Введение 3 - 18
Глава I. Психолого-педагогические и лингвистические основы исследования процесса обучения аудированию
§ 1. Характерные особенности аудирования как вида речевой
деятельности 19 - 28
§ 2. Психологические механизмы аудирования 29 - 39
§ 3. Формирование и развитие речевого слуха - условие успешного
аудирования 39 - 52
§ 4. Факторы, влияющие на процесс аудирования на начальном этапе
обучения языку специальности 52 - 73
Выводы по I главе 73 - 74
Глава II. Методика обучения иностранных студентов аудированию на этапе вводно-предметного курса дисциплины «Язык специальности»
§ 1. Определение уровня владения умениями и навыками в области аудирования перед началом занятий по экспериментальной
программе 75 - 97
§ 2. Цели и содержание системы обучения иностранных студентов аудированию речевых сообщений на профессиональные темы .... 97 - 103
§ 3. Содержание и структура экспериментальной программы.
Принципы, положенные в основу экспериментального обучения ..103 - 114
§ 4. Методы и приемы обучения, их реализация в первом блоке
экспериментальной программы «Математика» 114 - 129
§ 5. Система упражнений в экспериментальном обучении. Характеристика второго блока экспериментальной программы «Химия» . 129 - 145
§ 6. Формы контроля умений и навыков в области аудирования.
Третий блок экспериментальной программы «Физика» 145 - 161
§ 7. Анализ результатов экспериментального обучения (контрольный
эксперимент) 161 - 181
Выводы по II главе 181 - 182
Заключение 183 - 184
Библиография 185 - 204
Приложения 205 - 233
Актуальность исследования. Несмотря на объективные трудности, связанные со сложившейся политической и социально-экономической обстановкой, российское высшее образование продолжает сохранять стабильное положение в мировой образовательной системе. В вузы России по-прежнему стремятся иностранные граждане, чтобы получить профессии врача, инженера, архитектора, экономиста и т.д. Российское высшее образование не потеряло былого авторитета и все так же остается привлекательным для иностранцев.
Первой серьезной задачей, стоящей перед иностранными гражданами, приезжающими в Россию для получения образования, является овладение русским языком в объеме, необходимом для обучения на основных курсах вузов в соответствии с избранной специальностью.
Глубокие преобразования в политической, экономической и социальной жизни общества обусловили современные реформы в области высшего образования, правовой базой осуществления которых является закон Российской Федерации «Об образовании» [1]. Необходимость повышения качества образования отмечается в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [3] и в «Федеральном законе о русском языке» [2]. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №483 от 27.07.2001 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» и со ст.6, 7 Закона «Об образовании» [1] утвержден единый государственный Стандарт по русскому языку как иностранному [6].
Разработаны профессиональные модули по различным направлениям (гуманитарному, медико-биологическому и т. д.) [6], учитывающие профессиональную специфику при овладении иностранцами русским языком.
Обучение русскому языку как иностранному начинается на подготовительных отделениях вузов. Перед преподавателями, работающими на таких отделениях, ставятся две основные задачи: обеспечение адаптации учащихся к условиям иной языковой среды и подготовка иностранных слушателей к учебе в избранном вузе в общем потоке с русскими студентами.
Исходя из того, что в качестве мотива при изучении иностранцами русского языка выступает не столько общение с русскими людьми на бытовом уровне, сколько возможность получения специальности, можно с уверенностью утверждать, что важнейшей целью для слушателей подготовительного отделения является овладение языком специальности, позволяющее решать различные задачи в учебно-профессиональной сфере.
В диссертационной работе освещены вопросы, связанные с теоретической разработкой и экспериментальной проверкой методики обучения иностранных слушателей аудированию на этапе вводнопредметного курса дисциплины «Язык специальности». Исследование подтвердило теоретическую актуальность и практическую значимость избранной темы.
Решение обозначенной во Введении проблемы привело к следующим выводам:
1. При обучении иностранных слушателей профессиональному общению (в частности, аудированию на материале языка специальности) необходимо учитывать специфику изучаемых дисциплин, лексические и грамматические особенности языка науки.
2. В основу программы по обучению иностранцев аудированию текстов по специальности в самом начале освоения ими русского языка должна быть положена система взаимодополняемого развития предметной компетенции учащихся и формирования и развития аудитивных умений и навыков.
