Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегии избирательных кампаний....5
1.1. Избирательная стратегия: понятие и основные её типы 2
2.1. Предвыборная агитация как форма реализации избирательной стратегии кампании: методы агитации 11
Глава 2. Предвыборная агитация в период избирательной кампании партии Справедливая Россия в Санкт-Петербурге 15
2.1. Положение крупнейших политических партий перед выборами 2016 года
в Санкт-Петербурге 15
2.2. Партия «Справедливая Россия»: анализ избирательной кампании и
методов агитации 29
2.3. Разработка мероприятий по улучшению показателей на следующих
выборах в отношении партии «Справедливая Россия» в г. Санкт- Петербург 48
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложения
Кандидат политических наук А. А. Никитин в своей научной статье «Стратегия и тактика в избирательных кампаниях» писал о том, что «успешное планирование кампании - залог её успешного окончания» . А само проведение избирательной кампании заключает в себе две крайне важные составляющие: стратегическое планирование (стратегия кампании) и тактическое планирование (тактика кампании). Разумно составленная и воплощенная в жизнь избирательная кампания зачастую протекает согласно установленным рамкам стратегии и тактики.
Необходимо особенно обратить внимание на элементы, составляющие стратегическое и тактическое планирование в условиях реализации избирательных кампаний. Одним из таких структурных частей определяется предвыборная агитация. В большинстве случаев именно она становится фактором, побуждающим избирателя голосовать за ту или иную политическую силу.
Отсутствие грамотной, соответствующей современным тенденциям предвыборной агитации политических сил в России, приводит к появлению так называемых «грязных методов», - когда победа любой ценой становится приоритетом, а отношение к таким приёмам - спокойным, что, безусловно, не является нормой. Агитационные действия политических процессов России развиты, конечно, не столь широко и полно, как в странах Европы и США. Но можно заметить явственные черты начала этого развития, что не может не радовать.
Именно потому исследование методов предвыборной агитации столь актуально: их последующее применение формирует, в том числе, качественную стратегическую и тактическую направленность российских политических сил; честную борьбу на политической арене, что является, в том числе, и ядром практической значимости данной работы.
Объект исследования: предвыборная агитация в период избирательной кампании.
Предмет исследования: методы предвыборной агитации в период избирательной кампании партии «Справедливая Россия» на выборах 2016 года.
Цель исследования: рассмотреть сущностные черты основных используемых методов предвыборной агитации партии «Справедливая Россия».
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы стратегии избирательных кампаний: понятие, сущность и типы;
- исследовать предвыборную агитацию как одну из форм реализации избирательных кампаний;
- проанализировать состояние наиболее крупных политических партий перед выборами 2016 года в Санкт-Петербурге;
- изучить избирательную кампанию; методы предвыборной агитации, - в частности, политической партия «Справедливая Россия» в Санкт-Петербурге;
- предложить комплекс мероприятий, направленный на улучшение показателей на следующих выборах партии «Справедливая Россия» в Санкт- Петербурге.
Для подробного раскрытия структуры изучаемого предмета, мы будем применять следующие методы исследования: изучение и обработка научных источников, конкретизация, аналогия, анализ и синтез информации.
Данная работа состоит из двух глав, разделенных на параграфы; заключения; а также списка используемой литературы.
Избирательная кампания есть неотъемлемая часть в целом политического процесса и регионального, - в частности. Эффективность её реализации обуславливает итоговый результат выборов для конкретной политической силы.
Помимо непосредственной реализации стратегии избирательной кампании и достижения её ключевых целей, необходимо помнить и о затратах: как объективно измеряемых, так и «затратах цены победы». Учёт и этого фактора даст возможность скоординировать деятельность сотрудников и на выходе получить результат, который удовлетворит политическую силу или кандидата.
Предвыборная агитация является важнейшим структурным элементом любой политической кампании.
Перечень методов предвыборной агитации широк, а его формирование напрямую зависит от стратегии избирательной кампании политической силы, а также иных внешних и внутренних условий её реализации. Законодательство в этом отношении формирует строгие временные рамки, а также предоставляет перечень возможных видов агитационных действий, однако, так или иначе, оставляет за субъектами агитационной деятельности выбор в отношении её средств.
Политические партии представляют собой важнейший субъект избирательного процесса в Российской Федерации, в итоге формирующий Государственную Думу. Политическая партия обладает собственной особой структурой, принципами деятельности и функциональными особенностями. Кроме того, партия позволяет своим существованием реализовать гражданам свое право на выбор управленческого аппарата в государстве.
Справедливая Россия - одна из наиболее оппозиционных партий по отношению к Единой России в Санкт-Петербурге, так как, по утверждению обеих сторон, именно друг друга они считают конкурентами в связи со схожестью предвыборных мероприятий. В прошедших выборах для Справедливой России преодоление электорального минимума, который партия установила для себя, было - «не условным рубежом, а делом 45 принципа».
Проведённые в 2016 году избирательная кампания и агитационные мероприятия санкт-петербургского отделения партии «Справедливая Россия» не в полной мере способствовали высокому показателю голосующих. Конечно, нельзя не обратить внимание и на внешние факторы: сильная конкуренция, применение смешанной системы выборов, более эффективные действия оппозиционных политических сил и многое другое.
Предложенные мероприятия по улучшению показателей следующих выборов санкт-петербургского отделения партии «Справедливая Россия» позволит улучшить в перспективе положение партии в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.
