Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЦВЕТОВОЙ ГАММЕ В ЖИВОПИСИ НАТЮРМОРТА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №14375

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
806
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы создания цветовой гаммы в
натюрморте…………………………………………………...... 7
1.1 История развития натюрморта как жанра живописи………… 7
1.2 Принципы создания и передачи цветовой гаммы
натюрморта……………………………………………………… 13
ГЛАВА 2. Методические аспекты создания цветовой гаммы в
натюрморте в условиях обучения в общеобразовательной
школе……………………………………………………………. 19
2.1 Анализ педагогического опыта обучения живописи учащихся
в общеобразовательной школе……………………………....... 19
2.2 Методика освоения учащимися общеобразовательной школы
знаний о цветовой гамме в процессе работы над
натюрмортом……………………………………………………. 26
2.3 Особенности использования наглядных средств на уроках
изобразительного искусства в общеобразовательной
школе…………………………………………………………...... 37
ГЛАВА 3. Последовательность создания творческой части выпускной
квалификационной работы на тему «Теплый
сентябрь»………………………………………………………... 42
3.1 Обоснование выбора жанра и темы творческой работы…....... 42
3.2 Этапы выполнения графической композиции «Теплый
сентябрь»………………………………………………..……… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………... 60



В процессе обучения детей изобразительному искусству, педагогу
необходимо осознавать роль изобразительной деятельности в формировании
и развитии личности растущего человека. В современных
общеобразовательных школах приоритет отдается естественнонаучным
дисциплинам. Однако, именно система чувств, способы мышления,
эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе
создания любой творческой работы, произведения. Освоение
художественных дисциплин способствует повышению общего уровня
культуры учащихся. Культура является сложнейшей системой накопления
человеческого опыта, выступая для последующих поколений «точкой
отсчета» в развитии, как комплекс уникальных ориентиров. Занятия
изобразительным искусством способствуют развитию особого
художественно-эстетического восприятия мира учащегося. Обучение
изобразительному искусству включает в себя знания о композиции, как о
способе организации живописного и графического произведения, о рисунке и
живописи, способы овладения различными художественными графическими
и живописными материалами и техниками, освоение многовекового опыта
создания живописного полотна на примере изучения творчества различных
художников.
Актуальность:Натюрморт, как жанр изобразительного искусства,с
самого момента зарождения искусства был актуален и продолжает занимать
эту позицию. Предметный мир, мир природы, как способ освоения
окружающей действительности, остается привлекателен и интересен
человеку. Существует множество способов изображения натюрморта,
материалов, стилей, направлений. Натюрморт – излюбленная тема как
начинающих, так и опытных художников. В современной
общеобразовательной школе мало времени уделяется изучению
цветоведения. На примере натюрморта можно изучить множество понятий, таких как цветовая гамма, цветовой круг, изучить закономерности формы,
цвета и освещенности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия,
способствующие развитию знаний о цветовой гамме в процессе
изобразительной деятельности?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития знаний о цветовой гамме у
учащихся средних классов на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования – методы и приемы повышенияэффективности
знаний о цветовой гамме у учащихся 6-х классов в процессе работы над
изображением натюрморта.
Гипотеза исследования – развитие у учащихся 6-х классов
общеобразовательной школы знаний о цветовой гамме будет эффективным,
если:
- формирование знаний о цветовой гамме будет основано на
наблюдении и анализе натуры;
- педагог сформирует у учащихся понятие о цветовой гамме не как об
отдельном предмете изучения, а как о способе построения живописной
работы в натюрморте;
- учащиеся будут изображать натюрморт, используя знания о
цветоведении;
- будет соблюдаться последовательный характер освоения учащимися
знаний о цветовой гамме в процессе выполнения практических упражнений и
работы над композицией натюрморта.
Задачи исследования:
1. Выявить возрастные особенности усвоения знаний о цветовой гамме у
учащихся 6-х классов.
2. Определить методическую последовательность заданий для
формирования знаний о цветовой гамме у учащихся 6-х классов.
3. Разработать планы – конспекты занятий по изображению натюрморта в
шестыхклассах, направленных на развитие знаний о цветовой гамме в
живописи натюрморта.
Методологическую базу исследования составили основные положения
методики педагога Б.М. Неменского, который рассматривает уроки,
развивающие представление о цвете и цветовой гамме в разных классах. А
также анализ методик обучения изобразительному искусствув трудах А.Д.
Алехина, Г.В. Беды, Э.М. Белютина, В.С. Кузина, Б.Ф. Ломова, Н.Н.
Ростовцева, Е. В. Шорохова.
