Введение 3
Глава 1. SWOT-анализ как инструмент стратегического планирования 5
§ 1. Основные характеристики SWOT-анализа 5
§ 2 Взаимосвязь SWOT-анализа и других методов стратегического планирования 11
§ 3 Возможные ошибки при проведении SWOT-анализа 15
§4. Алгоритм проведения SWOT-анализа 17
§ 4.1 Процесс выявления сил, слабостей, возможностей и угроз 17
§ 4.2 Матрица 7OWS как заключительный этап анализа 24
Глава 2. Применение SWOT-анализа для стратегического планирования на фирме на примере бизнес-инкубатора «Ингрия» 26
§ 1. Общие сведения о бизнес-инкубаторе 26
§ 2 Основные направления деятельности бизнес-инкубатора 28
§ 3. Анализ внутренней среды 29
§ 4. Анализ внешней среды 37
§ 5. SWOT бизнес-инкубатора 48
§ 6. Рекомендации по стратегическому развитию бизнес-инкубатора на основе проведенного SWOT-анализа 52
Заключение 62
Список литературы 63
Приложения 65
Широко известно, что грамотно продуманная стратегия - залог успеха любой фирмы. Ведь разработка стратегии это, прежде всего, стремление руководства в условиях неопределенности и согласно имеющимся ресурсам установить дальнейшие цели развития бизнеса, способы дальнейшего взаимодействия фирмы с внешней средой. Разработка стратегии позволяет выявить слабые места относительно конкурентов, которые мешают достичь намеченных целей, а также потенциальные угрозы, с которыми может столкнуться фирма в случае игнорирования слабых сторон. Выявление слабостей и путей их устранения повышает жизнеспособность фирмы, позволяет расширить зону своего влияния на рынке.
На сегодняшний день стратегическое планирование предлагает множество инструментов для осуществления данного процесса: матрица Ансоффа, сбалансированная система показателей, модель McKinsey, матрица БКГ. Среди них существует SWOT-анализ Данный инструмент применяется менеджерами и руководителями уже относительно долгое время и продолжает пользоваться популярностью в бизнес планировании. Многие эксперты, такие как, например, Котлер, Черенков, Молчанов и др. отмечают эффективность его применения. Такая популярность обусловлена, с одной стороны, простотой проведения и интерпретации результатов, с другой - комплексностью, так как SWOT позволяет взглянуть на фирму с четырех сторон: с точки зрения ее сильных сторон, слабостей, открывающихся возможностей, стоящих перед ней угроз. Тем не менее, в ходе анализа статей и монографий различных зарубежных и отечественных авторов, нами сделан вывод о том, что мнение о простоте SWOT-анализа обусловлено поверхностным подходом к его проведению со стороны менеджеров. По мнению научных деятелей, руководители и маркетологи многих современных фирм используют упрощенную версию SWOT-анализа, что не дает комплексно посмотреть на положение фирмы на рынке и сводит ценность полученных в ходе исследования результатов к нулю. Кроме того, нами были замечены в тех или иных источниках разные предложенные методики проведения SWOT , что говорит о неоднозначности к подходу его проведения.
Таким образом, две вышеизложенные причины обуславливают актуальность темы данной работы, целью которой является на основе анализа предложенных методов пошагово сформулировать алгоритм SWOT-анализа для последующего применения на фирме. Актуальность и выбор темы обусловлены практической применимостью затрагиваемых в работе теоретических аспектов.
Для осуществления обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать характеристику SWOT-анализа, его место в процессе стратегического планирования. Сформулировать положительные стороны, которые обосновывают его практическое использование.
2. Перечислить и проанализировать ошибки при проведении SWOT-анализа.
3. Дать характеристику четырем элементам SWOT-анализа
4. Определить взаимосвязь SWOT-анализа и других методов стратегического планирования
5. Сравнить методики SWOT-анализа, предлагаемые различными экспертами
6. Практическая реализация полученных результатов на примере бизнес-инкубатора «Ингрия».
Для написания данной работы автором использовалась широкая база источников, в том числе труды российских и зарубежных авторов, отечественные и иностранные статьи, законодательные акты, электронные ресурсы, статистические сборники.
