Введение 4
Глава 1.Продвижение образовательных программ:опыт ведущих зарубежных
университетов 8
1.1 Образовательные программы ведущих зарубежных университетов:общая
характеристика 9
1.2 Магистерские программы: инструменты, средства, каналы продвижение
29
1.3 Продвижение образовательных программ в Китае 40
1.4 Сравнительный анализ систем высшего образование в Китае и
России: возможность продвижения на китайском рынок 48
Глава 2. Программы и результаты исследования каналов продвижение российских магистерских программ на китайском рынке образовательных услуг. 62
2.1 Программа исследования 62
2.2 Результаты интервью с российскими и китайскими экспертами 66
2.3 Исследование сайтов российских университетов 77
2.4 Результаты опроса китайских магистрантов Института ВШЖиМК 82
Заключение 91
Список литературы 95
Приложение 102
Актуальность темы исследования объясняется рядом причин. Применение магистерского образования способствует развитию системы высшего образования, сотрудничеству в обще образовательной сфере и включает многочисленные программы академической мобильности. Вполне естественно, что во многих университетах мира разработке магистерских программ уделяется пристальное внимание.
Популярность магистерских программ в Китае растёт с каждым годом. В условиях возрастающей конкуренции среди молодых специалистов при подаче на вакантные места с целью трудоустройства диплом магистра становится для претендентов серьёзным конкурентным преимуществом. В настоящее время рейтинги китайских высших учебных заведений и качество предоставляемого ими образования также растут. С целью ускорения этого процесса крупнейшие китайские вузы (например, Пекинский государственный университет) уделяют большое внимание привлечению иностранных студентов.
Россия после распада Советского Союза, с целью стимулирования программ по международному обмену студентов, официально включила в систему высшего образования программы магистратуры, реализуемые по сей день. На первых этапах внедрения и реализации магистерского образования в России оно воспринималось исключительно как подготовляющее ее слушателей к научно¬исследовательской или преподавательской деятельности. Это значительно ограничивало область использования программ магистратуры и снижало их востребованность. Высоко- квалифицированные кадры с уровнем магистерского образования требуются не только в вузах и исследовательских организациях в качестве преподавателей или научных работников, но и в реальном секторе бизнеса: в компаниях и организациях разных сфер деятельности и форм собственности. С другой стороны, магистерские программы, действительно, должны иметь сильный исследовательский компонент, для обучения студентов навыкам сбора,анализа и использования информации для принятия решений.
В настоящее время между Китаем и Россией наблюдается положительная тенденция в укреплении сотрудничества в сфере предоставления образовательных услуг. Российские университеты привлекают внимание китайского рынка.Можно утверждать, что сотрудничество по вопросам развития сферы образования между двумя странами имеет хорошую перспективу.
Целью работы состоит в определении стратегии и технологии,приемов и методов продвижения российских магистерских программ на китайском рынке образовательных услуг ,преимуществ и недостатков конкретных стратегий.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) Выявить общую характеристику образовательных программ:опыт ведущих зарубежных университетов.
2) Определить существующие стратегии и технологии существует российских университетов, используемые средства и инструменты продвижения.
3) Дать характеристику существующих PR-стратегии в приложении к магистерским программам.
4) Провести сравнительный анализ стратегий выбранных акторов (России и Китая): определить их конкурентные преимущества, недостатки и перспективы.
5) Объяснить выбор российских магистерских программ китайскими студентами
Объект исследования: стратегия продвижения российских образовательных услуг в КНР. В качестве предмета исследования выступают конкретные стратегии и методы, используемые при продвижении программ магистратуры различными государствами и учебными заведениями.
Методы исследования : Анализ контента сайтов российских университетов, анкетирование китайских магистрантов, интервьюирование российских и китайских преподавателей.
