РАЗРАБОТКА СЕРИИ ДЕКОРАТИВНЫХ ПРЯНИКОВ «ЭТНИЧЕСКИЙ СУВЕНИР» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СУВЕНИРА В ПРИМОРЬЕ
|
Введение ................................................................................................................................................................3
Глава 1. Сувенирная продукция ....................................................................................................................10
1.1. Сувенир. Историческая справка. Основные виды сувениров России и Приморского края ..............11
1.2. Создание сувениров. Технологии и способы поиска прообразов........................................................17
1.3. Съедобные сувениры. Виды, особенности, транспортировка..............................................................20
1.4. Разработка образа для создания регионального Приморского сувенира. Выбор носителя ..............24
Глава 2. История пряников в России. Пряники в истории и культуре малочисленных коренных
народов Приморского края. Способы декорирования пряничных изделий ........................................29
2.1. История пряников. Историческая справка.............................................................................................30
2.2. Города-производители пряников. Отличительные черты сувенирных пряников городов России..34
2.3. Способы создания и декорирования пряников......................................................................................41
Глава 3. Создание линейки сувенирных пряников Приморского края «Этнический сувенир».......48
3.1. Малочисленные коренные народы Приморского края. Историческая справка. Описание культуры
и быта................................................................................................................................................................49
3.2. Форма и цветовая гамма сувенирной линейки. Выбор и упрощение визуальных образов. Создание
эскизов линейки сувенирных пряников «Этнический сувенир» ................................................................58
3.3. Практическое создание итоговой линейки сувенирных пряников «Этнический сувенир»..............67
3.4. Разработка упаковки и дополнительного носителя-сувенира..............................................................75
Заключение.........................................................................................................................................................81
Список литературных источников................................................................................................................84
Приложения
Глава 1. Сувенирная продукция ....................................................................................................................10
1.1. Сувенир. Историческая справка. Основные виды сувениров России и Приморского края ..............11
1.2. Создание сувениров. Технологии и способы поиска прообразов........................................................17
1.3. Съедобные сувениры. Виды, особенности, транспортировка..............................................................20
1.4. Разработка образа для создания регионального Приморского сувенира. Выбор носителя ..............24
Глава 2. История пряников в России. Пряники в истории и культуре малочисленных коренных
народов Приморского края. Способы декорирования пряничных изделий ........................................29
2.1. История пряников. Историческая справка.............................................................................................30
2.2. Города-производители пряников. Отличительные черты сувенирных пряников городов России..34
2.3. Способы создания и декорирования пряников......................................................................................41
Глава 3. Создание линейки сувенирных пряников Приморского края «Этнический сувенир».......48
3.1. Малочисленные коренные народы Приморского края. Историческая справка. Описание культуры
и быта................................................................................................................................................................49
3.2. Форма и цветовая гамма сувенирной линейки. Выбор и упрощение визуальных образов. Создание
эскизов линейки сувенирных пряников «Этнический сувенир» ................................................................58
3.3. Практическое создание итоговой линейки сувенирных пряников «Этнический сувенир»..............67
3.4. Разработка упаковки и дополнительного носителя-сувенира..............................................................75
Заключение.........................................................................................................................................................81
Список литературных источников................................................................................................................84
Приложения
Актуальность темы исследования. Кондитерское искусство тесно соприкасается с прикладным творчеством: современные кондитеры используют знания композиции и цветоведения для создания изделий, переносят опыт мирового искусства и народных промыслов в кондитерскую продукцию. В современное время идет тенденция обращать внимание не только на вкус, но и на внешнюю подачу, форму изделия. В первую очередь это используют кондитеры, представляющие направление молекулярной кухни . При создании форм используется теоретические кондитерские навыки и практический подход прикладных искусств. Создание кондитерских форм, вырубок, плунжеров является направлением, показывающее индивидуальность производителя и расширяющая разнообразие кондитерских изделий.
Одним из распространенных сезонных и территориальных сувениров является пряник. В историю Руси пряники плотно вошли в XVII веке, но и до этого были известны их аналоги. Они несли в себе обрядовый смысл, для каждого праздника или мероприятия был свой вид пряничного изделия. На слуху традиционные Российские производители: Тула, Архангельск, Городец и другие - их пряники являются известными сувенирами, отражающими местный колорит. Они удобны в транспортировке, являются одновременно и сладким угощением, и предметом декоративного искусства. Они могут нести в себе и просветительский элемент, демонстрируя городские виды, местное творчество и др.
