Введение 1
Глава 1. Теоретические основы моделирования речевого воздействия в социальной рекламе 3
1.1 Понятие и особенности социальной рекламы 3
1.2. Манипулятивный потенциал социальной рекламы 8
1.3 Стратегии речевого воздействия 13
Глава 2. Анализ использования стратегий и тактик речевого воздействии в аудиовизуальной социальной рекламе 36
2.1 Негативный подход 36
2.2 Прием сочетания масок 42
2.3 Комбинирование стратегий речевого воздействия 45
2.4 Использование контекста 48
2.5 Подстройка к аудитории через ценности общества 51
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Список приложений 64
Приложение 1. Сравнение основных составляющих социальных и коммерческих проектов 64
Приложение 2. Распределение тем отобранных видеороликов 65
В современном мире социальная реклама выступает мощным инструментом влияния на общественные модели поведения, привлекает внимание к острым проблемам и пропагандирует общечеловеческие ценности. Важность современной русскоязычной социальной рекламы как инструмента напрямую зависит от возрастающей социальной ответственности со стороны государства и общества. В связи с ростом запроса общества на качественный социальный продукт, становится необходимым повышение эффективности воздействия социальной рекламы, что говорит в пользу актуальности исследования манипулятивных средств социальной рекламы. Отдельно стоит отметить необходимость своевременного исследования, потому как рекламной деятельности свойственно подстраиваться под нужды общества и видоизменять свои черты с течением времени.
Научная новизна работы заключается в использовании системы, сформулированной на материале коммерческих рекламных текстов, применительно к социальной рекламе и выявлении особенностей воздействия русскоязычного социального продукта на аудиторию.
Объектом исследования стала русскоязычная аудиовизуальная социальная реклама XXI вв.
Предметом исследования являются стратегии и тактики речевого воздействия, задействованные в видеороликах.
Цель данной работы заключается в выявлении некоторых закономерностей использования речевых стратегий и тактик в русскоязычной социальной рекламе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- описание теоретической базы исследования;
- изучение специфики манипулятивного потенциала социальной рекламы;
- описание актуальных стратегий и тактик речевого воздействия;
- анализ применения манипулятивных приемов в рекламных текстах и сценариях;
- выявление тенденций использования стратегий и тактик речевого воздействия.
Явление современной социальной рекламы рассматривалось с опорой на работы Г.Г. Николайшвили, Ученовой В.В., Старых Н.В. Для изучения стратегий речевого воздействия и других манипулятивных техник были использованы работы Е.С. Поповой, О.С. Иссерс, А.А. Горячева, И.Г. Катеневой.
В ходе работы были применены следующие общенаучные методы: теоретические (дедукция, лингвостилистический анализ) и эмпирические (наблюдение, качественный и количественный медиа-анализ).
Эмпирическая база исследования составляет 100 видеороликов современной русскоязычной социальной рекламы (с 2000 по 2016 гг).
П о структуре работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений.
Первая глава посвящена теоретической стороне вопроса. В ней рассматривается явление социальной рекламы в современном медийном пространстве и обозреваются отобранные речевые стратегии.
Во второй главе выявляются манипулятивные приемы, задействованные в видеороликах, обобщаются закономерности использования стратегий и тактик речевого воздействия в русскоязычной социальной рекламе. Наиболее характерные закономерности анализируются с точки зрения эффективности воздействия. В заключении сформулированы основные практические выводы исследования.
Количество социальных продуктов в русскоязычном пространстве растет с каждым годом, охватывая все больше проблем современного общества. Социальная реклама была и остается немаловажным средством влияния на социум, способным как привлекать внимание к проблемам, так и влиять на общественные мнения. Зародившись как средство влияния государства на граждан, с течением времени социальная реклама становилась все более популярным форматом коммуникации. На сегодняшний день к социальным продуктам обращаются государственные структуры, некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, социально ответственный бизнес, СМИ и т.д.
Несмотря на популярность социальной рекламы как явления, количество информации о манипулятивном потенциале социальной рекламы крайне мало, не говоря уже о том, что мы не смогли обнаружить ни единой работы, посвященной исследованию средств воздействия русскоязычного социального продукта на аудиторию, что указывает на недостаточность знаний по данному вопросу.