Теоретическая база: Васенев.Ю.Б. ^ Организация и управление учебным процессом вуза при переходе на нового поколения У .Громова Л. А. ^ Диалоговая функция PR в образованииУ .Колесникова И. А. ^ Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования У .Захарова Е. А. ^ Проблемы эффективности маркетинговой деятельности в сфере высшего образования У .Юрченко Н.А., Ворожбит О.Ю., Осипов В.А. ^ Управление продвижением российских образовательных услуг на внешний рынок на основе инновационных стратегий » .Арсеньев Д.Г., Алексанков А.М, Джаим Е.А. и др.
« Маркетинг в международной деятельности вузов » .Митрофанов К. Г. Зайцева О.В, « Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции » .Боревская Н.Е.
«Интернационализация российских вузов: китайский вектор » .Покровский Н. Е.
« О перспективах университетского образования в условиях глобализации У .Романов А. А., Тихомирова Н. В. « Проблемы исследования поведения потребителей на рынке образовательных услуг У .Шишканова Н. С.
В ходе своей работы были рассмотрены магистерские программы в различных странах и университетах,стратегии и технологии продвижения российских магистерских программ образовательных услуг, было проведено интервью с российскими и китайскими преподавателям,исследовала сайтов российских университетов на китайском языке , и проводила анкетирование с китайскими магистрантами.
Магистерское образование, сложившиеся в начале 21 века, требуют значительных изменений в системе высшего образования, с целью подготовки современных специалистов. Магистр сегодня - носитель современных технологий, способный применять достижения зарубежной и науки в деятельности, активно и уверенно действовать в новых общественных условиях. При этом главным смыслом магистерского образования становится создание условий для развития высшего образования. Глобализация, научно-технический прогресс, информационная революция серьезно повышают требования к уровню магистерского образования. Таким образом, магистратура играет очень важную роль в системе высшего образования.
В настоящее время в развитии высшего образования наметилась популяризация, интернационализация магистерского образования. Магистерское образование, вслед за развитием педагогической практической деятельности, находится в состоянии преобразования. Региональные магистерские образования стали относиться как к компоненту высшего образования. Развитие магистерского образование поспособствовало культурному развитию общества, а культурное развитие общества совершенствованию и преобразованию магистерского образования, тем самым полностью подняв уровень магистерского образования, которое оказывает чрезвычайно большое влияние на развитие страны, народа и экономики в целом.
В последние годы специалисты с практическими навыками имеют всё большее влияние на социальную жизнь. В целом, политическая и экономическая ситуация в мире требует стабильности, и поэтому взаимодействие и улучшение отношений между Китаем и Россией- очень важная составляющая. Таким образом , много Китайских студентов поступили в магистратуру в России , и много российских студентов поступили в магистратуру в Китае.
Таким образом, магистратура играет очень важную роль в системе высшего образования, а также в социально-экономической жизни. Непрерывного магистерского образования это очень важно для развития высшего образования. Очевидно , что в будущем у нашей страны и России будет большое сотрудничество. У нас система высшего образования имеет разные преимущества и недостатки. Мы будем помогать друг другу и вместе работать , вместе совершенствовать свои недостатки.
Эмпирическое исследование продолжалось в течение 2 лет. Из результатов исследования становится очевидно, что количество студентов в современном Китае, изучающих русский язык, быстро растет. Все больше и больше студентов выбирают Россию как один из вариантов для продолжения обучения. При этом критерии выбора университетов у студентов разные.Однако, наиболее важный критерий - известность университета. У нас на родине непрестанно совершенствуется система высшего образования и активно развивается сотрудничество с российскими университетами. В настоящее время установлены благоприятные отношения между многими китайскими и российскими университетами. Если студент решает поехать учиться в Россию, то преподаватели из китайских университетов часто оказывают помощь в этом. К тому же, наше государство уделяет большое внимание к направлению студентов на обучение в учреждениях высшего образования России. Так, выделяется больше квот для поступления студентов на места в вузах, финансируемые государственным бюджетом. Последнее, в свою очередь, делает российское образование более привлекательным и служит серьезной поддержкой для студентов. Это - хорошая тенденция для развития дружбы между университетами Китая и России. Со стороны студентов поступление на магистерские программы в вузах России предоставляет высокий потенциал для саморазвития и дает возможность получить ценный зарубежный опыт. Это - главное преимущество. Сегодня российские университеты активно используют современные инструменты для продвижения своих образовательных программ и повышения репутации. У многих из них разработаны китайские версии официальных вебсайтов и/или проводятся специальные мероприятия для привлечения китайских студентов. Китайские студенты могут просто, не выходя из дома, получить информацию об университете: очень быстро и удобно. Это дает возможность студентам напрямую общаться с российскими университетами.