Частой проблемой сувенирной продукции является отсутствие у нее утилитарного смысла, наличие свойства аккумулирования пыли, влияние на впечатление от интерьера. Пряник же является гибким сувениром, который можно адаптировать под любую задачу, территорию-производителя. Особенностью является возможность использования продуктов, распространенных только в одном месте - например, в сибирские пряники добавляют местные ягоды,
Полным ходом идет смешение культур создания и декорирования пряников. Будучи интернациональной сладостью, смешение форм и расцветок происходит как на уровне одной страны (например, тиражирование образа тульских пряников в других регионах), так и между странами - имбирный пряник в виде человечка, распространённый в европейских странах, успешно продается и в России.
Если говорить о местном сувенире, то Приморский край являет собой сочетание Азии и Европы, он отличается большим количеством уникальных видов, явлений; его история и география являются предметом исследований и используется не только в рамках обучения, но и в рамках рекламной сувенирной продукции. Основными сувенирами является керамика, магниты, одежда с изображениями морской символики и т. д. Однако, чаще всего из других регионов запрашивают съедобные сувениры: продукцию морского промысла и местных производителей. В этот ряд в перспективе можно включить возможность производства местных пряников с местными вкусовыми сочетаниями и местным декоративным колоритом. Это не только изображение моря - узнаваемыми являются местные эндемики, уникальная география, этнос. Использование этих образов позволяет придать прянику так же образовательную составляющую. В работе предлагается создание экспериментальной линейки пряников с изображением представителей коренных малочисленных народов Приморского края как примера сувенирной продукции.
Степень изученности проблемы. В области исследований производства сувенирной продукции Приморского края представлено ограниченное число работ, в основном направленных на непосредственную практику разработки сувенира, в большей степени являющимися конкурсами от различных организаций . Теоретическая база в этом случае остается дополнительным предметом, не получающим развитие. Исследования о сувенирах в целом представлены в работах
И.И. Акинфеевой и О.Е. Железняк (2015: с. 305 - 313), Т.Ю. Быстровой (2015: с. 36-45) и др., которые занимаются определением духовных характеристик сувенира, его места в системе культурных ценностей.
Исследования пряничных изделий России представлены в виде воспоминаний очевидцев, характеристик от местных производств, общих описаний исторических событий. Большой вклад в исследования внес В.С. Воронов (1972, 272 с.), который в своей обширной работе «О крестьянском искусстве» описал различные способы производства пряников и систематизировал подход к декорированию на момент написания работы - 1926 год. Современная культура и наука обогатила способы декорирования пряников новыми технологиями. Но необходимость сохранения оригинальных рецептов в секрете и частичная утеря информации в различных городах приводят к тому, что теоретической базы по созданию новых пряничных изделий не существует. Разрозненные рецепты и стоящие отдельно способы декорирования представлены в виде личных блогов в сети интернет, где дается четкая последовательность каждой стадии приготовления без пояснений о возможностях индивидуального подхода.
В области исследований коренных малочисленных народов Приморского края существует обширная база данных, в том числе и в области декоративно-прикладного искусства. Среди исследователей можно выделить С.В. Березницкого, доктора исторических наук Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока России ДВО РАН. Однако, область интегрирования и осовременивания образа представителя коренного этноса представлена в основном практическими материальными произведениями, теоретическая база же имеет меньшую степень изученности. К практическим мастерам можно отнести работы Н.Ю. Бурлаковой, нанайского мастера декоративно-прикладного искусства, которая занимается созданием новых изделий на основе традиций своего рода.
В то же время нельзя не обратить внимание на то, что вопросу синтеза сувенирной продукции и декоративно-прикладного искусства уделяется недостаточно внимания. Разрозненные элементы традиционной для Дальнего Востока культуры, съедобной составляющей, декоративно-прикладного искусства и современного актуального сувенира в сумме позволяют разработать новый бренд региона, узнаваемый и несущий местный колорит.
