Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЦВЕТОВОЙ ГАММЕ В ЖИВОПИСИ НАТЮРМОРТА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №68613

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
316
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы создания цветовой гаммы в
натюрморте 7
1.1 История развития натюрморта как жанра живописи 7
1.2 Принципы создания и передачи цветовой гаммы
натюрморта 13
ГЛАВА 2. Методические аспекты создания цветовой гаммы в
натюрморте в условиях обучения в общеобразовательной школе 19
2.1 Анализ педагогического опыта обучения живописи учащихся
в общеобразовательной школе 19
2.2 Методика освоения учащимися общеобразовательной школы
знаний о цветовой гамме в процессе работы над натюрмортом 26
2.3 Особенности использования наглядных средств на уроках
изобразительного искусства в общеобразовательной школе 37
ГЛАВА 3. Последовательность создания творческой части выпускной квалификационной работы на тему «Теплый
сентябрь» 42
3.1 Обоснование выбора жанра и темы творческой работы 42
3.2 Этапы выполнения графической композиции «Теплый
сентябрь» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


В процессе обучения детей изобразительному искусству, педагогу необходимо осознавать роль изобразительной деятельности в формировании и развитии личности растущего человека. В современных общеобразовательных школах приоритет отдается естественнонаучным дисциплинам. Однако, именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любой творческой работы, произведения. Освоение
художественных дисциплин способствует повышению общего уровня культуры учащихся. Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта, выступая для последующих поколений «точкой отсчета» в развитии, как комплекс уникальных ориентиров. Занятия изобразительным искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического восприятия мира учащегося. Обучение изобразительному искусству включает в себя знания о композиции, как о способе организации живописного и графического произведения, о рисунке и живописи, способы овладения различными художественными графическими и живописными материалами и техниками, освоение многовекового опыта создания живописного полотна на примере изучения творчества различных художников.
Актуальность:Натюрморт, как жанр изобразительного искусства,с самого момента зарождения искусства был актуален и продолжает занимать эту позицию. Предметный мир, мир природы, как способ освоения окружающей действительности, остается привлекателен и интересен человеку. Существует множество способов изображения натюрморта, материалов, стилей, направлений. Натюрморт - излюбленная тема как начинающих, так и опытных художников. В современной общеобразовательной школе мало времени уделяется изучению цветоведения. На примере натюрморта можно изучить множество понятий, таких как цветовая гамма, цветовой круг, изучить закономерности формы, цвета и освещенности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия,
способствующие развитию знаний о цветовой гамме в процессе изобразительной деятельности?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития знаний о цветовой гамме у учащихся средних классов на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - методы и приемы повышенияэффективности знаний о цветовой гамме у учащихся 6-х классов в процессе работы над изображением натюрморта.
Гипотеза исследования - развитие у учащихся 6-х классов общеобразовательной школы знаний о цветовой гамме будет эффективным, если:
- формирование знаний о цветовой гамме будет основано на наблюдении и анализе натуры;
- педагог сформирует у учащихся понятие о цветовой гамме не как об отдельном предмете изучения, а как о способе построения живописной работы в натюрморте;
- учащиеся будут изображать натюрморт, используя знания о цветоведении;
- будет соблюдаться последовательный характер освоения учащимися знаний о цветовой гамме в процессе выполнения практических упражнений и работы над композицией натюрморта.
Задачи исследования:
1. Выявить возрастные особенности усвоения знаний о цветовой гамме у учащихся 6-х классов.
2. Определить методическую последовательность заданий для
формирования знаний о цветовой гамме у учащихся 6-хклассов.
3. Разработать планы - конспекты занятий по изображению натюрморта в шестыхклассах, направленных на развитие знаний о цветовой гамме в живописи натюрморта.
Методологическую базу исследования составили основные положения методики педагога Б.М. Неменского, который рассматривает уроки, развивающие представление о цвете и цветовой гамме в разных классах. А также анализ методик обучения изобразительному искусствув трудах А.Д. Алехина, Г.В. Беды, Э.М. Белютина, В.С. Кузина, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова.
