Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ KOНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

Работа №74998

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
260
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретическая основа изучения межкультурных конфликтов в организации
1.1 Сущность и основные причины конфликтов в организации
1.2 Межкультурные коммуникации как причина конфликтов в организации 16
2 Эмпирическое исследование межкультурных конфликтов в организации на примере конкретного учреждения 29
2.1 Программа и методика исследования межкультурных конфликтов в организации на примере конкретного учреждения 29
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования межкультурных конфликтов в организации на примере конкретного учреждения 37
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение А 60
Общая классификация конфликтов 60
Таблица А.1 - Классификация конфликтов 60
Приложение Б 61
Классификация конфликтов в организации С.М. Емельянова 61
Таблица Б.1 - Классификация конфликтов в организации С.М. Емельянова 61
Приложение В 63
Функции конфликта 63
Таблица В.1 - Функции конфликта 63
Приложение Г 64
Качественная характеристика респондентов эмпирического исследования 64
Рисунок Г.1 - Характеристика респондентов по половому признаку 64
Рисунок Г.2 - Характеристика респондентов по возрастному признаку 64
Рисунок Г.3 - Качественный состав респондентов по категориям 64
Рисунок Г.4 - Характеристика респондентов по национальности 65
Приложение Д 66
Анкета эмпирического исследования 66
Диагностика конфликтов в организации 66
Ценностный опросник Ш. Шварца 73
Тест К. Томаса «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» 76
Приложение Е 81
Анализ штата сотрудников «Novik Country Club» 81
Таблица Е.1 - Штат сотрудников «Novik Country Club» 81
Рисунок Е.1 - Качественный состав работников дома отдыха «Novik Country Club» по категориям 82
Рисунок Е.2 - Характеристика кадрового состава дома отдыха «Novik Country Club» по
уровню образования 82
Рисунок Е.3 - Характеристика персонала дома отдыха «Novik Country Club» по возрасту .83
Таблица Ж.1 - Распределение ответов на вопросы о межличностных причинах
возникновения конфликтов между сотрудниками 85
Таблица Ж.2 - Распределение ответов на вопросы об организационных причинах
возникновения конфликтов между сотрудниками 87
Приложение И 92
Ответы респондентов на ценностный опросник Шварца 92
Таблица И.1 - Распределение ценностей сотрудников «Novik Country Club» по этническим группам 92
Таблица И.2 - Распределение ценностных ориентаций сотрудников «Novik Country Club» 93
Таблица И.3 - Распределение руководящих принципов жизни сотрудников «Novik Country Club» по этническим группам 94
Таблица И.4 - Распределение руководящих принципов жизни сотрудников «Novik Country Club» 95

Глобализация набирает обороты. Не найдется страны, в которой культура всего общества была бы единой. Все человечество делится на различные государства, этносы и нации, проживающие на огромных территориях, зачастую разделенных не одной государственной границей. Происходит взаимопроникновение культур, общение представителей непохожих цивилизаций. Следует говорить о наличии кросс-культурной коммуникации как о динамическом процессе взаимодействия культур, осуществляемом в различных формах межкультурных связей от индивидуально-группового уровня до межгосударственного. Межкультурная коммуникация - совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.
Не обошло это явление и трудовую деятельность Российской Федерации. С каждым годом увеличивается взаимодействие различных культур в подразделениях организаций. Взаимодействие культур происходит на уровнях от межэтнической коммуникации (общение между лицами, представляющими разные народы) до коммуникаций в деловой культуре (столкновение специфических норм и правил одной организации с нормами и правилами другой). И как любое общение между людьми, не обходится без конфликтов, что осложняет не только межличностное взаимодействие, но и отражается на организации: ее работоспособности, эффективности и росте. Любой руководитель организации стремится наладить коммуникацию между представителями культур, снизить негативные последствия. Для это необходимо проводить диагностику и профилактику межкультурных конфликтов в организации.
авторами которых выступили И. Г. Козырев, М. Ю. Зеленков, А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов, Т. Н. Кильмашкина, В. П. Ратников, А. Я. Кибанов, Д. Ю. Трушников, М. В. Цыбульская. В частности, о конфликтах в организации писали А. Н. Кошелев, К. В. Решетникова, С. М. Емельянов, М. В Гнеднева, Э. Регнер. Межкультурным аспектом конфликтов в организации и непосредственно межкультурными конфликтами занимались О. Ф. Король, М. А. Гончаров, О. С. Наумова, Е. Ю. Сурвилло, В. В. Лукашевич, С. А. Зорина, С. Н. Зачиняев, Е. Ю. Горохова.
