Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В WEB-ПРОСТРАНСТВЕ

Работа №75012

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Web-пространство как среда бытования журналистских произведений 8
1.1 Особенности коммуникации журналиста и читателя в интернете 8
1.2 Определение понятия «формат» через классическую категорию жанра
журналистики 11
1.3 Специфика основных мультимедийных форматов: мультимедийная
история, лонгрид, артдок, мультимедийный проект 14
1.3.1 Определение понятия «мультимедийная история» 14
1.3.2 Определение понятия «лонгрид» 16
1.3.3 Определение понятия «артдок» 19
1.3.4 Определение понятия «мультимедийный проект» 22
ГЛАВА 2. Особенности художественно-публицистических жанров
журналистики 24
2.1. Понятие художественно-публицистической журналистики: природа и
видообразующие факторы 24
2.2. Основные жанры художественно-публицистической журналистики, их
черты и признаки 26
ГЛАВА 3. Анализ мультимедийных произведений через призму
художественно-публицистической журналистики 30
3.1. Методика исследования и обоснование выбора материалов для анализа 30
3.2 Земля отчуждения 36
3.3 Видеть сны в хиджабе 42
3.4 Рудимент улиц 48
3.5 Никогда Море 52
3.6 Ад на колесах 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список литературы и использованных источников

По данным 2017 года аудитория интернет-пользователей в России достигла 87 млн. человек, что составляет более 70% от всего населения страны . С этим связан тот факт, что с каждым годом появляется все больше интернет-СМИ, многие печатные издания переходят в сетевое пространство, где начинают использовать мультимедийные форматы. Эти форматы, изначально обладая устоявшимися признаками, со временем видоизменяются, рождая новые. Так, мультимедийная история, усложняясь технически и содержательно, постепенно переросла в объемный «лонгрид». В 2015 году в интернет-пространстве масс-медиа появился новый мультимедийный формат, которому авторы присвоили название «артдок».
При этом интуитивный подход практиков зачастую вносит в терминологию путаницу: так, например, лонгридами называют материалы, которые отвечают некоторым формальным признакам (они длинны, содержат мультимедийные формы, в основе — текст), но в действительности, таковыми не являются, так как не соответствуют другим признакам, например, содержательным (глубина погружения в тему, возникновение нового смысла на стыке мультимедийных элементов). Это происходит вследствие несформированной системы форматов, в чем и заключается актуальность данного исследования.
Интересно, что наряду с этим теоретики говорят об исчезновении жанров художественно-публицистической журналистики со страниц прессы, что является следствием общей тенденции «размывания жанровых границ» . Однако художественно-публицистические жанры не просто исчезают, многие исследователи приходят к мысли, что лонгриды - это новая форма выражения очеркового жанра. Так, в своей статье Золотухин и Мажарина утверждают, что «лонгрид - это очерк XXI века, который вернулся и прекрасно чувствует себя в сети».
Разделяя эту мысль, мы также предполагаем, что вновь появившиеся форматы «лонгрид» и «артдок» (и, возможно, это не последняя модификация) — это преобразование давно известных художественно- публицистических жанров, которые переходят в web-пространство и обогащаются за счет цифровых технологий и возможностей интернета. При этом, сложность качественного сторителлинга — процесса разворачивания мультимедийной истории — состоит в том, что автор воздействует сразу на все каналы восприятия читателя. И если он использует неподходящий формат, то его «месседж может быть не доставлен. Или, если и будет доставлен, не будет прочтен так, как он этого хотел» . Для создания качественного контента, отвечающего современным запросам аудитории и эффективно решающего задачи журналиста, последнему необходимо понимать, от каких факторов зависит выбор того или иного формата подачи материала, какой спецификой они обладают. Отсюда вытекает практическая значимость работы.
Таким образом, в качестве предмета исследования выступили мультимедийные формы подачи материала с точки зрения своего функционального предназначения и как способ проявленности авторской позиции.
Объектом исследования были выбраны мультимедийные произведения, размещенные в русскоязычном пространстве интернета и имеющие признаки художественно-публицистических жанров (эмоционально-образное воздействие на читателя).
