Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения профессионального здоровья
руководителей
1.1 Психология профессионального здоровья: понятие и актуальные вопросы профессионального здоровья
1.2 Факторы и критерии профессионального здоровья
1.3 Профессиональное здоровье с позиции субъектно-ресурсного подхода
1.4 Психологические особенности управленческой деятельности с позиции факторов риска профессионального здоровья
Резюме
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Постановка проблемы исследования: цель, задачи и гипотеза исследования
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методики исследования
2.4 Математико-статистические методы анализа результатов эмпирического исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Показатели субъектности руководителей разного пола и в разных возрастных группах
3.2 Особенности профессионального здоровья руководителей разных возрастных категорий и различного стажа управленческой деятельности
3.3 Взаимосвязь показателей здоровья, субъектности и жизненной позиции у руководителей
3. 4 Факторный анализ исследуемых переменных
3.5 Влияние субъектности и оптимизма на профессиональное здоровье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одной из наиболее важных задач современной психологии является выявление факторов профессионального здоровья субъектов труда. В наши дни к формированию человека в социуме предъявляется множество жестких требований и условий, которые в последующем ложатся в основу построения карьеры и, к сожалению, могут негативно повлиять на его личность и здоровье.
Профессиональное здоровье является системным свойством субъекта деятельности, которое обеспечивает его работоспособность и эффективность, а также обеспечивает сбалансированное профессиональное развитие специалиста во всех условиях протекания профессиональной деятельности [15]. В современном мире, в частности в России, сложилась напряженная политическая и экономическая ситуация. В этих условиях к человеку, как к субъекту жизни, ответственному за собственные выборы и продуктивность, предъявляются особые требования. Исходя из этого, особое внимание должно уделяться такому феномену, как субъектность личности - интрасубъектной активности, которая рассматривается многими учеными как важнейший фактор профессионального здоровья и жизнестойкости (Р.А. Березовская; Н.Е. Водопьянова; Л.Г. Дикая; Н.Н. Симонова и др.)
С.А. Хазова считает, что в исследовании «внутренних сил» человека кроется ответ на вопрос, почему, несмотря на все сложности жизни, продолжает сохраняться и развиваться субъектность человека. Актуализация внутренних ресурсов позволяет человеку достигать успехов и справляться с негативными стрессовыми состояниями, быть творцом и субъектом своей жизни. В данном контексте, по мнению автора, поиск предикторов субъектности представляет значительный научно-прикладной интерес [85].
Проблема изучения субъекта и субъектности имеет в психологии достаточно давнюю историю и до сих пор остается актуальной. При этом, следует отметить, что, несмотря на множество исследований, теоретически малоизученной остается взаимосвязь субъектности и профессионального здоровья такой категории специалистов, как руководители.
Эффективность компании во многом может зависеть от эффективности ее руководителей, поэтому психологическое сопровождение их профессионального здоровья является важной проблемой в психологии обеспечения профессиональной деятельности.
Объектом исследования являются руководители высшего и среднего звена.
Предмет исследования: профессиональное здоровье, профессиональное благополучие, субъектность и жизненная позиция, когнитивные стратегии совладания.
Цель исследования: определение особенностей профессионального здоровья руководителей в зависимости от выраженности показателей субъектности.
Гипотеза исследования: высокий уровень показателей субъектности личности и использования конструктивных копинг-стратегий обуславливает высокий уровень профессионального здоровья
В соответствии с целью и гипотезами, были поставлены следующие задачи:
1. Оценить и сравнить показатели субъекности у руководителей разного пола в разных возрастных группах;
2. Изучить особенности профессионального здоровья руководителей разного пола, разных возрастных категорий и различного стажа управленческой деятельности;
3. Изучить взаимосвязь показателей состояния здоровья, субъекности и жизненной позиции руководителей;
4. Выявить влияние субъектности и жизненной позиции на профессиональное здоровье.
Методы исследования: Анкета «профессиональное здоровье» (Никифоров Г.С., Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.); Уровень развития субъектности личности (М.А. Щукиной, 2004); Опросник оптимизма и активности «РОП-2017» (Водопьянова Н.Е., Чесноков В.Б.); Методика профессионального благополучия «МОПБ» (Рут Е.И., Березовская Р.А., 2016); Опросник «Когнитивной регуляции эмоций» (ОКРЕ).