Среди рассмотренных стратегий речевого воздействия, выведенных исследователями на материале коммерческой рекламы и публикаций в СМИ, мы выявили семь стратегий, средства которых имеют для нас особую важность при анализе социальной рекламы: это стратегия управления критичностью восприятия, стратегия фрустрации, стратегия дискурсивного позиционирования, мнемоническая стратегия, стратегия управления вниманием, стратегия управления декодированием и интерпретацией и стратегия ассоциирования.
Рассматривая материал, мы отметили несколько закономерностей использования речевых стратегий и тактик, свойственных российской аудиовизуальной социальной рекламе.
Во-первых, мы определили наиболее часто используемую из разобранных стратегий и пришли к выводу, что ни один современный социальный ролик не обходится без привлечения стратегии управления критичностью восприятия. Независимо от тематики и формы подачи сообщения, авторам рекламного ролика необходимо пробиться через критический барьер восприятия зрителя, чтобы коммуникация была успешной. Средства этой стратегии отчетливо видны даже в любительских роликах, авторы которых вряд ли знакомы с понятием коммуникативных стратегий, так что используют манипулятивные приемы скорее интуитивно, как любые адресанты сообщения, стремящиеся повлиять на адресата. Самым популярным приемом из арсенала стратегии управления критичностью восприятия можно с уверенностью назвать провоцирование эмоций.
Вторая закономерность касается реализации частного случая стратегии управления критичностью восприятия — стратегии фрустрации. Мы отметили, что использование средств стратегии фрустрации свойственно большинству роликов, заказчиком которых выступает государство, и которые задают тон всему русскоязычному рекламному пространству. Вслед за множеством единообразных роликов об употреблении алкоголя и безопасности дорожного движения, созданных по заказу Минздрава и ГИБДД, многие авторы социальных рекламных продуктов на те же темы, по умолчанию перенимают манеру эксплуатации исключительно негативных эмоций и линейность сюжета.
Третий вывод касается тактики надевания маски, присущей стратегии дискурсивного позиционирования. Мы отметили, что авторам рекламного текста свойственно комбинировать по две-три маски за один сюжет, сменяя, например, позицию информатора на позицию наставника. Мы пришли к выводу, что ход со сменой маски чаще всего не помогает авторам, а мешает: стремясь сократить психологическую дистанцию между собой и зрителем, автор ее только увеличивает (как при переходе от нейтрально настроенного информатора к категоричному наставнику, который обязан выдать инструкции зрителю). Гораздо более цельной конструкцией выглядит реклама, в которой автор придерживается одной позиции или сменяет первоначальную маску на ту, что позволит еще больше приблизиться к аудитории.
Четвертая выявленная особенность: в отличие от коммерческой рекламы, социальная реклама не может себе позволить играть в загадки со зрителем, чтобы тот получил удовольствие от процесса дешифровки сообщения и за счет этого проникся к объекту рекламирования. В связи с этим, авторы социальной рекламы очень внимательны к средствам стратегии управления декодированием и интерпретацией, а также осторожны в формулировках. Стремясь минимизировать риск, они оставляют все меньше текста в рекламных роликах, потому сейчас очень популярен формат социальной рекламы, где основной сюжет подается под музыку и без озвучки, а вербальные средства выразительности используются только в конце, при подведении итогов ролика.
В-пятых, стоит отметить то, что стремясь найти общий язык со зрителем через приемы стратегии дискурсивного позиционирования, авторам русскоязычной социальной рекламы свойственно создавать ролики с ярко выраженной патриархальной окраской. Подобные ролики в довольно категоричной форме подчеркивают различия между маскулинностью и фемининностью, и диктуют аудитории модели поведения, которых должны придерживаться зрители, в зависимости от пола.
Шестой вывод заключается в том, что используемые вместе стратегии дают своеобразный эффект синергии. Так, например, комбинация средств стратегии управления вниманием и мнемонической стратегии, будет гораздо эффективнее, чем раздельная работа этих стратегий: если рекламному ролику удалось успешно заинтересовать зрителя, то шансы сообщения отложиться в памяти адресата гораздо выше.
И, наконец, последним пунктом стоит упомянуть, что в рамках стратегии ассоциирования, среди отобранных для анализа социальных роликов, мы выявили четыре наиболее крупные категории, ориентируясь на ценности, с которыми были связаны рекламируемые модели поведения. В первую категорию, пропагандирующую здоровый образ жизни и заботу о своем организме, входят ролики о вредных привычках (употребление алкоголя, наркотических веществ, табака) и здравоохранении. Ко второй категории, где ценностями выступают доброта и ответственность, мы отнесли ролики об отношении к детям (насилие над детьми, сиротство, неправильное воспитание) и домашним животным (беспризорность, неправильное воспитание). Ценности третьей категории — доброта и взаимопомощь, присущие рекламным роликам о благотворительности и донорстве. Последняя категория насаждает ценности порядочности и законопослушности, представителями выступают ролики о соблюдении ПДД и реклама государственных органов.
