ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С
НАСЕЛЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ C НАСЕЛЕНИЕМ 7
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА С НАСЕЛЕНИЕМ 25
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА С НАСЕЛЕНИЕМ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. В информационном обществе многократно возрастает роль и значение электронных технологий. За последние годы электронные технологии укрепились в быту человека, практически в каждой семье есть компьютер, а Интернет стал повсеместным и общедоступным. Каждый год совершенствуются и технологии в информационной сфере, начиная от электронной доставки информации, форумов, социальных сетей и заканчивая различными электронными ресурсами, содержащими полезную информацию.
В России сеть Интернет развивается более 20 лет. Под ее воздействием изменилась социальная коммуникация населения, создается новая глобальная информационная структура, которая существенно меняет информационное пространство. Электронные технологии с каждым годом усиливают свои позиции в сравнении с другими средствами массовой информации. Телевидение, радио и печатная продукция постепенно отходят на второй план, что приводит к изменению развития средств массовой информации и их взаимодействие с обществом.
Свое применение получили информационно-коммуникационные технологии и в организации взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Эффективная система взаимодействия между органами МСУ и населением является обязательным условием для построения демократического правового государства. Необходимость соблюдения принципов открытости, как основы взаимодействия общества и органов власти, обусловила требования к повышению качества и доступности информации предоставляемой населению при помощи Интернета.
В настоящее время для обеспечения качественной работы органов МСУ необходимо создание механизмов, которые позволят оптимизировать информационно-коммуникативное взаимодействие с населением на муниципальном уровне. Кроме того необходимо определить критерии качества данной системы. Для успешной реализации принципов открытости муниципальные служащие должны владеть такими механизмами, как работа с референтными группами, работа с обращениями граждан, взаимодействие со СМИ.
Реализация эффективных моделей и информационно¬
коммуникативных технологий в России также осуществляется муниципальной службой. Данный социальный институт «можно представить как систему, элементами которой являются, во-первых, кадры муниципальной службы; во-вторых, функции; в-третьих, средства реализации функций и, наконец, результаты функционирования» . Сами функции муниципальной службы логично рассматривать как «главные направления деятельности муниципальных образований, обеспечивающие социальное благосостояние, гарантирующее реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление» .
Степень изученности темы. Российский исследователь А.П. Кочетков в своей работе рассматривает возрастание роли информационных коммуникаций, увеличение роли информации и знаний в жизни общества, а также создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает эффективное взаимодействие людей.
Такие российские исследователи как Е.П. Абдеев, Р.Ф. Тавокин, М.Ю. Тихонов в своих работах уделяют особое внимание теории информационно-коммуникативного взаимодействия, понятию «информация» и связью между управляющей и управляемой системами.
Также хочется отметить работу российских исследователей В.Д. Попова, Э.Ф. Макаревича в которой они выделяют социально-психологический аспект и утверждают, что информация определяет содержание общественных связей, является ее центральным элементом.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью повышения эффективности функционирования органов местного самоуправления Губкинского городского округа Белгородской области и недостаточной проработанностью механизма их информационно-коммуникативного взаимодействия с населением.
Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления Губкинского городского округа Белгородской области.
Предметом дипломной работы является информационно-коммуникативное взаимодействие органов местного самоуправления Губкинского городского округа Белгородской области с населением.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов информационно-коммуникативного взаимодействия органов местного самоуправления Губкинского городского округа Белгородской области с населением.
Реализация поставленной цели возможна посредством решения следующих задач.
1. Изучить теоретические основы информационно-коммуникативного взаимодействия органов МСУ с населением.
2. Проанализировать практику организации информационно-коммуникативного взаимодействия органов местного самоуправления Губкинского городского округа с населением.
3. Предложить направления совершенствования информационно-коммуникативного взаимодействия органов местного самоуправления Губкинского городского округа с населением.
Теоретико-методологическая основа исследования. Применение сравнительного подхода позволило выявить достоинства и недостатки механизмов информационно-коммуникативного взаимодействия органов местного самоуправления Губкинского городского округа. В свою очередь, системный подход позволил усовершенствовать механизмы информационно-коммуникативного взаимодействия органов местного самоуправления Губкинского городского округа с населением.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, дедукция.
Эмпирическую основу работы составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации , Белгородской области и Губкинского городского округа .
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и рекомендаций, сформулированных автором, в деятельности органов местного самоуправления Губкинского городского округа Белгородской области.
Эффективная система взаимодействия между органами местного самоуправления и населением является обязательным условием для построения демократического правового государства. Необходимость соблюдения принципов открытости, как основы взаимодействия общества и органов власти, обусловила требования к повышению качества и доступности информации предоставляемой населению при помощи Интернета.