Объект исследования - декоративные сувенирные пряники.
Предмет исследования - воплощение этнического колорита Приморского края в серии сувенирных пряников «Этнический сувенир».
Цель исследования - разработка проектных предложений для сувенирной продукции Приморского края на примере серии сувенирных пряников «Этнический сувенир».
Задачи исследования:
1. Исследовать съедобную сувенирную продукцию, выделить ее особенности;
2. Рассмотреть историю создания пряников и выявить причины их возникновения и развития на территории России;
3. Изучить исторически сложившиеся и современные технологические приемы создания пряников;
4. Выявить адаптируемые к пряничным изделиям этнические элементы, свойственные коренным малочисленным народам Приморского края;
5. Провести экспериментальную разработку сувенирных пряников «Этнический сувенир»;
6. Выработать предложения по созданию упаковки и дополнительного сувенира для серии «Этнический сувенир».
Хронологические и географические рамки исследования. Хронологические рамки определяются IX - XXI веками и включают три исторических периода. В исследовании пряничной продукции: период IX - X века - предпосылки к созданию, прототипы; период XVIII - XXI - период активного производства пряников современного вида. Исследования культуры коренных малочисленных народов: XVIII - середина XX века - период устоявшейся материальной культуры. В области сувенирной продукции и кулинарии рамки определяются XX - XXI веком, периодом высокого уровня изучения вопросов в этих областях и инноваций.
Методы исследования - в основу исследования положены следующие методы исследования:
Исторические методы исследования, включающие историко-культурный (исследование обрядовых и сувенирных пряников и их место в культуре России), историко-сравнительный (различия в декорировании пряничных изделий в различных производствах), историко-генетический (исследование развития пряничной продукции во времени, ее функциональные и рецептурные изменения), историко-биографический (указание личностей, внесших заметный вклад в историю развития пряничной продукции). Искусствоведческие методы: формальный анализ (исследование форм, структур и т.д.), семиотический (изучение смыслового наполнения знаков и предметов в области создания материальных предметов), эмпирический метод отслеживания и исследования (в области современных технологий, подходов к созданию и упаковке пряничных изделий). Технологические методы: материальное моделирование (практическое создание линейки). Социологические методы исследования: конкретно-научные (опрос потребителей сувенирной продукции, анализ информации от потребителей).
Новизна исследования
1. Впервые исследуются особенности съедобных сувениров и их
транспортировки с точки зрения декоративно-прикладного искусства;
2. Обобщается и научно осмысляется разрозненная информация об основных городах-производителях пряничных изделий России;
3. Этнические элементы коренных малочисленных народов Приморского края адаптируются к возможностям производства современной сувенирной пряничной продукции;
4. Разрабатываются предложения для создания региональной линейки съедобных сувениров в синтезе декоративно-прикладного творчества и кулинарии.
Положения, вынесенные на защиту
1. Создание сувенирной линейки как вариант для расширения спектра региональных сувениров.
2. Пряничный сувенир - синтез утилитарного и декоративного, интерес к которому растет с каждым годом.
3. Использование этнических мотивов не только делает продукцию узнаваемой, но и сохраняет историю региона, рассказывает о ней как местным жителям, так и туристам
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость заключается в возможности использования данной работы как учебного и научного пособия в учебных (средних и высших) заведениях в области исследований синтеза декоративно-прикладного творчества и кулинарии, создания региональной сувенирной продукции на примере вычленения особенностей культуры и истории региона. Теоретическая значимость обусловлена отсутствием научных работ в области исследований декоративно-прикладного искусства коренного этноса Приморского края в производстве пряников.
Практическая значимость. Работа включает в себя практическое пошаговое пособие по созданию сувенирной линейки «Этнический сувенир» Приморского края, которую так же можно использовать при создании собственного проекта по созданию новой линейки. В работе представлены примеры визуального материального творчества малых народов и способы переноса характерных изображений малых народов Приморского края на пряничную продукцию.
