Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИКОВ РОССИИ: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Работа №75414

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Исследования образа в психологии 6
1.1 Категория образа в психологии 6
1.2 Исследования политического лидерства в современной психологии 12
1.3 Исследования политического сознания российского студенчества и представления студентов от политических лидерах 17
2 Методы реконструкции образа в психологии 23
2.1 Методы психосемантики в изучении образа 23
2.2 Проективные методы и их применение в изучении образа 27
3 Эмпирическое исследование образов ведущих политиков России в
представлении студенчества 33
3.1 Описание процесса эмпирического исследования 33
3.2 Психосемантический анализ образов российских политиков в сознании молодёжи 34
3.3 Ассоциативный эксперимент 46
3.4 Применение проективного рисунка для реконструкции образа политиков 51
Заключение 56
Список литературы 60
Приложение А Бланк частного униполярного СД 64
Приложение Б Сравнение факторных структур семантических пространств «Путин», «Жириновский», «Навальный», «Кадыров» 66
Приложение В Первичные данные факторного анализа 69
Приложение Г Полный список ассоциаций 71
Приложение Д Рисунки студентов

Изучение проблематики политического лидерства в России обусловлено потребностью познания взаимодействия общества с публичной политической властью. Особенно остро потребность ощущается в переломные моменты развития общества в целом, которые связаны с изменением работы государственного аппарата власти. Зачастую, образ политического лидера является тем ценным звеном, которое может воздействовать на сохранение целостности общества. И в тот момент, когда человеку предстоит сделать нелёгкий выбор в пользу кандидата, готового взять на себя обязательства перед обществом, встаёт вопрос - какими качествами должен обладать лидер, и какие механизмы управляют формированием данного образа в сознании людей.
Образ политического лидера, который внедрён в массовое сознание, представляется как сложный социально-психологический феномен. В нём отражается совокупность его реальных личностных качеств, сформированных в ходе деятельности, средствами массовой информации, политической рекламой на фоне соответствующих стереотипов массового сознания.
Компоненты образа несколько противоречивы, поскольку отражают несовпадение между личностными качествами политических лидеров и теми ролевыми требованиями, которые предъявляются к ним обществом с учетом социально-политической и экономической обстановки, между реальным имиджем и «эталонным образом», уже сформированным в общественном сознании. Поэтому актуальным становится изучение механизмов формирования образа политического лидера.
Современные исследования, посвящённые данной тематике, проводились М. Ш. Джанталеевой, Р. Ю. Беляковым, Е. Н. Новиковой, С. В. Львовым и А. В. Трифоновой. В. С Собкин совместно с М. А. Мнацаканян провел исследование, касающееся отношения школьников к политическим лидерам. Эта работа дала широкие представления об образах политиков в умах подрастающего поколения.
Целью данной работы: реконструировать образ ведущих политических деятелей России у студентов. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Выполнить теоретический анализ, связанный с проблематикой изучения образа политических лидеров в психологии.
2. Определить особенности формирования образа политического лидера у студентов вузов г. Владивостока.
3. В заключении работы необходимо отразить основные выводы и результаты.
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- сбор данных с помощью методики униполярного СД, ассоциативного эксперимента и проективного рисунка;
- статистическая обработка данных при помощи программы SPSS;
- анализ ассоциаций и рисунков.
Исследование проводилось на базе ДВФУ, ТГМУ, МГУ им. Невельского и Дальрыбвтуза, в нём приняли участие студенты 1, 3, 4 и 5 курсов в возрасте 17-23 лет, в количестве 76 человек.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов для прогнозирования отношений молодёжи к политическим лидерам настоящего, предупреждения проблем в сфере политики и формирования политических убеждений.
Новизна исследования заключается в использовании психосемантического метода для выявления установок, представлений и отношений в сфере политической жизни.
В данной работе теоретическим объектом исследования является категория «образ политического деятеля»; структурно-содержательные характеристики образа; эмпирический объект - характеристики образа политического лидера у студентов ДВФУ, ТГМУ, МГУ им. Невельского и Дальрыбвтуза.
Предмет исследования: особенности структурно-содержательных характеристик образов российских политических деятелей у студентов.
Гипотеза данной работы: существуют общие черты в структуре характеристик образа политиков у студенческой молодёжи.
Структура и объём выпускной квалификационной работы определялись целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы и приложения.
Апробация работы.
Данная работа была представлена на VII студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук» 20.05.18.
Участие в конференции «Актуальные проблемы образования» В МГУ им. Адм. Невельского 15.06.18., опубликована статья, индексированная в РИНЦ.
Статья «Образ основных политиков России: психосемантическое исследование» издана в электронном научном журнале «Вестник Восточно-Сибирской открытой академии», выпуск №29.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время лидерство рассматривается как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов. Лидерство представляет собой один из механизмов организации групповой жизнедеятельности, когда самостоятельная личность или часть социальной группы исполняет роль лидера - координирует, направляет действия всей группы. Группа, наделяющая лидера целями и задачами, выражает ожидания и намерения, принимает и поддерживает его действия, что связано с их личными особенностями. Изучение образов политических лидеров происходит в контексте тех изменений и действии, которые осуществляет лидер. Его личностные характеристики являются второстепенными, если они не нарушают представлений, традиционных для определенного общества. В России наблюдается большая инертность в отношении политиков. Они воспринимаются в соответствии с личной мотивацией и предпочтениями, реальный общественный вклад их зачастую не оценивается.