Однако ученые в основном уделяли внимание изучению организационных конфликтов в целом, не делая упор на межкультурный аспект и практически не затрагивали предотвращение и разрешение межкультурных противоречий в организационной среде. Отсюда следует, что данная проблема в теоретическом и практическом плане является недостаточно изученной.
Объект исследования - конфликты в организации.
Предмет исследования - межкультурные конфликты в организации.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и выявление межкультурных конфликтов в организации на примере «Novik Country Club».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и виды конфликтов в организации.
2. Выявить специфику межкультурных коммуникаций как возможных причин конфликтов в организации.
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления причин возникновения межкультурных конфликтов в организации на примере «Novik Country Club».
4. Разработать практические рекомендации по прогнозированию, диагностике и предотвращению последствий межкультурных конфликтов в «Novik Country Club».
Гипотеза исследования: наиболее частой причиной возникновения конфликтов в данной организации является культурная принадлежность работников.
В процессе подготовки данной выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: наблюдение, анализ, сравнение, описание, обобщение, методы анализа и обработки данных и психодиагностические методы.
Мы полагаем, что данная работа может нести практическую значимость, поскольку выявление межкультурных конфликтов, причин их возникновения и определения способов урегулирования позволит руководству конкретной организации в дальнейшем минимизировать негативные последствия таких конфликтов и повысить эффективность деятельности каждого сотрудника и всего учреждения в целом.
Источниковой базой послужили неопубликованные документы «Novik Country Club»: «Правила оказания услуг общественного питания», общие требования, устав дома отдыха «Novik Country Club», перечень работников, установленное меню кафе, правила «Об условиях труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных заведениях».
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Организационный конфликт представляет собой сложное явление - это тип социального взаимодействия в организации, основанный на наличии противоречий в целях, интересах, мнениях и ценностях и заключается в противоборстве различных субъектов организации, будь то сотрудник, группа сотрудников, отдел или вся организация в целом. Как и любой другой конфликт, конфликт в организационной среде несет как положительные, так и отрицательные функции, имеет свою структуру и динамику. Причины подобных конфликтов имеют широкий диапазон, но в большинстве своем их можно поделить на три условные группы: причины, вызванные спецификой рабочего процесса, причины, вызванные особенностями коммуникации между людьми и причины, обусловленные личностными особенностями каждого субъекта конфликта.
В стремительно развивающимся мире, наверное, невозможно найти организацию, в которой среди сотрудников не найдется представителей других национальностей. Носитель культуры, отличной от других, создает в организации обширный список конфликтогенов на любом уровне взаимодействия с ним, от внутреннего конфликта работника до противостояния одного человека со всей организационной культурой в целом. Помимо личностных и социальных причин конфликтов подобного типа в межкультурном конфликте большую роль играют организационные причины, накладываемые на многообразие характеров сотрудников и типов коммуникаций между ними. В большинстве своем межкультурные конфликты представляют собой межличностные конфликты, реже групповые. Организационные межкультурные конфликты помимо прочего имеют ряд отличительных факторов, сказывающихся на сложности восприятия и уровне напряженности между участниками.
В ходе эмпирического исследования мы провели анкетирование среди сотрудников дома отдыха «Novik Country Club» по авторской анкете, разработанной на основе методики диагностики конфликтов в подразделении К. В. Решетниковой, включающей ценностный опросник Шварца и тест К. Томаса «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации». Нами была предпринята попытка выявить мнение сотрудников дома отдыха «Novik Country Club» о причинах возникновения конфликтов в «Novik Country Club» с учетом их ценностей, культурной и национальной принадлежности и провести сравнительный анализ, направленный на выявление зависимости участия в конфликтном взаимодействии между представителями различных культур.
В результате полученных данных, было установлено, что часто встречающимися типами конфликтов являются небольшие и быстро разрешаемые конфликты, возникающие на всех уровнях организации и вовлекающиеся в себя любых участников, независимо от культурной принадлежности. Наиболее часто встречающимися межличностными и организационными конфликтами в «Novik Country Club» можно считать конфликты из-за особенностей характера некоторых сотрудников, конфликты из-за распределения заданий между сотрудниками, конфликты из-за неопределенности в должностной иерархии, конфликты по причине взаимного непонимания и постоянных уточнений по необходимой для работы информации и конфликты, обусловленные физическими условиями труда.
Таким образом, выдвинутая нами теоретическая гипотеза в рамках данной работы не подтвердилась, потому что культурная принадлежность работников не является основной причиной возникновения конфликтов в данной организации.
