Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уровень развития субъектности как фактор профессионального здоровья

Работа №74838

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы157
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
255
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения профессионального здоровья
руководителей
1.1 Психология профессионального здоровья: понятие и актуальные вопросы профессионального здоровья
1.2 Факторы и критерии профессионального здоровья
1.3 Профессиональное здоровье с позиции субъектно-ресурсного подхода
1.4 Психологические особенности управленческой деятельности с позиции факторов риска профессионального здоровья
Резюме
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Постановка проблемы исследования: цель, задачи и гипотеза исследования
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методики исследования
2.4 Математико-статистические методы анализа результатов эмпирического исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Показатели субъектности руководителей разного пола и в разных возрастных группах
3.2 Особенности профессионального здоровья руководителей разных возрастных категорий и различного стажа управленческой деятельности
3.3 Взаимосвязь показателей здоровья, субъектности и жизненной позиции у руководителей
3. 4 Факторный анализ исследуемых переменных
3.5 Влияние субъектности и оптимизма на профессиональное здоровье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Одной из наиболее важных задач современной психологии является выявление факторов профессионального здоровья субъектов труда. В наши дни к формированию человека в социуме предъявляется множество жестких требований и условий, которые в последующем ложатся в основу построения карьеры и, к сожалению, могут негативно повлиять на его личность и здоровье.
Профессиональное здоровье является системным свойством субъекта деятельности, которое обеспечивает его работоспособность и эффективность, а также обеспечивает сбалансированное профессиональное развитие специалиста во всех условиях протекания профессиональной деятельности [15]. В современном мире, в частности в России, сложилась напряженная политическая и экономическая ситуация. В этих условиях к человеку, как к субъекту жизни, ответственному за собственные выборы и продуктивность, предъявляются особые требования. Исходя из этого, особое внимание должно уделяться такому феномену, как субъектность личности - интрасубъектной активности, которая рассматривается многими учеными как важнейший фактор профессионального здоровья и жизнестойкости (Р.А. Березовская; Н.Е. Водопьянова; Л.Г. Дикая; Н.Н. Симонова и др.)
С.А. Хазова считает, что в исследовании «внутренних сил» человека кроется ответ на вопрос, почему, несмотря на все сложности жизни, продолжает сохраняться и развиваться субъектность человека. Актуализация внутренних ресурсов позволяет человеку достигать успехов и справляться с негативными стрессовыми состояниями, быть творцом и субъектом своей жизни. В данном контексте, по мнению автора, поиск предикторов субъектности представляет значительный научно-прикладной интерес [85].
Проблема изучения субъекта и субъектности имеет в психологии достаточно давнюю историю и до сих пор остается актуальной. При этом, следует отметить, что, несмотря на множество исследований, теоретически малоизученной остается взаимосвязь субъектности и профессионального здоровья такой категории специалистов, как руководители.
Эффективность компании во многом может зависеть от эффективности ее руководителей, поэтому психологическое сопровождение их профессионального здоровья является важной проблемой в психологии обеспечения профессиональной деятельности.
Объектом исследования являются руководители высшего и среднего звена.
Предмет исследования: профессиональное здоровье, профессиональное благополучие, субъектность и жизненная позиция, когнитивные стратегии совладания.
Цель исследования: определение особенностей профессионального здоровья руководителей в зависимости от выраженности показателей субъектности.
Гипотеза исследования: высокий уровень показателей субъектности личности и использования конструктивных копинг-стратегий обуславливает высокий уровень профессионального здоровья
В соответствии с целью и гипотезами, были поставлены следующие задачи:
1. Оценить и сравнить показатели субъекности у руководителей разного пола в разных возрастных группах;
2. Изучить особенности профессионального здоровья руководителей разного пола, разных возрастных категорий и различного стажа управленческой деятельности;
3. Изучить взаимосвязь показателей состояния здоровья, субъекности и жизненной позиции руководителей;
4. Выявить влияние субъектности и жизненной позиции на профессиональное здоровье.