Методы исследований политического лидерства становятся более дифференцированными, так как исследуют специфическую, часто изменяющуюся реальность. Остаются востребованными традиционные методы, такие как опрос, наблюдение и эксперимент, но исследование образов требует качественно иных подходов. В нашей работе мы применили проективные методики, позволяющие исследовать семантическое пространство испытуемых.
Нам представляется интересным продолжить исследования в направлении понимания факторов, влияющих на изменение отношения к политическому лидеру. Также разделение на подгруппы по иным социально - психологическим характеристикам, например, по уровню образованности или этнической принадлежности, могло бы расшить понимание общей картины факторов, определяющих отношение к политическим лидерам.
Теоретический анализ, позволил определить категорию образа в психологической науке.
Специфика процесса формирования образа политического лидера современного типа состоит в активном участии субъектов СМИ в его порождении. Ввиду этого, анализируя образ политического лидера, который базируется на личностных характеристиках политика, на богатстве его выразительных средств, необходимо учитывать активное преобразующее участие субъектов медийного пространства. В этих условиях необходимо, с одной стороны, проанализировать структуру самосознания, установочную позицию самих политиков как непосредственных участников процесса по отношению к образу политического лидера и, с другой стороны, выявить особенности коллективных представлений СМИ о структуре образа политика, которые собственно и формируют его окончательно для предъявления широкой аудитории.
Выявлены общие структуры оценивания политических лидеров. Студенческая молодёжь подходит к формированию образов политических лидеров с позиции оценки профессиональных и личностных качеств политиков. Это подтверждается результатами факторного анализа, позволившего выделить такие факторы, как «Компетентность», «Принципиальность», «Воля», «Жёсткость».
1. Путин В. В. В представлении респондентов президент России обладает сильными лидерскими качествами. К групповым ассоциациям, полученным от студентов, относятся такие понятия как: лидер, сила, власть, ум, надёжность, мудрость, спокойствие, воля, харизма, стратегия, уважение. Столь сильный набор качеств не повторяется больше ни у одного лидера.
Кроме того, фигура президента в высокой степени ассоциируется с образом России, символами государства (флаг России), политической атрибутикой (демократия, налоги и т.д.).
2. Жириновский В. В. Большинство выделенных ассоциаций имеют явный негативный оценочный компонент. Основной блок ассоциаций входит в группу «личностных качеств» (агрессивный, несдержанный, эмоциональный, эксцентричный, вульгарный, невменяемый).
Среди смысловых групп ассоциаций большой вес имеет такая категория, как «шоу-бизнес». В неё включены ассоциации, характеризующие лидера, как медийную личность, часто мелькающую в различных СМИ и имеющую определённый создавшийся в связи с этим образ, обладающий, скорее, негативной окраской (шоу, шут, спектакль, мем, телепередача, клоун).
3. Навальный А. А. Основную группу составляют ассоциации, касающиеся политической деятельности (митинги, ФБК, оппозиция, акции протеста, беспорядки, революция, агент).
Образ данного политика в глазах молодежи, как и у предыдущего, содержит много негативно окрашенных ассоциаций (хитрость, ложь, обман, лицемерие).
Присутствует, как в образе Жириновского и такая категория характеристик, как «шоу-бизнес» (цирк, клоун, пиар, видеоблог). Присутствует так же группа ассоциаций, связанных непосредственно с биографическими характеристиками данной личности.
4. Кадыров Р. А. Образ этого политика обладает сильными лидерскими качествами. В смысловую группу ассоциаций «лидерские качества» входят такие характеристики как: сила, доброта, уверенность, власть, харизма, стабильность, воля, мудрость.
Блок «религиозных признаков» присутствует только у данного политического лидера и включает ряд религиозно окрашенных характеристик (Аллах, Ислам, мечеть, Коран). Это означает, что неотъемлемой частью образа Кадырова являются характеристики его как мусульманина.
Полученные в ходе анализа и интерпретации методики группового ассоциативного эксперимента данные, позволили дополнить реконструируемый образ теми структурно-содержательными характеристиками, которые являются основополагающими при воссоздании образов политических лидеров для данных групп испытуемых.
Специфика проективного рисунка позволила выделить следующие особенности: в изображениях В. В. Путина характерным признаком является связь с национальной символикой. Это объясняется положением лидера страны. Рисунки с Р. А. Кадыровым имеют особенность большого количества изображений, связанных с национальной символикой и рисунками, содержащими религиозные атрибуты. А. А. Навальный в сознании студентов предстаёт в большинстве рисунков в виде заключённого, что объясняется его биографическими характеристиками. В. В. Жириновский в сознании студенчества представляется в образе оратора, что может служить характеристикой его, как лидера политической партии.