Организационные конфликты неизбежны и присутствуют повсеместно. Также неизбежно возникновение различных межкультурных противоречий среди сотрудников, принадлежащих иным культурам. Чтобы успешно справляться с последствиями подобных конфликтов нами были разработаны практические рекомендации для руководителя по прогнозированию, диагностике и предотвращению последствий межкультурных конфликтов в «Novik Country Club»:
1) любой сотрудник должен иметь представление о конфликтах, способах их избегания и предотвращения, методах и технологиях разрешения. Информация может быть донесена в виде лекций, тренингов, отражена в различных листовках и памятках на доске объявлений для сотрудников;
2) помимо наличия информации о возможных конфликтах, имеет смысл провести обучение со всем штатом на предмет конфликтного взаимодействия и бесконфликтного поведения. Провести научение о способах сдерживать и правильно выплескивать негативные эмоции, умении донести свои мысли, а также услышать и принять мнение собеседника;
3) в рамках трудового процесса необходимо обеспечить комфортное существование представителей разных культур, несущих определенные ценности. Некоторые аспекты жизни, затронутые в организации, должны удовлетворяться в организационной среде, как, например, потребность особого рациона представителей мусульманства (отсутствие свинины в обедах для сотрудников) или предоставление дополнительного времени для осуществления молитв;
4) поддерживать соблюдений этических норм. Не допускать оскорблений, стычек, нападок и тому подобного. Следить за исполнением моральных принципов и норм;
5) проводить мероприятия, направленные на командообразование и сплочение коллектива. Возможность сотрудников познакомиться и провести время вне формальной обстановки позволит повысить доверие между членами коллектива, а, соответственно, понизить вероятность возникновения межкультурных конфликтов.



1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 503 с.
2. Белов, В. И. Конфликты и культура их разрешения [Электронный
ресурс]: электрон. учебник / В. И. Белов. - Режим доступа:
https://sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/belov conflicts.html
3. Брылева, Л. Г. Теоретические особенности правления организационными конфликтами в условиях современного менеджмента / Л. Г. Брылева, Р. Г. Леонтьев [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. - 2013. - № 1 (24). - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osobennosti-upravleniya-organizatsionnymi-konfliktami-v-usloviyah-sovremennogo-menedzhmenta
4. Ветрова, Е. А. Особенности предупреждения межличностных конфликтов в трудовых коллективах [Электронный ресурс] / С. А. Зорина, Е. А. Ветрова // Материалы Ивановских чтений. - 2016. - № 1(6). - С. 35-39. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=25981337
5. Герман, Н. Ф. Предотвращение конфликтов и достижение
взаимопонимания в деловой межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] // Вестник челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 1(33). - С. 55-60. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/predotvraschenie-konfliktov-i-dostizhenie-vzaimoponimaniya-v-delovoy-mezhkulturnoy-kommunikatsii
6. Гнеднева, М. В. Конфликты на предприятии: структура и причины возникновения // Материалы Ивановских чтений. - 2016. - № 1(6). - С. 52-57.
7. Гончаров, М. А. Основные стратегии поведения в конфликте [Электронный ресурс] / М. А. Гончаров. - Режим доступа: http: //www.elitarium. ru/2006/12/14/osnovnye strategii povedenij a v konflikte.html
8. Горохова, Е. Ю. Специфика управления многонациональным персоналом организации // Государственное управление. Электронный вестник.
- 2010. - № 24. - С. 1-8.
9. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - СПб. : Питер, 2008. - 544 с.
10. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин / под ред. А.П. Садохина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.
11. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 768 с.
12. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии: учеб. пособие / С. М. Емельянов. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2004. - 400 с.
13. Емельянов, С. М. Управление конфликтами в организации / С. М. Емельянов. - М. : Изд-ва: «Авалонъ», «Азбука-классика», 2006. - 256 с.
14. Зайцев, А. К. Социальный конфликт / А. К. Зайцев. - 2-е изд. - М. : Academia, 2001. - 464 с.
15. Зачиняев, С. Н. Управление организационным конфликтом в поликультурной организации : диссертация ... канд. эконом. наук / Зачиняев С. Н. - Тамбов, 2014. - 188 с.
16. Зеленков, М. Ю. Конфликтология / М. Ю. Зеленков. - М. : «Дашков и К°», 2013. - 324 с.
17. Иванова, Т. Ю. Теория организации / Т. Ю. Иванова, В. И. Приходько.
- СПб.: Питер, 2004. - 217 с. - Режим доступа:
https://books.google.ru/books?id=1NZTIjFZVxcC&pg=PA245&lpg=PA245&dq=%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BA%D 1 %83 %D0%BB%D 1 %8C%D 1 %82%D 1%83%D 1 %80%D0%BD%D0%B0%D 1 %8F+%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D 1 %83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F+%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D0%BF%D 1 %80%D0%B8%D 1 %87%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D 1 %82%D0%B0+%D0%B2+%D0%BE%D 1 %80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8&source=bl&ots=WPTf4KcNC0&sig=kAka0s3B6PJw7C5LLffgPot4gj0&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwj Oof3E8vrZAhVKFiwKHeDaAdo4FBDoAQgmMAA#v=onepage&q&f=false
18. Каменская, К. Ю. Конфликтное взаимодействие как норма развития современных организаций // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Труды XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Томск, 2013. - С. 241-243.
19. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / Н. В. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004 - 70 с.
20. Кибанов, А. Я. Конфликтология: учебник / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. - М. : ИНФРА-М,2004. - 240 с.
21. Кильмашкина, Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов / Т. Н. Кильмашкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 287 с.
22. Козырев, И. Г. Ведение в конфликтологию: учеб. пособие / И. Г. Козырев. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
23. Король, Л. Г. Конфликтология: учеб. пособие / Л. Г. Король, И. В. Малимонов, Д. В. Рахинский. - Ульяновск : Зебра, 2015. - 248 с.
24. Король, О. Ф. Межкультурные коммуникации в системе управления организацией // Межкультурные взаимодействия в поликультурном обществе. Колл. монография. Под редакцией А. И. Лучинкиной. - Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2016. - С. 149-172.
25. Кошелев, А. Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления / А. Н. Кошелев, Н. Н. Иванникова. - Москва : Альфа-Пресс, 2007. - 211 с.
26. Леонов, Н. И. Конфликты и конфликтное поведение: учеб. пособие / Н. И. Леонов. — СПб. : Питер, 2005. - 240 с.
27. Лукашевич, В. В. Управление персоналом (предприятий торговли и общественного питания): учеб. пособие / В. В. Лукашевич. - М. : Деловая литература, 2001. - 253 с.
28. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 1997. - 704 с.
29. Михненко, П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко. - 2¬е изд., перераб. и доп. - М. : Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014. - 640 с.
30. Наумова, О.С. Модели конструктивного управления конфликтами в организации // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 31. - C. 52-57.
31. Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учеб. пособие / Л.Г. Почебут. — СПб. : Питер, 2012. - 336 с.
32. Пригожин, А.И. Методы развития организаций / А.И. Пригожин. - М. : МЦФЭР, 2003. - 864 с.
33. Ратников, В.П. Конфликтология: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 543 с.
34. Регнер, Э. Организационные конфликты. Формы, функции и способы преодоления / Э. Регнер. Пер. с нем. 2-е изд., испр., перераб. - Х. : Гуманитарный центр, 2014. - 408 с.
35. Решетникова, К.В. Организационная конфликтология: учеб. пособие / К.В. Решетникова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 175 с.
36. Соколова, И.А. Роль организационной культуры в системе управления знаниями // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 31. - C. 57¬61.
37. Сурвилло, Е.Ю. Социальная технология урегулирования организационных конфликтов в коммерческих организациях розничной торговли : дис. ... канд. соц. наук : / Сурвилло Е. Ю. - Санкт-Петербург, 2009. - 170 с.
38. Трушников, Д.Ю. Конфликтология: учебник / Д. Ю. Трушников. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 448 с.
39. Удрас, Д.Н. Межкультурные различия как причина коммуникативного конфликта // Россия и мировые тенденции развития. Материалы международной научно-практической конференции. - Омск : Омский государственный технический университет, 2017. - С. 280-286.
40. Фишер, С. Работа с конфликтом. Навыки и стратегии практической работы с конфликтом: пер. с англ. / С. Фишер, Д. Абди, Д. Лудин, Р. Смит, С. Уиллиамс. - 2-е изд. - Алматы : Ресурсы примирения, 2005. - 80 с.
41. Цой, Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов / Л.Н. Цой. - М : Книжный мир, 2007. - 352 с.
42. Цыбульская, М.В. Конфликтология: учеб. пособие / М.В. Цыбульская, Е.С. Яхонтова. - М. : 2007. - 150 с.
43. Шварц, Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий / Ш. Шварц // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5, № 2. - С. 37-67.
44. Шварц, Ш. Ценностный опросник [Электронный ресурс] / Ш. Шварц.
- Режим доступа:http: //hr-portal .ru/tool/cennostnyy-opro snik-shvarca
45. Шейнов, В.П. Управление конфликтами / В.П. Шейнов. - СПб. : Изд- во Питер СПб, 2014. - 536 с.
46. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов - М. : Наука, 1972. - 251 с.
47. Ясин Е.Г. Исследование культурных ценностей - общее дело социальных наук / Е.Г. Ясин // Психология. Журнал Высшей школы экономики.
- 2008. - Т. 5, № 2. - С. 25-36.
48. Яценко В. Поведение человека в производственных конфликтах
[Электронный ресурс] // МЕНЕДЖЕР, по персоналу. - 2006. - № 2. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/povedenie-cheloveka-v-proizvodstvennyh-
konfliktah


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