Введение 3
Глава 1. Концептуальный анализ формирования личности в условиях профессионального обучения 9
1.1. Основные подходы к изучению личностного становления в процессе профессионального обучения 9
1.2. Влияние психодидактических условий, сдерживающих процессы профессионально-личностного развития 17
1.3. Оптимизация условий формирования личности в процессе
профессиональной подготовки 31
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионально значимых качеств в условиях традиционного и модульного обучения 44
2.1. Организация и методы эмпирического исследования психологических аспектов модульного обучения 44
2.2. Особенности сформированности профессиональной направленности в условиях модульного обучения 48
2.3. Показатели профессионально-личностной мотивации в условиях модульного обучения 59
2.4. Исследование самоактуализации учащихся в условиях модульного обучения 67
2.5. Изучение социально-психологической комфортности учащихся в условиях модульного обучения 81
2.6. Развитие профессиональных навыков в практико-ориентированной деятельности учащихся 89
Глава 3. Психологическое обеспечение формирования профессионально
значимых качеств в условиях модульного обучения 106
3.1. Специфика психологического обеспечения модульного обучения 106
1
3.2. Исследование эффективности психологического обеспечения в формировании профессионально значимых качеств в условиях модульного обучения 109
3.3. Технология развития пространственного мышления у учащихся строительной специализации 116
Заключение 125
Список литературы 128
Приложения 145
Приложение № 1 146
Приложение № 2 150
Приложение № 3 156
Приложение № 4 159
Приложение № 5 161
Приложение № 6 170
Приложение № 7 172
Приложение № 8 177
Приложение № 9 179
Приложение № 10 185
Приложение № 11 192
Актуальность темы исследования определяется тем, что современное общество нуждается в компетентных специалистах различных профессий. Модульное обучение компенсирует эффективную подготовку таких специалистов по гибким мобильным планам и программам для учащихся с любым образованием, а также переквалификацию и дообучение временно не работающих граждан.
Модульное обучение является инновацией на российском рынке образовательных услуг. Модульная система обладает определёнными преимуществами: 1) гибкостью, предусматривающей свободные вход и выход в систему - с учётом индивидуальных способностей обучаемых и их особенностей, связанных с материально-временными возможностями; 2) ориентированностью на чёткое целеполагание. Вследствие этого применение модульного подхода в преподавании различных дисциплин как профессионального, так и общеобразовательного циклов представляется одним из перспективных направлений.
В зарубежной и отечественной литературе основное внимание сосредоточено на разработке дидактических аспектов модульного обучения, направленных на выработку практико-ориентированных навыков (А. Г. Казакова, С. Н. Постлетуэйт, Й. Прокопенко, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.). Чёткая разработанность технолого-методического компонента модульного обучения способствует его распространению в средней школе, профессиональном среднем и высшем обучении. Вместе с тем, несмотря на широкую распространенность модульной технологии в сфере образования, сегодня трудно говорить об её системной завершённости. Прежде всего, это выражается в недостаточном учёте разноуровневых психологических потенциалов в формировании трудовых навыков. Имеющиеся же попытки учитывания в практике модульного обучения психологических особенностей учащихся до сих пор носят фрагментарный характер (Н. В. Блохин, В. Г. Гульчевская, Н. П. Коваленко,
А. Н. Ласточкин, С. М. Пономарёв, Г. М. Суворова).
Кроме того, эффективность модульного обучения могла бы значительно возрасти при психологическом сопровождении всех его этапов. На наш взгляд, это, в первую очередь, касается исследования формирования профессионально значимых качеств, среди которых - профессиональная направленность, адекватная самооценка и групповая направленность учащихся модульных групп.
Цель исследования: комплексное изучение условий эффективного обучения и психологического сопровождения процесса формирования профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения.
Объект исследования: процесс формирования профессионально значимых качеств учащихся в условиях модульного обучения.
Предметом исследования выступает комплекс психодидактических условий, определяющих эффективность формирования в модульном обучении профессионально значимых качеств.
Общая гипотеза исследования. Формирование профессионально значимых качеств учащихся в модульном обучении может осуществляться более эффективно благодаря специфическим психодидактическим условиям, которые способствуют следующему:
- развитию профессионально-личностной направленности;
- формированию устойчивой мотивации профессиональных достижений;
- ориентации на самостоятельность в профессионально-личностном становлении;
- монотипности групповой направленности и форм совместной деятельности;
- формированию адекватной самооценки и высоких показателей профессиональной самоактуализации;
- регламентируемой и контролируемой индивидуализации обучения;
- полимодальности в восприятии материала;
- приобретению навыков деятельностного самоконтроля;
- психологической оптимизации профессиональной подготовки, базирующейся на индивидуальном плане обучения.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Систематизировать теоретико-эмпирические работы по исследуемой проблеме.