Апробация. Практическая апробация продажи сезонных пряников
представлена участием в следующих мероприятиях: ярмарка «Рождественские сны» (декабрь 2017) (Рисунок 1-2), во время Тихоокеанского туристского форума PITE в рамках ролевого турнира «Пути и Истории» (май 2018) (Рисунок 3-4), ярмарка «Рукодельные чудеса» (июнь-июль 2018, организатор: ПКЦНК) (Рисунок 5-6). Теоретическая часть представлена в виде выступления на студенческой конференции формата «Печа-куча» (апрель 2018).
Одним из распространенных сезонных и территориальных сувениров является пряник. В историю Руси пряники плотно вошли в XVII веке, но и до этого были известны их аналоги. Они несли в себе обрядовый смысл, для каждого праздника или мероприятия был свой вид пряничного изделия. На слуху традиционные Российские производители: Тула, Архангельск, Городец и другие - их пряники являются известными сувенирами, отражающими местный колорит. Они удобны в транспортировке, являются одновременно и сладким угощением, и предметом декоративного искусства. Они могут нести в себе и просветительский элемент, демонстрируя городские виды, местное творчество и др.
Частой проблемой сувенирной продукции является отсутствие у нее утилитарного смысла, наличие свойства аккумулирования пыли, влияние на впечатление от интерьера. Пряник же является гибким сувениром, который можно адаптировать под любую задачу, территорию-производителя. Особенностью является возможность использования продуктов, распространенных только в одном месте - например, в сибирские пряники добавляют местные ягоды,
Полным ходом идет смешение культур создания и декорирования пряников. Будучи интернациональной сладостью, смешение форм и расцветок происходит как на уровне одной страны (например, тиражирование образа тульских пряников в других регионах), так и между странами - имбирный пряник в виде человечка, распространённый в европейских странах, успешно продается и в России.
Если говорить о местном сувенире, то Приморский край являет собой сочетание Азии и Европы, он отличается большим количеством уникальных видов, явлений; его история и география являются предметом исследований и используется не только в рамках обучения, но и в рамках рекламной сувенирной продукции. Основными сувенирами является керамика, магниты, одежда с изображениями морской символики и т. д. Однако, чаще всего из других регионов запрашивают съедобные сувениры: продукцию морского промысла и местных производителей. В этот ряд в перспективе можно включить возможность производства местных пряников с местными вкусовыми сочетаниями и местным декоративным колоритом. Это не только изображение моря - узнаваемыми являются местные эндемики, уникальная география, этнос. Использование этих образов позволяет придать прянику так же образовательную составляющую. В работе предлагается создание экспериментальной линейки пряников с изображением представителей коренных малочисленных народов Приморского края как примера сувенирной продукции.
Степень изученности проблемы. В области исследований производства сувенирной продукции Приморского края представлено ограниченное число работ, в основном направленных на непосредственную практику разработки сувенира, в большей степени являющимися конкурсами от различных организаций . Теоретическая база в этом случае остается дополнительным предметом, не получающим развитие. Исследования о сувенирах в целом представлены в работах
И.И. Акинфеевой и О.Е. Железняк (2015: с. 305 - 313), Т.Ю. Быстровой (2015: с. 36-45) и др., которые занимаются определением духовных характеристик сувенира, его места в системе культурных ценностей.
Исследования пряничных изделий России представлены в виде воспоминаний очевидцев, характеристик от местных производств, общих описаний исторических событий. Большой вклад в исследования внес В.С. Воронов (1972, 272 с.), который в своей обширной работе «О крестьянском искусстве» описал различные способы производства пряников и систематизировал подход к декорированию на момент написания работы - 1926 год. Современная культура и наука обогатила способы декорирования пряников новыми технологиями. Но необходимость сохранения оригинальных рецептов в секрете и частичная утеря информации в различных городах приводят к тому, что теоретической базы по созданию новых пряничных изделий не существует. Разрозненные рецепты и стоящие отдельно способы декорирования представлены в виде личных блогов в сети интернет, где дается четкая последовательность каждой стадии приготовления без пояснений о возможностях индивидуального подхода.
В области исследований коренных малочисленных народов Приморского края существует обширная база данных, в том числе и в области декоративно-прикладного искусства. Среди исследователей можно выделить С.В. Березницкого, доктора исторических наук Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока России ДВО РАН. Однако, область интегрирования и осовременивания образа представителя коренного этноса представлена в основном практическими материальными произведениями, теоретическая база же имеет меньшую степень изученности. К практическим мастерам можно отнести работы Н.Ю. Бурлаковой, нанайского мастера декоративно-прикладного искусства, которая занимается созданием новых изделий на основе традиций своего рода.
