Коррекция невербальной коммуникации в период школьной адаптации учащихся с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Невербальная коммуникация как средство общения 7
1.1. Общение и понятие невербальной коммуникации 7
1.2. Когнитивный компонент невербальной коммуникации 13
1.3. Коммуникация как средство адаптации в школе 15
1.4. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза...18
1.5. Особенности коммуникации младших школьников с задержкой
психического развития 23
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Методы коррекции и организация исследования невербальной
коммуникации первоклассников с задержкой психического развития 28
2.1. Описание выборки исследования 28
2.2. Методы и методики исследования 28
2.3. Организация исследования 35
2.4. Математико-статистические методы обработки результатов
исследования 36
Глава 3. Описание и интерпретация результатов исследования 38
3.1. Анализ уровня понимания младшими школьниками конкретных
жестов 38
3.2. Описание результатов исследования уровня понимания и осмысления
младшими школьниками невербальных проявлений, а именно, жестов, проявляющихся в ситуациях взаимодействия
3.3. Анализ понимания родителями уровня развития коммуникативных умений
первоклассников с задержкой психического развития 62
3.4. Анализ понимания индивидуальных особенностей невербальной коммуникации младших школьников в различных ситуациях общения
учителями 65
3.5. Обсуждение результатов исследования 67
Выводы по 3 главе 77
Выводы 79
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Приложение А 90
Глава 1. Невербальная коммуникация как средство общения 7
1.1. Общение и понятие невербальной коммуникации 7
1.2. Когнитивный компонент невербальной коммуникации 13
1.3. Коммуникация как средство адаптации в школе 15
1.4. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза...18
1.5. Особенности коммуникации младших школьников с задержкой
психического развития 23
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Методы коррекции и организация исследования невербальной
коммуникации первоклассников с задержкой психического развития 28
2.1. Описание выборки исследования 28
2.2. Методы и методики исследования 28
2.3. Организация исследования 35
2.4. Математико-статистические методы обработки результатов
исследования 36
Глава 3. Описание и интерпретация результатов исследования 38
3.1. Анализ уровня понимания младшими школьниками конкретных
жестов 38
3.2. Описание результатов исследования уровня понимания и осмысления
младшими школьниками невербальных проявлений, а именно, жестов, проявляющихся в ситуациях взаимодействия
3.3. Анализ понимания родителями уровня развития коммуникативных умений
первоклассников с задержкой психического развития 62
3.4. Анализ понимания индивидуальных особенностей невербальной коммуникации младших школьников в различных ситуациях общения
учителями 65
3.5. Обсуждение результатов исследования 67
Выводы по 3 главе 77
Выводы 79
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Приложение А 90
Актуальность исследования. Проблема изучения общения, вербальной и невербальной коммуникации довольно-таки актуальна, ведь участником общения является человек, а человек-социальный субъект взаимодействия. А. Маслоу утверждал, что одной из первичных потребностей человека (после физиологических), является общение. Ребенок с первых месяцев жизни испытывает эту потребность, в процессе развития она изменяется — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и взаимодействию.
Процесс общения является многогранной структурой и требует определенных знаний и умений, выполнения определенных условий и правил. Этими знаниями человек овладевает в процессе жизнедеятельности, усваивая социальный опыт взаимодействия. Один из исследователей коммуникации Н.И. Митусова отмечает, что достаточный уровень коммуникативной компетенции выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде. Это говорит о том, что формирование коммуникативных навыков является важной задачей с раннего детства. Современная психологическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, которые определяют сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии личности ребенка. Этим вопросом подробно занимались такие ученые, как А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Б. Добрович, И.А. ЗИМНЯЯ, Е.Г. 3лобина, М.С. Каган, О.М. Казарцева, A.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Н. Панферов, B. B. Усов.
В последнее время отмечается, что многие дошкольники, а также младшие школьники испытывают различные трудности в общении. Чаще всего эти трудности связаны с пониманием детей друг друга, умением высказывать свои потребности и умением «читать» другого человека. М. Ермолаева, Ю.А. Каляева, Н.В. Клюева, Л.Я. Лозован, С.В. Проняева, М.А. Симонова и др.
в своих работах указывают на то, что формирование коммуникативной способности является важным условием нормального психологического развития ребенка, его самореализации и адаптации.