2. Определить профессионально значимые качества, формируемые в условиях модульного обучения.
3. Провести сравнительное исследование формирования профессионально значимых качеств учащегося в условиях профессиональных традиционной и модульной форм обучения.
4. Разработать комплексную программу по оптимизации психологического со-провождения процессов формирования профессионально значимых качеств в условиях модульного обучения.
В проведённом исследовании рассмотрены актуальные вопросы формирования профессионально значимых качеств в условиях модульного обучения профессии. Комплекс профессионально значимых качеств включает профессиональную направленность, сформированность представлений о психологических особенностях специальности, групповую направленность, мотивацию достижений. Данный комплекс профессионально значимых качеств формируется у будущих специалистов в условиях модульного обучения и связан с целым рядом психологических проявлений: особенностями развития когнитивных процессов, протеканием эмоциональных процессов и формированием профессионального опыта. Исследование этих психологических параметров профессионально значимых качеств имеет в своей концептуальной основе работы, посвящённые профессиональной ориентации учащихся, формированию личности учащегося, акмеологии развития профессионала и условиям формирования деятельностных навыков.
В ходе исследования были решены все поставленные задачи, подтвердившие основную гипотезу. Проведённое диссертационное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Модульное обучение способствовало более эффективному формированию комплекса таких профессионально значимых качеств, как профессиональная самостоятельность и мотивация профессиональных достижений. Так, мотивация достижений в экспериментально-модульных группах перерастала с низкого диапазона в область средних показателей и отмечалась у 43,2 % учащихся, в то время как в традиционных группах это увеличение составило 33,0 %.
2. Полимодальность модульного обучения и ориентация деятельности на практическое исполнение навыков явились причиной того, что более половины учащихся ко второму году обучения решали профессиональные задачи на высоком уровне сложности, сохранив индивидуальные темпы освоения специальности.
3. Многоуровневая система модульного обучения при осуществлении практической деятельности учащимися способствовала постепенному формированию у них устойчивых навыков профессионального самоконтроля при выполнении точных операций с применением измерительного инструментария.
4. Реализация разработанной программы нами психологического сопровождения модульного обучения позволила повысить деятельностную эффективность. Включение учебных элементов, ориентированных на формирование профессиональных представлений, отразилось на повышении таких профессионально важных и профессионально значимых качеств как пространственное мышление и интегративные проявления профессионально¬личностной направленности. Например, повышение профессиональной направленности отмечено у 20,0 % учащихся модульных экспериментальных групп. А использование серии тренинговых форм обучения позволило улучшить показатели пространственного мышления у 36,4 % исследуемых экспериментальных групп.
5. Монотипно-деятельностная структура экспериментальных групп и разно¬плановые деятельностные условия контрольных групп сопровождались разнонаправленной динамикой групповой сплочённости и форм совместной деятельности. У первых исследуемых отмечалось повышение уровня групповой сплочённости и усложнение форм совместной деятельности, а у вторых - наоборот снижение сплочённости и преобладание индивидуально¬совместной деятельности.
Вместе с тем, работа позволила раскрыть вопросы специфики формирования не только отдельных профессионально значимых качеств учащихся профлицеев, но и всего комплекса личностных качеств, формируемых и/или развиваемых в условиях модульного обучения. Реализация комплексной программы психологического сопровождения позволила также сформулировать основные положения по дальнейшей перспективной психологической оптимизации учебного процесса:
1. Необходимо разработать дополнительные учебные элементы, акцентирующие внимание учащихся на оптимальных психологических особенностях профессии.
2. Возможно приглашение передовиков-профессионалов, способных передать неформальный опыт - те особенности профессии, которые были пропущены составителями модульной программы по различным причинам.
3. Необходимо организовывать регулярные тренинги общения в модульных группах 1-го курса с целью повышения групповой сплочённости и снижения конфликтности в неформальных взаимоотношениях внутри группы.
4. Мастера обучения и воспитания обязаны оказывать авторитарное воздействие при организации и осуществлении коллективных общественнополезных дел и проведении коллективных творческих дел в модульных группах, находящихся в самом начале процесса становления ученического коллектива.
1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - С. 27-117.
2. Акимова Л. Д. и др. Методика преподавания строительных дисциплин / Л. Д. Акимова, Н. Г. Аммосов. - М.: Высш. шк., 1983. - 247 с.