Тема исследования связана с актуальной на данный момент проблемой укрепления и сохранения профессионального здоровья руководителей РФ нового поколения, которые живут и работают в сложной ситуации экономических и политических преобразований. Нестабильность общества и экономики оказывают дестабилизирующее воздействие на психологическое и профессиональное здоровье трудящихся в нашей стране.
В связи с новыми реалиями проблема сохранности профессионального здоровья занимает важное место в современной науке, таким образом полученные в ходе проведенного исследования результаты вносят вклад в изучение вопросов профессионального здоровья и его факторов.
Целью настоящей работы является поиск предикторов профессионального здоровья. В результате написания данной работы был проведен подробный теоретический анализ публикаций, посвященных изучению проблем психологии профессионального здоровья, управленческой деятельности и субъектности личности, и отражающий теоретико- методологическое состояние этих тем. Также проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей взаимосвязи между профессиональным здоровьем и уровнем развития субъектности.
Исходя из анализа особенностей управленческой деятельности, становится очевидно, что здоровье может рассматриваться как профессионально важное качество руководителя и как важная часть управленческой компетенции менеджера.
Теоретическое и эмпирическое исследование по выбранной теме осуществлялось с позиции ресурсного подхода, разрабатываемого на кафедре «Психологического обеспечения профессиональной деятельности» Санкт- Петербургского государственного университета и продолжает научную тематику кафедры.
В качестве основной гипотезы выстроено предположение о том, что субъектность личности, конструктивные копинг-стратегии, а также жизненные позиции, в виде, активности, оптимизма и реализма выступают в качестве ресурсов сохранности профессионального здоровья.
Жизненная позиция человека, рассматриваемая в категории оптимизма, с позиций субъектно-ресурсной парадигмы, является интрасубъектным ресурсом устойчивости к жизненным стрессам, помогает совладать с жизненными трудностями и кризисами.
В ходе проведения эмпирического исследования, в соответствии с целями и задачами, были получены результаты, позволяющие увидеть особенности взаимосвязи профессионального здоровья и уровня развития субъектности. Были получены множественные корреляции между показателями субъектности личности, профессионального здоровья и жизненной позиции, а также различия по показателям субъектности и профессионального здоровья у руководителей разного пола, возраста и с разным стажем управленческой деятельности, что дает основание подтвердить, как частные, так и основную гипотезы, выдвинутые в начале исследования. В целом исследование показало, что развитие субъектности положительно сказывается на профессиональном здоровье.
Теоретические и практические выводы данного исследования могут быть положены в основу технологий психологического обеспечения профессионального здоровья руководителей, находящихся на разных этапах профессионализации, отличающихся по возрасту, полу и стажу работы. Кроме того, психологические меры по сопровождению профессиональной деятельности должны быть направлены на развитие уровня субъектности, овладение конструктивных копинг-стратегий и развитие субъектных жизненных позиций.
1. Абульханова - C л а в с к а я К .A. O субъекте психической деятельности. М. 2003. 214 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ! 2009. 324 с.
3. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
4. Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция // Философия образования. 2012. № 6. С. 244 - 250.
5. Александроваа Н.Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза. Н. Новгород. 2000. 69 с.
6. Алексеева И. С. Введение в перевод введение. СПб.: М.: Издательский центр «Акаде мия», 2004. 352 с.
7. Балакирева С.М. Управленческие компетенции менеджеров как условие повышения конкурентоспособности внешнеторговых организаций// Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 10. С. 54 - 60.
8. Белов В.Г., Дмитриев М.Г., Апалькова И.Ю. Здоровье как основа социально-психологической адаптации человека// Ученые записки СПбГИПСР. 2007. № 1. С. 44 - 48.
9. Березовская Р.А. Отношение менеджеров к своему здоровью как к фактору профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук.
СПб., 2001. - 240 с.
10. Березовская Р.А. Отношение менеджеров к своему здоровью как фактору профессиональной деятельности// Вестник СПБГУ. 2011. № 1. C. 221-226
11. Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития// Психологиче ское исследование. 2012. №26. С. 12.
12. Большой Российский энциклопедический словарь// А.Е. Махов, П.И. Петровская, В.М. Смолкин, В.Д. Шолле. М. 2009. 1887 с.