3. При обучении иностранных граждан аудированию текстов на про-фессиональные темы необходимо начинать с формирования и развития речевого слуха учащихся, затем выполнять задания по совершенствованию психологических механизмов аудирования (осмысления, памяти и вероятностного прогнозирования), далее - проводить работу по увеличению объема извлекаемой из аудиотекста информации. Указанные этапы работы не должны быть обособленными и должны строиться на основе систематичности и взаимосвязанности.
4. Важнейшим фактором при формировании и развитии аудитивных умений и навыков является создание условий, приближенных к реальной коммуникации. Следовательно, на каждом из указанных выше этапов должна вестись работа по обучению восприятию речи, произносимой в разном темпе, поступающей из различных источников, а также приему информации при ее однократном предъявлении.
5. Эффективная система упражнений при обучении аудированию должна включать задания по формированию словаря мгновенно узнаваемых лексических единиц и грамматических конструкций, характерных для изучаемой дисциплины специальности.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Новая школа, 1992. - 57 с.
2. Федеральный закон «О русском языке как государственном языке Российской Федерации»: Проект //Мир русского слова. - 2001. - №1. - С. 5-11.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. - 2000. - №43. - С. 6-7.
4. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года // Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.02 г. №393 // Вестник образования России. - 2002. - № 6. - С. 10 - 42.
5. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки граждан зарубежных стран, необходимых для поступления на первый курс высших профессиональных учебных заведений Российской Федерации. / Билибин Д.П., Зверев Н.И., Ременцов Н.Н., Якушев В.В. - М.: Высш. шк., 1999. - 31 с.
6. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень. / Андрюшина Н.П., Есина З.И., Нахабина Н.Н., Соболева Н.И. - М.- СПб: Златоуст, 2000. - 56 с.
7. Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Элементарный, базовый, первый сертификационный уровень. - М.: УДН, 2001. - 137 с.
8. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Первый сер-тификационный уровень. - М.: УНЦ ДО МГУ, 1997. - 48 с.
9. Акишина Т.Е., Алексеева Н.Н. Пособие по обучению аудированию и записи лекций. - М.: Русский язык, 1989. - 86 с.
10. Алексеева Н.Н. Комплексный подход к обучению видам речевой деятельности на русском языке нерусских студентов (на материале науч¬
186
ного стиля речи): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983. - 193 с.
11. Антонова И.И., Филясова А.А. Проверка речевых умений и навы¬ков в процессе работы над их развитием // Иностранные языки в школе. -
1961. - №3. - С. 61.
12. Апатова Л.И. Обучение пониманию иноязычной речи на слух: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1971. - 187 с.
13. Аросева Т.Е., Рогова Л.Г., Сафьянова Н.Ф.: Пособие по научному стилю речи для подготовительных факультетов вузов СССР. Технический профиль. - 3-е изд., дополн. и переработ. - М.: Русский язык, 1987. - 291 с.
14. Артемов В. А. Психология наглядности при обучении иностран¬ным языкам // Преподавание иностранных языков: теория и практика / Под ред. В. А. Артемова. - М.: Наука, 1971. - С. 241 - 258.
15. Артемов В. А Психология обучения иностранным языкам. - М.: Высш. шк., 1969. - 145 с.
16. Артикуляционные таблицы: Методические разработки для разви¬тия навыков аудирования и тестирования слуховой функции / Под ред.
Н.К. Дубровина - Л.: ЛГУ, 1984. - 40 с.
17. Арутюнов А.Р., Костина И.С. Коммуникативные методы русско¬го языка как иностранного: Конспекты лекций.- М.: Русский язык, 1992. - 134 с.
18. Архипов Г.Б. О влиянии темпа речи на аудирование: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1968. - 174 с.
19. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике.
- М.: Педагогика, 1988. - 239 с.
20. Банкевич Л.В. Система тестов в американской методике // Ино-странные языки в школе. - 1965. - №6. - С. 57 - 60.
21. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным язы¬кам: Пособие для преподавателей и студ. - М.: Просвещение, 1965. - 227 с.
22. Бессмертный А.З. Некоторые вопросы обучения пониманию речи
187
на слух // Иностранные языки в школе. - 1967. - №6. - С. 30 - 37.
23. Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиций иерархий целей и задач // Методика и психология обучения иностранным языкам / Под ред. О. Д.Митрофановой. - М.: Русский язык, 1991. - С. 99 - 111.