3. Акимова М. К. и др. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. - М., 1984. - С. 23-25.
4. Алёшина Ю. Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Учебное пособие (спецпрактикум по социальной психологии) / Ю. Е. Алёшина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 91-114.
5. Амтхауэр Р. Тест структуры интеллекта: Руководство / Под ред.
В. Грабала, мл. - М.: Психодиагностика, Т-13, 1973. - 46 с.
6. Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и её становление в про¬цессе индивидуального развития человека // О проблемах современного че- ловекознания. - М.: Наука, 1977. - С.187-249.
7. Андреева Т. Е. Развитие речи младших школьников при использовании мо¬дульной аудиовизуальной технологии обучения // Детство в эпоху транс¬формации общества: Материалы Международной научно-практической конференции (Мурманск. 25-27 марта 2002 г.) / Отв. за выпуск Л. С. Беляева - Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 2002. - Т. 2. - С. 47-48.
8. Анцыферова Л. И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 2. - С. 3-17.
9. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
10. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
128
11. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Фе¬никс», 2000. - 416 с.
12. Батракова С. Н. Воздействие личности педагога на учащихся в процессе обуче¬ния // Особенности познания и общения в процессе обучения / Межвузовский тематический сборник. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1982. - С. 3-11.
13. Белоусов Е. Д., Вершинина О. С. Малярные и штукатурные работы. - М.: «Высшая школа», 1990. - 270 с.
14. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред.
В. Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
15. Беспалько В. П. Программированное обучение: дидактические основы. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1970. - 300 с.
16. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: «Педагогика», 1989. - 192 с.
17. Блохин Н. В. Дидактические условия разработки программ профессиональ¬ной подготовки безработных граждан на основе Модулей Трудовых Навы¬ков // Феномены личности и группы в изменяющемся мире. - Кострома: КГПУ, 1998. - С. 17-19.
18. Блохин Н. В. Индивидуализированное обучение в модульной технологии // Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе: материалы международной научно-практической конференции. - Часть 1. - Кострома-Москва: Изд-во Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова, 2000. - С. 48-50.
19. Блохин Н. В. Технология модульного открытого обучения в системе модер-низации образования // Психологическое сопровождение процессов модер-низации образования и профессионализации кадров: Материалы междуна¬родного симпозиума. Часть 1 / Отв. ред.: Н. П. Фетискин. - М.; Кострома: Изд-во Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова, 2002. - С. 24¬
25.
20. Блохин Н. В. Формирование профессионально важных качеств и навыков в условиях модульного практико-ориентированного обучения. - Дис. ... кан.
129
пед. наук. - Кострома: Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 1999. - 218 с.
21. Блохин Н. В. Формирование профессионально важных навыков и качеств в условиях модульного практико-ориентированного обучения. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук - Ярославль: Изд-во Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова, 1999. - 24 с.
22. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития лично¬сти. - М.: «Наука», 1981. - С. 257-284.
23. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. - М.: «Наука»,
1981. - С. 159-177.
24. Боровиков В. П. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. - М.: КомпьютерПресс, 2001. - 301 с.
25. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психоло-гический журнал. - 1991. - № 6. - С. 6-10.
26. Брушлинский А. В. Субъект: мышление учение воображение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 1996. - С. 365-387.
27. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный под¬ход. - М.: «Высшая школа», 1991. - 207 с.
28. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребёнка // Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 161-165.
29. Гавриличев В. Е. Межпредметные связи как одно из условий систематиза¬ции знаний учащихся СПТУ // Особенности познания и общения в процессе обучения / Межвузовский тематический сборник. - Ярославль, Изд-во ЯрГУ
1982. - С. 55-60.
130
30. Галковская И. В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения. - Дис. ... кан. пед. наук. - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. - 200 с.
31. Гамезо М. В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до ста¬рости / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 73-77.
32. Гласс Дж. и др. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. - М.: «Прогресс», 1976. - 496 с.
33. Гогунов Е. Н. и др. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М.: «Академия», 2000. - 288 с.
34. Гольдин И. И. Проблемное обучение в профессионально-технических учи¬лищах. - М.: Высш. школа, 1979. - 101 с.
35. Гульчевская В. Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы // www.ipkpro.aaanet.ru или gulcha@mail.ru - от 18 февраля 2003 года.
36. Гурова Л. Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач // Вопросы психологии. - 1969. - № 5. - С. 76-89.