В соответствии с темой ВКР «Применение SWOT-анализа для планирования стратегического развития фирмы» и целями написания, были решены теоретические задачи, которые впоследствии были реализованы на практике.
При подготовке теоретической основы по выбранной тематике были решено следующее:
• Дана характеристика четырем элементам SWOT-анализа
• Кратко охарактеризован ряд инструментов стратегического планирования, который способствуют более глубокому анализу на этапе формулирования четырех элементов SWOT
• Перечислены типичные ошибки, с которыми сталкиваются эксперты при его проведении.
• На основе подходов различных авторов, сформулирован алгоритм анализа для использования на практике
Отражение полученных результатов нашло в разработке стратегии развития бизнес- инкубатора «Ингрия», структурного подразделения ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга», а также в пути ее реализации.
В ходе анализа были решены следующие задачи:
• Использован на практике сформулированный в первой части ВКР алгоритм SWOT- анализа, в частности:
• для бизнес-инкубатора был проведен анализ внешней среды с помощью таких
вспомогательных инструментов стратегического менеджмента как PEST-анализ, 5 сил Портера.
• проведен анализ внутренней среды с помощью 7-S McKinsey, финансового анализа
В результате была составлена SWOT-матрица, а также сформулированы стратегии в матрице TOWS. С помощью подхода «Взаимосвязь SWOT-анализа и жизненного цикла фирмы» были выбраны те стратегии, которые соответствуют текущему состоянию бизнес- инкубатора. Последняя часть работы была посвящена практическим рекомендациям по осуществлению. стратегии.
1. Распоряжение Правительства РФ 10.03.2006 N 328 «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»»
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 г. N 495 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт- Петербурге» на 2015 - 2020 годы».
3. Аренков И.А., Глазов М.М., Фирова И.Г. Маркетинг предприятия:Учебник / Под ред. М.М.Глазова. - СПб.: Изд-во РГГМУ, 2009. - 448 с.
4. Аллахвердян А.Г. Динамика научных кадров в советской и российской науке: Сравнительно-историческое исследование: монография / А.Г. Аллахвердян - М. : «Когито-Центр». 2014. - 263 с.
5. Анищенко, А. Развитие концепции и техники SWOT-анализа на примере анализа рынка бетонных комплектных трансформаторных подстанций в Москве и Московской области/ А. Анищенко, В, Кривов// Логистика - 2011. №6.- С. 38-41.
6. Антипов, А. SWOT -анализ как инструмент стратегического менеджмента/ А. Антипов// Business Excellence - 2015. №9.- С. 44 - 48.
7. Воронина, В. Д. Кокарев. SWOT-анализ как современный инструмент исследования в целях антикризисного управления предприятием / В. Воронина, Д. Кокарев// «Слияния и Поглощения» -2007. - № З (49).- С .23-26.
8. Гвозденко, А.Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях / Гвозденко А.Н. // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006. № 2. - С. 144-157
9. Гвозденко, А.Н. Использование методики многофакторного SWOT - анализа для разработки стратегических направлений деятельности предприятий / Гвозденко А.Н. // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006. № 4. - С. 316-323
10. Голубков Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования/Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом - 2013. №1.- С. 5-15
11. Голубков Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования [начало в №1. 2013]- /Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом - 2013. №2.- С. 12-24
12. Дафт Р.Л. Менеджмент/ Ричард Р.Л. - 6-е издание. СПб: Питер, 2007. — 864 с.
13. Дженстер Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей/ Дженстер Д. - М.: Издательский дом «Вильямс»,2004. - 368с.
14. Индикаторы науки 2016: статистический сборник /Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики».Ред. Л.М.Гохберг,- М.:НИУ ВШЭ, 2016. - 304 с.
15. Костюнина, Г. Технопарки в зарубежной и российской практике / Костюнина, Г.М, Баронов В.И. // Вестник МГИМО Университета. - 2012. № 3. - С.91-99.
