МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ИНСТРУМЕНТЫ, ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕРМСКИХ СМИ
|
Введение 4
Глава I. Мультимедийная журналистика в научной и профессиональной литературе 13
1.1. Мультимедийная журналистика или конвергентная?
Уточнение применяемой терминологии 13
1.2. Специфические свойства интернет-СМИ 21
1.3. Особенности подготовки мультимедийного журналиста 24
1.4. Работа с мультимедиа в конвергентной редакции 29
Глава II. Инструменты мультимедийной журналистики. сервисы для
создания мультимедийных элементов 35
2.1. Работа с фотографиями 37
2.2. Работа с графикой 40
2.3. Работа с аудио 43
2.4. Работа с видео 44
2.5. Мультимедийная публикация 46
Глава III. Опыт применения мультимедийных элементов в пермских
СМИ 50
3.1 Фотопанорама. Примеры 51
3.2 Интерактивная графика. Примеры 52
3.3 Слайд-шоу. Примеры 55
3.4. Аудио. Примеры 57
3.5 Видеоконтент. Примеры 58
3.6 Инфографика. Примеры 63
3.7 Элементы картографии. Примеры 68
3.8 Тайм-линия. Примеры 75
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Список источников 90
Глава I. Мультимедийная журналистика в научной и профессиональной литературе 13
1.1. Мультимедийная журналистика или конвергентная?
Уточнение применяемой терминологии 13
1.2. Специфические свойства интернет-СМИ 21
1.3. Особенности подготовки мультимедийного журналиста 24
1.4. Работа с мультимедиа в конвергентной редакции 29
Глава II. Инструменты мультимедийной журналистики. сервисы для
создания мультимедийных элементов 35
2.1. Работа с фотографиями 37
2.2. Работа с графикой 40
2.3. Работа с аудио 43
2.4. Работа с видео 44
2.5. Мультимедийная публикация 46
Глава III. Опыт применения мультимедийных элементов в пермских
СМИ 50
3.1 Фотопанорама. Примеры 51
3.2 Интерактивная графика. Примеры 52
3.3 Слайд-шоу. Примеры 55
3.4. Аудио. Примеры 57
3.5 Видеоконтент. Примеры 58
3.6 Инфографика. Примеры 63
3.7 Элементы картографии. Примеры 68
3.8 Тайм-линия. Примеры 75
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Список источников 90
Мы живем в уникальное время конкуренции средств массовой коммуникации за внимание аудитории. На наших глазах печатные версии газет, традиционное радио, массовое эфирное телевидение сдают позиции перед Интернетом как каналом коммуникации. Скорость, мобильность, универсальность, интерактивность, мультимедийность — вот ключевые слова современного СМИ, современной редакции и современного медиапространства. Задачей СМИ становится не просто собрать, получить и изложить информацию, а с помощью новых технических возможностей предложить контекст и объяснить людям новости.
Безусловно, мультимедиатизацию СМИ спровоцировала цифровая революция, то есть изменяющиеся технические возможности — как со стороны производителя информации (СМИ), так и со стороны потребителя новостей. Но главной причиной мультимедиатизации СМИ стали, конечно, изменившиеся запросы потребителя. За последние 20 лет кардинально изменилась роль информации для людей, мы стали по-другому воспринимать и потреблять её. Современный человек живет в мире информационной перегруженности: ежедневно мы сталкиваемся с сотнями различного рода сообщений медиа.
К традиционным СМИ и традиционным видам коммуникации добавились новые медиа и новые виды коммуникации — блоги, социальные сети, мобильные телефоны, планшеты и т.д. Теперь потребитель может получать новости в любой ситуации: на ходу, в очереди, в личном и общественном транспорте, на работе, во время приема пищи, во время занятий спортом — лишь бы под рукой был гаджет, позволяющий получать новости. Технические новинки, особенно нательные гаджеты, кардинально расширяют возможности потребления медиа. Например, мини-экран Google Glass , подает информацию непосредственно на сетчатку глаза. Мы все чаще используем несколько устройств одновременно (например, телевидение + планшет), что дает повод говорить о феномене «второго экрана» , который со временем может совершенно изменить привычные процессы медиа¬потребления. Футуролог и медиаэксперт Андрей Мирошниченко считает, что огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации .
Люди от текстового мышления и текстовых видов потребления переходят к изобразительному мышлению и визуальным видам потребления. По статистике, примерно 40% аудитории — визуалы, 20-30% — аудиалы . Аудитория хочет быть вовлеченной в интерактивный контент, получать наглядную информацию о мире.