Любое информационно-коммуникативное взаимодействие органов местного самоуправления с населением - это совокупность методов, процессов технологий и программно-технических средств необходимых для организации диалога между муниципальной властью и населением и выполняющая ряд важных функций: обеспечение открытости власти, увеличение доверия и взаимодействия населения с органами местного самоуправления. Всего существует четыре модели взаимодействия власти: конфронтация, отсутствие взаимодействия, партнерское взаимодействие и взаимодействие, основанное на доминировании власти. Среди них наиболее эффективной являются модель партнерского взаимодействия. Ведь эффективность в реализации информационно-коммуникативных технологий взаимодействия власти и населения в системе муниципального управления может сложиться только в условиях отлаженной системы «обратной связи» и любая активность в данном направлении должна сопровождаться социологическими исследованиями с применением новейших методик и инструментария, позволяющего вычленять ключевые проблемы и учитывать интересы населения.
Для повышения и ускорения информационно-коммуникативного взаимодействия с населением муниципальными органами используется сеть «Интернет». Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Кроме того использование муниципальными органами сети «Интернет» повышает и ускоряет информационно¬коммуникативное взаимодействие с населением.
В Губкинском городском округе информационно-коммуникативное взаимодействие осуществляет Управление массовых коммуникаций и информационных технологий администрации Губкинского городского округа, которое выполняет достоверное и оперативное освещение деятельности администрации; аналитическое сопровождение деятельности администрации Губкинского городского округа в области изучения общественного мнения; внедрение новых информационных технологий; обеспечение функционирования программно-технического комплекса администрации Губкинского городского округа. Одним из способов реализации информационно-коммуникативного взаимодействия является сайт органов местного самоуправления Губкинского городского округа, являющийся одним из основных источников информации в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования. Несмотря на такую большую значимость в осуществлении информационно-коммуникативного взаимодействия, он имеет множество недостатков, которые говорят о несовершенстве реализации информационно-коммуникативного взаимодействия органов местного самоуправления Губкинского городского округа с населением при помощи Интернет-технологий.
На основании изложенных недостатков, нами был предложен проект совершенствования механизмов информационно-коммуникативного
взаимодействия органов местного самоуправления Губкинского городского округа с населением «Обновление сайта органов местного самоуправления Губкинского городского округа», главной целью которого является повышение информационно-коммуникативного взаимодействия органов МСУ Губкинского городского округа с населением при помощи Интернет- технологий.
Проект включает в себя следующие основные мероприятия: совершенствование нормативно-правовой базы в части регулирования взаимодействия между органами местного самоуправления Губкинского городского округа и населения при помощи электронных технологий, которая позволит сохранить и обеспечить взаимодействие и установление ответственности за действия, ведущие к их несоблюдению; модернизацию сайта Губкинского городского округа, направленную на повышение эффективности информационно-коммуникативного взаимодействия с населением; создание индивидуальных аккаунтов Губкинского городского округа в социальных сетях Вконтакте (vk.com), Твиттер (twitter.com), Фейсбук (facebook.com), направленных на повышение эффективности информационно-коммуникативного взаимодействия с населением; проведение социологического опроса на тему «Удовлетворенность населения новым сайтом Губкинского городского округа и страницами в социальных сетях».
Целевой аудиторией проекта является население и органы местного самоуправления Губкинского городского округа. В ходе реализации проекта, предполагается достижение следующих результатов: повышение качества коммуникативного взаимодействия населения с органами местного самоуправления Губкинского городского округа; формирование позитивного имиджа чиновников и администрации Губкинского городского округа в целом; обеспечение информационной открытости власти; вовлечение жителей Губкинского городского округа в развитии муниципального образования; информирование населения о политической и социально¬экономической жизни через сеть Интернет; повышение качества предоставляемой информации.
Эффективная реализация политики информационно-коммуникативного взаимодействия администрации Губкинского городского округа требует совершенствования нормативной правовой базы. А именно, правовое обеспечение реализации проекта предполагает принятие муниципального правового акта, определяющего цели, задачи и механизм реализации проекта.
Для успешной реализации проекта необходимы квалифицированные кадры, имеющие профессиональную подготовку в сфере информационных технологий. Это условие может быть обеспечено путем переподготовки специалистов, повышения их квалификации, а так же создания условия для закрепления молодых специалистов, прибывших на работу в администрацию Губкинского городского округа.
В рамках реализации предложенного в работе проекта целесообразно рекомендовать должностным лицам администрации Губкинского городского округа, участвующим в осуществлении информационно-коммуникативного взаимодействия следующее:
- разработать техническое задание для обновления сайта ОМСУ Губкинского городского округа;
- произвести модернизацию сайта ОМСУ Губкинскогого городского округа;
- открыть индивидуальные аккаунты Губкинского ОМСУ городского округа в социальных сетях Вконтакте (vk.com), Твиттер (twitter.com), Фейсбук (facebook.com);
- организовать проведение социологического опроса на тему «Удовлетворенность населения новым сайтом Губкинского городского округа».
