Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса)
|
Введение 3 - 18
Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования процесса обучения аудированию
§ 1. Характерные особенности аудирования как вида речевой
деятельности 19 - 28
§ 2. Психологические механизмы аудирования 29 - 39
§ 3. Формирование и развитие речевого слуха - условие успешного
аудирования 39 - 52
§ 4. Факторы, влияющие на процесс аудирования на начальном этапе
обучения языку специальности 52 - 73
Выводы по I главе 73 - 74
Глава II. Методика обучения иностранных студентов аудированию на этапе вводно-предметного курса дисциплины «Язык специальности»
§ 1. Определение уровня владения умениями и навыками в области аудирования перед началом занятий по экспериментальной
программе 75 - 97
§ 2. Цели и содержание системы обучения иностранных студентов аудированию речевых сообщений на профессиональные темы .... 97 - 103
§ 3. Содержание и структура экспериментальной программы.
Принципы, положенные в основу экспериментального обучения ..103 - 114
§ 4. Методы и приемы обучения, их реализация в первом блоке
экспериментальной программы «Математика» 114 - 129
§ 5. Система упражнений в экспериментальном обучении. Характеристика второго блока экспериментальной программы «Химия» . 129 - 145
§ 6. Формы контроля умений и навыков в области аудирования.
Третий блок экспериментальной программы «Физика» 145 - 161
§ 7. Анализ результатов экспериментального обучения (контрольный
эксперимент) 161 - 181
Выводы по II главе 181 - 182
Заключение 183 - 184
Библиография 185 - 204
Приложения 205 - 233
Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования процесса обучения аудированию
§ 1. Характерные особенности аудирования как вида речевой
деятельности 19 - 28
§ 2. Психологические механизмы аудирования 29 - 39
§ 3. Формирование и развитие речевого слуха - условие успешного
аудирования 39 - 52
§ 4. Факторы, влияющие на процесс аудирования на начальном этапе
обучения языку специальности 52 - 73
Выводы по I главе 73 - 74
Глава II. Методика обучения иностранных студентов аудированию на этапе вводно-предметного курса дисциплины «Язык специальности»
§ 1. Определение уровня владения умениями и навыками в области аудирования перед началом занятий по экспериментальной
программе 75 - 97
§ 2. Цели и содержание системы обучения иностранных студентов аудированию речевых сообщений на профессиональные темы .... 97 - 103
§ 3. Содержание и структура экспериментальной программы.
Принципы, положенные в основу экспериментального обучения ..103 - 114
§ 4. Методы и приемы обучения, их реализация в первом блоке
экспериментальной программы «Математика» 114 - 129
§ 5. Система упражнений в экспериментальном обучении. Характеристика второго блока экспериментальной программы «Химия» . 129 - 145
§ 6. Формы контроля умений и навыков в области аудирования.
Третий блок экспериментальной программы «Физика» 145 - 161
§ 7. Анализ результатов экспериментального обучения (контрольный
эксперимент) 161 - 181
Выводы по II главе 181 - 182
Заключение 183 - 184
Библиография 185 - 204
Приложения 205 - 233
Актуальность исследования. Несмотря на объективные трудности, связанные со сложившейся политической и социально-экономической обстановкой, российское высшее образование продолжает сохранять стабильное положение в мировой образовательной системе. В вузы России по-прежнему стремятся иностранные граждане, чтобы получить профессии врача, инженера, архитектора, экономиста и т.д. Российское высшее образование не потеряло былого авторитета и все так же остается привлекательным для иностранцев.
Первой серьезной задачей, стоящей перед иностранными гражданами, приезжающими в Россию для получения образования, является овладение русским языком в объеме, необходимом для обучения на основных курсах вузов в соответствии с избранной специальностью.
Глубокие преобразования в политической, экономической и социальной жизни общества обусловили современные реформы в области высшего образования, правовой базой осуществления которых является закон Российской Федерации «Об образовании» [1]. Необходимость повышения качества образования отмечается в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [3] и в «Федеральном законе о русском языке» [2]. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №483 от 27.07.2001 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» и со ст.6, 7 Закона «Об образовании» [1] утвержден единый государственный Стандарт по русскому языку как иностранному [6].
Разработаны профессиональные модули по различным направлениям (гуманитарному, медико-биологическому и т. д.) [6], учитывающие профессиональную специфику при овладении иностранцами русским языком.
Обучение русскому языку как иностранному начинается на подготовительных отделениях вузов. Перед преподавателями, работающими на таких отделениях, ставятся две основные задачи: обеспечение адаптации учащихся к условиям иной языковой среды и подготовка иностранных слушателей к учебе в избранном вузе в общем потоке с русскими студентами.
Исходя из того, что в качестве мотива при изучении иностранцами русского языка выступает не столько общение с русскими людьми на бытовом уровне, сколько возможность получения специальности, можно с уверенностью утверждать, что важнейшей целью для слушателей подготовительного отделения является овладение языком специальности, позволяющее решать различные задачи в учебно-профессиональной сфере.