Появление такого прибора, как Eye track , позволяющего отслеживать движение человеческого взгляда, совершило революцию в области процессов визуального восприятия материалов СМИ. В результате тестов выяснилось, что в первую очередь человек обращает внимание на центральный визуальный элемент страницы (заголовок и фотографию), а затем начинает читать все вокруг. Подсознательно он экономит время, перепрыгивая с наиболее длинных и перегруженных текстом элементов на наименее перегруженные текстом и визуализированные.
Среди современной аудитории медиа образовался целый пласт людей, которые не читают газеты, не смотрят телевидение и не слушают радио — более существенную информационную роль для них играет Интернет и мобильные сервисы. Для того, чтобы не терять этих людей из поля зрения, традиционные СМИ были вынуждены предлагать контент, отвечающий
их потребностям в привычной для них онлайновой среде. Таким контентом стал совершенно новый продукт, сочетающий в себе все возможности онлайновой среды — интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность. Так стали появляться мультимедийные
или «конвергентные» редакции средств массовой информации, построенные на базе крупных газет (к примеру, газета «Daily Telegraph» в Великобритании), информационных агентств (РИА «Новости» в России) или телерадиовещательных компаний (BBC). На «мультимедийные рельсы» переходят и редакции передовых региональных СМИ. Журналисты и редакторы посещают тренинги по визуальной журналистике, приглашают медиатренеров, знакомятся с новыми сервисами для подачи информации, учатся мыслить мультимедийно, чтобы создавать современные, качественные, востребованные у «продвинутой» аудитории мультимедийные публикации.
Сейчас, когда важна не только оперативность и эксклюзивность, но и «упаковка» информации, для профессионального журналиста необходимым становится умение работать с инструментами мультимедиа. Понимание работы этих сервисов и «мультимедийное мышление» позволяют подать информацию наглядно, доступно. Процесс мультимедиатизации СМИ становится новым этапом в развитии современной журналистики. Итак, объект нашего исследования — мультимедийная журналистика в региональных СМИ на современном этапе её развития.
Предмет — публикации с мультимедийными элементами в пермских интернет-СМИ.
Основная цель данной работы — проанализировать и оценить состояние мультимедийной журналистики в пермских интернет-СМИ.
Рабочей гипотезой данного исследования служит утверждение о том, что сегодня инструменты для визуализации информации доступны самому широкому числу пользователей и журналистов, что несёт в себе огромный потенциал для развития мультимедийной журналистики в ближайшем будущем, в том числе и в пермских СМИ.
Задачи работы:
1. Проанализировать используемые в современной практике СМИ определения понятий «конвергенция», «мультимедиа», «мультмедийная журналистика», «мультимедийная статья» и др. и подходы к их пониманию западными и отечественными экспертами. Выявить различия между понятиями «конвергентная журналистика» и «мультимедийная журналистика».
2. Выявить специфические свойства интернет-СМИ, опираясь на исследования отечественных медиаэкспертов.
3. Определить качества современного мультимедийного журналиста, работающего в мультимедийной редакции на основе рекомендаций отечественных и зарубежных журналистов-практиков и медиа-исследователей.
4. Проанализировать особенности и этапы подготовки мультимедийных публикаций в современных конвергентных редакциях.
5. Подготовить обзор программного обеспечения и интернет- сервисов, позволяющих создавать мультимедийные элементы для СМИ.
6. Проанализировать опыт пермских редакций интернет-СМИ, активно использующих новые информационные технологии.
Эмпирическая база исследования — публикации, содержащие мультимедийные элементы (инфографику, видео, слайд-шоу, тайм-линии, анимацию, интерактивную графику, карты и т. д.), опубликованные на порталах Properm.ru, 59.ru, PRM.ru («большая тройка пермнета», по выражению А.В. Пустовалова» ), а также на сайтах газет АиФ-Пермь и Business Class — крупных игроках газетного онлайнового рынка Перми. Изучаемый период — с сентября 2013 года по май 2014 года. Данная выборка обусловлена отсутствием удачного наглядного материала для исследования в более раннем периоде. В качестве эмпирической базы исследования было изучено 1235 мультимедийных публикаций, из них 46 представлены в качестве примеров.
Методология исследования включает такие исследовательские методы, как описательный, сравнительный методы, фронтальный просмотр, контент-анализ, рекомендательный анализ.