Так, эмпирическую базу данной работы составили следующие произведения: лонгрид издательского дома «Коммерстантъ» «Земля Отчуждения», ознаменовавший появление лонгридов в России, лонгрид «Никогда море», выпущенный в рамках проекта «Медиа для эффективного освещения вопросов окружающей среды и природных ресурсов в Центральной Азии» в 2016 году, проект Ксении Диодоровой «Видеть сны в хиджабе», положивший начало так называемой артдок-журналистики в России, мультимедийный проект «Рудимент улиц» Никиты Гончарова, выпущенный на сайте телекомпании «ТВ2», интересный с точки зрения того, как мультимедийные форматы проникают в пространство томских СМИ, и мультимедийная история «Ад на колесах», выпущенная интернет-изданием «Батенька, да вы трансформер», создатели которого заявляют, что «научились собирать лучшие в России мультимедийные лонгриды» . Таким образом, в нашу подборку вошли как эталоны мультимедийных проектов, так и произведения, только претендующие на это звание, выпущенные в период с 2013 по 2016 год, причем мы постарались охватить не только признанные СМИ (Коммерсантъ, ТВ2), но и отдельных медиа-производителей (дизайн- студия «Гонзо», интернет-издание «Батенька, да вы трансформер»). Такой подход позволит нам изучить вопрос шире.
Цель данной работы: выяснить, какие особенности приобретают жанры художественно-публицистической журналистики, воплощаясь в web- пространстве в мультимедийных форматах.
В рамках исследования для достижения поставленной цели последовательно решается ряд задач:
1. выяснить специфику web-среды как пространства коммуникации журналиста и аудитории;
2. дать определение понятию «формат» через классическую категорию жанра журналистики;
3. сформулировать специфику главных мультимедийных форматов: мультимедийная история, мультимедийный проект, лонгрид, артдок;
4. изучить специфику главных традиционных жанров художественно - публицистической журналистики;
5. выработать собственный алгоритм анализа мультимедийных
произведений через призму художественно-публицистической
журналистики;
6. провести формально-содержательный анализ мультимедийных произведений;
7. на основе анализа выяснить, какие особенности приобретают художественно-публицистические жанры в web-среде.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы: мониторинг отечественных производителей медиаконтента, формально-содержательный анализ выбранных произведений по собственной выработанной системе критериев на основе изученной литературы.
Для выяснения специфики web-пространства как журналистской среды мы обратились к работам следующих исследователей: В. Гатова, Э. Манген, К. Ринга, М. Кастельса, В.Э. Шевченко, А. Галустяна. Чтобы выяснить соотношение понятий «жанр» и «формат», изучили труды Г. В. Лазутиной, С.С. Распоповой, А. П. Аржанова. Специфика основных мультимедийных форматов изучалась по работам Д. Стивенса, Д. Кульчицкой, А. Галустяна, М. М. Лукиной, О. Каплиной, В. Пули, А. Колесниченко, Г. Амирхановой, О. Силантьевой. Для изучения специфики художественно-публицистических жанров журналистики обратились к трудам Ю. О. Суровцева, П. П. Каминского, А. Тертычного, З. С. Смелковой, Д. В. Туманова.
Содержание данной работы раскрывается в трех главах.
Первые две главы касаются теоретической стороны заявленной проблемы. В них поочередно рассматриваются явления «web-среда» и «художественно-публицистические жанры журналистики».
В первой главе мы выявим особенности коммуникации журналиста и читателя в интернет-среде, установим, как соотносится сетевое понятие «формат» с классическим понятием жанра журналистики, сформулируем специфику основных мультимедийных форматов.
Во второй главе изучим природу и видообразующие факторы художественно-публицистической журналистики, рассмотрим характеристики основных художественно-публицистических жанров и на основе этого выработаем собственный подход к исследованию.
В третьей главе проанализируем ряд мультимедийных произведений по выработанному алгоритму, проследив в них соотношение вербального и визуального, связь структурных элементов, многомерность, многосложность, линейность, а также рассмотрим использованные в них мультимедийные формы с точки зрения их функционального предназначения (как смысловые элементы, как средства художественной образности, как средства привлечения аудитории и удержания читательского внимания) и способы проявленности авторской позиции.
В результате мы даем комплексную характеристику основным мультимедийным форматам «артдока» и «лонгрида» (как с формальной, так и с содержательной стороны через проведенные параллели с основными художественно-публицистическими жанрами) и выявляем ключевые особенности, которые приобретают художественно-публицистические произведения в web-пространстве. В перспективе это может составить базу для разработки системы мультимедийных форматов, а также лечь в основу рекомендаций для журналистов, работающих над мультимедийными произведениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена исследованию художественно-публицистических жанров в сети. Мы поставили цель - выяснить, какие особенности приобретают жанры художественно-публицистической журналистики, воплощаясь в web-пространстве в мультимедийных форматах. Перед началом исследования мы поставили ряд задач, который помог нам прийти к цели.
