Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовой анализ противодействия коррупции в органах внутренних дел 7
1.1. Возникновение понятия коррупции и его признаки в органах внутренних дел 7
1.2. Нормативно-правовая основа регулирования по противодействия коррупции в органах внутренних дел 12
Глава 2. Общая характеристика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции 30
2.1. Значение прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции 30
2.2. Особенности прокурорского надзора в части исполнения требований законодательства о представлении служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в органах внутренних дел 32
Глава 3. Анализ практики прокурорского надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел 41
3.1. Основные проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел 41
3.2. Пути совершенствования системы прокурорского надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел 66
Заключение 70
Список использованных источников 74
Актуальность темы. Коррупция представляет собой сложное политическое, социальное и правовое явление. Она обусловлена низкой культурой населения, в том числе и правовой, низким уровнем правосознания, отсутствием национальной идеи и многими другими отрицательными процессами.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов, и первый из них заключается в том, что эффектность государственных задач, которые стоят перед нашим государством в различных сферах жизни общества (социальной, экономической, политической) во многом зависит от качества работы аппарата государства. Но на современном этапе уровень коррупционных проявлений настолько высок, что эффективность государственного управления значительно снижается, и это наносит огромный экономический ущерб Российской Федерации, а кроме того, создает реальную угрозу национальной безопасности нашей страны. По существу, коррупция блокирует решения многих важнейших задач, которые стоят перед государством и обществом, касающиеся создания правового государства, развития демократии, повышения качества жизни населения и уровня благосостояния российских граждан.
Подробное исследование различных видов коррупции и форм ее проявления позволяет получить полное представление о сущности и масштабах этого явления, а также о степени участия коррупции в общественных процессах. Выделение форм и видов коррупции создает теоретическую базу для применения тех или иных профилактических мер на первоначальных этапах ее проявления. Данные меры имеют своей целью, главным образом, изменение характера взаимоотношений между государством и гражданским обществом, а также межу представителями государственной власти и населением с целью пресечения коррупционных проявлений со стороны должностных лиц и государственных органов. Кроме того, профилактические меры проводятся в целях постепенного увеличения значимости ценностных установок, способствующих одобрительному отношению граждан к антикоррупционным действиям.
Преступления, которые непосредственно совершают сотрудники органов внутренних дел в связи со своей служебной деятельностью, довольно распространены и представляют собой общественную опасность, так как не только нарушают нормальное функционирование правоохранительных органов, подрывают значимый авторитет государственной власти, но и существенно нарушают права, свободы и законные интересы граждан нашей великой страны.
Степень разработанности темы исследования. Следует отметить, что со стороны ученых, юристов и социологов наблюдается повышенный интерес к проблеме коррупции. Анализом ее причин и форм проявления занимается целый комплекс гуманитарных, юридических и социальных наук, в том числе, уголовное право, криминалистика, история, социология, политология, экономика и многие другие. Ежегодно в России и на международном уровне публикуются различные масштабные исследования о проявления коррупции, публикуются статистические данные, появляются новые статьи, монографии и научные работы, посвященные этому явлению. В рамках настоящей работы были проанализированы многие научные труды, особое место среди которых отводится работам: Шикин В.Д., Барциц И.Н., Басецкий И.И., Старшов Р.В., Пустовит Р.В., Месилов М.А., Бурцев Ю.А, Бирюков В.Г. и многим другим.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, урегулированных правом, в сфере осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел Российской федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие формы и средства прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации.
Целью исследования является изучение прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в настоящей работе необходимо последовательно решить ряд промежуточных задач:
1. Проанализировать возникновение понятия коррупции и его признаки в органах внутренних дел.
2. Определить нормативно-правовую основу регулирования по противодействия коррупции в органах внутренних дел.
3. Выявить значение прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
4. Рассмотреть особенности прокурорского надзора в части исполнения требований законодательства о представлении служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в органах внутренних дел.
5. Проанализировать основные проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел.
6. Определить пути совершенствования системы прокурорского надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел.
Методологию исследования составили как методы общенаучного характера: анализа, дедукции, абстрагирования, синтеза, диалектический, формально-логический, исторический и структурно-функциональный, так и специально-юридические методы: формально-юридический (догматический), герменевтический и сравнительно-правовой.