Перечисленные тенденции являются результатом использования концепции, выведенной на материале коммерческого рекламного продукта, применительно к социальной рекламе.
1. Астахова Т.В. Хорошие идеи в Америке рекламируют. 14.03.2001
// Сайт клуба взаимопомощи НКО
URL:https://www.wildfield.ru/club/c05c000.htm
2. Белозерова Е.В. Реклама как жанровый метаконцепт: на материале русской лингвокультуры: дис. ... канд. филол.наук. Волгоград, 2007
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. / пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка. - К.: PSYLIB, 2004.
4. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учеб. пособие. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
5. Бове К.Л, Аренс УФ. Современная реклама. / пер. с англ. - М: Довгань, 1995.
6. Гандапас Р Камасутра для оратора. — М.: Олимп-бизнес, 2004.
7. Горячев А.А. Моделирование речевого воздействия в рекламной коммуникации: дис. . канд. филол. наук. СПб, 2010.
8. Денисова. А. А. Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад, 2003.
9. Денисюк Е. В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: дис. ... канд. филол. наук: - Екатеринбург, 2003.
10. Долгов М. Двигатель прогресса. 25.05.2010 // Сайт маркетинговой компании Старт Маркетинг
URL: http: / / startmarketing.ru/news/49
11. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. - М.: Зерцало, 1996.
12. Ильинова Е. Ю. Рекламный дискурс: ценности, образы, ассоциации // Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева. М.: Флинта: Наука, 2011.
13. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М.: ЛКИ, 2008.
14. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо-пресс, 2000.
15. Карасик В.И., Языковые ключи. М.: Гнозис, 2009.
16. Катенева И.Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ (на материале общественно-политических оппозиционных изданий): дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2010.
17. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие.
- Воронеж: ВГТУ, 2000.
18. Кириллова Н.Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиций нравственных категорий / Вестник НГТУ им. Р Е. Алексеева. - 2012. - № 1.
19. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие .- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
20. Кондаков И.М. Психологический словарь. - СПб: Питер, 2000.
21. Кутузов Р.В. Вместо гарантии. 03.12.2007 // Электронная версия журнала Forbes
URL: http://www.forbes.ru/forbes/issue/2007-12/11219-vmesto-garantii
22. Ликбез. 2004 // Сайт информационно-аналитического агентства социальнаяреклама.ру
URL:http://www.socreklama.ru/likbez/?ELEMENT_ID=5763
23. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
24. Малышева Е. Минздрав объяснил рост смертности алкоголизацией населения. 12.08.2015 // Новостной интернет-портал РБК URL:http://www.rbc.ru/economics/12/08/2015/55cb27e89a7947573db06b8 7
25. Николайшвили Г. Коммерческая, политическая и социальная реклама: сотрудничество или конкуренция? 25.11.2003 // Журнал Со-общение URL: http://soob.ru/n/2003/1/practice/40/print
26. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2008.
27. Пирогова Ю. К. Информационная безопасность и языковое манипулирование в рекламном дискурсе. - М.: Аспект Пресс, 2002.
28. Попова Е. С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте / Известия Уральского государственного университета. - 2002. - №24.
29. Социальная реклама. 12.01.2009. // Энциклопедия маркетинга, по материалам журнала Рекламодатель. - 2008. - № 11
URL:http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/advert/social_adv.htm
30. Ученова В.В., Старых Н.В. Социальная реклама. Учеб. пособие. - М.: ИндексМедиа, 2006.
31. Уэллс У, Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. Учеб. пособие. / пер. с англ. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Питер, 2001.
32. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).
33. Черногрудова Е.П. Основы речевой коммуникации. Учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2008.
34. Шейнов В. П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них. - М.: Ось-89, 2002.
35. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / пер. с англ. - М.: Мысль, 1980.
36. Weinschenk S. 47 Mind-Blowing Psychological Facts You Should Know About Yourself. 22.11.2010 //Новостной портал по инсайдерским новостям businessinsider.com
URL:http://www.businessinsider.com/100-things-you-should-know-about-people-2010-11?op=1