Методы исследования: Анкета «профессиональное здоровье» (Никифоров Г.С., Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.); Уровень развития субъектности личности (М.А. Щукиной, 2004); Опросник оптимизма и активности «РОП-2017» (Водопьянова Н.Е., Чесноков В.Б.); Методика профессионального благополучия «МОПБ» (Рут Е.И., Березовская Р.А., 2016); Опросник «Когнитивной регуляции эмоций» (ОКРЕ).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема исследования связана с актуальной на данный момент проблемой укрепления и сохранения профессионального здоровья руководителей РФ нового поколения, которые живут и работают в сложной ситуации экономических и политических преобразований. Нестабильность общества и экономики оказывают дестабилизирующее воздействие на психологическое и профессиональное здоровье трудящихся в нашей стране.
В связи с новыми реалиями проблема сохранности профессионального здоровья занимает важное место в современной науке, таким образом полученные в ходе проведенного исследования результаты вносят вклад в изучение вопросов профессионального здоровья и его факторов.
Целью настоящей работы является поиск предикторов профессионального здоровья. В результате написания данной работы был проведен подробный теоретический анализ публикаций, посвященных изучению проблем психологии профессионального здоровья, управленческой деятельности и субъектности личности, и отражающий теоретико- методологическое состояние этих тем. Также проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей взаимосвязи между профессиональным здоровьем и уровнем развития субъектности.
Исходя из анализа особенностей управленческой деятельности, становится очевидно, что здоровье может рассматриваться как профессионально важное качество руководителя и как важная часть управленческой компетенции менеджера.
Теоретическое и эмпирическое исследование по выбранной теме осуществлялось с позиции ресурсного подхода, разрабатываемого на кафедре «Психологического обеспечения профессиональной деятельности» Санкт- Петербургского государственного университета и продолжает научную тематику кафедры.
В качестве основной гипотезы выстроено предположение о том, что субъектность личности, конструктивные копинг-стратегии, а также жизненные позиции, в виде, активности, оптимизма и реализма выступают в качестве ресурсов сохранности профессионального здоровья.
Жизненная позиция человека, рассматриваемая в категории оптимизма, с позиций субъектно-ресурсной парадигмы, является интрасубъектным ресурсом устойчивости к жизненным стрессам, помогает совладать с жизненными трудностями и кризисами.
В ходе проведения эмпирического исследования, в соответствии с целями и задачами, были получены результаты, позволяющие увидеть особенности взаимосвязи профессионального здоровья и уровня развития субъектности. Были получены множественные корреляции между показателями субъектности личности, профессионального здоровья и жизненной позиции, а также различия по показателям субъектности и профессионального здоровья у руководителей разного пола, возраста и с разным стажем управленческой деятельности, что дает основание подтвердить, как частные, так и основную гипотезы, выдвинутые в начале исследования. В целом исследование показало, что развитие субъектности положительно сказывается на профессиональном здоровье.
Теоретические и практические выводы данного исследования могут быть положены в основу технологий психологического обеспечения профессионального здоровья руководителей, находящихся на разных этапах профессионализации, отличающихся по возрасту, полу и стажу работы. Кроме того, психологические меры по сопровождению профессиональной деятельности должны быть направлены на развитие уровня субъектности, овладение конструктивных копинг-стратегий и развитие субъектных жизненных позиций.



1. Абульханова - C л а в с к а я К .A. O субъекте психической деятельности. М. 2003. 214 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ! 2009. 324 с.
3. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
4. Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция // Философия образования. 2012. № 6. С. 244 - 250.
5. Александроваа Н.Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза. Н. Новгород. 2000. 69 с.
6. Алексеева И. С. Введение в перевод введение. СПб.: М.: Издательский центр «Акаде мия», 2004. 352 с.
7. Балакирева С.М. Управленческие компетенции менеджеров как условие повышения конкурентоспособности внешнеторговых организаций// Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 10. С. 54 - 60.
8. Белов В.Г., Дмитриев М.Г., Апалькова И.Ю. Здоровье как основа социально-психологической адаптации человека// Ученые записки СПбГИПСР. 2007. № 1. С. 44 - 48.
9. Березовская Р.А. Отношение менеджеров к своему здоровью как к фактору профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук.
СПб., 2001. - 240 с.
10. Березовская Р.А. Отношение менеджеров к своему здоровью как фактору профессиональной деятельности// Вестник СПБГУ. 2011. № 1. C. 221-226
11. Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития// Психологиче ское исследование. 2012. №26. С. 12.