Важно отметить, что актуальность заданной проблемы объясняется также тем, что необходимо подготовить первоклассников к полноценной учебной деятельности, расширить круг их социальных взаимодействий и помочь освоить им новые социальные роли. Поступая в первый класс, бывший дошкольник становится первоклассником, меняется его социальный статус и роль, меняется ведущая деятельность — с игровой на учебную, а также появляется много новых социальных связей. Ученику трудно сразу адаптироваться к этому многообразию нового общения, но, если первоклассники будут обладать навыками коммуникации, а особенно невербальной, процесс внедрения в новую систему будет проходить намного легче.
В специальной психологической литературе практически нет исследований по коррекции нарушений невербальной коммуникации детей с задержкой психического развития. Поэтому, в числе наиболее актуальных проблем изучения детей с ретардационным типом дизонтогенеза младшего школьного возраста, можно отметить необходимость исследования невербального компонента общения.
Обращая внимание детей с легкими интеллектуальными нарушениями на невербальное поведение партнера по общению, формируя способность распознавания эмоций и жестов, повышается уровень общения в целом. Впоследствии, это отразится на личностном росте и адаптационных возможностях школьника [15].
Анализ теоретических и практических исследований, выполненных ранее в этом направлении показывает, что проблема мало изучена, исследования имеют узконаправленный характер и не отражают целостной картины формирования невербальной коммуникации младших школьников. В частности, недостаточно внимания уделяется формированию коммуникативных умений 4
младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии).
Цель исследования - коррекция нарушений невербальной коммуникации у первоклассников с задержкой психического развития с помощью специально разработанной программы по формированию навыков общения.
Задачи исследования.
1. На основании современной литературы по проблемам невербальной коммуникации у первоклассников с задержкой психического развития разработать дизайн эксперимента.
2. Выявить особенности понимания конвенциональных жестов первоклассниками с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности невербальной коммуникации первоклассников с задержкой психического развития на примере коммуникативных, модальных и описательно-изобразительных жестов.
4. Выявить динамику развития понимания и умения использовать невербальные средства общения (на примере жестов) в ходе коррекционно-развивающей работы с первоклассниками с задержкой психического развития.
5. Провести сравнительный анализ выявленной динамики учеников с задержкой психического развития и нормально развивающихся сверстников.
6. Сравнить уровень понимания учителями и родителями степени использования невербальных средств общения первоклассниками с задержкой психического развития.
Предмет исследования - невербальная коммуникация как важнейшее средство общения первоклассников с задержкой психического развития.
Объект исследования - учащиеся первого класса с задержкой психического развития.
Гипотезы исследования.
Общая гипотеза исследования. Первоклассники с задержкой психического развития имеют специфические особенности понимания и использования невербальных средств общения, проявляющихся в скудности, однообразности используемых жестов, а также безынициативности и нерешительности учеников в общении.
Частная гипотеза исследования. Учащиеся с задержкой психического развития способны овладеть навыками понимания и использования невербальной коммуникации, демонстрируя при этом динамику развития понимания и использования невербальных средств общения, используя правильное обозначение и применяя различные жесты в ситуациях общения, что будет повышать их способность кодировать и декодировать эмоциональные состояния сверстников и взрослых.
Методы исследования. Для решения задач исследования применялся психодиагностический метод. Для диагностики навыков невербального общения использовалась методика «Жесты» О.В. Защиринской; для диагностики навыков невербального общения методика «Жесты в ситуациях общения» О.В Защиринской; для определения родителями особенностей общения ребенка использовалась анкета А.Н. Малаховой; также использовалась методика по изучению экспрессивных характеристик невербального общения ученика В.А. Лабунской и анкета по изучению особенностей общения ребенка учителями (автор-составитель А.Н. Малахова). Важно отметить, что респондентами выступали не только ученики, но родители и учителя.
Применялся метод эксперимента, в ходе которого выявлялась специфика динамики освоения первоклассниками с задержкой психического развития средств невербальной коммуникации в результате внедрения специально разработанной для них коррекционной программы на основании полученных результатов диагностического обследования до начала занятий с детьми.
Процесс общения является многогранной структурой и требует определенных знаний и умений, выполнения определенных условий и правил. Этими знаниями человек овладевает в процессе жизнедеятельности, усваивая социальный опыт взаимодействия. Один из исследователей коммуникации Н.И. Митусова отмечает, что достаточный уровень коммуникативной компетенции выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде. Это говорит о том, что формирование коммуникативных навыков является важной задачей с раннего детства. Современная психологическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, которые определяют сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии личности ребенка. Этим вопросом подробно занимались такие ученые, как А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Б. Добрович, И.А. ЗИМНЯЯ, Е.Г. 3лобина, М.С. Каган, О.М. Казарцева, A.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Н. Панферов, B. B. Усов.