13. Брушлинский А.В. К определению субъекта// Психология субъекта. М, 2003. 272 с.
14. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психологический журнал. 1991. № 6. С. 6 - 10.
15. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. 562с.
16. Водопьянова, Н.Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса // Психологические проблемы самореализации лично сти. Вып.
2. СПб: Изд-во С.Петерб. ун-та. 1998. С. 144 - 15.
17. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - М - СПб.: Изд-во «Питер». 2009. 336 с.
18. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда: автореф. дисс. докт.психол. наук:19.00.03. / Водопьянова Наталия Евгеньевна. СПб., 2014. 48 с.
19. Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности// Вестник СПБГУ № 1. 2015. С. 45 - 54.
20. Водопьянова Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека// Вестник СПбГУ. Психология Социология Педагогика. 2009. № 1. С. 75 - 87.
21. Водопьянова Н.Е., Круглова Е., Чесноков В.Б. Разработка русскоязычной шкалы «РОП-2017» (оценка реализма, оптимизма, пессимизма)// Петербургский психологический вестник. 2017. № 19.
22. Водопьянова Н.Е., Чесноков В.Б. Стратегии адаптации к экономическому кризису в зависимости от жизненной позиции субъектов труда// Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия «Педагогика и психология». №1. 2015. С. 173 - 179.
23. Водопьянова Н.Е., Наумова Т.С. Интрасубъектные факторы устойчивости к профессиональному выгоранию молодых специалистов// «Современные исследования социальных проблем» [электронный научный журнал]: Modern Research of Social Problems. №1. 2015. С. 148 - 158.
24. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дисс. докт. психол.наук. М. 1998
25. Волошина А.Н., Мусанова М.М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении// Академия Естествознания, 2012. 234 с.
26. Галузо П.Р. Субъект, субъектность и осознанная саморегуляции личности// Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. 2010. № 1. С. 124 - 127.
27. Гребенникова Е.В. Субъектность личности: теоретические аспекты проблемы// Вестник ТГПУ. 2013. № 6. C. 140 - 142.
28. Дерманова И.Б. Субъект и субъектность в структуре свойств человека: попытка комплексного подхода// Акмеология. 2004. № 3. С. 106 - 116.
29. Дикая, Л. Г., Наличаева С.А. Самоактуализация как ведущая детерминанта субъектной саморегуляции эмоционального выгорания педагога// Стресс, выгорание, совладение в современном контексте: труды Института психологии РАН / Отв. ред. A. Л. Журавлёв, Е. A. Сергиешю. М.: ИЗД-BOИП РАН. 2011. C. 422 - 442.
30. Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход// Медицинские науки. 2012. №
12. С.15 - 18.
31. Заставенко В.А. Управленческая деятельность руководителя как психо-педагогический феномен // Петербургский экономический журнал. 2014. № 1. С. 42 - 47.
32. Зеленова М.Е. Индивидуальный стиль саморегуляции как внутренний ресурс стрессоустойчивости субъектов трудовой деятельности// Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 69 - 80.
33. Зеленова М.Е., Барабанова В.В., Кабаева В.М. Уровень жизнестойкости, Я-концепция и профессиональное здоровье учителей// Социальная психология и общество. 2011. №3. С. 40 - 53.
34. Зинченко Ю.П., Бусыгина И.С., Психологическое здоровье и профессиональная самореализация руководителя// Национальный психологический журнал. 2013. № 1. С.89 - 95.
35. Казаков Ю.Н., Широнин И.И. Теоретический анализ современных исследований по проблеме профессионального здоровья// Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2010. №1. С. 8
36. Камалетдинова А.Б. Управленческие компетенции руководителя как фактор создания конкурентного преимущества // Психологическая наука и образование. 2010. №5. С. 199 - 2010.
37. Кожевина О.В., Крук Е.Е. Мотивация как ключевая управленческая компетенция // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2008. № 1. С. 81-86.
38. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М, 2011. 320 с.
39. Коржова Е.Ю. Человек как субъект жизнедеятельности и его профессиональное здоровье// Психология профессионального здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова, 2006. 480 с.
40. Кудрявцева Е.И. Психология управленческой эффективности в условиях распределения управления // Управленческое консультирование. 2013. №9. С. 22 - 31.
