Повышение эффективности организации продаж номерного фонда гостиничного предприятия с учетом итогов Чемпионата мира по футболу 2018 года (на примере гостиницы Амбассадор ООО «Балтик клуб отель»), г. Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ К ЧЕМПИОНАТУ
МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018 ГОДА 9
1.1. Принципы работы средств размещения в качестве партнера Чемпионата
мира по футболу FIFA 2018 года 9
1.2. Технология продаж номерного фонда при взаимодействии с официальным
дистрибьютером Чемпионата мира по футболу компанией «Матч Аккомодейшн 2018» 11
1.3. Особенности продаж номерного фонда в условиях подготовки к
Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года 19
1.4. Ценовая политика в отношении средств размещения во время Чемпионата
мира по футболу FIFA 2018 года 23
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОСЛЕ
ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018 ГОДА НА ПРИМЕРЕ ОТЕЛЯ АМБАССАДОР 31
2.1. Итоги Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года для отельеров Москвы
и Санкт-Петербурга 31
2.2. Анализ продаж номерного фонда отеля «Амбассадор» 37
2.3. Рекомендации по повышению эффективности организации продаж
номерного фонда отеля «Амбассадор» с учетом итогов Чемпионата мира по футболу 2018 года 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Стандартные требования «Матч Аккомодейшн 2018» к средствам размещения 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Свидетельство о присвоении отелю «Амбассадор» категории «ЧЕТЫРЕ ЗВЕЗДЫ» 63
Крупные спортивные мероприятия, такие, как чемпионаты мира по футболу, оказывают масштабное влияние на экономику стран. Влияние выражается в том, что во многих отраслях увеличивается выпуск продукции и предложение услуг.
Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году Россию посетило около 490 тысяч иностранных зрителей. Это привело к увеличению внешнего туристического потока в период его проведения более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом в предыдущие годы. Еще более значительное изменение в туристическом потоке во время чемпионата мира по футболу в 2018 году наблюдалось на уровне регионов. Например, матчи в Республике Татарстан за время турнира посетило около 100 тыс. иностранцев, что сопоставимо с годовым потоком международных туристов, прибывающих в этот регион. В некоторых регионах, например, в Нижегородской области и в Республике Мордовия, количество иностранных туристов превысило годовое значение в несколько раз. В результате чемпионата мира по футболу в 2018 году изменился состав туристического потока: в нем стало больше гостей из дальнего зарубежья. Россию за этот период посетили граждане почти всех стран мира, при этом 8% иностранных посетителей матчей являлись гражданами США, 5% - гражданами Германии, а 4% - гражданами Бразилии [11]. Интересно, что в Россию приехало большое количество посетителей из стран, команды которых не прошли отборочные туры, например, граждане Израиля, Китая, Канады, ОАЭ и Индии.
Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году не только вырос туристический поток, но и изменился уровень расходов гостей страны. Рост расходов иностранных посетителей матчей связан, в том числе, с тем, что гости чемпионата мира по футболу в 2018 году приезжали в Россию в среднем на 12 дней, что в 2,5 раза дольше, чем проводили в стране туристы, посещающие Россию до чемпионата мира по футболу в 2018 году; при этом в каждом из посещаемых городов иностранные зрители останавливались на срок от 3 до 9 дней. Кроме того, увеличение расходов связано с поведенческими особенностями посетителей матчей - в среднем иностранцы совершали 3 перемещения между регионами России, при этом почти половина из них предпочитала самолет. Для проживания 80% зарубежных болельщиков выбирали отели, хостелы и съемные квартиры.
В период проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году развитие получил не только внешний, но и внутренний туризм. В общей сложности матчи чемпионата посетили около 605 тыс. российских болельщиков, причем 46% из них прибыли из других регионов. При этом более 70% зрителей из других регионов РФ выбирали поезд или автомобиль как способ перемещения до места проведения матча, а в качестве места проживания около 30% российских граждан выбирали расположение у родственников и друзей.
Таким образом, актуальность работы обусловлена тем, что показывает деятельность менеджмента отелей в условиях совершенно новой для них специфики.
Целью работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности организации продаж номерного фонда гостиничного предприятия с учетом итогов чемпионата мира по футболу 2018 года.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1. Рассмотреть специфику этапа подготовки средств размещения перед чемпионатом мира по футболу, в том числе принципы работы отеля в качестве партнера FIFA.
