Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенность освещения российско-китайского культурного обмена в СМИ

Работа №75239

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы116
Год сдачи2016
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
266
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Отражение культурного обмена в СМИ
1.1 Понятие культуры и культурного обмена 7
1.2 Роль СМИ в развитии культурного обмена между странами 15
1.3 Основные этапы и направления российско-китайского культурного
сотрудничества 20
Глава 2. Специфика освещения российско-китайского культурного обмена средствами массовой информации
2.1 Специфика освещения межкультурного взаимодействия в СМИ 46
2.1.1 Специфика освещения межкультурного взаимодействия России и Китая в
китайских СМИ (Жэньминь, ССТУ, Синьхуа) 47
2.1.2 Специфика освещения межкультурного взаимодействия России и Китая в
российских СМИ (Известия, Первый канал, Риа Новости) 60
2.2 Разновидности СМИ КНР, отражающие тему культуры России 69
Заключение 95
Список литературы 98
Приложение


В последнее время все более очевидной и актуальной становится необходимость формулирования новых теоретических и практических подходов к изучению взаимодействия России и Китая, стран, обладающих ярко выраженными культурно-историческими особенностями и длительным периодом взаимоотношений во всех сферах жизнедеятельности.
Во взаимоотношениях государств и народов огромную роль играют гуманитарные связи, оказывающие серьезное влияние на процесс их взаимодействия. В силу давних двусторонних контактов России и Китая, наличия общей границы, в течение долгого времени происходило формирование и развитие разносторонних связей, в том числе в сфере культуры.
История формирования российско-китайского культурных связей, их развитие, этапы, тенденции и особенности взаимодействия - это актуальная теоретическая и прикладная проблема всеобщей истории, востоковедения и международных отношений.
Актуальность определяет также современная геополитическая значимость отношений между Россией и КНР. Российско-китайские отношения являются одним из важнейших индикаторов политической обстановки в мире. Исследование современных культурных связей и контактов Российской Федерации и Китайской Народной Республики - важное направление двухсторонних межгосударственных отношений. В этой ситуации формируется различные особенности культурного обмена в китайских и российских СМИ. В связи с современной геополитической обстановкой в мире, отношения двух стран выходят на новый этап сотрудничества. Культура, как один из важнейших аспектов жизни человека, являющийся залогом формирования общих ценностей, становится важным направлением межгосударственного сотрудничества.
Значение культурного обмена в условиях глобализации - также является основанием актуальности данного исследования. Средства массовой информации, являясь единственным средством придания массового характера этому взаимодействию, становятся объектом пристального научного внимания. На данном этапе требуется глубокий и полный анализ средств массовой информации с целью установления их роль в формировании отношений между двумя странами.
Научная новизна: Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены особенности освещения российско-китайского информационного взаимодействия в сфере культуры в средствах массовой информации. Проанализирована роль СМИ в реализации информационной поддержки культурному взаимодействию между странами.
Цель исследования: Выявить специфику участия СМИ России и Китая в информационном сопровождении культурного взаимодействия.
Для достижения цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. определить понятие культуры и культурного обмена;
2. рассмотреть роль СМИ в реализации информационной поддержки культурному взаимодействию между странами, и значение культурного обмена в условиях глобализации;
3. исследовать основные этапы становление культурного обмена в СМИ;
4. проанализировать особенности участия СМИ в реализации российско- китайского культурного обмена.
Объектом исследования является средства массовой информации России и Китая.
Предметом исследования являются особенности освещения российско- китайского культурного обмена в СМИ.
Положения, выносимые на защиту.
1. Российско-китайское информационное взаимодействие в сфере культуры в средствах массовой информации обладает рядом особенностей, которые определяются историческим, географическим, политическим, экономическим и другими факторами. Воздействие этих факторов влияет на культурный обмен двух стран.