В то же время нельзя не обратить внимание на то, что вопросу синтеза сувенирной продукции и декоративно-прикладного искусства уделяется недостаточно внимания. Разрозненные элементы традиционной для Дальнего Востока культуры, съедобной составляющей, декоративно-прикладного искусства и современного актуального сувенира в сумме позволяют разработать новый бренд региона, узнаваемый и несущий местный колорит.
Объект исследования - декоративные сувенирные пряники.
Предмет исследования - воплощение этнического колорита Приморского края в серии сувенирных пряников «Этнический сувенир».
Цель исследования - разработка проектных предложений для сувенирной продукции Приморского края на примере серии сувенирных пряников «Этнический сувенир».
Задачи исследования:
1. Исследовать съедобную сувенирную продукцию, выделить ее особенности;
2. Рассмотреть историю создания пряников и выявить причины их возникновения и развития на территории России;
3. Изучить исторически сложившиеся и современные технологические приемы создания пряников;
4. Выявить адаптируемые к пряничным изделиям этнические элементы, свойственные коренным малочисленным народам Приморского края;
5. Провести экспериментальную разработку сувенирных пряников «Этнический сувенир»;
6. Выработать предложения по созданию упаковки и дополнительного сувенира для серии «Этнический сувенир».
Хронологические и географические рамки исследования. Хронологические рамки определяются IX - XXI веками и включают три исторических периода. В исследовании пряничной продукции: период IX - X века - предпосылки к созданию, прототипы; период XVIII - XXI - период активного производства пряников современного вида. Исследования культуры коренных малочисленных народов: XVIII - середина XX века - период устоявшейся материальной культуры. В области сувенирной продукции и кулинарии рамки определяются XX - XXI веком, периодом высокого уровня изучения вопросов в этих областях и инноваций.
Методы исследования - в основу исследования положены следующие методы исследования:
Исторические методы исследования, включающие историко-культурный (исследование обрядовых и сувенирных пряников и их место в культуре России), историко-сравнительный (различия в декорировании пряничных изделий в различных производствах), историко-генетический (исследование развития пряничной продукции во времени, ее функциональные и рецептурные изменения), историко-биографический (указание личностей, внесших заметный вклад в историю развития пряничной продукции). Искусствоведческие методы: формальный анализ (исследование форм, структур и т.д.), семиотический (изучение смыслового наполнения знаков и предметов в области создания материальных предметов), эмпирический метод отслеживания и исследования (в области современных технологий, подходов к созданию и упаковке пряничных изделий). Технологические методы: материальное моделирование (практическое создание линейки). Социологические методы исследования: конкретно-научные (опрос потребителей сувенирной продукции, анализ информации от потребителей).
Новизна исследования
1. Впервые исследуются особенности съедобных сувениров и их
транспортировки с точки зрения декоративно-прикладного искусства;
2. Обобщается и научно осмысляется разрозненная информация об основных городах-производителях пряничных изделий России;
3. Этнические элементы коренных малочисленных народов Приморского края адаптируются к возможностям производства современной сувенирной пряничной продукции;
4. Разрабатываются предложения для создания региональной линейки съедобных сувениров в синтезе декоративно-прикладного творчества и кулинарии.
Положения, вынесенные на защиту
1. Создание сувенирной линейки как вариант для расширения спектра региональных сувениров.
2. Пряничный сувенир - синтез утилитарного и декоративного, интерес к которому растет с каждым годом.
3. Использование этнических мотивов не только делает продукцию узнаваемой, но и сохраняет историю региона, рассказывает о ней как местным жителям, так и туристам
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость заключается в возможности использования данной работы как учебного и научного пособия в учебных (средних и высших) заведениях в области исследований синтеза декоративно-прикладного творчества и кулинарии, создания региональной сувенирной продукции на примере вычленения особенностей культуры и истории региона. Теоретическая значимость обусловлена отсутствием научных работ в области исследований декоративно-прикладного искусства коренного этноса Приморского края в производстве пряников.