2. Изложить технологию продаж номерного фонда организацией дистрибьютором FIFA.
3. Определить нормативную специфику продаж номерного фонда перед чемпионатом мира по футболу в России.
4. Изучить различные стратегии отелей для повышения продаж номерного фонда при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году.
5. Проанализировать итоги Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года для отельеров Москвы и Санкт-Петербурга.
6. Сделать анализ заполняемости продаж номерного фонда отеля «Амбассадор».
7. Разработать рекомендации по повышению эффективности организации продаж номерного фонда отеля «Амбассадор» с учетом итогов Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Объект исследования - номерной фонд гостиничных предприятий во время подготовки, проведения и после Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Предмет исследования - организация продаж номерного фонда гостиничными предприятиями во время подготовки, проведения и после Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из двух разделов. В первом рассмотрены вопросы этапов подготовки средств размещения к чемпионату мира по футболу 2018, в том числе принципы работы в качестве партнера FIFA, технология продаж номерного фонда при взаимодействии с ООО «Матч Аккомодейщн 2018», особенности продаж номерного фонда в условиях подготовки к чемпионату мира по футболу 2018, максимальная стоимость номеров во время его поведения.
Во втором разделе дан анализ деятельности гостиничных предприятий после чемпионата мира по футболу 2018, в том числе заполняемости номеров отеля «Амбассадор», а также подведены некоторые итоги чемпионата мира по футболу FIFA 2018 для отельеров Москвы и Петербурга. Разработаны рекомендации по повышению эффективности организации продаж номерного фонда отеля «Амбассадор» с учетом итогов Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Чемпионат мира по футболу 2018 года стал колоссальным мероприятием, привлекшим около полумиллиона иностранных посетителей матчей за период своего проведения. Полученный зрителями и другими туристами позитивный опыт от посещения России может послужить толчком для дальнейшего развития туризма за счет как повышенного внимания в международной прессе, так и отзывов болельщиков.
Так, например, в ходе опроса посетителей матчей на стадионах 84% иностранных зрителей отметили, что изменили свое мнение о России в лучшую сторону после посещения Чемпионат мира по футболу 2018 года и планируют приехать снова, а 90% порекомендуют Россию как туристическое направление друзьям и родственникам. Чемпионат также повлиял и на внутренний туризм. По опросам ВЦИОМ, 79% россиян считают, что Чемпионат мира по футболу 2018 года способствует росту туристической привлекательности страны. 12% опрошенных россиян планировали посетить один из городов-организаторов до конца лета 2018 года.
Опыт предыдущих чемпионатов мира показывает, что поток иностранных туристов, приезжающих в регионы проведения турнира, в течение пяти лет после соревнований возрастает в среднем на 14% в год.
Каждое мероприятие глобального масштаба предоставляет странам новые возможности и привлекает людей, посещающих эти страны впервые. Тем не менее, распространенной ошибкой является простое добавление этого спроса к базовому уровню спроса в город. Происходит перераспределение обычной клиентской базы, и этот факт был доказан на каждом чемпионате мира по футболу FIFA. Предполагаемое увеличение спроса на гостиницы и другие услуги (авиаперелеты) подстегивает цены, и работающие на регулярной основе компании и предприятия соответствующим образом корректируют свои стандартные планы деловых и прочих поездок. Например, перед началом и в период карнавала в Россию деловые поездки практически отсутствовали.
Задолго до начала мероприятия создавалось впечатление, что спрос превышает предложение. Клиенты обещали бронирование на 100-процентное заполнение и/или длительное пребывание. Но реальность была такова, что спрос на весь период Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 сильно варьировался, и, в значительной степени, зависел от команд, играющих в том или ином принимающем городе.
МА2018 в качестве гостиничного оператора России получила от FIFA в пакете с правом проведения Чемпионат мира по футболу 2018 года. Поэтому договоры с этой организацией гостиницы подписывали еще на стадии заявки. Большинство отелей первый раз его подписали еще в 2010 году. Условия такого типового договора рыночными в полном смысле не назовешь. Но одно дело, когда речь идет о размещении команд и официальных делегаций, и другое - когда, набирая квот с большим запасом в расчете на болельщиков, МА2018 снимает их незадолго до начала матчей. От такой практики давно пора отказаться. Но для этого надо скорректировать условия конкурса на право проведения самого чемпионата мира.