Сначала мы поочередно рассмотрели два явления, заявленных в теме, и выяснили, что:
• wed-пространство - особая среда, в которой коммуникация автора и читателя выстраивается иначе (новые способы привлечь и удержать внимание, новые компетенции и т.д);
• понятие «формат» вбирает в себя жанрообразующие факторы, расширяя диапазон вторичных жанровых признаков, которые теперь касаются не только текста, но и всего аудио-визуального наполнения материала в целом;
• говоря о специфике того или иного формата, исследователи используют такие формальные критерии, как связь структурных элементов, соотношение вербального и визуального, многомерность, многосложность, линейность - данные признаки (критерии) мы взяли за основу формального анализа выбранных проектов;
• при изучении жанров художественно-публицистической журналистики помимо формальных (структурных) следует учитывать их коммуникативные признаки, к которым относятся: цель и способ обращения к предмету и коммуникативное намерение (авторская позиция) - что стало основой содержательного анализа проектов с точки зрения жанровой принадлежности.
Это позволило нам выработать алгоритм анализа мультимедийных произведений для их рассмотрения в двух аспектах: с формальной точки зрения и через призму художественно-публицистических жанров.
В результате анализа было выявлено, что, во-первых, в основе формата «лонгрид» лежат жанровые признаки очерка, тогда как жанровой основой «артдока» является эссе (исходя из предмета, цели и способа его отображения и коммуникативного намерения автора в отношении адресата). Кроме того, эти и другие жанры художественно-публицистической журналистики могут воплощаться в формате «мультимедийной истории» - наиболее широком, включающем в себя как технически сложные, так и технически простые произведения. Так, в формате мультимедийной истории может быть подан современный фельетон. Мы также предполагаем, что помимо художественно-публицистических жанров в формате мультимедийной истории могут воплощаться информационные и аналитические жанровые модели (как по отдельности, так и реализуя принцип смешения), которые в рамках данного исследования мы не затрагивали.
Во-вторых, в веб-среде художественно-публицистические жанры приобретают следующие особенности:
Автор мультимедийного произведения использует разнообразные приемы и средства художественной образности. В качестве знака может выступать как слово, так и различные формы мультимедиа как по отдельности (метафора с пентаграммой в «Аду на колесах»), так и в неразрывной связи друг с другом (антитеза ожиданий и реальности на вводном видеоролике с наложением голосов героев и текста в «Рудименте улиц»). Кроме того мультимедийные элементы могут выполнять не только функцию средств художественной образности и эмоциональной выразительности, но и решать задачу привлечения аудитории к прочтению и удержания читательского внимания (нарисованный автомобиль, движущийся по ходу чтения к следующей главе «Ада на колесах»).
Допустимость свободной интерпретации некоторых образов - это попытка автора побудить читателя к самостоятельному анализу, к рефлексии. Включая в произведение подобные элементы (видео с рыбками в «Земле отчуждения», видео с ветром и песком в «Видеть сны в хиджабе») автор заставляет читателя включиться в размышления над проблемой. Так он работает на задачу не вызвать определенные эмоции, а побудить читателя испытать что-то свое.
Авторское присутствие можно проследить как текстуально в повествовании от первого лица (мультимедийная история «Ад на колесах»), в авторских отступлениях (текстовый пролог артдок-проекта «Видеть сны в хиджабе»), так и в аудиовизуальных формах (вводная визуализация артдок- проекта «Видеть сны в хиджабе»).
Полученные результаты в будущем могут лечь в основу методических рекомендаций для журналистов, планирующих публикацию в формате артдока или лонгрида. Также дальнейшие перспективы развития темы видятся нам в комплексном рассмотрении широкого понятия «мультимедийной истории» не только как жанрового воплощения художественно-публицистической, но и информационной и аналитической журналистики, что может в итоге составить базу для разработки системы мультимедийных форматов. Также было бы интересно проанализировать особенности уже изученных нами мультимедийных форматов с точки зрения заимствования приемов изобразительного искусства, кинематографа или телевизионной журналистики.



1. Лазутина Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестн. М. ун-та. Серия 10. Журналистика, 2010. №6. C.14-21.
2. Золотухин А. А., Мажарина Ю. Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые Вершины журнализма? // Вестн. ВГУ. Серия: филология. Журналистика, 2015. №2.
3. Гатов В. Будущее журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. — 304 с.
4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 351 с.
5. Mangen A., Kuiken D. Lost in the iPad: Narrative engagement on paper and tablet // Scientific Study of Literature, 2014, pages 150-177.
6. Ринг К. Являются ли Интернет и печатные издания равнозначными средствами информации? // Школьная библиотека. - 2003. № 8.
7. Castells M. Communication power / M. Castells. - New York: Oxford University Press, 2009.
8. Шевченко В.Э. Теоретические основы визуальной коммуникации // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки, 2013. №20 (163). - Вып. 19. С.174-180.
9. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000.
10. Лазутина Г. В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 320 с.
11. Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в Интернет-СМИ // Научные ведомости М. гос. уна-та им. Ломоносова. Серия: Гуманитарные науки, 2013. №6 (149). - Вып.17. С.172-179.
