Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №75104

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
349
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1. Понятие «коллектив», его признаки и этапы развития 8
1.2. Педагогические условия формирования коллектива младших
школьников 15
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования
коллектива младших школьников 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 34
2.1. Диагностика уровня сформированности коллектива младших
школьников экспериментального класса 34
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 43
2.3. Динамика уровня сформированности коллектива младших
школьников в экспериментальном классе 52
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложения

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов. Значительная часть времени школьника, его учебной, трудовой и творческой деятельности, его общения и отношений складываются и протекают в условиях классного коллектива, поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив.
Еще Аристотель считал, что, если человек - существо общественное, то только в обществе он может развивать свою природу. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиции истины, добра и красоты. Только в общении с людьми возможна самореализация человека.
Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе школы необходимо отыскать ту форму сообщества сверстников, которая бы наилучшим способом могла решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив.
С начала 20-х и до 60-х годов XX века проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались в рамках других наук. В 60-е годы интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей, в его отношении к личности. Социальная психология интересуется закономерностями образования коллектива, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне. Юриспруденция и ее отрасль - криминалистика рассматривает коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности.
С момента создания класс становится детской общностью, в которой в процессе совместной деятельности и общения возникают отношения, объединяющие детей и влияющие на личность каждого. Стремясь к эффективному обучению в школьном классе, педагоги вынуждены заниматься налаживанием дисциплины в нем, организацией совместной деятельности детей, корректировкой отношений между ними, т.е. в классе спонтанно реализуется и воспитательная функция. Основной целью, для которой создан класс, является усвоение определенного объема знаний, где основным видом деятельности является учение. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Многие педагоги стали значительно больше внимания уделять совершенствованию эмоционально-психологических отношений в классе, что связано с их ориентацией на личностное развитие каждого ребенка и с активным освоением педагогами психологических знаний. Организационная структура класса может стать эффективной, когда она основана на реальных потребностях детей и отражает характер их совместной деятельности.
В 20-е годы ХХ века в отечественной теории воспитания коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован как социально-педагогическая система. В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е годы теория коллектива дополнилась понятием воспитательной системы. Вопросами коллектива занимались В.С. Агеев, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Р.С. Немов. На практике детских учреждений свои идеи воплощали Л.Ю. Гордин, И.П. Иванов, Н.В. Клюева, Л.И. Новикова. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко, который сформулировал основные принципы и методы управления коллективом (Макаренко, 1988).
Ключевыми способами объединения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность, в том числе и внеурочную. Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.
Несмотря на значительный интерес ученых к исследованию коллектива, отдельные аспекты этой актуальной проблемы, в частности формирование коллектива младших школьников во внеурочной деятельности, еще в достаточной мере не изучены.
Всё вышесказанное выявляет проблему исследования: каковы педагогические условия формирования коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объектом исследования является процесс формирования коллектива младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эффективности формирования коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования коллектива младших школьников во внеурочной деятельности будет протекать эффективнее при соблюдении следующих условий:
- использование игр на сплочение коллектива, совершенствование навыков межличностной коммуникации, формирование умения действовать сообща;
- вовлечение младших школьников в коллективные творческие дела.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих задач выпускной квалификационной работы:
1. На основе теоретического анализа литературы раскрыть сущность, закономерности, пути формирования коллектива младших школьников.
2. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Провести диагностику уровня сформированности коллектива младших школьников.
4. Провести экспериментальную работу по формированию коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, социометрия, метод беседы, наблюдение, педагогический эксперимент;
- математические: методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода, 2 «Г» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на:
- Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (2015 г., Белгород);
- Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (2016 г., Белгород);
- студенческой научной конференции по итогам НИРС за 2015 г. в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» (2016 г., Белгород).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность проблемы, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, даётся обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования коллектива младших школьников во внеурочной деятельности» раскрываются сущность понятия «коллектив», его признаки и этапы развития, педагогические условия формирования коллектива младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию коллектива младших школьников во внеурочной деятельности» охарактеризован уровень сформированности коллектива 2 «Г» класса МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода; описана экспериментальная работа по формированию коллектива младших школьников во внеурочной деятельности; проанализированы результаты констатирующего и контрольного этапов.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список содержит 55 источников.
В приложении содержится диагностический инструментарий, конспекты занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования проблемы формирования коллектива младших школьников во внеурочной деятельности, мы убедились в ее актуальности и значимости рассматриваемых вопросов для учителя начальных классов, занимающегося развитием межличностных отношений.
Коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается младшим школьником в семье, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами - профессионалами. Ребёнок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно, а членом других и, прежде всего, классного коллектива он становится в силу определенных условий.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами установлено, что коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позиции подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально-ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, социальная справедливость и др.
Мы считаем, что созданию и развитию детского коллектива способствует непременное развитие и наращивание определенных признаков, которые предполагают соблюдение следующих педагогических условий:
1. Наличие у коллектива единой общественно значимой цели, традиций, собственной истории развития.
2. Насыщение жизни коллектива различными видами общественно значимой деятельности.
3. Установление в детском коллективе отношений общественной зависимости, «взаимной ответственности и взаимного подчинения».
4. Реализация в коллективе идеи свободы личности, ее раскованности и, в то же время, защищенности каждого члена коллектива.
5. Наличие единой для всех членов коллектива системы требований.
6. Учет психологических особенностей класса и отдельных его членов.
7. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива младших школьников на основе сотрудничества.
Кроме того, педагогу-воспитателю, озабоченному правильным развитием ученического коллектива, необходимо обратить внимание на работу по предупреждению и преодолению негативных явлений в коллективе: «групповой эгоизм», «звёздная болезнь», нивелирование личности в угоду общественным целям, подавляющая деятельность отдельных лидеров (формальных и неформальных) и др.
В ходе экспериментальной работы подтвердилась наша гипотеза. Мы убедились, что коллективные формы занятий и организация коллективной деятельности младших школьников являются педагогической необходимостью при формировании детского коллектива и развитии чувства коллективизма во взаимоотношениях.
Экспериментальная работа, проведённая во 2 «Г» классе, позволила нам сделать вывод о том, что, прежде чем приступать к внедрению коллективных приемов работы и организации коллективной деятельности детей, необходимо изучить особенности развития и становления детского коллектива.
Данная работа имеет практическое значение и может представлять интерес для учителей начальных классов, занимающихся вопросами формирования коллектива и развития межличностных отношений в нем. Наше исследование не претендует на окончательное решение заявленной проблемы: мы рассмотрели лишь один из главных ее аспектов. В дальнейшем мы продолжим начатую работу в своей практической деятельности.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов, бакалавров / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 812 с.
2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений / В.С. Агеев. - М.: МГУ, 1983. - 144 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. Методические основы / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2005. - 193 с.
5. Банных Н.М. Сплочённый коллектив - залог успешного обучения / Н.М. Банных // Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 52-53.
6. Баранова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся /
A. В. Баранова, А.В. Кисляков. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
7. Василенко Г.И. Внеклассная работа в школе / Г.И. Василенко, Н.И. Еременко, Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 156 с.
8. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие /
B. А. Сластёнин, И.А. Колесникова, Н.Б. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 336 с.
9. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.З. Гликман. - М.: Владос-пресс, 2008. - 319 с.
10. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива / Л.Ю. Гордин. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
11. Григорьев В.Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
12. Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации внеучебной
деятельности обучающихся начальной и основной школы /
Д.В. Григорьев, П.Г. Степанов. - М: Просвещение, 2010. - 150 с.
13. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 285 с.
14. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1987. - 206 с.
15. Елизарова Е.М. Внеурочная деятельность. Справочник учителя
начальных классов / Е.М. Елизарова. - Волгоград, 2011. - 217 с.
16. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы /
И.П. Иванов. - М.: Педагогика, 1982. - 80 с.
17. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя / И.П. Иванов. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
18. Иванова Е.М. Формирование новой культуры общения / Е.М. Иванова // Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 11-15.
19. Иванова Н.В. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеучебной деятельности / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 16-20.
20. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных
занятий школьников: Учебное пособие / В.И. Казаренков. - М.:
Логос, 2003. - 96 с.
21. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. - М.:
Просвещение, 2006. - 340 с.
22. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.
23. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике/ А.Ю. Коджаспиров,
Г.М. Коджаспирова. - М.:Академия, 2005. - 448 с.
24. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / И.Ф. Козлов. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.
25. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. - Минск: Народная асвета, 1984. - 239 с.
26. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив / Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский. - Минск, 1975. - 160 с.
27. Коротов В.М. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов педагогических училищ / В.М. Коротов, А.Ю. Гордин, Л.Ю. Гордин, В.В. Жуков. - М.: Просвещение, 1990. - 165 с.
28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для студентов псих. фак. пед. ин- тов и ун-тов / И.Ю. Кулагина, Колюцкий В.Н. - М.: Сфера, 2009. - 464 с.
29. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О. Кутьев. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
30. Лутошкин А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 1998. - 160 с.
31. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
32. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1988. - 332 с.
33. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов. - М.: Академия, 2ОО2. - 272 с.
34. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. - М.: Пед. общество России, Изд. Дом «Ноосфера», 1999. - 264 с.
35. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. - М.: Пед. общество России, 2002. - 480 с.
36. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях / Под ред. Д.В. Григорьева. - М.:
Просвещение, 2009. - 250 с.
37. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе /
A. В. Мудрик. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
38. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ЗАО «ЭКСМО- Пресс», 2000. - 352 с.
39. Немов Р.С. Путь к коллективу / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. - М.: Просвещение, 2000. - 144 с.
40. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова. - М.: Просвещение, 1980. - 142 с.
41. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 236 с.
42. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн./ И.П. Подласый. - М.: Гумат изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 256 с.
43. Рожкова М.И. Классному руководителю / М.И. Рожкова. - М.: Гум. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 280 с.
44. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 3-е издание / В.П. Сергеева. - М.: Граф-пресс, 2003. - 217 с.
45. Сластёнин В.И. Методика воспитательной работы / В.И. Сластёнин. - М.: Академия, 2004. - 144с.
46. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 273 с.
47. Современный словарь по психологии / Сост. В.В. Юрчук. - М.: Элайда,
2000. - 704с.
48. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе /
B. П. Созонов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 160 с.
49. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Собрание сочинений / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 249 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - M.: Просвещение, 2010. - 32 с.
51. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. - М.: Генезис,
2001. - 161 с.
52. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и учебных коллективов / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
53. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2003. - 263 с.
54. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. общество России, 2000 г. - 128 с.
55. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса /
Н.Е. Щуркова. - М.: Просвещение, 1993. - 262 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