Теоретическую основу исследования составили работы российских правоведов А.К. Есаяна, Л.А. Алексеевой, И.К. Анимокова, М.В. Бондаренко, М.Ю. Гребенкина, И.Е. Ильичёва, Ю.А. Марковской, Н.А. Тютюнника и др.
Правовая основа исследования представлена корпусом нормативно-правового актов, направленных на противодействие коррупции, а также нормативно-правовыми актами, регламентирующими основы прокурорского надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации. К числу таковых относятся Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конституция РФ, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", иные федеральные законы и подзаконные акты.
Эмпирическая основа исследования представлена материалами правоприменительной практики судов общей юрисдикции по делам о коррупционных правонарушениях в органах внутренних дел Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования определятся комплексным обобщением материалов академических публикаций российских правоведов по вопросу осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации.
Практическая значимость определяется проблемным анализом осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации и разработкой практических рекомендаций по его совершенствования. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-образовательном процессе при преподавании профильных дисциплин.
Положительный эффект, в плане борьбы с коррупцией, от подобного уведомления органов прокуратуры о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений может быть связан, в первую очередь с тем, что прокуроры обладают широкими полномочиями по выявлению и устранению нарушений любой степени общественной опасности. И в данном случае, на наш взгляд, подобные уведомления могли бы лечь в основу разработки определенных мер по профилактике коррупции при выполнении должностных обязанностей государственными и муниципальными служащими.
На современном этапе для решения проблем коррупционной направленности необходимо реализовать ряд мер: ужесточить наказание за правонарушения коррупционной направленности; осуществлять постоянный мониторинг в тех сферах жизнедеятельности общества и государства, в которых наиболее часто реализуются коррупционные действия; развивать межведомственные связи в борьбе с коррупцией; создавать новые управленческие структуры в сфере борьбы с правонарушениями коррупционной направленности.
Так, к примеру, в структуре органов российской прокуратуры были созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В связи с продолжающимся ростом преступлений коррупционной направленности, а также с целью усиления надзора прокуратуры в направлении борьбы с коррупционными проявлениями в различных сферах жизнедеятельностью общества и государства, видится необходимым выделение и закрепление в ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» в качестве самостоятельной отрасли надзора «Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции». Что, в свою очередь, повлечет за собой необходимость закрепления в ст. 25.2 в качестве самостоятельного акта прокурорского надзора «Требование прокурора».
Хоть в настоящее время имеются недостатки и пробелы в деятельности прокуратуры Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, но ежегодно органами прокуратуры выявляется большое количество правонарушений коррупционной направленности. Эта деятельность продолжает оставаться актуальной и в связи с продолжающимся информационным прогрессом будет требовать постоянного совершенствования, в том числе и в правовой сфере.
Из всего выше сказанного вытекает следующее: прокуратура одна из важнейших структур в государстве, которая осуществляет контроль за исполнением законодательства участниками общественных отношений. В частности, это происходит в сфере противодействия коррупционным проявлениям.
Коррупция в деятельности органов внутренних дел создает большую угрозу, поскольку не только способствует развитию преступности, в том числе и организованной, но прежде всего, несет в себе подрыв практически всех государственно-правовых реформ, проводимых в нашей стране, влияет на общественный порядок в целом и режим личной безопасности граждан. Общественная опасность преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, заключается в том, что эти преступления совершаются теми должностными лицами, на которых в первую очередь лежит обязанность соблюдения закона. Главный вред «должностной коррупции» заключается в том, что она «разъедает» государственную власть, делая её слабой, немощной, фиктивной.
В соответствии с законодательством, сложившейся практикой и правовой литературой можно выделить следующие основные направления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции:
1. Надзор за исполнением законодательства при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
2. Надзор за исполнением законодательства о контроле за расходами должностных лиц.
3. Надзор за соблюдением государственными (муниципальными) служащими установленных запретов и ограничений.
4. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью при выявлении преступлений коррупционной направленности.
5. Надзор за соблюдением требований законодательства, регламентирующего порядок учета и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях коррупционной направленности.
6. Надзор за расследованием уголовных дел коррупционной направленности
7. И другие.
Одним из приоритетных направлений профилактики коррупции в органах внутренних дел должно быть выявление и предупреждение коррупционного опасного поведения. Коррупционного опасное поведение это наличие в поведении сотрудника, работника признаков, которые могут свидетельствовать о наличии коррупционной составляющей в его деятельности.