12. Аржанов А.П. Субъективное начало в жанрах Интернет-журналистики // Жанровые метаморфозы в российской журналистике. Тезисы IV Всероссийской научно-практической конференции / Самара, 18 -19 марта 2010г. Самара: Порто-принт, 2010.
13. Галустян А., Кульчицкая Д. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. — 304 с.
14. Лукина М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / М. М. Лукина. - М., 2010. - 350 с.
15. Силантьева О. Режиссура мультимедийной истории // Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. — 304 с.
16. Мазур И. И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур [и др.]; под общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. — 6е изд., стер. — М.: «Омега Л», 2010. — 960 с.
17. Каминский П. П. Принципы исследования публицистики на современном этапе // Вест. Томского гос. ун-та. Филология, 2007.
18. Суровцев Ю. О публицистике и публицистичности // Знамя, 1986. №4. С. 208-224.
19. Каминский П.П. Жанровые формы публицистики с. Залыгина, Астафьева и в. Шукшина: проблемы типологии // Вест. Томского гос. ун-та. Филология, 2012. №4 (20).
20. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 320 с.
21. Туманов Д.В. Жанры периодической печати: Учеб. пособие и хрестоматия. — Казань: Изд-во КГУ, 2002. -216 с.
22. Mediascope [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mediascope.net/press/news/744498/- (Дата обращения: 30.04.2017)
23. Советы журналистам: как делать мультимедийные истории об экологии? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://livingasia.online/2017/03/09/art galustian/- (Дата обращения: 14.04.2017)
24. «Батенька, да вы трансформер». Самиздат [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://planeta.ru/campaigns/batenka- (Дата обращения: 21.05.2017)
25. ВЦИОМ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116148- (Дата обращения: 21.04.2017)
26. 35 лонгридов с отличным дизайном [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://blog.tilda.cc/longreads- (Дата обращения: 17.03.2017)
27. Почему лонгриды (англ. “longread”) нравятся читателям? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://research.ria.ru/content/20140131/918683235.html- (Дата обращения: 17.03.2017)
28. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.vedu.ru/bigencdic/40593/- (Дата обращения: 14.04.2017)
29. Stevens J. What is a multimedia story? [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://goo.gl/TZkBdF- (Дата обращения: 14.04.2017)
30. 360degrees [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.360degrees.org/
31. Прасолова Е.В. Мультимедийная история в аспекте современной текстологии // Медиаскоп. 2016. Вып. 1. [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://mediascope.ru/?q=node/2080
32. Америка заколоченных небоскребов [Электронный ресурс] // Режим доступа:http: //www.kp.ru/best/msk/move/real -usa/
33. Дни затмения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http ://1991.lenta.ru/
34. Snowfall [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/#/?part=tunnel-creek
35. Вебинар Ольги Каплиной «Как создать лонгрид» [Электронный ресурс] // Режим доступа:http: //www.e-event.kz/event/vebinar-ol gi-kaplinoj -kak-sozdat-longrid/- (Дата обращения: 02.04.2015)
36. Пуля В.Ю. Как создать мультимедийный лонгрид [Электронный ресурс] // Режим доступаhttp: //mediatoolbox.ru/longread/- (Дата обращения: 16.11.2016)
37. Колесниченко А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе // Медиаскоп. Эл. науч. журнал Факультета Журналистики М. гос. ун-та им. Ломоносова [Электронный ресурс]. - 2015. № 1. // Режим доступа:http: //www.mediascope.ru/node/1691- (Дата обращения: 16.11.2016)
38. Амирханова Г. Мультимедийный лонгрид. Правила, примеры, сервисы [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://bestapp.menu/longrid-pravila-primery-servisy/- (Дата обращения: 16.04.2017)
39. Галина Тимченко: «Lenta.ruстала большим общественным пространством» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://hungryshark.ru/articles/2741-galina-timchenko- (Дата обращения: 16.11.2016)
40. Арт- и документальный маркетинг [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://gonzo-design.ru/artdoc/- (Дата обращения: 20.04.2017)
41. Gifreu A. The interactive multimedia documentary. A proposed model of analysis. - Arnau Gifro. - 2009. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. agifreu. com/web dmi/articles/Interactive multimedia documentary PrePl ID Index Arnau Gifreu.pdf- (Дата обращения: 12.03.2015).
42. Что это такое [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //batenka.ru/wtf/- (Дата обращения: 12.03.2017)
43. Земля отчуждения [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //www. kommersant.ru/proj ects/chernobyl
44. Видеть сны в хиджабе [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://readymag.com/KseniaD/DreamsBehindtheHijab/
45. Рудимент улиц [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://waste-market. surge. sh/#slaid_web
46. Никогда море [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //livingasia. online/more/
47. Ад на колесах [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //taxi. batenka.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