12. Большой Российский энциклопедический словарь// А.Е. Махов, П.И. Петровская, В.М. Смолкин, В.Д. Шолле. М. 2009. 1887 с.
13. Брушлинский А.В. К определению субъекта// Психология субъекта. М, 2003. 272 с.
14. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психологический журнал. 1991. № 6. С. 6 - 10.
15. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. 562с.
16. Водопьянова, Н.Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса // Психологические проблемы самореализации лично сти. Вып.
2. СПб: Изд-во С.Петерб. ун-та. 1998. С. 144 - 15.
17. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - М - СПб.: Изд-во «Питер». 2009. 336 с.
18. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда: автореф. дисс. докт.психол. наук:19.00.03. / Водопьянова Наталия Евгеньевна. СПб., 2014. 48 с.
19. Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности// Вестник СПБГУ № 1. 2015. С. 45 - 54.
20. Водопьянова Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека// Вестник СПбГУ. Психология Социология Педагогика. 2009. № 1. С. 75 - 87.
21. Водопьянова Н.Е., Круглова Е., Чесноков В.Б. Разработка русскоязычной шкалы «РОП-2017» (оценка реализма, оптимизма, пессимизма)// Петербургский психологический вестник. 2017. № 19.
22. Водопьянова Н.Е., Чесноков В.Б. Стратегии адаптации к экономическому кризису в зависимости от жизненной позиции субъектов труда// Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия «Педагогика и психология». №1. 2015. С. 173 - 179.
23. Водопьянова Н.Е., Наумова Т.С. Интрасубъектные факторы устойчивости к профессиональному выгоранию молодых специалистов// «Современные исследования социальных проблем» [электронный научный журнал]: Modern Research of Social Problems. №1. 2015. С. 148 - 158.
24. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дисс. докт. психол.наук. М. 1998
25. Волошина А.Н., Мусанова М.М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении// Академия Естествознания, 2012. 234 с.
26. Галузо П.Р. Субъект, субъектность и осознанная саморегуляции личности// Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. 2010. № 1. С. 124 - 127.
27. Гребенникова Е.В. Субъектность личности: теоретические аспекты проблемы// Вестник ТГПУ. 2013. № 6. C. 140 - 142.
28. Дерманова И.Б. Субъект и субъектность в структуре свойств человека: попытка комплексного подхода// Акмеология. 2004. № 3. С. 106 - 116.
29. Дикая, Л. Г., Наличаева С.А. Самоактуализация как ведущая детерминанта субъектной саморегуляции эмоционального выгорания педагога// Стресс, выгорание, совладение в современном контексте: труды Института психологии РАН / Отв. ред. A. Л. Журавлёв, Е. A. Сергиешю. М.: ИЗД-BOИП РАН. 2011. C. 422 - 442.
30. Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход// Медицинские науки. 2012. №
12. С.15 - 18.
31. Заставенко В.А. Управленческая деятельность руководителя как психо-педагогический феномен // Петербургский экономический журнал. 2014. № 1. С. 42 - 47.
32. Зеленова М.Е. Индивидуальный стиль саморегуляции как внутренний ресурс стрессоустойчивости субъектов трудовой деятельности// Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 69 - 80.
33. Зеленова М.Е., Барабанова В.В., Кабаева В.М. Уровень жизнестойкости, Я-концепция и профессиональное здоровье учителей// Социальная психология и общество. 2011. №3. С. 40 - 53.
34. Зинченко Ю.П., Бусыгина И.С., Психологическое здоровье и профессиональная самореализация руководителя// Национальный психологический журнал. 2013. № 1. С.89 - 95.
35. Казаков Ю.Н., Широнин И.И. Теоретический анализ современных исследований по проблеме профессионального здоровья// Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2010. №1. С. 8
36. Камалетдинова А.Б. Управленческие компетенции руководителя как фактор создания конкурентного преимущества // Психологическая наука и образование. 2010. №5. С. 199 - 2010.
37. Кожевина О.В., Крук Е.Е. Мотивация как ключевая управленческая компетенция // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2008. № 1. С. 81-86.
38. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М, 2011. 320 с.
39. Коржова Е.Ю. Человек как субъект жизнедеятельности и его профессиональное здоровье// Психология профессионального здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова, 2006. 480 с.