37. Гусев А. Н. и др. Измерение в психологии: общий психологический практи¬кум / А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Михалевская. - М.: Смысл, 1997. - С. 212-248.
38. Додонов Б. И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие лич¬ности // Психология формирования и развития личности. - М.: «Наука», 1981. - С. 284-305.
39. Додонов Б. И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 36-47.
40. Дружинин В. Н. Психология трудовой деятельности // Психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 396-399.
41. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - С. 74-111.
131
42. Душков Б. А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организа¬ция, управление). - М.: Просвещение, 1981. - 208 с.
43. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Под ред. В. Н. Панферова. - Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. - 280 с.
44. Ерошенко А. А. Изменение взаимосвязи индивидуальных свойств учащихся ПТУ в зависимости от овладения мастерством // Вопросы психологии. - 1981. - № 3. - С. 49-57.
45. Забродин Ю. М., Новиков В. В. Психологическое управление производст¬венной организации: Книга для советского менеджера и практического пси¬холога. - М.: Хозрасчётный консультационно-внедренческий центр по соци¬альным и экономическим вопросам, 1992. - С. 193-197.
46. Закон РФ об образовании. - М.: Издательство ПРИОР, 2002. - 48 с.
47. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001. - С. 222.
48. Иваненко В. П. Формирование профессионального мастерства учащихся при обучении в учебных мастерских. - М. Высш. школа, 1980. - 48 с.
49. Иванова Н. Л., Чернявская А. П. Изучение интересов личности в целях подго¬товки учащихся к выбору профессии // Проблемы индустриальной психологии: Сб. науч. тр. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1989. - С. 126-130.
50. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. - М.: “Просвещение”, 1984. - С. 302¬316.
51. Иноземцева В. И. Система отношений и взаимоотношений учащихся ПТУ // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 5. - С. 131-136.
52. Исакович Е. Г. Общая методика разработки и научного обеспечения модуль¬ных структур обучения специалистов // Сборник научно-методических мате¬риалов для разработки и внедрения модульных структур обучения специа¬листов / Под ред. Проф Е. Г. Исаковича. - М.: Госстандарт России, 1997. - С. 7.
53. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. - Мн.: Харвест; М.: ООО «Из-дательство АСТ», 2000. - С. 150-223.
132
54. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. - Владимир: Владимир. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского, 1972. - С. 144-176.
55. Кабанова-Меллер Е. Н. Роль образа в решении задач // Вопросы психоло¬гии. - 1970. - № 5. - С. 122-130.
56. Казакова А. Г. Модульное обучение. М.: ИПК СК, 1997. - С. 3-35.
57. Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - М.- Кострома: Костромской государственный университет, 1996. - С. 81-108.
58. Карпов А. В. Когнитивные и регулятивные процессы в структуре деятельно¬сти // Проблемы индустриальной психологии: Сб. науч. тр. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1989. - С. 5-19.
59. Карпов А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельно¬сти. - Ярославль: ЯГУ, 1991. - 153 с.
60. Кашапов Р. Р. Типология личности, или Какие мы разные. - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2002. - 320 с.
61. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивиду¬альных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: Че- Ро, 2000. - С. 140-143.
62. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Рос¬тов н/Д.: Феникс, 1996. - 509 с.
63. Ковалёв А. Г. Психология семейного воспитания. - Мн.: Народная асвета, 1980. - С. 50-79.
64. Коваленко Н. П. Модульная технология обучения студентов педагогическо¬го колледжа // www.ito.edu.ru - от 18 февраля 2003 года.
65. Колесова С. В. Модель органичной системы модульного обучения // Сибир¬ский учитель. - 2001. - Сентябрь-Октябрь. - № 5. - или // www.edu.nsu.ru - от 5 февраля 2003 года.
66. Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности школьника к профессиональному самоопределению. - Ярославль: ЯГПИ, 1993. - С. 3-22.
133
67. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. Учебное пособие под редакци¬ей Е. М. Ивановой - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. - 120 с.
68. Крайний Я. МОТ строит знания из модулей // Биржа труда. - 1999. - № 6. - Ст. 14. - или // www.pressa.spb.ru - от 18 февраля 2003 года.
69. Кроше Э. Руководство по модульной системе профессионально¬технического обучения. - Женева: Пер. с нем., рукопись, 1998. - 2-я ред. пе¬ревода. - 200 с.
70. Крупская Н. К. О профессионально-технической подготовке квалифициро¬ванной рабочей силы. - М.: «Высшая школа», 1974. - С. 57-105.
71. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: «Просвещение», 1976. - 303 с.