2. Все эти факторы влияют на состояние российско-китайского культурного обмена в СМИ. Межкультурное взаимодействие в российских и китайских СМИ неоднородно. Здесь имеется ряд особенностей, которые позволяют говорить о специфике межкультурного взаимодействия в СМИ двух стран.
3. В настоящее время СМИ Китая представляют собой мощную информационную систему, которая является одной из ведущих в мире. Русскоязычные и двуязычные СМИ Китая играют важную роль в межкультурном взаимодействии двух стран.
Теоретической базой исследования послужили работы на тему «культура и культурный обмен» Чжу Си, Гуань Шицзе, Сы Хань, А. Р Аликберова, А. А. Сусоколов, Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин.
Вторая тема на исследование: «значение СМИ как источника культурной информации», я прочитала работы Ван Хунцзян, Кэ Хуйсинь, А. А. Сусоколов, В. Д. Попков.
Для изучения российско-китайских отношений в области культуры необходимо рассмотреть работы следующие авторы: Чжэн Чуньли, У Янь, Яньцзю, Цао Цзинхуа, Цай Жэньхоу, Чжи Лян, Лю Ядин, Ли Минбинь, Ю. М. Лотман, А. С. Кармин, А. В. Бондаренкой, М. Н. Ким, А. В. Манойло, А. И. Петренко, Д. Б. Фролов и других авторов.
К исследованию были привлечены статьи крупнейших китайских СМИ на русском языке, как китайский информационный интернет-центр - «Информационный сервер», «Международное радио Китая», журнал «Китай», газета «Дракон», «Век», «Китайско-российский вестник» др. Исключительно
Методы исследования. Исследование основывается на общенаучных исследовательских подходах, используются методы исторического анализа, сравнительного анализа и информационно-смыслового анализа, контент-анализ. Метод исторического анализа позволяет выявить общие тенденции и этапы в культурных связях России и Китая в СМИ. Метод сравнительного анализа определил специфику СМИ двух стран в информационном сопровождении культурного взаимодействия. Метод информационно-смыслового анализа, который используется в ходе изучения печатных выпусков газеты: «Известия» и «Жэньминь Жибао». Тоже анализировать с помощью телевидения: «первый канал», «CCTV», и информационных агентств: «РИА Новости» и «Синьхуа». Контент-анализ позволил выявить специфику подхода СМИ к межкультурного обмену.
Эмпирической базой исследования стали 6 значимых источников СМИ России и Китая: газеты: «Известия» и «Жэньминь Жибао »; телевидения: «Первый канал» и « ССTV»; информационные агентства: «РИА Новости» и «Синьхуа».
Хронологические рамки исследования. Для анализа выбраны публикации за 2006 и 2011 годы. 2006 год является годом России в Китае. В 2011 году не было значимых межгосударственных культурных событий. Такой выбор временных промежутков позволяет выявить особенности освещения СМИ о культурном обмене между странами в разных социокультурных условиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, мы завершили рассмотрение особенности освещения российско-китайского культурного обмена в СМИ.
Культура является сложным фактором человеческого бытия, которая
является типом информационного процесса. Можно сказать, что культура — это
поле человеческого общения, она объединяет народы, социальные группы,
государства. Глобализация сильно влияет на состояние нынешнего мира. Она
дает возможность всем странам получить новое от других стран. Глобализация
тоже способствует культурного обмена всей планеты. Культурный обмен всегда
занимал основополагающее место в международном общении. В современном
мире в эпоху интеграции, культурного обмена, большое значение имеет
межкультурная коммуникация, которая осуществляется на разных уровнях.
Российско-китайского межкультурного обмена в СМИ связана
исторической значимость отношений между Россией и Китаем. Отношение
между Китаем и Россией развивается с каждым годом. В разных этапах СМИ
играют неодинаковую роль в отношении между двух сторон. В начале 20 века,
СМИ только публиковали о политике и экономике наших стран. С развития
отношения и сотрудничества в различных сферах, СМИ обратили внимание на
проблему общества, культуры, образования и науки.