1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Текст] : федер. закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 66. - Ст. 776.
2. Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных [Текст] : Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 583 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 30. - Ст. 4107.
3. Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 5. - Ст. 547.
4. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Обеспечение населения Белгородской области информацией о деятельности органов государственной власти и приоритетах региональной политики на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. № 511-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
5. Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области [Текст] : Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2012 г. № 202-пп // Белгородские известия. - 2010. - 06 июля.
6. О создании комиссии при Главе администрации Губкинского городского округа по рассмотрению проектов [Электронный ресурс] : Распоряжение администрации Губкинского городского округа Белгородской области от 21 июня 2011 г. № 389-ра // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
7. Об утверждении порядка определения уровня профессионального соответствия проектных специалистов [Электронный ресурс] : Распоряжение администрации Губкинского городского округа Белгородской области от 04 октября 2012 г. № 664-ра // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
8. Об утверждении порядка тестирования проектных специалистов на знание основных положений проекта и на определение знаний и навыков в области проектного управления [Электронный ресурс] : Распоряжение администрации Губкинского городского округа Белгородской области от 13 ноября 2012 г. № 767-ра // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
9. Об утверждении регламента администрирования проектов, реализуемых администрацией Губкинского городского округа [Электронный ресурс] : Постановление администрации Губкинского городского округа Белгородской области от 20 февраля 2013 г. № 281-па // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
10. Об утверждении положения об управлении проектами в Губкинском городском округе [Электронный ресурс] : Постановление Главы администрации Губкинского городского округа Белгородской области от 16 ноября 2010 г. № 2814 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
11. Об утверждении форм документов по управлению проектами [Электронный ресурс] : Постановление администрации Губкинского городского округа Белгородской области от 31 декабря 2014 г. № 3073-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
12. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Губкинского городского округа до 2025 г. [Электронный ресурс] : Решение Совета депутатов Губкинского городского округа Белгородской области от 31 декабря 2008 г. № 1 // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
13. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации. [Текст] / Р. Ф. Абдеев. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 336 с.
14. Афанасьев, В. Б. Системный подход в исследовании социально-экономических эффектов внедрения информационно-коммуникационных технологий. [Текст] / В. Б. Афанасьев // Современные технологии управления. - 2014. - № 20 - С. 12-17.
15. Бобова, Л. А. Механизмы социальной консолидации в сетевом обществе [Текст] / Л. А. Бобова // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - № 2 (35). - С. 208-216.
16. Бикмурзина, А. Ю. Информационно-коммуникационное пространство взаимодействия населения и органов местного самоуправления [Текст] / А. Ю. Бикмурзина, М. А. Тухватуллина // Адлеровские социологические чтения. - 2014. - № 1. - С. 104-106.
17. Биликтуев, Б. Д. Профессиональный потенциал государственных гражданских служащих в современной России (на материалах Республики Бурятия) [Текст] : автореф. дис... канд. социол. наук / Б. Д. Биликтуев. - Улан-Удэ, 2013. - 21 с.
18. Брайант, Д. Основы воздействия СМИ [Текст] / Д. Брайант, С. Томпсон; пер. с англ. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2014. - 432 с.
19. Будзиев, Р. А. «Полезное государство» и система «Открытой власти». [Текст] / Р. А Будзиев // Проблемы современной науки и образования. -2014. - № 10. - С. 98-104.
20. Ветров, Е. Н. Доступ к информации как условие обеспечения прозрачности государственного управления [Текст] / Е. Н. Ветров // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4. - С. 35-38.
21. Гельман, В. Я. Локальные режимы, городское управление и «вертикаль власти» в современной России. [Текст] / В.Я. Гельман, С.И. Рыженков Политекс. - 2010. - № 4. - C. 43-56.
22. Дюкина, С. В. Структура политического пространства современного общества в рамках информационно-коммуникативной системы. [Текст] / С. В. Дюкина // Вестник нижегородского университета. - 2014. - № 1. - С. 189-196.
23. Егоров, B. C. Рационализм и синергетизм. [Текст] / B.C. Егоров. - М. : Советский спорт, 2014. - 263 с.
24. Журавлева, И. А. Инструменты совершенствования механизма открытости деятельности органов исполнительной власти [Текст] / И. А. Журавлева // Вестник Академии. - 2013. - № 3. - С. 136-141.
25. Захаров, А. В. Проблемы правового регулирования доступа граждан к информации о деятельности органов власти [Текст] / А. В. Захаров // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-5. - С. 1071-1074.
