-родительских отношений с использованием формы семейного клуба.
С целью изучения социальной уверенности старших дошкольников был проведен педагогический эксперимент на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» г. Белгорода. В результате исследования уровня социальной уверенности испытуемых на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что наибольшую долю составляют испытуемые с низким уровнем сформированности социальной уверенности - 36,6%; доли испытуемых со средним уровнем составляют 35% и высоким уровнем 28,3%.
За основу формирования социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста была взята коллективная форма организации деятельности детей и их родителей в рамках семейного клуба (игровой, спортивной, художественно-творческой).
Работа семейного клуба проводилась в следующих направлениях: работа с детьми, организация совместной деятельности родителей и детей, как в рамках клуба, так и за его пределами в виде домашних заданий.
Работа с детьми осуществлялась по программе, состоящей из нескольких разделов организованной образовательной деятельности: «Наша группа», «Я в группе», «Я и мои друзья», «В мире чувств». Применялись такие формы работы, как игровые ситуации, игровые технологии, семинары- дискуссии с игровым моделированием и обсуждением типов ситуаций взаимодействия, психологический тренинг, игровой тренинг социальных навыков, групповые и индивидуальные консультации, беседы.
Работа по направлению «Совместная деятельность родителей и детей» предполагала совместное участие детей и родителей. На этом этапе осуществлялась задача построения детско-родительских отношений на основе субъект-субъектной позиции, и ребенок получал возможность принять измененное родительское отношение, новую родительскую позицию, сформировать позитивные ожидания и научиться новым способам эмоционального взаимодействия и сотрудничества.
С целью привлечения родителей к участию в досуговых мероприятиях, способствовавших установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создания атмосферы праздника, радости и взаимопонимания проводились совместные мероприятия спортивной направленности; групповые дела; праздники; инсценировки, постановка театрализованных представлений.
На контрольном этапе эксперимента повторно было проведено исследование по методикам, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента, и осуществлен сравнительный анализ полученных результатов исходного и итогового уровней сформированности социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста, который позволил увидеть, что доля детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем социальной уверенности возросла на 25%; доля детей старшего дошкольного возраста со средним уровнем социальной уверенности снизилась в пользу высокого уровня на 3,4%; доля детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем социальной уверенности снизилась на 21,6%.
В ходе экспериментальной работы были реализованы следующие условия формирования социальной уверенности у старших дошкольников:
- приобщение ребенка к социальному миру на основе реализации задач телесно-двигательного, социально-эмоционального и когнитивного развития;
- развитие у старших дошкольников социально-коммуникативных способностей;
- оптимизация детско-родительских отношений с использованием формы семейного клуба.
Положительная динамика сформированности социальной
уверенности детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, педагогические условия гипотезы доказаны.
По мнению И.А Кудаевой, к которому присоединяемся мы, социальная уверенность - это «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». И.А Кудаева предлагает расценивать социальную уверенность дошкольника «как адаптационное явление», причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально- психологическая подготовленность. Иными словами, социальная уверенность дошкольника определяет уровень адаптации ребёнка к эффективному выполнению заданных социальных ролей. (40)
Исходя из этого, мы считаем, что социальная уверенность детей старшего дошкольного возраста предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. А приведенные определения, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что структуру социальной уверенности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры уверенности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.
Особенностями формирования социальной уверенности у старших дошкольников является: формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками - когнитивный компонент социальной уверенности; воспитание организованного поведения, у дошкольников формируется умение сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе - это поведенческий компонент; воспитание самостоятельности, которая является важной чертой социальной уверенности и формируется как нравственно-волевое качество, развивается чувство уважения к старшим, формируется привычка быть вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших - это мотивационный компонент.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были выделены следующие условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста:
- приобщение ребенка к социальному миру на основе реализации задач телесно-двигательного, социально-эмоционального и когнитивного развития;
- развитие у старших дошкольников социально-коммуникативных способностей;
- оптимизация детско-родительских отношений с использованием формы семейного клуба.
С целью изучения социальной уверенности старших дошкольников был проведен педагогический эксперимент на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» г. Белгорода. В результате исследования уровня социальной уверенности испытуемых на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что наибольшую долю составляют испытуемые с низким уровнем сформированности социальной уверенности - 36,6%; доли испытуемых со средним уровнем составляют 35% и высоким уровнем 28,3%.
За основу формирования социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста была взята коллективная форма организации деятельности детей и их родителей в рамках семейного клуба (игровой, спортивной, художественно-творческой).
Работа семейного клуба проводилась в следующих направлениях: работа с детьми, организация совместной деятельности родителей и детей, как в рамках клуба, так и за его пределами в виде домашних заданий.
Работа с детьми осуществлялась по программе, состоящей из нескольких разделов организованной образовательной деятельности: «Наша группа», «Я в группе», «Я и мои друзья», «В мире чувств». Применялись такие формы работы, как игровые ситуации, игровые технологии, семинары- дискуссии с игровым моделированием и обсуждением типов ситуаций взаимодействия, психологический тренинг, игровой тренинг социальных навыков, групповые и индивидуальные консультации, беседы.
Работа по направлению «Совместная деятельность родителей и детей» предполагала совместное участие детей и родителей. На этом этапе осуществлялась задача построения детско-родительских отношений на основе субъект-субъектной позиции, и ребенок получал возможность принять измененное родительское отношение, новую родительскую позицию, сформировать позитивные ожидания и научиться новым способам эмоционального взаимодействия и сотрудничества.
С целью привлечения родителей к участию в досуговых мероприятиях, способствовавших установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создания атмосферы праздника, радости и взаимопонимания проводились совместные мероприятия спортивной направленности; групповые дела; праздники; инсценировки, постановка театрализованных представлений.
На контрольном этапе эксперимента повторно было проведено исследование по методикам, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента, и осуществлен сравнительный анализ полученных результатов исходного и итогового уровней сформированности социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста, который позволил увидеть, что доля детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем социальной уверенности возросла на 25%; доля детей старшего дошкольного возраста со средним уровнем социальной уверенности снизилась в пользу высокого уровня на 3,4%; доля детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем социальной уверенности снизилась на 21,6%.
В ходе экспериментальной работы были реализованы следующие условия формирования социальной уверенности у старших дошкольников:
- приобщение ребенка к социальному миру на основе реализации задач телесно-двигательного, социально-эмоционального и когнитивного развития;
- развитие у старших дошкольников социально-коммуникативных способностей;
- оптимизация детско-родительских отношений с использованием формы семейного клуба.
Положительная динамика сформированности социальной
уверенности детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, педагогические условия гипотезы доказаны.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством маршрутных игр (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Формирование нравственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2018 - Ситуация успеха в формировании адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Специфика социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