Прокурор в рамках реализации полномочий по контролю за доходами сотрудников МВД России наделен возможностью судебной реализации в доход государства того имущества, в отношении которого допущены существенные нарушения в части отчетности по источникам его приобретения. При этом прокурор лишен возможности самостоятельно осуществлять подобного рода контроль и выступает лишь в качестве связующего звена между государственными органами и судом, что представляется необоснованным и нелогичным. В целях решения указанной проблемы целесообразно дополнить действующее законодательство нормами, которые бы наделяли прокурора правом на самостоятельное проведение проверок соблюдения законодательства о доходах в органах внутренних дел с последующим обращением в суд на основании материалов прокурорской проверки.
Для совершенствования прокурорского надзора в данном направлении было бы целесообразно:
1. Предоставить определенному должностному лицу полномочия по надзору в городских и специализированных прокуратурах.
2. Равномерно распределить нагрузку между работниками прокуратуры.
3. Создать систему по регулярному выступлению с докладами и отчетами работников органов прокуратуры на заседаниях по противодействию коррупции, исследованию и анализу актуальных материалов для выполнения установленных планов.
Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Законодательство. – 2005. – №2.
2 Нормативные правовые акты
2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 4 июля 2020 г. – N 144.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – N 25. – Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // Российская газета. – N 256. – 31.12.2001.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – N 1 (ч. 1). – Ст. 3.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. от 12.01.2021) // Собрание законодательства РФ. – 18.11.2002. – N 46. – Ст. 4532.
7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" // Российская газета. – N 39. – 18.02.92.
8. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О противодействии коррупции" // Российская газета. – N 266. – 30.12.2008.
9. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // Российская газета. – N 266. – 30.12.2008.
10. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // Российская газета. – N 133. – 22.07.2009.
11. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Российская газета. – N 168. – 30.07.2010.
12. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Российская газета. – N 280. – 05.12.2012.
13. Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" // Российская газета. – N 100. – 14.05.2013.
14. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 16.07.2009) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // Российская газета. – N 152. – 15.08.2002.
15. Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 13.05.2019) "О мерах по противодействию коррупции" // Российская газета. – N 108. – 22.05.2008.
16. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 15.01.2020) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" // Российская газета. – N 89. – 20.05.2009.
17. Указ Президента РФ от 08.07.2013 N 613 (ред. от 10.12.2020) "Вопросы противодействия коррупции" // Российская газета. – N 148. – 10.07.2013.
18. Указ Президента РФ от 08.03.2015 N 120 (ред. от 15.07.2015) "О некоторых вопросах противодействия коррупции" // Собрание законодательства Российской Федерации. – N 10. – 09.03.2015. – Ст. 1506.
19. Постановление Правительства РФ от 13.03.2013 N 207 (ред. от 06.11.2014) "Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности" // Собрание законодательства Российской Федерации. – N 11. – 18.03.2013. – Ст. 1133.
20. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 256 (ред. от 30.01.2021) "О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – N 11. – 13.03.2017. – Ст. 1573.
21. Постановление Правительства РФ от 05.03.2018 N 228 (ред. от 30.01.2021) "О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия" (вместе с "Положением о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия") // Собрание законодательства Российской Федерации. – N 12. – 19.03.2018. – Ст. 1678.
22. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 (ред. от 13.03.2018) "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов" // Российская газета. – 2009. – №12(2).
23. Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 N 454 (ред. от 09.03.2017) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" // Российская газета. – 2014. – №15(1).
24. Приказ МВД России от 19.04.2010 N 293 (ред. от 05.12.2016) "Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений" // Российская газета. – N 152. – 13.07.2010.
25. Приказ МВД России от 24.02.2012 N 120 (ред. от 03.10.2017) "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России" // Российская газета. – N 112. – 18.05.2012.
26. Приказ МВД России от 31.07.2012 N 746 (ред. от 07.11.2016) "О мерах по реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" в органах внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2012 N 25396) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – N 39. – 24.09.2012.
27. Приказ МВД России от 30.07.2015 N 797 (ред. от 01.02.2017) "Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, к совершению коррупционных правонарушений" // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.08.2015.
28. Приказ МВД России от 31.07.2015 N 804 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа МВД России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МВД России и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, и урегулированию конфликта интересов" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2015 N 38694) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.08.2015.
