Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАТЮРМОРТОМ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №75048

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы работы над натюрмортом 6
1.1. История развития жанра натюрморта 6
1.2. Основы работы над натюрмортом 12
Глава 2. Методика работы над натюрмортом на 29
внеклассных занятиях в общеобразовательной школе
2.1. Использование различных техник живописи в работе 29
над натюрмортом
2.2. Методика обучения живописи натюрморта 40
Глава 3. Творческая часть выпускной квалификационной 50
работы. Основные этапы работы над живописным натюрмортом «Фрукты и цветы»
3.1. Поисковые эскизы к натюрморту «Фрукты и цветы» 50
3.2. Последовательность выполнения живописного 55
натюрморта «Фрукты и цветы»
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложения


Актуальность исследования.
В настоящее время одной из основных задач педагогики является развитие творческих умений у детей так как, поняв их природу, можно воздействовать на развитие художественных умений в творческой деятельности. Наиболее эффективным средством для решения этой задачи является изобразительная деятельность школьников. Развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка, их художественных умений является одной из наиболее приоритетных проблем современной педагогики.
Важность обращения к живописи, как виду детского творчества связана с тем, что в процессе занятий живописью, дети учатся планировать свою деятельность, самостоятельно находить пути решения творческих задач. Успешное владение мастерством живописи важно при условии последовательного приобретения знаний, навыков и умений. Уроки живописи создают благоприятные условия для развития художественных умений. На уроках живописи развиваются умения реализовывать свои творческие замыслы в художественно-изобразительной форме.
Занятия по живописи в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесены за рамки учебного процесса. Это не способствует развитию у детей основных знаний, умений и навыков по живописи. В результате чего в общеобразовательной школе наблюдается недостаточный уровень развития умений по изобразительному искусству у школьников. Художественные умения не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Анализ научно-педагогической литературы связанной с методикой работы над натюрмортом на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе говорит о том, что в данной проблеме имеется ряд нерешённых вопросов, требующих детального изучения.
В связи с нехваткой часов мы не можем полноценно выделить время на работу над натюрмортом, а поскольку в натюрморте закладываются базовые основы изображения, мы выносим их на внеклассные занятия. Это позволяет нам более полно изучить методику работы над натюрмортом.
Проблема исследования. В общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства недостаточное внимание уделяется методике работы над натюрмортом. Решение данной проблемы является целью исследования.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить методические особенности работы над натюрмортом на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является организация занятий изобразительным искусством в процессе работы над натюрмортом на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются методические особенности организации занятий изобразительным искусством в процессе работы над натюрмортом на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: работа над натюрмортом на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе будет эффективной, если:
- будут изучены основы работы над натюрмортом;
- будет выявлена роль внеклассных занятий в повышении уровня практических умений в живописи натюрморта;
- будет разработана серия занятий направленная на развитие умений выполнения натюрморта.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть натюрморт как жанр в изобразительном искусстве;
3. Изучить техники работы над натюрмортом;
4. Выявить роль внеклассных занятий в общеобразовательной школе в работе над натюрмортом;
5. Разработать серию внеклассных занятий с учащимися 6 классов, направленную на освоение приёмов работы над натюрмортом.
Для раскрытия поставленных задач необходимы следующие методы:
- анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ обобщения практического опыта обучения;
- беседы с учащимися, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся;
- практическое выполнение ВКР, написание живописного натюрморта.
Практическая значимость. Методическая разработка уроков может быть использована при обучении живописи натюрморта на внеклассных занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:
1. определение проблемы исследования и выявления его актуальности, составление гипотезы, постановка задач;
2. теоретическая работа, направленная на поиск методов работы над натюрмортом на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе;
3. выполнение творческой части работы.
Выпускная квалификационная работасостоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Творческая часть ВКР представлена живописным натюрмортом «Фрукты и цветы». Живописный натюрморт выполнен масляными красками на холсте размером 60х80 см.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие творческого потенциала, способностей детей - актуальная проблема современной педагогики.
Задача педагога - помогать в развитии художественных умений у школьников, воспитать творческую личность. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять её характер, побуждая ребёнка к самостоятельности и творчеству.
Важным моментом здесь является личность самого учителя. Его интерес к профессии и внедрение им в образовательный процесс современных методов обучения, позволяющих в доступной форме донести до учеников знания об основах художественного творчества.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована педагогическая и методическая литература по теме исследования.