Очевидно, что современные технологии существенно помогают в этом вопросе. Это важное направление для продвижения российскими университетами собственных образовательных программ.
1) Арсеньев Д.Г., Алексанков А.М, Джаим Е.А. и др. Маркетинг в международной деятельности вузов / Под ред. А.М. Алексанкова: Учеб. пособие. - СПб.: Изд- во Политехн. ун-та,2014.
2) Александр П. Магистерское образование в России не пользуется популярностью среди выпускников вузов./ П. Александр.иКЕ:ййр://’№№№.оЬ1да7е1:а.ги/пе’№аде/20537/
3) Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах /А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги.Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований- 2014. - № 1 (11).
4) Белоновская,И.Маркетинг в образовании: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Профессиональное обучение (по отраслям)/И. Белоновская, С.Голошумова.-СПб.:Питер,2010.
5) Боревская.Н.Е.Интернационализация российских вузов: китайский вектор / Н.Е. Боревская (рук.) и др.; Российский совет по международным делам (РСМД). - Москва : Спецкнига, 2013.
6) Бакалавр или магистр: обучение в России. URL:http://www.ecvdo.ru/states/bakalavr-ili-magistr-obuchenie-v-rossii
7) Васенев.Ю.Б. Организация и управление учебным процессом вуза при перпходе на фгос впо нового поколения/Ю.Б.Васенев.-СПб.:Питер,2007.
8) Высшее образование в России.1Ж1.: http://hischool.jofo.ru/225301.html
9) Громова, Л. А. Диалоговая функция PR в образовании .Сборник материалов конференции./Л. А. Громова.- СПб.: Питер ,2002.
10) Добрынин М.А. Дистанционное образование во Франции /М. Добрынин// Педагогика.-2001. -№8.
11) Дубровская В.С., Калачикова О.Н., Карнаухова Н.В., Краснова Г.А., Можаева Г.В., Нужина Н.И., Рыльцева Е.В., Сербин В.А., Трубникова Т.В., Фещенко А.В., Щеголева Н.В. Методика создания и внедрения магистерских программ с модулями в виде дистанционных курсов с участием иностранных профессоров. - Томск, 2015.
12) Значение слова «магистр» и особенности обучения в магистратуре.URL:http://master-dissertation.ru/chto-daet-stepen-magistra.html
13) Захарова Е. А. Проблемы эффективности маркетинговой деятельности в сфере высшего образования/Е. А. Захарова// Экономика и менеджмент инновационных технологий- 2013 . -№4.
14) Интернационализация российских вузов: китайский вектор / Н.Е. Боревская (рук.) и др.; Российский совет по международным делам (РСМД). - Москва : Спецкнига, 2013.
15) Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования /И. А. Колесникова// Непрерывное образование: XXI век.2013.- №1(1).
16) Магистр.иКЕ:ййр://’№№№.тоеоЬга7ОУаше.ги/тад1з1т.й1т1
17) Магистерское образование.иКЕ:й11р://’№№№.ргоз1озба1.ги/1ех1/тад1з1егзкое- obrazovanie/
18) Магистратура в Китае.URE:ййр:/А1оЬа1-еби.ги/1?ога§п-ебиса1:юп/та81:ег-бе§гее- ш-сйша/
19) «Магистратура»: модное слово или путь к успеху.URE: ййр://сйе1Шр1от.ги/1ех1/ебисайоп2/43151Ей1т1
20) Магистратура - образование "выше высшего".URE: http://www.гussian- vuz.гu/aгtic1es/71
21) Магистерское образование. URE: Ьйр^Д^^^ргоМозбакгиЛехЕтащйегзкое- obгazovanie/
22) Митрофанов К. Г. Зайцева О.В Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции/К. Г. Митрофанов., О.В.Зайцева//Научный Вестник Томского государственного педагогического университета .-2009-№ 10.