Говоря о степени изученности проблемы, с уверенностью можно сказать, что в зарубежной и отечественной литературе медиаконвергенция и мультимедиатизация СМИ изучены достаточно широко. Однако, в связи с постоянно обновляющимся миром информационных технологий, научные труды по данной теме устаревают достаточно быстро и нуждаются в дополнениях. Зарубежные медиа-исследователи С. Куин , Д. Фишер , А. Грант, Дж. Уилкинсон , в своих работах дают подробное описание процесса конвергенции в теоретическом аспекте. М. Люки , М. Бриггс , С. Куин подготовили практические пособия для журналистов
по мультимедиа. Особое внимание авторы уделяют созданию аудиовизуального контента.
Отечественные авторы также затрагивали вопрос о конвергенции СМИ. Еще в 1999 г. появилась статья профессора Е. Л. Вартановой «К чему ведет конвергенция СМИ?», в которой рассматриваются разные аспекты медиаконвергенции . Но большая часть современных учебных пособий российских исследователей посвящены интернет-журналистике. В учебниках А. А. Калмыкова и А. А. Кохановой , С. Г. Машковой , М. М. Лукиной и И. Д. Фомичевой рассказывается о специфике сетевых СМИ, использовании интернет-технологий в работе журналиста. В подобных изданиях не поднимаются вопросы, связанные с созданием мультимедийного контента для сайта интернет-СМИ.
В учебном пособии «Интернет-СМИ. Теория и практика» под ред. М. М. Лукиной есть две главы о конвергенции, но в целом книга посвящена интернет-журналистике. В книге под редакцией А. Г. Качкаевой «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» на примерах «РИА Новости», ИД «Алтапресс» и «Радио Свобода» показан российский опыт перехода к мультимедийным принципам организации работы редакции, рассматриваются понятия «конвергенция», «мультимедиа», «конвергентная журналистика». В учебнике «Новостная интернет-журналистика» бывший журналист Лента.ги Александр Амзин дает практические рекомендации по работе в редакции новостного онлайнового издания. В учебнике есть главы, посвященные медиаконвергенции, навыкам интернет-журналиста, а также советы по применению онлайн-инструментария.
Цикл статей, посвященных развитию СМИ в условиях медиаконвергенции, подготовила Е. А. Баранова20212223. В начале 2014 года вышел в печать учебник Барановой «Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие» , в котором всесторонне освещаются особенности развития журналистики в условиях конвергенции.
Сборник статей «Медиаконвергенция, которая изменила мир?» состоит из блока статей журналистов-практиков (Г. Тимченко, О. Кашин, В. Пуля и др.) и медиаэкспертов (И. Засурский, А. Мирошниченко и др.) о медиаконвергенции. Сборник «Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: Материалы к обучающим семинарам», составленный из интервью и статей известных российских и американских журналистов, дает представление о том, что такое новые медиа и конвергентная журналистика .
Логично, что многие исследователи мультимедийной журналистики и новых медиа предпочитают вести тематические блоги. Так, например, магистр мультимедийной журналистики Оксана Силантьева ведет блог Silamedia.ru , где дает рекомендации редакциям, желающим перейти на «мультимедийные рельсы». Медиатренер Гулим Амирханова ведет блог Best-app.ru , где рассказывает о новых инструментах мультимедийной журналистики. Медиаэксперт Василий Гатов ведет блог «Постжурналист» , в котором он рассуждает о контенте, коммуникации, новых медиа и публикует переводы статей по теме, а также делится своими презентациями. Эксперт в области визуализации Олег Гант является главным редактором и вдохновителем сайта Новый репортер.org . Это сайт о новинках в мире журналистики и медиа-бизнеса (о новых медиа, технологиях, гаджетах). Разработчик медийных проектов, медиакуратор Сергей Якупов уже более трех лет ведёт интернет-журнал MediaMedia.me , где публикует всё то, что ему интересно по теме медиа, журналистики, медийных технологий и трендов. Таким образом, мультимедийная журналистика и конвергенция в научной и профессиональной литературе представлены широко. Ежегодно появляются новые учебные пособия для студентов-журналистов. Журналисты-практики и медиаэксперты регулярно публикуют обзоры новых приемов, новых инструментов и сервисов в своих блогах.
Научная новизна работы заключается в том, что мы впервые обращаемся к теме мультимедийной журналистики в пермских СМИ, и вводим в научный оборот прежде неизученный материал. Чтобы понять происходящие перемены в пермских редакциях интернет-СМИ, было проведено исследование. На его основе были описаны основные инструменты мультимедийной журналистики, а также даны положительные и отрицательные примеры мультимедийных публикаций.
Теоретическая значимость — рассмотрение актуальных понятий «конвергентная журналистика» и «мультимедийная журналистика» с точки зрения последних представлений, четкое разграничение этих понятий.