В ходе работы была изучена история развития жанра натюрморта, основы работы над натюрмортом, а также были изучены техники работы над натюрмортом. Мы пришли к выводу, что использование различных техник живописи на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе способствует развитию художественных умений в написании натюрморта у школьников.
В работе раскрыта роль внеклассных занятий. Это позволило нам сделать вывод, что внеклассные занятия в общеобразовательной школе открывают большие возможности для развития художественных умений у учащихся в работе над натюрмортом. В ВКР представлена методика работы над натюрмортом у школьников на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе.
В процессе работы было проведено исследование.В ходе которого, была разработана серия внеклассных занятий с учащимися 6 классов, направленная на освоение приёмов работы над натюрмортом. По результатам исследования, мы сделали вывод о том, что написание живописного натюрморта развивает у учащихся интерес к изобразительному искусству.
В процессе выполнения творческой части ВКР на тему «Фрукты и цветы» были решены учебные и творческие задачи, был получен незаменимый опыт, необходимый при прохождении педагогической практики, и для разработки методики работы над натюрмортом на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе. Педагогическая практика невозможна без собственного личностного роста, также без практической работы в материале, поскольку любая теория должна быть подкреплена практикой.Опыт, полученный при выполнении практической работы, помогает в работе со школьниками. Во время прохождения педагогической практики,поставленная гипотеза, была доказана.
В ходе выполнения ВКР, поставленные задачи были выполнены, цель работы достигнута.



1. Андреев В. И. Педагогика: Учеб.курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Бадян В. Е., Денисенко В. И. Основы композиции: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; 2011. - 175 с.
3. Бакиева О. А. Методика изобразительного искусства: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - 222 с.
4. Барбер Б. Как нарисовать все что угодно. - М.: РИПОЛ классик, 2014. - 320 с.
5. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М.: «Искусство», 1980. — 168 с.
6. Басин Е. Я. Психология художественного творчества: личностный подход. - М.: «Знание», 1995. - 206 с.
7. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 416 с.
8. Беда Г. В. Живопись и её изобразительные средства: Учебное пособие для студентов художественно-графического факультета. - М.: «Просвещение», 1997. - 216 с.
9. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 2005. — 211с.
10. Березина В. Г. Детство творческой личности. - СПб.: Изд-во Буковского, 1995. - 60 с.
11. Бесчастнов Н. П. Графика натюрморта: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 255 с.
12. Богоявленская Д.Б. Еще раз о понятии «одаренность» // Одаренный ребенок. -2005. - N° 6. - 71 с. (С. 14—18.)
13. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. — СПб.: Питер, 2007. — 191с.
14. Виноградова Г. Г. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов. М.: «Просвещение», 1995. — 173с.
15. Волков И. П. Художественная студия в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 127с.
16. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: «Искусство», 2005. — 480с.
17. Выготский П. С.. Психология искусства. - М.: «Педагогика», 1997.
18. Гезин В. С. Вопросы изобразительного творчества. - М.: «Прос-вещение», 1991. - 126 с.
19. Голубева О.Л. Основы композиции: Учебное пособие. — М.: «Искусство», 2007. — 175с.
20. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2010. — 312с.
21. Дранков В. Л. Психология художественного творчества. - Л.: ЛГИК, 2001. - 218 с.
22. Евтых С. Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы. Учебное пособие. Оренбург, 2007. — 115с.
23. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества:
Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект:
Культура, 2005. - 304 с.
24. Жабинский В. И., Винтова А. В. Рисунок: Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2009. - 256 с.
25. Зайцев Н.Н. Наука о цвете и живопись. — М.: «Искусство», 2006. — 147с.
26. Иттен И. Искусство цвета. — Издатель Д. Аронов, 2007. — 96с.
27. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.пособие. — М.: Гуманитар. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2011. — 255с.
28. Карымсакова А. Ж., Узбекова С. Ж. Самостоятельная работа как условие развития творческих способностей учащихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. № 4.
29. Кернерман М. В. «Понятие» художественные умения и навыки молодёжи / М. В. Кернерман // Вестник МГУКИ. - 2010. - №6.. - с. 142.
30. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования / Т. С. Комарова. - М.: «Просвещение», 2006. - 218 с.
31. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков: научное издание. — 2-е изд., стер. — М.: Когито-Центр, 2010. — 196с.
32. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 318 с.
33. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — М.: «Агар», 2006. — 334с.
34. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: «Академия», 2004. — 232 с.
35. Лабунская Г. В. Внешкольная работа с детьми по изобразительному искусству. — М.: «Просвещение», 2006. - 117 с.
36. Лепикаш ВА. Живопись акварелью. - М.: «Просвещение», 2002. - 127 с.
37. Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Карамзина М. В. Изобразительное искусство. Часть I. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. М.: «Дрофа», 2013. — 157с.
38. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: «Наука», 2008. - 127 с.
39. Мелик-Пашаев А. Г., Новлянская З. Н. К проблеме художественных
способностей и их развития // Педагогика искусства и школа. - М.:
«Советский художник», 1990, с. 47-49.
40. Натюрморт. Особенности жанра и композиции. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. - 96 с.
41. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное
пособие для общеобразовательных учреждений — 4-е изд. — М.:
«Просвещение», 2011. — 175с.
42. Неменский Б. М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. / Под ред.
Неменского Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. — М.:
«Просвещение», 2005. — 140с.
43. Неменский Б. М., Полякова И. Б., Сапожникова Т. Б. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Лекции 5- 8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 136 с.
44. Немов Р. С. Психология. - М.: Владос, 2000. - 608 с.
45. Одарённость детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс - учеб.пособие для спецкурса. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. - 120 с.
46. Орлов В. И. Знания, умения, навыки и обучение. - М.:
«Просвещение», 1995. - 157 с.
47. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010. - 128 с.
48. Пастель в Российской Академии художеств в прошлом и настоящем: Провинция Кунево. -СПб., 2003. - 123 с.
49. Педагогическая психология: Учеб.для студ. высш. уч. Заведений. Под ред. Н. В. Клюевой. - М.: Изд-во Владос - Пресс, 2003. - 400 с.
50. Педагогическая энциклопедия. Т. 4. Каиров И. А. - М.: «Советская энциклопедия», 1988. - 912 с.
51. Пелевина Е. П. Развитие эмоционально-ценностного отношения к действительности: На уроках изображения натюрморта с натуры / Е. П. Пелевина // Начальная школа. - 2005. - №10. - с. 70.
52. Пономарёв Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарёв. - М.: «Наука», 1986. - 280 с.
53. Популярная художественная энциклопедия. / Гл. ред. В. М. Полевой. - М.: «Советская Энциклопедия» Книга II, 1986. - 432с.
54. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Метод.пособие. — М.: Центр пед. образования, 2008. — 270с.
55. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учеб.пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. — М.: «Просвещение», 2007. — 160с.
56. Ревякин П. П. Техника акварельной живописи. М.: «Просвещение», 1979. - 224 с.
57. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2000. — 251с.
58. Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: - М.: «Просвещение», 1997. - 217 с.
59. Рощин С.П. Формирование профессионально-личностных
потребностей художника-педагога: Монография / Отв. ред. В.В. Корешков. - М., 2012. - 185 с.
60. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и ме¬тодика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2002. - 257 с.
61. Сальвадор Г. О. Как писать пастелью. - М.: «Просвещение», 2011. - 96 с.
62. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов.— М.: Аспект Пресс, 2005. — 460с.
63. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Книга. - М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2004. — 224с.
64. Сластёнин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 480 с.
65. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л. В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2001. - 81 с.
66. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. М.: «Московские учебники», 1998. — 79с.
67. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: «Академия», 2012. — 256с.
68. Суслов А.В. Концепция дополнительного образования в свете современных проблем развивающего обучения и воспитания // Дополнительное образование. - 2009. - № 2.
69. Сухомлинский В. А. О воспитании ребёнка в процессе внеклассной работы. - М.: «Просвещение», 1997. - 147 с.
70. Унковский А. А. Рисунки - наброски. Пособие для студ.-заочников художественно-графических факультетов пед. институтов. Ленинград: 1991.
— 54с.
71. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных уме¬ний. - М.: «Знание», 1997. - 134 с.
72. Шматова О. Самоучитель современной масляной живописи. - М.: Эксмо, 2011. - 80 с.
73. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М.: «Просвещение», 1994. - 195 с.
74. Штаничева Н.С., Денисенко В.И. Живопись. - М.: «Просвещение», 2009. - 115 с.
75. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество.
- М.: «Просвещение», 1999. - 124 с.
76. Ягодовская А.Т. О натюрморте. - М.: «Сов.художник», 1987.- 147с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