41. Кудрявцева О.В. Методика исследования субъектности ребенка в дошкольном возрасте// Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 1. С.226 - 333.
42. Кузнецова М.Д. Перспективы разработки малопараметрических моделей субъектности в психологии// Перспективы направления психологической науки. ВШЭ. М. 2012. С. 204 - 231.
43. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности личности// Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып 1. Ч.1/ Под ред. Крылова А.А. СПБ. 1995. С. 123-132.
44. Кушаренко А.В. Субъектность как детерминанта успешной личности// Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 14. С. 241 - 244.
45. Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы// Молодой ученый. 2012. № 11. С. 440 - 442.
46. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности// Эпистемология и философия науки. 2010. № 3. С. 135 - 153.
47. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личнсоти. Алматы: Казак. ун-т, 2001. 172 с.
48. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дис. докт. психол. наук. СПб, 1996. 392 с.
49. Маркин В. Н. Жизненная позиция личности как психолого- акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения// Мир психологии. 2005. № 4. C. 45-50.
50. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М. 2002. 400 с.
51. Михайлова Л.Л. Оценка уровня развития психологической компетентности руководителя // Известия ИГЭА. 2010. № 4. С. 178 - 181.
52. М о р oca н о в а В. И. Личностные аспекты ca м о регуляции произвольной активности человека// Психололгический журнал. 2002. Т. 23. № 6. C. 5-17.
53. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности// Социологические исследования. 2003. № 12. С. 87 - 96.
54. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург. 2003. 186 с.
55. Никифоров Г.С., Августова Л.И. Представление о критериях здоровья человека // Вестн. С.-Петерб.ун-та. сер.16. 2013. Вып.4. С. 4 -
13.
56. Никифоров Г.С., Водопьянова Н.Е., Березовская Р.А., Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального здоровья преподавателей высшей школы// Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. № 4. С. 42 - 54.
57. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. Пособие. - СПБ.: Речь, 2002. 256 с.
58. Нocoвa Д. A., Водопьянова 2012 Когнитивные кoпинг-cтрaтегии в зависимости от позитивного мышления и профессионального выгорания (на примере менеджеров коммерческой сферы) // Сборник лучших квалификационных работ. СПб: СПбГУ: 2012. C.167-172.
59. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения, позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования// Психология. Журнал Высшей школы экономики. № 2. 2014. С. 51 - 67.
60. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности// Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5 - 19.
61. Осницкий А.К. Саморегуляция активности субъекта// Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 92 - 104.
62. Осницкий Субъект и субъектность// Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. 2013. Том 1. 584 с.
63. Петанова Е.И. Особенности самосознания преподавателей высшей школы// Вест. С.-Петерб. Ун-та. 2010. № 4. С. 99 - 106.
64. Петанова Е.И. Факторы риска нарушений здоровья преподавателей вуза// Труды 6-й Всерос. Науч.-практичт. Конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2011. С. 371 - 373.
65. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии// Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 40 - 46.
66. Платонова О.В. Психологические факторы профессионального здоровья руководителей производства// Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер.12. № 1. С. 317 - 321.
67. Попова Т.А. Повышение компетенций руководителя в области профессионального здоровья //Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «ГАЗПРОМ». 2010. №2. С. 46 - 51.
68. Потлачук Н. В . Субъектогенез в контексте глобального финансового кризиса// Акмеологические проблемы субъектно сти: интерпретация и диагностика. СПБ. 2009.
69. Правдина Л.Р., Васильева О.С. Ценностно-смысловые аспекты профессионального здоровья// [электронный журнал] Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3275
70. Психология профессионального здоровья// Учебное пособие/ Под ред. Проф. Г.С. Никифоров. СПБ: Речь, 2006. 480 с.
71. Психологиче ское обеспечение профессиональной деятельности// Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПБГУ 1991. 152 c.
72. Разумов А.Н., Пономаренко В.А., Пискунов В.А. Здоровье здорового человека (Основы восстановительной медицины) - М.: Медицина. 1996. - 413 с.
73. Рут Е.И. Профессиональное благополучие сотрудников коммерческих организаций: критерии и методика оценки: дисс. магистр.:030300/Рут Екатерина Игоревна. СПБ. 2016. 181 с.