Практическая значимость. Работа включает в себя практическое пошаговое пособие по созданию сувенирной линейки «Этнический сувенир» Приморского края, которую так же можно использовать при создании собственного проекта по созданию новой линейки. В работе представлены примеры визуального материального творчества малых народов и способы переноса характерных изображений малых народов Приморского края на пряничную продукцию.
Апробация. Практическая апробация продажи сезонных пряников
представлена участием в следующих мероприятиях: ярмарка «Рождественские сны» (декабрь 2017) (Рисунок 1-2), во время Тихоокеанского туристского форума PITE в рамках ролевого турнира «Пути и Истории» (май 2018) (Рисунок 3-4), ярмарка «Рукодельные чудеса» (июнь-июль 2018, организатор: ПКЦНК) (Рисунок 5-6). Теоретическая часть представлена в виде выступления на студенческой конференции формата «Печа-куча» (апрель 2018).
В ходе исследования теоретического материала и создания практической линейки сделаны следующие выводы. Сувенирная продукции всего мира ориентируется на создание определенного образа: узнаваемого, позитивного, ассоциирующегося у человека с пребыванием в данном регионе. Богатая культура Приморского края, выражающаяся в ее интересных природных и исторических образах, на настоящий момент используется не в полной мере, рынок сувенирной продукции ограничен, отсутствует узнаваемый «сувенирный бренд» региона. Из- за определенных событий и способа образования современного региона - путем переселения, проявляется проблема отсутствия народного промысла среди потомков переселенцев. Свой колорит сохраняют коренные малочисленные народы края, но в ходе истории и взаимодействия с новыми жителями региона частично ассимилировались, сокращается количество носителей культуры, нет широкого выхода на рынки сувенирной продукции приморского края. Но в регионе присутствует направление развития съедобных сувениров, представленные в основном в рыбопромысловом сегменте и в кондитерском направлении. Так же представляет интерес использование местных редких продуктов: женьшеня, лимонника и т.д.
Одним из самых распространенных в центральной части России съедобных сувениров является пряник. Отличается высокими вкусовыми параметрами, возможностью разнообразия форм и способов декорирования, которые предполагают рядом наличие других производств: муки, патоки, пряничных досок. В Приморском крае у коренных малочисленных народов присутствует свой вариант пряника - пряник на пару «ненгоу». На основе соединения образа традиционного местного изделия и современных материалов декорирования, представлено вариант регионального сувенирного пряника: с необходимым участием мастера на всех этапах создания. Предложен теоретический вариант для промышленного производства и сокращения ручного труда. Помимо способа создания «голого» пряника (на пару, тогда как в остальных частях основным способом является запекание в печи), существуют различия в ингредиентах, способах создания поверхности и формы: отсутствие культуры «пряничных досок» в Приморском крае предполагает лепной или вырубной способ создания основы.
Выявлены особенности сувенирной продукции по отношению к съедобным продуктам третьей категории (см. раздел 1.3): товар вызывает приятные визуальные и вкусовые ассоциации, отражает колорит местности внешним видом и внутренним наполнением, имеет удобную, компактную и информативную упаковку, учитываются пожелания покупателей, сувенир развивается со временем, есть возможность для расширения линейки.
Определен список современных способов декорирования, которые можно применить к пряникам. Их использование увеличивает декоративные свойства, осовременивает сувенирный пряник, делает возможным производство как в промышленных масштабах на современных линиях производств, так и в домашних мастерских, что предлагает возможность для развития традиционного творчества, увеличения разнообразия прикладных техник края.
На основе исследований в области культуры малочисленных коренных народов Приморского края: удэге, нанайцев, орочей и тазов, создана экспериментальная линейка сувенирных пряников «Этнический сувенир». Они несут в себе и просветительскую функцию, через упаковку рассказывая гостям и жителям края об фактически исчезающих представителях, к чьей культуре необходимо относится с интересом и уважением в силу совместного проживания на их исторической родине. Воплощается этнический колорит Приморского края, создается образ коренного жителя региона с точки зрения представителя другой культуры. Актуализируется соединение съедобной части сувенира и несъедобного носителя, который продвигает бренд Приморского сувенира, добавляет элемент функциональности или коллекционирования. Использованные вместе или по отдельности, эти части являются взаимодополняемыми.