23) Ныязбекова К.С. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В KHP.URL: http://www.rusnauka.com/3_ANR_2013/Pedagogica/2_126077.doc.htm
24) ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ: ОБУЧЕНИЕ В KИТАЕ.URL:http://www.academconsult.ru/?id=1199
25) Образование в Kитае.URL: http://yourinsa.com/ru/2013-07-25-09-10-59/kitaj
26) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: Общая характеристика изменений в структуре и содержании российского образования.URL:http://www.russia.edu.ru/information/analit/vis/1301,3#1
27) Особенности становления магистратуры в Р Ф .URL: http://www.studmed.ru/docs/document33409/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B 5%D 1%80%D0%B0%D 1%82-%D0%BE%D 1%81%D0%BE
%D0%B 1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D 1%81%D 1%82%D0%B8-
%D 1%81%D 1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB
%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BC
%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D 1%81%D 1%82%D 1%80%D0%B0%D 1%82%D 1 %83%D 1%80%D 1%8B-%D0%B2-%D 1%80%D 1%84
28) Покровский, Н. Е. О перспективах университетского образования в условиях глобализации/Н. Е. Покровский.- ГУ-ВШЭ,2011.
29) Раицкая Л.К. Дистанционное образование в США/ Л.К. Раицкая //Филологические науки в МГИМО: Сборник научных трудов.- М.: МГИМО, 2002. - №10(25).
30) Романов ,А. А, Тихомирова, Н. В. Проблемы исследования поведения потребителей на рынке образовательных услуг/А. А. Романов, Н. В. Тихомирова// Открытое образование. 2006-№3.
31) СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США.иКЕ:ЬИр://еЬагко.пагоТ.ги/1ек81/ап9/3_2Ыш1
32) Сафонов А.А. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ./А.А.Сафонов.иНЕ:кИр://аЬе.уу8и.ги/Воок8/и_о8поуу_ш8/раде0008.а8 р
33) Статус магистра.иКЕ: http://www.askguru.ru/1ist.ghtm1?ID=203037
34) Сравнительный анализ китайской и Российской систем профессионального образования: организация образовательного процесса .URE: http://еyЬeг1eпiпka.гu/aгtiе1e/п/sгavпite1пyy-aпa1iz-kitayskoy-i-гossiyskoy-sisteш- рго1^юпа1подо-оЬга7оуашуа-огдаш7а1Цуа-оЬгагоуа1:е1подо- pгotsessa#ixzz3Y7ZARaPV
35) СПбГУ-Ведущий университет России.
URL: littpAabiUii'ieiit.spbii .гu/шagistгatuгa-v-spЬgu
36) Фендель Т. Бакалавр & магистр или немного истории. URE:http://fest201 l.mgafkTu/gazeta/ngazeta.pdf
37) ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И РОССИИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ).ПЕЕ: http://www.еeпiпauku.гu/page_13629.htш
38) Шишканова Н. С.Управление продвижением образовательных услуг как направление интеграции деятельности их заказчиков и потребителей/ Н. С. Шишканова//Научный вестник Интеграция образования .-2011.-№ 1.
39) Юрченко Н.А., Ворожбит О.Ю., Осипов В.А.Управление продвижением российских образовательных услуг на внешний рынок на основе инновационных стратегий/ Н.А. Юрченко, О.Ю. Ворожбит, В.А. Осипов//Научный вестник Современные исследования социальных проблем.- 2012.- № 12