Практическая значимость. Вторая глава данной работы — обзор мультимедийных инструментов — представляет собой практическое руководство для журналистов, только знакомящихся с возможностями мультимедийной журналистики. Материалы из пермских СМИ, предложенные в третьей главе в качестве положительных и отрицательных примеров использования мультимедиа, служат иллюстративным материалом и могут быть использованы в образовательных целях — при разработке учебных пособий, курсов, семинаров по мультимедийной журналистике.
Апробация работы состоялась на сайте Вернадский —
интерактивном архиве научных и образовательных работ. На работу получены отзывы от главного редактора портала Properm.ru Алексея Лучникова и редактора интернет-журнала MediaMedia.Me Сергея Якупова.
Структура работы включает четыре главы. Первая глава посвящена тенденциям конвергенции и мультимедиатизации средств массовой информации, в ней также рассматриваются специфика интернет-СМИ, особенности подготовки мультимедийных журналистов и специфика работы мультимедийной редакции. Во второй главе рассматриваются инструменты, позволяющие создать мультимедийные элементы. В третьей главе мы представляем удачные и неудачные, на наш взгляд, примеры создания мультимедийных публикаций в пермских интернет-СМИ.
Безусловно, мультимедиатизацию СМИ спровоцировала цифровая революция, то есть изменяющиеся технические возможности — как со стороны производителя информации (СМИ), так и со стороны потребителя новостей. Но главной причиной мультимедиатизации СМИ стали, конечно, изменившиеся запросы потребителя. За последние 20 лет кардинально изменилась роль информации для людей, мы стали по-другому воспринимать и потреблять её. Современный человек живет в мире информационной перегруженности: ежедневно мы сталкиваемся с сотнями различного рода сообщений медиа.
К традиционным СМИ и традиционным видам коммуникации добавились новые медиа и новые виды коммуникации — блоги, социальные сети, мобильные телефоны, планшеты и т.д. Теперь потребитель может получать новости в любой ситуации: на ходу, в очереди, в личном и общественном транспорте, на работе, во время приема пищи, во время занятий спортом — лишь бы под рукой был гаджет, позволяющий получать новости. Технические новинки, особенно нательные гаджеты, кардинально расширяют возможности потребления медиа. Например, мини-экран Google Glass , подает информацию непосредственно на сетчатку глаза. Мы все чаще используем несколько устройств одновременно (например, телевидение + планшет), что дает повод говорить о феномене «второго экрана» , который со временем может совершенно изменить привычные процессы медиа¬потребления. Футуролог и медиаэксперт Андрей Мирошниченко считает, что огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации .
Люди от текстового мышления и текстовых видов потребления переходят к изобразительному мышлению и визуальным видам потребления. По статистике, примерно 40% аудитории — визуалы, 20-30% — аудиалы . Аудитория хочет быть вовлеченной в интерактивный контент, получать наглядную информацию о мире.
Появление такого прибора, как Eye track , позволяющего отслеживать движение человеческого взгляда, совершило революцию в области процессов визуального восприятия материалов СМИ. В результате тестов выяснилось, что в первую очередь человек обращает внимание на центральный визуальный элемент страницы (заголовок и фотографию), а затем начинает читать все вокруг. Подсознательно он экономит время, перепрыгивая с наиболее длинных и перегруженных текстом элементов на наименее перегруженные текстом и визуализированные.
Среди современной аудитории медиа образовался целый пласт людей, которые не читают газеты, не смотрят телевидение и не слушают радио — более существенную информационную роль для них играет Интернет и мобильные сервисы. Для того, чтобы не терять этих людей из поля зрения, традиционные СМИ были вынуждены предлагать контент, отвечающий
их потребностям в привычной для них онлайновой среде. Таким контентом стал совершенно новый продукт, сочетающий в себе все возможности онлайновой среды — интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность. Так стали появляться мультимедийные
или «конвергентные» редакции средств массовой информации, построенные на базе крупных газет (к примеру, газета «Daily Telegraph» в Великобритании), информационных агентств (РИА «Новости» в России) или телерадиовещательных компаний (BBC). На «мультимедийные рельсы» переходят и редакции передовых региональных СМИ. Журналисты и редакторы посещают тренинги по визуальной журналистике, приглашают медиатренеров, знакомятся с новыми сервисами для подачи информации, учатся мыслить мультимедийно, чтобы создавать современные, качественные, востребованные у «продвинутой» аудитории мультимедийные публикации.