74. Селезнева Н.Т., Дроздова Л.Н., Куркотова Е.А. Субъектно-развивающая парадигма: критерии и уровни субъектности// Современные наукоемкие технологии. 2010. № 1. С. 153 - 157.
75. Симонова О.С. Поддержание профессионального здоровья специалистов федерального государственного пожарного надзора// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: сборник статей по материалам 56-й международной научно - практической конференции. 2014. С. 17 - 25.
76. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности. М., 1995. 384 с.
77. Стоянов И.А. Содержание оценки управленческой деятельности // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 1. С. 159 - 162.
78. Суворова О.В. К проблеме критериев и структуры субъектности// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. № 2. С. 1178 - 1182.
79. Сыр омятников И.В . Профессиональная субъекно сть как интегральная компетенция управленческих кадров // Инновации в образовании. 2012. № 5. С. 95 - 105.
80. Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы// Психологический журнал. 1995. №3. С.23-34.
81. Толочек В.А., Винокуров Л.В., Журавлева Н.И. Условия социальной среды как ресурсы профессиональной успешности субъектов// Вестн. Моск.ун-та. Сер. 14. Психология. 2015. № 4. С. 39 - 53.
82. Толочек В.А. Профессиональная успешность: от способности к ресурсам (дополняющие парадигмы)// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 3. С. 27 - 61.
83. Толочек В.А., Краюшенко Н.Г. Психологические факторы специализации и успешности в видах охранной деятельности// Вестн. Моск.ун-та. Сер.14. Психология. 1998. № 3. С. 52 - 63.
84. Учадзе С.С. Специфика профессиональной деятельности управленца: структурно - содержательный анализ // Вестник го сударственного Пятигорского го сударственного лингвистического университета. 2009. № 2. С. 458 - 461.
85. Хазова C. A. Когнитивные ресурсы совладающего поведения. Эмпирические исследования. Кocтрoмa: КГУ им. Н. A. Некрacoвa. 2010. 150 с.
86. Хмарук И.Н., Степанова Ю.С. Социально-психологические аспекты обеспечения профессионального здоровья руководителей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 1. С. 131-150.
87. Хутор ский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций/ [электронный журнал]: Эйдос. 2006. http:// www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
88. Черникова Т.Н. Сущность понятий «компетенции»/ «компетентность», «компетентностный подход», «ключевые компетенции» // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 4. С. 338 - 343.
89. Шадриков В.Д. Модель специалиста и высшее профессиональное образование. М. 2003
90. Шадриков В.Д. Субъект и субъектность деятельности: определение понятий// Человек, субъект, личность в современной психологии . Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. 2013. Том 1. С. 176 - 178.
91. Шадриков В.Д. Профессиональные способности М.: Университетская книга. 2010. 320 с.
92. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 343 с.
93. Шингаев С.М. Профессиональное здоровье руководителей и проблемы повышения профессиональной квалификации// Человек и образование. 2013. № 4. С. 103 - 106.
94. Шингаев С.М. Психологические аспекты профессионального здоровья менеджеров// Психология и педагогика: Методика и проблемы. 2010. № 13. С. 127 - 132.
95. Щукина М.А. Саморазвитие как форма жизнетворчества// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 2. С. 141 - 146.
96. Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. С. 7 - 22.
97. Щукина, М. А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте / М.А. Щукина // Дис., канд. психол. наук. Тюмень. 2004. 168 с.
98. Antonovsky, A. Health, Stress and Coping / A. Antonovsky. - San Francisco: Jossey-Bass, 2009. 255 p.
99. Hobfoll, S. E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress// American Psychologist. 1999. Vol. 44 (3). P 513¬524.
100. Hobfoll, S. E., Lilly R.S. Resource conservation as a strategy for community psychology// Journal of Community Psychology. 1993. № 21. P 128-148.
101. Schier M.F. and Carver Ch.S. On the power thinking: the benefit of being optimistic// Current directions of psychological science. Vol. 2. 1993.
P. 26 - 30.
102. Zankovsky A. N Model of the value focused leadership// Messenger of the Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences. 2012. № 1. P 101 - 110.
103. Zhuravkyov A.L., Nestik T.A. Psychology of management of joint activity: New directions of researches. M.: Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. 2010. 248 p.