1. Андреева Л.А., Перетягина Л.В. К вопросу об агитации в избирательном процессе // Вопросы современной юриспруденции. - №10 (60). 2016. С. 52-64
2. Брайан О. Планирование политических кампаний // Перевод и
редактирование Московского представительства Национального
демократического института международных отношений (США). - М., 1999. С. 101
3. Белов С.А. Системное правовое регулирование избирательной системы // Российский юридический журнал. - № 1. 2011. С. 88
4. Бутина С.Г. Правовое регулирование предвыборной агитации и особенности её проведения // Научный вестник Омской академии МВД России. - №1 (52). 2014. С. 20-24
5. Выборы 2011-перед стартом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - №38. 2011. С. 2-11
6. Зелинский Я.В. Формы и методы предвыборной агитации: проблемы идентификации // Научный вестник Омской академии МВД России. - №2(49). 2013. С. 37-40
7. Лагутина О.В. Избирательные кампании и СМИ: учеб. пособие // О.В. Лагутина; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2014. С. 152
8. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. - М.: SPSL,
2002. С. 67-464
9. Молокова М.А. Программные требования партии «Справедливая Россия» в современных условиях // Власть. - № 1. 2010. С. 38
10. Никитин А.А. Классификации избирательных технологий // Грамота. - №1 (27). 2013. С. 5
11. Никитин А.А. Стратегия и тактика в избирательных кампаниях / А. А. Никитин. - Казань, 2007. - С. 202
12. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 38, ст. 4339. С. 7448-7518
13. Янучков А.И. Выборы Государственной Думы РФ и «партии власти» в условиях современной политической реформы // Ученые записки Санкт- Петербургского им. Б.Б. Бобкова филиала российской таможенной академии. - № 2 (34). 2009. С. 130
14. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2, ст. 171. С. 359-492; 2005. № 21, ст. 1919. С. 5194-5352; 2002. № 24, ст. 2253. С. 6074¬6216.
15. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2010. — 384 с.
16. Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
17. Смирнов В.В. Концепции проектов Федерального закона о политических партиях // Гос. и право - 2001. - №9. - С.99-107.
18. Соловьев Э.Г. Российские партии власти: в поисках
внешнеполитической стратегии // Вестн. МГУ - 2005. - №2. - С. 37-56.
19. Телков А.С. К вопросу об особенностях становления российских политических партий и партийной системы в ХХ в. // Вестн. МГУ - 2002. - №5. - С.63-69
20. Торопов С.В., Маркелов Ф.В. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "О выборах Президента Российской Федерации". - М.: Эксмо, 2004. - 320с.
21. Устименко С.В. Российская многопартийность и место «партии власти» в партийной системе // Власть - 2005. - №4. - С.22-29.
22. Хабриева Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительно власти Субъектов РФ // Журнал рос. права - 2008. - №1. - С.3-10.
23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. Стрекозова В.Г. - М.: Интерстиль, 2005. - 416с.
24. Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2008. - 448с.
25. Чиркин В.Е. Оптимальная избирательная система для России (субъективные заметки) // Журнал рос. права - 2008. - №11. - С.11-15.
26. Чуров В.Е. Итоги выборов 2007 года в цифрах и размышлениях // Констит. и муницип. право - 2008. - №6. - С.15-17.
27. Шемелин А.В. Генезис политических партий в России и электоральные предпочтения граждан РФ (политико-правовые аспекты) // История гос. и права - 2008 - №1 - С.5-8.
28. Янчуков А.И. Политические партии в современном избирательном процессе России // Вестник РУДН. - 2004. - № 1. С. 124.
29. Зотова З.М. Власть и общество: Проблемы взаимодействия / Под общ. ред. С.А. Попова. - М., 2001. - 290с.
30. О политических партиях: ФЗ от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 08 ноября 2008 № 200-ФЗ) Собр. законодательства - 2008 - №45. - Ст.5146.
Электронные ресурсы:
31. Нам предстоит самая конкурентная борьба за всю историю выборов
[Электронный ресурс]. - Режим
доступа:ййр://зрЬ.ег.ги/пе’№з/2015/11/8/nikonov-nam-predstoit-samaya- konkurentnaya-borba-za-vsyu-istoriyu-vyborov/
32. Интернет-приемная С.М. Миронова [Электронный ресурс]. - URL: http://mironov.ru/vystupleniya/vystuplenie-na-vi-sezde-politicheskoj-partii-spravedlivaya- rossiya-itogi-obsuzhdeniya-predvybornoj-programmy-partii-24-sentyabrya-2011-goda-g-moskva/
33. Официальный сайт партии Единая Россия в Санкт-Петербурге
[Электронный ресурс]. - URL:http://spb.er.ru/
34. Официальный сайт партии Справедливая Россия [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZwww.spravedlivo.ru/index.html
35. Официальный сайт партии Справедливая Россия в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - URL:http: Z/spb .spravedlivo .ruZindex.html
36. Официальный сайт партии ЛДПР в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - URL:http:ZZldprspb.ru/
37. Официальный сайт партии КПРФ [Электронный ресурс]. - URL: https:ZZmsk.kprf.ruZ2016Z06Z25Z11210Z
38. Петербургская интернет-газета Фонтанка [Электронный ресурс]. - URL:http: ZZm.fontanka.ruZ
39. Санкт-Петербургская избирательная комиссия [Электронный ресурс]. - URL: http: ZZwww.st-petersburg.izbirkom.ruZ
40. Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:ZZwww.consultant.ruZdocumentZcons doc LAW 16172Z
41. Единая Россия единственная из партий пойдет с правой повесткой
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:ZZspb.er. ruZnewsZ2015Z12Z24Zvolodin-edinaya-rossiya-edinstvennaya-iz-partij -poj det-na-vybory-s-pravoj -povestkojZ
42. Газета «Известия»http:ZZizvestia.ruZ[Электронный ресурс]