В последнее время отмечается, что многие дошкольники, а также младшие школьники испытывают различные трудности в общении. Чаще всего эти трудности связаны с пониманием детей друг друга, умением высказывать свои потребности и умением «читать» другого человека. М. Ермолаева, Ю.А. Каляева, Н.В. Клюева, Л.Я. Лозован, С.В. Проняева, М.А. Симонова и др.
в своих работах указывают на то, что формирование коммуникативной способности является важным условием нормального психологического развития ребенка, его самореализации и адаптации.
Важно отметить, что актуальность заданной проблемы объясняется также тем, что необходимо подготовить первоклассников к полноценной учебной деятельности, расширить круг их социальных взаимодействий и помочь освоить им новые социальные роли. Поступая в первый класс, бывший дошкольник становится первоклассником, меняется его социальный статус и роль, меняется ведущая деятельность — с игровой на учебную, а также появляется много новых социальных связей. Ученику трудно сразу адаптироваться к этому многообразию нового общения, но, если первоклассники будут обладать навыками коммуникации, а особенно невербальной, процесс внедрения в новую систему будет проходить намного легче.
В специальной психологической литературе практически нет исследований по коррекции нарушений невербальной коммуникации детей с задержкой психического развития. Поэтому, в числе наиболее актуальных проблем изучения детей с ретардационным типом дизонтогенеза младшего школьного возраста, можно отметить необходимость исследования невербального компонента общения.
Обращая внимание детей с легкими интеллектуальными нарушениями на невербальное поведение партнера по общению, формируя способность распознавания эмоций и жестов, повышается уровень общения в целом. Впоследствии, это отразится на личностном росте и адаптационных возможностях школьника [15].
Анализ теоретических и практических исследований, выполненных ранее в этом направлении показывает, что проблема мало изучена, исследования имеют узконаправленный характер и не отражают целостной картины формирования невербальной коммуникации младших школьников. В частности, недостаточно внимания уделяется формированию коммуникативных умений 4
младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии).
Цель исследования - коррекция нарушений невербальной коммуникации у первоклассников с задержкой психического развития с помощью специально разработанной программы по формированию навыков общения.
Задачи исследования.
1. На основании современной литературы по проблемам невербальной коммуникации у первоклассников с задержкой психического развития разработать дизайн эксперимента.
2. Выявить особенности понимания конвенциональных жестов первоклассниками с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности невербальной коммуникации первоклассников с задержкой психического развития на примере коммуникативных, модальных и описательно-изобразительных жестов.
4. Выявить динамику развития понимания и умения использовать невербальные средства общения (на примере жестов) в ходе коррекционно-развивающей работы с первоклассниками с задержкой психического развития.
5. Провести сравнительный анализ выявленной динамики учеников с задержкой психического развития и нормально развивающихся сверстников.
6. Сравнить уровень понимания учителями и родителями степени использования невербальных средств общения первоклассниками с задержкой психического развития.
Предмет исследования - невербальная коммуникация как важнейшее средство общения первоклассников с задержкой психического развития.
Объект исследования - учащиеся первого класса с задержкой психического развития.
Гипотезы исследования.
Общая гипотеза исследования. Первоклассники с задержкой психического развития имеют специфические особенности понимания и использования невербальных средств общения, проявляющихся в скудности, однообразности используемых жестов, а также безынициативности и нерешительности учеников в общении.
Частная гипотеза исследования. Учащиеся с задержкой психического развития способны овладеть навыками понимания и использования невербальной коммуникации, демонстрируя при этом динамику развития понимания и использования невербальных средств общения, используя правильное обозначение и применяя различные жесты в ситуациях общения, что будет повышать их способность кодировать и декодировать эмоциональные состояния сверстников и взрослых.
Методы исследования. Для решения задач исследования применялся психодиагностический метод. Для диагностики навыков невербального общения использовалась методика «Жесты» О.В. Защиринской; для диагностики навыков невербального общения методика «Жесты в ситуациях общения» О.В Защиринской; для определения родителями особенностей общения ребенка использовалась анкета А.Н. Малаховой; также использовалась методика по изучению экспрессивных характеристик невербального общения ученика В.А. Лабунской и анкета по изучению особенностей общения ребенка учителями (автор-составитель А.Н. Малахова). Важно отметить, что респондентами выступали не только ученики, но родители и учителя.