В результате работы были решены следующие задачи:
1. Проанализирована специфика подготовительного этапа размещения перед чемпионатом мира по футболу, в том числе принципы работы отеля в качестве партнера FIFA.
2. Раскрыта технология продаж номерного фонда организацией дистрибьютором FIFA.
3. Определена нормативная специфика продаж номерного фонда перед чемпионатом мира по футболу в России.
4. Рассмотрены различные стратегии отелей для повышения продаж номерного фонда при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году
5. Проанализированы итоги Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года для отельеров Москвы и Санкт-Петербурга.
6. Сделан анализ заполняемости продаж номерного фонда отеля «Амбассадор».
7. Разработаны рекомендации по повышению эффективности организации продаж номерного фонда отеля «Амбассадор» с учетом итогов Чемпионата мира по футболу 2018 года.
В целом поставленные задачи при написании работы выполнены. Особое внимание в работе пришлось уделить вопросам специфики работы FIFA и ее дочерних и зависимых организаций при подготовке такого масштабного мероприятия как чемпионат мира по футболу в части бронирования и продаж номерного фонда отелей. Менеджмент отелей столкнулся с совершенно новой для себя спецификой продаж номеров: бронированием на большом горизонте, отказ от бронирования на коротком периоде, отказ от ответственности FIFA и иных организаций, отвечающих за бронирование и оплату номерного фонда отелей.
В работе приведены как позитивные примеры деятельности отелей, так и негативные, раскрыта нормативная правовая база деятельности органов законодательной и исполнительной ветвей государственной власти Российской Федерации с целью оптимизировать организацию чемпионата мира по футболу 2018 года в части ограничения монополистической конкуренции и развития цивилизованного рынка гостиничных услуг. В работе также дан анализ динамики заполняемости номеров после чемпионата мира по футболу 2018 года, приведена стратегия отеля «Амбассадор».
Результаты работы рекомендуются для менеджмента отелей при определении стратегии размещения гостей при проведении Чемпионата Европы по футболу в 2020 году. Экономическая эффективность разработанных в работе вопросов заключается в возможности менеджмента отелей, в первую очередь Санкт-Петербурга, использовать большой статистический материал и описанные варианты стратегий деятельности отелей при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году при принятии решения о виде стратегии деятельности отеля в период проведения чемпионата Европы по футболу в 2020 году с целью максимизации прибыли.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51- ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019).
2. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.12.2019).
3. Приказ Минкультуры России «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» от 11.07.2014 N 1215.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге и муниципальных образованиях, в которых будут проводиться спортивные соревнования чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и (или) размещаться участники чемпионата, иные лица, участвующие в мероприятиях, и зрители» от 10.02.2016 N 89 (ред. от 31.10.2016).
5. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019).
6. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности» от 14.09.2018 N 514.
7. Федеральный закон Российской Федерации «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 01.05.2019) .
8. О программе подготовки Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу на 2014-2018 годы: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2914 N233 (в ред. 06.09.2018.) / Текст документа опубликован не был /http: //www.consultant.ru/cons/c gi/online. cgi?from=146778-0&rnd=C25812D52911B469E4FD89A87E47E53B&req=doc&base=SPB&n=203328&REFDOC=146778&REFBASE=SPB#2fyzltnhth5(Дата обращения 29.12.2019).
9. Блажеев В.В. Спортивное право России. Учебник для магистров / В.В.Блажеев,
B. М.Байрамов. - Москва: Проспект, 2016. - 637 с.
10. Исследование влияния Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России на экономическую, социальную и экологическую сферы // Итоговый отчет Оргкомитета о ЧМ-2018 в России, 2018. - 88 с.
11. Максаковская Н.С. Влияние Чемпионата мира по футболу 2018 года на развитие региона на примере Нижнего Новгорода / Н.С.Максаковская, А.И.Гаращенкова // Актуальные проблемы развития современного футбола: теория и методики спортивных тренировок, менеджмент и маркетинг - Москва: Изд-во ГЦОЛИФК, 2019. - С.150-159.