3 Материалы судебной практики
29. Решение Ленинского районного суда г. Уфы № 2-1577/2019 от 22 июля 2019 г. по делу № 2-1577/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/fX52yKqDkbbC/, дата обращения: 01.03.2021.
30. Решение Волгодонского районного суда Ростовской области № 2-2386/2019 от 9 сентября 2019 г. по делу № 2-2386/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/UCruVSgIggol/, дата обращения: 01.03.2021.
31. Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска № 2-2982/2019 от 13 декабря 2019 г. по делу № 2-2982/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/YLekfLnbIoJ5/, дата обращения: 01.03.2021.
4 Иные правовые акты, используемые в работе
32. Двинская уставная грамота 1397 года // Российское законодательство Х-ХХ веков. Том 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. – М., 1985. – С. 181-182.
33. Судебник 1497 года // Памятники русского права. Вып. 3: Памятники права периода образования Русского централизованного государства XIV–XV вв. – М.: Госюриздат, 1955. – С. 341-416.
34. Судебник 1550 года // Судебники XV-XVI веков. – М-Л., 1952. – С. 141-176.
35. Соборное уложение 1649 года: Текст, комментарии. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. – 448с.
36. Псковская судная грамота // Российское законодательство Х-XX веков. Том 1. – М., 1985. – С. 331-342.
37. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // Российское законодательство Х-ХХ веков. Том 6. – М., 1988. – С. 174-309.
38. Уголовное уложение 1903 г. // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2017. – №7. – С. 222-245.
39. Декрет СНК РСФСР от 08.05.1918 "О взяточничестве" // Известия ВЦИК. – N 93. – 12.05.1918.
5 Диссертации и авторефераты
40. Быков, Б.А. Административно-правовые и организационные основы деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции: диссертация ... кандидата Юридических наук: 12.00.14 / Быков Борис Андреевич; [Место защиты: ФГКОУ ВО «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации»], 2019. 241с.
41. Пономарев, А.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах: диссертация ... кандидата Юридических наук: 12.00.11 / Пономарев Андрей Анатольевич; [Место защиты: ФГКОУВО Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации], 2017. 230с.
6 Учебная литература
42. Габидулин, Р. История коррупции в России / Р. Габидулин. – М.: РОССПЭН, 2020. – 303с.
43. Прадхан, С. Многоликая коррупция: выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / С. Прадхан. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 551с.
44. Есаян, А.К. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции. Учебное пособие для вузов / А.К. Есаян. – М.: Юрайт, 2020. – 481с.
7 Научная литература
45. Алексеева, Л.А. Имплементация зарубежного опыта борьбы с коррупцией в России / Л.А. Алексеева // Юридический мир. – 2018. – № 4. – С. 41-45.
46. Алексеева, Л.А. Роль органов внутренних дел в противодействии коррупции / Л.А. Алексеева // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2020. – № 2 (83). – С. 6-12.
47. Алексеева, Л.А. Роль органов внутренних дел в противодействии коррупции / Л.А. Алексеева // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2020. – № 2 (83). – С. 6-12.
48. Анимоков, И.К. Коррупция в органах внутренних дел: проблемы и предложения по их минимизации / И.К. Анимоков // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 7 (134). – С. 342-343.
49. Бондаренко, М.В. Противодействие коррупции как важный фактор укрепления дисциплины и законности в подразделениях госавтоинспекции / М.В. Бондаренко // Административное право и процесс. – 2020. – № 8. – С. 31-34.
50. Буркина, В.Ю. Понятие и сущность коррупции в органах государственной службы в России / В.Ю. Буркина // Наука через призму времени. – 2020. – № 7 (40). – С. – 24-27.
51. Голодненко, Е.В. Проблемы противодействия коррупции в России: история и современность / Е.В. Голодненко // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2018. Т. 10. – № 3 (42). – С. 171-177.
52. Гребенкин, М.Ю. Формирование антикоррупционного поведения и противодействие коррупции / М.Ю. Гребенкин // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. – 2020. Т. 5. – № 1 (9). – С. 40-47.
53. Дроздов, В.Ю. Противодействие коррупции в сфере госзакупок: европейский опыт и российская практика / В.Ю. Дроздов // Вестник Сургутского государственного университета. – 2019. – № 4 (26). – С. 28-33.