Первой серьезной задачей, стоящей перед иностранными гражданами, приезжающими в Россию для получения образования, является овладение русским языком в объеме, необходимом для обучения на основных курсах вузов в соответствии с избранной специальностью.
Глубокие преобразования в политической, экономической и социальной жизни общества обусловили современные реформы в области высшего образования, правовой базой осуществления которых является закон Российской Федерации «Об образовании» [1]. Необходимость повышения качества образования отмечается в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [3] и в «Федеральном законе о русском языке» [2]. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №483 от 27.07.2001 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» и со ст.6, 7 Закона «Об образовании» [1] утвержден единый государственный Стандарт по русскому языку как иностранному [6].
Разработаны профессиональные модули по различным направлениям (гуманитарному, медико-биологическому и т. д.) [6], учитывающие профессиональную специфику при овладении иностранцами русским языком.
Обучение русскому языку как иностранному начинается на подготовительных отделениях вузов. Перед преподавателями, работающими на таких отделениях, ставятся две основные задачи: обеспечение адаптации учащихся к условиям иной языковой среды и подготовка иностранных слушателей к учебе в избранном вузе в общем потоке с русскими студентами.
Исходя из того, что в качестве мотива при изучении иностранцами русского языка выступает не столько общение с русскими людьми на бытовом уровне, сколько возможность получения специальности, можно с уверенностью утверждать, что важнейшей целью для слушателей подготовительного отделения является овладение языком специальности, позволяющее решать различные задачи в учебно-профессиональной сфере.
В диссертационной работе освещены вопросы, связанные с теоретической разработкой и экспериментальной проверкой методики обучения иностранных слушателей аудированию на этапе вводнопредметного курса дисциплины «Язык специальности». Исследование подтвердило теоретическую актуальность и практическую значимость избранной темы.
Решение обозначенной во Введении проблемы привело к следующим выводам:
1. При обучении иностранных слушателей профессиональному общению (в частности, аудированию на материале языка специальности) необходимо учитывать специфику изучаемых дисциплин, лексические и грамматические особенности языка науки.
2. В основу программы по обучению иностранцев аудированию текстов по специальности в самом начале освоения ими русского языка должна быть положена система взаимодополняемого развития предметной компетенции учащихся и формирования и развития аудитивных умений и навыков.
3. При обучении иностранных граждан аудированию текстов на про-фессиональные темы необходимо начинать с формирования и развития речевого слуха учащихся, затем выполнять задания по совершенствованию психологических механизмов аудирования (осмысления, памяти и вероятностного прогнозирования), далее - проводить работу по увеличению объема извлекаемой из аудиотекста информации. Указанные этапы работы не должны быть обособленными и должны строиться на основе систематичности и взаимосвязанности.
4. Важнейшим фактором при формировании и развитии аудитивных умений и навыков является создание условий, приближенных к реальной коммуникации. Следовательно, на каждом из указанных выше этапов должна вестись работа по обучению восприятию речи, произносимой в разном темпе, поступающей из различных источников, а также приему информации при ее однократном предъявлении.
5. Эффективная система упражнений при обучении аудированию должна включать задания по формированию словаря мгновенно узнаваемых лексических единиц и грамматических конструкций, характерных для изучаемой дисциплины специальности.
Решение обозначенной во Введении проблемы привело к следующим выводам:
1. При обучении иностранных слушателей профессиональному общению (в частности, аудированию на материале языка специальности) необходимо учитывать специфику изучаемых дисциплин, лексические и грамматические особенности языка науки.
2. В основу программы по обучению иностранцев аудированию текстов по специальности в самом начале освоения ими русского языка должна быть положена система взаимодополняемого развития предметной компетенции учащихся и формирования и развития аудитивных умений и навыков.
3. При обучении иностранных граждан аудированию текстов на про-фессиональные темы необходимо начинать с формирования и развития речевого слуха учащихся, затем выполнять задания по совершенствованию психологических механизмов аудирования (осмысления, памяти и вероятностного прогнозирования), далее - проводить работу по увеличению объема извлекаемой из аудиотекста информации. Указанные этапы работы не должны быть обособленными и должны строиться на основе систематичности и взаимосвязанности.
4. Важнейшим фактором при формировании и развитии аудитивных умений и навыков является создание условий, приближенных к реальной коммуникации. Следовательно, на каждом из указанных выше этапов должна вестись работа по обучению восприятию речи, произносимой в разном темпе, поступающей из различных источников, а также приему информации при ее однократном предъявлении.
5. Эффективная система упражнений при обучении аудированию должна включать задания по формированию словаря мгновенно узнаваемых лексических единиц и грамматических конструкций, характерных для изучаемой дисциплины специальности.
Подобные работы
- Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ТАТАРСКОМУ И АРАБСКОМУ ЯЗЫКАМ
Магистерская диссертация, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОТБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК СПОСОБ ДИАЛОГИЗАЦИИ
РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Методы и приемы преодоления межъязыковой интерференции в обучении русскому языку в полиэтнической среде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