16. Кузнецова C. SWOT-анализ: практика применения/ С.Кузнецова, В.Маркова // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - N 5. - С. 86-91
17. Кузьмин А.М. PEST-анализ / А.М. Кузьмин. // Методы менеджмента качества. - 2010. № 3. - С.23
18. Молчанов, Н.Н. Маркетинг высокотехнологичных продуктов и услуг : [учебное пособие для вузов по направлению подготовки магистров "Инноватика"] / Н.Н. Молчанов -СПб: Изд-во Политехнического Университета, 2011. - 261 с
19. Отчет о деятельности первого городского бизнес-икубатора Санкт-Петербурга в 2015 году/Первый городской бизнес-инкубатор-СПб.2016. 110с.
20. Проблемы и решения бизнес-инкубаторы и технопарки России/ ОАО «PBK»,EY..2O14. -24 с
21. Повестка развития инновационной инфраструктуры в РФ/ ОАО «РВК».2014. Ред. А.Е.Шадрин.,-М., 2014 -25 с.
22. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2015. - 728 с.
23. Теребова С..Центр трансфера технологий как инструмент инновационного развития территории/С. Теребова // Креативная экономика. — 2015. — Том 9. — № 7. — 837-850.
24. Технопарки России 2015: отраслевой обзор/Ассоциация кластеров и технопарков.- М.,2016. -74с
25. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа/ А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд - М. : Вильямс, 2006. — 928 с.
26. Черенков, В. И. Об истории развитии концепции и техники SWOT-анализа /В. И. Черенков // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. № 6. - С. 434-450.
27. Шестов, А. Эффективность применения SWOT-анализа на предприятии / А. Шестов // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. № 1. - С.51-55.
28. Enduring Ideas: The 7-S Framework (URL: http://www.mckinsey.com/business- functions/strategy-and-corporate-fmance/our-insights/enduring-ideas-the-7-s-framework) (дата обращения 03.03.2016)
29. Hohhof, B. TOWS, the next step in SWOT analysis/ B. Hohhof/ URL: http://decisionintel.org/2014/12/24/tows-the-next-step-in-swot-analysis/(дата обращения : 20.03.2015).
30. Murray A. UBI Awards in Europe/A. Murray .-2015. URL: http://ubi-global.com/ubi- awards-in-europe-2/ (дата обращения 30.03.2016)
31. Prahalad C.K. Hamel G. The Core Competence of the Corporation/ C.K. Prahalad, G. Hamel. - Harvard Business Review 2003. P.1-15.
32. Rigby, D. K. . Management Tools: An executive’s guide/D. K. Rigby - Boston: Bain & Company, Inc., 2013. - 64 p.
33. Vincent van Vliet. Albert Humphrey/ Vincent van Vliet.//URL : http://www.toolshero.com/toolsheroes/albert-humphrey/ (дата обращения : 20.11.2015)
34. Wang. K. A Process View of SWOT Analysis.Uncertainty / K. Wang. //ISSS - 2007. № 51. - P. 3 - 15.
35. URL:http://cppi.gov.spb.ru/innovations/stimulirovanie-sprosa-na-innovacionnuyu- produkciyu/ (дата обращения: 20.03.2016)
36. URL:http://ingria-startup.ru/(дата обращения 20.03.2016)
37. URL: http://spb.hh.ru/
38. URL http://spb.superjob.ru/ (дата обращения 20.03.2016)
39. URL: http://importnet.ru/analitika-innovatsii (дата обращения 20.03.2016)
40. URL: http://www.eurasia.org/Programs (дата обращения 21.03.2016)
41. URL: http://www.dfg.de/en/research funding/international cooperation/index.html (дата обращения 21.03.2016)
42. URL:https://welcome.timepad.ru/prices (дата обращения 22.03.2016)
43. URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/report/total/ (дата обращения 21.03.2016)
44. URL: http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?queryid=74 (дата обращения 22.03.2016)
45. URL: http://www.rosrealt.ru/cena/arenda ofis (дата обращения 30.03.2016)
46. URL: https://egrul.nalog.ru (дата обращения: 20.03.2016)
47. URL: http://webinar.ru/tariffs (дата обращения 30.03.2016)