Важно отметить, что отражение межкультурного взаимодействия в
российских и китайских СМИ неоднородно. 2006 год был обозначен как год
России в Китае, поэтому на страницах как российских, так и китайских СМИ
было достаточно много публикаций, отражающих культурного обмена. Так,
газета «Жэньминь Жибао» опубликовала 1463 материала, в ленте
информационного агенства найдено 1777 публикаций, на канале CCTV – 264
репортажа из России, освещающих культурную жизнь двух стран. Вместе с тем,
спустя пять лет, в 2011 году количество материалов резко сократилось, хотя и не
исчезло вовсе. Однако обе стороны подчеркивают важное значение
двусторонних связей на различных уровнях. И в 2006 – год России в Китае
публикации гораздо больше, чем в 2011. Ведь в 2011 году не было значимых
межгосударственных культурных событий. Таким образом, можно сказать, что
китайские СМИ больше обращают внимание на дружественное сотрудничество
между Россией и Китаем, и чаще сообщают новости о России во всех сферах. В
2006 году публикации газеты о культуре больше, чем в 2011 году. Можно
сказать, что праздник Года способствует культурный обмен. Это не только
влияет на страну и народа, но и влияет на тематику публикации. И в ходе
мероприятий затрагивались различные темы, которые также освещались в
прессе. Среди прочего мы можем отметить экологическую проблематику,
вопросы искусства, кино, телевидения и т.д. Можно сказать, что основной
формой российско-китайского сотрудничества в области культуры являются
гастроли. Ежегодно в Китае выступают художественные коллективы,
анализирующихся, в основном, в области легкого жанра – варьете, цирк и
т.д. Из высоких форм искусства преобладают балетные труппы и ансамбли
классической музыки.


1. Аликберова Альфия Рафисовна. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования. Казань - 2014
2. Бондаренко А.В. «Мягкая сила и управляемый хаос - инструменты современной политики»
3. Бочарников A.M., председатель комитета по культуре и искусству администрации Хабаровского края. «О состоянии сотрудничества в области культуры и искусства между Хабаровским краем и северо-восточными провинциями Китая». // Международная научно-практическая конференция «Дальний Восток России - Северо-Восток Китая: исторический опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества г.Хабаровск, 1-3 июня 1998г.
4. Ван Улу. Исследование обозрений в газете «Жэньминь жибао». - Пекин: Изд-во Тун Синь, 2007.
5. Век информации : СМИ и внешняя политика Китая: сб.нау.статей В26 №4(S1)/ ред.-сост.Р.В.Бекуров, Ю.С.Данилова, С.Б.Никонов.- СПБ: С.- Петерб.гос.ун-т, Ин-т «Высш.шк.журн.и мас. Коммуникаций», 2014.- 196с.
6. Гуань Шицзе. «Теория межкультурной коммуникации». Пекин, 1995. С. 14
7. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.,2002. С.20.
8. Засурский Я.Н. Колонка редактора: Информационное общество прирастает развивающимися странами. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2009, № 3. - C.8
9. Землянова JI.M. Процесс глобализации СМИ и культура //Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1998. -№ 2. - C.21-22
10. Кармин А.С., «Культурология» М., 2005, С. 30.
11. Конфуций «Лунь юн»: Исслед., пер. с кит., коммент. / Л. С. Переломов; Факс, текст «Лунь юя» с коммент. Чжу Си; РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 1998. С. 148.
12. Кэ Хуйсинь, Чжэн Чуньли, У Янь. Образ России в китайских средствах массовой информации. 2001, No5. С. 31-34.
13. Кэ Хуйсинь, Чжэн Чуньли, У Янь . Образ России в китайских средствах массовой информации. 2007, No5. С.32.
14. Китай в мировой и региональной политике: История и современность: В ы п у с к XIII (специальный). Основные особенности внутри- и внешнеполитического курса китайского руководства и их влияние на образ России в Китае. М., 2008
15. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / Ким М. Н. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004.— С.55
16. Корнилков Е.В. Информационное пространства провинциального города. // Развитие средств массовой коммуникации и проблемы культуры. М., 2001.