Применялся метод эксперимента, в ходе которого выявлялась специфика динамики освоения первоклассниками с задержкой психического развития средств невербальной коммуникации в результате внедрения специально разработанной для них коррекционной программы на основании полученных результатов диагностического обследования до начала занятий с детьми.
Анализ ретроспективы изучения вопроса невербальной коммуникации первоклассников с задержкой психического развития показал, что невербальные компоненты общения способствуют нормальному развитию психики ребенка, компенсируют и повышают информативность общения, способствуют адаптации первоклассника, и повышают общую коммуникативную способность ученика. Обобщение результатов современных исследований позволило сформулировать задачи исследования и разработать дизайн эксперимента.
В ходе исследования были реализованы поставленные задачи. Подтверждены общая и частная гипотеза о том, что первоклассники с задержкой психического развития имеют специфические особенности понимания и использования невербальных средств общения, проявляющихся в скудности, однообразности используемых жестов, и о том, что учащиеся со сниженным интеллектом способны овладеть навыками понимания и использования невербальной коммуникации. Поставленные задачи были реализованы в ходе психодиагностической, экспериментальной, коррекционно-развивающей работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в образовательный процесс первоклассников с задержкой психического развития внедряется программа по развитию понимания и использования конвенциональных, коммуникативных, модальных и описательно-изобразительных жестов. Значимость подтверждается результатами диагностики понимания и использования всех групп жестов после проведения коррекционно-развивающих занятий. Результаты отражают динамику развития понимания и использования невербальных средств коммуникации первоклассниками с задержкой психического развития, а также расширение диапазона использования этих жестов, увеличение эмоциональных связей между сверстниками, увеличение объема информативности общения и коммуникативных способностей.
В заключение хочется отметить, что использование программы «Уроки невербального общения в школе» способствует тому, что ученики начинают свободно применять коммуникативные качества, происходит развитие самосознания ученика, у учащихся формируются адаптивные навыки, способствующие полноценной социализации личности первоклассника.
Перспективность исследования заключается в том, чтобы расширить исследование невербальной коммуникации в результате изучения особенностей понимания и использования средств невербальной коммуникации дошкольниками, а также в том, чтобы добавить в изучение вопрос об эмоциональны состояниях, сопровождающих акт коммуникации.
В ходе исследования были реализованы поставленные задачи. Подтверждены общая и частная гипотеза о том, что первоклассники с задержкой психического развития имеют специфические особенности понимания и использования невербальных средств общения, проявляющихся в скудности, однообразности используемых жестов, и о том, что учащиеся со сниженным интеллектом способны овладеть навыками понимания и использования невербальной коммуникации. Поставленные задачи были реализованы в ходе психодиагностической, экспериментальной, коррекционно-развивающей работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в образовательный процесс первоклассников с задержкой психического развития внедряется программа по развитию понимания и использования конвенциональных, коммуникативных, модальных и описательно-изобразительных жестов. Значимость подтверждается результатами диагностики понимания и использования всех групп жестов после проведения коррекционно-развивающих занятий. Результаты отражают динамику развития понимания и использования невербальных средств коммуникации первоклассниками с задержкой психического развития, а также расширение диапазона использования этих жестов, увеличение эмоциональных связей между сверстниками, увеличение объема информативности общения и коммуникативных способностей.
В заключение хочется отметить, что использование программы «Уроки невербального общения в школе» способствует тому, что ученики начинают свободно применять коммуникативные качества, происходит развитие самосознания ученика, у учащихся формируются адаптивные навыки, способствующие полноценной социализации личности первоклассника.
Перспективность исследования заключается в том, чтобы расширить исследование невербальной коммуникации в результате изучения особенностей понимания и использования средств невербальной коммуникации дошкольниками, а также в том, чтобы добавить в изучение вопрос об эмоциональны состояниях, сопровождающих акт коммуникации.
Подобные работы
- Коррекция невербальной коммуникации в период школьной адаптации учащихся с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Разработка программ сопровождения детей с расстройством аутистического спектра с учётом физиологического и психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2019 - Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в старших классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Сравнительный анализ сформированности диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня при дизартрии и алалии
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019