40. Кудрявцева Е.И. Психология управленческой эффективности в условиях распределения управления // Управленческое консультирование. 2013. №9. С. 22 - 31.
41. Кудрявцева О.В. Методика исследования субъектности ребенка в дошкольном возрасте// Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 1. С.226 - 333.
42. Кузнецова М.Д. Перспективы разработки малопараметрических моделей субъектности в психологии// Перспективы направления психологической науки. ВШЭ. М. 2012. С. 204 - 231.
43. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности личности// Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып 1. Ч.1/ Под ред. Крылова А.А. СПБ. 1995. С. 123-132.
44. Кушаренко А.В. Субъектность как детерминанта успешной личности// Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 14. С. 241 - 244.
45. Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы// Молодой ученый. 2012. № 11. С. 440 - 442.
46. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности// Эпистемология и философия науки. 2010. № 3. С. 135 - 153.
47. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личнсоти. Алматы: Казак. ун-т, 2001. 172 с.
48. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дис. докт. психол. наук. СПб, 1996. 392 с.
49. Маркин В. Н. Жизненная позиция личности как психолого- акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения// Мир психологии. 2005. № 4. C. 45-50.
50. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М. 2002. 400 с.
51. Михайлова Л.Л. Оценка уровня развития психологической компетентности руководителя // Известия ИГЭА. 2010. № 4. С. 178 - 181.
52. М о р oca н о в а В. И. Личностные аспекты ca м о регуляции произвольной активности человека// Психололгический журнал. 2002. Т. 23. № 6. C. 5-17.
53. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности// Социологические исследования. 2003. № 12. С. 87 - 96.
54. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург. 2003. 186 с.
55. Никифоров Г.С., Августова Л.И. Представление о критериях здоровья человека // Вестн. С.-Петерб.ун-та. сер.16. 2013. Вып.4. С. 4 -
13.
56. Никифоров Г.С., Водопьянова Н.Е., Березовская Р.А., Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального здоровья преподавателей высшей школы// Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. № 4. С. 42 - 54.
57. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. Пособие. - СПБ.: Речь, 2002. 256 с.
58. Нocoвa Д. A., Водопьянова 2012 Когнитивные кoпинг-cтрaтегии в зависимости от позитивного мышления и профессионального выгорания (на примере менеджеров коммерческой сферы) // Сборник лучших квалификационных работ. СПб: СПбГУ: 2012. C.167-172.
59. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения, позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования// Психология. Журнал Высшей школы экономики. № 2. 2014. С. 51 - 67.
60. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности// Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5 - 19.
61. Осницкий А.К. Саморегуляция активности субъекта// Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 92 - 104.
62. Осницкий Субъект и субъектность// Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. 2013. Том 1. 584 с.
63. Петанова Е.И. Особенности самосознания преподавателей высшей школы// Вест. С.-Петерб. Ун-та. 2010. № 4. С. 99 - 106.
64. Петанова Е.И. Факторы риска нарушений здоровья преподавателей вуза// Труды 6-й Всерос. Науч.-практичт. Конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2011. С. 371 - 373.
65. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии// Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 40 - 46.
66. Платонова О.В. Психологические факторы профессионального здоровья руководителей производства// Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер.12. № 1. С. 317 - 321.
67. Попова Т.А. Повышение компетенций руководителя в области профессионального здоровья //Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «ГАЗПРОМ». 2010. №2. С. 46 - 51.
68. Потлачук Н. В . Субъектогенез в контексте глобального финансового кризиса// Акмеологические проблемы субъектно сти: интерпретация и диагностика. СПБ. 2009.
69. Правдина Л.Р., Васильева О.С. Ценностно-смысловые аспекты профессионального здоровья// [электронный журнал] Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3275
70. Психология профессионального здоровья// Учебное пособие/ Под ред. Проф. Г.С. Никифоров. СПБ: Речь, 2006. 480 с.
71. Психологиче ское обеспечение профессиональной деятельности// Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПБГУ 1991. 152 c.
72. Разумов А.Н., Пономаренко В.А., Пискунов В.А. Здоровье здорового человека (Основы восстановительной медицины) - М.: Медицина. 1996. - 413 с.
73. Рут Е.И. Профессиональное благополучие сотрудников коммерческих организаций: критерии и методика оценки: дисс. магистр.:030300/Рут Екатерина Игоревна. СПБ. 2016. 181 с.