Сейчас, когда важна не только оперативность и эксклюзивность, но и «упаковка» информации, для профессионального журналиста необходимым становится умение работать с инструментами мультимедиа. Понимание работы этих сервисов и «мультимедийное мышление» позволяют подать информацию наглядно, доступно. Процесс мультимедиатизации СМИ становится новым этапом в развитии современной журналистики. Итак, объект нашего исследования — мультимедийная журналистика в региональных СМИ на современном этапе её развития.
Предмет — публикации с мультимедийными элементами в пермских интернет-СМИ.
Основная цель данной работы — проанализировать и оценить состояние мультимедийной журналистики в пермских интернет-СМИ.
Рабочей гипотезой данного исследования служит утверждение о том, что сегодня инструменты для визуализации информации доступны самому широкому числу пользователей и журналистов, что несёт в себе огромный потенциал для развития мультимедийной журналистики в ближайшем будущем, в том числе и в пермских СМИ.
Задачи работы:
1. Проанализировать используемые в современной практике СМИ определения понятий «конвергенция», «мультимедиа», «мультмедийная журналистика», «мультимедийная статья» и др. и подходы к их пониманию западными и отечественными экспертами. Выявить различия между понятиями «конвергентная журналистика» и «мультимедийная журналистика».
2. Выявить специфические свойства интернет-СМИ, опираясь на исследования отечественных медиаэкспертов.
3. Определить качества современного мультимедийного журналиста, работающего в мультимедийной редакции на основе рекомендаций отечественных и зарубежных журналистов-практиков и медиа-исследователей.
4. Проанализировать особенности и этапы подготовки мультимедийных публикаций в современных конвергентных редакциях.
5. Подготовить обзор программного обеспечения и интернет- сервисов, позволяющих создавать мультимедийные элементы для СМИ.
6. Проанализировать опыт пермских редакций интернет-СМИ, активно использующих новые информационные технологии.
Эмпирическая база исследования — публикации, содержащие мультимедийные элементы (инфографику, видео, слайд-шоу, тайм-линии, анимацию, интерактивную графику, карты и т. д.), опубликованные на порталах Properm.ru, 59.ru, PRM.ru («большая тройка пермнета», по выражению А.В. Пустовалова» ), а также на сайтах газет АиФ-Пермь и Business Class — крупных игроках газетного онлайнового рынка Перми. Изучаемый период — с сентября 2013 года по май 2014 года. Данная выборка обусловлена отсутствием удачного наглядного материала для исследования в более раннем периоде. В качестве эмпирической базы исследования было изучено 1235 мультимедийных публикаций, из них 46 представлены в качестве примеров.
Методология исследования включает такие исследовательские методы, как описательный, сравнительный методы, фронтальный просмотр, контент-анализ, рекомендательный анализ.
Говоря о степени изученности проблемы, с уверенностью можно сказать, что в зарубежной и отечественной литературе медиаконвергенция и мультимедиатизация СМИ изучены достаточно широко. Однако, в связи с постоянно обновляющимся миром информационных технологий, научные труды по данной теме устаревают достаточно быстро и нуждаются в дополнениях. Зарубежные медиа-исследователи С. Куин , Д. Фишер , А. Грант, Дж. Уилкинсон , в своих работах дают подробное описание процесса конвергенции в теоретическом аспекте. М. Люки , М. Бриггс , С. Куин подготовили практические пособия для журналистов
по мультимедиа. Особое внимание авторы уделяют созданию аудиовизуального контента.
Отечественные авторы также затрагивали вопрос о конвергенции СМИ. Еще в 1999 г. появилась статья профессора Е. Л. Вартановой «К чему ведет конвергенция СМИ?», в которой рассматриваются разные аспекты медиаконвергенции . Но большая часть современных учебных пособий российских исследователей посвящены интернет-журналистике. В учебниках А. А. Калмыкова и А. А. Кохановой , С. Г. Машковой , М. М. Лукиной и И. Д. Фомичевой рассказывается о специфике сетевых СМИ, использовании интернет-технологий в работе журналиста. В подобных изданиях не поднимаются вопросы, связанные с созданием мультимедийного контента для сайта интернет-СМИ.
В учебном пособии «Интернет-СМИ. Теория и практика» под ред. М. М. Лукиной есть две главы о конвергенции, но в целом книга посвящена интернет-журналистике. В книге под редакцией А. Г. Качкаевой «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» на примерах «РИА Новости», ИД «Алтапресс» и «Радио Свобода» показан российский опыт перехода к мультимедийным принципам организации работы редакции, рассматриваются понятия «конвергенция», «мультимедиа», «конвергентная журналистика». В учебнике «Новостная интернет-журналистика» бывший журналист Лента.ги Александр Амзин дает практические рекомендации по работе в редакции новостного онлайнового издания. В учебнике есть главы, посвященные медиаконвергенции, навыкам интернет-журналиста, а также советы по применению онлайн-инструментария.