Методы исследования:
• анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
• проведение эксперимента по данной теме (констатирующий, формирующий, контрольный);
• анализ практической деятельности учащихся;
• наблюдение за процессом использования учащимися знаний о цветовой гамме при работе над живописным натюрмортом;
• художественно - педагогический анализполученных данных.
Практическая значимость:
Материалы методической части исследовательской работы могут быть использованы на практике в процессе работы учителя изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Исследовательская база:Белгородская средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов, 6 «а» класс.
Этапы исследования:
1. На первом этапе была изучена научная литература по проблеме исследования и проанализирована программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
2. На втором этапе были разработаны и проведены экспериментальные уроки, направленные на развитие знаний о цветовой гамме с заострением внимания на определенных параметрах: цвет, свет, воздушная перспектива, образ. Занятия по изобразительному искусству по теме исследования проводились в 6 «а» классе общеобразовательной школы №20 г. Белгорода.
3. На третьем этапе были подведены итоги экспериментальной работы. Обработка результатов показала как вырос уровень знаний учащихся по теме исследования.
Исследовательская работа состоит из трех частей.
1. Теоретическая часть состоит из введения и двух глав, которые содержат краткий анализ истории развития натюрморта, принципы организации композиции и цветовой гаммы натюрморта, описание последовательности создания творческой части работы.
2. Методическая часть выпускной квалификационной работы содержит анализ экспериментальной работы, проведенной с учащимися 6-х классов средней общеобразовательной школы №20 г.Белгорода. Здесь же представлены конспекты наиболее продуктивных уроков по теме исследования.
3. Творческая часть представляет собой одну графическую композицию -натюрморт под названием «Теплый сентябрь», выполненный гуашью. Размер работы 68х58 см. А также описание последовательности работы над натюрмортом в теплой цветовой гамме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы на тему «Формирование знаний о цветовой гамме в живописи натюрморта у учащихся средних классов общеобразовательной школы» перед нами стояла задача решить проблему освоения учащимися знаний о цветовой гамме. Было проведено исследование и экспериментальная работа в общеобразовательной школе. Мы предположили, что наиболее важными аспектами освоения знаний о цветовой гамме являются: наблюдение и анализ натуры; необходимость сформировать у учащихся понятие о цветовой гамме не как об отдельном предмете изучения, а как о способе построения живописной работы в натюрморте; изображение учащимися натюрморта с использованием знаний о цветоведении; соблюдение последовательного характера освоения учащимися знаний о цветовой гамме в процессе выполнения практических упражнений и работы над композицией натюрморта.
Чтобы доказать данное положение гипотезы, нами была разработана и апробирована система экспериментальных уроков. Положительные результаты экспериментально-исследовательской работы доказывают справедливость поставленной гипотезы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
- выявленывозрастные особенности усвоения знаний о цветовой гамме у учащихся 6 классов.
- определена методическая последовательность заданий для формирования знаний о цветовой гамме у учащихся 6 классов.
- разработаны планы - конспекты занятий по изображению натюрморта в 6 классах, направленных на развитие знаний о цветовой гамме в живописи натюрморта.
Теоретическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой анализ развития жанра натюрморта в европейской и русской живописи. Творческая часть выпускной квалификационной работы представляет собой живописный натюрморт «Теплый сентябрь», выполненный гуашевыми красками.
В ходе исследования были затронуты вопросы использования наглядных средств на уроках изобразительного искусства и как с помощью данных средств можно оптимизировать и усовершенствовать подачу учебного материала и тем самым поспособствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
К сожалению, рамки выпускной квалификационной работы не позволяют в полном объеме провести большую исследовательскую работу на данную тему. Считаем, что данная тема может стать объектом для дальнейшего исследования.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2003.
2. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. - М., 1976 - ил.
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. - М.: Просвещение, 1984 - 160 с., ил.
4. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. - М.: Знание, 1973-47 с., ил.
5. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М., 1940 - ил.
6. Алтапов М.В. «Всеобщая история искусств» Т.1-2. М., 1949.