24. Богданова Е.Г. Актуальные вопросы обучения аудированию (по материалам зарубежных исследований) // Теоретические и эксперимен¬тальные исследования в области обучения иноязычной речевой деятельно¬сти / Под ред. Ю. А. Дементьева.- М.: Моск. госуд. ин-т иностр. яз. им. М.Тореза, 1981. - Вып. 180. - С. 33 - 46.
25. Борзенко С.Г. Обучение иностранных студентов-медиков про-фессиональному общению на русском языке: Дис. ... канд. пед. наук - М., 1983. - 206 с.
26. Борзова И. А., Колотилина Л.А.: Пособие для подготовительных факультетов вузов СССР. Медико-биологический профиль. - М.: Русский язык, 1987. - 173 с.
27. Боровко З.И. Некоторые проблемы потенциального словаря при аудировании // Иностранные языки в школе. - 1972. - №6. - С. 47 - 55.
28. Бочарова С.П. Некоторые особенности переработки информации в кратковременной памяти // Вопросы психологии. - 1976. - №2. - С. 56 -
61.
29. Бунеев Р.Н., Попова Л.А. Будущему врачу: Учеб. пособие для студентов-иностранцев по языку специальности (медико-биологический профиль). - М.: Баллас, 1995. - 208 с.
30. Бурвикова Н.Д. Текст как объект лингвометодического исследо¬вания в аспекте описания и преподавания русского языка как иностранного // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного: Текст и обучение языку / Под ред. О.Д. Митрофано¬вой. - М.: Русский язык, 1991. - С. 12 - 19.
31. Вайсбурд М. Л. Обучение пониманию иностранной речи на слух.
188
- М.: Просвещение, 1965. - 240 с.
32. Вайсбурд М.Л., Климентенко А.Д. Требования к речевым умени¬ям // Иностранные языки в школе. - 1972. - №3. - С. 72 - 80.
33. Василенко Е.И. Методика преподавания русского языка ино¬странным учащимся. - М.: Наука, 1989. - 214 с.
34. Виноградов В. Д. Лингводидактические основы обучения русско¬му языку и культуре речи: Сб. избранных статей и докладов. - Н.Новгород: НГПУ, 2001. - 165 с.
35. Вовк П.С. Индивидуализация управления речевым слухом обу-чающегося // Пути индивидуализации обучения русскому языку иностран¬ных студентов подготовительного факультета / Под ред. Е.И.Мотиной. - М.: УДН, 1985. - С. 35 - 45.
36. Володин Н.В. Методика обратной связи // Иностранные языки в школе. - 1964. - №4. - С. 39 - 45.
37. Володин Н.В. К методике составления тестов // Иностранные языки в школе. - 1972. - №1. - С. 36 - 43.
38. Воронова О.М. Тестовые задания как один из приемов контроля // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / Под ред. В.С. Цетлин. - М.: Просвещение, 1986. - С. 95 - 98.
39. Воскресенская К.В. Использование простейших контролирующих устройств при обучении восприятию устной речи на слух // Иностранные языки в школе. - 1965. - №4. - С. 55 - 57.
40. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. - 414 с.
41. Высотская Н.А. Система упражнений, обучающая студентов- вьетнамцев аудированию русской речи (начальный этап): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1978. - 21 с.
42. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в совет¬ской психологии / Под ред. В.А. Артемова. - М.: Наука, 1966. - 252 с.
43. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
189
- М.: Наука, 1981. - 139 с.
44. Гапочка И.К. Обучение аудированию: Учеб. пособие. - М.: УДН,
1980. - 90 с.
45. Гапочка И.К. Пособие для обучения аудированию. - М.: УДН, 1974. - 171 с.
46. Гез Н.И. Теоретические и экспериментальные исследования в об¬ласти взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности // Взаимо¬связанное обучение видам речевой деятельности в практике преподавания русского языка как иностранного / Под ред. Ю.А. Дементьева.- М.: Моск. гос. ин-т иностр. яз. им. М.Тореза, 1989. - Вып. 346. - С. 4-11.
47. Гез Н.И. К вопросу об обучении распознаванию речи при зри¬тельном и слуховом восприятии // Иностранные языки в школе.- 1962.- №2. - С. 27 - 37.
48. Гез Н.И. О факторах, определяющих успешность аудиования иноязычной речи // Иностранные языки в школе. - 1977. - №5. - С. 32 - 42.
49. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высш. шк., 1982. - 294 с.
50. Глебова Н.Н. Учет национально-психологических особенностей учащихся в методике преподавания русского языка как иностранного: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 167 с.