54. Ильичёв, И.Е. Правовое и организационно-методическое обеспечение противодействия коррупции в органах внутренних дел на региональном уровне / И.Е. Ильичёв // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. – 2020. – № 1. – С. 14-20.
55. Комовкина, Л.С. Ограничения и запреты в системе средств противодействия коррупции в органах внутренних дел / Л.С. Комовкина // Актуальные проблемы административного права и процесса. – 2019. – № 1. – С. 104-106.
56. Лакиза, А.А. Проблема родового признака собирательного понятия коррупции и основные варианты её решения / А.А. Лакиза // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2020. – № 1. – С. 47-57.
57. Марковская, Ю.А. Возможно ли победить коррупцию в органах внутренних дел Российской Федерации? / Ю.А. Марковская // Юридический факт. – 2020. – № 95. – С. 6-9.
58. Миловидова, А.С. Правовые и организационные инструменты противодействия коррупции в европейском союзе / А.С. Миловидова // Диалог. – 2018. – № 3 (12). – С. 53-61.
59. Навальный, С.В. Коррупция: понятие, общетеоретический анализ, методологические подходы в ее исследовании / С.В. Навальный // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2020. Т. 1. – № 9. – С. 173-179.
60. Нарышкин, К.В. Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов в органах внутренних дел Российской Федерации / К.В. Нарышкин // Административное и муниципальное право. – 2020. – № 2. – С. 53-71.
61. Павлова, В.В. Деятельность органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации / В.В. Павлова // Студенческий вестник. – 2020. – № 16-7 (114). – С. – 23-25.
62. Пилипенко, А.Н. Франция: деонтология в борьбе с коррупцией / А.Н. Пилипенко // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2018. – № 2 (69). – С. 63-68.
63. Поздняков, А.Н. Международное взаимодействие в борьбе с преступностью в условиях экономических санкций: оперативно-розыскной аспект / А.Н. Поздняков // Эпомен. – 2020. – № 40. – С. 229-247.
64. Попов, С.А. Особенности взаимодействия органов внутренних дел в субъекте Российской Федерации с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции / С.А. Попов // Закон и право. – 2020. – № 4. – С. 169-173.
65. Починок, П.Ю. Понятие и сущность коррупции / П.Ю. Починок // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. – № 3 (67). – С. – 201-208.
66. Синчурин, О.В. Противодействие коррупции в сфере госзакупок: французский опыт / О.В. Синчурин // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – № 5. – С. 134-136.
67. Смольянинов, Е.С. Отдельные аспекты реализации уголовной политики в сфере противодействия коррупции в органах внутренних дел / Е.С. Смольянинов // Российский следователь. – 2019. – № 7. – С. 61-63.
68. Спирин, М.Ю. Понятие и истоки коррупции как социального делинквентного явления / М.Ю. Спирин // Юридический вестник Самарского университета. – 2020. Т. 6. – № 1. – С. 93-97.
69. Тютюнник, Н.А. Систематизация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции: история и современность / Н.А. Тютюнник // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 7 (134). – С. 346-348.
70. Филатова, Т.А. Органы внутренних дел субъект нейтрализации коррупционных отношений / Т.А. Филатова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2020. – № 28. – С. – 200-202.
71. Халеев, А.В. Причинный комплекс коррупции в органах внутренних дел РФ / А.В. Халеев // Студенческий вестник. – 2020. – № 28-1 (126). – С. 85-88.
72. Холодков, Б.Р. Континентальная система права и государства нового времени / Б.Р. Холодков // Государственная служба и кадры. – 2020. – № 2. – С. 215-218.
73. Чередниченко, Е.Е. Понятие коррупции на современном этапе / Е.Е. Чередниченко // Пробелы в российском законодательстве. – 2020. – № 1. – С. 120-122.
74. Черноскутов, В.Е. О роли международного сотрудничества в профессиональной подготовке государственных и муниципальных служащих / В.Е. Черноскутов // Развитие территорий. – 2019. – № 2 (16). – С. 39-48.
75. Шелкова, А.А. К вопросу о роли и месте органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией / А.А. Шелкова // Молодой ученый. – 2020. – № 14 (304). – С. 196-198.
76. Шелуданова, Л.В. История развития теоретических представлений и законодательных норм по противодействию коррупции / Л.В. Шелуданова // Наука среди нас. – 2018. – № 1 (5). – С. 238-242.