7. Алтапов М.В., Ростовцев Н.И. «Искусство» 1т. 1 часть. - М., 1987.
8. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1986.- 192 с., ил.
9. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М., 1972.
10. Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию пер. с англ. И.Гиляровой. - М.: Изд. ЭКСМО - Пресс, 2001-64с., ил.
11. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Гамезо М. В.Матюхиной, М.В., Михальчик Т. С. - М.: Просвещение, 1984
12. Волков Н. Н. Восприятие Картины. - М.: Просвещение, 1976 - 56 с., ил.
13. Всеобщая история искусств - М.,1972.
14. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В.
Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
16. Герчук Ю. Живые вещи - М.: Советский художник, 1977 - 143с., ил.
17. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - М.: Советский
художник, 1998 - ил.
18. Гусарева А.П., Константин Коровин - Советский художник.
19. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе //Начальная школа, 1994.
20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
21. Дмитриев И.А. «Краткая история искусств» 1 книга - М., 1968.
22. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе
под ред. Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Павлова - Волгоград: Учитель,2006. - 286 с.
23. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство - М.:
Высшая школа, 2000 - 368 с., ил.
24. Искусство Средних веков и Возрождение. Энциклопедия. (Автор- составитель Краснова О. Б.) - М.: Олма-ПРЕСС, 2001 - 302 с., ил.
25. История искусства зарубежных стран. Доброклонского М.В. под ред. т.3 - М.: Искусство, 1964 - 671 с., ил.
26. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение 1985- 192с.
27. Каменский А.А. Вернисажи. - М.: Советский художник, 1974 - 528с., ил.
28. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.
29. Коменский Я.А. Великая дидактика (Избранные главы) - М.:
Педагогика, 1989 - 416 с.
30. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»: Учебное пособие для студентов пединститутов - М.: Просвещение, 1987 - 128с.
31. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства - М.: Просвещение, 1983 - 191 с.
32. Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт - Советский художник.
33. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников - СПб: Детство - пресс, 2002 - 80с.
34. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию: Учебное пособие для учащихся педучилищ Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева Под редакцией Т.С. Комаровой- 2 изд. дораб. - М.: Просвещение, 1985 - 271с.
35. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ под редакцией док. пед. наук Н.П. Саккулиной. Изд. 5-е, испр. - М.: Просвещение 1971 - 256с.
36. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца XIX начала XX века. - М.: Просвещение 1991 - 396 с.
37. Неменский Б.М. «Мудрость красоты, о проблемах эстетического воспитания», «Изобразительное искусство и художественный труд». - М., 1991 - 339с.
38. Однорялова И.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве». - М., 1990 - 253 с.
39. Омельяненко Е.В. Цветоведение и колористика. - М.: Планета
музыки, 2014 - 102 с.
40. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов. - М., Просвещение,1982 - 160 с.
41. Рисунок. Живопись. Станковая композиция. Основы графического дизайна. Примерные программы для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. - М., 2003.
42. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 2000 - 251 с.
43. Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 1999 - 368 с.
44. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО «Искусство», изд. дом «Первое сентября». 2006 - 24с.
45. Ушинский К.Д. Сочинения. - Совет Народных Комиссаров СССР, 1945 - 776 с.
46. Фомина Н.Н., Дмитриева А. А., Горяева Н.А. И др. Изобразительное
искусство и художественный труд. Сост. Фомина Н. Н. - М.:
Просвещение, 1995.
47. Хогарт Б. Игра света и тени для художников. - Тула, М., 2001.
48. Художественные музеи СССР. Сост. Резникова Е. А. - М.:
Изобразительное искусство, 1984 - 216 с., ил.
49. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись - М.: - Просвещение,
1997 - 241 с.
50. Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 1979 - 302с., ил.
51. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) - М.: Учпедгиз, 1960.
52. Энциклопедия Русской живописи. Под ред. Калашниковой Т. В. - М.: Олма-ПРЕСС, 2001 - 351 с., ил.
53. Яшухин А. П. Ломов С. П. Живопись. - М., 1999 - ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