Цикл статей, посвященных развитию СМИ в условиях медиаконвергенции, подготовила Е. А. Баранова20212223. В начале 2014 года вышел в печать учебник Барановой «Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие» , в котором всесторонне освещаются особенности развития журналистики в условиях конвергенции.
Сборник статей «Медиаконвергенция, которая изменила мир?» состоит из блока статей журналистов-практиков (Г. Тимченко, О. Кашин, В. Пуля и др.) и медиаэкспертов (И. Засурский, А. Мирошниченко и др.) о медиаконвергенции. Сборник «Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: Материалы к обучающим семинарам», составленный из интервью и статей известных российских и американских журналистов, дает представление о том, что такое новые медиа и конвергентная журналистика .
Логично, что многие исследователи мультимедийной журналистики и новых медиа предпочитают вести тематические блоги. Так, например, магистр мультимедийной журналистики Оксана Силантьева ведет блог Silamedia.ru , где дает рекомендации редакциям, желающим перейти на «мультимедийные рельсы». Медиатренер Гулим Амирханова ведет блог Best-app.ru , где рассказывает о новых инструментах мультимедийной журналистики. Медиаэксперт Василий Гатов ведет блог «Постжурналист» , в котором он рассуждает о контенте, коммуникации, новых медиа и публикует переводы статей по теме, а также делится своими презентациями. Эксперт в области визуализации Олег Гант является главным редактором и вдохновителем сайта Новый репортер.org . Это сайт о новинках в мире журналистики и медиа-бизнеса (о новых медиа, технологиях, гаджетах). Разработчик медийных проектов, медиакуратор Сергей Якупов уже более трех лет ведёт интернет-журнал MediaMedia.me , где публикует всё то, что ему интересно по теме медиа, журналистики, медийных технологий и трендов. Таким образом, мультимедийная журналистика и конвергенция в научной и профессиональной литературе представлены широко. Ежегодно появляются новые учебные пособия для студентов-журналистов. Журналисты-практики и медиаэксперты регулярно публикуют обзоры новых приемов, новых инструментов и сервисов в своих блогах.
Научная новизна работы заключается в том, что мы впервые обращаемся к теме мультимедийной журналистики в пермских СМИ, и вводим в научный оборот прежде неизученный материал. Чтобы понять происходящие перемены в пермских редакциях интернет-СМИ, было проведено исследование. На его основе были описаны основные инструменты мультимедийной журналистики, а также даны положительные и отрицательные примеры мультимедийных публикаций.
Теоретическая значимость — рассмотрение актуальных понятий «конвергентная журналистика» и «мультимедийная журналистика» с точки зрения последних представлений, четкое разграничение этих понятий.
Практическая значимость. Вторая глава данной работы — обзор мультимедийных инструментов — представляет собой практическое руководство для журналистов, только знакомящихся с возможностями мультимедийной журналистики. Материалы из пермских СМИ, предложенные в третьей главе в качестве положительных и отрицательных примеров использования мультимедиа, служат иллюстративным материалом и могут быть использованы в образовательных целях — при разработке учебных пособий, курсов, семинаров по мультимедийной журналистике.
Апробация работы состоялась на сайте Вернадский —
интерактивном архиве научных и образовательных работ. На работу получены отзывы от главного редактора портала Properm.ru Алексея Лучникова и редактора интернет-журнала MediaMedia.Me Сергея Якупова.
Структура работы включает четыре главы. Первая глава посвящена тенденциям конвергенции и мультимедиатизации средств массовой информации, в ней также рассматриваются специфика интернет-СМИ, особенности подготовки мультимедийных журналистов и специфика работы мультимедийной редакции. Во второй главе рассматриваются инструменты, позволяющие создать мультимедийные элементы. В третьей главе мы представляем удачные и неудачные, на наш взгляд, примеры создания мультимедийных публикаций в пермских интернет-СМИ.