26. Ишкинеева, Ф. Ф. Роль информационно-коммуникационных технологий в организации эффективного взаимодействия власти и общества / Ф. Ф. Ишкинеева // Вестник челябинского государственного университета. - 2013. - № 21. - С. 254-257.
27. Катлип, С. М. Теория и практика. [Текст] / С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М. Брум. - М. : Издат. Дом «Вильямс», 2014, - 340 с.
28. Кочетков, А. П. Власть и элиты в глобальном информационном обществе. [Текст] / А. П. Кочетков // Политические исследования. - 2011. - № 5. - С. 8-20.
29. Куржиямский, М. А. Становление информационно-коммуникативного общества [Текст] / М. А. Куржиямский // Федерализм. - 2013. - № 1. - С. 141-156.
30. Макаревич, Э. Ф. Общественные связи. [Текст] / Э. Ф. Макаревич. - М. : ТВ-Пресс Агентство «Граф Илья Толстой», 2014 - 310 с.
31. Науменко, Т. В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания [Текст] / Т. В. Науменко // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 39-46.
32. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования [Текст] / М. М. Назаров. - М. : Вершина, 2013. - 428 с.
33. Нездюров, А. Л. Взаимодействия органов власти и структур гражданского общества: возможные модели и их реализация в общественно¬политической жизни современной России. [Текст] / А. Л. Нездюров, А. Ю. Сунгуров. - М. : Вершина, 2014. - 250 с.
34. Огнева, В. В. Информационные технологии в коммуникативном взаимодействии граждан с органами местной власти (оценка эффективности) [Текст] / В. В. Огнева, Т. С. Болховитина // Власть. - 2015. - № 6. - С. 149-154.
35. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов - М. : Издательство Оникс, 2012. - 1376 с.
36. Попов, В. Д. Информационная политика. [Текст] / В. Д. Попов. - М. : Изд-во РАГС, 2013. - 218 с.
37. Попов, В. Д. Парадоксы в судьбе России (коммуникативный психоанализ власти и общества) [Текст] / В. Д. Попов. - М. : Камерон, 2014.¬152 с.
38. Рагулина, Ю. В. Проблемы совершенствования механизма открытости деятельности органов исполнительной власти [Текст] / Ю. В. Рагулина, Ю. И. Петрова, М. Б. Ведзижев // Вестник Северо¬Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2013. - № 4. - С. 206-210.
39. Розанова, Н. Н. Информационная открытость как важнейшая содержательная характеристика репутации региональной власти [Текст] / Н. Н. Розанова // Век качества. - 2014. - № 3. - С. 10-14.
40. Розенберг, Н. В. Средства массовой коммуникации и их использование в политической деятельности [Текст] / Н. В. Розенберг // вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2014. - № 11. - С. 128-133.
41. Селезнева, Л. В. Связи с общественностью в информационно-коммуникативном пространстве [Текст] / Л. В. Селезнева // Научно-практический журнал «Управление». - 2014. - № 3. - С. 24-29.
42. Скрипникова, Н. С. Прикладные инструменты в реализации информационно-коммуникативных технологий обратной связи власти и населения [Текст] / Н. С. Скрипникова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 4. - С. 91-101.
43. Сунгуров, А. Ю. Институты-медиаторы и их развитие в современной России. [Текст] / А. Ю. Сунгуров, О. С. Захарова, Л. А. Петрова // Политические исследования. - 2013. - № 4 - С. 164-168.
44. Тавокин, Е. П. Социологическая информация. Роль, методы получения и обработки. [Текст] / Е. П. Тавокин. - М. : МАКС Пресс, 2013. - 321 с.
45. Тихонова С. В. Коммуникационная революция сегодня: информация и сеть / С. В. Тихонова // Политические исследования. - 2007. - № 3. - С. 53-64.
46. Тухватуллина, М. А. Опыт социологического анализа информационно-коммуникационного пространства взаимодействия органов местного самоуправления с населением [Текст] / М. А. Тухватуллина // Научный альманах. - 2016. - № 2. - С. 116-121.
47. Хазагеров, Г. Г. Коммуникативная топография общественного мнения. [Текст] / Г.Г. Хазагеров // Социологический журнал. - 2013. - № 1. - С. 5-16.
48. Хуснутдинова, Г. Ф. Интернет-коммуникация как основа глобализационных процессов развития информационного общества [Текст] / Г. Ф. Хуснутдинова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 3. - С. 128-132.
49. Шевченко, А. В. Информационно-коммуникативный потенциал сопровождения реформ в Российской Федерации. [Текст] : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02. / А. В. Шевченко. - М., 2006. - 220 с.
50. Якобсон, Л. И. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством [Текст] / Л. И. Якобсон. - М. : Вершина, 2013. - 318 с.