Создание местного сувенира позволяет не только расширить спектр предлагаемой туристической продукции, но и развить новое для края направление. В связи с отсутствием исторически сложившихся промыслов, сделан шаг в направлении актуализации и создания нового варианта, сочетающего в себе традиционную культуру местного региона (в лице коренных малочисленных народов), и в виде потомков российских переселенцев, начавших активно осваивать данную территорию с XIX века. Развитие этого направления позволит развить культуру местных мастеров-прикладников не в виде разрозненных попыток повторить и перенести культуру и промыслы европейской части России, а в рамках поиска и синтеза общих и различных черт.
Работа может быть использована в качестве учебного пособия в направлении «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а также для направления «Туризм», в качестве дополнительной литературы. С точки зрения практического применения, работа может быть использована как учебное пособие для создания и декорирования собственных пряников в рамках указанного региона и сувенирной линейки «Приморский сувенир»
Одним из самых распространенных в центральной части России съедобных сувениров является пряник. Отличается высокими вкусовыми параметрами, возможностью разнообразия форм и способов декорирования, которые предполагают рядом наличие других производств: муки, патоки, пряничных досок. В Приморском крае у коренных малочисленных народов присутствует свой вариант пряника - пряник на пару «ненгоу». На основе соединения образа традиционного местного изделия и современных материалов декорирования, представлено вариант регионального сувенирного пряника: с необходимым участием мастера на всех этапах создания. Предложен теоретический вариант для промышленного производства и сокращения ручного труда. Помимо способа создания «голого» пряника (на пару, тогда как в остальных частях основным способом является запекание в печи), существуют различия в ингредиентах, способах создания поверхности и формы: отсутствие культуры «пряничных досок» в Приморском крае предполагает лепной или вырубной способ создания основы.
Выявлены особенности сувенирной продукции по отношению к съедобным продуктам третьей категории (см. раздел 1.3): товар вызывает приятные визуальные и вкусовые ассоциации, отражает колорит местности внешним видом и внутренним наполнением, имеет удобную, компактную и информативную упаковку, учитываются пожелания покупателей, сувенир развивается со временем, есть возможность для расширения линейки.
Определен список современных способов декорирования, которые можно применить к пряникам. Их использование увеличивает декоративные свойства, осовременивает сувенирный пряник, делает возможным производство как в промышленных масштабах на современных линиях производств, так и в домашних мастерских, что предлагает возможность для развития традиционного творчества, увеличения разнообразия прикладных техник края.
На основе исследований в области культуры малочисленных коренных народов Приморского края: удэге, нанайцев, орочей и тазов, создана экспериментальная линейка сувенирных пряников «Этнический сувенир». Они несут в себе и просветительскую функцию, через упаковку рассказывая гостям и жителям края об фактически исчезающих представителях, к чьей культуре необходимо относится с интересом и уважением в силу совместного проживания на их исторической родине. Воплощается этнический колорит Приморского края, создается образ коренного жителя региона с точки зрения представителя другой культуры. Актуализируется соединение съедобной части сувенира и несъедобного носителя, который продвигает бренд Приморского сувенира, добавляет элемент функциональности или коллекционирования. Использованные вместе или по отдельности, эти части являются взаимодополняемыми.
Создание местного сувенира позволяет не только расширить спектр предлагаемой туристической продукции, но и развить новое для края направление. В связи с отсутствием исторически сложившихся промыслов, сделан шаг в направлении актуализации и создания нового варианта, сочетающего в себе традиционную культуру местного региона (в лице коренных малочисленных народов), и в виде потомков российских переселенцев, начавших активно осваивать данную территорию с XIX века. Развитие этого направления позволит развить культуру местных мастеров-прикладников не в виде разрозненных попыток повторить и перенести культуру и промыслы европейской части России, а в рамках поиска и синтеза общих и различных черт.
Работа может быть использована в качестве учебного пособия в направлении «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а также для направления «Туризм», в качестве дополнительной литературы. С точки зрения практического применения, работа может быть использована как учебное пособие для создания и декорирования собственных пряников в рамках указанного региона и сувенирной линейки «Приморский сувенир»