Уникальное свойство Интернета передавать информацию с помощью разных медийных платформ и в разных конфигурациях, т. е. конвергентно, является предпосылкой для возникновения новых журналистских жанров, в которых для передачи информации используются разные знаковые системы. Мультимедийность — одно из проявлений и выражений конвергенции, которая является более общим процессом. Мультимедийность имеет прикладной характер. Именно конвергенция сделала возможным существование мультимедийных публикаций. Таким образом, конвергенция — это процесс сближения различных платформ, а мультимедийность — характеристика продукта, сделанного с использованием разных знаковых систем. То есть эти два термина описывают разные явления, которые используют общие смыслы и методы, поэтому использовать эти термины как синонимы — ошибочно.
В мультимедийной публикации в разных сочетаниях могут быть использованы несколько медийных платформ — текст, графика, видео, аудио, фотография. Конфигурации этих платформ могут варьироваться от мономедийных, когда для донесения смыслов используется одна медийная платформа (например, только текст или только фотографии), до мультимедийных сочетаний, представленных в цельном журналистском произведении. Выбрать оптимальное сочетание вербальных и невербальных средств представления информации — задача, в первую очередь, журналиста, а также мультимедийного продюсера (если такой есть в редакции).
Журналист, работающий в мультимедийной редакции должен иметь основную специализацию и быть в ней профессионалом, владеть классическими навыками журналиста, уметь работать с визуальной информацией, а главное — учиться новому, пробовать новые инструменты.
Редакции пермских интернет-СМИ, крупные игроки онлайнового рынка ищут способы привлечь лояльную аудиторию. Один из способов достижения этой цели — создание уникального мультимедийного контента, отвечающего запросам современной аудитории.
На основе проведенного исследования инструментов мультимедийной журналистики и способов их использования в пермских СМИ, можно сделать следующий вывод: мультимедийная журналистика в Перми, безусловно, есть. Однако, характер использования мультимедиа в пермских СМИ можно называть «экспериментальным» — редакции тестируют новые инструменты и отслеживают реакцию аудитории. Базовой предпосылкой для появления мультимедийной журналистики в Перми является доступность множества сервисов для визуализации информации и подачи её в мультимедийном ключе. Эти инструменты просты в использовании и не требуют особых навыков. Самые «продвинутые» пермские редакции уже освоили множество инструментов (например, слайд-шоу, инфографику, фотогалереи, видео, карты) и активно используют их.
Среди положительных сторон использования мультимедиа в редакциях можно выделить: саморазвитие журналистов, выработку навыков
мультимедийного мышления, разнообразные, многожанровые публикации, уникальный контент. Минусы тоже есть: на создание мультимедийной публикации требуется больше времени, чем на создание обычного материала; мультимедийная статья требует четкого планирования; переход к мультимедийности предполагает дополнительные финансовые расходы (покупка техники и платного доступа к сервисам, продвижение контента, обучение и финансовая мотивация сотрудников).
Второй вывод нашего исследования: мультимедийная журналистика в Перми развивается неравномерно. Есть безусловный «лидер» мультимедиа (Properm.ru), есть редакции, которые делают упор на 1-2 видах мультимедиа (59.ru, АиФ-Пермь — видео и инфографика), есть СМИ, которые с осторожностью подходят к использованию новых инструментов (Business Class), есть редакции, которые работают преимущественно с двумя традиционными «инфомолекулами» — текстом и фотоиллюстрацией, изредка видео (PRM.ru).
Неравномерно используются мультимедийные инструменты и в рамках одного сайта. Как правильно, у каждой редакции есть свои «мультимедийные предпочтения» — жанры, которыми журналисты овладели лучше всего. В PRM.ru - это фоторепортаж, в АиФ-Пермь и 59.ru — видео и инфографика, в Business Class — фотогалереи, элементы картографии, инфографика. На их фоне выгодно отличается Properm.ru — помимо привычных фотогалерей на портале можно встретить видео, карты, разнообразную инфографику, слайд-шоу, аудиоиллюстрации, анимацию, тайм-линии, 3D- панорамы, коллажи, скриншоты.
Не подлежит сомнению, что потенциал у мультимедийной журналистики в Перми есть. Влияние общемировой тенденции мультимедиатизации, опыт западных и столичных коллег подталкивает региональные редакции онлайн-СМИ экспериментировать с новыми мультимедийными жанрами. Сегодня использование мультимедиа — не просто мода, а уже необходимость. Это атрибут современного, «продвинутого» онлайнового СМИ. Мультимедийные элементы помогают привлечь внимание аудитории, разнообразить подачу новостей, а главное — улучшить воспринимаемость информации.