12. Баева С. 5000%, кто больше? Как бороться с завышением цен в гостиницах /
C. Баева // РИА Новости - 15.02.2018 [Электронный ресурс]. -URL:
https://ria.ru/20180215/1514645157.html?inj=1(Дата обращения 11.12.2019).
13. Васильева М. Дилер ФИФА массово отменяет брони и петербургских отелях / М.Васильева // Деловой петербург - 1.02.2018 [Электронный ресурс]. -URL: https://www.dp.rU/a/2018/02/01/Diler FIFA massovo otmenja(Дата обращения
11.12.2019) .
14. Веллер Т. 1-е полугодие 2018 года на гостиничном рынке: все сегменты в
двух столицах нарастили цены, при этом Петербург отпугнул часть туристов / Т.Веллер // Hotelier.pro - 06.08.2018 [Электронный ресурс]. -URL: /
https://hotelier.pro/news/item/3403-1-e-polugodie-2018-goda-na-gostinichnom-rynke/(Дата обращения 11.12.2019).
15. Веллер Т. Лето на гостиничных рынках: ЧМ спровоцировал взрыв интереса
туристов к России / Т.Веллер // Hotelier.pro - 27.09.2019 [Электронный ресурс]. -URL: https://hotelier.pro/news/item/leto-na-gostinichnykh-rynkakh-chm-
sprovotsiroval-vzryv-interesa-turistov-k-rossii/(Дата обращения 11.12.2019).
16. Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 января 2018 г. «Об обязательных
требованиях, связанных с государственным регулированием стоимости гостиничного обслуживания в связи с проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018» // ГАРАНТ.РУ. - 29.01.2018
[Электронный ресурс]. -URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/21761216/ (Дата обращения
11.12.2019) .
12. Корякин О. До звезд далеко. Гостиницы не спешат проходить классификацию к ЧМ-2018 / О.Корякин // Российская газета - 19.08.2014. [Электронный ресурс]. -URL:https://rg.ru/2014/08/19/gostinici.html(Дата обращения 11.12.2019).
18. Кудрявцева М. Доходы или смерть туризма: к чему готовится туротрасль в
предверии ЧМ-2018 / М.Кудрявцева // Деловой петербург. - 16.11.2016
[Электронный ресурс]. -URL:
https://www.dp.ru/a/2016/11/30/Dohodi ili smert turizma (Дата обращения
11.12.2019) .
19. Лето на гостиничных рынках: ЧМ спровоцировал взрыв интереса туристов к
России // Агентство «Маркет Гайд», специализированный научно-практический журнал «Логистика». - 24.09.2019 [Электронный ресурс]. -URL:
http://www.logistika-prim.ru/press-releases/leto-na-gostinichnvh-rvnkah-chm-sprovociroval-vzryv-interesa-turistov-k-rossii(Дата обращения 11.12.2019).
20. Отель «Амбассадор»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа:https ://www. ambassador-hotel. ru/(Дата обращения 11.12.2019).
21. Сергачев В. Интерес дороже денег. Петербургские отели готовятся в ЧМ-
2018 / В.Сергачев // Санкт-Петербургские ведомости, № 086 (6195). - 12.05.2018. [Электронный ресурс]. -URL:
https://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/interes dorozhe nbsp deneg/ (Дата
обращения 11.12.2019).
22. Ставцева С. Отмена броней FIFA особенно тяжело скажется на региональных отелях / C. Ставцева // RATA-news. - 19.04.2018 [Электронный ресурс]. - URL:https://ratanews.ru/news/news 19042018 3.stm(Дата обращения
11.12.2019) .
23. Сухорукова Е. Отели стали отказывать в заселении на одну ночь во время ЧМ-2018 / Е.Сухорукова // RBK. -1.03.2018. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bcdd6a69a79472cf088b946?from=newsfeed(Дата обращения 11.12.2019).
24. Что ждет гостиничный бизнес перед ЧМ-2018? // PPT.ru- 13.01.2016
[Электронный ресурс]. -URL:https://ppt.ru/news/135069(Дата обращения
11.12.2019) .
25. Что происходит с ценами на отели в период Чемпионата мира 1018 // Вестник
АТОР, N 1774. - 14.12.2017 [Электронный ресурс]. -URL:
https: //www.atorus .ru/news/press-centre/new/41646.html (Дата обращения
11.12.2019) .