Методы исследования:
анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме
исследования;
проведение эксперимента по данной теме (констатирующий,
формирующий, контрольный);
анализ практической деятельности учащихся;
наблюдение за процессом использования учащимися знаний о цветовой
гамме при работе над живописным натюрмортом;
художественно – педагогический анализполученных данных.
Практическая значимость:
Материалы методической части исследовательской работы могут быть
использованы на практике в процессе работы учителя изобразительного
искусства в общеобразовательной школе.
Исследовательская база:Белгородская средняя общеобразовательная
школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов, 6 «а»
класс.
Этапы исследования:
1.На первом этапе была изучена научная литература по проблеме
исследования и проанализирована программа по изобразительному искусству
Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
2.На втором этапе были разработаны и проведены экспериментальные
уроки, направленные на развитие знаний о цветовой гамме с заострением
внимания на определенных параметрах: цвет, свет, воздушная перспектива,
образ. Занятия по изобразительному искусству по теме исследования
проводились в 6 «а» классе общеобразовательной школы №20 г. Белгорода.
3.На третьем этапе были подведены итоги экспериментальной работы.
Обработка результатов показала как вырос уровень знаний учащихся по теме
исследования.
Исследовательская работа состоит из трех частей.
1. Теоретическая часть состоит из введения и двух глав, которые
содержат краткий анализ истории развития натюрморта, принципы
организации композиции и цветовой гаммы натюрморта, описание
последовательности создания творческой части работы.
2. Методическая часть выпускной квалификационной работы содержит
анализ экспериментальной работы, проведенной с учащимися 6-х классов
средней общеобразовательной школы №20 г.Белгорода. Здесь же
представлены конспекты наиболее продуктивных уроков по теме
исследования.
3. Творческая часть представляет собой одну графическую композицию
–натюрморт под названием «Теплый сентябрь», выполненный гуашью.
Размер работы 68х58 см. А также описание последовательности работы над
натюрмортом в теплой цветовой гамме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы на тему
«Формирование знаний о цветовой гамме в живописи натюрморта у
учащихся средних классов общеобразовательной школы» перед нами стояла
задача решить проблему освоения учащимися знаний о цветовой гамме. Было
проведено исследование и экспериментальная работа в общеобразовательной
школе. Мы предположили, что наиболее важными аспектами освоения
знаний о цветовой гамме являются: наблюдение и анализ натуры;
необходимость сформировать у учащихся понятие о цветовой гамме не как
об отдельном предмете изучения, а как о способе построения живописной
работы в натюрморте; изображение учащимися натюрморта с
использованием знаний о цветоведении; соблюдение последовательного
характера освоения учащимися знаний о цветовой гамме в процессе
выполнения практических упражнений и работы над композицией
натюрморта.
Чтобы доказать данное положение гипотезы, нами была разработана и
апробирована система экспериментальных уроков. Положительные
результаты экспериментально-исследовательской работы доказывают
справедливость поставленной гипотезы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были
решены следующие задачи:
- выявленывозрастные особенности усвоения знаний о цветовой гамме у
учащихся 6 классов.
- определена методическая последовательность заданий для формирования
знаний о цветовой гамме у учащихся 6 классов.
- разработаны планы – конспекты занятий по изображению натюрморта в 6
классах, направленных на развитие знаний о цветовой гамме в живописи
натюрморта.
Теоретическая часть выпускной квалификационной работы
представляет собой анализ развития жанра натюрморта в европейской и
русской живописи. Творческая часть выпускной квалификационной работы
представляет собой живописный натюрморт «Теплый сентябрь»,
выполненный гуашевыми красками.
В ходе исследования были затронуты вопросы использования
наглядных средств на уроках изобразительного искусства и как с помощью
данных средств можно оптимизировать и усовершенствовать подачу
учебного материала и тем самым поспособствовать активизации
познавательной деятельности учащихся.
К сожалению, рамки выпускной квалификационной работы не
позволяют в полном объеме провести большую исследовательскую работу на
данную тему. Считаем, что данная тема может стать объектом для
дальнейшего исследования.


Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для
студентов вузов. - 4-е изд. / Г.С. Абрамова. – М.: Академический
Проект, 2003.
2. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. Практическое руководство по
рисунку и живописи. – М., 1976 – ил.
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.
Школа. – М.: Просвещение, 1984 – 160 с., ил.
4. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. – М.: Знание,
1973-47 с., ил.
5. Алпатов М.В. Композиция в живописи. – М., 1940 – ил.
6. Алтапов М.В. «Всеобщая история искусств» Т.1-2. М., 1949.
7. Алтапов М.В., Ростовцев Н.И. «Искусство» 1т. 1 часть. – М., 1987.
8. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических
институтов. – М.: Просвещение, 1986.- 192 с., ил.
9. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве – М., 1972.
10. Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по
рисованию пер. с англ. И.Гиляровой. – М.: Изд. ЭКСМО - Пресс,
2001-64с., ил.
11. Возрастная и педагогическая психология. Под ред.
М. В.Матюхиной, М.В., Михальчик Т. С. – М.: Просвещение, 1984
12. Волков Н. Н. Восприятие Картины. – М.: Просвещение, 1976 – 56 с.,
ил.
13. Всеобщая история искусств - М.,1972.
14. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В.61
Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
16. Герчук Ю. Живые вещи – М.: Советский художник, 1977 - 143с., ил.
17. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – М.: Советский
художник, 1998 – ил.
18. Гусарева А.П., Константин Коровин - Советский художник.
19. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе //Начальная
школа, 1994.
20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
21. Дмитриев И.А. «Краткая история искусств» 1 книга – М., 1968.
22. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе
под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Павлова – Волгоград:
Учитель,2006. – 286 с.
23. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство – М.:
Высшая школа, 2000 – 368 с., ил.
24. Искусство Средних веков и Возрождение. Энциклопедия. (Авторсоставитель Краснова О. Б.) – М.: Олма-ПРЕСС, 2001 - 302 с., ил.
25. История искусства зарубежных стран. Доброклонского М.В. под ред.
т.3 – М.: Искусство, 1964 - 671 с., ил.
26. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» (конспекты
занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей
детского сада. – М.: Просвещение 1985- 192с.
27. Каменский А.А. Вернисажи. – М.: Советский художник, 1974 - 528с.,
ил.
28. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.
29. Коменский Я.А. Великая дидактика (Избранные главы) – М.:
Педагогика, 1989 - 416 с.62
30. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства
и методика руководства изобразительной деятельностью детей»:
Учебное пособие для студентов пединститутов – М.: Просвещение,
1987 - 128с.
31. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства – М.:
Просвещение, 1983 – 191 с.
32. Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт - Советский художник.
33. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных
способностей старших дошкольников – СПб: Детство - пресс,
2002 - 80с.
34. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию:
Учебное пособие для учащихся педучилищ Т.С. Комарова, В.А.
Езикеева, Е.В. Лебедева Под редакцией Т.С. Комаровой- 2 изд.
дораб. – М.: Просвещение, 1985 - 271с.
35. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду.
Учебник для учащихся пед. училищ под редакцией док. пед. наук Н.П.
Саккулиной. Изд. 5-е, испр. – М.: Просвещение 1971 - 256с.
36. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца
XIX начала XX века. – М.: Просвещение 1991 – 396 с.
37. Неменский Б.М. «Мудрость красоты, о проблемах эстетического
воспитания», «Изобразительное искусство и художественный труд». –
М., 1991 - 339с.
38. Однорялова И.В. «Материалы, инструменты и оборудование в
изобразительном искусстве». – М., 1990 - 253 с.
39. Омельяненко Е.В. Цветоведение и колористика. – М.: Планета
музыки, 2014 - 102 с.
40. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом:63
Учебное пособие для студентов художественно- графических
факультетов педагогических институтов. – М., Просвещение,1982 -
160 с.
41. Рисунок. Живопись. Станковая композиция. Основы графического
дизайна. Примерные программы для детских художественных школ и
изобразительных отделений детских школ искусств. – М., 2003.
42. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. – М.: Просвещение, 2000 - 251 с.
43. Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство методика его
преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов
педагогических вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999 - 368 с.
44. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО
«Искусство», изд. дом «Первое сентября». 2006 - 24с.
45. Ушинский К.Д. Сочинения. – Совет Народных Комиссаров СССР,
1945 - 776 с.
46. Фомина Н.Н., Дмитриева А. А., Горяева Н.А. И др. Изобразительное
искусство и художественный труд. Сост. Фомина Н. Н. – М.:
Просвещение, 1995.
47. Хогарт Б. Игра света и тени для художников. – Тула, М., 2001.
48. Художественные музеи СССР. Сост. Резникова Е. А. – М.:
Изобразительное искусство, 1984 - 216 с., ил.
49. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись – М.: - Просвещение,
1997 - 241 с.
50. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 1979 – 302с.,
ил.
51. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до
7 лет) – М.: Учпедгиз, 1960.64
52. Энциклопедия Русской живописи. Под ред. Калашниковой Т. В. – М.:
Олма-ПРЕСС, 2001 - 351 с., ил.
53. Яшухин А. П. Ломов С. П. Живопись. – М., 1999 - ил.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