В мультимедийной публикации в разных сочетаниях могут быть использованы несколько медийных платформ — текст, графика, видео, аудио, фотография. Конфигурации этих платформ могут варьироваться от мономедийных, когда для донесения смыслов используется одна медийная платформа (например, только текст или только фотографии), до мультимедийных сочетаний, представленных в цельном журналистском произведении. Выбрать оптимальное сочетание вербальных и невербальных средств представления информации — задача, в первую очередь, журналиста, а также мультимедийного продюсера (если такой есть в редакции).
Журналист, работающий в мультимедийной редакции должен иметь основную специализацию и быть в ней профессионалом, владеть классическими навыками журналиста, уметь работать с визуальной информацией, а главное — учиться новому, пробовать новые инструменты.
Редакции пермских интернет-СМИ, крупные игроки онлайнового рынка ищут способы привлечь лояльную аудиторию. Один из способов достижения этой цели — создание уникального мультимедийного контента, отвечающего запросам современной аудитории.
На основе проведенного исследования инструментов мультимедийной журналистики и способов их использования в пермских СМИ, можно сделать следующий вывод: мультимедийная журналистика в Перми, безусловно, есть. Однако, характер использования мультимедиа в пермских СМИ можно называть «экспериментальным» — редакции тестируют новые инструменты и отслеживают реакцию аудитории. Базовой предпосылкой для появления мультимедийной журналистики в Перми является доступность множества сервисов для визуализации информации и подачи её в мультимедийном ключе. Эти инструменты просты в использовании и не требуют особых навыков. Самые «продвинутые» пермские редакции уже освоили множество инструментов (например, слайд-шоу, инфографику, фотогалереи, видео, карты) и активно используют их.
Среди положительных сторон использования мультимедиа в редакциях можно выделить: саморазвитие журналистов, выработку навыков
мультимедийного мышления, разнообразные, многожанровые публикации, уникальный контент. Минусы тоже есть: на создание мультимедийной публикации требуется больше времени, чем на создание обычного материала; мультимедийная статья требует четкого планирования; переход к мультимедийности предполагает дополнительные финансовые расходы (покупка техники и платного доступа к сервисам, продвижение контента, обучение и финансовая мотивация сотрудников).
Второй вывод нашего исследования: мультимедийная журналистика в Перми развивается неравномерно. Есть безусловный «лидер» мультимедиа (Properm.ru), есть редакции, которые делают упор на 1-2 видах мультимедиа (59.ru, АиФ-Пермь — видео и инфографика), есть СМИ, которые с осторожностью подходят к использованию новых инструментов (Business Class), есть редакции, которые работают преимущественно с двумя традиционными «инфомолекулами» — текстом и фотоиллюстрацией, изредка видео (PRM.ru).
Неравномерно используются мультимедийные инструменты и в рамках одного сайта. Как правильно, у каждой редакции есть свои «мультимедийные предпочтения» — жанры, которыми журналисты овладели лучше всего. В PRM.ru - это фоторепортаж, в АиФ-Пермь и 59.ru — видео и инфографика, в Business Class — фотогалереи, элементы картографии, инфографика. На их фоне выгодно отличается Properm.ru — помимо привычных фотогалерей на портале можно встретить видео, карты, разнообразную инфографику, слайд-шоу, аудиоиллюстрации, анимацию, тайм-линии, 3D- панорамы, коллажи, скриншоты.
Не подлежит сомнению, что потенциал у мультимедийной журналистики в Перми есть. Влияние общемировой тенденции мультимедиатизации, опыт западных и столичных коллег подталкивает региональные редакции онлайн-СМИ экспериментировать с новыми мультимедийными жанрами. Сегодня использование мультимедиа — не просто мода, а уже необходимость. Это атрибут современного, «продвинутого» онлайнового СМИ. Мультимедийные элементы помогают привлечь внимание аудитории, разнообразить подачу новостей, а главное — улучшить воспринимаемость информации.
Подобные работы
- Игровая технология в современных средствах массовой коммуникации
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Феномен ювенильной журналистики: региональный аспект
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ПОЛИКОДОВЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Г. ПАРФЕНОВА
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Журналистика соучастия в Алтайском крае
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Технологии Big Data в интернет-изданиях США (Московский государственный лингвистический университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - 3D - МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ПРОЕКТЕ ОБ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОДЮСИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - ЭТАПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПРОДУКТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПЕРВОГО КАНАЛА»
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Пути совершенствования корпоративной культуры в системе PR-менеджмента государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Редакция газеты «Областная газета»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ В КОНВЕРГЕНТНОЙ МЕДИАСРЕДЕ (СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ МИФОЛОГИЗАЦИИ ИМИДЖА МУЗЫКАНТА)
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