17. Лю Босянь. Партийная пресса и вступление в ВТО. - Пекин: Изд-во Китайского университета коммуникаций, 2007 - 480 с.
18. Линь Хуэй. Неоконченная история: Передний край реформы китайской журналистики. - Шанхай: Изд-во университета Фудань, 2004 - 390 с.
19. Ларин В.Л. В тени проснувшегося дракона: российско-китайские отношения на рубеже XX - XXI веков. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - С.180-183.
20. Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб., 2001. - С. 395.
21. Манойло А.В. Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологических конфликтов высокой интенсивности и социальной опасности. / Учебное пособие. М.: МИФИ, 2004.
22. Михайлов С. А., Современная зарубежная журналистика: Учебник. - СПБ.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 320с.
23. Материалы 21-го ежегодного Конгресса китайской вечерней прессы в Шанхае (Пекин, 29 окт. 2006 г.). - Пекин, 2006 - 560 c.
24. Медиаобраз Е.Н. России как понятие теории журналистики // ВестникМГУСер.10.Журналистика. 2007.- No4.-C122-127
25. План культурного сотрудничества между правительством российской федерации и правительством Китайской Народной Республики на 1999 - 2000гг. (Москва, 27 апреля 1999 года)
26. Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества: материалы 2-й международной научно-практической конференции (Благовещенск-Хэйхэ, 17-18 мая 2012 г.) / отв. ред. Д.В. Буяров. - Благовещенск: БГПУ, 2012.с.236
27. Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы 2-й международной научно-практической конференции (Благовещенск-Хэйхэ, 17-18 мая 2012 г.) / отв. ред. Д.В. Буяров. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. - 306 с.
28. Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научно-практической конференция, МГИМО (У) МИД РФ, г. Москва, 21-22 декабря 2006 г.) / под ред. А.В.Лукина; Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - 204 с.
29. Россия и Китай: история иперспективы сотрудничества: материалы 2-й международной научно-практической конференции (Благовещенск-Хэйхэ, 17-18 мая 2012 г.) / отв. ред. Д.В. Буяров. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. - 306 с.
30. Сергеев Г.И. От дибао до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет: (История средств массовой коммуникации Китая): Монография. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989. - 224 с
31. Сусоколов А. А. «культура и обмен». М. 2006. С.13
32. Сборник Российско-китайских договоров 1949 - 1999 гг. - М., 1999. - С. 132 - 133.
33. Сы Хань. Западные корреспонденты о российской преступности// Болань щоньшу. 15 декабря 1995. Статья размещена в колонке, которую вел профессор Лань Иннянь, переводчик русской литературы. Во время его отъезда в США редакция приглашала других авторов для ведения этой колонки.
34. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая. Сборник Российско-Китайских договоров 1949-1999 гг. - М., 1999. - С. 396; Протокол I заседания Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. Сборник Российско-Китайских договоров 1949-1999 гг. - М., 1999. - С. 399.
35. Совместная российско-китайская декларация // Проблемы Дальнего Востока. - 1993. - №1. - С.5.
36. Тун Цзяньчжоу, Ван Юн. Железная рука Путина. Пекин, 2000.
37. Цзя Лежун. Интернет и китайские онлайновые СМИ. - М.: Изд-во Московского университета.2004.1
38. Чжэн Цзяцзе. Элосы цзунтун - Мэйдэвэйцзефу (Президент России - Медведев). Пекин, 2008.
39. Чжи Лян. Русская литература и Китай. Шанхай, 1992, С.409.
40. Яньцзю. Китай и Россия: сравнение образов // Сибирь. 2007, No4. С. 55.
41. Яньцзю. Изменение образа России в Китае за последние полвека //Пекин, 2008, No5. С. 53.
42. Янь Вэйгуан. Тенденция развития Центрального TB Китая в 21 в. // Телевизионное исследование. 2004. No.3


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