Выявленные особенности и закономерности процесса формирования образа политического лидера в современных условиях могут быть учтены и использованы в работе специалистов, занимающихся данной проблематикой.



1. Петренко, В. Ф. Экспериментальная психосемантика: исследование индивидуального сознания // Вопросы психологии. 1982. С. 23- 35.
2. Пищева Т.Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации // Полис. Политические исследования. - 2011. - № 2.
3. Собкин B. C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. — 318 с.
4. Шестопал Е.Б. Введение в рубрику. Человеческое измерение политики // Полис. Политические исследования. - 2013. - № 6.
Статьи
5. Березина, Т. Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. - 1998 - № 4. - 13-26 с.
6. Букин В. П. Общественно-политические настроения молодёжи и электоральные предпочтения молодёжи российской провинции / В. П. Букин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2009. - №4. - С. 161-171.
7. Василюк, Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. — 1993. № 5, 5-20 с.
8. Калугина М.А. Политическое сознание современной студенческой молодёжи малых и средних городов Дальнего Востока России // научная статья - Ойкумена. Регионоведческие исследования 2010 г.- 8с.
9. Русанова А. А. Образ современного политического лидера глазами студенческой Молодежи // Научная статья Власть и управление на востоке России. - 2011г. - 8с.
10. Селезнева А.В. Основные подходы к исследованию политических ценностей // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2007. - № 3.
11. Смирнов, С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Сер.14: Психология. — 1981. №2, 15-29 с.
12. Снегирева, Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке // Вопросы психологии № 6, 1995 С. 20-32
13. Шиняева, О. В., Гоношилина И. Г. Социально-политические установки Российской студенческой молодёжи // научная статья - Социум и власть 2012. - 5с.
Учебники и учебные пособия
14. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев: Ника- Центр, 1997. - 127 с.
15. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
16. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, Наукова Дулека, 1989.
17. Гришко А.А. Некоторые особенности социальной категоризации политики в современной России к построению профиля идеального Президента. // Психология восприятия власти / Под ред. Е.Б. Шестопал. - М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2002. - 244 с.
18. Егорова-Гантман, Е. В. Имидж лидера: психологическое пособие для политиков / Е. В. Егорова-Гантман. - М. : Знание, 1994. -264 с.
19. Ильинский, И. М. Молодёжь и молодёжная политика / И. М. Ильинский. - М. : Голос, 2001. - 692 с.
20. Келли Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов / пер. с англ. и науч. ред.А. А. Алексеева. — СПб.: Речь, 2000. - 249 с.
21. Косаревская, Т.Е. Психосемантический подход к исследованию индивидуального сознания : методические рекомендации / Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина. - Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. - 61 с.
22. Леонтьев, А. Н. Образ мира. Избр. психолог. Произведения / А. Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983. — 261с.
23. Малинова О.Ю. Программы как средство самопрезентации политических партии (на примере «Единства" и «Отечества») // Психология восприятия власти / Под ред.Е.Б. Шестопал. - М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2002. - 244 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. — СПб.: Питер, 2008.
25. Маховек, К. Проективный рисунок человека / К. Маховер. — М.: Смысл, 2009. — 158 с.
26. Osgood, C.E, The nature and measurement of meaning // Psychological Bulletin. 1952. P. 197-237.
27. Петренко В. Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. — 2-еизд., доп. — СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
28. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. - М: КОГИТО- ЦЕНТР, 2002. - 396 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.
Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512с.
30. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.
Рубинштейн. - СПб: Питер, 2003. - 34 с.
31. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики : Учебное пособие для вузов / В.П. Серкин. - М.: Пчела, 2008.-378 с.
32. Серкин, В. П. Психосемантика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. П. Серкин. — М. : Издательство Юрайт, 2017.—318 с.
33. Современная психология : Справочное руководство / И. О. Александров, Ю. И. Александров, В. А. Агарков и др. — Инфра-М Москва, 1999. — 687 с.
34. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. - СПб: Питер, 2006. - 589 с.
35. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
36. Williams, B. A. Knowledge and Meaning in the Philosophy of Mind // The Philosophical Review. - 77 (2). - 1968.
37. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Леон Фестингер; [пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешевой]. - Москва: Издательство «Э», 2018.-265с.
38. Фрейд, З. О клиническом психоанализе: избр. соч. / З. Фрейд [Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. и коммент. Ю.М. Пратусевич]. — М., 1991. — 110 с.
39. Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Ш 23 Практическая психология. Проективные методики. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с. (Психологический факультет).
40. Шульц, Д.П. История современной психологии / Д. П. Шульц. — СПб: Питер, 2002. — 106 с.
41. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. — СПб: Питер, 2002. - 352 с.
Электронные ресурсы
42. Taber Ch., Young E., Political Information Processing. // Oxford
Handbooks Online. [ Электронный ресурс] — Режим доступа: http: //www. oxfordhandbooks. com/view/10. 1093/oxfordhb/9780199760107. 001.
0001/oxfordhb-9780199760107-e-017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