74. Селезнева Н.Т., Дроздова Л.Н., Куркотова Е.А. Субъектно-развивающая парадигма: критерии и уровни субъектности// Современные наукоемкие технологии. 2010. № 1. С. 153 - 157.
75. Симонова О.С. Поддержание профессионального здоровья специалистов федерального государственного пожарного надзора// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: сборник статей по материалам 56-й международной научно - практической конференции. 2014. С. 17 - 25.
76. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности. М., 1995. 384 с.
77. Стоянов И.А. Содержание оценки управленческой деятельности // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 1. С. 159 - 162.
78. Суворова О.В. К проблеме критериев и структуры субъектности// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. № 2. С. 1178 - 1182.
79. Сыр омятников И.В . Профессиональная субъекно сть как интегральная компетенция управленческих кадров // Инновации в образовании. 2012. № 5. С. 95 - 105.
80. Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы// Психологический журнал. 1995. №3. С.23-34.
81. Толочек В.А., Винокуров Л.В., Журавлева Н.И. Условия социальной среды как ресурсы профессиональной успешности субъектов// Вестн. Моск.ун-та. Сер. 14. Психология. 2015. № 4. С. 39 - 53.
82. Толочек В.А. Профессиональная успешность: от способности к ресурсам (дополняющие парадигмы)// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 3. С. 27 - 61.
83. Толочек В.А., Краюшенко Н.Г. Психологические факторы специализации и успешности в видах охранной деятельности// Вестн. Моск.ун-та. Сер.14. Психология. 1998. № 3. С. 52 - 63.
84. Учадзе С.С. Специфика профессиональной деятельности управленца: структурно - содержательный анализ // Вестник го сударственного Пятигорского го сударственного лингвистического университета. 2009. № 2. С. 458 - 461.
85. Хазова C. A. Когнитивные ресурсы совладающего поведения. Эмпирические исследования. Кocтрoмa: КГУ им. Н. A. Некрacoвa. 2010. 150 с.
86. Хмарук И.Н., Степанова Ю.С. Социально-психологические аспекты обеспечения профессионального здоровья руководителей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 1. С. 131-150.
87. Хутор ский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций/ [электронный журнал]: Эйдос. 2006. http:// www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
88. Черникова Т.Н. Сущность понятий «компетенции»/ «компетентность», «компетентностный подход», «ключевые компетенции» // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 4. С. 338 - 343.
89. Шадриков В.Д. Модель специалиста и высшее профессиональное образование. М. 2003
90. Шадриков В.Д. Субъект и субъектность деятельности: определение понятий// Человек, субъект, личность в современной психологии . Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. 2013. Том 1. С. 176 - 178.
91. Шадриков В.Д. Профессиональные способности М.: Университетская книга. 2010. 320 с.
92. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 343 с.
93. Шингаев С.М. Профессиональное здоровье руководителей и проблемы повышения профессиональной квалификации// Человек и образование. 2013. № 4. С. 103 - 106.
94. Шингаев С.М. Психологические аспекты профессионального здоровья менеджеров// Психология и педагогика: Методика и проблемы. 2010. № 13. С. 127 - 132.
95. Щукина М.А. Саморазвитие как форма жизнетворчества// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 2. С. 141 - 146.
96. Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. С. 7 - 22.
97. Щукина, М. А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте / М.А. Щукина // Дис., канд. психол. наук. Тюмень. 2004. 168 с.
98. Antonovsky, A. Health, Stress and Coping / A. Antonovsky. - San Francisco: Jossey-Bass, 2009. 255 p.
99. Hobfoll, S. E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress// American Psychologist. 1999. Vol. 44 (3). P 513¬524.
100. Hobfoll, S. E., Lilly R.S. Resource conservation as a strategy for community psychology// Journal of Community Psychology. 1993. № 21. P 128-148.
101. Schier M.F. and Carver Ch.S. On the power thinking: the benefit of being optimistic// Current directions of psychological science. Vol. 2. 1993.
P. 26 - 30.
102. Zankovsky A. N Model of the value focused leadership// Messenger of the Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences. 2012. № 1. P 101 - 110.
103. Zhuravkyov A.L., Nestik T.A. Psychology of management of joint activity: New directions of researches. M.: Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. 2010. 248 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